Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Хакимова Жанна Фуатовна

Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана
<
Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хакимова Жанна Фуатовна. Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Казань, 1997 232 c. РГБ ОД, 61:98-13/463-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЮСЬШШ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ БЛІАСТЕРНАКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 12

1.1. Лирика Б,Пастернака в оценке критики я научном описании как теоретическая база ее школьного изучения 12

1.2. Проблемы художественного восприятия и понимания текста и процесс изучения русской лирики в национальной школе 49

Глава 2 СИСТЕМА ШУЧЕНИЯ ЛИРИКИ Б.ПАСТЕРНАКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 93

2.1. Основные положения и этапы экспериментальной системы изучения лирики Пастернака в национальной школе 94

2.2 Изучение лирических произведений Пастернака в средних классах 108

2.3 Монографическое изучение лирики Пастернака в выпускном классе 166

2.4. Итоги экспериментального обучения ...193

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 206

БИБЛИОГРАФИЯ 209

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Растущая потребность общества в творчестве Бориса Пастернака как великой культурной ценности способствует тому, что его лирика из достояния русской культуры становится достоянием народов России и всего мира: Пастернак один из самых читаемых и изучаемых русских поэтов XX века. Подобного рода потребность выражает стремление общества преодолеть дефицит духовности.

Проблема исследования определяется сложившимися противоречиями между культурными потребностями общества и реальными возможностями национальной школы, между растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования школьников и фактическим отставанием в плане активного включения лирики Пастернака в программу (отсутствие необходимых исследований, незнание учителем эффективных путей обучения лирике Пастернака в ее специфике).

Лирика Пастернака оставляет парадоксальное впечатление сложности и простоты, речи взахлеб и афористической точности выражения, случайности ассоциативного ряда и строгой художественной организации одновременно. В связи с тем, что лирика Пастернака представляет собой сложное литературное явление и трудна для восприятия, и в особенности ученику национальной школы, становится очевидной недостаточность обращения к ней лишь в выпускном классе. Наблюдения показывают, что нередко ученики утверждаются в бытующем мнении о непонятности стихов Пастернака и, как следствие, не выражают желания вновь обратиться к ним, Разрешение проблемы видится в системном, охватывающем ряд лет обучении лирике Пастернака в ее специфике с учетом особенностей ее восприятия в национальной школьной аудитории. Изучение лирических произведений Пастернака в среднем звене национальной школы позволит раньше приобщить учеников к его творчеству, закрепить умения и навыки интерпретации поэтических текстов Пастернака, а также откроет для учеников перспективы в постижении современной русской поэзии. Трудность восприятия лирики Пастернака преодолима путем постепенного привыкания к новому для ученика-читателя специфическому поэтическому явлению.

Обращение к данной теме закономерно: изучение лирики Пастернака в последнее десятилетие становится объектом внимания методистов русской школы. Так, диссертационные исследования Г.И.Давиденко и И.В.Сосновской включают описание теоретически обоснованных систем изучения лирики Пастернака в выпускном классе. Представленные в них методики учитывают специфику русской школы и не ориентированы на национальную. Следовательно, тема исследования, частично раскрытая в ином аспекте, нуждается в разработке. В целом же растущий интерес к творчеству Пастернака, необходимость широкого включения его лириче-

ских произведений в школьный курс литературы и отсутствие научно-практических разработок определяют выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Для данного исследования принципиально важно рассмотрение вопросов поэтики и проблем восприятия лирики Пастернака в свете критических материалов и исследований зарубежных (К.О'Коннор, К.О.Тарановский, Е.Фарыно, Л.Флейшман, РЛкобсон и др.) и отечественных литературоведов (В .Н. Альфонсов, В.Ф.Асмус, В.СБаевский, Б.М.Гаспаров, М.Л.Гаспаров, ЛЛ.Гинзбург, Вяч.Вс.Иванов, Д.СЛихачев, Ю.М.Лотман, Т.И.Меркулова, Л.А.Озеров, Е.Б.Пастернак, Е.В.Пастернак, З.С.Паперный, А.Д.Синявский, И.П.Смирнов, Т.Н.Фроловская, И.В.Фоменко и др.). Создание экспериментальной модели изучения лирики Пастернака в значительной степени зависит от научной разработанности проблем восприятия и изучения лирики. Современную теорию и практику обучения лирике в значительной степени обогащают труды таких филологов и ученых-методистов, как В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, М.Г.Ахметзянов, Р.В.Банчуков, Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, Б.А.Буяльский, Г.А.Гуковский, И.С.Збарский, Г.Н.Ионин, Е.В.Карсалова, Д.А.Клумбнте, Н.И.Кудряшев, Т.Ф.Курдюмова, А.Г.Кутузов, А.М.Лисовский, А.А.Липаев, Б.СЛокшина, Ю.М.Лотман, Р.Д.Мадер, К.В.Мальцева, В.Г.Маранцман, В.П.Медведев, Н.Я.Мещерякова, Н.Д.Молдавская, К.М.Нартов, Я.Г.Нестурх, З.Я.Рез, Н.Н.Светловская, З.С.Смелкова, Н.А.Станчек, Л.В.Тодоров, М.Б.Успенский, И.Д.Хмарский, М.В.Черкезова и др. На исследованиях пастернаковедов, ученых-методистов, психологов и дидактов базируется наш качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к постановке обучения лирике Пастернака в национальной школе.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения лирики Пастернака в татарской школе.

Предмет исследования - методика изучения лирики Пастернака в национальной школе.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему изучения лирики Пастернака в курсе русской литературы для национальных школ, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений Пастернака в средних классах и монографического изучения лирики Пастернака в выпускном классе.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика изучения лирики Пастернака в национальной школе будет эффективной, если

изучение начнется в среднем звене и будет проходить поэтапно в рамках разработанной системы;

лирика Пастернака в процессе изучения будет рассмотрена в контек-

сте культурных традиций, с учетом особенностей ее поэтики, специфики ее восприятия и понимания нерусскими учащимися;

- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений Пастернака, а процесс изучения пройдет в интенсивной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи: 1) выяснить теоретические основы изучения лирики Пастернака в национальной школе, изучив философскую, литературоведческую, и в частности пастернаковедческую, психолого-педагогическую и методическую литературу; 2) представить методическую модель изучения лирики Пастернака, предварительно определив этапы системы и обосновав отбор произведений; 3) выявить особенности восприятия лирики Пастернака нерусскими учащимися, определить наиболее эффективные приемы обучения; 4) экспериментально проверить эффективность обучения по предложенной модели и обобщить результаты.

Для решения поставленных задач применялся метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, моделирование, построение гипотез, доказательство выдвигаемьга положений с помощью теоретического обоснования и эксперимента.

Методологической основой исследования являются философские воззрения Пастернака, труды по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике литературы, в которых рассматриваются вопросы поэтики Пастернака, проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе, оптимизации учебного процесса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1986-1992): изучение работ по филологии, методике литературы, психологии и педагогике; накопление и обобщение опыта работы автора как учителя; наблюдение за процессом изучения и восприятия лирики в сельских и городских школах: Богородской средней школе Пестречин-ского района Республики Татарстан, школе №55 г.Казани, Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории.

Второй этап (1993-1994): изучение научной литературы по теме исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня информированности учащихся национальных школ о творчестве Пастернака; подготовка и проведение обучающего эксперимента в татарских гимназиях №2, №4, №5 г.Казани, выявление его эффективности; проверка научной достоверности гипотезы.

Третий этап (1995-1997): теоретическое осмысление результатов экспериментального обучения; уточнение основных положений работы; оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются

в том, что в результате исследования выявлены теоретические основы изучения лирики Пастернака в национальной школе и необходимые условия эффективности этой деятельности; предложена методическая модель, отражающая системно-структурную организацию процесса обучения лирике Пастернака; поэтапно описан процесс экспериментального изучения лирики Пастернака в национальной школе.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов олытно-экспериметальной проверки предложенной системы изучения лирики Пастернака в национальной школе. Результаты исследования внедряются в практику школы, используются при подготовке программ, учебных хрестоматий по русской литературе для татарских школ и методических пособий к ним. Материалы диссертации могут быть использованы в спецкурсе "Лирика Пастернака" для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания русской литературы в национальной школе.

Достоверность результатов исследования подтверждается их теоретическим обоснованием, данными эксперимента, анализом результатов на каждом этапе работы, а также личным опытом работы автора в школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на XXIV Зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья (Тверь, 1994), на ежегодных итоговых конференциях КГПУ (Казань, 1994-1996), на конференциях молодых ученых КГПУ (Казань, 1994-1997), на Всероссийской научно-практической конференции памяти Я.А.Ротковича (Самара, 1995), на II и III Республиканских научных конференциях молодых ученых и специалистов (Казань, 1996, 1997), на Голубковских чтениях в МПГУ (Москва, 1997) и в опубликованных работах.

Структура диссертации определена теоретическим и эмпирическим характером исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Методика изучения лирики Пастернака руководствуется критериями эстетической ценности произведения и опирается на достижения пастерна-коведения. Изучение предполагает чтение и анализ лирических произведений Пастернака, изучение лирики Пастернака в ее специфике, в контексте творчества и широком культурном контексте, с учетом особенностей ее восприятия.

  2. Методика изучения лирики Пастернака в национальной школе основывается прежде всего на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим и предполагает длительный процесс поэтапного ее изучения. Изучение лирики Пастернака эффективно при реализации принципов сие-

темности, научности и посильной трудности, творческой активности учащихся и положительного эмоционального фона обучения.

3. Изучение лирики Пастернака нерусскими учащимися является полноценной творческой деятельностью при условии организации обучения с учетом национальных особенностей восприятия и понимания русской лирики.

Лирика Б,Пастернака в оценке критики я научном описании как теоретическая база ее школьного изучения

Борис Пастернак - оджя из самых читаемых и изучаемых в мире русских поэтов XX века. Однако путь читателя к Пастернаку непрост, и чтение его лирики для неподготовленного читателя представляет немалые трудности. Изучение специальной литературы показало, что существует объективные причины подобного затруднен-ноге/восприятия. Как сложное литературное явление лирика Пастернака делается объектом рассмотрения различных научных дисциплин, что вызвало необходимость изучения трудов по философии и эстетике, литературоведению, психологии, методике литературы. Обращение в диссертационном исследовании к теме изучения лирики Пастернака в национальной шкоде предполагает осмысление следующих наиболее важных проблем: проблемы восприятия лирики Пастернака, актуальных вопросов ее поэтики, и шире - проблемы художественного восприятия, современная теория которого основывается на учении об установке и доминанте; цролемы понимания-непонимания текста и связанных с ними проблем восприятия и изучения русской литературы как неродной.

Отсюда задача теоретической главы диссертации: опираясь на критические работы и научные исследования, выявить специфические особенности лирики Пастернака и необходимые условия эффективности восприятия и изучения лирики Пастернака в национальной школе. лирика Б.Пастернака в оценке критики и научном описании как теоретическая база ее школьного изучения Глубокое убеждение в том, что лирика Пастернака предполагает у читателя наличие определенной школы ее восприятия и знаний ее специфики, нряводгт к необходимости проблемного изложения к осмысления обсуждаемых в критике и научной яастернакнане вопросов поэтики и восприятия лирики Пастернака. Оценка лирики Пастернака прижизненной критикой важна для данного исследования по ряду причин.

Во-первых» литературная критика по методологии анализа близка к окольному целостному анализу произведения. Как указывает Ю.Б.Борев, для критики существенны три момента: "зачем, что и как исследовать в художественном произведении.

Цель (зачем?) критического анализа - воздействие на все звенья художественного процесса: действительность - ее восприятие -художник - творческий процесс - произведение - художественное восприятие - реципиент (публика) - жизненная активность реципиента - действительность.

Художественный анализ текста должен охватить (что?) и язык» и стиль, и художественную концепцию, я эстетическую значимость, то есть все смысловые и ценностные аспекты произведения. Это в свою очередь достигается (как?) путем системно-целостного анализа произведения" /31, 15/.

Во-вторых, зафиксированное непосредственное восприятие произведения современником поэта, предложенный им ценностный и интерпретационный анализ» включение произведения в исторический и литературный контекст делают литературную критику ценным для методики материалом, который помогает спрогнозировать характер восприятия, корректирует первичное восприятие ученика, формирует его оценочное суждение, провоцирует его на внимательное перечитывание произведения, диалог и дискуссию Значительную часть пастернакианы представляет западная критика, включающая работы таких известных исследователей, как К,Берне Х.Бирнбаум, Г,Гиффорд, Д.Гроссман, Д.Деви, Р.Дерннг, П„А.Енсен. П.Леви, Г.Де Мадлак, Д.Мадмстад, Э.Моссман, К.О Коннор, М.Оку-тюрье, О.Раевекая-Хьюз, Дж.Риви, Л.Рудова, К.О.ТарановскиЙ, Р.Д.Б.Томпсон, Е.Фарыяо, Л.Флейшан, Р.Хьюз, Р.Якобсон и др. /72; 128; 200; 231; 232; 252-256; 285 и др./.

Высокую оценку в современном отечественном и зарубежном литературоведении получили различные по направленням исследования в области пастернаковской лирики В.Н.Альфонсова, А.Н.Архангельского, В.Ф.Асмуса, В.С.Баевского, Б.М.Гаспарова, М 1.Гаспарова, Л.Я.Гинзбург» А.КЛолковского, Вяч.Вс.Иванова, Н.Ивановой, Д.СЛихачева, Ю.М.Лотмава, Т.И.Меркудовоя, Л.А.Озерова, З.С.Па-перного, Е.Б.Пастернака, Е.В.Пастернак, А.Д.Сянявского, И.П.Смирнова, Т.Н«Фроловской, И В Фоменко и др. /4; 8; 9; 13; 17-19; 52; 53; 54; 55; 57: 74; 78; 79; 115; 122; 144; 145; 160; 167; 168; 217; 220; 258 и др./. Работы этих ученых, определившие характер и направления современного пастернаковедения, важны для методического исследования в качестве теоретической базы, на которой основывается качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к приемам активизация читательского восприятия при изучении лирики Пастернака.

Проблемы художественного восприятия и понимания текста и процесс изучения русской лирики в национальной школе

Отправным положением данного исследования является то, что изучение непростой для восприятия лирики Пастернака невозможно без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, воспринимающих литературное произведение; методических подходов к изучению лирики, возможностей анализа лирического произведения с учетом билингвизма учащихся, особенностей понимания и интерпретации русской лирики учащимися, воспитывающимися прежде всего на национальной литературе с ее своеобразием эстетического идеала.

Лирику Пастернака невозможно постичь без определенных усилий, эмоциональных и интеллектуальных затрат реципиента. Она рассчитана самим поэтом на узнавание, понимание, сопереживание и наслаждение равного ему культурного читателя, не снисходит к читателю, а приглашает к сотворчеству. "Настоящее искусство. - писал Пастернак, - ... робко желает быть мечтою читателя, предметом читательской жажды» и нуждается в его отзывчивом воображении не как в дружелюбной снисходительности, а как в составном элементе, без которого не может обойтись построение художника, как нуждается луч в отражающей поверхности или в преломляющей среде, чтобы играть и загораться" /166, т. 5» 508/.

Для постижения лиряки Пастернака одного эмоционального переживания ее недостаточно. В условиях национальной школы изучение лирики Пастернака предполагает и разрешение проблемы понимания текстов Пастернака. Первое, что скажет любой здравомыслящий: "В национальной шкоде Пастернака не поймут", - и будет прав, если не будет изучена в рамках данного исследования проблема приймання непонимания текста. Без учета данных проблем невозмжно создание правильной (конечно, не единственно верной)методики.

Поэтому закономерно обращение к исследованиям философов, пси ходгов, литературоведов, где вскрывается сущность художественного восприятия как активного творческого процесса» выявляются этапы его прохождения (В.Ф.Асмус: 12; М.М.Бахтин: 22; П.П.&яон-ский: 28; Ю.Б.Борев: 31; 32; Д.С.Выготский: 48-50; Л.Я.Гинзбург: 56-59; І.Г.Жабицкая: 73; Й.А.Ильин: 81; Б.В.Кондаков: 97; И.В.Кондаков: 97; 98; Ю.Й.Левин: 110; Ю.М.Лотман: 118-124; Б.С.МеЙлах: 142; О.Й.Никифорова: 159; В.Б.Ольшанский: 161; Й.Й.Ревзин: 192; Л.Н.Столович: 229; Б.А.Успенский: 147; В.Шкловский: 276; П.М.Якобсон: 286 и др.); к исследованиям филологов и ученых-методистов русской и национальной школы яо вопросам восприятия и изучения лирики (М.Г.Ахметзяяов: 14; 15; Г.И.Белень-кий; О.Ю.Богданова: 29; 30; 146; Б.А.Буяльский: 37; Г.А.Гуковс-кий: 66; Г.Н.Ионин: 83; Е.В.Карсалова: 82; Д.А.Клумбите: 148; Н.Й.Кудряшев: 103; Т.Ф.Курдшова: 105; А.Г.Кутузов: 107; А.АЛи-паев: 113; А.М.Лисовский: 114; Б.С.Локшина: 117; Ю.М.Лотман: 124; Р.Д.Мадер: 125; 126; В.Г.Маранцман: 132-136; 146; В.П.медведев: 140; Н.Д.Молдавская: 155; К.М.Нартов: 156; З.Я.Рез: 147; 193-195; Н.Н.Светловская: 214; З.С.Смелкова: 218; 219; Й.В.Сосновская: 224; Н.А.Станчек: 226; Л.В.Тодоров: 236-238; М.Б.Успенский: 248; М.В.Черкезова: 270; 271 и др.); к работам по проблемам татарской культуры /77; 137; 158; 246; 264; 284 и др./.

В эстетике художественное восприятие определено как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном я целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием /281, 49/. Описаны законы художественного восприятия как законы эстетики: процесс художественного восприятия носит творчески активный характер; читатель (слушатель, зритель) выступает как "соавтор , сотворен, исполнитель для себя - произведения; включает в себя прочтение, интерпретацию, оценку произведения в свете лично преломленного опыта культуры; доставляет эстетическое наслаждение, которое стимулирует творческую активность этого восприятия /32, 27/.

Основные положения и этапы экспериментальной системы изучения лирики Пастернака в национальной школе

Создание драйичеекой модели процеооа научання лирики Еаотер-вака в национальной якеле непосредственно опирается аа ревухна-тн ажалжза современного состояния пренодавадяя лирики Пастернака в яка» (программы, учебна нособкя, методические нселвдеваяжя а рея ювхаанн) а давана кояотатарувщего эксперимента.

Яоястатжрулмве анкетирование вровадаао в двух 11 классах та-тарских гжмшнд JK2 я К г.Казана (1993-94 у .г.). Анкета вн-являет достояние информированности учаяжхоя а Цаотарважа я аго ироиаводонжях, а также фиксирует факт получения нвносредетвея-дого июциональяого впечатления от стихотворения Пастернака я проверяет споообиооть учащихся осмыслить полученное впечатление.

Вопросы адявтн: Что вам известно о Пастернаке? Когда вн уаяали вте жиж? Наееввте известные вам произведения Пастернака. Определите настроение стихотворения "Февраль. Достать чернил н плакать!" я докалите правильность вашего определения.

Так, ничего не знали о Пастернаке 3 ученика из 43-х (?,;). Из 40 учащихся, знающих, что Пастернак - поэт XX века, 17 уча щихся (39 %) других сведений сообщить не смогли. Таким образом, учащихся не имели представления о Пастернаке как поэте, знания их ограничены только именем и приложенным к анкете стихотворением "Февраль... Учащиеся признаются, что не слышали и не читали лирику Пастернака, Типичные ответы данной категории учащих ся:

"Знаю только то, что он написал стихотворение "Февраль,.."

"Поет начала-середины XX века Слышала стихи".

"Биографических сведений не знаю".

"О ххвии не читала".

"Борис Пастернак - писатель х поет серебряного века руеокеі поэзии. Родился в России, потом эмигрировал".

Последний из приведенных ответов содержит ошибку. Веете же из 43-х Ученика считали Пастернака эмигрантом {! /.)

имели дополнительные сведения оПастернаке 23 ученика (54 ). Знания 21 ученика не отличаются глубиной (4). Приводим некото» рне высказывания:

"Отец Пастернака был довольно знаменитим художником, воспоминания которого ж читала",

"Поэт вашего века. 7 меня нечеткое представление е его стихах: жесткие и интересные метафори. Я что-то еще, В принципе, нет точного иредетавлеииш".

"Кто творчество долгое время не признавали в Советском Сете. Награжден Нобелевской премией".

"Писал отихи, не очень трудно их читать. Пастернак получил Нобелевскую премию за роман "Доктор Живаге". Роман я не читал."

"Пастернак бил знакам со многими жндджехмиел людьми. У него била тяжелея жизнь".

Приводки два ответа, наиболее полных, но имеяцииод в них сведаняям:

"Руоскжй поэт начала IX вода. Кто поэзии свойственен яде » лязм, утонченность во всем, за каждым оловом скрнваетея глубочайший смысл, порой даже до восярннимаемый на слух, до стоят яо-раздумать, как вое ораву приобретает легкость, ясность. Свод тверчеокяе способности Бордо обнаружил рано. С детства ото окру» жали интеллигентные люди, музыканты, д в дх доме царила атмосфера кокуоства. ленился на жене Г МеЙтаува. Учклся в Германии .

Ответ оодержхт ряд неточностей, биографические оведенжя о Пастернаке в основном ограничены временем детства д молодоотж. Ярд атом самостоятельная додатка охарактеризовать доеаяв Пастор» яака, проанализировать психологический мохажджм лдчяеетяого вее-приятия его лирики, а также приведенные точные данные о женитьбе д учеое в Гермавяж свидетельствуют об интересе к яоэту д начитанности ученицы. Дня ученицы постижение доезди Пастернака -интеллектуальная работа. В ответе содержится попытка дать само анализ восприятия лирики Пастернака в его конечной д начальной стадии.

"Бордо Пастернак родился в 1890 году в семье художника. Его мама пианистка, я благодаря ей завязалось сначала знакомство, а дотом я настоящие дружеские отношения во Скрябиным (у них дачи находились где-то рядом)» Сам Бордо Пастернак тоже получил музыкальное образование, ему даже пришлось выбирать, кем быть, музыкантом или юристом. В итоге он да стал ни том, ни другим (наочет юриспруденции я, возможно, что-то путаю).

Похожие диссертации на Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана