Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Богатырев Александр Иванович

Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории
<
Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богатырев Александр Иванович. Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 1999 206 c. РГБ ОД, 61:99-13/601-0

Содержание к диссертации

Введение

I. ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Биография С.И.Гессена: принцип индивидуального призвания 12

1.2. Аксиология: принцип конкретной целостности образования 35

1.3. Антропология: принцип конкретного индивидуализма 57

1.4. Эпистемология: принцип конкретного идеализма 81 Выводы 103

II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ" САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА:ПРИНЦИП АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА «ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ГУМАНИТАРИЕВ» ИНСТИТУТА «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 1996-1997 ГГ.)

II. 1. Аксиологический аспект: природа-общество-культура (мир) И2

11.2. Антропологический аспект: индивид-личность-индивидуальность (человек) 124

11.3. Эпистемологический аспект: естественные-гуманитарные-философские науки 137

НА Методическая модель профессионального и личностного 150

самосовершенствования учителей истории в современных условиях

Выводы 163

Заключение 169

Библиография 173

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность исследования. В 1995 году впервые после долгих лет забвения на родине в России была издана книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950), изданная в Берлине в 1923 году. С.И.Гессен известен в мировой педагогике как теоретик и практик образования, как сторонник философской педагогики, как методист. Сын известного русского ученого-юриста и политического деятеля, издателя «Архива русской революции» Иосифа Владимировича Гессена СИ.Гессен получил прекрасное образование: сначала в знаменитой 1-ой Санкт-Петербургской гимназии, затем на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и, наконец, в лучших университетах Германии (Фрейбург, Гейдельберг). До революции 1917 года СИ.Гессен был одним из редакторов журнала «Логос», издававшегося с целью установления диалога российских и европейских деятелей культуры (1910-1914). В годы первой мировой войны, революции и гражданской войны началась деятельность С.И.Гессена как теоретика и практика педагогики. Особенно плодотворным в творческом отношении оказался для него период работы на историко-филологическом факультете Томского университета (1917-1921), когда в основном сформировалась его философско-педагогическая и методическая концепция. С 1921 года и до конца жизни (1950 год) жизнь и деятельность СИ.Гессена происходила за рубежом: сначала в Берлине (1921-1923), затем в Праге (1923-1934), и, наконец, в Варшаве и Лодзи (1934-1950).

Оценивая эволюцию своих философских взглядов, С.И.Гессен определял в их развитии три этапа: этап неокантианства, этап кантианства, этап платонизма. В соответствии с философскими взглядами формировалась и

педагогическая концепция С.И.Гессена: аксиологический тгап - исследование взаимосвязи образования и человека, эпистемологический этап - исследование взаимосвязи образования и науки. Методическая концепция СИ. Гессена как практическое приложение его идей прошла в своем развитии три этапа: содержательный этап - исследование взаимосвязи истории и культуры; организационный этап - исследование взаимосвязи истории и личности; технологический этап - исследование взаимосвязи исторической науки и исторического образования.

С.И.Гессеном поставлены и оригинально решены многие важнейшие проблемы педагогики, такие как: философия и педагогика (педагогика как прикладная философия), образование и культура (теория нравственного и научного образования), образование и общество (теория национального образования), образование и природа (теория физического воспитания) и т.д. В целом, выделяя четыре типа педагогических теорий (натурализм, социологизм, культурологизм, теологизм), С.И.Гессен причислял себя к педагогам культуры, а культура для него была тождеством гуманизма. В истории педагогики изучение философско-педагогического и методического наследия С.И.Гессена еще только начинается. Эволюция философско-педагогических взглядов С.И.Гессена рассматривается в трудах П.В.Алексеева, А.Валицкого, В.В.Зеньковского, Н.О-Лосского, Б.В.Яковенко. Реконструкция биографии С.И.Гессена предпринимается в статьях Е.Г.Осовского, В.В.Сапова, В.Филатова, Б.В.Емельянова и В.В.Кулйкова, А.А.Ермичева, М.В.Безродно го, В.А.Владыкина, И.В.Сабенниковой, А.В.Мудрика. В целом же биография С.И.Гессена остается мало изученной как с точки зрения фактологического установления основных этапов его жизни, так и с точки зрения теоретического анализа основных этапов развития его философско-педагогической и методической концепции.

Обращение к философско-педагогическому и методическому наследию С.И.Гессена обусловлено практическими и теоретическими потребностями современной российской и мировой педагогики. Формирование постиндустриального общества и соответствующей ему культуры постмодернизма (аксиологический аспект) по-новому ставят проблему человека, его сущности, смысла его существования в современных социокультурных условиях (антропологический аспект), обусловливающих новое содержание его жизни и деятельности, а значит и новое содержание образования (эпистемологический аспект).

