Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Изображение городской панорамы художником и архитектором и особенности их композиционного мышления
1.1 Пространственное мышление архитектора ст. 16
1.2 Панорамное изображение архитектурной среды. История жанра ст. 45
1.3 «Панорама» как средство раскрытия архитектурной композиции проектируемого и существующего пространства города ст. 63
1.4 Принципы построения целостного образа широкого пространства города в произведениях живописи и графики ст. 69
Глава II. Изображение широкого пространства как средство формирования и развития композиционного мышления студента-архитектора (в рамках дисциплины «Рисунок»)
2.1 Современные методы развития композиционного мышления будущих архитекторов в ведущих отечественных вузах ст. 109
2.2 Изображение архитектурной среды. Опыт Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета ст. 116
2.3 Учебное задание «Архитектурная панорама» и ее место в общем воспитательном процессе студентов-архитекторов ст. 128
Глава III. Экспериментальное исследование развития композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе обучения рисунку
3.1 Цели и этапы экспериментальных работ ст. 142
3.2 Описание типичных проблем в освоении графического языка студентами-архитекторами (констатирующий эксперимент) и поиск способов развития композиционного мышления учащихся при выполнении текущих заданий по дисциплине «Рисунок» (поисковый эксперимент) ст. 147
3.3 Формирование навыков широкого восприятия реального пространства будущих архитекторов в процессе выполнения заданий «Архитектурная панорама» и «Архитектурная картина-панорама» (формирующий эксперимент) ст. 164
Заключение ст. 178
Библиография ст. 181
Приложение №1 - Альбом иллюстраций
- Пространственное мышление архитектора
- Современные методы развития композиционного мышления будущих архитекторов в ведущих отечественных вузах
- Описание типичных проблем в освоении графического языка студентами-архитекторами (констатирующий эксперимент) и поиск способов развития композиционного мышления учащихся при выполнении текущих заданий по дисциплине «Рисунок» (поисковый эксперимент)
Введение к работе
Среди отечественных художественно-архитектурных школ заслуженным авторитетом пользуется Академия художеств, ее архитектурный факультет. Накопившиеся в ее стенах методические разработки по подготовке архитекторов образовали славную традицию, богатый опыт, дали способность откликаться на нужды общества. В век компьютерных технологий своевременен анализ истории этой методики, с целью обнаружения тех сторон школы, которые были не востребованы ранее, но актуальны сегодня. Наиболее часто используемые в архитектурной практике компьютерные методы моделирования будущего архитектурного пространства, например, архитектурного ансамбля и городской среды, не позволяют создать целостное представления отвечающее человеческому «перцептивному» восприятию. Искусство панорамирования городского пространства это самостоятельная область изобразительной и архитектурной композиции, почти совсем забытая в настоящее время. Она была хорошо известна европейским и российским художникам и архитекторам XVIII - середины XIX в.в. Мастера создавали иллюзорное пространство на плоскости с учетом особенностей восприятия.
Панорамный способ изображения был известен преподавателям «ландшафтных» классов Академии художеств (с XVIII начала XIX века) - Ф.Я. Алексеева, С.Ф. Щедрина, и их последователей - СМ. Воробьева, Г.Г и Г.Н. Чернецовых, А.П. Боголюбова и. др., но в последствии забыт. В настоящее время он востребован в нынешней архитектурной практике: градостроительном проектировании и реставрации городской среды, так как позволяет охватить широкое пространство, например вид города, архитектурного ансамбля.
Развитие навыка широкоугольного «видения» (широкой панорамы обзора) в изображении городского пейзажа являлось сильной стороной художественной школы в прошлом. И сегодня введение в учебную практику такого задания -«рисунок городской панорамы» предоставит студенту возможность стать графически компетентным и изображать архитектурную среду (ансамбль, фрагмент пространственной системы города) на достойном профессиональном уровне, что стимулирует интерес учащихся к дисциплине «Рисунок».
В учебной практике большинства архитектурно-художественных ВУЗов
потенциал этого задания остается не раскрытым, так как почти нет
методических разработок по этой теме. Причем задание «Панорама» включено
в учебный план дисциплины «Рисунок» в таких ВУЗах как1: Волгоградская
государственная архитектурно-художественная академия (ВГАХА), Казанский
государственный архитектурно-строительный университет, Московский
архитектурный институт (МАРХИ), Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), Уральская
государственная архитектурно-художественная академия (УРАЛГАХА).
Название задания имеет различную трактовку, в зависимости от поставленной изобразительной задачи, например «Многоплановое городское пространство (городская панорама)», «Панорама ансамбля», «городской пейзаж широкого пространства» и т. д.. Исследование существующих типов композиции в изображении широкого пространства, поможет понять и учесть в названии учебного задания специфику композиционной организации изображения городского пейзажа.
В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПБГАСУ) на кафедре рисунка накоплен методический фонд студенческих работ по интересующей нас тематике изображение городского пространства. В мастерской А. М. Булдакова и Г. Е. Русанова на четвертом курсе студенты архитектурного факультета обязательно выполняют задание «Архитектурная панорама», а в мастерской Н. П. Пятахина и И. Г. Нахимова -«Картина-панорама».
Теоретическая и методическая разработка по теме «архитектурная
панорама» позволит, во-первых, выявить и описать особенности
композиционного мышления архитектора и художника в процессе изображения широкоугольних видов архитектурной среды, во-вторых, совершенствовать уже существующую методику рисунка городских панорам в СПбГАСУ.
