Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Банников Виктор Николаевич

Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства
<
Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Банников Виктор Николаевич. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Банников Виктор Николаевич; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2009.- 454 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-13/104

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Анализ современного состояния профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования 26

1.1. Историко-педагогический анализ роли искусства в системе культуры и образования 26

1.2. Виды искусства в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства 58

1.3. Современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства с учетом подходов методики художественно-педагогического образования 76

Выводы по I главе 108

Глава II. Теоретические основания профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 112

2.1. Анализ инновационных подходов к проблеме профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства 112

2.2. Концептуальные основы процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 154

Выводы по II главе 204

Глава III. Практическая реализация системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 211

3.1. Образовательная программа «Я живу в России, я живу в Югре» .. 211

3.2. Народный мастер - носитель традиционной культуры 273

Выводы по III главе 289

Глава IV. Эффективность системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 293

4.1. Критерии эффективности процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 293

4.2. Формирующий эксперимент профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства 315

Выводы по IV главе 341

Заключение 344

Список литературы 349

Приложение (таблицы, схемы, проекты, иллюстрации) 394

Введение к работе

Актуальность исследования. Характерные для современного российского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста новой формации. Хорошее знание и владение современными технологиями педагогики и психологии, художественного образования, традиционной народной культуры, личностно-профессиональное развитие в изменчивом социокультурном пространстве – основа профессионального становления современного учителя изобразительного искусства. Этот процесс должен реализоваться в системе приоритетных ценностей Российского образования – в его аксиологической ориентации, так как и традиционные, и новые гуманистические ценности составляют основу культуры и задают нравственный идеал воспитания. В этой связи существенно изменяются и обогащаются функции образования – в своей многофункциональности, образованию приходится все в большей степени брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества (В.И.Загвязинский). Следовательно, одной из главных задач художественно-педагогического образования является подготовка целостной, духовно-нравственной, мыслящей, деятельностной личности будущего учителя изобразительного искусства, исполненной ответственности за сохранение национальной культуры, за судьбу страны – человека-патриота, стремящегося реализовать себя в изменяющихся условиях социальных и творческих отношений.

Своевременной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Стратегии развития России – 2020», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В современной системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, особую значимость приобретают образовательные приоритеты интеграции видов искусства, определения их единой художественной природы, формирующие основы духовности, преемственности социального, творческого и народного опыта.

Современная школа, где обучение изобразительному искусству ведется по нескольким образовательным программам, в том числе «Изобразительное искусство» (1-4, 5-9 класс) авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, в которой изобразительное и народное искусство являются равноправными компонентами этнохудожественного образования, требует специалиста, владеющего ценностными, компетентностными и интегративными ориентирами основных видов искусства.

Подходы в области педагогики, теории и методики обучения искусству в системе художественного образования раскрыты в трудах исследователей, в которых образование, воспитание и развитие профессиональных способностей и качеств личности рассматриваются в целостной системе художественного образования и эстетического воспитания: Т.И.Баклановой, И.Б. Ветровой, Л.В. Ершовой, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, и др. Система полихудожественного образования согласуется с актуальностью современных задач художественного образования в рамках интеграции видов искусства и расширения их функций (В.Т. Кудрявцев, М.В. Лагунова, Л.Г. Савенкова, В.И. Слободчиков Б.П. Юсов, Л.В. Школяр и др.).

Значению этнохудожественного образования и воспитания в условиях вуза посвящены работы ученых Г.Н. Волкова, Л.В. Ершовой, В.В. Корешкова, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой и др. Искусствоведческий и философский анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, народного мастера во взаимосвязи с различными видами и типами творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, Ю. Борева, В.В. Ванслова, В.М. Василенко, М.С. Кагана, В.Б. Кошаева, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, В.С. Щербакова и др.

Диссертационные исследования последних лет в сфере высшего художественного образования показывают значение основных видов искусства в организации образовательного процесса, раскрывают: проблемы в формировании профессиональных художественных качеств личности учителя, проблемы педагогики сотрудничества, сотворчества (Р.И. Барциц, Ф.Ф. Бундыристый, И.Б. Ветрова, Р.А. Гильман, Д.А. Кемешев, А.А. Ковалев, В.И. Козлов, Ю.В.Коробко, Е.Ф.Кузнецов, С.П. Ломов, Т.К.Мусалимов, А.А. Прищепа, И.М. Рязанцева, Н.Н.Таранов, И.Н.Туманов и др.); осмысление художественного образования в единении изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дошкольного, школьного и высшего образования (И.В. Алексеева, В.С. Бадаев, М.М. Байрамбеков, Л.В. Ершова, М.С. Жиров, Т.Г. Мариупольская, В.П. Строков, В.А. Шишкина и др.).

Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, литературы свидетельствует о достаточно большом внимании многих исследователей к самому процессу художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства. Однако, возникают противоречия между:

- усилившимися процессами модернизации российского образования, направленными на актуализацию этнокультурной идентичности, и недостаточным уровнем разработки этого процесса в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства;

- потребностями современной школы в учителе изобразительного искусства, обладающем универсальными (метапредметными) умениями, и отсутствием разработанных технологий художественного образования в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;

- значительным потенциалом системы художественно-педагогического образования студентов и не разработанностью целостной модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Наличие выделенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования как поиск ответа на вопрос: какова должна быть система профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в процессе высшего художественно-педагогического образования в контексте современных социокультурных тенденций, что и обусловило выбор темы исследования: «Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства».

Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов искусств в системе высшего художественно-педагогического образования.

Объект исследования – профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

Предмет исследования – система профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования средствами разных видов искусств на основе их полифункциональности и интеграции.

Гипотеза исследования: Процесс профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования будет более эффективным, если он будет построен на основе:

- ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности, индивидуальных потребностей (личностная, социальная, профессиональная успешность) и государственных запросов (национальное единство, человеческий капитал, конкурентоспособность),

постижения изобразительного и народного искусства с учетом историко-культурологического, художественно-эстетического, комплексно-интегративного, культурно-регионального и личностно-деятельностного подходов;

- комплекса общих, частных и специфических дидактических принципов (гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения);

- раскрытия полифункциональности и интеграции изобразительного и народного искусства в учебном процессе, методическом обеспечении и педагогической технологии, направленных на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в разнообразной аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности;

- учета и последовательной реализации комплекса педагогических условий:

общие условия: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественно-педагогического образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах деятельности; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание роли интегративных связей разных видов искусства в образовательном процессе;

специфические условия: наличие программ учебных дисциплин, учитывающих специфику художественной культуры национального и регионального уровней, обеспечивающих личностное развитие студентов, их профессиональное становление; включение в образовательную деятельность деловых игр, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в образовательном процессе; повышение уровня профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников;

частные условия: характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном - в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся;

- комплекса диагностических показателей для выявления уровней ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, концепцией и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести историко-педагогический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

2. Разработать концепцию системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования.

3. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства».

4. Уточнить понятие «полифункциональности» и раскрыть его значение как средства профессионального становлении будущего учителя изобразительного искусства.

5. Выявить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, нацеленных на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в условиях педагогического вуза.

6. Разработать, научно обосновать и апробировать модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования с учетом полифункциональности, интеграции изобразительного и народного искусства.

7. Разработать программно-методическое обеспечение и внедрить его в образовательный процесс, направленный на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства в разнообразной аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности.

8. Определить и разработать критерии оценки уровней ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, в системе высшего художественно-педагогического образования.

9. Осуществить экспериментальную проверку модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях педагогического вуза.

Методологической основой исследования послужили результаты исследований в области гуманистической философии, психологии, педагогики, опирающихся на принципы гуманизации образования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.Л. Бугаева, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, И.Г. Гердер, О.С. Газман, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, В.А. Караковский, В.В. Краевский, И.С. Кон, В.С. Кузин, Д.С. Лихачев, А. Маслоу, А.С. Макаренко, А. Нейл, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.С. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др.); методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.); теории природосообразности (в психологии и педагогике - идеалы высоко духовно-нравственного) образования, развития и воспитания личности (А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский и др.); системного исследования проблем высшего художественного образования (Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, Р.А. Гильман, Л.В. Ершова, С.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, В.С. Кузин, И.М. Раджабов, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.); теории системной интеграции в различных процессах и явлениях (М.А. Ахутов, С.В. Благоцкий, М.В. Голубева, Б.М. Кедров и др.); отечественной педагогики о субъектно-личностном становлении специалиста в процессе художественного образования в (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, В.А. Петровский и др.); педагогики высшего образования о формировании профессионализма и педагогического мастерства личности учителя (Б.З. Вульфов, И.И. Зарецкая, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, Н.В. Кузьмина, М.В. Лагунова, В.А. Сластенин, Т.Я. Шпикалова и др.).

Теоретической основой исследования являются: положения художественной педагогики об интеграции содержания разных видов искусства во взаимосвязи с различными видами художественно-творческой деятельности, которое прослеживается в глубоко мотивированном обращении к традиционной народной культуре и искусству, с ее системами, механизмами и структурными факторами (Э.Е. Алексеев, А.Н. Афанасьев, М.К. Азадовский, П.Г. Богатырев, М.М. Бахтин, Т.И. Бакланова, А.В. Бакушинский, В.А. Барадуллин, И.Я. Богуславская, Ф.И. Буслаев, В.М. Василенко, А.Н. Веселовский, В. Дильтей, Л.В. Ершова, А.С. Каргин, Н.И. Костомаров, В.Б. Кошаев, Т.С. Комарова, В.В. Корешков, Л.И. Михайлова, М.А. Некрасова, М.Ю. Новицкая, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, И.Н. Снегирев, А.Б. Салтыков, Г. Шпет, Т.Я. Шпикалова, и др.); о комплексном взаимодействии искусств в полихудожественном развитии личности (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Г.В. Лабунская, Л.Г. Савенкова, И.В. Соловьев, Н.Н. Фомина. Б.П. Юсов и др.); отечественной педагогики о содержании личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, И.И.Зарецкая, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, И.С. Якиманская и др.); этнологии о функционировании региональных этнокультур (А.Л. Бугаева, Т. Волдина, М.А. Лапина, Н.В. Лукина, Т.А. Молданова и др.); этнографии и фольклористики о содержании фольклора и обычаев различных народов (Карим-Али Ф. Кассам, Ч. Пирс, Майкл П. Робенсон, К. Леви-Стросс, Ф. де Соссюр, Д.Д. Фрэзер и др.).

Методы исследования:

Теоретические: анализ и обобщение философской, психологической, педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблемам культуры и образования, содержания видов искусства; историко-педагогический анализ гуманистических идей становления и развития понятий «народное» и «изобразительное искусство»; обобщение результатов научных исследований и педагогического опыта; моделирование педагогических ситуаций; анализ нормативно-правовой документации, программно-методического обеспечения, образовательных стандартов.

Эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, тестирование, метод экспертных оценок и самооценка анализ художественно-творческой, педагогической и т.д. деятельности и статистические методы обработки экспериментальных данных.

Базами исследования явились: НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств, ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (кафедра художественного образования и эстетического воспитания), Институт общего образования Министерства образования и науки РФ (до 2004г.), Учреждение культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», Сургутский художественный музей, Музей ИЗО г.Когалыма.

Организация и основные этапы исследования:

I этап (1998-2000 гг.) - изучение научной, научно-методической, программно-методической, нормативно-правовой литературы по вопросам влияния изобразительного искусства на развитие отдельных качеств личности (художественный интерес, художественно-творческая активность); проводилось изучение учебно-педагогических комплексов в области художественно-педагогического образования. Проведенная работа способствовала определению проблемного поля исследования.

II этап (2001-2005 гг.) - определение основных задач, понятийного аппарата и методологии исследования, изучение педагогической, психологической, философской, культурологической и искусствоведческой литературы по проблемам художественно-педагогического образования. Апробация и внедрение теоретических положений исследования и методических пособий, разработанных автором, в процесс преподавания ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». Осуществлялось научное консультирование деятельности Учреждения культуры Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», проводилась апробация разработанного автором программно-методического материала по проблеме исследования. На этом этапе были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, осуществлялся констатирующий эксперимент.

III этап (2006-2009 гг.) – теоретическое и экспериментальное обобщение материалов, полученных в процессе выдвижения гипотезы, целей и задач исследования; разрабатывались концептуальные основы интеграции преподавания изобразительного и народного искусства, на принципах их полифункциональности в системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, проводилась их корректировка, на основе выявленных процессов и явлений, формировались выводы, структурирование и оформление материалов исследования, с учетом результатов опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

- разработана, научно обоснована концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, отвечающего потребностям общества на современном этапе;

определена и научно обоснована совокупность методологических подходов (историко-культурологический; художественно-эстетический; комплексно-интегративный; культурно-региональный; личностно-деятельностный) и комплекс общих, частных и специфических дидактических принципов (гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения), составляющих теоретическую базу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства;

- выявлены и научно обоснованы сущность, содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», как целостного процесса познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности;

- уточнено и дополнено понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с категориями «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства;

- разработана и внедрена модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия, результат.

- научно обоснован и внедрен комплекс педагогических условий эффективной реализации системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: общие условия результативности протекания целостного процесса обучения; специфические условия, определяемые особенностями организации процесса обучения изобразительному искусству; частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства;

- определены критерии, и показатели выявления уровней познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов, составляющих основу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование принципиально нового подхода к художественно-педагогическому образованию будущего учителя изобразительного искусства, ориентированного на его профессиональное становление в условиях вуза.

Проведенное исследование вносит вклад в теорию художественного образования, в том числе:

- осуществлен теоретический анализ и обобщение проблем современной системы художественного образования, связанный с исследованием процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования;

- дано теоретическое обоснование содержания, структуры понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства» в системе высшего художественно-педагогического образования;

- дано теоретическое обоснование системы высшего художественно-педагогического образования, в которой поставлена и решена на общетеоретическом уровне проблема профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, отвечающего потребностям общества на современном этапе;

- выявлены и теоретически описаны совокупность методологических подходов и комплекс общих, частных и специфических дидактических принципов составляющих теоретическую базу профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства;

- дано теоретическое описание комплекса педагогических условий успешного функционирования системы высшего художественно-педагогического образования, оиентированного на профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства,

- осуществлена конкретизация понятия «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с понятиями «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое определяется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства; обогащающая теорию художественного образования положениями о педагогическом потенциале разных видов искусств;

- результаты исследования будут способствовать дальнейшей теоретической разработке содержания художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства и повышения теоретического уровня дисциплин эстетического цикла в вузе.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и экспериментальной проверке эффективности системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства на основе полифункциональности и интеграции изобразительного и народного искусства в условиях высшего художественно-педагогического образования, а так же в организации обучения, воспитания и развития личности учителя в процессе аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности, в создании и осуществлении научно-исследовательских, культурно-образовательных и образовательно-выставочных проектов; данные результаты доведены до уровня методического, учебно-методического обеспечения в области изобразительного искусства для студентов, учителей, педагогов дополнительного образования в рамках региональной составляющей художественно-педагогического образования и отражены: в трех монографиях, четырех программах курса «Я живу в России – Я живу в Югре» («Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования», «Изобразительное искусство в национальной школе», «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент»), отражающих традиционную художественную культуру и основы включения ее в образовательный процесс, инновационных продуктах (статьи, буклеты, каталоги) в виде научно-исследовательских («Обряд и традиционная вышивка в культуре разных народов», «Деревянная архитектура России: усадьба, храм, деревенский дом, лабаз», «Игрушка как воспитатель и учитель: глиняная, деревянная, берестяная, тряпичная (кукла-скрутка, Акань)», «Народный художественный костюм: вышивка, ткачество, мозаика», «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы» и т.д.), культурно-образовательных («Под небом Торума», «Югорские огни», «Карусель времени» и т.д.) и образовательно-выставочных («Три напева о России и Югре», «Югра художественная», «Югра мастеровая» и т.д.) проектов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров; опорой на современные положения психолого-педагогической науки, философии, культурологии, искусствоведения, художественной педагогики; использованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборочных данных констатирующего и формирующего экспериментов; корректностью в сборе и проверке эмпирического материала; использованием методов количественной и качественной обработки; анализа и оценки данных опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов изобразительного и народного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) национального и регионального уровней в условиях высшего художественно-педагогического образования. Концепция опирается на следующие методологические подходы: историко-культурологический; художественно-эстетический; комплексно-интегративный; культурно-региональный; личностно-деятельностный подходы и дидактические принципы: гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения, ориентированных на раскрытие и развитие индивидуальных художественно-творческих и педагогических способностей будущего учителя, в разнообразных формах и видах обучения, в аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности.

2. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства – это процесс формирования психолого-педагогического новообразования, - системы ценностей, идеалов и компетенций, в которой происходит осознание и рефлексия своей субъектно-объектной роли в профессионально-творческой среде, на основе освоения, присвоения и использования личностью содержания художественных образов разных видов искусства, в педагогическом и межличностном пространстве (педагог-студент-студент), где учитывается творческий, социальный и народный опыт; это процесс ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности.