Из сопоставления современной педагогики и философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена вытекает основное противоречие исследования - это противоречие между потребностями современной педагогики в решении аксиологических, антропологических, эпистемологических проблем образования, методики обучения истории и возможностями их решения в творчестве С.И.Гессена Указанное общее противоречие конкретизируется в следующих частных противоречиях:

- между самооценкой С.И.Гессеном своего места в истории педагогики,
методике обучения истории и оценкой его в современной педагогике,
методике обучения истории (биографический аспект);

между внутренней культурой личности и внешней культурой общества на разных этапах истории(аксиологический аспект);

между целостным и частным подходом к проблеме человека в истории философии, педагогики и методики обучения истории (антропологический аспект);

- между традиционным и развивающим обучением в философии, педагогике, методике обучения истории (эпистемологический аспект).

A.

Выявленные противоречия и анализ научной литературы свидетельствуют о существовании проблемы изучения развития философских, педагогических и методических взглядов С.И.Гессена в современной педагогике. Данное обстоятельство определило выбор темы исследования «Развитие идей С.И.Гессена в современной педагогике и методике обучения истории».

Объект исследования: историко-педагогическое наследие С.И.Гессена и его развитие в современной педагогике, в теории и методике обучения истории.

Предмет исследования: развитие принципа целостности воспитания с
точки зрения: а) единства философии, педагогики, теории и методики обучения
истории; б) единства аксиологического, антропологического,

эпистемологического аспектов историко-педагогического наследия С.И.Гессена; в) единства теоретического и практического подходов к его развитию в современной педагогической науке, в теории и методике обучения истории.

Цели исследования: теоретическое осмысление философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена с точки зрения принципа целостности воспитания; практическое применение указанного принципа для философско-педагогического и методического анализа Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института Открытое Общество (Фонд Дж. Сороса).

Гипотеза исследования: философско-педагогическое и методическое наследие С.И.Гессена является жизнеспособным в современной педагогике, теории и методике обучения истории, если получают дальнейшее развитие его идеи, относящиеся к взаимосвязи образования и культуры (аксиологический аспект), образования и человека (антропологический аспект), образования и науки (эпистемологический аспект).

Задачи исследования:

  1. Систематизация биографической информации о формировании философе ко-педагоги чес кой и методической концепции С.И.Гессена (исторический аспект).

  2. Теоретический анализ развития аксиологических, антропологических, эпистемологических идей С.И.Гессена в современной педагогике, теории и методике обучения истории (логический аспект).

  3. Практическое приложение методологических идей С.И.Гессена к разработке региональной модели профессионального и личностного самосовершенствования учителей истории в Проекте «Переподготовка учителей-гуманитариев» (практический аспект).

Теоретическая и методологическая основа исследования: биография:

- принцип индивидуального призвания С.И.Гессена

- историко-педагогическая концепция В.В.Зеньковского, историко-
философская концепция Б.В.Яковенко, Н.О.Лосского, А.Валицкого,
П.В.Алексеева; биографические исследования Е.Г.Осовского, В.В.Сапова,
В.Филатова, Б.В.Емельянова и В.В.Куликова; А.А.Ермичева, М.В.Безродного,
В.А.Владыкиной, И.В.Сабенниковой, А.В.Мудрика;

аксиология:

- принцип конкретной целостности С.И.Гессена

- деятельностная концепция культуры В.М.Межуева, Э.С.Маркаряна;
культурно-историческая концепция деятельности В.В.Давыдова; теория диалога
культур В.С.Библера; цивилизационныЙ подход к изучению всемирного
историко-пе даго гичес кого процесса Г.Б.Корнетова, З.И.Равкина,
И.А.Тагуновой; аксиологические концепции О.Г.Дробницкого, В.П.Тугаринова,
Т.В.Любимова; взаимосвязь аксиологии и образования З.И.Равкина,
А.А.Орлова, Б. С. Гер Шуйского, Н.С.Розова, М.В.Богуславского;

антропология:

- принцип конкретного индивидуализма С.И.Гессена.

- теория свободы Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, А.Бергсона; теория
национального образования К.Д.Ушинского, И.Г.Фихте; теория дошкольного
образования Ф.В.А.Фребеля, М.Монтессори, С.Г.Холла, Дж.Дьюи; теория
школьного образования ИХ.Песталоцци, Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера,
Н.И.Пирогова, П.П.Блонского; Я.А.Коменского, П.Наторпа, Ф.Д.Ферстера;
теория послеш коль ного образования Платона; принцип целостности воспитания
Д.С.Милля, Г.Спенсера; философская антропология Б.Т.Григорьяна,
В.С.Мерлина, Э.В.Ильенкова и др.; философско-педагогические концепции
уральских педагогов Л.М.Андрюхиной, В.С.Безруковой, А.С.Белкина,
А. И. Л у чанкина, Б.Г.Матюнина, ВДСеменова; деятельностная концепция
личности Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева,
Л.И.Анциферовой, А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, В.В. Давыдова,
А.А.Бодалева и др.; зарубежная педагогическая антропология М.Шелера,
Г.Плесснера, Ф.Больнова, В.Лоха, неогуманистическая педагогика и психология
К.Роджерса, А.Маслоу, Ф.Грина, К.Г.Паттерсона, Г.Коля, Б.Кларка, З.Барта,
А.Комбса, А.Монтегю, Ф.М.Этсона, ДБрандеса, П.Гиниса;

эпистемология:

- принцип конкретного идеализма С.И.Гессена,

антиномия теоретического и эмпирического в научном познании В.С.Швырева; анализ типов научной рациональности В.С.Степина; теория образования Г.Спенсера, П.Ф.Каптерева, П.Наторпа; классификация наук Платона, Д.Конта, Г.Спенсера, В.Вундта, Г.Когена, П.Наторпа, Г.Риккерта, Г.Мюнстерберга; теория эпизодического курса И.Г.Песталоцци, теория систематического курса И.Ф.Гербарта, П.П.Блонского, Г.Винекена; теория научного курса Ф.В.И.Шеллинга, Н.И.Новикова, Л.И.Петражицкого; взаимосвязь

науки и учебного предмета А.М.Матюшкина, М.Н.Махмутова,
М.Н.Скаткина, Г.Н.Щукиной, Н.Ф.Талызиной, В.П.Беспалько,
Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.В.Репкина, А.А.Зака, Л.В.Занкова;
классификация дидактических теорий М.А.Холодной и
Э.Г.Гельфмана, О.Г.Хомерики, М.Н.Берулавы, А.В.Брушлинского;
теория социального опыта И.ЯЛернера, В.В.Краевского,
М.Н.Скаткина; теории развивающего обучения В.В.Давыдова,
П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, И.Н.Ильясова, М.Н.Махмутова,
В.С.Библера; гуманистическая парадигма образования (см. выше),
рационалистическая парадигма образования Р.Ф.Блума; традиционно-
консервативная парадигма образования Р.Е.Эбла, Н.Постмэна,
Дж.Кавелти; взаимосвязь логики и педагогики Г.П.Щедровицкого,
В.В.Давыдова, В.С.Швырева; методология педагогики

Б.С.Гершу некого, В.М.Розина, И.АЛернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского; принцип автономии личности С.И.Гессена:

- диалектика субъекта и объекта К.НЛюбутина, Д.В.Пивоварова; идея новой педагогической компетентности Е.Д.Розановой, А.А.Муравьевой; исследование профессионального самосовершенствования педагога М.А.Чошанова, Ю.К.Бабанского, Г.ПЗинченко, Г.И.Саранцева, Н.В.Кузьминой, Е.В.Бережковой; проект «Переподготовка учителей-гуманитариев И.А.Гиниатуллина, А.И.Богатырева, - И.Б.Мельник, П.В.Мещерякова, В.С.Третьяковой.

База исследования: Институт развития регионального образования Свердловской области (г.Екатеринбург), проект «Переподготовка учителей-гуманитариев» (Институт «Открытое общество», Фонд Дж.Сороса) в г.Екатеринбурге. В исследовании приняли участие руководители и участники названного проекта (общая численность - 175 человек).

8 г

Методы исследования: историко-ло ги чески й анализ; теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической. исторической литературы; изучение нормативной документации по изучаемой проблеме, анкетирование; моделирование и метод экспертных оценок.

Этапы исследования: исследование проведено в течение 1994-1998 гг. и состояло из трех этапов:

На первом этапе іЧг994-/995 гг.) проводился теоретический анализ философской, исторической, психолого-педагогической, методологической литературы, посвященной изучению философско-педагогического наследия С.И.Гессена.

На втором этапе (1996-1997 гг.) осуществляется практическое применение философско-педагогических и методических идей С.И.Гессена для разработки содержания, технологии, организационных форм Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев».

На третьем этапе (1998 г.) осуществляется синтез теоретического анализа и практического применения философско-педагогических и методических идей С.И.Гессена, оформляются материалы диссертации.

Научная новизна исследования:

  1. Систематизирована биографическая информация о развитии философских, педагогических и методических идей С.И.Гессена.

  2. Осмыслен принцип целостности воспитания у С.И.Гессена как единство философии, педагогики, теории и методики обучения истории; как единство аксиологического, антропологического, эпистемологического аспектов образования, как единство теории и практики, теории и методики обучения истории.

  3. Исследовано практическое приложение методологических идей С.И.Гессена в современной педагогике и методике обучения истории.

4 Сформулированы предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки учителей истории.

Практическая значимость исследования: теоретический анализ философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена позволяет определить его место в истории российской и мировой педагогики, в теории и методике обучения истории, показать жизнеспособность его аксиологических, антропологических, эпистемологических идей при разработке таких проблем современной педагогики, теории и методики обучения истории, как образование и культура, образование и человек, образование и наука; раскрыть методологическое значение философии и педагогики при анализе конкретной методики обучения истории.

На зашиту выносятся следующие основные положения:

  1. Изучение биографии С.И.Гессена и определение его места в истории российской и мировой педагогики показывает жизнеспособность его философско-педагогической и методической концепции в современной педагогике, теории и методике обучения истории.

  2. Теоретическое осмысление принципа целостности воспитания в педагогическом и методическом наследии С.И.Гессена дает возможность решения аксиологических, антропологических, эпистемологических проблем современной теории и практики образования, теории и методики обучения истории.

  3. Практическое приложение педагогической концепции С.И.Гессена к анализу конкретного педагогического опыта доказывает методологическую значимость взаимосвязи философии и педагогики в современной науке и методике обучения истории.

Достоверность выводов исследования обеспечивается теоретической и методологической основой исследования, подтверждается опытом применения

10 г

философско-педагогической и методической концепции С.И.Гессена при разработке, реализации и оценке результатов Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» независимой экспертизой.

Апробаиия результатов исследования осуществлялась в процессе практического применения результатов исследования в методико-консультативном отделе ИРРО Свердловской области, в отделе аттестации Департамента образования Свердловской области, в Проекте «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института «Открытое общество» (Фонд Дж.Сороса). Основные положения работы прошли апробацию на международном семинаре Совета Европы «Подготовка учителей и развитие системы повышения квалификации в области преподавания истории в средней школе» (г.Екатеринбург, 30.03-1.04.1998), на научно-практических конференциях «Образование и нравственность» (Екатеринбург, 1996), «Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии» (Екатеринбург, 1998), «Вариативная модель переподготовки учителей в современных условиях» (Москва, 1998), на областных педагогических чтениях по проблемам теории и практики регионального образования (Екатеринбург, 1995, 1997); в реализации Проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» (Екатеринбург, 1996-1997); в материалах по итоговой аттестации педагогов и учащихся ИРРО (Екатеринбург, 1995-1997).

Структура и объем диссертации;

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Объем - 196 с. Список литературы включает 270 наименований, из них 10 на иностранных языках. Приложения даны на IGc.

Биография С.И.Гессена: принцип индивидуального призвания

В современных условиях для вдумчивого педагога стало необходимым и возможным «критически и объективно подойти к той задаче, которая стоит перед русской педагогической мыслью, к уяснениго того, в каком направлении должна развиваться эта мысль, чтобы внести свой вклад в грядущее русское возрождение» . По оценке В.В.Зельковского «русская педагогическая мысль вступила в XX в. с богатым наследством ... со смешной, но живой идеей целостного воспитания, с глубокой верой в научное преобразование школьного дела, с огромной энергией»3, определив три направления в русской педагогической мысли, а именно: I) педагогический натурализм в его различных вариантах; 2) педагогический идеализм и 3) религиозно-педагогическое направление»3, В.В.Зельковский, характеризуя представителей указанных направлений, фактически заложил основу создания научной биографии Сергея Иосифовича Гессена.

Философские идеи С.И.Гессена оценены как «.. .трансцендентализм, обогащенный так называемым диалектическим ("гетерологическим") методом...»4 Характеризуя Систему педагогики С.И.Гессена, В.В.Зельковский подчеркнул следующие идеи: 1) моральное созревание как основной духовный процесс. «Это типично кантианская точка зрения формулируемая затем в схеме, которую екая точка зрения, формулируемая затем в схеме, которую Гессен берет у На-торпа, и которую он не хочет даже проверить в конкретной психологии морального развития ребенка» ; 2) ступени морального созревания (аномия, гетерономия, автономия) как логика педагогического процесса. 3) образование как центральное идеологическое понятие; 4) идея личности как носителя духовной жизни; 5) идея целостной школы. «Педагогический идеализм Гессена очень высокого качества, но он беден именно в своей обращенности к педагогике. Это типично для Гессена, а быть может, типично для педагогического идеализма вообще в наше время», - такова общая оценка педагогической системы С.И.Гессена В.В.Зеньковским".

Очерк В.В.Зеньковского был опубликован в 1933 г. и стал началом историографической традиции философско-педагогического наследия С.И.Гессена, продолженной через шесть лет Борисом Яковенко. Последний в своей книге, изданной на чешском языке, оценил С.И.Гессена как «оригинального и всестороннего мыслителя», создателя концепции «трансцендентально-диалектического онтологизма, или метода полноты», синтезирующего монизм с плюрализмом и стремящегося к воссозданию в познании утраченного всеедин-ства объекта .

В своем жизнеописании, написанном в 1947 г., С.И.Гессен, следуя традиции философской рефлексии, дал самооценку развития своих философско-педагогических взглядов: «Я же, будучи учеником Риккерта и опосредованно Канта, все более развивался в направлении платонизма, стараясь разработать многоэтажную теорию реальности, увенчивающуюся теорией духовного бытия, а в дальнейшей перспективе даже визией «Царства БОЖИЙ»1 .

Почти одновременно с автобиографией С.И.Гессена, к его философско-педагогическому наследию обратился еще раз В.В.Зеньковский в 1948-1950 гг., когда писал «Историю русской философии. Он отметил работу С.И.Гессена «Об индивидуальной причинности, в которой показана философская сила в анализе идеи причинности2. Книгу «Основы педагогики» В.В.Зеньковский назвал «выдающейся», так как автор «с большим мастерством связывает различные вопросы педагогики с важнейшими темами философии». Хотя в философском творчестве С.И.Гессена В.В.Зеньковский не нашел законченной системы, но на ее основы в «Основах педагогики» он указал3, подчеркнув следующие ее составные части: трансцендентализм; диалектический метод как синтез монизма и плюрализма, метод полноты, опыт применения диалектики в педагогике и этике; интересные построения в области антропологии; «боязнь метафизики»4. Оставшись верным своей оценке 1933 года, В.В.Зеньковский и в 1950 году повторил: «Бесспорный и сильный философский дар Гессена расцветает лишь на путях философского осмысления эмпирической реальности, но отрава трансцендентализма так и осталась и обесплодила построения его»5. Н.ОЛосский дает характеристику философских взглядов С.И.Гессена в ряду представителей трансцендентального идеализма. После краткой биографической и библиографической справки о жизни и трудах С.И.Гессена, Н.ОЛосский рассматривает идеи С.И.Гессена, изложенные в «Философии наказания», в «Основах педагоги ки», в «Традиции добродетели» в Братьях Карамазовых», в «Проблеме правового социализма»1, оценивая их с точки зрения своей теории интуитивизма.

Более близкой к самооценке СИ.Гессена является оценка эволюции его фшюсофско-педагогических взглядов польским историком, его учеником А.Валицким: «... Эволюция взглядов Гессена - эволюция в сторону метафизики, притом метафизики религиозной». По мнению А.Валицкого, религиозную метафизику как «царство духа» «Гессен определял как «Царство Божие», ссылаясь при этом на Вл.Соловьева и Августа Чешковского, выдающегося польского философа эпохи романтизма». В методологических построениях СИ.Гессена А.Валицкий отметил диалектическое понимание смысла ценности, позволяющего соединить историзм и феноменологизм, а также структурализм в иерархии мира ценностей".

В 1995 году главная книга СИ.Гессена была впервые издана на его родине в России3. П.В.Алексеев в предисловии к книге отметил: «В современных условиях России, когда радикально пересматриваются прежние ценности и установки и идет поиск новых идей, знакомство с книгой Гессена ... способно помочь в размышлениях над далеко не простыми проблемами педагогики и образования». Ценность этой книги, по утверждению П.В.Алексеева, в том, что «в ней осмысливается многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти века в России, Европе и США, обосновываются перспективные идеи педагогики», такие как: идея единства национального и общечеловеческого, понимание сути свободы как творчества личности, тесная связь основных идей его педагогической концепции с философией. Общий вывод П.В.Алексеева в отношении философского наследия С.И.Гессена явно противоположен оценке В.В.Зеньковского: «Педагогические поиски С.И.Гессена во многом лежат в русле ... нового направления в западной, да и в российской науке и называемою ныне «философией образования»1.

В настоящее время развернуты исследования педагогической деятельности и воззрений таких крупных педагогов и психологов как СИ.Гессен, В.В.ЗеньковскиЙ, Н.О.Лосский, представителей религиозно-философской мысли - Н.А.Бердяева, И.А.Ильина2 Е.Г.Осовский предложил расширить источниковедческую основу историко-педагогических и историко-философских исследований через привлечение мемуаристики, в том числе автобиографии С.И.Гессена, через издание его избранных педагогических и психологических произведений, так как цивилизационная концепция «диалога культур» у С.И.Гессена может рассматриваться как методология историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции, взаимосвязи, выявление целостной педагогической картины мира5. Тем более, что, по мнению Е.Г.Осовского, «для педагогических построений Гессена характерен герменевтический подход, который проявляется не только в стремлении к определенной интерпретации текста (в широком смысле слова), но и в реконструкции «жизненного мира образования и культуры, структурирования педагогических явлений»4.

class2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ" САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА:ПРИНЦИП АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ (ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА «ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ-ГУМАНИТАРИЕВ» ИНСТИТУТА «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» В ЕКАТЕРИНБУРГЕ В 1996-1997 ГГ.)

class2

Аксиологический аспект: природа-общество-культура (мир)

При философско-педагогическом анализе названного проекта используется метод кантианского подхода к диалектике объекта и субъекта, развитый С.И.Гессеном и дополненный современными исследователями1. Деятельностно-антропологический подход в философско-педагогическом анализе направлен на анализ трех аспектов исследуемого проекта: 1) аксиологический аспект, связанный с раскрытием сферы значений целостных свойств; 2) антропологический аспект, рассматривающий сущность и существование человека; 3) гносеологический аспект, создающий общую картину познавательного процесса в его отношении к внешнему миру".

В основании нашей современной педагогики лежит принцип обобщения передового опыта. Он был выдвинут в 30-е гг. и в тех условиях был правильным и помог поднять педагогику. Но сейчас перед нами стоят принципиально новые задачи. Когда подобный принцип начинает определять научно-исследовательскую работу, то это приводит к уничтожению самой науки. Суть вопроса и сердцевина существующих сейчас разногласий в одном: будем ли мы строить наше воспитание и обучение по-прежнему на основе здравого смысла и так называемых обобщений передового опыта, не развертывая научных исследований, или мы будем развивать педагогическую науку и проектирование»1.

Антиномия теория-практика в педагогической науке была исследована С.И.Гессеном в «Основах педагогики» и практически применена к анализу конкретных педагогических систем. СИ.Гессен к антиномии теория-практика подходит системно, выявляя логику развития указанной антиномии: явление-сущность (образования), части-целое (культура), относительное-абсолютное (ценности), дискурс-интуиция (знание), предмет-метод (философия), жизнь-наука (образование), теория-практика (педагогика), исходя из различия факта (данности) - идеи (задания) как выражения антиномии явления-сущности, С.И.Гессен делает методологические выводы: 1) отдельные виды образования -предмет теоретической педагогики, использующей метод дискурса (теория); 2) целое образования - предмет практической педагогики, использующей метод действия (практика). Теория образования должна установить требования и задачи отдельных видов образования; практика образования должна сочетать отдельные требования образования во внутренне единое и согласное в себе целое, в этом и состоит значение повествовательной педагогической литературы, излагающей опыт педагогического творчества3.

Если в «Основах педагогики» С.И.Гессен придерживается концепции педагогики культуры (образование), то в «Философии воспитания» он придерживается концепции педагогики целостности человека (воспитание)4. Если в «Основах педагогики» он исходит из идеи тождества образования и культуры, то в «Философии воспитания» он исходит из идеи тождества воспитания и человека.

И, наконец, философско-педагогически анализ образования (воспитания) в концепции С.И.Гессена решает антиномию философии и педагогики через антиномию в абстрактного (идеи) и конкретного (факта): философия исследует идею (смысл, значение), образование (воспитание) исследует факты (описание явления), а педагогика синтезирует абстрактное и конкретное и устанавливает правила (принципы) образования (воспитания), что можно представить графически: философия педагогика образование (воспитание) идея принцип факт

Изложенные выше методологические позиции лежат в основе философ ско-педагогического анализа педагогического факта - проекта «Переподготовки учителей-гуманитариев» с целью установления реализованных в них принципов (педагогический аспект) и идеи (философский аспект). Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев»

В основе проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» лежит идея новой педагогической компетентности , Компетентность в системе уровней профессионального мастерства занимает промежуточное положение между исполнительностью и совершенством .

Проблеме непрерывного образования взрослых, в том числе и педагогов посвящены многочисленные труды. Это объясняется тем, что для организации эффективного педагогического процесса необходимо отсутствие дефицита личностных свойств и качеств педагога , а также тем, что теоретически эта проблеме! относится к числу наименее разработанных . В современной педагогике рассматриваются следующие аспекты этой проблемы; пути формирования познавательной самостоятельности учителя3;формирование педагогической акмеологии как науки о формировании зрелых людей , формирование методологической культуры учителя .

В апреле 1996 года в девяти регионах России Институт «Открытое общество» (Фонд Дж.Сороса) развернул программу «Переподготовка учителей-гуманитариев», которая предусматривала проведение для 100 учителей в течение года четырех недельных семинаров (мастерских). Особенностью проекта было то, что в нем участвовали учителя четырех предметных областей (словесность, обществознание, экология, валеология), объединенные в команды по четыре человека - по одному от каждой предметной области (школьные коман-ды) . В основе проекта - идея новой педагогической компетенции, т.е. «...новой роли учителя в обществе, вставшем на путь демократизации в условиях развивающегося рынка и построения открытого общества»7.

