Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Желондиевская Лариса Владиславовна

Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству
<
Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Желондиевская Лариса Владиславовна. Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 155 c. РГБ ОД, 61:01-13/546-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Научно - теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся старшего школьного возраста.

1.1. Психологические характеристики развития творческих способностей личности средствами декоративного искусства 14

1.2. Возрастные особенности физиологического развития старших школьников 27

1.3. Методические основы обучения старших школьников декоративному искусству { на примере художественных ремесел) 36

Выводы по первой главе 46

ГЛАВА 2 Ручное ткачество - как средство развития творческих способностей личности.

2.1. Из истории методов обучения ручному ткачеству .48

2.2. Анализ современного состояния учебно - воспитательного процесса по ручному ткачеству 69

2.3. Научно - теоретическое обоснование экспериментальных программ по ручному ткачеству 76

2.4. Анализ и обообщение данных экспериментальной работы 82

а) В системе дополнительного образования 91

б) В начальной профессиональной подготовке 97

Выводы по второй главе 111

Заключение 112

Список используемой литературы 115

Приложения 128

Введение к работе

Новая общественно - политическая ситуация, возникшая в последнее десятилетие в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Проблема формирования личности, способной к продуктивной, созидательной деятельности в новых социальных условиях встала перед педагогикой, решение которой потребовало поиска новых путей ее реализации.

Основными принципами для педагогической науки на современном этапе стали:

-демократизация системы образования, предпологающая социализацию личности, активизацию ее политической активности ;

-поиск новых методов и форм обучения, путем анализа и сравнения различных общеобразовательных систем их концепций ;

-гуманизация образования;

-субъективно - личностная направленность обучения;

-развитие креативности мышления;

-непрерывность образования;

-возрождение духовных ценностей.

Современная педагогика предпологает всестороннее раскрытие потенциальных возможностей личности, анализа ее индивидуальных особенностей. Пристальное внимание к проблемам личности обусловлено направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для преобразования общества необходима социально активная личность, как основная дви-

4 жущая сила общественного прогресса.

Готовность к самостоятельному мышлению,. творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения, особенно в старшем школьном возрасте.

Система образования опирающаяся на научно -теоретическую базу формирования личности широко использует различные средства и формы, среди которых художественное образование, играет особое значение.

Декоративная деятельность, рассматриваемая в исследовании, дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Основанная на многовековом народном опыте, она развивает творческие способности, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений.

В целом, воздействуя на личность, декоративно - прикладное искусство обогащает не только эмоционально - чувственную сферу, но способствует приобретению необходимых практических умений , накоплению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в том числе и текстильной пластикой.

В процессе обучения художественному ремеслу развивается психика, формируется интеллектуальный потенциал, развиваются творческая активность, инициатива, воспитываются усидчивость, трудолюбие и многое другое.

Данный вид деятельности доступен каждому учащемуся, техническое обеспечение не требует особых затрат, что немаловажно в нынешних экономических условиях.

Таким образом, рассматриваемая в данном исследовании проблема развития творческих способностей старших школьников средствами декоративно - прикладного искусства, на

5 примере ручного ткачества, приобретает актуальность.

Проблема развития личности средствами декоративного искусства рассматривалась многократно в различных исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предпологает изучение специальной литературы в различных областях знания -это и проблемы психологии, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами художественного образования и ДР-

Важное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее творческих способностей, для данного исследования, имели работы А.Д.Алехина, Н-С-Боголюбова, Е.С.Громова, Е.И.Игнатьева, В.В.Корепгкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпика-ловой.

В теории учебно - воспитательного процесса мы опирались на труды О.А.Абдуллиной, Ю.К.Бабанского, Е.С.Громова, В.А.Онищук, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина.

Особенности возрастной и педагогической психологии старшего школьного возраста были рассмотрены нами в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.Л.Дранкова, Л.В.Занкова, В.С.Конна, В.А.Крутецкого, Б.С.Мейлаха, Р.С.Немова, А.В.Петровского и других авторов.

Исследованию народного искусства, его значения, посвящены работы В.М.Василенко, Л.Н.Дороговой, А.С.Канцедикаса, В.Ф.Максимовича, А.И.Некрасова, М.А.Некрасовой, Г.В.Яко-венко , где дан анализ народного искусства с точки зрения исторической, этнографической, эстетической, социальной, педагогической, которые стали для нашего исследования

основопологающими.

