Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства Давалева, Дина Акрамовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давалева, Дина Акрамовна. Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Давалева Дина Акрамовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2013.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/232

Содержание к диссертации

Введение

1. Научно-теоретические основы развития художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства 14

1.1. Теоретические принципы развития художественного вкуса учащихся общеобразовательных школ 14

1.2. Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства 29

1.3. Развитие художественного вкуса учащихся средствами декоративно прикладного искусства 49

Выводы по первой главе 71

2. Реализация содержания и методики формирования художественного вкуса учащихся в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно прикладному искусству 73

2.1. Исследование исходного состояния уровня развития художественного вкуса подростков 73

2.2. Содержание обучения и методика развития художественного вкуса учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Западной Сибири 91

2.3. Динамика развития художественного вкуса подростков в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно-прикладному искусству Западно-Сибирского региона (формирующий эксперимент) 120

Выводы по второй главе 138

Заключение 140

Список сокращений и условных обозначений

Введение к работе

Актуальность исследования. Глобальные общественно-политические процессы, произошедшие в Российской Федерации, интеграция в мировое образовательное пространство выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения, в том числе к методике преподавания образовательной области «Искусство». Концепция обучения изобразительному искусству ориентирует на понимание механизмов, которые способствуют развитию творческих качеств личности, формированию художественного вкуса. В настоящее время проблема развития художественного вкуса школьников приобретает особую актуальность, поскольку он необходим для полноценного художественного развития личности.

Значительная роль в решении задачи развития художественного вкуса отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических, художественных ценностей, позволяющему воспитывать у школьников культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, постигать духовные ценности предыдущих поколений и обеспечивающему интеграцию личности в отечественную и мировую культуру (Т.Я. Шпикалова, Л.Д. Рондели). Именно поэтому представляется важным поиск новых подходов к развитию художественного вкуса учащихся в процессе занятий ДПИ.

В трудах европейских философов (Д. Аддисон, Г.Г. Гадамер, Г. Гегель, И. Кант, Ж.Ж. Руссо, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.) раскрывается смысл категории «художественный вкус» и отмечается, что вкус не является врожденным качеством, а вырабатывается и воспитывается в процессе специально организованного общения с искусством. При этом нет четкой грани между эстетическим и художественным вкусом. Определение понятия «художественный вкус» и проблему его воспитания у школьников рассматривает М.С. Каган, обозначивший значимость в его развитии постижения языка искусства и формирования практических художественных умений. В отечественной философии структура художественного вкуса определена учеными О.В. Дивненко, И.П. Никитиной, типология художественного вкуса обоснована В.А. Разумным, Л.Н. Коганом, критерии развитости вкуса представлены С.А. Наумовым.

Проблему формирования художественного вкуса в контексте становления и развития художественного образования в целом в России исследовали В.Г. Быкова, И.Г. Девятьярова, С.Н. Замахаев, Н.Н. Ростовцев, В.Г. Рыженко, Г.А. Цветаев, Н.С. Юрцовский и др. Анализ трудов ученых свидетельствует о том, что развитие вкуса предполагает приобщение обучаемых к лучшим образцам искусства.

В XX веке отечественными учеными разрабатывались педагогические аспекты проблемы развития художественного вкуса учащихся. А.В. Бакушинский рассматривает художественный вкус во взаимосвязи с развитием художественного восприятия; А.И. Буров, Г.А. Петрова, Л. П. Печко, Н. И. Киященко исследуют проблему развития художественного вкуса в процессе эстетического воспитания. Структуру художественного вкуса как оценочной категории рассматривает Б.Т. Лихачев, а И.П. Подласый и И.Ф. Харламов отмечают необходимость учета психологических закономерностей развития личности в воспитании вкуса. Однако в педагогических исследованиях не нашли отражения такие вопросы, как педагогические условия развития художественного вкуса.

Существенным условием успешного развития художественного вкуса учащихся является развитие навыков восприятия и оценки произведений изобразительного искусства. Значительный вклад в изучение этого вопроса внесли Н.Н. Волков, А.В. Запорожец, В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов, А.Г. Маклаков, Ю.Н. Протопопов, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская и др. Вместе с тем, недостаточно исследована специфика восприятия декоративно-прикладных произведений и особенности его восприятия подростками.

Вопросы теории и практики декоративно-прикладного искусства (ДПИ) находят отражение в трудах В.А. Барадулина, В.С. Бадаева, М.А. Некрасовой, И.Н. Полынской, М.В. Соколова, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, и др.). Их исследования позволяют раскрыть сущность ДПИ, рассмотреть предпосылки в решении проблемы развития художественного вкуса.

Проблемы изучения народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании школьников рассматривались в работах К.Ж. Амиргазина, Л.В. Березуцкой, А.П. Кара, А.М. Ланина, И. Л. Набок, И.Н. Полынской, в которых выявляется педагогический и социально-культурный потенциал регионального искусства. Однако вопросам, посвященным развитию художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ не уделяется должного внимания и в практике работы с учащимися произведения регионального ДПИ используются крайне редко.

Анализ научных подходов к данной проблеме позволил сформулировать противоречия: - между необходимостью развития художественного вкуса подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в процессе изучения регионального ДПИ; - между потребностью общеобразовательной школы в изучении регионального культурного наследия и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения региональному декоративно-прикладному искусству.

Данные противоречия вызвали необходимость исследования проблемы, заключающейся в разработке содержания и методики развития художественного вкуса подростков средствами регионального ДПИ. Сказанное обусловливает актуальность темы исследования «Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства».

Объект исследования – процесс развития художественного вкуса подростков на уроках по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования – содержание и методика развития художественного вкуса подростков средствами ДПИ западносибирского региона.

Цель исследования – теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности содержания и методики развития художественного вкуса подростков в условиях изучения ДПИ Западной Сибири.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие художественного вкуса у учащихся средствами декоративно-прикладного искусства станет более эффективным, если:

– процесс обучения подростков будет построен с учетом особенностей художественного вкуса личности и созданы условия для его развития;

– в содержание и методику обучения изобразительному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения национально-региональный компонент, соответствующий потребностям и интересам ученика: в освоении знаний в области ДПИ Западной Сибири, в творческой деятельности, в самовыражении, в освоении национального искусства;

– процесс обучения осуществляется во взаимодействии художественного восприятия произведений ДПИ с практической художественной деятельностью, тесной взаимосвязи теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с различными художественными материалами.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть философские, психолого-педагогические особенности развития художественного вкуса подростков.

2. Выявить психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся в процессе изучения регионального ДПИ.

3. Обосновать содержание и методику развития художественного вкуса учащихся, ориентированных на региональное искусство.

4. Разработать критерии и показатели развития художественного вкуса, определить уровни его сформированности у учащихся в процессе обучения ДПИ.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных содержания и методики развития художественного вкуса учащихся в процессе обучения ДПИ Западной Сибири.

Методологическую основу исследования составляют:

– системный подход, позволяющий применять целостность и интегративность системы в конструировании содержания обучения (М.С. Каган, В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин и др.);

– личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.), рассматривающий личность как субъект деятельности, которая формируется в деятельности и общении.

Теоретическую основу исследования составили:

– философские исследования о сущности художественного вкуса (Г. Гегель, И.Г. Гердер, М.С. Каган, И. Кант, Н.Л. Коган, С.А. Наумов, В.А. Разумный, Ф. Хатчесон, Д. Юм и др.);

– труды по психологии, посвященные изучению специфики художественного восприятия как условия формирования художественного вкуса (А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов и др.);

– концепции конструирования содержания учебной дисциплины (Л.А. Ивахнова, И.А. Колесникова, Л.В. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

– концепции художественного образования школьников (В.С. Кузин, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, Ю.А. Полуянов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.);

– исследования по проблеме реализации национально-регионального компонента в художественном образовании (К.Ж. Амиргазин, А.П. Кара, А. М. Ланин, И.Н. Полынская и др.);

– труды, посвященные изучению педагогического потенциала ДПИ (В.А. Барадулин, М.А. Некрасова, Л.Д. Рондели и др.).

Методы исследования: теоретический – анализ научной литературы; проектирование, обобщение и систематизация результатов исследования; эмпирические – анкетирование, педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы; анализ продуктов деятельности учащихся пятых классов общеобразовательной школы: учебных и творческих работ, поделок по декоративно-прикладной деятельности.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось в течение 2003–2012 гг.

Первый этап (2003–2007 гг.) (теоретический) включал изучение состояния проблемы на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; анализ содержания и методических основ обучения ДПИ; выявление педагогического потенциала регионального искусства в развитии художественного вкуса учащихся с учетом закономерностей восприятия художественных произведений; разработку научного аппарата исследования, определение исследовательской концепции.

Второй этап (2008–2010 гг.) (поисково-экспериментальный) был направлен на определение механизма, условий развития художественного вкуса подростков, на выявление критериев диагностики развития художественного вкуса на уроках регионального ДПИ, разработку содержания и методики его формирования, разработку программы обучения ДПИ западносибирского региона, ориентированную на региональные художественные промыслы.

На третьем этапе (2011–2012 гг.) (обобщающем) осуществлялась проверка гипотезы в ходе проведения формирующего эксперимента, уточнялись отдельные стороны эффективности содержания и методики развития художественного вкуса, производилось обобщение данных, анализ и систематизация полученных результатов; результаты внедрялись в практику обучения школьников общеобразовательной школы.

Опытно-экспериментальная база исследования – МАОУ СОШ № 4 (48 учащихся), МАОУ СОШ № 7 (22 обучающихся), МАУ ДОД «ДХШ им. В.Г. Перова» (15 обучаемых), МАУ ДОД ДШИ «Арт-Перспектива» (Тобольск) (12 учащихся).

Научная новизна работы заключается в том, что:

– определены особенности процесса развития художественного вкуса школьников, включающего организацию восприятия во взаимодействии с интеллектуально – познавательной, эмоциональной и практической художественной деятельностью под руководством педагога.

– разработана методика развития художественного вкуса, которая включает формирование знаний в области регионального декоративного искусства, умений воспринимать и оценивать произведения народных мастеров, понимать язык данного вида искусства, формирование опыта творческой деятельности по созданию декоративной композиции;

– обоснованы критерии развития художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– определена сущность понятия «художественное восприятие произведений ДПИ», которое трактуется как ряд взаимосвязанных психических процессов, выражающихся в целенаправленном созерцании и понимании декоративно-прикладного произведения, гармонии красоты и пользы, проявляющихся в суждениях учащихся о художественных качествах произведения и воплощающихся в практической художественной деятельности;

– определены элементы содержания и методики развития художественного вкуса подростков на уроках по ДПИ, включающие: овладение принципами анализа и оценки произведений, овладение языком прикладного искусства, теоретическими знаниями и практическими умениями по ДПИ, средствами создания художественного образа в творческой деятельности;

– обоснованы теоретические принципы методики развития художественного вкуса подростков в процессе изучения ДПИ Западной Сибири, включающие: организацию восприятия декоративно-прикладных произведений во взаимодействии с практической художественной деятельностью, направленные на изучение языка ДПИ и формирование опыта творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– разработана и внедрена в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений вариативная часть учебной программы по изобразительному искусству, направленная на изучение художественных промыслов западносибирского региона и поурочный тематический план занятий для учащихся пятого класса общеобразовательной школы, использование которых способствует развитию художественного вкуса учащихся;

– материалы диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей изобразительного искусства, а также в организации внеурочной деятельности учащихся.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Процесс развития художественного вкуса подростков как интегрального качества личности направлен на формирование способности чувственного восприятия, интеллектуально-познавательного (теоретического), практического и творческого опыта, проявляющегося в знаниях в области ДПИ, понимании его языка, умении самостоятельно оценить произведение искусства, а также в опыте создания декоративного образа в изделии.

2. Развитие художественного вкуса подростков на занятиях по ДПИ протекает эффективно при создании условий: организация художественного восприятия подростков во взаимосвязи с художественной практической деятельностью; разработка содержания обучения, ориентированного на национально-региональный компонент; разработка методики развития художественного вкуса средствами регионального ДПИ.

3. Содержание обучения и методика развития художественного вкуса учащихся, ориентированные на региональное искусство, базируются на основных положениях системного и личностно-деятельностного подходов и включают следующие элементы: организация восприятия и художественной деятельности, способствующие усвоению знаний, пониманию языка, способов создания художественного образа на материале регионального ДПИ, формирование опыта творческой деятельности.

4. Критериями сформированности художественного вкуса учащихся на материале регионального ДПИ являются: теоретические знания и умения анализировать произведения ДПИ Западной Сибири, способность высказывать оценочные суждения о произведениях; практические умения и навыки в области ДПИ; творческая интерпретация полученных знаний, умений и навыков при создании художественного образа в собственной работе.

5. Методика развития художественного вкуса подростков предполагает последовательное изучение особенностей народных промыслов Западной Сибири, технологии исполнения, основана на единстве восприятия и практической деятельности и формирование опыта творческой деятельности.

Достоверность и обоснованность основных научных результатов и выводов обеспечивается теоретической и методологической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикацию материалов; участие в работе международных научно-практических конференций: «Православие и российская культура: прошлое и современность» (г. Тюмень: ТГУ, г. Тобольск: ТГСПА, 2012 г.); «Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года» (г. Новосибирск: НГТУ, 2012 г.); Всероссийских научно-практических конференциях: «Профессионально-художественное образование: история, теория, практика» (г. Омск: ОмГПУ, 2010 г.); межрегиональных: «Семиотика книжной культуры в контексте современности: региональный аспект» (г. Тобольск: ТГСПА, 2012 г.). Материалы исследования обсуждались на совместных заседаниях кафедры «Изобразительного искусства и методики его преподавания» Омского государственного педагогического университета, на кафедре дизайна и художественного образования Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева, на педагогических советах общеобразовательных школ № 4, 7 г. Тобольска.

Результаты исследования внедрены в педагогический процесс общеобразовательных школ г. Тобольска (№ 4, 7), детской школы искусств «Арт-Перспектива», детской художественной школы им. В.Г. Перова г. Тобольска, в практику обучения студентов художественно-графического факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева.

Структура и объем диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами. Объем основного текста диссертации составляет 147 страниц. Библиография включает 229 наименования.

Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства

Для нашего исследования интересна точка зрения Г. Г. Гадамера на проблему вкуса, который углубляет суть данного понятия и характеризует его как тип восприятия, при котором утрированное избегается так естественно, что эта реакция непонятна тем, у кого нет вкуса [41].

Проблема вкуса занимала и представителей русской философской мысли. Во второй половине XIX века в русской философии к этой проблеме обращается В. Г. Белинский, который ратовал за воспитание общественного вкуса и формирование «понятия об изящном». Поскольку под словом «изящное» подразумевалось искусство, то чувство изящного и понятие художественного вкуса можно рассматривать как тождественные [18].

В XX веке в русской философской мысли к проблеме вкуса обращались О. В. Дивненко, М. С. Каган, Н. Л. Коган, С. А. Наумов, И. П. Никитина, В. А. Разумный и другие.

Четкое разграничение понятий художественный и эстетический вкус проводит В. А. Разумный, объясняя художественный вкус как способность сознательно судить о прекрасном и безобразном в искусстве и высказывать о нем суждение. По его мнению, совершенство и тонкость художественного вкуса во многом зависит от привычки к анализу художественных явлений, их осмысленному восприятию, в свою очередь развивающие и обогащающие вкус [173].

Ученые О. В. Дивненко, И. П. Никитина определяют художественный вкус как эстетический, но только по отношению к оценке произведений искусства. Художественный вкус объясняется ими как способность отличать эстетическую ценность произведений, дифференцированно воспринимать и оценивать их [56,142].

В трудах С. А. Наумова понятие художественного вкуса трактуется как выражение отношения личности к художественному творчеству по следующим критериям оценок: правдивость художественного отражения явлений жизни, значимость идей художника и принципов их решений, художественного мастерства и стиля [138].

Глубоко и детально проблема формирования художественного вкуса рассматривается в трудах М. С. Кагана, который характеризует данное понятие как психологический механизм, обеспечивающий адекватное восприятие произведений искусства и формирование более высоких уровней художественного сознания - взглядов, позиций, идеалов. По мнению автора, вкус, не являясь врожденным качеством человека, складывается и развивается в рамках художественного воспитания, трактуемого как целенаправленная деятельность, предполагающая объединение трех взаимосвязанных направлений воспитательной работы: во-первых, художественного воспитания в узком смысле слова, то есть воспитания художественного вкуса; во-вторых, художественного образования, расширяющего знания человека в области истории и теории искусства, эстетики и т.д.; в-третьих, художественного научения, развивающего способности личности к художественному творчеству. Ученый главным средством воспитания художественного вкуса считает процесс восприятия искусства. Получение и углубление знаний, понимание языка различных видов искусства, формирование практических умений, совершенствование мастерства является основами развития вкуса, формирование которого зависит от того, в какой мере художественное воспитание опирается на механизмы общения. М. С. Каган подчеркивает, что вкус формируется и шлифуется в результате влияния на человека и самих носителей художественных ценностей [84].

Помимо трактовки понятия художественного вкуса в философских трудах сосредотачивается внимание на типологии вкусов. Различия в художественных вкусах людей рассматривает Л. П. Коган, выделяя три группы: различие здоровых и извращенных вкусов; различие развитых и неразвитых вкусов; различие внутри развитых художественных вкусов. По его мнению, неразвитый вкус отличает поверхностное, догматическое усвоение определенных взглядов, неумение применить их к оценке искусства. Неразвитый вкус характеризуется исследователем как эмпирический вкус, он неустойчив, но может быть воспитан и стать развитым. Автор подчеркивает, что различия между хорошими вкусами основываются на различиях между людьми, имеющими общие взгляды, единый идеал, тонко и верно понимающими искусство. Вместе с тем, у каждого из них есть свои особенности, зависящие от личных условий жизни, эмоциональных переживаний. На избирательность вкуса могут влиять обстоятельства личной жизни, произведения, воспринятые в юности, первые «наставники», учебники в самостоятельном овладении искусством. В существовании различий, по мнению ученого, нет ничего опасного, это нормальные различия во вкусах людей. Такие различия требуют многообразия направлений, стилевых особенностей, жанров искусства [90].

Изучение художественного вкуса как необходимого условия подготовки личности к восприятию и пониманию искусства является не только философской, но и собственно педагогической проблемой.

Художественное образование всегда занимало значительное место среди проблем российского образования на протяжении всего периода его развития. В процессе художественного образования и воспитания решались различные задачи, в том числе и по формированию художественного вкуса, хотя как самостоятельная проблема данный вопрос не рассматривался до начала XX века.

В России как общеобразовательный предмет рисование начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века, и основным методом обучения была работа «с образца», то есть копировальный метод [178]. Однако в светской школе рисования, открытой Петром I при Петербургской типографии в первом десятилетии XVIII века, обучение происходило посредством копирования и через рисование с натуры. Работа с оригинальными живописными и графическими произведениями искусства, непосредственное общение с художниками (иконописцы Одольские, иностранные мастера Д. Вухтерс, Г. и М. Гзель, И. Гриммель, А. Шхонебек, П. Пиккарт, Л. Каравакк и др.) способствовали формированию у учащихся определенного уровня художественной культуры и вкуса [178].

Развитие художественного вкуса учащихся средствами декоративно прикладного искусства

В развитии художественного вкуса учащихся большое значение отводится обучению, направленному на освоение системы теоретических знаний, умений анализировать и оценивать произведения декоративно-прикладного искусства, освоению его языка, изучению регионального декоративно-прикладного искусства, формированию практических умений, навыков и опыта творческой деятельности в области создания декоративного образа художественного произведения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детской художественной школы им. В. Г. Перова, детской школы искусств «Арт-перспектива» г. Тобольска, художественно-графического факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии им Д. И. Менделеева.

Для всестороннего изучения объекта исследования проводился констатирующий эксперимент с учащимися пятых классов общеобразовательных школ № 4, № 7 (70 человек). Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня развития художественного вкуса учащихся через проверку степени теоретической подготовки в области декоративно-прикладного искусства; умений анализировать и оценивать произведения декоративно-прикладного искусства; степени овладения его языком; уровня практических умений и навыков; творческой интерпретации полученных знаний при создании образа художественного произведения. В ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи: - определить исходное состояние уровня овладения школьниками теоретическими знаниями, умениями анализа произведений, практическими умениями и навыками в области декоративно-прикладного искусства; - установить зависимость между уровнем развития художественного вкуса подростков и качеством их практических работ; - на основе полученных результатов разработать содержание обучения декоративно-прикладному искусству Западно-Сибирского региона по выделенным компонентам: знание, восприятие декоративных произведений, язык, региональное декоративно-прикладное искусство, художественный образ, художественная и творческая деятельность.

Констатирующий эксперимент осуществлялся до начала экспериментального обучения. В систему методов констатирующего эксперимента вошли: наблюдение, анкетирование, анализ продуктов художественной деятельности учащихся. Отбор методов обусловлен тем, что по результатам декоративно-прикладной деятельности учащихся, анализа устных ответов, письменных работ можно судить о наличии знаний, умений в области декоративно-прикладного искусства, в том числе и Западно-Сибирского региона, о степени сформированное художественного вкуса. Констатирующий эксперимент заключался в выполнении учащимися практических работ по декоративно-прикладному искусству и письменных заданий, заполнении анкет, содержание которых отражает требования федерального компонента образования (традиции городецкой, хохломской росписи, павловопосадского набивного платка), в дальнейшем дополненное заданиями регионального компонента. Уровень развития художественного вкуса учащихся определялся по критериям и показателям, представленными в теоретической части данного исследования.

В основе формирования художественного вкуса лежат знания в области декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона. Учащиеся должны знать художественные промыслы своего края, «азбуку» декоративно-прикладного искусства (колорит, технику исполнения, композиционные мотивы, главные элементы), чтобы в дальнейшем осмысленно применять эти знания в практической художественной деятельности. Об уровне сформированности теоретических знаний в области декоративно-прикладного искусства Западной Сибири, степень владения которыми обусловливает развитие художественного вкуса, можно судить по ответам учащихся. В связи с этим школьникам была предложена анкета, вопросы которой были направлены на выявление уровня знаний о художественных промыслах Западно-Сибирского региона, творчестве региональных художников; осведомленности о колорите произведений, материалах, технике исполнения произведений, композиционной трактовке; орнаментальных элементах, мотивах и их применении (Приложение 1). Анализ ответов позволяет утверждать, что учащиеся не имеют представления о традиционных художественных промыслах Западно-Сибирского региона (100% в контрольном и экспериментальном классах). Большая часть учащихся - 95,8% контрольного и 91,7% экспериментального классов - не знает специфики колорита декоративных произведений Западной Сибири. Учащиеся не могут охарактеризовать традиционные материалы и технику исполнения произведений (91,7% в контрольном классе и 95,8% в экспериментальном). Основная часть учащихся показала незнание композиционных сюжетов - 100% в контрольном и экспериментальном классах, композиционных мотивов декоративно-прикладных произведений своего региона - в контрольном классе 95,8% и экспериментальном классе - 91,7%.

Содержание обучения и методика развития художественного вкуса учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Западной Сибири

Целостное построение содержания обучения декоративно-прикладному искусству и методики развития художественного вкуса подростков может быть обеспечено системным подходом, который предполагает определение состава элементов системы конструирования содержания учебных предметов, выявление взаимосвязи компонентов, способствующих ее целостности. Сущность данного подхода, по мнению ученых (М. С. Каган, Э. Г. Юдин), заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты педагогического процесса: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы, формы, средства рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов. В данном параграфе представлена характеристика взаимосвязанных и составляющих единое целое компонентов содержания обучения и методики развития художественного вкуса подростков.

Разработанные нами содержание и методика развития художественного вкуса ориентированы на изучение декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона. При этом особое внимание уделяется целенаправленным, логически организованным и сознательно контролируемым педагогом методам формирования системы теоретических знаний в области декоративно-прикладного искусства Западной Сибири; умений анализа и оценки декоративных произведений; практических умений и навыков; освоения языка декоративно-прикладного искусства; формирования опыта творческой деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность знаний, умений и навыков достигаются с помощью специально сконструированных содержания обучения и методики его организации, обеспечивающих единство восприятия и практической художественной деятельности как необходимого условия развития художественного вкуса учащихся. Это позволяет сформировать у учащихся способность высказывать обоснованные оценочные суждения о произведениях и использовать средства выразительности в процессе создания образа художественной вещи.

Разработка содержания обучения осуществлялась с опорой на документы образования РФ, в которых подчеркивается необходимость изучения национально-регионального компонента. Базовая часть (федеральный компонент программы) является стабильной обязательной частью образования для каждого обучаемого по изобразительному искусству, она обеспечивает единство начального общего образования в России и не зависит от национальных и региональных особенностей. Вариативная часть (национально-региональный компонент программы) отражает региональные условия, интересы учащихся, проблемы традиционного искусства, в том числе и Западно-Сибирского региона. Национально-региональный компонент обеспечивает потребности учащихся, связанные с освоением ими знаний в области декоративно-прикладного искусства Западной Сибири: потребность в творческой деятельности, самовыражении, освоении национального искусства, формировании исторической памяти.

Кроме того, в ходе разработки содержания экспериментальной методики мы руководствовались существующими в настоящее время базовыми учебными программами по изобразительному искусству, по которым работают школы России, позволяющие создавать свои варианты программ с учетом национальных и региональных особенностей искусства и традиционной культуры. Учебно-воспитательные возможности изобразительного искусства, как учебного предмета в школе, реализуются в процессе восприятия произведений искусства, природы, окружающей действительности и в процессе художественно-творческой деятельности, которые являются структурными компонентами содержания программ. Для достижения поставленных нами целей и задач в имеющиеся программы следует внести некоторые дополнения.

Методика развития художественного вкуса разрабатывалась с учетом таких современных образовательных технологий, как: программированное обучение (ключевые моменты: восприятие, осмысление, запечатление), проблемное (проблемные вопросы для выявления специфики региональных промыслов), обучение в сотрудничестве (совместный поиск композиции, обсуждение эскизов, выполнение работы учеником части коллективной композиции).

Построение содержания обучения и методики развития художественного вкуса обеспечивает соблюдение требований принципов единства восприятия и созидания, культуросообразности, целостности. Принцип единства восприятия и созидания ориентирован на овладение специальными умениями в области создания декоративных произведений в традициях регионального декоративно-прикладного искусства и освоение его языка. Принцип культуросообразности позволяет знакомить детей с художественными промыслами Западно-Сибирского региона. Принцип целостности отражает единство и взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса и составляющих художественного вкуса (способности восприятия и оценки художественных произведений, теоретические знания, опыт художественно-творческой деятельности).

Одной из главных задач экспериментального содержания обучения и методики развития художественного вкуса учащихся является повышение уровня сформированное теоретических знаний. Важно сформировать у учащихся не только представления о художественных промыслах и навыки владения техникой исполнения декоративных произведений, но и понимание специфики регионального декоративно-прикладного искусства, его языка.

Теория декоративно-прикладного искусства включает систему специальных понятий и законов композиции (целостность, пропорциональность, соподчиненность, закон контрастов), способов создания материальных ценностей, способствующих пониманию специфики народного декоративного искусства. Сказанное определило специфику требований к построению содержания теоретического и практического материала по региональному декоративно-прикладному искусству, а также к применению особых методических форм организации процесса декоративной деятельности (виртуальная экскурсия, посещение выставок, встречи-беседы с региональными мастерами, организация экспозиций детских работ) и их взаимосвязи с целью достижения единства знания, преобразования знаний в умения с последующей трансформацией в творческий опыт учащегося.

Динамика развития художественного вкуса подростков в условиях опытно-экспериментального обучения декоративно-прикладному искусству Западно-Сибирского региона (формирующий эксперимент)

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловливают повышение требований к качеству подготовки учащихся общеобразовательных школ, в том числе и по дисциплинам образовательной области «Искусство». В Концепции художественного образования пристальное внимание обращается на формирование интереса к художественному наследию своего народа, развитие творческих качеств личности, художественного вкуса. Проблема развития художественного вкуса школьников является актуальной, поскольку уровень его сформированности во многом определяет дальнейшее художественное развитие личности.

Решение данной проблемы заключается в выявлении механизма развития художественного вкуса учащихся. Изучение трудов по философии и истории становления данной проблемы в контексте общих проблем художественного образования в России, в том числе в Западно-Сибирском регионе позволили разработать механизм развития художественного вкуса как совокупность процессов, который включает освоение специфики декоративно-прикладного искусства, эмоциональное восприятие и анализ декоративно-прикладных произведений, применение средств выразительности и знаний языка в практической художественной деятельности при создании декоративных и стилизованных образов.

Формирование художественного вкуса предполагает развитие у подростков художественного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, которое должно осуществляться в единстве с практической художественной деятельностью. Организация общения с искусством предполагает учет возрастных особенностей и закономерностей восприятия, отбор произведений, в которых наиболее ярко выражен образный строй, формирование системы знаний в области декоративного искусства, его языка, практических умений и навыков в художественно-творческой деятельности.

В процессе исследования определено влияние регионального декоративно-прикладного искусства на развитие художественного вкуса учащихся. Выявление специфических черт художественных промыслов Западно-Сибирского региона привело к выводу о необходимости совершенствования содержания обучения и методики развития художественного вкуса подростков в рамках дисциплины «Изобразительное искусство». На основе изучения вопросов конструирования содержания учебной дисциплины и ее основных элементов, были выявлены содержательный и процессуальный аспекты обучения декоративно-прикладному искусству, комплекс универсальных знаний, умений, навыков по декоративно-прикладному искусству Западно-Сибирского региона, разработаны и обоснованы элементы содержания обучения региональным художественным промыслам и методики развития художественного вкуса учащихся.

В диссертационном исследовании разработан критериальный аппарат диагностики развития художественного вкуса школьников до и после экспериментального обучения, определены показатели и уровни сформированное художественного вкуса: высокий, средний и низкий.

Комплексная диагностика исходного уровня сформированности художественного вкуса подростков выявила, что 89,2% учащихся контрольного класса и 86,7% экспериментального классов обладают недостаточно развитым художественным вкусом. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость разработки содержания и методики развития художественного вкуса учащихся средствами регионального декоративно-прикладного искусства.

Для разрешения назревших противоречий была обоснована и разработана в соответствии с теоретическими положениями данного исследования и требованиями системного и личностно-деятельностного подходов к содержанию образования вариативная часть учебной программы по дисциплине «Изобразительное искусство», ориентированная на изучение региональных художественных промыслов. В состав программы включены четыре раздела (традиции сибирского ковроткачества, урало-сибирской росписи, домовой резьбы Западной Сибири, художественной обработки кости), предполагающие поэтапное формирование теоретических знаний в области художественных промыслов Западной Сибири, умений воспринимать и оценивать произведения, практических умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства; формирование опыта творческой деятельности в процессе создания декоративных произведений.

Разработанная методика развития художественного вкуса построена на единстве процессов восприятия и анализа произведений декоративно-прикладного искусства, понимания и применения средств образной выразительности в практической художественной деятельности. Обучение региональным художественным промыслам необходимо организовывать в определенной системе, с постепенным усложнением теоретического материала и упражнений: предъявление знаний (беседа), анализ художественных произведений, воспроизведение знаний (упражнения), творческое применение знаний, умений и навыков при создании декоративной композиции.

В результате апробации разработанных содержания обучения и методики развития художественного вкуса происходит формирование знаний об истории развития художественных промыслов Западно-Сибирского региона, о технике исполнения, колорите, основных элементах, композиционных мотивах и их смысловом значении, специфике композиционного построения региональных декоративно-прикладных произведений. Формируются умения анализировать и аргументировано оценивать художественные достоинства произведений декоративно-прикладного искусства, практические умения и навыки в работе со средствами художественной выразительности, что является необходимой основой для решения творческих задач в процессе воплощения собственного замысла в декоративном произведении.

Похожие диссертации на Развитие художественного вкуса подростков средствами декоративно-прикладного искусства