Участие автора диссертации в реализации проекта в качестве тьютора по обществознанию в 1996 году (первый набор) и в качестве эксперта (преподава теля) по обществознанию в 1997 году (второй набор) позволило решить две за дачи; 1) практически применить некоторые идеи С.И.Гессена к разработке со держания и организации проекта (логика: теория-проект-практика); 2) теорети чески использовать эвристический потенциал концепции С.И.Гессена для фило софско-педагогического анализа проекта (логика: практика-проект-теория). Необходимо отметить, что административная группа проекта во главе с профес сором Уральского государственного педагогического университета И.А.Гиниатуллиным разделяет идеи педагогической концепции С.И.Гессена, а в 1996-1997 гг. создала автору диссертации благоприятные условия для решения названных выше задач. Аксиологическая проблематика Проекта: содержательный аспект Аксиологическая проблематика проекта отражает целостную систему ценностей человека в соответствии с концепцией С.И.Гессена, что проявляется в содержательных блоках проекта и принципах их реализации: экология, валео-логия - природа - природосообразность; словесность-культура-культуросооб-разность. Изложенные аксиологические принципы содержания проекта организационно решались через мастерские: 1) мастерская общепрофессиональной проблематики (I); 2) мастерская общепрофессиональной и предметной проблематики (II); 3) мастерская межпредметных связей; 4) мастерская профессионального личностного самосовершенствования педагога (IV); 5) мастерская школьных «команд» (V); 6) проблемные группы (VI).

Идея тождества образования - ценностей отражается в содержании проекта: «Ценностные ориентиры демократического общества и гуманитарное образование»; «Культура и образование», «Экономика и образование», «Право и образование» (Г); «Модели общественного развития и ценностные ориентиры предметных областей гуманитарного знания» (И),»Соотношение и взаимосвязи ценностных ориентиров различных предметных областей гуманитарного образования в разных общественных моделях». «Экономические и правовые проблемы нашей школы». «Взаимодействие различных аспектов образования в нашей школе» (III), «Правовые аспекты образовательной деятельности» (IV); «ин-тегративность гуманитарных предметов», «Регионализация образования» (VI).

Содержание мастерской обшепрофессиональной проблематики реализует принцип его целостности на надпредметном уровне через идею ценностей гуманитарного образования. Мастерская общепрофессиональной и предметной проблематики отражает содержательную связь с первой мастерской в предметном ракурсе, мастерская межпредметных связей продолжает на межпредметном уровне содержание первых двух мастерских. Мастерская профессионально-личностного самосовершенствования педагога в своем содержании ориентируется на потребности педагогов. Мастерская школьных «команд» характеризуется прикладным развитием межпредметной тематики. Проблемные группы объединяет содержание их проблемных разработок.

Таким образом, философский анализ аксиологического аспекта проекта выявляет содержание ценностей различных предметных областей (объектные ценности) и содержание различных личных ориентации (субъектные ценности). Содержание аксиологического аспекта проекта реализует принцип целостности в формировании и развитии ценностей через равновесие (меру) следующих противоположностей (антиномий), согласно концепции С.И.Гессена:

- между объектными и субъектными ценностями

- между предметными и надпредметными ценностями

- между индивидуальными и коллективными ценностями.

Аксиологическая проблематика Проекта: технологический и организационный аспекты

Педагогический анализ аксиологического аспекта проекта выявляет не его цели (философский анализ), а его средства, т.е. технологию и организацию реализации указанного аспекта.

Содержание ценностей усваивается через ценностно-ориентационные технологии, построенные на принципах: 1) деятельностного подхода; 2) интерактивных форм взаимодействия участников; 3) профессионально и личностно значимого нового опыта. Принятые орггруппой технологии позволяли участникам самоактуализироваться в учебной деятельности, творчески реализовывать-ся, постоянно обогащаться не только содержательно, но и новыми технологиями обучения. Проявление технологических принципов имеет свои методические особенности: преобладание групповых форм работы, проблемно-ориентированные лекции.; работа в группах сменного состава.; использование технологических схем интегрального характера(проблемная лекция для всех участников - «час раздумий»: работа в группах - «брифинг с экспертом» или «наш диалог». Опыт показал, что подобные технологические схемы позволяют связывать общие мероприятия и групповую работу, обеспечивая довольно высокую степень мотивации и интенсивности деятельности, применять исследовательский подход, находиться в постоянном диалоге, развивать критическое и творческое мышление.

Школьная «команда» - содержательно-технологическое ценностное объединение, перед которым стоят цели: а) проведения идей и мастерских в практику школы; 2) расширения контактов между «командами» разных школ. Функционироеание и развитие отого объединения реализуется через: І) еженедельный «час школьной «команды»: проблема дня и наша школа»; 2) работа в группах школьных «команд»; 3) мастерская школьных «команд».

Индивидуализированные ценностно-ориентированные технологии представлены регулярными психологическими тренингами и практикумами.

Интенсивный режим работы, опора на ярко выраженную познавательную мотивацию участников, условия выбора тематики практикумов, тренингов, закрепляют ценностное самовыражение педагогов,

В межсессионные периоды между мастерскими организуются индивидуальные и групповые консультации в соответствии с ценностными ориентирами участников.