На основании обзора материалов конференций, проводившихся по дисциплине «Рисунок» в отечественных архитектурных ВУЗах за последние десять лет, можно выявить три наиболее обсуждаемые темы, такие как: развитие композиционного мышления, воспитание художественной культуры у
1 На основании проделанного автором анализа современных учебных пособий, альбомов конференций проводившихся в 2005 году в Екатеринбурге и Казани, а также из бесед с преподавателями разных ВУЗов.
5 студентов-архитекторов, взаимосвязь архитектурных и изобразительных дисциплин.
Проблема воспитания у будущих архитекторов профессионального подхода к изучению композиции реального пространства и его изображению на плоскости листа бумаги остается до конца не раскрытой. Это подтверждают международные конференции по рисунку и конкурс рисунка (в Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Казанском государственном архитектурно-строительном университете 2001 и 2005 годах). На первом Международном конкурсе архитектурного рисунка (в 2001 г.) - по заключению В. М. Соняка - Архитектурные школы, участвующие в конкурсе, представили работы в которых «наряду с изучением архитектуры в рисунках с натуры ... , выходят либо на рисунок по воображению, либо на графические интерпретации архитектурно-пространственной формы, либо на изучение пространственной композиции средствами рисунка, либо на «эмоциональное задание» для проектирования....» , это свидетельствует о том, что «в настоящее время не найдено идеального сочетания профессионального ремесла и художественно-образного мышления».
Как показывает анализ методик по рисунку для архитектурных ВУЗов, происходит разделение и противопоставление двух составляющих проявлений изобразительной культуры архитектора на художественный и архитектурный рисунок или «академический рисунок» и проектный рисунок. Под художественным рисунком в архитектурной среде понимается - «либо законченное произведение, либо эскиз будущего полотна», под архитектурным рисунком - «предсоздание образа архитектурного пространства, своеобразный «взгляд на будущее», который предполагает решение не только образных задач, но и пространственной структуры архитектурной среды в реальном пространстве, подразумевает умение представить перспективный образ архитектурно-пространственной среды во взаимосвязи с планами, разрезами, фасадами» . Можно предположить, что композиционное мышление (как
2 Соняк, В. М. Заметки «на полях» по поводу Международного конкурса на лучший архитектурный рисунок/
Василий Михайлович Соняк // Архитектурный рисунок : материалы Международного конкурса на лучший
архитектурный рисунок/ М-во образования Рос.Федерации, Уральская государственная архитектурно-
художественная академия. - Екатеринбург, 2002. - С. 11.
3 Соняк, В. М. Заметки «на полях» по поводу Международного конкурса на лучший архитектурный рисунок/
Василий Михайлович Соняк // Архитектурный рисунок : материалы Международного конкурса на лучший
архитектурный рисунок/ М-во образования Рос.Федерации, Уральская государственная архитектурный
изобразительная деятельность студента архитектора на плоскости) может выступить связующим звеном этих двух составляющих. В художественном рисунке композиционные умения помогают студенту в процессе работы посредством организации изобразительных средств создавать на плоскости целостный образ, отвечающий творческому замыслу автора. В архитектурном рисунке умение выявить композицию архитектурного пространства и передать полученную информацию наиболее адекватно средствами рисунка является необходимостью. Знание и умение работы в этих двух направлениях и составляют одну из особенностей композиционного мышления будущего архитектора. Учебное задание «городская панорама» лучше всего отвечает поставленной задаче.
Методика графического художественно-композиционного моделирования проектируемого пространства включает два вида моделей: плоскостные (чертеж и изображение) и трехмерные (макет). В свою очередь плоскостное моделирование распадается на два направления: геометрическое (чертеж) и визуальное (изображение). Последняя ветвь моделирования - визуальная -«выражает собой воспроизведение зрительно ощутимых геометрических и др. характеристик композиционной формы и передает геометрию "перцептивного пространства" на плоскости посредством «визуальных: лент, рядов, кадров; архитектурных картин-панорам, панорам».
Визуальное моделирование - зарисовки, наброски необходимы для формирования представлений о пространстве и фиксации зрительного образа реального пространства на плоскости. Самым распространенным способом рисунка архитектурной среды является статический принцип изображения. Этому учат многочисленные методические пособия по рисунку с 1865 годов (К. Н. Шпарварт (1862), Н. А. Мартынов (1891), Конц (1895), С. Ягужинский (1903) и др. и до нашего времени. Но существует и другой путь: изображение городского пространства с «динамической точки зрения», применявшийся в искусстве панорамирования городского пространства. Это самостоятельная область изобразительной и архитектурной композиции, почти совсем забытая, была хорошо известна европейским и российским художникам и архитекторам XVIII - середины XIX вв. Рисующий создавал на плоскости впечатление вида с
рисунок/ М-во образования Рос.Федерации, Уральская государственная архитектурно-художественная академия. - Екатеринбург, 2002. - С. 7.
7 одной точки зрения, но для раскрытия композиционных особенностей изображаемого пространства автору было необходимо монтировать виды с других точек, находившиеся в границах изображаемого пространства. Это способствовало формированию у зрителя динамического образа пространства. По мнению исследователей архитекторов: Е.Л. Беляевой., В. И. Иовлева, Л. И. Кирилловой, Л. М. Тверского восприятие архитектурно-пространственной среды города существенно отличается от восприятия отдельного архитектурного объекта или группы объектов. Как известно, для того, чтобы воспринять интересующий человека предмет, отразить все его особенности, форму, пропорции и т.д. глаз должен находиться в движении. Для зрительной оценки архитектурного комплекса недостаточно одной фиксированной точки. В процессе движения у человека формируется объемное представление о пространстве. Исследователи применяли как статические («видовой кадр», «кадр») так и динамические («последовательность видовых кадров», «архитектурные картины», «трассировка») способы фиксации образа на плоскости. Н. Н. Брунов предложил использовать термин «архитектурная картина» для объяснения становления в сознании архитектурного образа. Этот процесс он описывает следующим образом: «... зритель не соединяет в своем представлении все формы, которые глаз видит с одной точки зрения, в целостную картину, а связывает друг с другом формы, видные с различных точек зрения, в не картинное трехмерное целое, выражая каждую из этих форм из соответствующей архитектурной картины». По мнению Брунова «многокартинность» является непременным условием формирования образа «чередование различных архитектурных картин, их смена и та или иная последовательность».
Анализ учебных заданий по дисциплине «Рисунок» разных архитектурных школ показал следующее: в Академии художеств4, ориентиром для изображения является тематическое название заданий, например, «Городской пейзаж», «Сад Академии художеств», «Вид на Неву около Академии художеств» или «Фигура в парке» и т.д. Таким образом, студент в праве сам определять границы изображаемого пространства. В МАРХИ 5 и СПбГАСУ
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. 5 Московский архитектурный институт.
8 задания выстроены по степени сложности: от рисунка фрагмента архитектуры, улицы, площади до изображения городской панорамы. Таким образом у студента-архитектора развивают навык широкоугольного восприятия пространства, необходимого ему в дальнейшем в процессе архитектурной деятельности. В УРАЛГАХА6 альтернативная тематика заданий ориентирует студента на анализ изображаемого существующего пространства, а именно: «Рисунок глубинного (многопланового) пространства», «Наброски композиции пространства», «Изучение композиции городского пространства в натурных рисунках и в плане с выходом на рисунок по воображению».
Значение набросков и зарисовок, крок и ортогональных проекций (плана, разрезов, разверток и т.д.) в формировании у студента представлений да№-г^ормироивания^-студент-ов^предатам^нии-в большинстве архитектурных школ является не раскрытой темой. Разработка методики рисунка городской панорамы в которой сбор материала на пленэре будет необходим студентам-архитекторам для дальнейшей работы в студии, а также для формирования
Них. объемно-пространственного представления уюб изображаемом пространстве и
образа.
Так как примеров изображения городских панорам существует достаточное количество, как в западной Европе, так и в России, то в границы исследования вошли панорамы XVII века (Каналетто, Белотто, Гварди), так и российские «архитектурные панорамы» Санкт-Петербурга.
Панорама в зависимости от типа изобразительной композиции (приема организации целостного образа на плоскости) в исследовании была разделена на два рукава «Архитектурная панорама» и «Архитектурная картина-панорама».
"Архитектурная панорама" - это главным образом графическое изображение, в котором преобладает "объективное" отношение к передаче качеств, характеристик и композиции реального пространства при помощи фронтальной и линейной перспектив. Выбор композиционного приема обусловлен следующими изобразительными задачами - раскрыть композицию реального пространства, создать иллюзию глубины изображаемого пространства. По форме "архитектурная панорама" - это, как правило,
6 Уральская государственная архитектурно-художественная академия.
9 вытянутое по горизонтали изображение, напоминающее «архитектурную развертку» или протяженную графическую ленту, охватывающее широкое пространство вдоль линии горизонта с фиксированной7 или динамической
точки восприятия (по кругу 360 градусов или полукругу 180 градусов). Для построения целостного образа пространства художник монтирует на плоскости ряд визуальных кадров по горизонтали и вертикали, на полотне этоТпроцесс проявляется в появлении нескольких точек схода и линий горизонта. Композиционное искусство рисующего состоит в том, чтобы взгляд зрителя постепенно скользил по плоскости листа и в «иллюзорной глубине картинного пространства», не замечая этих несогласованностей. Контраст, перспектива, ритм, масштаб и масштабность выступают ведущими средствами организации целостной композиции.
"Архитектурная картина-панорама" - в основном, живописное изображение, в котором преобладает "субъективное" отношение в передаче образа пространства на плоскости, выражающееся в многообразии композиционного строя произведения. Изобразительное внимание художника направленно на выявление одних геометрических характеристик (качеств) пространства и упущении других, так как он стремится отразить на плоскости свое индивидуальное видение ситуации (образ), свое перцептивное восприятие и создать иллюзию пространства на плоскости («эффект присутствия»). В изображении «архитектурной картине-панораме» также монтируются разновременные кадры («многокартинный ряд») и следовательно присутствуют нескольких точек схода и линий горизонта. Композиционное мастерство художника заключается в скрытии этих нестыковок при помощи изобразительных средств (пятна, линии, контраста) и удерживании внимания зрителя в границах картинного поля (формата листа) посредством организации зрительного маршрута восприятия изображения. Формат листа такого изображения ограничен по ширине троекратной его высотой. Все, что выходит за эти геометрические размеры считается архитектурной панорамой.
Анализируемая литература по выбранной теме исследования составляет ряд направлений, в зависимости от решаемых в ней проблем:
7 Чему пример «Панорама Санкт-Петербурга» А. Тозелли.
8 Чему пример «Панорама Невского проспекта» B.C. Садовникова.
- история и методика преподавания рисунка студентам-архитекторам
(В.Г.Лисовский, Н.М. Молева, Э.М. Белютин);
зрительное восприятие картины (Н. Н Волков, В. П. Зинченко, П. А. Кудин А. Л. Ярбус);
формирование зрительного образа архитектурного и картинного пространства (Б. Г. Ананьев, А. Гильдебрандт, Б. Р. Раушенбах, В.А. Терентьев);
тождества отображения пространства и объектов в нем (Л.Ф. Жегина, Л. В. Мочалова, Б. Р. Раушенбаха, П. А. Флоренского).
История жанра городского пейзажа XVII - XIX в.в, в российской и европейской живописи, была рассмотрена такими искусствоведами как: Б. Р. Виппером, К. Кларком, А. А. Федоров-Давыдовым. История панорамного изображения городского пейзажа как вида визуально - зрелищного искусства была рассмотрена архитектором В. П. Петропавловским.
Вопрос широкоугольного зрительного восприятия пространства и объектов в нем рассматривался Д. Г. Барышевым, Ю. И. Короевым, А. Г Климухиным, Н. С. Кузнецовым.
Основы художественно-композиционного и пространственно-временного моделирования архитектурной композиции, как особенность профессиональной деятельности архитектора рассмотрена В. И. Иовлевым, А. Д. Куликовым, Л. И. Седовой. Н.Ф. Метленковым, Н.Н. Нечаевым, И.И. Середюком.
Вопрос отображения пространства в архитектурной графике и живописи был раскрыт в диссертациях Н.Ф. Маркова, В.М. Соняка, В.М. Непомнящего и в статьях Д.Г. Барышевым.
Композиционному и структурному анализу реального пространства уделялось внимание в книге Л.И. Кирилловой, в методических пособиях Л.М. Тверского, В.И. Иовлева; в диссертациях В.К. Моора, О. И. Явейна, Х.Э. Штейнбах. Ритмической организации композиции форм посвящены труды М.Я. Гинзбурга («Ритм в архитектуре»), Бонди СМ. («О ритме»), П.А. Кудина («Ритм и внимание в художественном конструировании»). Семиотическая сторона организации композиционной формы содержится в трудах философов и архитекторов А. Э. Коротковского, А. Ф Лосева, Ю. М. Лотмана, в статьях С. X. Раппопорта.
Рассмотрение проблем композиционного мышления, содержится в трудах по психологии искусства Р. Арнхейма, Л. С. Выготского, В. С. Кузина, Н. Н.Волкова.
Литературу по методике преподавания рисунка можно классифицировать (по ориентированности на разные уровни читателя) на четыре направления. Первое предназначено для общего начального уровня рисунка. В книгах раскрываются основные изобразительные понятия (термины), изобразительные средства, техники и приемы, законы. Этой ветви присуща четко выстроенная методическая последовательность поэтапного изображения объекта или групп объектов, например, натюрморта, портрета, пейзажа, зарисовок и набросков. Вопрос композиции здесь рассматривается как процесс компоновки изображения на плоскости листа, как выбор формата, или как рекомендации для раскрытия сюжета картины или мотива (А.А. Дейнеки Т. Вундерлиха, Э.М. Белютина, В.А. Филиппова; Е.В. Шорохова, А.О. Барща).
Второе направление - учебная литература, предназначенная для учащихся высших архитектурных и художественных школ. В ней объясняются основы специфики рисунка, например, архитектора, художника-оформителя или других специализаций. Прием объемно-пространственного изображения с учетом правил линейной перспективы и единого источника освещения считается базовым в этом курсе рисунка. Процесс композиции связан с визуальным кадрированием объекта относительно зрительных границ и отождествлением их с границами формата (листа). К этому можно отнести книги Ю.Б. Колышева и СВ. Тихонова.
В разных архитектурно-художественных ВУЗах в процессе изучения изобразительных дисциплин стремятся учесть будущую специальность выпускника и формировать и развивать на практических занятиях такие графические навыки рисунка и особенности мышления, которые необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности, например, навык «плоского, плоскостного, объемного» рисунка9 (В. И. Сорокиной, К.Н. Аксенова),
9 Специальность - изобразительное искусство (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия)
12 объемно-пространственного10 (К.Г Зайцев, СВ. Тихонов), художественно-образного и изобразительного мышления \
Третье направление предназначено для внутреннего использования и ознакомления студентов с существующей учебной программой данного ВУЗа, где описываются цели и задачи, последовательность выполнения задания, распространенные неточности и т. п., и для внешнего - презентации школы рисунка (альбомы и книги иллюстрирующие методические и изобразительные достижения). Чему пример книгах Н.Н.Анисимова, О.А. Еремеева и др., В.А. Королева, Ли Н.Г, Н.Н. Ростовцева, А.М Соловьева.
В четвертом направлении раскрывается вопрос, связанный с изобразительной композицией. Это самая немногочисленная группа источников включающая теоретические и методические труды А. Гильдебрандта, Р. Арнхейма, В.В. Кандинского, Н. Радлова, Н. П. Пятахина, А.С. Котлярова.
Основной недостаток методической литературы по дисциплине «рисунок» в архитектурном ВУЗе заключается в том, что большинство рекомендаций ориентировано на первичный ознакомительный и средний уровень первого и второго курсов, а именно на привитие студентам навыка поэтапного выполнения рисунка и развитие объемно-пространственного мышления и совсем мало внимания уделяется раскрытию профессиональных сторон композиционного мастерства.
Современные методы развития композиционного мышления студентов-архитекторов и архитекторов-дизайнеров в процессе обучения по дисциплине «Рисунок» опираются на методику формального, композиционного анализа картины, представленные в трудах В. С. Антощенкова, П. А. Кудина, В. А. Мельникова, В. М. Мошкова, О. В. Чернышева, а также в диссертации В. Г. Шаповалова. Инструментом для графического проникновения и исследования тектонической, масштабной, ритмической и пропорциональной организации композиции произведения выступает композиционная: ось, акцент, центр, и другие аспекты композиции. Но существует и иной путь осознания композиционной целостности картины «пластический» композиционный
10 Специальность - архитектор (Московский архитектурный институт)
11 Специальность станковая-живопись (Санкт-Петербургский государственный академический институт
живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина)
13 анализ произведения, предложенный Н. П. Пятахиным. Особенностью которого в том, что плоскость листа участвует в организации иллюзорной композиции и выступает в качестве носителя объемно-пространственных представлений рисующего.
В диссертации под термином композиционное мышление будет пониматься составная часть наиболее общих категорий художественного мышления и художественной деятельности, объектом изучения которой выступает композиция, а предметом организация формы и образа на плоскости. Целью композиционного мышления выступает не только отображение на плоскости объективных геометрических характеристик объектов реального пространства, но и передача перцептивного пространства. В процессе данного мышления субъект совершает мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классификации информации о пространстве и предметах в нем с целью создания целостного образа, а также формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений.
Объект исследования - процесс обучения рисунку будущих архитекторов.
Предмет исследования - развитие композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе обучения рисунку.
Цель исследования - разработка методики графического панорамного изображения городской среды с натуры и по представлению, способствующая развитию композиционного мышления студентов-архитекторов и широкоугольного восприятия пространства.
Цель исследования подводит к решению следующих задач:
- выявить особенности композиционного мышления архитектора и
художника при изображении панорамных городских видов.
обосновать приемы изображения целостного образа пространства на плоскости.
теоретически обозначить и экспериментально проверить методическую последовательность выполнения учебного задания «Архитектурная панорама», ее влияние на развитие композиционного мышления студентов-архитекторов.
14 В соответствии с целью и предметом диссертации была сформулирована следующая гипотеза. Развитие композиционного мышления студентов-архитекторов может быть наиболее успешным, если в процессе выполнения учебных заданий по рисунку будут включены задания «Архитектурная панорама» и «Архитектурная-картина панорама», выполнение которых требуют соблюдения определенных этапов их исполнения и условий мотивирующих учебную деятельность студентов-архитекторов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:
- систематизирован художественный опыт изображения городской
панорамы художниками и архитекторами и проведен его анализ в аспекте
выявления особенностей композиционного мышления их авторов;
- проведен сравнительный анализ студенческих работ изображения
городских панорам в ведущих отечественных архитектурных Вузах.
- осуществлена классификация приемов изображения городских панорам.
описана история становления методики изображения архитектурной среды в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.
предложена и теоретически обоснована последовательность этапов выполнения задания «архитектурной панорамы» и «архитектурной картины панорамы»;
при обучении рисунку студентов-архитекторов предлагается учитывать еще ряд дополнительных, структурных линий для организации композиции листа, а также метод «сечений» для анализа и коррекции создаваемой пространственно-пластической иллюзии глубины изображаемых объектов на плоскости.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- осуществлена типология построения образа пространства на плоскости
листа при изображении «архитектурной панорамы», в исследовании
архитекторов и «архитектурной картины-панорамы», в исследовании
искусствоведов, составляющая основу развития композиционного мышления
15 студентов-архитекторов и формирования новых методических подходов к воспитанию будущих зодчих;
проведено теоретическое исследование особенностей композиционного мышления архитектора при изображении городской панорамы, описанные в двух терминах «архитектурная панорама» и «архитектурная картина-панорама»;
уточнены многочисленные трактовки термина «панорама», и предложено разделение ее на «архитектурную панораму» и «архитектурную картину-панораму», что позволит избежать терминологической неопределенности в названии учебного задания (взамен существующим: городская панорама , многоплановое городское пространство) и учесть в названии различие в композиционном строе и формировании образа пространства на плоскости листа.
Практическая значимость работы заключаются в разработке методики рисунка «архитектурной панорамы» развивающей композиционное мышление будущих зодчих, в описании этапов выполнения задания. Результаты исследование могут быть использованы в архитектурном Вузе в курсе рисунок и композиция.
Рекомендации по использованию результатов исследования
Ряд положений диссертации может быть использовано при составлении учебников, методических пособий, рабочих программ, рекомендаций для архитекторов, архитекторов-реставраторов, а также может служить материалом для дальнейших практических разработок.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
введение новых названий учебных заданий (по дисциплине «Рисунок»): «архитектурная панорама» и «архитектурная картина-панорама», позволит в названии наиболее адекватно отразить композиционную задачу, ставящуюся перед студентам-архитекторам, при их выполнении.