Изучение традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества, одна из задач исследования, литература на эту тему имела особое значение. Труды Г.Баландиной, Л.Березиной, М.Болдыревой, И.А.Дворки-ной, Н.П.Канунниковой, Л.А.Кожевниковой, были важны для нашей работы.

Гобелен, являясь составной частью декоративного творчества, наиболее выразительной и интересной для изучения областью ручного ткачества, рассматривается в данной работе как средство развития творческих способностей в старшем школьном возрасте. Исследование опиралось на труды русских авторов, таких как Н.Ю.Бирюкова,Т.Т.Коршунова, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, В.Д.Уваров, а также зарубежных Бэтти Фил-липс, Уильяма Морриса, М.Н.Вэллса.

Проведенный анализ научно - методической литературы на тему развитие личности средствами декоративного искусства на примере ручного ткачества, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появилось несколько исследований, анализирующих влияние национального ручного ткачества на развитие личности. Это работы Алиева Кюбра Мухтар кызы, С.М.Гаджи-муратова, П.Н.Магомедовой, О.Н.Поповой опирающиеся на традиции Дагестана, Азербайджана, Казахстана, где авторы делают следующий вывод:- изучение традиционных видов художественного ремесла, в данном случае ковроткачества, обогащают духовно и развивают эстетически личность.

Исследования Е.Г.Болотских и И.В.Марченко в качестве объекта выбрали процесс обучения студентов ХГФ педвузов,

7 где достаточно внимательно рассмотрены технологии ткачества, применительно к гобеленовой технике.

Декоративная деятельность, связанная с художественной обработкой волокнистых материалов рассмотрена в работах Н.В.Ефремичевой, Д.А.Хворостова, где даны методические основы для обучения школьников текстильным художественным ремеслам, таким как вышивка, ручное ткачество, аппликация, макраме, авторы ставили целью разнообразие развивающих средств, не углубляясь в детальный разбор каждого.

Рассмотренные выше научные труды решают проблему развития способностей средствами текстильной пластики, но ни одно из них не использует в арсенале развивающих средств русское народное ткачество- Причем, при исследовании традиционных видов ткачества народов Востока, авторы подчеркивали, наряду с другим, развитие национального самосознания в процессе обучения этим ремеслам. Русское народное ткачество в этом направлении не изучено, нет современных методик преподавания, оно не входит даже составной частью в специальную литературу по этому профилю. В учебниках по художественным ремеслам, вышедшим 20-3 0 лет назад присутствует раздел народного ткачества, но сложность технического обеспечения учебной деятельности не дает возможности их полноценному практическому применению сегодня.

Нет исследований в области ручного ткачества, для старшего школьного возраста, считающегося сложным и переломным моментом в формировании личности. Привлечение внимания старших школьников к русскому искусству, культуре способствует воспитанию чувства патриотизма, любви к Родине

Все вышеизложенное убедило нас в своевременности и

8 актуальности данной работы.

Проблема данного исследования заключается в поиске эффективных способов обучения, форм организации занятий по ручному ткачеству, с целью наиболее полной реализации творческого' потенциала и развития способностей учащихся.

Цель исследования - научное обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств, форм и методов развития творческих способностей личности на занятиях по ручному ткачеству.

Объект исследования - творческая деятельность учащихся старшего школьного возраста на занятиях по ручному ткачеству.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей, методические условия, педагогические приемы, средства и формы учебно-воспитательной работы на занятиях ручным ткачеством в старшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования - развитие творческих способностей старших школьников в процессе ручного ткачества будет наиболее успешным, если:

предлагаемый объем знаний, формы и методы ведения занятий, опирающиеся на современную научно - теоретическую базу, будут внедрены в систему начального профессионального и дополнительного образования;

структура содержания существует как динамичная система, адекватная конкретным условиям педагогического процесса ;

система заданий адаптирована для разного уровня сложности и степени подготовленности учащихся { индивидуальный подход);

9 -теоретическое обучение неразрывно связано с конкретной практической деятельностью учащихся;

- обучение ориентировано на национальные традиции.
Задачи исследования:

изучить научно-теоретические основы развития творческих способностей в процессе занятий ручным ткачеством,-