Эпистемологический аспект: естественные-гуманитарные-философские науки

Если аксиологический подход к анализу проблемы профессионального и личностного самосовершенствованию педагога является системой, реализующей принцип целостности образования и самообразования, то антропологический и эпистемологический подходы являются его подсистемами с точки зрения соотношения формы (антропологический подход) и содержания (эпистемологический подход), что показывает возможность теоретико-методологического потенциала философско-педагогической концепции С.И.Гессена.

Аксиология раскрывает системы образования и самообразования через принцип природосообразности (природа), социосообразности (общество), куль-туросообразность (культура), целостности (мир). Антропология характеризует те же принципы через деятельностным подход к человеку, который своей деятельностью (по С.И.Гессену - формальным палачом) формирует систему ценностей. Антропология раскрывается через соответствующий ряд понятий (человек-природа), личность (человек-общество), индивидуальность (человек-культура), целостность (человек-человек). Эпистемология характеризует принцип аксиологии с точки зрения содержания научного образования и является по С.И.Гессену материальным началом системы, раскрывающейся через системы понятий: естественные науки - гуманитарные науки - философские науки -наука в целом.

Философский анализ эпистемологического аспекта Проекта рассматривает конкретизация общей цели Проекта (новая педагогическая компетенция) в эпистемологический составляющей задач «Расширить, углубить, систематизи ровать знания и представления учителей-участников Проекта в связи с актуальными проблемами для школьного гуманитарного образования в условиях становления нового открытого демократического общества, сформировать у участников положительный опыт пофессионально-аналитической и профессионально-практической деятельности, адекватный новым условиям, способствуя необходимой профессиональной ориентации, выработке активной профессиональной и жизненной позиции1.

Поставленная задача реализуется через эпистемологическое содержание сессий-мастерских: «Структура гуманитарного знания», «Образовательная политика» на региональном уровне», «Основания регионализации гуманитарного образования»,«Стандарты современного гуманитарного образования», «Современный учебник гуманитарного знания», «Современные технологии в учебном процессе российской и зарубежной школы», «Дидактические основы современных информационных технологий», «Педагогический процесс: история и современность»; «Структура педагогического процесса: содержательно-операционный и контрольно-оценочный аспекты», «Урок как микромодель педагогического процесса в личностно ориентированной педагогике», «Психология взаимодействия как основа профессионального самоопределения учителя», «Системные основания образовательной технологии», «Образовательная технология и приемы педагогической техники» (I), «Место предметной области в структуре гуманитарного знания», «Состояние и приоритетные проблемы образования в предметной области»», «Технологические находки в опыте педагогов предметных групп: словесность, обществознание, экология, валеология», «образовательный стандарт предметной области и механизмы его реализации», «Реа 1 Гиниатуллин И.А. и др. К новой педагогической компетенции, лизация образовательных стандартов в педагогическом процессе», «Параметры оценки учебника в ситуации выбора», «Актуальные аспекты гуманитарного образования в предметных областях», «Содержательно -операционный и контрольно-оценочный аспект образования в предметной области». «Моделирование урока в личностно ориентированной педагогике в предметных областях», «Образовательные технологии и приемы педагогической техники в предметной области». «Актуальные проблемы предметный областей (словесности, общест-вознание, экологии, валеологии) и педагогический процесс» (II), «Содержательные общности и аналогии предметных областей в рамках гуманитарного знания», «Технологические находки из опыта коллег разных предметных областей», «Соотношение предметного и надпредметного в образовательных стандартах разных предметных областей», «Особенности реализаций образовательных стандартов в педагогическом процессе в разных предметных областях», бзаимо-действие различных аспектов образования в нашей школе», «Цель образования в конкретном ОУ», «Соотношение содержания предметных областей в рамках БУП и структура педагогического процесса», «Актуальные проблемы обшест-вознания, словесности, экологии, валеологии и педагогический процесс» (III) , «Самообразование педагога: философский и педагогический аспект», «Методология и технология самообразования» (IV), «Интегративность гуманитарных предметов», «Регионализация образования» (VI)1.

В эпистемологическом аспекте профессионального и личностного само-совершенствования педагога разрешаются следующие содержательные антиномии:

- между содержанием образования и самообразования;

- между обшими и частными образовательными технологиями;

- между предметными и надпредметными методиками образования. Эпистемологический аспект в целом на общем уровне (логика), частном

уровне (дидактика) индивидуальном уровне (методика) ставит и разрешает (частично) проблемы целостности научного образования как антиномию предметного и надпредметного содержания образования, обе стороны которой отражают соответственно технологический прагматизм и содержательный гуманизм, между которыми должно соблюдаться равновесия (мера), нарушение которой ведет в вырождению целостности научного образования в двух направлениях: I) преобладание предметного содержания ведет к его технологии (механизм); 2) преобладание надпредметного содержание ведет к его «гуманизации» (идеализм).

Похожие диссертации на Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории