Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Журавицкая Мария Самуиловна

Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования
<
Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Журавицкая Мария Самуиловна. Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 162 c. РГБ ОД, 61:02-13/978-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования. 21

1.1 Становление музыкального воспитания в Израиле. 21

1.2 Психические особенности детей младшего школьного и подросткового возраста. 32

1.3 Познавательный интерес - важнейший мотив учебной деятельности. 48

1.4 Музыкально-дидактические игры как средство развития интереса и познавательной активности детей младшего школьного возраста. 66

Выводы по I главе. 83

Глава II Опытно-экспериментальная работа. 85

1 Содержание и методика опытно-экспериментальной работы. Констатирующий эксперимент.

2 Методика формирования познавательного интереса и развития творческой направленности. Обучающий эксперимент. 100

Выводы по I I главе. 1 22

Заключение. 125

Приложения №1 128

№2 131

№3 134

Список литературы. 148

Введение к работе

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами, педагогами предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. В связи с этим возрастает роль музыкально -эстетического воспитания школьников. По словам Д.Б. Кабалевского музыка в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, она решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.»

Баренбойм Л.А. в своей работе «О музыкальном воспитании в СССР» рассуждает, что конечная цель уроков музыки в общео-бразавательной школе «ввести (ввести достаточно рано - упустишь время, потом не наверстаешь) детей и подростков в мир большой и серьезной музыки как можно раньше, оказав таким путем благотворное воздействие на формирование их личности.

Такой широкий взгляд на школьное музыкальное образование был свойствен и прогрессивным музыкантам просветителям как дореволюционной России, так и музыкантам - педагогам 20-30-х годов нашего века, среди которых можно назвать А.И. Пузырев-ского, Д.Н. Зарина, В.Н. Шацкую, Б.В. Асафьева и др. При этом педагоги-музыканты указывали на важность художественного восприятия музыки.

Очень важно на музыкальных занятиях не просто давать определенные знания, развивать навыки и умения - это не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

Если спросить маленького школьника, любит ли он музыку, хочет ли заниматься ею, мечтает ли посещать музыкальную школу, играть на музыкальных инструментах, отрицательный ответ можно услышать сравнительно редко. Почему же мы так часто наблюдаем разочарование детей в музыке, видим, как они скучают на музыкальных занятиях, с неохотой посещают музыкальную школу? Значит существует противоречие между тем, что ребенок ждет от музыки и тем, что он получает: между потребностями ребенка в постоянном присутствии музыки в его жизни и ограниченными возможностями современной практики музыкального воспитания, которая не в состоянии эти потребности удовлетворить. Что же ребенок ждет от музыки? Прикасаясь к клавишам фортепиано или другим музыкальным инструментам, с любопытством и настороженностью воспринимая музыкальные звуки, слушая музыку мультфильмов, музыкальные сказки, он радуется, удивляется и на все, что слышит реагирует по-детски непосредственно. Что делаем мы, взрослые педагоги на уроках музыки, в кружках, в музыкальных школах для того, чтобы не обмануть ожидания детей? Вместо того, чтобы постепенно и терпеливо учить школьников любить и понимать музыку, начинаем делать это целенаправленно и «методично», игнорируя при этом природу детского восприятия и навязывая детям нашу, взрослую программу восприятия, наше видение и понимание музыкального смысла. При этом, в качестве основного требования выдвигается обязательность усвоения учебного материала. В итоге, вместо того, чтобы стать на позицию ребенка и постигать искусство вместе с ним, учитывая его возрастные возможности и потребности, многие учителя организуют учебно-воспитательный процесс, исходя из сложившихся общепринятых требований и правил, кочующих из пособия в пособие на

протяжении многих лет. Достижение такого формализованного результата всегда связывается с «механической» стороной процесса обучения: с бесконечными заучиваниями, закреплениями, повторами, отработкой и пр. Все это как раз и лишает детей их ожидания радости, удивления открытий, снижает непосредственность восприятия. В этом случае, естественно, у детей быстро пропадает интерес к музыке.

Появление концепции массового музыкального воспитания, разработанной композитором и педагогом Д.Б. Кабалевским, музыканты встретили с большим энтузиазмом. Главенствующим принципом этой концепции выступает принцип преподавания музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью: концепция Кабалевского исходит из того, что восприятие музыки пронизывает, объединяет все виды деятельности, благо- даря чему урок становится неразделимым, а представление об искусстве музыки формируется как целостное, причем важным представляется именно активное восприятие музыки, объединяющее разнообразные формы деятельности, на что и раньше обращали внимание выдающиеся педагоги - музыканты. Так А.Л. Маслов на первый план в педагогическом процессе выдвигал творческую активность учащихся. В своей работе «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» Маслов пишет: «Современная наука пришла к выводу, что основа, сущность душевной жизни ребенка заключа- ется в движении, что только при помощи активной деятельности возможна работа фантазии, как необходимого результата правильно организованной мысли. Активность, как понимает её наука, есть творчество, следовательно, духовный рост человека также есть творчество... творчество должно лежать в основании всей созидательной деятель-

ности. Эта творческая деятельность должна поддерживаться по возможности на всех уроках...». /70;64/

В.Н. Шацкая в книге «Бодрая жизнь» писала: «С самого начала своих занятий музыкой с детьми я ждала таких путей, таких приемов которые дали бы возможность детям почувствовать радость от переживания музыкальных впечатлений, развить детский вкус и понимание для восприятия музыки и побудить детей таким образом к тому, чтобы они сами пожелали работать, добиваться все более и более серьезного удовлетворения для себя». Она указывала на необходимость «разбудить и укрепить потребность в искусстве, дать возможность музыкального удовлетворения, понимания и живой работы в этом искусстве». /70;66/

Одним из приемов работы Б.Л. Яворского на музыкальных занятиях были: двигательные импровизации, инсценировки, которые осуществлялись всем классом: вокальные импровизации, игра на детских музыкальных инструментах, коллективное музицирование на фортепиано и др.

Возвращаясь к концепции музыкального воспитания Кабалевского можно отметить, что в качестве центральной педагогической проблемы выдвигается проблема создания и сохранения эмоциональной увлеченности музыкой на протяжении всех лет обучения детей в школе.

Обращаясь к истории музыкального воспитания, можно привести слова Д.Н. Зарина: «Силой эмоции интереса, степенью устойчивости и глубины ее определяется вся психологическая жизнь человека. Наши познавательные силы только тогда работают, наша воля только тогда проявляет энергию и настойчивость, наши чувства лишь в том случае культивируются, когда душа проникнута живейшим чувством интереса, когда мы жаждем знания и общей

культуры... Из этого правила не только исключается изучение музыкальных явлений, но, напротив, чувство интереса надо признать единственно возможным и действительно необходимым в музыке стимулом усвоения». /70;59/

Современное общество всё чаще обращается к поиску рациональных путей формирования личности в единстве с традициями и ценностями накопленными человечеством. Педагогические теории, методы и приёмы, разработанные развитыми странами Европы, могут быть использованы для решения проблем многогранного развития личности и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования творческой индивидуальности, закладывается фундамент будущей зрелой личности. Поэтому разработка и последующее использование методик направленных на развитие разносторонних качеств личности детей начального школьного периода является чрезвычайно актуальным. И здесь большую пользу может принести весь позитивный опыт, который накоплен в различных музыкально- образовательных системах.

Становление и развитие государственной системы музыкального воспитания в Израиле началось в 30-х годах 20-го века. Работа с детьми школьного возраста в Израиле представляет сегодня определённый научный и практический интерес, как пример решения социальных задач. Анализ существующих работ, посвященных особенностям музыкального воспитания Израиля показывает, что они затрагивают только отдельные аспекты поставленной проблемы и не могут претендовать на целостный подход к её анализу. Среди работ последнего периода по вопросам , связанным с общим образованием, в частности с выс-

шим образованием Израиля, можно назвать работу Либин-Левав «Теория и практика дистанционного образования».

Что же касается научных работ по вопросам музыкального воспитания, то к ним можно отнести только отдельные статьи и методические разработки, которые никак не отражают общее состояние исследуемой проблемы. Дело в том, что музыкальное воспитание только ещё начинает создаваться и к настоящему времени носит весьма разрозненный характер. Связано это с тем, что не существует единых государственных планов и стандартов, по которым работала-бы вся образовательная система. Поэтому система музыкального воспитания только ещё начинает складываться. В создании системы общественного воспитания Израиля на наш взгляд большое значение приобретают 2 фактора. Прежде всего развитие познавательного интереса, как важнейшего мотива учебной деятельности.

Процесс формирования интереса достаточно сложен и длителен, но наличие интереса является необходимым условием любой деятельности, а точнее сказать, условием успешной деятельности, так как человек, одухотворенный интересом, совершает любую деятельность с большим пристрастием, более эффективно.

Интересы являются важнейшими условиями духовного и физического развития человека, побуждают его расширять кругозор, приобретать знания. Они облегчают его деятельность, помогают добиваться высоких результатов. Если человек интересуется чем-либо, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом. Интерес выступает как самый энергичный стимулятор деятельности, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Деятельность с интересом отличается от деятельности, которой руководит только чувство долга и ответствен-

ности, эмоционально-познавательным отношением, то есть радостью познания.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. Основной путь формирования познавательного интереса - деятельность, а главный вид деятельности школьника - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями, приобретение и совершенствование умений и навыков. «Когда занимаются с охотой, - писал Н.А.Добролюбов, - то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-под палки». Поэтому он горячо призывал учителей «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям». К.Д. Ушинский также указывал, что учение, построенное только на силе принуждения, «убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».

Не секрет, что у большинства детей, поступающих в школу, есть большой интерес к ней. Все дети хотят скорее начать учиться. Однако часто бывает так, что проходит совсем немного времени, и это желание и интерес пропадают. Причины падения интереса к учению весьма разнообразны. Мы являемся свидетелями многочисленных фактов, когда ребенок, очень ждущий поступления в школу, ожидающий нового, скоро утрачивает это желание именно в силу того, что в ней он не встречает того, что укрепляет его ожидания. Все становится серым и будничным, сковывает его порывы и заставляет его быть только исполнителем воли и требований учителя. (К этому приводит сложившаяся форма общения в школе по типу «спрашивающий учитель - отвечающий ученик»). Эти ощущения ребенка, конечно, эволюционируют, с переходом в под-

ростковые классы он уже избирательно относится к определенным предметам, однако, если и в них не удовлетворяются его запросы, интересы, происходит тягчайшая беда: он не хочет учиться и заполняет свою жизнь другим, подчас недостойным времяпрепровождением. По педагогическим наблюдениям наиболее часто интерес к учению снижается именно в подростковом возрасте. В младшем подростковом возрасте интенсивно протекает дифференциация детей. В результате её часть старших подростков характеризуется умственной пассивностью, их познавательные интересы уходят на задний план, как бы вытесненные повседневными заботами жизни. Если мы не хотим, чтобы ребенок тяготился школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения, от процесса познания.

Интерес в учебно-познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. Равнодушный ученик подобен роботу, механизму заучивания, лишенный духовного человеческого движения. Все вопросы обучения смыкаются с интересом. Нет ни одной проблемы в учебно-познавательной деятельности, которую можно было-бы успешно решать без опоры на интерес: и тогда, когда он выступает как превосходящее средство, опирающееся на привлекательные стороны изучаемого явления; и тогда, когда он выступает в виде внутреннего побуждения - мотива данной деятельности либо данного учебного действия, что существенно выражено в отношении школьника к учебной деятельности; и, конечно, тогда, когда интерес представляет собой уже достаточно устойчивое личностное образование школьника, подкрепляющее его деятельную

активность, способствующее развитию его самостоятельного учения.

Проблема интереса затрагивает каждого педагога и, в особенности, педагога-музы канта. Часто бытует мнение, что занятия искусством отвлекают детей, занимают много времени и мешают им хорошо учиться по «основным» предметам. Но к настоящему времени школьная практика накопила определенный опыт, свидетельствующий о том, что обучение искусству не мешает учению, а наоборот - благоприятствует лучшему усвоению учебных предметов интеллектуального и информативного характера. «Музыка -могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»,- писал В.А. Сухо-млинский. Ещё Аристотель отмечал, что «активное занятие музыкой может иметь настоящее образовательное значение». /112;132/ Кроме того, он обратил внимание на то, что «музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». /112;128/

Музыка буквально пронизывает жизнь человека; начиная от первых напевов колыбельной сопровождает его всю жизнь. Она звучит сегодня всюду - в концертном зале и театре, в учреждении и квартире, даже на улице. Это не только удивительно, но и печально. Печально потому, что даже самая прекрасная музыка, если звучит постоянно, перестаёт быть откровением, превращается в обычный шумовой фон. Ведь для того чтобы научиться слушать музыку, нужен определенный навык, определенная привычка, определенный уровень художественного вкуса.

Музыкальное воспитание, как известно, начинается в семье. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения ребенка в мир музыки, и эту ступеньку, как правило, ребенок проскакивает, потому что её попросту нет. Кроме того, у средств массовой информации явно смещены пропорции в сторону легкой развлекательной музыки, а серьёзная музыка ходит как бы в «золушках». Среди потоков рока, заполняющих эфир, наряду с высокохудожественной музыкой много серой, пошлой, безвкусной. А это совсем не безразлично. Ведь музыка способна не только облагораживать человека, но и пробуждать в нем зверя. Не только давать силы, но и повергать в отчаяние. Отдавая предпочтение року, легкой музыке, подростки соответственно отвечают на вопрос: «Зачем нужна музыка?» - «Потанцевать, расслабиться», «отключиться от проблем», «ни о чем не думать». Задачи массового музыкального воспитания хорошо выразил В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание это не только воспитание музыканта. Это, прежде всего, воспитание человека». /153;74/ Многие ребята сомневаются в таких возможностях музыки: «воспитывать могут слова, а не звуки», «звуки не несут информации» и т.п. Это не так.

Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает эмоциональную чуткость, способность к состраданию, которых всем нам, а подросткам в особенности, не хватает. О способности музыки оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека знали еще древние: «Кто бы ни был тот, кто должен отдаться душой изучению музыки в юные годы, если ему суждено получить музыкальное воспитание, годное для формирования и регулирования его склонностей, он может быть уверен, что отныне сумеет воспринять и оценить все благородное и великодушное и с порицанием отвергнуть все противоположное как в области музыки

так и во всех других вещах. Таким образом, он станет свободен от всех достойных хулы действий, ибо теперь, собрав благороднейшие плоды музыки, он может стать полезным не только самому себе, но и другим; музыка учит его воздерживаться от всего неблагопристойного на словах и на деле и соблюдать приличие, умеренность и правильность в своих действиях» (Плутарх). /11 2;1 29/

Ни один человек в своей жизни не может пройти мимо музыки. «Музыка (как все искусства) - не просто развлечение и не давление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни...» - писал Д.Б. Кабалевский. Для многих музыка действительно становится неотъемлемой частью жизни, духовной потребностью, а для кого-то она имеет только прикладное значение. Далеко не каждый ученик музыкальной школы станет профессиональным музыкантом, но длительное общение с серьезной музыкой благотворно отразится на его личности, так как музыка, как и другие виды искусства, обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Она развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор, рождает идеалы.

Такое воздействие музыки будет проходить более глубоко и эффективно при наличии интереса к ней у учащихся. Интерес не только способствует благотворному воздействию музыки на духовный мир человека, но и делает процесс обучения более легким и плодотворным. Интерес к музыке повышает работоспособность ученика, сказывается на художественной стороне исполнения, оно становится более осмысленным, выразительным, ярким.

Следовательно, одна из самых важных задач учителя музыки -пробуждать у учащихся глубокий, длительный интерес к музыке, особенно у учащихся подросткового возраста, так как этот возраст наиболее благоприятен для углубленного развития познавательных интересов.

В качестве второго фактора рассмотрим следующие обстоятельства.

В современных условиях совершенствования системы образования перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания, к которым относится и наглядность. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. К таким наглядным формам работы можно отнести как музыкально-дидактические пособия, так и музыкально-дидактические игры.

Так игра с присущей ей универсальностью развивает у ребенка в числе прочего и многообразные психологические предпосылки ху-дожественно-твоческой деятельности. Развитую игру-драматизацию известный советский психолог А.Н. Леонтьев прямо называл «своеобразной предэстетической деятельностью», в которой ребенок, исполняя роль, озабочен совершенством, выразительностью этого исполнения и его воздействием на других. В силу этого игра определяется автором как возможная форма перехода к продуктивной эстетической деятельности.

Игра, перестав быть у младшего школьника ведущей деятельностью (какой она была в дошкольном возрасте), не исчезает тем не менее неведомо куда, она сохраняет многие свои позиции, она продолжает быть важной в воспитательном и образовательном отношении.

В частности, игры могут оказывать большую помощь в учении, развитии наблюдательности, памяти, внимания. В младшем школьном возрасте особенно развивается потребность в познании. Именно тот факт, что ребенок становится человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Ребенок не просто овладевает в школе определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного возраста, как отмечает Д.Б. Эльконин, формируется стремление к общественнозначимой и общественно-оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой готовности к деятельности учебной.

Цель исследования - научное обоснование проблемы и разработка методической системы общественного музыкального воспитания в школах Израиля.

Объект исследования. Система музыкального воспитания, её состояние и основные тенденции современного развития.

Предметом исследования является изучение условий и разработка методик, способствующих формированию познавательного интереса и творческой направленности в работе с детьми начальной школы.

Гипотеза. Строится на предположении, что успешное решение задач общественного музыкального воспитания детей младшего школьного возраста возможно при следующих условиях: - целенаправленного формирования познавательного интереса,

создающего основу активного приобщения детей к музыке;

- использования музыкально-дидактических игр, создающих ос
нову для развития таких качеств личности как художественные
представления, образное мышление и воображение, а также ус
ловия для предоставления возможностей творческого самопро
явления в различных видах музыкальной деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс становления и развития системы музыкального

воспитания Израиля;

  1. Раскрыть особенности М.В.* на современном этапе;

  2. Показать психические особенности детей младшего школьного

возраста в условиях Израиля;

4. Определить сущность познавательного интереса и его значение

как мотива учебной деятельности учащихся;

5. Обосновать специфику музы кально-дидактических сюжетных

игр в системе М.В. Израиля как условия активизации познавательного интереса и творческой направленности личности младшего школьника;

6. Проанализировать результаты эксперементальной работы и вы
явить наиболее эффективные методы развития детей начальной
школы в условиях М.В. Израиля.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские положения о творческой сущности человека и его

возможностей в преобразующей деятельности;

- диалектическое понимание процесса воспитания и развития ре-

бенка;

- положения эстетики о развитии художественной направленности
* В дальнейшем словосочетание музыкальное воспитание будет
заменено аббревиатурой М.В.

личности (Л.С.Выготский,С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев);

концепция освоения и творческой переработки «передового» педагогического опыта, утвердившаяся в современной дидактике (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, И.А.Зязюн);

критическое рассмотрение и методологический анализ учебно-

воспитательной работы в образовательных учреждениях Израиля.

Теоретическую основу исследования составили работы ведущих Российских ученых в области музыкальной психологии и педагогики а также Израильских педагогов-музыкантов в аналогичной области знаний внесших большой вклад в дело создания системы М.В. Среди них назовем: Амиран Эмануэль, Алькоши Ривка, Ту-риэль Офер, Штраус Батия. /см. Приложение №1 /

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы:

теоретический и сравнительный анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;

изучение программ, учебных пособий, методических разработок, по проблемам образования в Израиле и России;

систематизация фактического материала исследования;

беседы с учителями, родителями, педагогами музыкальных

классов в рамках общей программы, работниками управления образования;

- обобщение передового педагогического опыта в аспекте рас-

сматриваемой проблемы;

обобщение собственного многолетнего опыта (1974-1993г.г);

г.Брянск Музыкальное училище и музыкальная школа), 1995-2001 - г. Ашдод, Израиль школа «Шекмим»;

проведение опытно-эксперементальной работы;

научная новизна и теоретическая значимость;

практическая значимость;

на защиту выносятся положения;

апробация.

Этапы исследования.

Первый этап (1997-1 998г.г.) - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы, и задач исследования; проведение констатируещего эксперимента по выявлению наличия познавательного интереса у детей с помощью специально разработанных заданий.

Второй этап (1998-2000 г.г.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование познавательного интереса у школьников в процессе специальных занятий музыкальной деятельностью на уроках музыки.

На третьем этапе (2000-2001) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- теоретически обосновано становление системы Общественного

музыкального образования в Израиле, выявлены ее основатели -педагоги музыканты и раскрыты особенности на современном этапе;

- научно обоснована специфика музыкально-дидактических сю
жетных игр в системе MB Израиля как условия активизации по
знавательного интереса и творческой направленности личности
школьника;

- выявлены и экспериментально проверены наиболее эффективные методы и формы работы (импровизация, музыкально-ритмические движения, сольфеджирование и др.) способствующие наиболее продуктивному развитию образного мышления и воображения, создающих основу для предоставления возможностей творческого самопроявления в различных видах музыкальной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методическая система формирования и развития познавательного интереса у детей школьного возраста в процессе основания предмета «Музыка» в школе и овладение музыкальной деятельностью дает возможность значительно повысить уровень музыкального и личностного развития учащихся. Такой подход позволяет использовать разработанную систему в различных образовательных учреждениях Израиля.

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации основываются на разнообразии методов исследования и большом фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической (28 лет) и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе многолетней работы в Брянскм музыкальном училище, в детских музыкально-образовательных учреждениях г. Брянска. Основной базой опытно-экспериментальной работы послужили школы «Шекмим» и «Двир» г. Ашдода, Израиля. Результаты исследования докладывались в выступлениях на Международной конференции в г. Москве («Теория и практика музыкального образо-

вания: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», 1999г.), на ежемесячных педагогических занятиях в педагогическом центре г. Ашдода (форма повышения педагогической квалификации, распространенная в Израиле), на заседаниях кафедры методики и теории музыки Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова (2000, 2001 г.г.); результаты исследования отражены в ряде публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование познавательного интереса детей школьного во-

зраста к музыкальным занятиям наиболее эффективно происходит в условиях разнообразной музыкальной деятельности, которая приобретает комплексный характер. Он проявляется в том, что дети занимаются сольфеджированием, играют на простейших музыкальных инструментах, импровизируют, сочиняют и др.

2, Эффективным средством развития интереса и познавательной

активности детей школьного возрастаслужат музы кально-дидактические сюжетные игры, дающие возможность школьнику всесторонне и творчески проявлять себя.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи иследования, представлены его объект и предмет, сформулирована гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена новизна темы и ее практическая значимость.

Становление музыкального воспитания в Израиле

Датой рождения системы общего музыкального образования в Израиле считаются 30-е годы 20-го столетия. Инициатором введения музыки в общеобразовательной школе был известный израильский композитор Эмануэль Амиран, считавший, что главная цель - развить способности ребенка и воспитывать его через музыку. Он указывал, что любой ребенок может и должен обучаться музыке.

Следует отметить, что каждому ребенку государством предоставляется право на широкое и свободное развитие своих музыкальных способностей: это исполнение и сочинение музыки, обучение музыке наравне с другими учебными предметами, направление своих интересов в области музыки и их развитие.

Система массового музыкального образования Израиля строится на изучении и внедрении отечественных передовых идей и технологий, а также методов зарубежной музыкальной педагогики, апробированных в других странах. Основой израильской системы обучения музыке является принцип плюрализма.

Разнообразие программ по музыке и воплощение их в жизнь -основная тенденция в развитии музыкального образования. Педагогические коллективы и отдельные учителя вправе разрабатывать свои собственные программы с учетом этнического состава учащихся, их интеллектуального уровня и даже района города, где находится школа. Отсутствие в стране единых программ по музыке неизбежно стимулирует творчество и новаторство учителей, которые, исходя из собственного опыта, знаний и умений создают свои программы, творчески синтезируя в них элементы различных отечественных и зарубежных систем музыкального воспитания, С большим интересом и уважением израильские педагоги-музыканты относятся к идеям Д.Б. Кабалевского.

Известно, что одной из лучших форм музыкального воспитания детей является их способность музицировать, петь, играть на музыкальных инструментах. Таким образом, речь идет не о пассивном восприятии музыки, а о её исполнении, в связи с этим в Израиле родился проект «Играющая школа».

Проект «Играющая школа» опирается на методику, которая получила название «музыка в удовольствие». Основоположником этого замечательного проекта является государственный инспектор по музыке Министерства образования Офер Ториель. При создании «Играющей школы» авторы опирались на положения известных педагогов, композиторов Карла Орфа, Золтана Кодая, Жака Даль-кроза, Сузуки и др. Основной принцип проекта: нет немузыкальных детей, нет ребят, у которых отсутствует музыкальный слух; каждый ребенок способен петь, читать и играть по нотам. Суть проекта состоит в том, что прежде, чем дать ребенку в руки тот или иной музыкальный инструмент, нужно пробудить в нем интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней.

Цель «Играющей школы» - дать возможность каждому ребенку познакомиться с музыкальным искусством, даже если в его семье не понимают значимости музыкального воспитания и нет средств для обучения, и тем самым сгладить разницу в образовательном и экономическом уровнях учеников.

Проект «Играющая школа» включает в себя:

1 .урок общего музыкального образования;

2.урок игры на инструменте.

Рассмотрим подробно основные положения каждого из этих уроков.

Урок общего музыкального образования.

В рамках общего музыкального образования использованы несколько подходов для душевного, психологического, общественного и эстетического обогащения учеников. Музыкальная деятельность строится на теории Ж. Далькроза, 3. Кодая, К. Орфа, а также включает в себя израильский подход, который сочетает в себе все эти методические установки и носит название «Музыкальное удовольствие». Все эти методы используются в обучении детей начиная с дошкольного возраста. В процессе работы дети приобретают навыки хорового пения, игры по нотам, активного слушания музыки, знакомятся с музыкой разных эпох и стилей, учатся правильно оценивать искусство, в то время, когда все действия основаны на личном творчестве.

Для этой части музыкального воспитания необходимы следующие условия:

- наличие комплекта ритмических и мелодических музыкальных инструментов, дающих возможность каждому ребенку в классе быть участником музыкального действия. Все «делают» музыку, а не только говорят о ней. Комплект музыкальных инструментов включает в себя: ксилофоны, металлофоны разных видов и разные ритмические музыкальные инструменты;

- воспроизводящая аппаратура;

- площадь (классная комната) для свободного движения.

Психические особенности детей младшего школьного и подросткового возраста.

Ученые психологи убедительно доказали, что художественно-творческая деятельность ребенка в различных сферах искусства находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею. Именно эта специфика позволяет считать, что младший школьный возраст - это прежде всего период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувствительно-образный характер детского мышления, нерасчлененность творческой и сотворческой деятельности, наивно-игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Более того, у младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной. В этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста, выражающегося в особой предрасположенности к творчеству во всех его проявлениях. То есть, обращаясь к схеме периодизации возраста, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, мы видим, что ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - это учебная деятельность, точно так же как дошкольный возраст был временем, когда в качестве главного дела выступала игра, подчинявшая себе выполнение трудовых поручений и работу на учебных занятиях.

Рассмотрим формирование интереса у детей младшего возраста. К этому возрасту в Израиле относятся дети 6-11 лет, В 6 лет для детей начинается новый этап их жизни, они идут в школу. Надо сказать, что в первые дни школьной жизни ребёнок бывает на- В Израиле в начальной школе дети обучаются с б до 11 лет. столько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей в их поведении проявляются порой совсем не типичные для них особенности. Психологи выделяют ряд факторов оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети предоставлены самим себе, должны сами планировать время, что им плохо удаётся, дезорганизует и утомляет их. Дополнительное утомление создаёт и то, что с приходом в школу ребёнок всё время занимается умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день был заполнен увлекательной игрой. Потребность в игре сохраняется и в школе, поэтому в первое время педагогу необходимо вводить игровые ситуации на уроках, т.к. они являются существенными факторами для побуждения интереса к обучению и для облегчения сложной учебной деятельности.

В этот период времени младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия, достаточно развитой остротой зрения, слуха, ориентировки. Потребность во внешних впечатлениях особо значима для развития школьника. Именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные, втом числе и познавательные потребности: потребность овладения знаниями, умениями, навыками, понимания их сути. Потребность во внешних впечатлениях в начале обучения остаётся основной движущей силой развития. Однако ребёнка привлекают только внешние яркие признаки чего-либо, а сосредоточиться, тщательно рассмотреть и выделить главное, существенное, дети еще не могут.

Содержание и методика опытно-экспериментальной работы. Констатирующий эксперимент

Главными задачами экспериментального исследования, проводившегося на базе общеобразовательных школ «Шекмим», «Двир» г. Ашдода с 1997 по 2001 г.г. были определены:

1) выявление исходного уровня наличия познавательного интереса у детей первого класса (6-7 лет);

2) определение критериев уровня развития познавательного интереса у детей первого и второго года обучения;

3) изучение содержания и методов, помогающих формирова нию и развитию познавательного интереса детей экспериментальной группы. Исследование проводилось в два этапа: констатирующий и обучающий (или формирующий).

Констатирующий этап проводился с 1997 по 1998г.г. и включал в себя: изучение и обобщение педагогического опыта (собственного и передового) по проблеме исследования; изучение особенностей преподавания предметов «Музыка в удовольствие» ("Musicf") и «Музыка» у разных преподавателей (поскольку в Израиле нет единых учебных планов и программ); анкетирование учащихся среднего возраста, родителей и преподавателей названных предметов (г.г. Ашдод, Явне, Ган-Явне, Ришон-Лецион, Бат-Ям и др.); выявление причин слабого или недостаточного интереса к занятиям музыкой.

Главным направлением констатирующего этапа было выяснение - почему у детей так слабо выражен интерес к занятиям музыкой. 8 ходе наблюдений, проведений частных бесед и анкетирования выяснилось следующее.

1. Одна из главных причин слабого интереса к музыкальным занятиям - неумение детей учиться. В среднем школьном возрасте учебная деятельность усложняется в силу того, что возрастают учебные требования, увеличивается число изучаемых дисциплин и объем их начинает стремительно расти. С каждым годом более сложным становится репертуар. Если в младших классах он носит более развлекательный характер, то в средних классах усвоение репертуара требует больших затрат времени, приобретения углубленных теоретических знаний и в целом больших усилий самостоятельности и ответственности.

2. Другой причиной отсутствия интереса к занятиям вообще, и в частности к занятиям музыкой, можно считать влияние окружающей среды. В этот период у учащихся (особенно у слабовольных) появляется желание «утвердиться» в глазах своих сверстников, что часто выражается в нарочитом, пренебрежительном отношении к учебе, а желание подольше пообщаться с товарищами приводит к запущенности в учебе.

3. Иногда причиной снижения интереса к музыкальным занятиям является отсутствие контакта или даже конфликтная ситуация с педагогом. Учащиеся средних классов (в силу климатических условий и особого менталитета Израиля очень рано взрослеют физиологически) становятся особенно чуткими и ранимыми, бывают без причин резкими и обидчивыми. Поэтому от педагога требуется особая внимательность и тактичность.

4. Ещё одна причина снижения интереса к музыкальным занятиям связана с тем, что круг интересов взрослеющих детей становится более широким, а увлечения какими-то другими делами перевешивает по силе и значимости интерес к музыке.

Подытоживая вышесказанное заметим, что в процессе обучения музыке необходимо, по возможности, устранить названные причины снижения интереса.

В ходе констатирующего эксперимента мы предприняли попытку выявить условия формирования познавательного интереса в процессе музыкального обучения.

Похожие диссертации на Система музыкального воспитания учащихся начальной школы Израиля и пути ее совершенствования