проанализировать психофизиологические и педагогические основы развития творческих способностей;

- рассмотреть исторически сложившиеся методы обучения
ручному ткачеству;

изучить современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области художественных ремесел;

разработать структуру и содержание занятий по ручному ткачеству для старшего школьного возраста;

выявить возможности диагностики и критерии оценки уровней творческих способностей личности;

- экспериментально апробировать разработанную систему
обучения с комплексом учебных заданий различной сложности;

- разработать экспериментальную программу занятий, адап
тированную на различные системы обучения.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:

- изучение, анализ и обобщение научно-методической, пе
дагогической, методологической и специальной литературы по
теме данного исследования, в том числе перевод с иностран
ных изданий и периодической печати;

-анализ существующих учебных программ для учебных заве-

10 дений, как основного, так и дополнительного образования

наблюдение за познавательной и творческой деятельностью учащихся на занятиях ручным ткачеством;

проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработанных новаций;

статистический анализ и проверка полученных результатов.

Этапы исследования На первой этапе исследования {1987-1995 гг) с 1987 по 1993 год изучалась специальная литература по ручному ткачеству, с точки зрения истории развития, форм существования, технологий ткачества. Отрабатывались практически примы ткачества, его различные техники в рамках Комбината прикладного искусства города Москвы. С 1993 по 1995 год была изучена литература по общей и возрастной психологии, педагогике, по проблемам природы творчества, развития творческих способностей. Осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью учащихся старшего школьного возраста, проводились контрольные исследования уровня творческого развития по результатам деятельности, анализ выполненных работ. Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методического обоснования проходил на базе ПТУЙІ11, в двух направлениях: в группе обучающейся по специальности «Ткач ручного ткачества», и в кружке «Текстильный дизайн», преподаватель Желондиевская Л.В. По результатам анализа учебных программ «Ткач ручного ткачества», «Ковровщица», «Реставратор тканей, гобеленов и ковров», а также программ

дополнительного образования, была составлена экспериментальная программа по курсу ручное ткачество, ориентированная на старший школьный возраст, с учетом основных положений развития творческих способностей.

Второй этап (1995-1998 гг) включал в себя обучающий эксперимент, который проходил в ПТУ№111, на специальности «Ткач ручного ткачества», преподаватели Л.В.Желондиев-ская, Е. В.Пермякова , Н.А.Коршунова, Л.В.Кочнова; кружке «Текстильный дизайн», руководитель Л.В.Желондиевская на базе того же учебного заведения, охватывающем учащихся других специальностей, той же возрастной группы.

Третий этап (1998 - 2000 гг) - контрольный эксперимент, проходил на базе ПТУ № 111, и в институте «Современного искусства», для учащихся подготовительного отделения спецкурс с практической деятельностью - «Текстильный дизайн», руководитель Л.В.Желондиевская. Его целью было проверить практически эффективность разработанной программы, направленной на развитие творческих способностей учащихся средствами ручного ткачества. Был проведен статистический анализ результатов работы, по каждому учебному заданию в рамках курса обучения, также складывались общие выводы по методике преподавания. Основные выводы и результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ.

Научная новизна исследования:

разработана педагогически обоснованная система развития творческих способностей средствами декоративного искусства на примере ручного ткачества ,-

определена образовательная, воспитательная и развива-

12 гощая роль декоративной деятельности учащихся, на примере ручного ткачества, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- выявлена возможность использования занятий ручным тка
чеством, .для изучения национальной художественной культу
ры;

Практическая и теоретическая значимость определяется тем, что:

разработана структура, содержание, формы и методы организации занятий по ручному ткачеству с учетом психолого - педагогического подхода к старшему школьному возрасту;

разработана универсальная программа по курсу «Ручное ткачество», пригодная как для профессиональной подготовки специалистов данного профиля, так и для системы дополнительного образования, направленная на развитие творческих способностей учащихся;

русское народное ткачество адаптировано технически и может быть использовано в практической работе на простейшем оборудовании.

Достоверность исследования обусловлена

-опорой на базовые положения в научно - теоретическом плане в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии и вопросам художественно-творческого развития личности;

-опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений развития творческих способностей старших школьников.

Апробация результатов

Экспериментальная работа проводилась с 1995 по 2000 год в условиях педагогического процесса с привлечением педагогов, как основного, так и дополнительного образования, базой для исследования было ПТУ№111, также Институт Современного Искусства. Выводы по результатам научно-практической деятельности обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства МПГУ, на научных сессиях, конференциях МПГУ. Разработанная программа с методическими рекомендациями была опубликована в серии статей в журнале Международного профессионального союза работников культуры и просвещения «Клуб», № 1,2,3,4,5,7,8,9,11 за 1987 год.

Психологические характеристики развития творческих способностей личности средствами декоративного искусства

Современная социально - политическая ситуация развития общества, изменившиеся экономические отношения выдвигают новые требования к формированию личности.

Всестороннее развитие личности, интеллект, нестандартность мышления, проявление творчества в любой сфере деятельности стали потребностью времени.

Перед педагогикой встала проблема поиска новых путей, форм и методов обучения, отвечающих поставленной задаче.

Данное исследование, решая проблему развития творческих способностей личности, разрабатывая методы и приемы в этом направлении, опирается на ведущие научно - теоретические положения сформированные педагогикой и психологией в обла-сти комплекс/ о развития личности.

Определив предметом исследования процесс развития творческих способностей личности необходимо всесторонне рассмотреть факторы, ее составляющие.

Психолог Р.С.Немов характеризует личность, как совокупность характеристик, которые выражаются в «общественных по природе связях» (79.- с.336), являются достаточно устойчивыми и определяют нравственные поступки человека.

Личность по определению Л.С.Выготского - «это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.» ( 22. - с.38)

Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности по В.А.Сластенину обнаруживаются «только в деятельности и в отношениях с другими людьми»(106,- с.12).

Р.С.Немов дополняет характеристику личности вводя такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Где понятие «человек» включает в себя все человеческие качества присущие людям вообще. «Индивид» указывает качества конкретного человека, ему присущие. «Индивидуальность»-это лишь те личностные характеристики человека, его особенности, которыми он отличается от других людей. В определении В.С.Кузина личность выступает, тоже через понятие «индивидуальность», «которая выступает субъектом познания и преобразования мира».(79.- с.35)

Итак, понятие «индивидуальность» в психологии предполо-гает комплекс характеристик конкретной личности, в системе межличностных и общественных отношений. Функции «познания и преобразования мира» требуют творческого подхода.

Ученые, анализируя личностные характеристики, выделили их в несколько групп.

К первой группе относятся особенности протекания различных психических процессов, конкретной личности, а именно -чувства, эмоции, ощущение, восприятие, мышление, память, воля.

Возрастные особенности физиологического развития старших школьников

Обучение, воспитание, развитие способностей неразрывно от особенностей психического и физического развития в каждом возрастном периоде.

В психологии понятие «возраст» понимают как качественно особый этап развития человека, характеризующийся множеством произошедших изменений, составляющих в совокупности личность ребенка в конкретный период. Л-С.Выготский рассматривал возраст «как определенную эпоху, цикл или ступень развития» как «известный, относительно замкнутый период развития», значение которого определяется его местом в «общем цикле развития» (23. - с 54)

В настоящее время в педагогической психологии чаще всего используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. Дошкольный возраст разделяют на ранний, младший, средний и старший. Школьный возраст составляет три этапа.

младший, 1-4 классы

средний, 4, 5 - 7,8 классы

- старший, 8-11 классы.( 21 )

Данное исследование опирается на возрастную группу 15 -18 лет, поэтому ниже будут рассмотрены особенности психологического развития старших школьников, иначе этот период называется юностью.

Педагогическая наука, выполняя социальный заказ по формированию личности для новой общественной ситуации, разрабатывает направления развития и воспитания человека, учитывая его психовозрастные возможности.

Так, рассматривая проблемы возраста В.В.Давыдов опирается на возрастные особенности, как на ступени психологи-» ческого развития, «проблемы развивающего обучения в настоящее время целесообразно обсуждать применительно к тому

или иному конкретному возрасту, в отношении конкретных новообразований, в связи с организацией конкретного обучения» , пишет он в докладе на тему «Развивающего обучения», посвященного проблемам современного обучения в изменившихся общественных условиях (33 - с. 136). Как бы не менялись методические аспекты и диапазон знаний, все это отталкивается от возрастных особенностей ребенка.

Академик Л.В.Занков разработал принцип обучения, опирающийся на «зону ближайшего развития»..., где «на опреде ленном этапе своего развития ребенок может решить некото рый круг задач под руководством взрослых..., а не самосто ятельно. « (49 - с.6) Речь идет о том, что учитывая возра стные особенности можно ускорить психическое развитие ре бенка различными методами, разработанными Л.В.Занковым. Н.С.Воголюбов отмечал, что процесс развития можно ускорить, но перепрыгнуть через ступени естественного развития невозможно, естественное созревание и развитие психических функций происходит поэтапно, когда «предшествующий этап I подготавливает почву для формирования нового».

Из истории методов обучения ручному ткачеству

Рассмотрение проблемы развития творческих способностей. в процессе обучения ручному ткачеству, невозможно без анализа исторически сложившихся методов обучения ручному ткачеству. До наших дней сохранились образцы тканей, ковров, деталей украшения одежды, утвари выполненные много лет назад. Сложно судить о времени зарождения и развития ремесла, корни которого теряются в глубине веков, а материальные следы недолговечны. Для анализа приемов обучения ткачеству можно использовать метод аргументированной гипотезы, базирующийся на основных группах источников информации:

- этнографическая - примитивные устройства и методы обучения ручному ткачеству, сохранившиеся до наших дней в традициях современных цивилизаций;

- археологическая - находки ткацких устройств, тканей, деталей оборудования для ткацкого процесса;

- художественная - сохранившиеся изображения, соответствующего исторического периода: фрески, живопись, рельефы и так далее;

- литературно - фольклорная - исторические описания из различных литературных источников, того времени или же дошедшие до наших дней в фольклоре;

- аналитическая - анализ найденных образцов ткачества и социально - экономических условий жизни предшествующих поколений .

Утилитарная роль ткани в жизни человека имеет глубокие корни, по мнению историка П.П.Ефименко «обработка растительных волокон и шерсти животных могла возникнуть уже Б мадленское время», ( 75 - с 8) а это 2 5-30 тысяч лет назад до нашей эры. С тех пор мы можем отсчитывать «родословную» ремесла, которое в отдельные исторические периоды достигало небывалых высот или же упрощалось до необходимой в быту, рядовой вещи.

Используя этнографический метод исследования, можно предположить, что обучение ткачеству, тысячи лет до нашей эры было подобно нынешнему «родовому» способу обучения. Термин «родовой» введен М.А.Некрасовой, которая также придерживается теории, что устоявшиеся столетиями методы обучения нужно исследовать и применять в наше время. Ученичество «состояло в непосредственной наглядности, в процессе живого творческого контакта» (77 - с2 5) между учеником и учителем. Ученик - член семьи, сосед, просто селянин, не только наблюдал за процессом изготовления, но и включался в активную деятельность, начиная с простых операций, далее, по мере овладения умениями, более сложные приемы изготовления и в конце обучения передавались секреты конкретного мастера или же группы ремесленников, живших в одной местности. Поэтому «вещи создаваемые тысячелетиями живущих в данной местности мастеров, были едины по своему образному стилю, изготавливались на основе общепринятых приемов» ( 51 - сЗ) Крестьянский мастер -«выражал в своем творчестве себя, как конкретную личность, индивидуальность, и как член данного коллектива, насчитывающего много поколений. ( 51 -с 9). Коллективность была естественной формой бытования, но в ее рамках каждый оставался самим собой.

Анализируя мастерски выполненные образцы народного ткачества, можно проследить повторяющиеся элементы орнаментального ряда, присущие данной местности, но также видны новации внесенные тем или иным исполнителем, сделавшие вещь более выразительной и гармоничной. Высокий художественный уровень сохранившихся изделий дает основание судить о мастере, о развитии его эмоциональной сферы деятельности, образном и семантическом характере мышления. Развитие такого рода предпологает вековую традицию наследования и воспитания определенных качеств образом жизни, комплексом обрядов, приемов обучения. В этом ряду знаний обучение ткачеству и непосредственно сам процесс ткачества ,как творческий акт, выражающий комплекс полученных знаний и эмоционально - образных установок, играет важное значение.

Похожие диссертации на Развитие творческих способностей учащихся старших классов в процессе обучения ручному ткачеству