методика изображения архитектурных широкоугольных пространств, с фиксированной точки обзора, имеет свои особенности, которые учтены в
предлагаемой методике рисунка «архитектурной панорамы» и «архитектурной-картины панорамы»;
- приемы композиционного анализа изображения городской панорамы способствуют развитию композиционного мышления студентов-архитекторов.
Пространственное мышление архитектора
В культуре общества одна из ведущих ролей принадлежит строителям и архитекторам, так как на них возложена обязанность организации материальных форм для жизнедеятельности человека. Кроме того, они являются носителями эстетических идеалов и должны быть универсалами в своей профессии, обладать разносторонними знаниями. «Содержание профессиональной деятельности архитектора исторически конкретно, оно меняется в ходе общественного развития, сохраняя в то же время некоторое неизменное ядро, составляющее специфику профессии. В ходе развития профессиональной деятельности изменялись и представления о ее сущности, и содержание ряда профессиональных понятий»12.
На формирование представления о пространственном мышлении архитектора в эпоху Возрождения влияли трактаты живописцев и архитекторов Витрувия, Леон Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Себастьяна Серлио, Джакомо да Виньола, Андреа Палладио, Джорджо Вазари.
В первом веке до н. э. Витрувий13 высказывает мнение о сумме знаний, которыми должен обладать архитектор, учитывающий в процессе проектирования и при оценке архитектурного сооружения три фактора, выражающихся в формуле "польза - прочность - красота". Искусствовед П. В.
Зубов замечает, что в трактате «Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти 4 часто упоминает три глагола «собрать, выразить, извлечь», где он говорит об отношении художника к природе. В отношении архитектора он считал, что «подлинный архитектор обязан собрать и продумать не только отрывочные, и так сказать, рассеянные (dispersas et quasi disseminatas) достоинства, но даже те, которые скрыты в «глубочайших недрах природы - intimis penetralibus naturae»15. Особенность архитектурного творчества состоит в том, что зодчий выявляет, заимствует "собирает, выбирает, извлекает"16 скрытую композицию существующего здания, и оценивает ее особенности в сравнении с другими. Это является основанием для дальнейших творческих поисков, в процессе которых зодчий создает новую архитектурную форму.
Леонардо да Винчи17 считал, что архитектор "организует", "упорядочивает", "направленно акцентирует" восприятие человека в городе, а также "показывает наилучшим образом" здания и пространство.
Таким образом, архитектор должен был обладать универсальными знаниями, которые он "заимствовал" у природы. Метод аналогии и сравнения был распространенным способом научного познания в это время.
Мастера эпохи Возрождения искали ответа на вопрос как, какими средствами и способами создать на плоскости иллюзорное изображение, отражающее как геометрические характеристики пространства, также и восприятие. Визуальная "созерцательность" послужила основой для построения теории перспективы. Но для создания целостного образа, удовлетворяющего эстетическое созерцание, художники часто нарушали свои теоретические постулаты. В этот период не существовало еще понятия "эстетического переживания" . "Эстетическое созерцание значило то же, что и акт познания: «теория», т.е. «осмотр», а удовольствие, возникающее при созерцании прекрасных вещей, считались неотъемлемой составной частью всякого восприятия и познания вообще. Мышление понималось как высшая ступень восприятия, однако лишь «зрительного»19. Например, один из принципов перспективы - ускоренное сокращение предметов по направлению в глубину, Леонардо да Винчи «считал неприемлемым в использовании живописцами»20. Так объясняет этот факт Вельфлин: «непосредственно близкие предметы на первом плане кажутся несоразмерно большими, что ведет к потере пространственной ясности .
Брунеллески, как потом и Леонардо да Винчи, проявлял теоретический интерес к перспективе и постижению механических и математические законов искусства . По мнению В. П. Головина, "Брунеллески, как архитектор, уделил основное внимание в открытых им положениях линейной перспективы пропорциональной связи между объектами и изображением" . Но в процессе создания образа живописцу не менее значимо "установить связь между фигурами, предметами и пространством в самой композиции"24. За решение этой задачи приступил Л.Б. Альберти. Ему принадлежит трактат "Три книги о живописи" (1435г.). В нем он описывает способ передачи пространства на плоскости на основании "системы координат" , ставший в последствии более распространенным в практике скульпторов и живописцев. Этот новый прием использовал Л. Гиберти. В пересказе Головина он заключается в следующем: на первом плане размещалась фигура, которая являлась своеобразным "эталоном масштабного отсчета" для других фигур, размещенных на определенных интервалах, размеры которых известны - этим описание ограничивается.
Современные методы развития композиционного мышления будущих архитекторов в ведущих отечественных вузах
Современные методы развития композиционного мышления будущих архитекторов в ведущих отечественных архитектурных ВУЗах разнообразны, примечательно, что каждая ведущая школа имеет свое кредо воспитания изобразительного мышления: художника-архитектора, архитектора, архитектора-дизайнера, архитектора- реставратора. Это связанно с тем, что рабочие планы по дисциплине «рисунок» опираются на единый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, предписывающий студенту архитектору по окончанию курса знать основные закономерности восприятия и построения, формы предмета и применять их в рисовании. Также следует уметь рисовать по воображению .
Из положения Министерства образования Российской Федерации следует, что архитектурные ВУЗы в праве выбирать различные пути для достижения этих требований. Процесс обучения студентов-архитекторов рисунку происходит на основании утвержденных проректором по учебной работе данного ВУЗа рабочей программы по дисциплине «Рисунок» и другим изобразительным дисциплинам.
Например, в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина большая часть учебного времени по рисунку уделяется изображению с натуры гипсовых статуй, живой модели, интерьеру, в меньшей степени пленэру (городскому пейзажу). Рисунок человека, как «сложной формы», дает возможность учащимся осознать как архитектонические, конструктивные, пластические, пропорциональные связи, влияющие на внешнюю конфигурацию формы, так и композиционные особенности компоновки изображаемого объекта на плоскости листа. В процессе длительного рисунка с натуры студенты постигают тонкости изобразительного процесса. Рисунок по памяти и по представлению занимает незначительное время в учебной практике.
«Свободное владение студентами-архитекторами всеми средствами рисунка»259, а также «основами профессиональной грамотности и мастерства» , влияющими на формирование их изобразительного мировоззрения, является главной целью академического курса по рисунку.
На основании обзора альбомов студенческих работ с 2000 по 2005 г. можно сказать, что на первом курсе учащиеся рисуют Сад Академии художеств, а на втором виды на Неву около Академии художеств или Архитектурные объекты, расположенные около академии (например, Введенскую церковь). Рисунок городских видов в основном выполнен с фиксированной точки восприятия по правилам линейной перспективы (ил.85)
Сравнение студенческих работ на тему «Изображение городского пейзажа» выполненных в разных отечественных архитектурных ВУЗах261 выявило следующее:
1) Академический рисунок изображения архитектурного городского пространства с фиксированной точки восприятия выступает фундаментальной основой рисунка для всех школ;
2) Поиск метода развития студентов-архитекторов профессиональных способностей, необходимых им в будущей практической деятельности, а именно: объемно-пространственного мышления, пространственного представления, творческого воображения, художественно-образного и изобразительного мышления, широкоугольного восприятия пространства, приводит к включению в основной курс рисунка специальных заданий. Направленность методики рисунка на развитие одной или несколько профессиональных способностей студентов-архитекторов влияет на творческое кредо школы.
В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете большое внимание уделяется рисунку интерьера и архитектурной среды. Целью воспитания студентов-архитекторов является «развитие общей художественной культуры для возможности оценки качества графических изображений, с которыми зодчему приходится общаться».
На осеннем и весеннем пленэрах, в течение четырех лет, студенты всех курсов сбирают натурный материал, необходимый им для последующего выполнения рисунка архитектурной среды по представлению, в студийных условиях.
В мастерской доцента А. М. Булдакова и Г. Е. Русанова акцентируется внимание (на первом и втором курсах) на развитие у студентов изобразительного мышления - навыков организации композиционной целостности изображения на плоскости листа, то есть организации равновесия красочных пятен и иллюзии глубины на формате листа, а также композиционному ранжированию пространственных планов картины. На последующих курсах, третьем и четвертом, методика рисунка направлена на развитие у студентов навыка широкоугольного восприятия пространства и изображения его на плоскости. В конце четвертого курса учащиеся выполняют задание «Рисунок архитектурной панорамы» (ил. 94).
Для воспитания композиционного мышления студентов-архитекторов, в мастерских доцента A.M. Булдакова, профессора Г.Е. Русанова, доцента Н.П. Пятахина и доцента И.Г. Нахимова на практических занятиях по рисунку используется техника гризайль. Рисунок выполняется мягкими материалами такими как: сангина, соус, уголь, ретушь, или разведенным в воде соусом (ил. 80, 83, 95, 97). Использование такой материалов дает возможность преподавателю быстро объяснить ученику правила и закономерности организации композиции, создания иллюзии пространства на плоскости листа.
Если сравнить время отводимое на дисциплину «Рисунок» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете и других ВУЗах, окажется, что оно в три раза меньше, чем в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, в полтора раза меньше, чем в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна и одинаково по количеству часов с Уральской государственной архитектурно-художественной академией (УРАЛГАХА).
Остановимся подробно на концепции о развития у студентов-архитекторов изобразительного мышления доцента Н. П. Пятахина, осознанной художественной деятельности направленной на создание на плоскости листа трехмерного изображения «через непосредственное общение с изобразительным материалом» . Опираясь на теоретическое наследие художников: А. Гильдебрандта , В. В. Кандинского, Леонардо да Винчи, А. Матиса, К. С. Петрова-Водкина, В. Фаворского и на труды по теории искусства Н.Н. Волкова, Р. Арнхейма, Р. Грегори, а также на свой многолетний педагогический опыт, он разработал серию упражнений-заданий, направленных на развитие композиционного мышления. Под композиционным мышлением понимается процесс, направленный на создание целостного пространственно - пластического образа на двумерной рабочей плоскости отдельного заданного формата264 (или композиционное мышление - это осмысленный процесс формообразования изображения с организацией трехмерного по впечатлению пространства на двумерной плоскости рабочего формата265). Такое мышление предполагает в процессе создания изображения оценку художником своего творения с трех ракурсов: творца - зрителя -искусствоведа. «Красочный контраст, его протяженность - это основное изобразительное средство художника, с помощью которого организуется иллюзия на формате плоскости» (ил.74, 75).
Описание типичных проблем в освоении графического языка студентами-архитекторами (констатирующий эксперимент) и поиск способов развития композиционного мышления учащихся при выполнении текущих заданий по дисциплине «Рисунок» (поисковый эксперимент)
Достижение высокого уровня профессионализма в рисунке архитектора зависит от умелого сочетания приобретенных навыков профессионального восприятия городского пространства на основе объективного знания из чертежа и композиционных навыков создания целостного образа на плоскости, а также умения визуального графического моделирования пространства и формы, посредством использования изобразительных средств.
Для того, чтобы интенсифицировать подготовку специалистов и повысить уровень графической и художественной культуры студента, следует искать новые пути формирования у студентов умения профессионально воспринимать пространство; углублять знание о существующих изобразительных системах и адекватности отображения в них пространства, о композиционных приемах панорамирования архитектурной среды; нужно практически овладеть навыками изображения городского пространства в рисунке.
В качестве объекта изображения, способствующего формированию профессионального композиционного мышления будущего архитектора, предполагается использовать архитектурное пространство - панораму, в процессе изображения которой собранный материал будет служить "опорой" для визуального моделирования пространства на плоскости.
Экспериментальное исследование развития композиционного мышления студентов-архитекторов в процессе обучения рисунку проводилось на кафедре рисунка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). Для формирования методики выполнения заданий «Архитектурной панорамы» и «Архитектурной панорамы» необходимо было провести ряд экспериментов: констатирующий, поисковый и формирующий эксперименты.
Констатирующий и поисковый эксперименты проводились в осеннем семестре 2004 года. В нем принимали участие студенты-архитекторы первого и третьего курсов архитектурного института, а также студенты архитекторы-реставраторы третьего курса строительного института.
Беседы, анкетирование и графическое тестирование студентов-архитекторов (архитектурного института) были проведены до третьего курса включительно и охватывали 180 человек. В констатирующем эксперименте, где определялся исходный уровень графических умений, знаний и представлений учащихся, участвовало: на первом курсе - 15 человек, на втором 10, на третьем 5 и на четвертом 4 человека из одной группы. В поисковом - по три студента из одной группы на первом, втором и третьем курсах. В "формирующем" эксперименте принимали участие 40 третьекурсников строительного института и 25 человек со второго курса архитектурного, всего 65 человек. Таким образом, в экспериментах приняло участие 270 человек. Проверка результатов формирующего эксперимента осуществлялась посредством сравнения "экспериментальной" группы с "контрольной".
Цель проведения констатирующего эксперимента состояла в выявлении у студентов, участвующих в исследовании композиционных навыков, организации целостного образа пространства на плоскости при помощи средств изображения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- выявить наличие осознанного отношения студентов к изобразительной работе на пленере: собору материала, целенаправленности выполнения набросков и зарисовок; наличие умений и знаний представления, учет границ формата листа;
- выявить предпочтение студентов по форме организации занятий; определить преобладающий «тип художника» (по Иттену «материально импрессивный, интеллектуально-конструктивный и духовно-экспрессивный» [50, С. 134]). Для решения данных задач было проведено анкетирование и наблюдение.
- выявить у студентов сформировавшиеся знания, умения, представления о различных типах пространств (замкнутого [площадь], направляющего [улица] и открытого [пустырь]); установить используют ли они в процессе изображения ортогональные проекции для ориентации в изобразительной ситуации; проследить предпочтения студентов в изобразительных средствах при решении графических задач (линия, пятно, контраст, формат, перспектива и т.д.).
Для решения вышеперечисленных задач было использовано следующие методы исследования:
1) графическое тестирование
2) наблюдение.
Для оценки проблем в композиционно-графической деятельности студентов при выполнении учебных заданий (рисунок геометрических тел, с включением архитектурной детали; рисунок драпировки; рисунок фрагмента интерьера) по дисциплине "Рисунок" был осуществлен хронометраж работ (фотографирование) первых, вторых и третьих курсов, занимающихся в одной мастерской.
В поисковом эксперименте производится поиск способов развития композиционного мышления, организационной формы обучения и варианта диалоговых форм общения студента и преподавателя в процессе выполнения учащимся текущих заданий по дисциплине «Рисунок».
Поисковый эксперимент имел своей целью разработать систему графических заданий, способствующих овладению студентами средств изображения и формирования иллюзии пространства на плоскости листа архитектора- художника.
Формирующий эксперимент включал в себя внедрение в учебную практику авторской методики рисунка по представлению архитектурной среды.
Первая апробация методической последовательности выполнения задания «Архитектурная панорама» (48 часов) проводилась в осенне-зимнем семестре 2004ого года с двумя группами студентов-реставраторов третьего курса (си.), работающими в разных мастерских. Одна выступала в качестве контрольной, другая - экспериментальной группы. Производилось наблюдение влияния коллективной деятельности на активизацию у студентов познавательной и композиционно-деятельной активности студентов; усвоение композиционных знаний навыков и умений организации пространства на плоскости; активизацию личности студента, творческого потенциала.
Целью задания «Архитектурная панорама» было развитие у студентов-реставраторов композиционно-графической культуры, для возможной оценки качеств чертежа и изображений с которыми архитектору приходится сталкиваться в практической работе, а также широкоугольного восприятия городского пространства, необходимого для ансамблевого мышления.