Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ 12
1.1 Лирические стихотворения, написанные для детей (анализ избранных произведений поэтов второй половины xx века) 12
1.1.1 Лирическое стихотворение 14
1.1.2 Музыка, звучащая в современной лирике для детей 18
1.1.3 «Картина стихотворения» и ее воплощение в современной лирике для детей 27
1.1.4 Лирический сюжет в поэзии для детей. 33
1.2. Исследование воссоздающего читательского воображения в
истории, философии, психологии и педагогике 40
1.2.1. Исследование деятельности воображения в историко-философском и психологическом аспектах 40
1.2.2. Понятие «воссоздающее читательское воображение», его механизм и психологические особенности 44
1.2.3. Методические условия, способствующие развитию воссоздающего читательского воображения 53
Выводы к ГЛАВЕ 1 72
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОССОЗДАЮЩЕГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА) 75
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 75
2.2. Анализ полученных результатов 80
2.2.1. Характеристика воссоздающего читательского воображения
младших школьников при изучении лирики в контрольных и
экспериментальных классах. 111
2.2.2. Анализ полученных результатов 113
Выводы по ВТОРОЙ ГЛАВЕ 124
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ 126
3.1 Организация, проведение и обработка результатов обучающего эксперимента 126
3.2 Организация, проведение и обработка результатов контрольного
Эксперимента 168
Выводы по третьей главе 199
Заключение 202
- Лирические стихотворения, написанные для детей (анализ избранных произведений поэтов второй половины xx века)
- Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
- Организация, проведение и обработка результатов обучающего эксперимента
Введение к работе
„ В настоящее время коренным образом изменяется система и содержание
среднего образования в нашей стране. На первое место выходят этапы
развития универсальных способностей человека, а не обучение его сумме
умений и навыков. В системе же универсальных способностей, по нашему
мнению, одной из важнейших является способность человека к
воображению. Именно эта способность обеспечивает активное, творческое
* восприятие мира. В нашей работе мы исследуем процесс воображения в
художественно-познавательной читательской деятельности, обозначенный
I термином воссоздающее читательское воображение.
Воображение - важная составляющая процесса чтения. Читательское воображение является связующим звеном всех психических процессов, происходящих в творческой деятельности чтения: познания, мышления, творчества, общения. Слабо развитое читательское воображение затрудняет
» развитие и других сторон читательского восприятия. Психолог Л.Г.
Жабицкая отмечает, что без развитого воображения невозможно эмоциональное восприятие литературного произведения, поскольку именно воображение помогает читателю прочувствовать атмосферу произведения, вжиться в его особый художественный мир [61]. О.И. Никифорова прослеживает взаимосвязь между неполноценным процессом первичного восприятия, искаженным воссозданием образов произведения и неверным пониманием его идей [141].
Развитие воссоздающего воображения - важная задача преподавания
| литературы в школе. Обучение умению образно представлять себе
I изображаемое писателем является непременным условием правильно
построенного изучения художественного произведения на уроке. Но, к сожалению, эта работа не получила еще должного осмысления. А между тем, исследования ряда методистов и наблюдения показывают, что воссоздающее
воображение учащихся легче поддается развитию в младших и средних классах, чем в старших. Пропущенное в этом возрасте восполняется в последующие годы с большим трудом [17,28,32].
v| Воссоздающее читательское воображение - это отдельная
разновидность читательского воображения, процесс, в ходе которого происходит полноценное воссоздание художественного образа и без которого невозможен дальнейший переход к воображению творческому.
Проблема развития читательского воображения, которое изначально отождествлялось с воссоздающим читательским воображением, издавна изучалась психологами и методистами. О необходимости развития читательского воображения говорили Ц.П. Балталон, Н.М. Соколов, В.И.
\ Водовозов, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, Е.В. Квятковский и др.
Во второй половине 20-го века возрос интерес к проблеме читательского восприятия, в связи с чем возник большой интерес к читательскому воображению среди психологов (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова) и методистов (Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Л.И. Коновалова, З.Я. Рез, Н.И. Кудряшев и др.). В это время была определена особая роль читательского воображения в процессе восприятия литературного произведения, выделены особенности читательского воображения учащихся в различные периоды их литературного развития, рассмотрена работа читательского воображения при восприятии произведений разных литературных родов, названы и экспериментально подтверждены приемы, в
v наибольшей степени способствующие развитию как воссоздающего, так и
творческого читательского воображения.
Поскольку изучение воссоздающего читательского воображения
I невозможно вне чтения литературного произведения, то в качестве такового
\ нами была выбрана современная лирика для детей. Наш выбор обусловлен,
прежде всего, тем, что именно для стихов современных авторов, написанных специально для детей, характерно создание точных, ярких и оригинальных зрительных образов. Современная лирика для детей полна звуков и красок,
она дает богатую пищу для воссоздающего читательского воображения, ведь только в ходе этого психического процесса происходит восприятие художественного образа, а для младших школьников большое значение имеет то, что образ должен быть целостным, ярким, скорее конкретным, нежели отвлеченным.
Объект исследования: процесс развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики.
Предмет исследования: методические условия развития воссоздающего читательского воображения учащихся 3-х классов как средства полноценного восприятия лирических произведений читателями-школьниками.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики и установлении методических условий его развития.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что специфика воссоздающего читательского воображения младших школьников при восприятии лирики состоит в отсутствии целостности воссоздаваемого художественного образа, что объясняется непониманием значения изобразительно-выразительных средств, неразличением существенных и несущественных деталей.
Воссоздающее читательское воображение младших школьников будет эффективно развиваться в процессе изучения лирики при следующих методических условиях:
если отбор и последовательность изучения произведений осуществляется в соответствии с принципом постепенного усложнения художественного образа,
если воссоздание учащимися художественного образа лирического произведения подготовлено с помощью анализа текста;
если работа воссоздающего читательского воображения активизируется с помощью приемов, основанных на взаимодействии литературы с другими
видами искусства, таких как создание воображаемых иллюстраций и иллюстрирование (живопись), выразительное чтение и подбор музыкального сопровождения к нему (музыка), создание видеоряда (кино);
если на этапе обобщения главная роль принадлежит приемам создания
вторичного художественного образа.
Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:
изучить особенности лирики, как литературного рода; проанализировать жанровую специфику лирических стихотворений для детей и сделать вывод о том, какие методические условия должны соблюдаться для их полноценного восприятия в начальной школе;
проанализировать научно-исследовательскую литературу и выявить психологическую характеристику процесса воссоздающего читательского воображения; разработать критерии оценки и уровни развития воссоздающего читательского воображения; рассмотреть и проанализировать способы решения проблемы развития воссоздающего читательского воображения в современной методике;
определить экспериментальным путем особенности восприятия лирики учениками начальной школы; выявить существующий у учеников уровень воссоздающего читательского воображения;
разработать методическую систему уроков по развитию воссоздающего читательского воображения учащихся 3-х классов начальной школы;
экспериментально проверить выработанную методическую систему, проанализировать результаты ее применения и выявить методические условия развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы научного исследования:
теоретический (изучение философской, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы по теме диссертации);
анкетирование;
анализ творческих работ учащихся;
наблюдение над работой словесников и школьников в процессе экспериментального обучения;
моделирование системы обучения, способствующей решению поставленной проблемы;
методическая интерпретация результатов эксперимента;
экспериментальный (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты и сопоставление их результатов для доказательства эффективности предлагаемой методической системы);
количественный анализ результатов эксперимента.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит:
в выявлении особенностей восприятия учащимися 3-х классов классической лирики и современной лирики для детей
определении специфики восприятия лирики младшими школьниками в зависимости от программы обучения,
в определении критериев и уровней развития воссоздающего читательского воображения младших школьников,
в раскрытии методических способов преодоления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся 3-х классов при восприятии современной лирики для детей;
в установлении методических условий развития воссоздающего читательского воображения школьников 3-х классов при изучении лирических произведений.
Практическая значимость работы состоит:
разработке методики выявления мотивации чтения лирических стихотворений школьниками и уровня развития читательского воображения учащихся;
в создании методической системы развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Разработанная и экспериментально апробированная методика развития читательского воображения учащихся начальной школы может быть использована непосредственно в школьной практике на уроках внеклассного чтения. Результаты исследования могут стать основой при разработке лекций, спецкурсов и спецсеминаров для студентов и слушателей курсов повышения квалификации работников образования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
выявлены особенности работы воссоздающего читательского воображения учащихся начальных классов при восприятии лирики;
разработаны критерии и уровни воссоздающего читательского воображения младших школьников при восприятии лирики;
проанализирован педагогический потенциал современной лирики для детей и доказана целесообразность ее привлечения для развития воссоздающего читательского воображения младших школьников;
теоретически обоснована и разработана методическая система изучения современной лирики для детей в третьем классе;
выявлены методические условия, способствующие развитию воссоздающего воображения младших школьников при изучении лирики.
Апробация и внедрение результатов. Положения диссертации были изложены в выступлениях на международной научно-практической конференции «Дошкольник и младший школьник в системе образования»
(Санкт-Петербург, апрель 2004 года); на Герценовских чтениях (2004, 2005); на семинарах для учителей школ Санкт-Петербурга «Диагностика литературного развития младших школьников», проводившихся с января 2003 г. по май 2004 г. на кафедре детской литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Материалы отражены в 4 публикациях. Разработанная в настоящем исследовании система уроков проходила апробацию в 3-х классах гимназии № 526 и средней школе № 508.
Достоверность и обоснованность полученных научных выводов и результатов обеспечивается логикой научного анализа, опорой на современные исследования в области литературоведения, психологии, методики преподавания литературы, соответствием используемых методов предмету и задачам исследования, представительностью экспериментальных данных, обширностью констатирующего и длительностью обучающего экспериментов, апробацией результатов исследования на всероссийских научных конференциях.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2002-го по 2005-й год и состояло из двух этапов.
На первом этапе (2002 — 2003 гг.) были определены, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, изучалась научная и методическая литература по проблеме; проводился констатирующий эксперимент в школах Санкт-Петербурга.
На втором этапе (2004 — 2005 гг.) отрабатывалась методика обучения, проверялась предложенная система использования оптимальных методов и приемов развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики.
На защиту выносятся следующие положения:
Художественный образ лирического произведения, воссоздаваемый в воображении младших школьников, отличается рядом особенностей: отсутствием целостности, обилием несущественных деталей,
субъективностью, практическим отсутствием ассоциаций, связанных с изобразительно-выразительными средствами, использованными автором.
Начинать знакомство с лирикой как родом литературы в начальной школе целесообразно с современной лирики для детей, поскольку она и по содержанию более близка опыту ребенка и по средствам создания художественного образа доступнее и вызывает более яркий эмоциональный отклик, чем классическая поэзия.
Современная лирика для детей обладает педагогическим потенциалом: яркость и четкость образов, адекватные уровню литературного развития ребенка художественные средства, предметность изображения, частая и резкая смена эмоций, обширный перечень мотивов - способствуют развитию воссоздающего читательского воображения и позволяют существенно расширить внутренний мир ребенка новыми нравственными и эстетическими переживаниями.
Воссоздающее читательское воображение младших школьников оценивается по следующим критериям: формальная адекватность, эмоциональность, художественное своеобразие и целостность воссоздания художественного образа. Существует ряд уровней воссоздающего читательского воображения: уровень отсутствия воссоздания или воссоздания полностью искаженного художественного образа; уровень формального воссоздания; уровень частичного воссоздания и уровень полноценного воссоздания художественного образа.
Воссоздающее читательское воображение младших школьников эффективно развивается в процессе изучения лирики при соблюдении следующих методических условий:
- отбор и последовательность изучения произведений осуществляется в соответствии с принципом постепенного усложнения художественного образа,
воссоздание учащимися художественного образа лирического произведения подготавливается анализом текста;
работа воссоздающего читательского воображения активизируется с помощью приемов, основанных на взаимодействии литературы с другими видами искусства, таких как создание воображаемых иллюстраций и иллюстрирование (живопись), выразительное чтение и подбор музыкального сопровождения к нему (музыка), создание видеоряда (кино);
на этапе обобщения главная роль отводится приемам создания вторичного художественного образа.
Объем и структура работы. В первой главе «Теоретические основы развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики» проделан анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, литературоведческой, а также методической литературы по теме исследования, выявлены методические традиции в решении проблемы воссоздающего читательского воображения.
Во второй главе «Характеристика воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики на материале констатирующего эксперимента» определена специфика восприятия учениками 3-х классов лирических произведений, особенности и существующий уровень воссоздающего читательского воображения младших школьников.
В третьей главе «Методическая система развития воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики» изложены проверенные в ходе обучающего эксперимента методические условия развития воссоздающего читательского воображения учащихся 3-х классов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
'ч
Общий объем работы с приложениями составляет 240 страниц. Список литературы включает 220 источников.
Лирические стихотворения, написанные для детей (анализ избранных произведений поэтов второй половины xx века)
Лирические стихи занимают в круге чтения младших школьников довольно скромное место, что объясняется особенностями этого возраста. Дети любят волшебные сказки, рассказы и повести из жизни своих сверстников, приключения, - словом, все то, что содержит увлекательный и яркий сюжет. Значит ли это, что лирика не в состоянии привлечь к себе ребенка, тронуть его чувства, разбудить воображение? Отнюдь нет. Исследования показывают, что детям даже в дошкольном возрасте нравится слушать и заучивать наизусть лирические стихотворения, но при условии, что в процесс чтения их вовлекает взрослый — взрослый необычный, знающий и любящий поэзию [9; 38; 39; 48; 129].
Задача любого учителя литературы в начальной школе, по нашему мнению, заключается в расширении читательского кругозора учеников, в том, чтобы не только следовать за сложившимися интересами, но и развивать новые потребности юных читателей. Глубокое и серьезное изучение лирических произведений в средних и старших классах должно быть подготовлено на начальном этапе образования, где формируются умения чувствовать и сопереживать. Что такое, по сути своей, лирическое стихотворение? Это поэтический образ того или иного состояния души автора, отражение внутреннего мира человека. Ни в одной другой литературной форме чувства не выражаются столь полно и искренне, а значит, и не воздействуют сильнее на душу читателя. Развивая в детях любовь к поэзии, мы тем самым обогащаем их новыми нравственными и эстетическими переживаниями, помогаем духовно расти.
Какими же особенностями следует обладать лирике, если она должна проникнуть в сердце ребенка? Мы полагаем, что при первом знакомстве с жанром (которое и происходит в начальных классах) лирические произведения отбираются по содержанию таким образом, чтобы оно оказалось максимально приближено к внутреннему опыту самих детей. Если в стихотворении рассказывается о том, что читатель пережил или мог бы пережить, оно неизбежно затронет его восприятие. С другой стороны, литература всегда открывает для нас что-то новое как в мире, так и в себе, поэтому ученикам мы предлагаем произведения, заставляющие изменить привычное отношение к окружающему [111; 187; 206].
Существует еще одна особенность, о которой нельзя забывать, подбирая стихотворения для изучения их с младшими школьниками. Язык лирической поэзии (как и поэзии вообще) довольно сложен и своеобразен. Это так называемый язык образов, когда поэты используют незнакомые детям художественные средства. Поэтому мы считаем, что первые стихотворения, с которыми знакомится юный читатель, должны содержать образы не абстрактно-философские, но яркие, доступные воображению (зрительные, звуковые и т. д.). Данное заявление ни в коем случае не означает, что в круг чтения младших школьников не следует включать произведения более глубокого характера (о любви, дружбе, человеческом назначении). Просто мы хотим отметить, что полноценное восприятие лирики во многом зависит от первоначального понимания текста и что читательское развитие, как и любое другое, должно опираться на уже имеющиеся у ребенка знания и умения (в данном случае имеются в виду словарный запас и литературоведческие знания и умения) [35; 40; 99; 111; 129].
Учитывая вышеперечисленные особенности, в качестве материала для развития воссоздающего читательского воображения нами были выбраны лирические стихотворения для детей, относящиеся ко второй половине XX века. Эта, практически современная нам эпоха, невероятно богата никем не изученными поэтами, создавшими новый фонд лирики для детей. Вот имена авторов, чьи произведения мы используем в нашем эксперименте: И.М. Пивоварова, А.А. Шевченко, Г.В. Сапгир, В.Н. Орлов, В.Д. Берестов, Э.Э. Мошковская, Н.Н. Матвеева, Г.Я. Горбовский.
Современные лирические стихи, обращенные к детям, невероятно непохожи на привычную для учителей классическую поэзию. Это стихи очень смелые, очень веселые, в них не найти и тени дидактики или нравоучений. Зато как много в новой поэзии собственно детского: удивления перед миром, умения радоваться каждому мгновению, находить повсюду чудеса. Но самое ценное, что мы открыли у вышеназванных авторов — это обращение к внутреннему миру ребенка, тем чувствам и переживаниям, которые посещают человека только в детстве, составляя уникальный, ни с чем не сравнимый период в жизни. Подробно рассматривая избранные стихотворения каждого из поэтов, мы не раз коснемся всех особенностей современной лирики для детей: огромного мира образов, художественных средств, своеобразия авторских идей и др.
Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента - выяснить, насколько лирические произведения соответствуют читательским потребностям детей, существует ли взаимосвязь между особенностями восприятия лирики и качеством воссоздания художественного образа, а также установить, каков уровень развития воссоздающего читательского воображения у детей в современной начальной школе.
Первая часть констатирующего эксперимента проводилась на базе 3-4-ых классов, обучающихся по программам Воюшиной М.П. (Программа по литературе для начальной школы, далее - 1(B)); Головановой М.В., Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. (Литературной чтение, далее - 2(Г)); Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. (Чтение и начальной литературное образование, далее - 4(Б)); Ефросининой Л.А. (Литературное чтение, далее - 3(E)) в 200 $/2003 учебном году. В исследовании участвовало по три класса от каждой программы (всего 12 классов). Задачи констатирующего эксперимента:
выявить особенности восприятия лирики младшими школьниками (читательские мотивы и потребности; трудности, возникающие при восприятии произведений, умения, связанные с литературным анализом);
определить существующий у детей уровень воссоздающего читательского воображения;
установить степень зависимости полученных результатов от той программы, по которой обучаются дети;
проанализировать полученные данные и сделать вывод о том, какое влияние должны оказать имеющиеся результаты на разработку и проведение второй части констатирующего и формирующего экспериментов.
Для проведения первой части констатирующего эксперимента нами было подобрано несколько лирических стихотворений и составлена серия заданий к ним. Мы предложили детям следующие произведения: С.Я. Маршак «Вот однокрылая сосна...», И.П. Токмакова «Ива», А.К. Толстой «Острою секирой ранена береза», А.А. Фет «Сосны».
Наш выбор был обусловлен рядом причин.
В каждом из этих стихотворений авторская идея воплощается в описание некоего пейзажа, но каждый образ имеет свое существенное отличие. Произведение И.П. Токмаковой обращено непосредственно к детям. Оно построено на наиболее понятном маленьким читателям приеме олицетворения и состоит из простых коротких вопросов, на которые сразу же хочется ответить.
Остальные стихотворения относятся к «взрослой» пейзажной лирике и уже при первом чтении оказываются очень разными. С.Я. Маршак создает яркий зрительный образ, для этого автора характерна четкость и лаконичность описания, что существенно облегчает деятельность воссоздающего читательского воображения. Если читатель, пусть даже очень юный, сможет представить себе картину, изображенную автором, то он непременно почувствует и основную идею стихотворения.
Стихотворение А.К. Толстого требует более длительной работы читательской мысли, и его целостное восприятие зависит уже не только от воображения. Чтобы понять авторскую идею, читатель должен провести довольно сложное сравнение между болью физической и душевной, переживанием мимолетным, поверхностным и страданием, которое своей глубиной меняет всю жизнь человека. Особенно трудно осознать маленьким детям (в силу ограниченности их жизненного опыта), что такое боль, которая не проходит. Именно из-за своей сложности это стихотворение позволяет нам исследовать, насколько младшие школьники потенциально способны к восприятию лирических произведений, затрагивает ли классическая поэзия их чувства.
Стихотворение А.А. Фета «Сосны» можно охарактеризовать как наиболее сложное из выбранных нами. В центре произведения здесь находится уже не собственно пейзаж, а философские размышления автора, которые этот пейзаж иллюстрируют. В виде различных деревьев перед нами предстает приходящая, но живая и святая красота, а сосны скрывают в себе образ трезвого, холодного постоянства. Как и в предыдущем стихотворении, читатель оказывается перед необходимостью сопоставления, но теперь он должен еще и выбирать, что для него ближе: смерть и возрождение или вечная жизнь. Категоричность, с которой автор заявляет о своих чувствах как раз может повлиять на возникновение собственного мнения у юного читателя. Но прежде детям необходимо научиться распознавать идею автора, а для этого нужно иметь достаточно высокий уровень литературного развития. Предлагая ученикам стихотворение, основанное на сложной философской метафоре, мы планировали выявить способность младших школьников к литературному анализу и объем литературоведческих знаний, которыми они владеют на данный момент.
Организация, проведение и обработка результатов обучающего эксперимента
Формирующий эксперимент проводился нами в классе А (3 «а», школа № 508), в классах В (3 «б», школа № 508), С (3 «а», гимназия № 526) и D (3 «б», гимназия № 526) ту же систему уроков вел учитель под нашим наблюдением. Время проведения эксперимента — вторая и третья четверти 2004/2005 учебного года. Мы разработали систему из пятнадцати уроков, каждый из которых был посвящен изучению одного или нескольких лирических стихотворений.
Разработанная нами система включает в себя следующие элементы: цель, принципы, специально отобранный литературный материал, систему читательских умений и методические приемы, обеспечивающие формирование необходимых умений на каждом этапе проведения эксперимента.
Цель: развитие воссоздающего читательского воображения младших школьников при изучении лирики.
Принципы: традиционные принципы обучения — научности, доступности, учета возрастных особенностей, наглядности, систематичности. При отборе литературного материала мы использовали специально выделенный нами принцип постепенного усложнения художественного образа, созданного автором, когда процесс воссоздания художественного образа читателем объединяется с постижением основной идеи произведения, имеющей обобщенный, философский смысл.
Литературный материал: лирические стихотворения современных детских поэтов - Г.Я Горбовского, Н.Н. Матвеевой, Г.В. Сапгира, В.Н.
Орлова, Э.Э. Мошковской. Умения и приемы рассматриваются по мере описания этапов экспериментального обучения.
Работа по развитию воссоздающего читательского воображения проводилась нами в три этапа.
I. Подготовительный этап. Цель: наблюдение за словом, как средством создания художественного образа.
На подготовительном этапе происходит первое ознакомление с особенностями лирического стихотворения, различными способами создания художественного образа, дети получают первое представление о том, что такое лирический сюжет, картина стихотворения, его настроение. Мы подбирали стихотворения, в которых присутствует несколько картин, созданных с помощью небольшого числа одних и тех же приемов. Таким образом, дети имели возможность работать не со всем стихотворением, а с отдельными его фрагментами, не нарушая целостности лирического сюжета. Основные приемы: стилистический анализ, стилистический эксперимент, сравнительный анализ, работа с иллюстрацией. Наибольшее внимание уделялось формированию читательских умений воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в произведении, сопоставлять стихотворения, схожие по тематике, и умений, связанных с выразительным чтением.
II. Этап, на котором происходит создание целостного вторичного художественного образа. Цель: научить детей объединять все элементы лирического сюжета в единую картину и создавать целостный вторичный художественный образ.
Стихотворения, предлагаемые детям на этом этапе, отличались либо ярким зрительным образом, либо необычной музыкальностью, либо оригинальностью характера главного героя. Выбор объясняется тем, что ученикам впервые предстояло объединить все элементы лирического сюжета, и это легче сделать, когда лирический образ по своей целостности может быть соотнесен с произведением музыки или живописи. С другой стороны, существуют лирические произведения с уникальной композицией, чей художественный образ невозможно полноценно выразить никакими другими средствами искусства, кроме слова. Помимо образа-картины и словесной музыки в лирике есть еще некая идея-переживание, раскрыть которую можно лишь наблюдая за тем, как слово превращается в средство создания художественного образа. Решению этой задачи посвящен последний урох основного этапа эксперимента.