Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Никитченков Алексей Юрьевич

Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора
<
Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никитченков Алексей Юрьевич. Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 249 c. РГБ ОД, 61:02-13/1544-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Филологические основы исследования. Художественный мир произведений русского фольклора 10

1 . Современная наука о фольклоре 10

2.Жанровый состав русского фольклора 11

3 .Мифопоэтическая модель мира 13

4.Художественный мир произведений русского фольклора 18

4.1 .Художественный мир произведения словесного искусства 18

4.2.Сказка 20

4.3.Быличка 25

4.4.Детская страшная история 29

4.5.Русская народная обрядовая поэзия. Заговор 32

5.Проблема языка русского фольклора 38

Выводы по первой главе 43

Глава II. Психолого-педагогические основы-исследования и методика работы над художественным миром произведений устного народного творчества в современной начальной школе 44

1 . Психологические особенности восприятия младшими школьниками фольклорно-мифологической информации 44

1.1.Психология восприятия произведений словесного искусства учащимися начальных классов

1.2.Современное детское мифотворчество 47

1.3.Читательская позиция младшего школьника при изучении русского фольклора .50

2.Читательские умения младших школьников (система и развитие) 53

2.1.Дидактическое обоснование проблемы формирования и развития учебных умений и навыков у учащихся начальных классов 53

2.2.Система читательских умений младших школьников и ее развитие 55

3.Жанровый состав фольклорных текстов в современных учебных хрестоматиях по чтению и начальному литературному образованию 63

4.Работа с художественным миром произведений устного народного творчества в начальной школе 70

4.1 .Параметры анализа художественного мира фольклорных текстов 70

4.2.Последовательность и приемы работы с художественным миром произведений устного народного творчества 74

4.3.Круг читательских умений, направленных на работу с художественным миром устнопоэтических текстов 80

Выводы по второй главе 86

Глава III. Опыт развития читательских умений учащихся в процессе работы с художественным миром фольклорных текстов в выпускном классе начальной школы 89

1 .Концепция опытно-экспериментального обучения 89

2.Опытная программа для 3 (1-3)-4 (1-4) класса 92

3.Методическое обеспечение 95

4.Организация опытно-экспериментального обучения 106

4.1. Ориентирующий эксперимент (1995-1999). Констатирующие срезы 106

4.2. Условия и календарный план обучающего эксперимента (1999- 2000) 118

5 .Ход обучающего эксперимента 122

6.Обобщения и выводы 171

Заключение 179

Список литературы 181

Приложение 1 200

Приложение II 233

Приложение III 237

Приложение IV 247

Введение к работе

В последние десятилетия XX века появляется много работ, посвященных проблемам исследования и сохранения фольклорных традиций, свидетельствующих о повсеместном интересе к фольклорным пластам культуры, который является значимым фактом как научного, так и культурного процесса в целом. Для понимания значения фольклорного пласта в системе отечественной и мировой культуры необходимо его всестороннее изучение.

Современная начальная школа не остается в стороне от этих поисков: увеличивается круг изучаемых произведений устного народного творчества, привлекается этнографический материал, вырабатываются особые подходы к преподаванию русского и мирового фольклора, опирающиеся на достижения современной психологии, философии, фольклористики, семиотики и др. гуманитарных дисциплин. Все большую популярность приобретает в начальной школе кружковая и факультативная работа по изучению устною народного творчества.

Все это обусловливает актуальность методических поисков в данной области.

Произведения русского фольклора, как и любые другие художественные тексты, представляют собой специфическое отображение реальности, что позволяет рассматривать их «как своеобразную модель», а фольклорное творчество - как одну из разновидностей «процесса моделирования действительности» [251, с.46]. Полноценное восприятие и анализ текста достигаются в том случае, если, помимо всего прочего, адекватно понят его художественный мир. Следовательно, вопрос об устройстве художественного мира произведения и его смысловой нагрузке должен быть в центре внимания и ученого, и рядового читателя, младшего школьника в частности. Поэтому, несомненно значимой, но до сих пор малоизученной областью современного обучения чтению и начального литературного образования, является методика формирования и развития

5 группы читательских умений младшего школьника, направленных на восприятие и анализ художественного мира произведений русского фольклора.

Диссертационное исследование посвящено проблеме

совершенствования системы литературного чтения в начальных классах на материале изучения русского устного народного творчества путем раскрытия смысловой организации фольклорных текстов, осознания их художественного своеобразия и культурного значения.

Объект исследования - произведения фольклора, обладающие особым художественным миром, в круге детского чтения.

Предмет исследования - процесс развития читательских умений младших школьников в работе с художественным миром произведений русского фольклора.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики изучения произведений русского фольклора в начальной школе, направленной на развитие специфических читательских умений ученика, таких, которые будут способствовать адекватному восприятию и углубленному анализу младшими школьниками художественного мира устнопоэтических текстов.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:

изучение фундаментальной литературы по фольклористике, литературоведению, культурологии, семиотике, психологии, педагогике и методике обучения русскому языку в начальных классах;

- описание основных параметров мифопоэтической модели мира, которые отражаются в произведениях русского фольклора, и специфики языка русского устнопоэтического творчества как средства создания фольклорного образа мира; выделение критериев отбора фольклорных жанров, предлагаемых для экспериментального обучения, краткое описание их художественного своеобразия;

раскрытие особенностей восприятия фольклорного материала детьми и проблемы современного детского мифотворчества, его соотнесенности с мифопоэтическим аспектом традиционной фольклорной системы;

проведение анализа современных программ по чтению и начальному литературному образованию на предмет работы над художественным миром произведений русского устного народного творчества (выявление круга изучаемых фольклорных текстов, набора приемов, направленных на такую работу, системы формируемых читательских умений и навыков);

- установление системы специфических читательских умений и
методических условий их формирования и развития;

- конструирование, проведение и описание опытно-экспериментального
обучения, проверка эффективности предложенной методики и обозначение
перспектив дальнейших разысканий в данной области.

Гипотеза - методически целесообразно организованная работа над художественным миром фольклорных текстов обеспечивает развитие специфических читательских умений младших школьников (данные умения будут установлены в процессе исследования) и обусловливает полное, глубокое и адекватное восприятие и понимание детьми произведений русского устнопоэтического творчества.

Для достижения обозначенной цели работы, проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

а) теоретические: изучение трудов по филологии, психологии, педагогике и методике обучения русскому языку в начальной школе, имеющие отношение к теме настоящей диссертации; анализ программ, учебных хрестоматий и методических руководств по теме нашего исследования; моделирование экспериментального обучения (концепция, программа, методическое обеспечение); анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем;

б) эмпирические: эксперимент (поисковый и формирующий); целенаправленное наблюдение процесса обучения, протоколирование уроков и их фрагментов, письменный и устный опрос учащихся, анкетирование учителей.

Методологической основой исследования являются труды филологов, культурологов, педагогов, психологов и методистов по различным аспектам изучаемой проблемы.

Научная новизна исследования состоит: в установлении системы читательских умений младшего школьника, необходимых для работы с художественным миром фольклорных текстов в начальной школе, учитывающей мифопоэтическую природу устного народного творчества, психологические особенности учащихся начальных классов, их интересы и возможности; в определении методических условий наиболее успешного формирования и развития данных умений.

Теоретическое значение диссертации заключается в следующем: выявлена целесообразность обращения младших школьников к работе с художественным миром произведений, предлагаемых нами в качестве материала для чтения: волшебная и бытовая сказка, сказка о животных, быличка, заговор, детская страшная история, колыбельная песня; определен тот возрастной уровень учащихся начальных классов, на котором работа над художественным миром произведений русского фольклора будет протекать наиболее эффективно; обоснован, с опорой на данные филологической, психологической и методической науки, подход к отбору содержания и построения методической системы работы с художественным миром обозначенных жанров; создана методическая модель, обеспечивающая эффективное развитие специфических читательских умений, адекватное восприятие и осмысление младшими школьниками произведений русского фольклора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована методика изучения художественного мира произведений

8 русского фольклора в начальной школе, определен объем фольклорно-этнографических и литературоведческих сведений, отобраны и разработаны конкретные приемы и рекомендации по развитию читательских умений при работе с художественным миром этих произведений. Материалы диссертации могут быть использованы учителями начальных классов, преподавателями вузов при организации лекционных, семинарских занятий и спецкурсов.

Достоверность выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, подтверждается научными трудами, на которые опирался автор, а также экспериментальной работой диссертанта в школах Москвы и Московской области.

Апробация материалов исследования осуществлялась на занятиях в школе №1942 г. Москвы и школе №34 Раменского района Московской области. Результаты исследования были представлены в выступлениях на научных и практических конференциях в МПГУ (1997), МПУ (2001), РГПУ (2001), на областных и окружных научно-практических семинарах в г. Раменское (1998) и школах №34 и №1942 (1997-1999), на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе МПГУ.

Диссертационное исследование включает опытно-экспериментальную работу, которая проводилась диссертантом в течение семи лет (1995-2001 гг.) в несколько этапов.

На первом этапе (1995-1999) изучалась литература по теме диссертации, проводились констатирующие срезы с целью выявить готовность и особенности восприятия учащимися начальных классов художественного мира произведений русского фольклора, отношение учителей к такой работе, осуществлялся поисковый (ориентирующий) эксперимент, в рамках которого складывалась концепция, программа и методическое обеспечение формирующего эксперимента.

На втором этапе (1999-2000) проводился обучающий (формирующий) эксперимент в 3 (1-3) классе школы №34 поселка Удельная Раменского района Московской области и в 4 (1-4) классе школы №1942 г. Москвы, проводилась обработка, систематизация и обобщение данных опытно-экспериментального обучения.

На третьем этапе (2000-2001) осуществлялось теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, уточнялась тема диссертационного исследования, делались выводы, шло оформление работы.

На защиту выносятся следующие положения: 1 .Полноценное освоение фольклорного произведения младшим школьником осуществляется, если в центре внимания ребенка-читателя лежит художественный мир этого произведения в максимально доступной ему полноте. При этом учитывается мифопоэтический статус фольклорных текстов и психологическая готовность современного ребенка 8-10 лет к критическому осмыслению мифопоэтического пласта культуры. 2.Работа над художественным миром произведений русского устнопоэтического творчества предполагает формирование и развитие у младшего школьника специфических читательских умений, обеспечивающих целенаправленное восприятие и осмысление детьми основных компонентов художественного мира фольклорных текстов (художественное пространство, художественное время, персонажный набор, цепочка событий и др.), а также осознание принципиальной взаимосвязи этих компонентов. 3.Осмысление художественного мира произведений русского фольклора учащимися начальных классов и развитие у них необходимых для этого читательских умений обеспечиваются предложенной системой работы, которая позволяет, в частности, вовлечь в круг детского чтения довольно широкий набор устнопоэтических жанров: сказки волшебные, бытовые, о животных, былички, заговоры, колыбельные песни, детские страшные истории и нек. др.

Современная наука о фольклоре

Традиционно устное народное творчество было предметом изучения фольклористики. В первой половине XIX века сначала в Германии (В. и Я. Гримм), затем и в России (А.Н. Афанасьев) зарождается «мифологическая» школа, которая положила начало системному собиранию и изучению произведений фольклорного искусства. С тех пор наука о фольклоре прошла в нашей стране значительный путь развития.

В настоящее время фольклор - предмет пристального внимания не только фольклористики, но и ряда смежных с ней гуманитарных дисциплин. Так, литературоведение позволяет раскрыть особенности фольклорной поэтики и одновременно показать, как «народное творчество усваивается и преломляется в творчестве авторском, влияет на литературную эволюцию» [69, с.33], и как, в свою очередь, осуществляется процесс усвоения литературы фольклором [4; 104].

Сопоставить фольклор и философскую мысль, выявить истоки философии в фольклоре и мифологии, дать анализ текстов с позиции современного уровня мысли позволяет изучение устного народного творчества средствами философии [106, с.21-186; 116, с.12-162; 229 и др.]. Важное место занимает и историческое изучение фольклора (особенно при анализе былин, исторических песен), позволяющее, с одной стороны, обнаружить отражение истории в фольклоре [157; 189], с другой стороны, рассмотреть произведение фольклора как результат исторического развития культуры и народнопоэтического творчества [162; 163; 168].

Изучать фольклорные тексты как знаковые системы позволяют средства семиотики. «Предмет семиотики, - как отмечает Б.А. Успенский [223, с.6], - это именно отношения между человеком и миром (включая отношения между человеком и другими людьми)». Эти отношения воплощаются в текстах (на их основе восстанавливаются), организуются посредством языков-кодов (систем коммуникации, хранения и организации информации). Выявить данные отношения позволяет семиотический анализ текста. Он предполагает выделение не только конкретных знаковых комплексов («постоянных»), но и отыскание «переменных», т.е. общих структурных компонентов отношения «человек-мир», в итоге - элементов модели мира, являющейся наиболее обобщенной характеристикой всей суммы знаний внутри данной традиции. Действительно, в классификации и обобщении «постоянных» как раз и «вскрывается в конечном счете картина глубинного устройства мира, как она предстает с точки зрения данного текста» [196, с.9].

2.ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Жанровый состав русского фольклора богат и разнообразен, однако, до сих пор в фольклористике не создано единой жанровой классификации русского устнопоэтического творчества, которая удовлетворила бы всех исследователей.

Проблемой систематизации фольклорных жанров занимались многие видные отечественные фольклористы (В.Е.Гусев [53, с.98-163], Н.И.Кравцов [92], Ю.Г.Круглов [93, с.5-18], В.Я.Пропп [161;165] и др.).

В.Я.Пропп считает, что к классификации русского фольклора может быть применена классификация родов, видов и жанров, принятая в литературоведении. К такому мнению близок и В.Е.Гусев, который, однако, исходит из более широкого понимания фольклора как синтетического искусства. Он создает сложную классификацию, в которой, кроме категорий род, вид и жанр, выделяет дополнительную категорию - группа, куда относит произведения словесные, словесно-музыкальные, хореографические, словесно-мимические и т.д.

Н.И.Кравцов так же считает, что для классификации фольклорных произведений следует избрать классификацию литературоведческую - т.е. деление на роды, виды и жанры. Он отмечает, что под родом следует подразумевать способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под видом - тип художественной формы, а под жанром - тематическую группу произведений. Кроме того, при классификации нужно учитывать, что в фольклоре употребляются две формы речи - стихотворная и прозаическая.

Психологические особенности восприятия младшими школьниками фольклорно-мифологической информации

Центральное место в осмыслении художественного произведения занимает его анализ, в основе которого лежит проблема восприятия, поэтому методика работы с художественным текстом в начальных классах не может не учитывать особенностей восприятия его детьми младшего школьного возраста. Изучением этого вопроса занимались многие отечественные психологи и методисты (см.работы А.А.Абдуллиной [1]; Т.Г.Егорова [63]; И.А.Зимней [79]; М.Г.Качурина [88]; Н.Г.Морозовой [127]; О.И.Никифоровой [137;138]; Л.Н.Рожиной [172]; П.М.Якобсона [253] и др.). У младших школьников «имеются потенциальные возможности эстетического восприятия художественных произведений. Однако для развития образного и эмоционального восприятия целостной картины, изображенной с помощью слова, умения пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами языка необходимо целенаправленное обучение»[1, с. 19]. Специфика читательского восприятия младших школьников неоднородна на различных этапах обучения чтению. В связи с этим «учителю следует помнить, что уровни читательской зрелости учеников I—IT классов и III-IV классов существенно различаются»[110, с. 147]. Первоклассник - начинающий, неквалифицированный (термин Н.Н.Светловской) читатель. Ему присуще наивно-реалистическое восприятие, характеризующееся непониманием того, что произведение искусства кем-то и для чего-то создано, недостаточным вниманием к художественной форме произведения, а иногда и полным его отсутствием.

Недаром, например, авторы учебника «Мастерская слова» [207] Л.Е. Стрельцова и Н.Д.Тамарченко, учитывая наивно-реалистический уровень восприятия художественного текста первоклассниками, погружают последних в мир детского игрового фольклора, в котором можно «жить» и играть. Затем постепенно, в процессе становления учебной деятельности как ведущей, у первоклассников формируются умения воспринимать значимые единицы художественного текста, проникать в его содержание через форму.

Учащиеся второго класса, как показывает опытное обучение, уже «способны не только к «наивно-реалистическому чтению», но в элементарном виде - к углублению во внутренний смысл текста. Это зависит от методики работы с ними» [88, с.20]. Однако полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием, т.е. «представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена»[172, с.4].

Суммируя читательский опыт и специфику восприятия художественных произведений учащимися третьего и четвертого классов начальной школы, О.В.Сосновская [ПО, с.147 и далее] отмечает, что их жизненный багаж стал значительнее, накоплен некоторый литературный и литературоведческий материал, который может быть сознательно обобщен. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, открыт для общения и готов услышать собеседника. Он способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. Это касается как отдельного фрагмента художественного мира текста, так и мира произведения в целом. Появляется сопереживание автору, т.е. ребенок разводит свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Дети без посторонней помощи могут уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся третьих-четвертых классов могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

Подведем итоги. У учащихся первых-вторых классов происходит постепенное формирование умений, направленных на адекватное восприятие формальной и содержательной структуры художественного текста и их соотносимости. У учеников третьих-четвертых классов эти умения получают дальнейшее развитие, и позволяют проникнуть в глубины художественного мира текста, вовлекать в круг чтения произведения с более сложной художественной формой. Развивающиеся рефлексивные потенции обеспечивают возможность вступления ребенка в диалог с героем и автором художественного произведения, обуславливают необходимость формирования и развития нового круга читательских умений, направленных не только на эмоциональное, но и на интеллектуально-критическое отношение к читаемому. Следует отметить, что в перечисленных в начале параграфа работах не раскрываются особенности восприятия младшими школьниками произведений русского фольклора как особого типа словесного искусства, вскрывающего, по преимуществу, мифопоэтическое видение мира. Данная проблема косвенно отражена в трудах психологов и культурологов, занимающихся проблемами современной детской мифологии в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии (М.П.Чередникова, М.В.Осорина и др.). Вопрос о том, каково же отношение младшего школьника к мифопоэтическому и какова специфика его читательской позиции, если мифопоэтический текст становится материалом для чтения, мы постараемся раскрыть в двух последующих параграфах.

.Концепция опытно-экспериментального обучения

Цель экспериментальной части нашей диссертации заключается в создании и практической апробации методически целесообразной системы, направленной на развитие тех читательских умений младших школьников, которые позволят юным читателям адекватно воспринимать и глубоко проникать в смысл фольклорных текстов, выявляя особенности их художественного мира и способов его организации. К Поставленная цель обуславливает необходимость ответов на ряд вопросов, очерчивающих круг задач экспериментальной работы:

- Каковы содержание, последовательность и формы организации подобной работы?

- Каков набор читательских умений, которые позволяют младшему школьнику выявлять и осмысливать художественный мир фольклорных текстов?

- Каков жанровый состав и характер фольклорных текстов, удобных для изучения?

- Каковы параметры анализа художественного мира фольклорных текстов и каков минимально необходимый для младшего школьника объем филологической терминологии?

- Каковы этапы работы с отдельным фольклорным текстом, и какова последовательность работы с произведениями различных жанров?

Насколько целесообразно использование традиционных методов и приемов работы с художественным текстом, и насколько необходимо разрабатывать новые?

- Каковы требования к уровню сформированности навыка чтения и

уровню психологической зрелости учащихся, готовых к такой работе?

В результате длительных поисков (см. ориентирующий эксперимент в параграфе 4 настоящей главы) мы остановились на реализации поставленной цели эксперимента в виде кружка, факультатива, спецкурса «Мир фольклора» (в идеальном варианте - учебного предмета «Фольклор») для выпускного - 3 (1-3) или 4 (1-4) класса с учебной нагрузкой 1 час в неделю. На выпускном классе мы остановились по двум основным причинам: во-первых, дети 8-10 лет способны к критическому осмыслению фольклорно-мифологических текстов (см. материалы параграфа 1 главы II), во-вторых, углубленная работа над содержанием и формой художественных произведений, при которой формирование навыка чтения можно оставлять за скобками, также возможно к 3 (1-3) - 4 (1-4) классу (глава II, параграф 4.3).

Программа курса хотя и ориентированна, прежде всего, на так называемые «гуманитарные» школы (с углубленным изучением истории искусств, с углубленным изучением национальной русской культуры и подобные), однако, адресована всем - без специального набора и специальной подготовки - учащимся и не должна глобально противоречить ни одной современной, одобренной и допущенной Министерством образования Российской Федерации системе обучения чтению или начального литературного образования.

Курс опирается, с одной стороны, на современную науку о фольклоре, использующую как достижения фольклористики, так и методологические принципы литературоведения, семиотики, философии, с другой - на современные разработки в области методики чтения и начального литературного образования.

Цель курса - научить младшего школьника всесторонне понимать фольклорный текст - конкретизируется в системе следующих задач:

- ознакомление детей с рядом произведений устного народного творчества, в том числе и «нетипичными» для практики начальной школы текстами, и картиной мира, ими эксплицируемой;

- расширение и углубление знания детей о фольклорной традиции и позиции человека в ней;

- развитие читательских умений, напрвленных на работу с разнокодовыми фольклорными текстами, их формальной и смысловой организацией;

- становление и развитие исследовательской позиции ребенка: анализ «чужой» (фольклорно-мифологической) картины мира осуществляется в сопоставлении со «своей» картиной мира; - воспитание человека, чуткого к чужому мнению, иным представлениям

о мире;

- раскрытие уникальности прошлого русского народа, развитие интереса к изучению культурного наследия предков;

- прослеживание связи между традиционным и современным фольклором.

Постольку, поскольку мы стремились к универсальности курса, его цель и задачи несколько шире цели опытного обучения. Однако задача развития умения работать с художественным миром фольклорного текста в любом случае остается приоритетной, хотя и не может быть решена изолированно.

Похожие диссертации на Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора