Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Малухова Фатима Владимировна

Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры)
<
Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малухова Фатима Владимировна. Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 142 c. РГБ ОД, 61:99-13/39-X

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава 1 Философские основания проблемы этнокультурных
взаимодействий в педагогическом процессе 9

1.1 Фшюсофско-пеихологический аспект освоения ценностно-

смысловых-щщстав-различных этнических культур , 9

L2 Характеристика культурно-исторической и музыкально-
языковой традиции в Кабардино-Балкарии 26

Глава 2. Теоретические основы развития способности к восприятию музыки через актуализацию и развитие

музыкально-языковой способности учащихся . .47

2. t К проблеме исследования музыкального восприятия

И языка 47

2.2 Сущность музыкально-языковой способности в аспекте
музыкальных и общих способностей учащихся < 63

2.3 О современном состоянии проблемы развития_восприятия

музыки в музыкальной педагогике. 72

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование
эффективности методической модели развития восприятия
музыки различных этнических культур (на материале адыгской
музыки). , 83

3.1 Методика развития способности к восприятию музыки
различных этнических культур .... 83

3.2 Особенности реализации методики при знакомстве

студентов садыгской музыкальной культурой 99

Основные выводы диссертации ......118

Приложение,.,,, .... „Н9

Литература . Ї27

Введение к работе

І Актуальность темы исследования заключена в современных требованиях к поиску новых способов, уровней взаимодействия и понимания различных народов.

Музыкальное наследие - мощное средство проникновения в глубины духовной сущности создавших его народов, может помочь в решении этой проблемы. Вот почему столь важным представляется развитие способности к восприятию слуша- j телями музыки иной этно-культурной традиции, способствующей развитию взаи- і мопонимания. В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя в решении задачи глубоко и тонко воспитывать маленького человека, опираясь на общечеловеческие ценности, заключенные в музыке.

Рассматривая процесс развития способности восприятия музыки у будущих

Ф учителей в условиях национального региона (Кабардино-Балкарии), следует отме- тить ряд его особенностей: школы и студенческие аудитории - многонациональны по составу, в связи с чем возникает ряд психолого-педагогических трудностей при ' воспитании таких качеств и чувств личности учащихся, как национальное самосоз- -і h ' нание, патриотизм и интернационализм. В таких условиях от педагога требуется умение опираться на музыкальные традиции национальных культур, представители которых входят в состав студенческого коллектива или школьного класса'

При восприятии музыки различных этнических культур возникает проблема соотношения музыкальных языков. Процесс этот сложный, так как здесь сущест- * вуют не только языковые различия, но различия эмоционального плана восприятия мира. Здесь мы сталкиваемся с проблемой "лингвистической относительности"; суть ее заключается в том, что разные языки по-разному членят мир и, следователь но, люди, говорящие на разных языках, имеют в своем сознании разные картины мира (В.Медушевский). Многими исследователями ставился вопрос об адекватном восприятии и понимании ценностно-смысловых слоев музыкальной культуры U (В.Медушевский, Е.Назайкинский и др.) и важности осмысления данной проблемы * в контексте музыкального образования.

Взаимоотношение национальных культур в условиях многонационального государства рассматривалось в ряде исследований (ПАпресян, М.Каган, С.Раппопорт, Н.Шахназарова, А.Фарбштейн). Проблем музыкального восприятия так или иначе касаются авторы фундаментальных работ, посвященных профессиональной подготовке учителя музыки (ОАпраксина, ЛАрчажникова и др.). Затрагиваются эти вопросы и в музыкально-педагогических исследованиях Т.Мариупольской, К-Цатуряна, Г.Цыпина и др. Исследования Т.Надежденской, МЖутановой, ИГусейновой рассматривают национальную музыку как эффективное средство постижения музыкальной классики. Обогатив музыкальную педагогику рядом ценных разработок, упомянутые выше исследования затрагивают, несомненно, важные аспекты проблем, связанных с развитием музыкально-эстетической культуры личности будущего учителя на основе национального искусства. Между тем, проблема формирования и развития навыков восприятия и освоения музыки в условиях сосуществования различных этнических культур до сих пор не реализована в теории и практике музыкального образования.

Актуальность и неразработанность проблемы обусловили цель настоящего исследования, которая состоит в нахождении способов развития восприятия музыки у будущих учителей в условиях взаимодействия различных этнических культур.

Объектом исследования является педагогический процесс, в ходе которого осуществляется развитие восприятия и освоения ценностно-смыслового содержания различных музыкальных культур.

Предметом исследования явилась динамика восприятия и освоения адыгской1 музыки студентами в специально организованной учебно-музыкальной деятельности, опирающейся на возможности развития музыкально-языковой способности учащихся. 1 Понятие "Адыгская музыка" может быть заменено "черкесская" или "кабардинская музыка (культура, традиция)", т.к. адыги, черкесы, кабардинцы представляют собой один этнос, имеющий разные названия по территориальному признаку и истории названия (самоназвание или присвоенное евп опейцами). В последнее время в официальных документах принято к употреблению словосочетание "адыгская культура" (подразумевающее совпадение по смыслу со словосочетанием

Преградой на пути успешного освоения и восприятия является, по нашему мнению, разница музыкальных языков. Таким образом, в предмет исследования включаются психологические предпосылки и педагогические методы освоения музыкального языка различных этнических традиций как условия развития способности к восприятию музыки.

Проблема восприятия и освоения ценностно-смысловых пластов музыкальной культуры в последнее время весьма остро ставится в отечественном музыкознании. В исследованиях последних лет наблюдается также активное привлечение междисциплинарных подходов, в частности, обращение к психологическим и музыкально-психологическим данным в поиске предпосылок к пониманию слушателем смыслов музыкального высказывания. Так, появившееся понятие "музыкально-языковой способности" (М.Арановский, Д. Кирнарская) приводит нас к умозаключению о связи восприятия смыслов музыкального языка с глубинными слоями психики человека: "внеязыковыми универсалиями" (М.Арановский), архетипами коллективного бессознательного, акгуализируюпщмися в акте восприятия музыки (АТоропова). Проблема освоения различных музыкальных языков, по-разному членящих мир, затрагивалась в ряде работ: В.Медушевского, В.Холоповой, Т.Чередниченко и др. Но названные работы не решают (да и не ставят) проблемы развития восприятия музыкальных языков различных этнокультурных традиций. В настоящем исследовании предпринимается попытка решения поставленной проблемы в означенном направлении, в опоре на психолого-педагогическую разработку понятия "музыкально-языковая способность" и в апробировании найденных подходов на материале адыгской музыки в условиях взаимодействия различных этнокультурных традиций.

Методологическим фундаментом исследования послужили философские положения М.Бахтина, КБердяева, В.Библера, И.Гердера, М.Мамардашвили, АПотебни, Г.Шпета о соотношении общечеловеческого и этнокультурного в бытии "черкесская или кабардинская культура"). », и сознании человека, отраженном в диалектическом принципе взаимодействия об- щего и особенного в культуре. В качестве источника исторических сведений о черкесской музыке использовались труды: САутлевой, Б.Бгажнокова, АГадагатля, З.Налоева, Р.Чича, Ш.Шу и др. В поисках психологических оснований данная работа опирается на теорию деятельности АЛеонтьева, теории способностей С.Рубинштейна, Б.Теплова и В.Шадрикова.

Анализ приведенных выше методологических оснований позволил выдвинуть ряд следующих положений гипотезы :

В условиях взаимодействия различных этнических культур исследование особенностей соотношения различных "музыкальных языков" имеет особое значение для разработки проблемы развития восприятия музыки.

Эффективность развития восприятия и освоения учащимися ценностно-смысловых пластов различных этнических культур может быть достигнута при разработке специальной методики направленной на формирование музыкально-языковой способности.

3. Понимание смыслов музыкального языка находится в прямой зависимо- * ста от проникновения учащихся в сущность глубинных архетипов, что приводит к эффективному развитию восприятия музыки различных этнокультурных традиций. Задачи данного исследования состоят в следующем:

1. Изучение философской, общенаучной и частнонаучной литературы по ф проблеме исследования.

Разработка методики развития способности к восприятию музыки в условиях взаимодействия различных этнокультурных традиций.

Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики.

В работе использованы следующие методы исследования: -изучение и обобщение теоретических работ по теме исследования, -анализ, систематизация и преломление передового музыкально-педагогического опыта, -целенаправленное педагогическое наблюдение и педагогическая беседа, -обобщение личного педагогического опыта автора диссертации, -педагогический эксперимент и анкетирование участников экспериментального исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

В ситуации "полиэтнизма" решение образовательных проблем может осуществляться не только в пространстве вербальных языков, но и в сосуществующих "музыкальных языках".

Развитие восприятия ценностно-смысловых пластов различных этнических музыкальных культур учащимися находится в прямой зависимости от уровня сформированности музыкально-языковой способности.

Эффективность развития восприятия музыки различных этнических культур может быть достигнута при условии разработки методики, направленной на установление единства в усвоении протоинтонационного (архетипического) и аналитического аспектов музыкального языка.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования. В диссертации с помощью теоретико-экспериментального исследования определены механизмы восприятия музыкального языка и развития восприятия учащимися музыки иной этнокультурной традиции; разработана методика развития способности к восприятию музыки различных этнокультурных традиций; педагогически разработано понятие "музыкально-языковая способность'1, на основе чего определены стадии и пути реализации методики развития способности к восприятию музыки. Теоретическая концепция диссертации может послужить материалом для дальнейших исследований в области проблем этнокультурных взаимодействий и освоения музыкального языка.

Практическая значимость работы заключается в разработке и экспериментальной проверке методики развития восприятия музыки иной этнокультурной традиции. Концепция и материалы исследования могут быть использованы при подготовке будущих учителей на факультетах начальных классов и дошкольного воспитания, а также на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре музыкальных инструментов Ml 11У и на кафедре музыки и изобразительного искусства факультета педагогики и методики начального обучения Кабардино-Балкарского государственного университета. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях в г.г. Нальчике и Костроме (1995,1998).

База экспериментального исследования: факультет педагогики и методики начального обучения КБГУ и музыкальный факультет МШУ.

Похожие диссертации на Развитие восприятия музыки различных этнических традиций у будущих учителей (На материале адыг. муз. культуры)