Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе Забродина Лилия Анатольевна

Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы
<
Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Забродина Лилия Анатольевна. Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе : 13.00.02 Забродина, Лилия Анатольевна Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе (М. А. Булгаков и Ж.-Б. Мольер; М. А. Булгаков и Н. В. Гоголь) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 1998 151 с. РГБ ОД, 61:99-13/538-3

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОСТИЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ
І ПОЗИЦИИ В СИСТЕМЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА

ПИСАТЕЛЯ 14

1. Психолого-педагогическое обоснование возможностей постижения учащимися 9 класса авторской позиции при изучении художественной

литературы 14

2. Проблема авторской позиции в действующих программах по

литературе для общеобразовательных школ 20

* ГЛАВА ІЇ ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ 34

1. Проблема изучения биографии писателя в методике преподавания
литературы 34

2. Определение авторской позиции как основа постижения школьниками
произведений художественной литературы 45

3. Сопоставление как один из основных приемов постижения авторской
позиции при изучении творчества М. А. Булгакова 62

# ГЛАВА Ш ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М.А. БУЛГАКОВА И ПУТЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНОГО

ЧТЕНИЯ В 5-9 КЛАССАХ 73

1. Система изучения творчества Булгакова в основной школе,

(«Булгаковская школа чтения» в 5-9 классах) 73

2. Уроки внеклассного чтения по биографическому роману

М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера» в 9 классе как один из
путей углубления представления об авторской позиции 86

3. Сопоставление фельетона М.А. Булгакова «Похождения Чичикова» и
поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» как путь постижения идеи
произведения и авторской позиции, а также проблемы традиций и
новаторства в литературе 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

БИБЛИОГРАФИЯ 135

Введение к работе

Литература как учебный предмет призвана готовить квалифицированного читателя, способствовать духовному становлению личности, формированию её жизненных позиций, сознательному участию в деятельной жизни, общества.

Общение ученика с искусством слова на уроках, которые посвящены изучению творчества конкретных авторов, способствует овладению читательским мастерством, что позволяет вести диалог с автором любого произведения искусства слова. Диалог автора и читателя, в котором рождается оценка художественного произведения и потребность её оформить, найти доводы для её доказательства, для подтверждения собственных суждений и опровержения чужих, если это требуется, предполагает наличие читательской грамотности, теоретической подготовки, то есть овладение кругом знаний и умений, определенных программой литературного образования школьников.

К таким умениям относится умение определять авторскую позицию и способы её выражения в художественном произведении.

Проблема выявления авторской позиции не является новой в методике преподавания литературы. Её роль подчеркивается в работах ученых—методистов Т.Ф. Курдюмовой, О.Ю. Богдановой, М.Г. Качурина, С,А. Леонова, Ю.И. Лыссого, В.Г. Маранцмана, З.Я. Рез, М.А. Рыбниковой, действующих программах по литературе, вопросах и заданиях учебников и хрестоматий. Однако в методической и учебной литературе по проблемам преподавания предмета в 5-9 классах обращается недостаточно внимания на способы выражения авторской позиции в художественном произведении.

На наш взгляд, в решении этой проблемы первостепенное значение имеет оптимальный выбор произведений для изучения в классе и внеклассного чтения. Это позволит «подвинуть» школьников в умении определять способы выражения авторской позиции.

Возможность выбора писательских имен и произведений для изучения заложена в вариативности школьных программ, рассчитанных на получение учащимися базового или продвинутого уровня литературного образования. Но по какой бы программе не велось преподавание, учитель имеет право вносить свои коррективы в структуру и содержание изучаемого материала в объеме 20% предлагаемого программой.

Это позволило нам для оптимального решения проблемы определения авторской позиции и способов её выражения в художественном произведении обратиться к монографической теме «Михаил Булгаков» в 9 классе.

Знакомство с творчеством этого писателя, занявшего «заслуженное место в ряду... который составляют Н. Гоголь и Л.Толстой, Ф. Достоевский и А. Чехов» (18, с.207), приобретает особую значимость на завершающем этапе изучения литературы в 9 классе. Творчество Михаила Булгакова в своем подлинном объеме и значении — та художественная величина, которая вносит существенные коррективы в наши представления об общей картине состояния русской литературы нынешнего века, а сам писатель — «личность, давшая пример нравственной стойкости в атмосфере торжествующего насилия и духовного одичания». (13, с, 5) Вот почему мы считаем, что, завершая литературное образование, выпускник 9-ого класса должен познакомиться с творчеством великого Мастера.

Не менее значимым изучение творчества М. Булгакова является для учеников девятого — «промежуточного» класса. При изучении литературы по традиционному варианту программы, девятиклассники, знакомясь с творчеством писателя, получат возможность освоить «булгаковскую школу чтения», которая позволит им овладеть способами выявления авторской позиции, приобщиться к языку его произведений, обогатит представление о сложности и многогранности его таланта, обозначит место М. Булгакова в русской литературе, поможет «дорасти» до «Мастера и Маргариты».

Отсутствие традиций в отборе произведений М.А. Булгакова и методики их изучения в 5-9 классах позволяет непредвзято рассмотреть вопрос о системе изучения его творчества, обосновав каждый этап знакомства учащихся с тем или иным произведением писателя, а в итоге с его художественным миром. Данная проблема, на наш взгляд, в настоящее время является довольно актуальной как в методике преподавания литературы, так и в школьной практике.

И для этого есть веские основания: при всей неповторимости своего дарования М. Булгаков сознавал себя продолжателем традиций русских классиков и поэтому место М. Булгакова в системе курса литературы 5-9 классов определяется взаимосвязью его творчества с творчеством писателей XIX и XX веков,

Традиционен в известной мере любой художник, и важно выявить идеологические, стилевые, жанровые контакты, чтобы в свою очередь установить, его собственную ценность. В творчестве М.А. Булгакова исследователи легко обнаруживали разные виды рецепции: инсценировки, литературные сценарии, либретто, переработки, заимствование сюжетов, сюжетных мотивов. Все это не удивительно: «почти каждая рукопись писателя начинается с выписок из книг». (207, с.79) Вот почему творчество М. Булгакова следует изучать во взаимосвязи с произведениями писателей-классиков русской и зарубежной литературы, так или иначе повлиявших на его творчество.

Проблема взаимосвязанного изучения произведений в школьной практике не нова. Еще методисты прошлого выступали именно за такой подход в изучении литературы, выдвигая принцип перспективного (В .Я. Стоюнин), преемственного (В.И. Водовозов), дифференцированного (ШТ. Блонский), творческого (СТ. Шацкий) изучения. М.А. Рыбникова указывала на то, что чем больше связей, ассоциаций, взаимоперекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе литературы про-* изведений. Взаимосвязанное изучение произведений различных писателей не

исчерпывается лишь сопоставлением отдельных художественных фактов. Важно показать учащимся более глубокие процессы взаимовлияния, оказавшиеся в идейно-тематической направленности образной системы, параллелях, историко-типологическом сходстве. В школьной практике такой подход приобретает особую значимость при изучении творчества М. Булгакова.

Неизбежная фрагментарность школьного курса литературы 9 класса делает особенно существенными поиски «сквозных линий», которые обеспечили бы его целостность. К одной из таких «сквозных линий» мы предлагаем отнести изучение творчества М.А. Булгакова в сопряжении с творчеством классиков литературы, изучаемых в основной школе. Отказываясь от предложенного программой традиционного выделения в отдельную монографическую тему творчества этого писателя, мы предлагаем дать не только целостную тему, но и «рассредоточить» изучение его произведений и обращаться к ним при знакомстве с такими классиками русской и зарубежной литературы, как Ж.-Б. Мольер и Н.В. Гоголь. Такое методическое решение мы считаем целесообразным в силу того, что:

  1. при всей неповторимости своего дарования М. Булгаков осознавал себя продолжателем традиций классиков литературы;

  2. знакомство с его произведениями в сопоставлении с творчеством других писателей дает возможность высветить особенности личности и стиля писателя, выявить авторское отношение к изображаемому.

Такой подход позволяет максимально приблизиться к идейному и эмоциональному содержанию, вложенному автором в художественный мир произведения. Художественный мир литературного произведения включает в себя, внутренне объединяет субъекта высказывания и адресата высказывания — читателя, «как одного из неявных, но неизменных компонентов произведения». (50, с 451)

Авторская же концепция мира, по словам М.М. Бахтина, познается только при рассмотрении произведения в контексте творчества писателя, при установлении историко-литературных связей и выявлении авторской позиции.

Предлагаемый нами вариант системного подхода к изучению творчества М.А. Булгакова в 5-9 классах помимо сопряжения с творчеством других писателей основывается на постижении личностной природы его произведений, на изучении фактов биографии художника слова, нашедших отражение в его творчестве. «Чтобы постичь то, что не стареет, — высокое искусство писателя, жизнь, отраженную и преображенную его сознанием, надо по меньшей мере увидеть образ как творение художника, несущее в себе его идеалы, искания, надежды, заветы». (92, с. 59)

Изучение литературного произведения как художественной концепции действительности предполагает выявление авторской позиции, так как позиция автора — то формирующее начало, которое проявляется в каждом компоненте структуры текста, и одновременно — тот центр, к которому сходятся все впечатления читателя. Однако актуальный вопрос о постижении школьниками 5-9 классов авторской позиции в произведениях художественной литературы М.А, Булгакова в методике преподавания литературы оставлен без внимания, что, несомненно, делает практически чрезвычайно важным разработанный нами вариант изучения творчества писателя.

Вышесказанное позволяет выделить следующие аспекты заявленной темы диссертационного исследования:

теоретическое обоснование необходимости и возможности выявления авторской позиции на основе обращения к биографии писателя;

обоснование эффективности сопоставления произведений М.А. Булгакова с произведениями классиков русской и зарубежной литературы с целью постижения авторской позиции учащимися 9 класса;

- определение содержания «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах,
поиски эффективной методики ее освоения.

Потребность в решении указанных проблем и недостаточное освещение их в методической литературе обусловили выбор темы и определили актуальность нашего исследования.

Целью исследования является поиск эффективных методических приемов, способствующих постижению авторской позиции при изучении творчества М.А. Булгакова в 9 классе.

Предмет исследования — система работы учителя с произведениями М. Булгакова на уроках литературы и внеклассного чтения в 9 классе.

Объект исследования — процесс изучения произведений М.А. Булгакова учащимися 9-ого класса на уроках литературы и внеклассного чтения.

В ходе диссертационного исследования была выдвинута гипотеза: если в процессе изучения монографической темы «Творчество М. Булгакова» в 9 классе учащимся предлагаются различные пути решения вопроса, связанного с определением авторской позиции, а как основной — сопоставление бул-гаковских произведений с произведениями русских и зарубежных классиков, и при этом активно используется биографический материал, то у учащихся формируется достаточно целостное представление о личности и творчестве писателя, особенностях его стиля.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

изучить работы ученых по литературоведению, психологии, методике преподавания литературы в связи с выбранной проблемой;

исследовать особенности восприятия школьниками произведений писателя, степень их интереса к его личности и творчеству;

выявить эффективные пути и приемы определения авторской позиции в процессе изучения художественного произведения;

обосновать необходимость включения в анализ произведений М. Булгакова биографического материала как основы постижения школьниками авторской позиции;

определить содержание «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах;

разработать методическую модель изучения произведений М.А. Булгакова в основной школе;

- экспериментально проверить эффективность разработанной модели.
Методологической основой диссертационного исследования явились

философские, психолого-педагогические труды, работы литературоведов и методистов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-1996 гг.) осуществлялось изучение философских, психологических, литературоведческих, педагогических и методических источников; рассматривались методические решения уроков по творчеству М. Булгакова, особенности восприятия его личности и творчества учащимися 5-9 классов; определялось содержание «булгаковской школы чтения».

На втором этапе (1996-1997 гг.) корректировалось содержание «булгаковской школы чтения», разрабатывалась и апробировалась методическая модель изучения произведений М. Булгакова на уроках литературы и внеклассного чтения, проводилась экспериментальная проверка.

На третьем этапе (1997-1998 гг.) систематизировались полученные данные, корректировалась система уроков по изучению творчества М. Булгакова и внедрялась в практику учителей-словесников лингвистической гимназии № б г. Пензы и школы № 230 г. Заречного Пензенской области, анализировались и обрабатывались полученные результаты.

Для проверки предположений, выдвинутых в гипотезе, и реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический (анализ научной литературы, действующих программ и методических пособий); кон-

статирующий, поисковый и обучающий эксперименты; анализ письменных и устных ответов, творческих работ учащихся; анализ суждений педагогов, наблюдение за их работой по предложенной методике, анализ и обобщение полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

предложен новый подход к изучению творчества М.А. Булгакова, позволяющий определить авторскую позицию на основе сопоставления его произведений с русской и зарубежной классикой;

обоснована необходимость включения в анализ произведений М. Булгакова материала биографического характера;

разработана методика изучения произведений М.А. Булгакова в 9 классе;

определено основное содержание понятия «булгаковской школы чтения» в 5-9 классах и аргументирована его целесообразность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагается методическая модель изучения творчества М.А. Булгакова в основной школе как на уроках литературы, так и на уроках внеклассного чтения; разработана методика сопоставления произведений М. Булгакова с произведениями Ж.-Б. Мольера и Н.В. Гоголя, способствующая эффективному постижению школьниками авторской позиции. Практическая часть исследования может быть использована учителями литературы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий для проведения уроков как в 9, так и в 11 классе, а также факультативного курса, занятий литературного кружка.

Материалы работы могут быть также использованы при проведении спецкурсов, лекций, спецсеминаров для студентов соответствующей специальности педвузов, на курсах повышения квалификации учителей литературы.

Достоверность выводов и результатов, сформулированных в диссертации, обеспечена опорой на данные литературоведения, психологии, методики

преподавания литературы, применением разнообразных взаимодополняющих методов исследования; подтверждена результатами эксперимента, наблюдениями и личным опытом работы автора в гимназии № 6 г.Пензы, (в частности, по проблеме изучения творчества М.А. Булгакова с 1992 года); тщательным анализом результатов обучения.

Апробация материалов исследования проводилась в условиях учебно-воспитательного процесса школ г. Пензы и Пензенской области. Основные результаты исследования определили содержание докладов и выступлений, на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы стандартизации образования на региональном уровне» (1998 год), на межвузовских научных конференциях «Россия — век XX. Итоги и проблемы» (1998 год) (Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского).

Методические рекомендации автора исследования внедрены в практику работы учителей-словесников лингвистической гимназии № 6 г. Пензы и школы № 230 г. Заречного Пензенской области и получили положительную оценку.

Положения, выносимые на зашиту:

  1. Изучение литературного произведения как художественной концепции действительности, постижение авторской позиции позволяет глубже проникнуть в замысел и идею творения, понять особенности мировосприятия автора, выявить закономерности, особенности его стиля.

  2. Изучение биографии писателя с использованием его архива, мемуаристки, документов эпохи, способствует глубокому проникновению учащихся в мир созданных им произведений, постижению их в единстве формы и содержания, воспитанию у них нравственных критериев, формированию навыков работы со специальной литературой, самостоятельного мышления, стимулирует интерес к личности художника слова.

3. Изучение произведений М.А. Булгакова в основной школе в сопоставлении с творчеством писателей-классиков русской и зарубежной литературы позволяет показать школьникам преемственность традиций классической литературы и литературы позднего периода, дать представление о традициях и новаторстве в литературе, способствует формированию умений выявления и постижения авторской позиции, развивает исследовательские умения учащихся.

Похожие диссертации на Пути выявления авторской позиции в процессе изучения монографической темы "М. А. Булгаков" в 9 классе