Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 13
1. Образование в системе современной культуры 13
2. Наука в системе современной культуры 26
3. Культуросообразность как один из фундаментальных принципов построения содержания образования 35
Выводы по главе I 41
Глава II. ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 44
1. Тенденции культуросообразного построения содержания физического образования 44
2. Аспекты культуросообразности содержания физического образования . 59
2.2.1. Формирование основ естественнонаучной культуры на занятиях по физике 60
2.2.2. Взаимосвязь физики с иными компонентами культуры 84
Выводы по главе II 109
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ 112
1 Организация и содержание педагогического эксперимента 112
2. Состояние проблемы культуросообразного построения физического образования 123
3. Определение эффективности методики исследования 131
Выводы по главе III 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
- Образование в системе современной культуры
- Тенденции культуросообразного построения содержания физического образования
- Организация и содержание педагогического эксперимента
Введение к работе
Культуросообразность обучения - принцип образования, рассматривающий само образование как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Принцип культуросообразности, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Актуальность темы. Существует несколько аспектов, определяющих актуальность проблемы реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике в современной школе.
Во-первых, становление новой парадигмы образования. Основная цель обновления образования состоит в достижении нового качества образования - качества, отвечающего новым социально-культурным и экономическим условиям, основным направлениям реформирования системы образования. Культуросообразность заявлена одним из важнейших принципов построения содержания образования, а последнее всегда рассматривалось как основная составляющая образования. Реализация принципа культуросообразности в построении содержания образования - это социальный заказ, обусловленный потребностями общества и личности в области образования. Дело в том, что в контексте гуманистической образовательной парадигмы содержание образования должно быть личностно-ориентированным и сообразным культуре. Для этого образование, являясь основным социальным институтом культуры, должно способствовать культурному развитию человека, его культурной идентификации, обеспечивающей человеку возможность самоутверждения и самоактуализации в культуре, социальной и творческой самореализации. На достижение этих целей и направлено применение культуросообразного подхода в обучении.
4 Второй аспект актуальности выбранной темы исследования связан с
логикой и методологией самой физики. Именно в физике зародился метод научного познания, проникший и в общественную жизнь, и в гуманитарную сферу. В силу хорошо разработанной методологии физика является лидером естествознания, которое воспринимается как неотъемлемый компонент культуры, определяющий мировоззрение человека. Физическая картина мира, а ее формирование есть основная цель преподавания физики, составляет основу интеграции всех естественнонаучных знаний, их теоретическую основу.
Развитие физики как науки делает физическое образование уникальным, исключительным. Физика создает такое предметное поле, благодаря которому можно развивать культуру, формировать ее, т.е. следовать основным направлениям реформирования системы образования.
Третий аспект заключается в том, что физика есть сфера развития интеллектуальной культуры человека. Именно на занятиях по физике школьники учатся объяснять и описывать явления окружающего мира, анализировать полученные результаты, обобщать исследованный материал. Эти умения и приобретенный опыт необходимы для освоения других учебных дисциплин и решения задач повседневной жизни.
Следующий аспект связан с современными тенденциями развития науки. Это, прежде всего, интеграция гуманитарных и естественных наук как разных полюсов научной культуры. Уже осознана необходимость объединения достижений и методов различных наук для понимания сложных природных систем, появляются междисциплинарные подходы, полидисциплинарные науки, что не может не отражаться в школьном образовании. Однако большая часть школьников не вполне адекватно воспринимают эту тенденцию, поэтому есть риск изменения отношения к естественным наукам, некоторое снижение интереса к ним. В связи с этим физическое образование сейчас поставлено в другие рамки, физика не может преподаваться «сухо», не акцентируя внимание на современных культурных явлениях. Отсюда следует, что должна существенно меняться и методика ее преподавания.
Сказанное особенно актуально в связи с введением профильного обучения. Оно требует разработки нового содержания образования, учитывающего специфику профиля школы или класса. Этому может в существенной степени способствовать реализация принципа культуросообразности.
Проведенный анализ современных подходов к построению содержания образования и его процессуально-методического обеспечения позволил нам выделить следующие противоречия:
между признанием принципа культуросообразности построения содержания образования одним из ведущих в модернизации школьного образования и недостаточной разработанностью дидактического и методического инструментария для его реализации в современной школе на занятиях по физике;
между современным пониманием образования как процесса овладения культурой и недостаточностью условий для культурного самоопределения учащихся в процессе преподавания учебных дисциплин;
между современной тенденцией интеграции гуманитарных и естественных наук как прообразов учебных дисциплин и сближения различных компонентов культуры в рамках перехода к единой культуре и слабой согласованностью данной идеи при формировании научной культуры учащихся.Поиску путей разрешения этих противоречий посвящено данное исследование.
Объект исследования - процесс обучения физике в современной школе и культуросообразное содержание школьного физического образования.
Предмет исследования - пути и средства реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике в современной школе, обеспечивающие воспитание культурного человека.
Цель исследования - разработка и теоретическое обоснование методов реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике в современной школе, способствующих приведению содержания физического образования в соответствие с достижениями человеческой культуры и культурному самоопределению учащихся.
Гипотеза исследования. При условии конструирования методики обучения физике на основе реализации принципа культуросообразности физическое образование в его содержательном и процессуальных аспектах может быть важной составляющей формирования культуры учащихся.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме ис
следования и на этом основании:
проанализировать тенденции и противоречия в развитии современной российской школы;
рассмотреть содержание и взаимосвязь таких понятий как «культура», «наука», «образование», «культуросообразность»;
уточнить значение и определение принципа культуросообразности образования в современных социокультурных условиях.
2. Конкретизировать принцип культуросообразности применительно к
физическому образованию, для чего:
выявить роль естествознания и физики как его теоретической основы в системе современной культуры;
изучить возможности и разработать методы реализации принципа культуросообразности при обучении физике.
Разработать методические рекомендации, направленные на реализацию принципа культуросообразности на занятиях по физике в современной школе.
Выяснить возможности предлагаемой методики при обучении физике в школе.
Теоретико-методологические основы исследования:
культурологические идеи в философии (Бахтин М.Н., Белл Д., Бер
дяев Н.А., Вернадский В.И., Гегель Г.В.Ф., Гердер И.Г., Каган М.С., Кант И.,
Кастельс М., Коган Л.Н., Кохановский В.П., Мамардашвили М.К., Моисее-
ев Н.Н., Пугачев Н.Н., Шаповалов В.Ф. и др.);
культурологические идеи в педагогике (Алексашина И.Ю., Асмо-
лов А.Г., Библер B.C., Блонский П.П., Бондаревская Е.В., Валицкая А.П., Газман О.С., Гессен СИ., Глуздов В.А., Дистверг А., Казакова Е.И., Капте-рев П.Ф., Киселева Н.Н., Коджаспирова Г.М., Кульневич СВ., Лебедев О.Е., Мардахаев Л.В., Саранов A.M., Ситаров В.А., Тряпицына А.П. и др.);
культурологические идеи в физике (Бордовский Г.А., Бройль Л.,
Бунге М., Вирнер Е., Гейзенберг В., Дубнищева Т.Я., Евин И.А., Извозчи
ков В.А., Кондратьев А.С, Ляпцев А.В., Мощанский В.Н., Мултанов-
ский В.В., Свиридов В.В., Суханов А.Д., Тарасов Л.В., Фейнман Р., Эбе-
лингВ. и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ проблемы на основе результатов психолого-педагогических и методических исследований;
анализ современных подходов к построению содержания образования и его методического обеспечения;
анализ содержания естественнонаучного и физического образования в школьных учебных программах, учебниках и учебных пособиях и опыта преподавания физики в школе;
проведение педагогического эксперимента с целью определения эффективности реализации принципа культуросообразности в плане формирования естественнонаучного мировоззрения учащихся и развития их культуры.
Научная новизна работы заключается в следующем.
В отличие от предыдущих исследований, в которых явления культуры включаются в учебный курс физики фрагментарно, в настоящей работе разработана методика, предполагающая системную и непрерывную реализацию принципа культуросообразности на протяжении всего курса физики в его содержательном и процессуальных аспектах. Развиты методические подходы реализации принципа культуросообразности в физическом образовании, по-
8 зволяющие изучить методы, имеющие общенаучное значение. Доказано, что
усиление методологической ориентации содержания курса физики в школе на основе принципа культуросообразности дает возможность учащимся осознать роль и место физики в культуре, что повышает их ценностное отношение к физическим знаниям.
Развит методический подход к обучению физике как основе интеграции естественнонаучных знаний и естествознанию как составляющей культуры, который способствует активизации физических знаний, формированию целостных научно-обоснованных представлений об окружающем мире.
Показано, что реализация принципа культуросообразности в физическом образовании позволяет в более полной мере учитывать различные интересы учащихся в условиях профильного обучения. Это позволяет сократить разрыв в физическом образовании между учащимися разных профилей.
Реализация принципа культуросообразности рассматривается как необходимое условие сохранения лидирующего, в силу методологии и наличия теоретичеких основ, положения физики при преподавании естествознания в школах гуманитарных профилей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации:
сформулирована система признаков культуросообразного содержания физического образования, обеспечивающая ориентацию образовательного процесса на внутренний мир человека, осваивающего и усваивающего культуру, обращенность к его личностным ценностям;
обоснован и осуществлен отбор наиболее выразительных в плане реализации принципа культуросообразности элементов содержания курса физики, что способствует культурному самоопределению учащихся средствами учебного предмета.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования доведены до уровня конкретных методических рекомендаций по реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике.
9 Разработанный и экспериментально апробированный подход может
служить основой для построения культуросообразного содержания физического образования в школе. Развиваемая в работе методика реализации культуросообразного подхода в физическом образовании использована при составлении и реализации учебных программ различных элективных курсов и факультативных занятий ряда школ Санкт-Петербурга.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются:
опорой на современные достижения в области построения содержания образования, психолого-педагогических и методических исследований по инновационной деятельности в системе физического образования;
использованием различных методов, адекватных поставленным задачам;
рациональным выбором показателей эффективности разработанной методики реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике;
широтой апробации разработанной методики в школах;
положительными результатами проведённого педагогического эксперимента.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты работы докладывались на: Международных научных конференциях "Физика в системе современного образования" (ФССО-05; Санкт-Петербург, 2005); " Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики" (Екатеринбург, 2004, 2005 гг.); "Герценовские чтения" (Санкт-Петербург, 2005).
Результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на семинарах кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И.Герцена.
10 Положения, выносимые на защиту:
Необходимость формирования целостной культуры учащихся делает целесообразным развиваемый в работе подход к реализации принципа культуросообразности в физическом образовании, направленный на понимание учащимися роли естественных наук и физики как их методологической основы в системе современной культуры.
Организация занятий по физике в соответствии с принципом культуросообразности способствует формированию целостного отношения к физическим знаниям, усилению методологической ориентации содержания учебного курса физики и интеграции естественнонаучных и социогуманитарных знаний как взаимно дополняющих компонентов единой культуры.
Методика построения содержания физического образования в соответствии с принципом культуросообразности приводит к повышению уровня естественнонаучной культуры школьников и осознанию ими своей причастности к современной культуре.
Положения, выносимые на защиту, отражены в следующих работах автора:
Остроумова Ю.С. Эстетическое воспитание в современной школе // Проблемы преподавания физики в школе и вузе. Всероссийский межвузовский сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.-С.151-154.-0,25 п.л.
Живодробова С.А., Остроумова Ю.С. Эстетическое и нравственное воспитание на уроках физики // Современные информационные технологии в образовании: Материалы учебно-методического семинара слушателей курсов программы Intel «Обучение для будущего». - СПб.: Изд-во «Бояныч», 2003. -С.66-67.-0,12/0,09 п.л.
Остроумова Ю.С, Собенина Е.С., Иванова Л.Б., Живодробова С.А., Трегубова Ю.Е. Международный телекоммуникационный проект «звезды и планеты» // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А.И.Гер-
А.И.Герцена. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 177-179.-0,19/0,17 п.л.
Остроумова Ю.С. Методические аспекты использования на занятиях по астрономии компьютерных презентаций // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С. 175-177. - 0,19 п.л.
Остроумова Ю.С. Основные идеи эстетического воспитания при обучении физике // Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. - С.158-162. - 0,3 п.л.
Остроумова Ю.С. Эстетическое воспитание на уроках физики // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции - Екатеринбург, 5-6 апреля 2004 г.: В 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. -Ч. 1. - С. 164-168. - 0,3 п.л.
Кушелев В.А., Остроумова Ю.С. Философское обоснование физической теории. Идея культуросообразности содержания естественнонаучного образования // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - С.50-57. -0,4/0,2 п.л.
Остроумова Ю.С. Эстетическое воспитание в рамках культурологического подхода при обучении физике // Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - С.86-91. - 0,38 п.л.
Ляпцев А.В., Остроумова Ю.С. Естественнонаучное мировоззрение учащихся как важнейший аспект культуросообразности физического образования // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - С.5-13. -0,56/0,3 п.л.
Ю.Остроумова Ю.С. Принцип культуросообразности // Физика в школе и вузе. Выпуск 1. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. - С. 162-167. - 0,38 п.л.
П.Остроумова Ю.С. Естественные науки в системе культуры // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики: Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12-13 апреля 2005 г.: В 2 ч. Ч. 1. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. -С.163-166.-0,25п.л.
Остроумова Ю.С. Формирование естественнонаучной культуры учащихся в рамках реализации принципа культуросообразности обучения // Физика в системе современного образования (ФССО-05). Материалы восьмой Международной конференции 29 мая - 3 июня 2005 г. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - С.231-234. - 0,25 п.л.
Остроумова Ю.С. Реализации принципа культуросообразности естественнонаучного образования // Физика в школе и вузе. Выпуск 2. Международный сборник научных статей. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - С.51-56. - 0,38 п.л.
Личный вклад автора. Работы 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13 выполнены и написаны лично автором. Научный руководитель А.В.Ляпцев осуществлял в работе 9 постановку целей и задач. В работе 7 В.А.Кушелев участвовал в анализе литературы и предоставил фактические данные, необходимые для обоснования выводов. Выполнение работ, написанных в соавторстве, принадлежит автору.
Образование в системе современной культуры
Образование играет огромную роль в жизни человека, так как оно занимает большой временной отрезок, а иногда может продолжаться и всю жизнь. Оно является одним из важнейших способов передачи научного знания и его адаптации к массовому сознанию. Кроме того, через образование передаются те духовно-нравственные идеалы и ценности, которые хранятся в культуре.
Следовательно, «воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта» [150].
Поэтому важнейшей проблемой реформы образовательной системы является обеспечение гуманистического содержания образования через формирование у учащихся системы представлений о культуре. Этой цели служит культурологизация учебного процесса, т.е. введение культурологического знания в содержании обучения.
По Д.С.Лихачеву образование следует рассматривать как явление культуры, поскольку человек воспитывается в культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и идеалы, ценности предшествующих поколений. Культурная среда необходима для его «духовной оседлости», для его «привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Для анализа педагогических исследований в области культуросооб разного построения содержания современного образования нам представлялось необходимым рассмотреть эволюцию и взаимосвязь понятий «культура» и «образование». Это позволило обобщить позиции различных исследователей на феномен их взаимодействия, интеграцию культуры в образование и, наоборот, интеграцию образования в культуру на разных этапах развития социума и выявить основные культурологические идеи, наиболее существенные и значимые для нашего исследования.
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Проблемы культуры, также как и ее определения, тщательно исследуются разными науками, в педагогической, философской и методологической литературе дано множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления.
В максимально широком значении, культура - совокупность деятельности (целесообразной активности) человека и ее результатов [151].
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы) [106].
Первый аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу (сектор) общественной жизни, в которой наиболее полно реализуются творческие потенции человека. Это, прежде всего искусство, наука, образование. Однако и сферы материального производства могут быть не лишены творческой стороны, если предоставляют человеку возможность быть не только исполнителем, а продумывать и реализовывать собственные замыслы.
Второй аспект культуры означает, что в ней всегда присутствует то, что свято, то, что признается безусловной ценностью. С ценностным отно 15 шением тесно связано понятие идеала, например, нравственного и эстетического. Культура как представление о ценностях и идеалах не ограничена отдельным сектором жизни индивида и общества, а охватывает собой все ее стороны, придавая им определенную ценностно-мировоззренческую направленность и одухотворяя их.
Наконец, третий аспект, акцентирующий противопоставленность «культуры и природы», указывает на то, что бытие человека и общества принципиально отлично от чисто природного существования, представляет собой особый мир, в котором определяющей является духовная сторона.
Таким образом, культура является совокупностью результатов и процессов любой социальной деятельности человека и противостоит природе, которая есть совокупность внешних, не зависящих от человека условий его существования. В антропологическом смысле культура есть форма человеческого бытия, она организует человеческую жизнь через социализацию, так как культуре обучаются. Она же и регулирует поведение людей, при этом культурные ценности создаются и аккумулируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Тенденции культуросообразного построения содержания физического образования
Школьники изучают физику на протяжении пяти или более лет. Но после окончания школьного курса физики, сдачи экзаменов, возникает вопрос -какова дальнейшая судьба полученных учениками физических знаний? Ради чего же все школьники вне зависимости от своей будущей деятельности изучают физику?
По нашему мнению, таким конечным итогом и важнейшей целью физического образования в школе является общее научное представление о природе и процессе ее познания [91]. Исходя из этого следует в первую очередь решать вопрос о том, каковы должны быть содержание и структура школьного курса физики. Встает важная проблема, что понимать под научным мировоззрением (НМ) вообще и естественнонаучным (ЕНМ) в частности, и каковы те их компоненты, которые могут быть сформированы (хотя бы частично) в процессе преподавания физики в школе.
Явление мировоззрения есть высшая форма ориентации человека в мире. В общефилософском смысле мировоззрение есть система взглядов о мире, система убеждений, основанных на этих взглядах, система принципов, ценностных ориентации человека в мире, система принципов практической и познавательной деятельности человека. Научное мировоззрение есть особая форма мировоззрения человека, основанная на современных научных представлениях о мире.
Луи де Бройль утверждал, что «применение научных знаний как в области промышленности и сельского хозяйства, так и в области физиологии, медицины и хирургии имеет возрастающее значение в развитии человеческой цивилизации. Наука является одной из величайших сил, от которых зависит настоящее и наше будущее» [82, с.325].
Наука является значимой частью человеческой культуры, но не единственной - что часто забывается при преподавании естественных наук. У Фейнмана есть такие слова: «Кстати, не все то, что не наука, уж обязательно плохо. Любовь, например, тоже не наука. Словом, когда какую-то вещь называют не наукой, это не значит, что с нею что-то неладно: просто не наука она, и все» [136, с.56].
В современном обществе поддерживается мнение, что «наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом -понимании» [69]. Поэтому считается, что для адекватной ориентации в окружающем мире у учащихся нужно, прежде всего, формировать научную культуру.
Важнейшим компонентом научного мировоззрения является научная картина мира (НКМ) - общая система научных (естественных, технических, гуманитарных) представлений и понятий. Следовательно, естественнонаучная картина мира (ЕНКМ), являясь частью НКМ, в самом общем смысле, есть общая система представлений и понятий в процессе формирования естественнонаучных теорий.
Естествознание как наука и как образовательная система знаний во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как будучи наукой о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую естественнонаучную картину мира своего времени [83].
Т. е. естествознание есть система наук о природе или естественных наук в их взаимосвязи. Иерархия уровней культуры условно изображена на схеме 3, из которой понятно место естествознания, занимаемое в культуре.
Организация и содержание педагогического эксперимента
Для успешного проведения работы по реализации принципа культуросо-образности, т.е. по формированию культуры и научного мировоззрения учащихся, важно иметь представление о реальном уровне его развития. Поэтому необходимо было получить конкретные данные о состоянии проблемы в экспериментальных и контрольных учебных учреждениях.
Первый и второй этапы педагогического эксперимента проводились в нескольких школах города Санкт-Петербурга и на базе Малого факультета физики РГПУ им. А.И.Герцена. Проверка рабочей гипотезы строилась по общепринятой методике. Выбирались два класса учащихся с примерно одинаковым уровнем успеваемости (экспериментальная и контрольная группы). В первой группе изложение велось в соответствии с принятой рабочей гипотезой, т. е. в содержание и методы изучения материала вносились изменения, а во второй - изучение велось в соответствии с программой и общепринятой методикой. Как правило, в обоих классах работу вел один и тот же преподаватель. При этом подробно фиксировался ход занятия, вопросы преподавателя и ответы учащихся.
После завершения экспериментальной работы проводилась письменная работа. Далее совместно с учителем анализировались результаты, т.е. сравнивался уровень знаний учащихся в обеих группах, и выносилось суждение относительно справедливости гипотезы.
Однако следует отметить, что подобным образом можно оценить доступность предлагаемого содержания, эффективность методов, отношение учащихся к изложению того или иного вопроса, но трудно выявить не только знания, но и взгляды учащихся.
По ответам школьников на занятии или результатам работ сложно судить об их взглядах, поэтому в ходе эксперимента неоднократно проводились интервью и беседы с учащимися, в которых не лимитизируется время и создается непринужденная обстановка.
Такие методы эксперимента позволяют оценить достоверность гипотезы лучше, чем сравнение знаний в контрольной и экспериментальной группах. Однако такие беседы трудно фиксировать и количественно обрабатывать. Здесь важную роль играет субъективный фактор анализа результатов самим исследователем. Поэтому мы не пытались дать количественные показатели, подтверждающие наши выводы, а акцентировали внимание на том, что полученные результаты и сделанные выводы опираются и на практику преподавания, и на теоретический анализ проблемы.
Наиболее актуальной в настоящее время является проблема конструирования содержания физического образования в рамках перехода к единой культуре, поэтому мы подробно рассматривали вопросы, связанные с содержанием работы по формированию научного мировоззрения и развитию культуры учащихся.
Вопросы, связанные с систематической работой по реализации принципа культуросообразности на занятиях по физике не рассматривались достаточно полно, поэтому ряд проблем должен быть решен в результате теоретического анализа. В силу этого педагогический эксперимент проводился не по всему кругу вопросов, составляющих предмет нашего исследования, а по основополагающим, играющим основную роль в формировании современной картины мира. Итоги констатирующего эксперимента подводились в результате анализа анкеты, которая предлагалась всем респондентам (таблица 5).
Анализ результатов анкетирования позволяет утверждать, что анкета, включающая четыре блока вопросов, была направлена на выявление:
уровня знаний учащихся по проблемам соответствующей картины мира (представлений или понимания);
знания истории физики не только фактологически, но и концептуально;
представления о постнеклассической физике;
мнения респондентов учебного эксперимента и их предложений по совершенствованию форм и методов формирования мировоззрения учащихся на современном этапе развития познания мира.