Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Валикжанина Светлана Владимировна

Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования
<
Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валикжанина Светлана Владимировна. Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2003 233 c. РГБ ОД, 61:04-13/1723

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развитии художественно-образного мышлении учаїцихси в процессе обучении тематическому рисунку 12

1.1. Теоретические аспекты проблемы развитии художественно-образного мышления 12

1.2. Возрастные особенности развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов 34

1.3. Методические ост ювы развитии художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов в процессе обучении тематическому рисованию.50

1.4. Определение критериев оценки художественно-образного мышлении учаїцихси младшего подросткового возраста на уроках тематического рисовании 66

Глава 2. Экспериментальное исследование и методика развитии художественно-образного мышлении учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования 83

2.1. Изучение особенностей художественно-образного мышления учащихся в процессе создания тематического рисунка 83

2.2. Экспериментальное исследование формирования художествен но-образцового мышления у учащихся младшего подросткового возраста... 120

2.3. Методика развития художественно-образного мышления в обучении учащихся 4-5 классов тематическому рисованию 162

Заключение 178

Список литературы 181

Приложение 204

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся.

Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического цикла. Именно им принадлежит основная роль в формировании творческих способностей ребенка, которые, в конечном счете, являются обязательным условием успешного осуществления любого вида деятельности. Уроки изобразительного искусства решают целый ряд специфических задач, связанных с эстетическими возможностями искусства, что позволяет ШКОЛЬНИКУ сформировать понятия и представления об окружающем мире через собственную художественно-творческую деятельность. Являясь источником познания и формирования мировоззрения, изобразительная деятельность учащихся, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, всесторонне воздействует на становление личности. На наш взгляд гармоничному развитию всех этих процессов способствует творческая деятельность учащегося на уроках тематического рисования.

В отличие от других видов изобразительной деятельности, тематическое рисование в наибольшей степени требует проявления индивидуального творчества и позволяет подвести ученика космыслснпюжпзнснных событий и явлений, пониманию отношений между людьми. Тема дает возможность

школьнику использовать широкую палитру эмоциональных оценок для передачи собственного отношения к изображаемому, что с одной стороны способствует совершенствованию содержательных качеств эмоциональной сферы. С другой стороны — пониманию языка изобразительного искусства.

Основным компонентом творческой деятельности на уроке тематического рисования является художественно-образное мышление, в результате которого, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые субъективные образы на языке изобразительного искусства. Однако его развитие может осуществляться только в творческой деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения.

В ходе изучения проблемы развития мышления нами
были рассмотрены труды психологов Р. Арнхейма,
З.В. Денисовой, А.Н. Леонтьева, CJI. Рубинштейна, Б.М. Теплова,
Я А Пономарева, B.C. Ротенберга, Л.И. Шрагиной,

И.С. Якиманской и других. В исследованиях подчеркивается, что основным признаком мыслительной деятельности ЯШІЯСТСЯ результат, достигаемый вследствие творческой деятельности, как внутреннего характера (принятия решения, построения и формулирование вывода, и т.д.), так и внешнего (создание картины, разработка творческой аналогии и т.д.).

Обобщение трудов, посвященных возрастной и педагогической психологии П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, Б.Л. Ливер, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Эльконина позволило нам прийти к выводу, что в осуществлении педагогического руководства по развитию творческого мышления учащихся наибольшее внимание должно быть направлено на учет особенностей возраста и интересов учащихся.

В ряде работ, посвященных детскому изобразительному творчеству (Г.Б. Батоев, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов) отмечается, что в ходе изобразительной деятельности по созданию тематического рисунка, мыслительные процессы у учащихся разного возраста имеют свою специфику.

Как показали исследования Е.И. Игнатьева, основные тенденции возрастного развития заключаются в росте знаний, практических умений и навыков, а также в качестве восприятия, что имеет непосредственное влияние на процесс и результат изобразительной деятельности. Особый интерес в этой связи представляет этап перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

В трудах известных российских и зарубежных исследователей I I.C. Боголюбова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Б. Эдварде отмечается, что в данный период происходят наиболее существенные изменения в психическом развитии ребенка, которые оказывают воздействие и на творчество в изобразительной сфере. Интенсивное развитие мышления ребенка этого возраста, его критичность и стремление к точности в передаче объектов действительности приводит к противоречию между его реальными возможностями и теми требованиями, которые он предъявляет к своим рисункам. Это часто приводит к снижению творческой активности в области изобразительной деятельности.

В свете исследуемых вопросов проблемы развития художественно-образного мышления учащихся на уроках тематического рисования, нами был рассмотрен также ряд современных диссертационных исследований, в которых затрагиваются пути совершенствования процесса обучения изобразительному искусству и поднимаются вопросы повышения эффективности обучения (Л.Л. Голуб, А.А. Милюков, JI.Г). Рылова, А.С. Хабпбова, Л.А. Харламова и др.) детей

подросткового возраста. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях развития образного мышления учащихся.

Однако в них специально не затрагивается вопрос развития художественно-образного мышления учащихся, находящихся на стадии перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

В тоже время анализ практики обучения показывает, что из-за отсутствия научно обоснованной методики гармоничного развития художественно-образного мышления учащихся данного возраста в ходе обучения на уроках тематического рисования происходит нарушение взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. Школьники 4-5 классов в процессе практической деятельности используют узкий круг представлений, еще не достаточно совершенно владеют знаниями по композиции, по цветоведению, что в конечном итоге влияет на осуществление самостоятельной поисковой деятельности в решении тематического рисунка.

В результате этого страдает общее качество художественного образования школьников, что в дальнейшем ведет к угасанию интереса к изобразительной деятельности и отрицательно сказывается как на эстетическом воспитании современной молодежи, так и на развитии ее творческого потенциала.

Нерешенность данной проблемы в методическом ключе указывает на ее актуальность.

Цель исследования заключается в научном обосновании разработке и экспериментальной проверке методической стістемьі развптіія художественно-образіюго мышления учащихся младшего подросткового возраста (4-5 іслассов) в процессе обучения тематическому рисованию.

Объект исследования — художественно-творческая деятельность учащихся 4-5 класса на уроке тематпчесісого рисования.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования.

Гипотезой исследования послужило

предположение, что если в ходе обучения на уроках тематического рисования у учащихся 4-5 классов активизация поисковой деятельности будет осуществляться за счет использования системы художественно-творческих заданий, включающих в себя упражнения на овладение операциями преобразования, изменения, комбинирования, акценти которых сделан на различное эмоциональное отношение к изображаемому, то будут созданы благоприятные условия для развития художественно-образного мышления и повышения творческой активности школьников младшего подросткового возраста.

Цель п гипотеза определили задачи исследования:

  1. Изучить современное состояние проблемы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

  2. Выявить наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие развитию художественно-образного мышления на уроке тематического рисования.

  3. Установить возрастные особенности и определить уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематпчесісого рисования.

  4. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику обучения тематическому рисованию

учащихся 4-5 іслассов, способствующую развитию художествеї п ю-образі юго мышления.

Методологической и теоретической основой исследования являются: положения философии, психологии и педагогики, раскрывающие вопросы художественного творчества в изобразительном искусстве и специфику художественно-образного мышления; положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности; литература по методике преподавания изобразительного искусства.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

  2. Изучение педагогического опыта по организации работы учащихся на уроках тематического рисования и анализ действующих и экспериментальных программ по изобразителы юму искусству;

  3. Разработка и апробация экспериментальной программы по развитию художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования;

  4. Изучение и оценка работ учащихся, полученных в результате практической и экспериментальной работы;

  5. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1999 по 2003гг. включительно.

Первый этап (1999-2000гг.) включал в себя:
теоретическое изучение проблемы исследования;
определение целей и задач исследования; наблюдение за
характером творческой деятельности учащихся младшего
школьного и подросткового возраста на уроках
изобразительного искусства; разработка критериев оценки
и проведение констатирующего эксперимента с целью
определения исходного уровня развития

художественно-образного мышления учащихся 4-5 класса на уроках тематического рисования.

Второй этап (2000-2001гг.) включал в себя: дальнейшее изучение и' обобщение теоретического материала по проблеме исследования; разработка программы формирующего эксперимента по развитию художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования и его проведение. Третий этап (2001-2003гг.) включал: продолжение экспериментальной работы; анализ результатов опытно-экспериментальной работы; обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.

Научная новизна исследования заключается в решении ряда задач, направленных на развитие художественно-образного мышления учащихся на' уроках тематического рисования. Она определяется тем, что:

1. Выявлены особенности в развитии художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

2. Определены психолого-педагогические условия,
способствующие развитию художественно-образного
мышления учащихся 4-5 классов в процессе работы над
тематическим рисунком.

3. Разработана и экспериментально проверена методика
развития художественно-образного мышления учащихся 4-5
классов на уроках тематического рисования.

Теоретическая значимость. Значение полученных результатов для науки определяется тем, что путем выявления способов развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста, внесен вклад в решение общей проблемы развития творческого мышления учащихся в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования

заключается в разработке методики развития художественно-образного мышления учащихся, основанной на учете возрастных особенностей учащихся 4-5 классов; на подборе творческих заданий и упражнений, направленных на взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных процессов и позволяющих осуществить работу по коррекции недостатков исходного уровня сформированности художественно-образного мышления учащихся в процессе художественно-творческой деятельности на уроках тематического рисования.

Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в организации процесса обучения на уроках тематического рисования в общеобразовательных школах, при разработке учебных программ и пособий, моїут служить материалом для дальнейших научно-практических разработок.

Достоверность полученных результатов исследования базируется на теоретических положениях психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, подтверждается данными экспериментов, проведенных в условиях общеобразовательной школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных психолого-педагогических условий обучения учащихся на уроках тематического рисования.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования периодически анализировались на кафедре методики преподавания ИЗО и черчения МПГУ. Экспериментальная работа с учащимися проводилась на базе общеобразовательной школы N 659 г. Москвы.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

  1. Выделенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффектиш юс развитие художественно-образного мышления учащихся младшего подросгкоіюго возраста на уроках тематического рисования.

  2. Выявленные возрастные особенности и уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов.

3. Модель методической системы развития
художественно-образного мышления учащихся младшего
подросткового возраста на уроках тематического рисования.

Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментальная программа, образцы детских рисунков.

Теоретические аспекты проблемы развитии художественно-образного мышления

Чтобы понять процесс развития художественно-образного мышления ребенка, необходимо определить суть этого понятия и рассмотреть его составные части.

Художестве}ию-образное мышление является одной из составных частей творческого мышления, в котором проявляется уровень развития всех компонентов умственных способі юстей человека. Прежде всего, і іам і іеобходимо раскрыть значение категории "мышление" и определить ту роль, которую оно играет в творческом процессе художника.

Сущность мыслительной деятельностью состоит в активном оперировании образами внешнего мира. Эти образы различны по своей психической природе. Они моїут быть чувственными (восприятие, представление и др.) и нечувственными (понятия). . Содержание мыслительного процесса состоит в их преобразовании, сопоставлении, соотнесении, переработки, порождении на их основе новых образов с целью творческого решения тех или иных задач, стоящих перед субъектом, распутывания сложных взаимосвязей вещей и раскрытии тех их свойств, которые непосредственно не даны нам в ощущении. Поэтому процессы мышления осуществляются, прежде всего, в различного рода проблемных ситуациях.

С помощью мышления человек познаетто общее, что есть в предметах и явлениях, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию. Являясь обобщенным отражением, мышление осуществляется посредством языка, слова. При этом, связь мышления с языком сохраняется в любом случае, выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча, "про себя".

Поскольку, именно мышление, в конечном счете формирует наиболее сложные и ответственные идеальные модели окружающего мира, проникая в самые сокровенные ві іутреї шиє механизмы явлеї шй объектив! юй действителы юсти, особый интерес представляет анализ тех мыслительных процессов, которые протекают в изобразительной дсятелы юсти художника.

В связи с этим мы обратились к работам психологов, теоретиков искусства, рассматривающих вопросы художественного творчества.

Мыслительную деятельность художника психологи выделяют как особый вид мышления, который можно назвать художественный мышлением (Р. Арнхейм, С.Г. Капланова, В.И. Кириенко, С.Х. Раппорт, С.Л. Рубинштейн). В данном случае проблема мышления понимается как активное изучение окружающей действительности с целью отображения ее сущностных качеств на языке изобразительного искусства.

Исследование научных трудов показало, что специфика мыслительного процесса в изобразительной деятельност и имеет свои отличительные особенности, (схема 1.)

По словам А.Н. Леонтьева, мышление является высшей ступенью познания. Следовательно, и художественно-образное мышление нужно понимать как широкую сферу познания, поскольку оно представляет собой особый вид жизненного человеческого опыта, который осваивается и передается из поколения в поколение, особое видение мира и мироощущения, котором раскрывается диалектика взаимоотношении человека и среды.

Возникает вопрос: идентично ли познание мира средствами точных, естественных наук и искусствами?

Марксистско-ленинская теория рассматривала понимание искусства, как особого образного мышления, то есть как мышления, в котором всеобщее как бы "просвечивает" в отдельном, в чувственно-единичных образах. Эта точка зрения позволила развивать положение об активной роли искусства и вместе с тем подчеркивала специфичность художественного сознания и его несводимость к другим формам идеологии. В результате выражение "художественное мышление" рассматривалось многими авторами как синоним "образное мышление".

В работах ряда ученых наметился подход к определению специфики художественного мышления на основе общей концепции искусства, как формы отражения действительности. В частности, в качестве системообразующего пришита, позволяющего объяснить особенности художественного мышления, рассматривается присущий только искусству специфически-/ш /юеш/мш характер отражения. (212)

Например, в науке эти отношения не носят личностного характера, так как в процессе научного познания перед ученым возникает задача в максимальной степени устранить из формулируемых им теорий и гипотез такие элементы субъективного характера, как личные пристрастия, эмоции и т.д.

Возрастные особенности развития художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов

Для психологии младшего школьника характерны общие черты с психологией дошкольника: преобладание наглядно-образиого мышления, а также повышенная эмоциональность, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Но ведущая роль в деятельности отводится уже не игре, а учебе, что приводит к активному развитию абстрактно-логического мышления, речи. Переход мышления на новую стадию не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка и помогает в развитии мышления новой стадии.

В младшем школьном возрасте ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной реіуляции. Яркие фантазии маленького ребенка уже мешают и становятся признаками отставания на новом возрастном этапе. "Каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию определенных сторон интеллекта". (207, с.20)

Под влиянием общения у учащегося расширяются знания и представления, которые одновременно углубляются и становятся более содержательными, полными, а также практические навыки. Усвоение школьниками научных понятий осуществляется постепенно, по мере і іакоплеї шя зі іаі и їй, умений и навыков. С возрастом возможность оперировать образом по представлению увеличивается. Это связано с формированием произвольности всех психических процессов: перцептивных, мнемических, эмоционально-волевых, мыслительных.

Нестабильность личностных образований приводит к кризису в общем развитии школыппса, приходящийся на период 9-11 лет. (Д.Г). Эльконпн, В.ВДавыдов, Н.СЛейтес) Все это отражается на результатах творческой деятельности школьников. В исследованиях многих авторов (Е.И. Игнатьев, Е.В. Шорохов, Е.Е. Рожкова, Н.П. Сакулина, З.В. Денисова и др.) указывается на происходящие качественные изменения и в изобразительной деятельности, характеризующиеся рядом особенностей.

У подростков теряются те предпосылки (активность непосредственных впечатлений, большая подвижность ассоциаций, доверие к своим возможі юстям), которые помогают успешно развивать элементарные умения у детей в младшем возрасте. Критическое отношение к своему рисунку порождают у подростка неуверенность в своих возможностях, инертность, а часто и полный отказ от работы. (219, с.24)

Черты "кризиса" — робость в обращении с изобразительными средствами, исчезновение экспрессии, подражательность, утрата индивидуальности и неуверенность в своих возможностях. Это происходит вследствие того, что ребенок стремится показать себя взрослым, он подражает, предпочитает следовать образцам, но не достаточное развитие "реакции детального видения" и слабость анализа, приводят к тому, что он теряет интерес к изобразительному творчеству. (Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин)

В тоже время исследователи подчеркивают, что данная проблема не проявляется, если четко продумана организация творческого процесса с учетом психологических особенностей развития ребенка. Поэтому особый интерес для нас представляет подробный анализ особенностей развития основных психических процессов задействованных в ходе і ізобразі і телы юй деятелы іостіі подростков.

В последнее годы разработаны физиологические методики, позволяющие оценить насколько созрели и как работают мозговые структуры.

У детей 7-8 летнего возраста наблюдается незрелость коры больших полушарий и "несдерживаемая" подкорка, что проявляется в эмоциях детей: они более непосредственны, чем взрослые. На протяжении младшего школьного возраста продолжается созревание коры и имеете с тем возрастает ее тормозящее влияние подкорку. К 10-12 годам уста і іавливается характерное для взрослых отношение коры и подкорки.

Механизмы внимания младшего школьника, готовящие мозг к восприятию информации еще слабы. Этим объясняется то, что школьникам этого возраста трудно быть сосредоточенными длительное время. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально неумение подняться нал ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл — одна из основных трудностей детского мышления.

В последнее время все больший интерес привлекает открытие в области физиологии и психологии межполушарпой асимметрии мозга. Ученые научно доказалі і существование двух разных функций левого и правого полушарий коры головного мозга.Таким образом, можі ю говорить о различиях в восприятии мира левого полушария (рациональное, аналитическое восприятие) и правого (синтетическое, интуитивное восприятие мира).

Изучение особенностей художественно-образного мышления учащихся в процессе создания тематического рисунка

Для определения исходного уровня художествен но-образного мышления нам необходимо изучить особенности изобразительной деятельности учащихся 4-5 класса.

На данном этане исследования были рассмотрены рисунки, выполненные учащимися 4-5 класса общеобразовательной школы № 8 и № 20 города ІЗелорецка и школы № 659 города Москвы. Всего было рассмотрено 434 рисунка.

Как было установлено в теоретической части исследования, специфика мыслительного процесса школьника на уроке тематического рисования, представляет собой деятельность, в результате которой путем преобразования материалов восприятия, имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые субъективные образы на языке изобразительного исісусства. Перед нами стояла задача определить:

- умение учащегося отразить в рисунке определенное содержание, т.е. способность учащегося к самостоятельному поиску замысла,

Мы стремились нацелить их на поиск самых разных смыслов, не ограничивая возможности воображения. Образы воображения могли быть реальные, либо очень далеки от действительности, например, сказочные или образы будущего.

С этой целью с детьми была проведена игра, і шправлеї шая на поиск многочисленных ассоциаций, связанных с общим понятием "дом", "дерево", "человек". Она заключалась в том, что учащийся должен был перенести содержание слова на слова, связанные с ним рядом ассоциаций. "Домом", например, может называться любое строение — дом одноэтажный, многоэтажный, деревянный, каменный, здание театра, замок, палатка и т.д. "Дерево" — тополь, тонкая березка, дуб-богатырь, еловый лес и т.д.

Как известно, ассоциации — это отражение в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности. Особая ценность ассоциаций связана с тем, что творческая деятельность всегда характеризуется дефицитом исходной информации. За короткое время в процессе проведения игры активизируется словарный запас ребенка и это дает возможность расшпрптыюиск различных содержаний, связанных с исходным словом. В то же время, мы не приводили конкретных примеров в решении сюжета, также не давалась зрительная информация.

Рисунки учащихся мы рассматривали по ранее разработанным критериям. Были составлены таблицы (С. 205, Приложение 1, таблицы 1-4), в которых отражены все показатели.

В первом блоке критериев мы исследовали способность учащегося творчески подойти к решению замысла.

Показатели этого блока определяют особенности художественно-образного мышления и воображения школьников 9-П лет при создании замысла и его осуществлении, а также роль личностной установки в решении творческой задачи.

Как говорилось ранее, целостное представление о явлениях действительности возникает в результате восприятия окружающего мира. В основе этих представлений лежат многообразные связи между предметами и средой.

Накапливаемые ребенком представления, без специального руководства со стороны взрослых происходят на основе стихийного восприятия и содержат много пробелов. Как показал анализ работ, многие школьники обоих возрастных категорий ограничиваются лишь передачей тех элементов, которые были обозначены в названии тематического задания. Чаще всего в рисунках отсутствует элементы, передающие окружение происходящего действия. В результате, по рисунку трудно определить, что изображает школьник: деревню, город, лес.

Похожие диссертации на Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования