Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Система костюмографических упражнений и задач как средство формирования функциональной графической грамотности будущего учителя технологии обработки ткани 12
1.1. Заданный подход в формировании костюмографических умений будущих учителей технологии обработки ткани 12
1.2. Разработка системы учебных костюмографических задач и условия ее применения в обучении студентов, готовящихся преподавать технологию обработки ткани в школе 37
Краткие выводы 65
ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка эффективности применения системы костюмографических упражнений и задач как средства формирования прикладных изобразительных умений 9
2.1. Методические основы формирования у студентов прикладных изобразительных умений по костюмографике 69
2.2. Обоснование содержания и анализ результатов констатирующего эксперимента и экспериментального обучения 95
Краткие выводы 127
Заключение 129
Список литературы 130
- Заданный подход в формировании костюмографических умений будущих учителей технологии обработки ткани
- Методические основы формирования у студентов прикладных изобразительных умений по костюмографике
- Обоснование содержания и анализ результатов констатирующего эксперимента и экспериментального обучения
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение практики и теории графической подготовки учителя технологии в педвузе в последнее десятилетие показало необходимость формирования у студентов прикладных изобразительных умений, востребованных в школьном обучении «Технологии». Функциональный компонент графической грамотности будущего учителя должен включать систему практических навыков и умений по оперативному выполнению художественно-графических изображений созидательного характера на приемлемом эстетическом уровне.
Сфера эстетического как проявление ценностного отношения к художественному проектированию и созданию декоративно-прикладных изделий, моделей одежды, художественной обработке природных, текстильных, конструкционных и других материалов - важная составляющая профессиональной культуры учителя технологии. Не владея прикладными изобразительными умениями, применяемыми в школьном обучении, будущий учитель не сможет в полной мере решать задачи образовательной области «Технология» по использованию в качестве объектов труда изделий, оформленных с учетом требований дизайна, по формированию у школьников эстетического отношения к окружающему предметному миру [91].
Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания требует насыщения графической деятельности элементами и технического, и художественного конструирования. Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин, — декларирует программа образовательной области «Технология» и требует в тематике проектных заданий учитывать тенденции современного дизайна и моды. Поэтому этапы конструирования объектов труда, создаваемых с учетом законов красоты, должны
фиксироваться адекватными средствами: красивые изделия должны быть изображены на приемлемом эстетическом уровне.
Наше исследование посвящено методике формирования у будущих учителей технологии прикладных изобразительных умений, востребованных в школьном обучении с преобладанием раздела «Технология обработки ткани».
Анализ учебных программ по графическим дисциплинам средних и высших профессиональных учебных заведений и их реализации, анализ учебных пособий по выполнению изображений костюма для педагогов и технологов швейного производства не позволили выявить подходов к разработке эффективной методики обучения костюмографическим умениям, соответствующей специфике деятельности учителя технологии обработки ткани.
В подтверждение сказанного можно отметить, что усиливается роль соответствующих дисциплин в ведущих вузах страны. Например, в МІН У блок графических дисциплин называется «Графика и дизайн» и содержание обучения усилиями А. А. Павловой и ее научной школы соответствует наименованию. Кроме того, имеет место спецкурс «Основы педагогической графики».
В РГПУ им. А. И. Герцена на факультете технологии и
предпринимательства защищена кандидатская диссертация Г. Чулуунаа по
, формированию функциональной графической грамотности с помощью
элементов художественно-технического проектирования и дизайна
костюма.
В нашем ВятГГУ на специальности «Технология и предпринимательство» в блок графических дисциплин, помимо установленных ГОС начертательной геометрии и черчения, введен практикум «Прикладное рисование». Первый его раздел - «Начала рисунка» - имеет относительно одинаковое содержание для всех специализаций. Вторая часть практикума для специализаций, связанных с технологией
»
обработки ткани, включает чтение и преобразование костюмографических изображений.
В кандидатской диссертации Е. Е. Симоновой, выполненной в рамках
исследования графической культуры учителя технологии под руководством
С. А. Смирнова, разработаны основные положения и содержание первого
раздела практикума - «Начала рисунка». Для второго раздела «Элементы
композиции и графики костюма» кроме некоторых общих положений
намечены работы обязательного минимума. Разработка методики
формирования костюмографических умений не осуществлялась,
j. Для того чтобы эффективно осуществлять художественно-
графическую подготовку будущих учителей технологии, с учетом специализации, в сложившихся условиях, необходимо широкое применение новых идей, активных средств в обучении.
Задача давно играет существенную роль в обучении, и особенно в
преподавании естественно-математических, технико-технологических, і
инженерно-графических дисциплин, а в последние десятилетия и
гуманитарных. А задачный подход к построению учебного процесса
выступает одним из способов реализации деятельностно-ценностной
парадигмы образования, при которой «важно не столько то, что
преподаватель передал студенту, сколько то, как они усваивают знания и
к превращают их в навыки» [9].
Проектирование деятельности обучающихся как системы процессов постановки и решения последовательного ряда задач и выполнения упражнений позволило нам осуществить задачный подход к формированию прикладных изобразительных умений по костюмографике в рамках
I графической подготовки будущих учителей, готовящихся преподавать
технологию в школе с преобладанием раздела «Технология обработки ткани».
Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между необходимым уровнем прикладных изобразительных умений
учителя технологии, востребованных в школьном обучении, и отсутствием методики формирования костюмографических умений в рамках графической подготовки будущего учителя технологии в педагогических вузах. Указанное противоречие обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: художественно-графическая подготовка будущих учителей технологии, с учетом специализации, в условиях вуза.
Предмет исследования: проектирование системы упражнений и задач по костюмографике как средства формирования прикладных изобразительных умений в графической подготовке будущих учителей технологии обработки ткани.
Цель исследования: разработать оптимальную по количеству совокупность упражнений и задач, образующих систему, решение которых в условиях ограниченности учебного аудиторного времени обеспечит эффективное формирование костюмографических умений у будущих учителей, готовящихся преподавать технологию в школе, с преобладанием раздела «Технология обработки ткани».
Гипотеза исследования: уровень прикладных изобразительных умений будущих учителей, готовящихся преподавать технологию в школе с преобладанием раздела «Технология обработки ткани», окажется на более высоком уровне, если:
а) студенты будут выполнять костюмографические задания,
образующие систему;
б) в основе построения указанной системы будет классификация
преобразований в учебной костюмографической деятельности;
в) совокупность и последовательность выполняемых
костюмографических заданий будет определять систему формирования
костюмографических умений.
Из цели и гипотезы исследования вытекают следующие задачи исследования:
Изучить теоретическое состояние проблемы и практику формирования прикладных изобразительных умений будущих учителей технологии обработки ткани, в том числе путем решения костюмографических задач.
Обосновать необходимость и разработать систему костюмографических упражнений и задач в обучении прикладному рисованию будущих учителей технологии обработки ткани.
Разработать методику формирования прикладных изобразительных умений по оперативному выполнению костюмографических изображений будущими учителями технологии обработки ткани, основанную на выполнении упражнений и решении задач по костюмографике, образующих систему; овладении способами и поэтапностью построения костюмографических изображений.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в реальном учебном процессе.
Методология и теория исследования основывается на работах, посвященных деятельностному подходу к развитии личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.); системному подходу в обучении (В. П. Беспалько,
B. С. Данюшенков, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина,
Г. П. Щедровицкий); на трудах, связанных с применем задач в обучении, в
том числе учебно-производственных (Г. А. Балл, Г. Д. Бухарова,
Л. Л. Гурова, Ю. М. Колягин, Т. В. Кудрявцев Н. А. Менчинская, Д. Пойа,
C. Л. Рубинштейн, Г. И. Саранцев, М. Н. Скаткин,); на исследованиях
психолого-педагогических основ формирования графических знаний и
умений, приемов графической деятельности, в том числе с использованием
учебных задач (А. Д. Ботвинников, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградов,
В. А. Гервер, Е. Н. Кабанова-Меллер, Г.Р.Ким, Б.Ф.Ломов,
Н. Г. Преображенская, В. В. Степакова, И. С. Якиманская); на работах по
профессионально-графической подготовке студентов (Л. Н. Анисимова, В. М. Быстров, М. В. Лагунова, А. А. Павлова, С. А. Смирнов, О. П. Шибанова).
Исследование осуществлялось с применением следующих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы; обобщение педагогического опыта; прямого и косвенного наблюдения; педагогический эксперимент, «мультиплицирование» при построении испытуемыми костюмографических изображений тестирование; методы математической обработки результатов эксперимента.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (2001-2003 гг.) изучалась учебная костюмографическая деятельность в среднеспециальных и высших учебных заведениях. В результате этого была обоснована актуальность исследования, определены предмет, цель и задачи. Проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2002-2004 гг.) на основании результатов изученного практического опыта и констатирующего эксперимента была разработана совокупность костюмографических упражнений и задач и произведена ее проверка при обучении прикладному рисованию будущих учителей обработки ткани. Опубликовано учебное пособие для студентов вузов (рекомендовано УМО по профессионально-педагогическому образованию) по практикуму «Начала рисунка и костюмографики».
На третьем этапе (2004-2006 гг.) на основе классификации и типизации преобразований учебной костюмографической деятельности была спроектирована система костюмографических упражнений и задач. Проведена экспериментальная проверка эффективности формирования прикладных изобразительных умений в процессе обучения прикладному рисованию посредством решения системы костюмографических упражнений и задач. Обработаны результаты диагностики и контрольных срезов. Оформлена диссертация.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснован задачный подход в обучении костюмографике на специальности «Технология и предпринимательство» педагогического вуза как способ реализации деятельностно-ценностной парадигмы образования, включающий следующие ключевые положения:
а) учебный процесс строится с использованием системы процессов
решения костюмографических задач всех родов, видов, подвидов, а также
типов;
б) учебная костюмографическая задача - «проблемная ситуация»,
возникающая перед студентами и побуждающая к мыслительной и
практической деятельности на базе усвоенных ранее графических и
прикладных изобразительных умений с использованием знания
закономерностей, правил, способов и приемов построения
костюмографических изображений;
в) интерпретирована, дополнена и уточнена классификация
преобразований в учебной графической деятельности применительно к
костюмографике; <
г) разработана система упражнений и задач по костюмографике на
основе идеи преобразования: родовидовые преобразования в учебной
костюмографической деятельности в сочетании с преобразованиями
замещения «объект - изображение - слово».
2. Разработана методика формирования костюмографических умений у будущих учителей, готовящихся преподавать технологию в школе с преобладанием раздела «Технология обработки ткани», основанная:
а) на выполнении оптимального количества заданий по
костюмографике, образующих систему и состоящих из работ обязательного
минимума (по Е. Е. Симоновой), узловых и предваряющих задач, а также
упражнений;
б) на поэтапности построения изображений как микроструктур -
деталей и элементов костюма, так и макроструктур - плечевых и поясных
изделий и их комбинаций;
»
в) на овладении способами построения костюмографических изображений в единстве отображаемых элементов: «от общего к частному», который имеет два варианта - с последующим «вычитанием» и с последующим «прибавлением»; способ «по частям»; комбинированный способ.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении системы упражнений и задач по костюмографике, а также в разработке на ее основе методики формирования у будущих учителей соответствующих прикладных изобразительных умений, востребованных в школьном обучении технологии обработки ткани.
Практическая значимость исследования заключена в конкретных методических рекомендациях, представленных:
а) сборником заданий «Начала костюмографики: альбом упражнений
и задач», содержащим работы обязательного минимума и всю совокупность
упражнений и задач разработанной системы;
б) учебным пособием «Начала рисунка и костюмографики»,
рекомендованным УМО МО РФ и отражающим основные положения
методики формирования прикладных изобразительных умений у будущих
учителей, готовящихся преподавать технологию в школе с преобладанием
раздела «Технология обработки ткани», в котором представлены цель и
учебные задачи, содержание программного материала, основные требования
к знаниям и умениям студентов по костюмографике.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
Обоснование задачного подхода в обучении началам костюмографики на факультете «Технология и предприниматеЯство» педагогического вуза.
Система костюмографических упражнений и задач, составленная на основе родовидовых преобразований в учебной костюмографической деятельности в сочетании с преобразованиями замещения «объект -изображение - слово».
3. Методика формирования прикладных изобразительных умений по
оперативному выполнению костюмографических изображений, основанная
на системном подходе к выполнению упражнений и решению задач по
костюмографике, овладении способами построения костюмографических
> изображений и поэтапности построения изображений микро- и
макроструктур костюма.
4. Экспериментальное доказательство гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
в практической работе высших и среднеспециальных учебных заведениях г. Кирова (факультет технологии и дизайна ГОУ ВПО Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ), ГОУ НПО Вятский техникум сферы услуг), ГОУ ВПО Коми государственном педагогическом институте, Пермском государственном педагогическом университете;
при обсуждении результатов исследования на заседаниях кафедры технологии и методики преподавания технологии ГОУ ВПО ВятГГУ;
* - посредством участия в региональных и международных научно-
практических конференциях: «Технологическое образование в вузе и школе в условиях модернизации образования» (Москва, 2003), «Технологическое образование в подготовке учителя и учащихся» (Киров, 2004), «Технология, предпринимательство, экономика» (Тула, 2004), «Технологическое образование подрастающего поколения: современные подходы» (Ульяновск, 2004 г.), «Технологическое образование в вузе и школе» (Москва, 2006);
в работе лаборатории «Теоретические основы графической культуры учителя технологии» факультета технологии и дизайна ГОУ ВПО ВятГГУ;
в публикациях автора.
Структура работы отражает логику проведенного исследования и его результаты. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.
»
Заданный подход в формировании костюмографических умений будущих учителей технологии обработки ткани
В последние десятилетия в ряде дидактических работ [31, 33, 45, 82, 118, 119, 121, 124, 126] большое значение задач в обучении связывается не только с частными вопросами организационно-методических преобразований, но с расширяющимся, в соответствии с требованиями жизни, содержанием образования, которое бы обеспечивало, наряду со знаниями, навыками, умениями, приобретение учащимися опыта продуктивной преобразовательной деятельности.
В условиях жизни, направленной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, человек выступает активным субъектом, распоряжаясь своим главным капиталом -квалификацией. Самостоятельность в решениях становится одним из главных требований, предъявляемых к специалисту [81].
«Общество, в котором знания становятся главным ресурсом экономики .., в котором будут преобладать интеллектуальные работники.., предъявит новые требования как к общеобразовательной, так и к профессиональной школе» [81, с. 23]. Подвижность и изменчивость содержания профессионального труда требуют от специалиста, по утверждению В. А. Сластенина, быть активным субъектом инновационной деятельности (а не только обслуживать имеющиеся социальные и производственные технологии) [105]. Формирование разносторонне развитой личности, наряду с овладением знаниями, умениями и навыками, включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов, способностей, привычек, внимания, воли, чувств и так далее. Следуя этой логике, А. М. Новиков делает важный вывод, что профессиональное образование, наряду с общим, является необходимым и важнейшим фактором разностороннего развития личности, поскольку человек, не владеющий никакой профессией, ничего не умеющий делать конкретно, - явно неполноценный человек. «Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное без общего не могут сформировать полноценного человека: это две стороны одной медали» [81, с.28].
Высокообразованный человек - это и безукоризненный специалист в своей области, и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры [81, с.23].
Одной из идей развития профессионального образования является идея гуманизации как поворот от его технократической, цели к гуманистическим целям становления и развития личности. Гуманизация ориентируется на принцип гуманитаризации и принцип деятельностной направленности [81, с. 38-39].
При широком понимании гуманитаризации образования исчезает традиционное противопоставление гуманитарных и естественнонаучных, технических и технологических дисциплин. С этих позиций принцип гуманитаризации профессионального образования рассматривается А. М. Новиковым как формирование у студентов системы отношений к самому себе — профессионально-эстетическое воспитание. «Необходимо направить учебно-воспитательный процесс, в частности на то, чтобы раскрыть студентам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной сфере и орудиях, в процессе труда, а также в межличностном общении, характерном для совместных действий [81, с. 60]. Таким образом, во-первых, насыщение графической деятельности элементами дизайна, прикладного рисования (прикладной рисунок, в том числе технический, композиция и графика изображаемого изделия), элементами художественного, а не только технического конструирования и, во-вторых, раскрытие эстетической ценности учебного, производственного, исследовательского (расчетно-графические, опытно-конструкторские работы, сочетающие в себе как технико-технологические, так и эстетические начала), и других видов труда, а в целом - труда педагогического. Этот принцип «требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания [107, с. 145], а также, добавим от себя, технологической компетенции.
Анализ хода и результатов профессионально-педагогической подготовки учителя технологии, основанный на соотношении репродуктивной и продуктивной деятельности обучаемых, позволил определить эффективные пути развития творческих способностей будущих учителей. В этом анализе мы исходили из того, что «предпосылкой творчества является постепенное накопление знаний и опыта, профессиональных умений и навыков людей, которое неизбежно приводит к новым качественным результатам в практической деятельности», что «творческая деятельность ... имеет своей основой прошлый, то есть репродуктивный по своему содержанию труд» [108, с. 26-27]. Результаты психолого-педагогических исследований, проводимых в рамках деятелъностного подхода, утверждают, что творчеству молено и нужно учить [79, 82,100, 111].
Методические основы формирования у студентов прикладных изобразительных умений по костюмографике
Наш опыт обучения и результаты, полученные Е. Е. Симоновой в рамках диссертационного исследования, свидетельствуют, что основой художественно-графической подготовки студентов-технологов, начала которой закладываются на прикладном рисовании, является их способность к активной костюмографической деятельности, где достаточно полно представлены все ее виды: ценностно-ориентировочная, познавательная, преобразовательная, эстетическая, физическая, коммуникативная [100, с. 75].
Практикум «Прикладноерисование...», его структура и место в графической подготовке будущих учителей технологии
«Прикладное рисование: начала рисунка и костюмографики» -составная часть блока графических дисциплин. По форме «Прикладное рисование...» - это практикум. Его содержание направлено на формирование и развитие графической культуры студентов, в том числе овладение ими некоторыми приемами изобразительной деятельности, применяемыми в костюмографике, их образного мышления, художественного вкуса, творческих качеств.
Практикум «Прикладное рисование: начала рисунка и костюмогафики» состоит из двух частей. Содержание первой части «Начала рисунка» в основе своей одинаково для всех специализаций специальности «Технология и предпринимательство». Оно включает в себя приемы и средства выполнения изображений, чтение и изображение орнаментов; научно-практические основы перспективы, общие сведения о цвете, изображение складок и драпировок. Вторая часть - «Начала костюмографики» - включает изображение фигуры человека с помощью условно-пропорциональной схемы, рисование моделей одежды и их элементов и изображение моделей костюма на фигуре человека.
Освоение второй части практикума связано с чтением и преобразованием, и в первую очередь завершением произведений костюмографики. Это означает, что будущий учитель технологии обработки ткани должен уметь оперативно на приемлемом эстетическом уровне предъявлять учащимся наглядными графическими средствами информацию о микроструктурах, эквивалентных реальным объектам, наделенных смысловым содержанием, и о графических макроструктурах, масштаб которых равен масштабу всего костюмографического произведения, воспринимаемого как единое целое [100].
Основная цель второго раздела практикума «Начала костюмографики» заключается в овладении студентами приемами прикладной изобразительной деятельности, востребованными в школьном обучении технологии. Реализация названной цели предполагает формирование у студентов способности к графическому изображению комбинаций элементов костюма и выполнение изображения преобразованной модели одежды в новом, в том числе оригинальном, единстве его элементов.
Для реализации поставленной цели в процессе обучения началам костюмографики необходимо решить следующие учебные задачи:
- формировать умения по графическому выполнению эскизов и наглядных изображений элементов одежды и моделей костюма целиком с применением условно-пропорциональной схемы;
- решая учебные костюмографические задачи, научить учащихся осуществлять разнообразные преобразования изображений и объектов;
- в процессе чтения произведений костюмографики обучить анализировать форму и конструкцию костюма; разбираться в значении различных линий (конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных); формировать профессионально значимые приемы коммуникативной деятельности, формировать пространственные представления о совокупности способов технологической обработки костюма;
- формировать у студентов художественный вкус и способность к эстетическому восприятию предметного мира.
Реализация педагогического процесса обучения будущих учителей технологии началам костюмографики требует учета следующих положений [101].
1. Две ведущие идеи пронизывают содержание обучения костюмографике: идея преобразования и идея творчества. Под преобразованием мы понимаем графическую и прикладную изобразительную деятельность, связанную с различными изменениями костюмографических изображений и предметов одежды. Насыщение графической деятельности заданиями на преобразование должно формировать подвижность пространственных представлений, развивать технологическо конструкторское мышление.
Обоснование содержания и анализ результатов констатирующего эксперимента и экспериментального обучения
Экспериментальная работа являлась частью диссертационного исследования и осуществлялась на факультете «Технологии и предпринимательства» ГОУ ВПО Вятского государственного гуманитарного университета, в ГОУ НПО Вятском техникуме сферы услуг, ГОУ ВПО Коми государственном педагогическом институте, Пермском государственном педагогическом университете.
Опытная и экспериментальная работа была разделены на два этапа, каждый из которых имел свои цели. Результаты этапов использовались для дальнейшей эмпирической и теоретической работы.
На первом этапе (2001-2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент. Его цель - оценить исходный уровень костюмографических умений испытуемых, изучить их учебную костюмографическую деятельность в естественных условиях. Экспериментальная работа велась с разными категориями испытуемых, которые были разделены на три группы. Данные, полученные в рамках констатирующего эксперимента послужили основанием для разработки рабочей гипотезы.
На втором этапе проводился обучающий эксперимент. Он состоял из двух частей. Первая часть носила поисковый характер и проходила в 2002 -2004 гг. Ее цель - экспериментально проверить совокупность разработанных костюмографических заданий. Результаты первой части обучающего эксперимента послужили основой для формулирования методических рекомендаций по формированию у будущих учителей технологии обработки ткани умений выполнять различные виды костюмографических изображений. Вторая часть обучающего эксперимента носила формирующий характер, в рамках которой проводилось экспериментальное обучение по разработанной нами методике. Обучение велось в 2004 - 2006 гг. со студентами педвуза специальности «Технология и предпринимательство», имеющими различный t начальный уровень художественно-графической подготовки. Целью данного этапа была проверка выдвинутой гипотезы исследования через отслеживание динамики изменений костюмографических умений по ряду критериев. По результатам достижений обучаемых выделенных групп делались выводы, в том числе в целом по исследованию. Рассмотрим этапы экспериментальной работы более подробно. Обоснование констатирующего эксперимента, его проведение и анализ результатов Констатирующий эксперимент проводился в процессе преподавания раздела «Начала костюмографики» на специальности «Технология и предпринимательство» Вятского государственного гуманитарного университета на дневном и заочном отделении. Также во внимание был взят опыт работы соискателя с учащимися Вятского техникума сферы услуг, обучающимися по специальности 9 «Технология швейных изделий». Это стало возможным в виду следующего ряда условий: учащиеся техникума того же возраста, что и студенты вуза; специальность учащихся такая же, что и специализация студентов вуза; художественно-графическая подготовка учащихся осуществляется по тому же направлению, что и в вузе. I Все испытуемые, с которыми велась экспериментальная работа нами были разделены на три группы: 1-я группа - студенты педвуза специальности «Технология и предпринимательство» специализации «Технология обработки ткани», І поступившие в него после окончания общеобразовательного учебного заведения на дневное и заочное обучение. 2-я группа - студенты педвуза, специальности «Технология и предпринимательство» специализации «Технология обработки ткани», имеющие среднее профессиональное образование: 1) техники-технологи швейного производства; 2) учитель изобразительного искусства, черчения и трудового обучения. 3-я группа - учащиеся среднеспециального учебного заведения, обучающиеся по специальности «Технология швейных изделий». Эти испытуемые закончили профессионально-техническое училище по специальности «Технология швейных изделий».