3. Уточненное и дополненное понятие «полифункциональность изобразительного и народного искусства», в соотнесении с понятием «художественно-педагогическое образование», «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», которое трактуется нами как комплекс взаимосвязанных содержательных (художественно-концептуальная, гуманистическая, ценностная), социально-культурных (преобразующая, воспитательная, информационная, познавательная, коммуникативная), сущностных (утилитарно-эстетическая) функций, освоение которых в процессе художественно-педагогического образования способствует профессиональному становлению будущего учителя изобразительного искусства.

4. Авторская модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты – цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия и результат.

5. Комплекс педагогических условий эффективности профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: - общие условия эффективного, целостного процесса образования, где учитывается интеграция и взаимосвязи изобразительного и народного искусства, влияющие на результативность художественного образования будущего учителя изобразительного искусства: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов, на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественного образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах организации; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание интегративных связей изобразительного и народного искусства.

- специфические условия художественно-педагогического образования и воспитания, определяемые особенностями организации процесса обучения: наличие образовательных программ, включающих целостные, развивающие системы, основанные на специфике национальных и региональных культур, обеспечивающие личностное развитие студентов; построение обучения с учетом уровня их профессионального становления; включение в деятельность игровых приемов, мастер-классов, научно-исследовательских, культурно-образовательных, образовательно-выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства; профессиональная компетентность, профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических работников.

- частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном - в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся.

6. Критерии, диагностирующие уровни познавательного, ценностного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства средствами разных видов искусства в системе высшего художественно-педагогического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на педагогических конгрессах, научно-практических конференциях и семинарах (международных, всероссийских, областных и окружных), в Москве (2006, 2007), Магнитогорске (1998), Смоленске (2002), Шуе (2004), Тюмени (1998, 2001), Ханты-Мансийске (2002, 2004, 2006, 2008), Вологде (2008), Екатеринбурге (2009), Ижевске (2009); на заседаниях Экспертного совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», Ученого совета Института общего образования МО РФ, Ученого и Научно-методического советов Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, кафедры изобразительного искусства и методики обучения ГОУ ВПО Шуйский государственный педагогический университет; результаты исследования внедрялись в учебные курсы вузовского образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования образовательной области «Искусство» в Москве, Магнитогорске, Шуе, Сургуте. Нижневартовске, Ханты-Мансийске и др.

Результаты исследования диссертанта использовались и апробировались в работе ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», кафедры «Народной художественной культуры» ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет», в работе автора исследования в качестве члена комиссии по народному искусству Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»; участие диссертанта в качестве профессионального художника в различных международных, всероссийских, зональных, областных и окружных выставках, организации персональных выставок в Москве (2001, 2004, 2005), Санкт-Петербурге (2005), Ярославле (2004, 2008), Екатеринбурге (2003), Уфе (2005, 2007), Тюмени (2002, 2006), Ханты-Мансийске (2000, 2003, 2004, 2005), Челябинске (2008) и т.д. На базе Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» диссертантом организованы и проведены: Международная научно-практическая конференция «Народное искусство детям» (1-2 июня 2006, Ханты-Мансийск./ Сб. матер. Межд. науч.-практ. конф. «Народное искусство – детям».- Ханты-Мансийск, 2007. 265 с.), Всероссийская научно-практическая конференция «Народное искусство и современность» (20-24 июня 2008, г.Ханты-Мансийск./ Сб. матер. Всер. науч.-практ. конф. «Народное искусство и современность».- Ханты-Мансийск, 2009. 216 с., с ил.), с научной редакцией сборников.

Реализация системных установок диссертации, ее внутренняя логика определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (475 источников) и приложений.

Историко-педагогический анализ роли искусства в системе культуры и образования

«Искусство есть искусство жить. Жить значит уметь, мочь. Знание жизни есть умение сохранить всякую жизнь (мою, чужую, родовую). Но сохранение жизни — в продолжении ее; продолжение чего бы то ни было, есть творчество; искусство есть творчество жизни. Орудием творчества является знание» ...[218]. В начале XXI века проблема гуманизации все более сильно утверждается как системообразующий фактор развития высшего профессионального образования, особенно в сфере культуры и искусства. Современные идеи гуманизма, изначально проявившиеся в научных воззрениях XIX века, и особенно ярко зазвучавшие в педагогике второй половины прошлого века, сегодня еще более наполняются плюралистическим пониманием развития личности в соотнесении с этнокультурным многообразием государства, многообразием социального, творческого и народного опыта. В государственных документах, нацеленных на реформирование образования в полную силу звучит идея о становлении такой системы образования, которая бы способствовала формированию личности, активно участвующей в продолжении отечественных национальных традиций в науке, технике, культуре, в укреплении исторической и культурной преемственности поколений - «Национальная доктрина образования» (2000г.) [299]. В советский период, по мнению З.В.Сикевича, «сама этничность стала своего рода коллективным «диссидентом» в отношении к денационализированной идеологии» [385], а в современных условиях образованность и интеллект, духовность и нравственность каждой отдельной личности все больше относятся к ценностям национального значения. Именно в постсоветское время этнический фактор выступает своеобразным «двигателем» социально-политического развития. Этнизация образования приобретает в наши дни небывалый размах. Обновляющуюся систему образования России характеризует непременное включение этнокомпонентов в образовательные и культурные проекты, концепции, программы, представляющие достаточно широкую картину многообразия целевых подходов, концептуальных установок, степени включенности этнокультурных явлений и их взаимодействия в образовательном процессе. Разработана и начинает внедряться в педагогическую практику Национальная доктрина образования в рамках российской национальной идеи целостного, гармоничного и гражданского общества. Основные задачи современного образования направлены на: - обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Реформация духа народа и на его основе — реализация национальной идеи называется подлинной целью и универсальным критерием истинности российских реформ [299]. В свою очередь, целостный дух народа может быть создан лишь целостной духовной системой национального образования, целостной интегральной педагогикой [302]. Основные принципы гуманистического образования — духовно- нравственный (народности) и природосообразности, воспетые в трудах великих ученых Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского [412, 413], сегодня, когда идет активное обращение к проблемам этнокультуры не только в искусствоведении, культурологи, но и наиболее активно в образовании, звучат как принципы жизнеспособные, демократические и особенно гуманистические. Еще в начале XVII века народные воспитательные традиции в «Чешской дидактике», предшественнице «Великой дидактики», стал обобщать Я.А.Коменский. Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального образования и воспитания в сегодняшних условиях становления демократизации общества приобретает необычайную актуальность. Принципиальные положения, выдвинутые К.Д.Ушинским: «...народ имеет особую характеристическую систему воспитания»; «в душе человека черта национальности корениться глубже всех прочих»; «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» являются для современного образования определяющими [413]. Образование и воспитание народно, национально, поскольку соответствует законам общего человеческого мышления. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются таковыми для всех народов». «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» [409]. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных традиций невозможно без привлечения исконных традиций воспитания, традиций лежащих в основе этнокультурного знания.

Анализ инновационных подходов к проблеме профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства

В научном аспекте вопросы формирования профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства рассматривались в разных направлениях: в контексте усиления значимости учебной деятельности в содержании вузовского образования (на материале фольклора - Л.С.Алексеева (Пятигорск, 2002), И.Я.Родь (Саратов, 2002); внутрипредметной подготовки - О.В.Леонтьева (Чита, 2003), О.В.Сальдаева (Оренбург, 2009); формирования эстетической и этноэстетической культуры - С.В.Михина (Владикавказ, 2005), И.Н.Емельянова (Тюмень, 2008), М.И.Алдошина (Орел, 2009). Исследователи выделяют системообразующие компоненты формирования личности студента: устное народное творчество - Л.С.Алексеева (Пятигорск, 2002), М.И. Резникова (Таганрог,2006), декоративно-прикладное искусство - Л.П.Калинина (М., 2004), М.С.Бережная (М., 2008). Раскрываются системы: непрерывного этнохудожественного образования - Л.В.Ершова (М., 2006), профессионального становления педагога-художника - В.А.Шишкина (М., 2006). Педагогический потенциал различных этнокультур рассматривается с позиций развития регионального образования - Поволжья (З.Ф.Мубинова (Уфа, 2003), Севера (О.Г.Яковлева (Якутск, 1998), Кавказа (М.А.Налбандьян (Ставрополь, 2002), М.Ю.Айбазова (Майкоп, 2004), Т.В.Поштарева (Владикавказ, 2009). Художественно-творческая деятельность студента раскрывается в рамках: социокультурной адаптации - М.С.Бережная (М., 2008), феномена этнокультурной толерантности - Л.С.Майковская (М., 2009), синтеза искусств как системообразующего фактора художественного образования - Л.Н.Мун (М., 2009). Профессиональные качества будущего учителя ИЗО выявлены с позиций: становления творческой компетентности - А.В.Тутолмин (Чебоксары, 2009), формирования профессионально-педагогической самореализации — М.И.Ситникова (Белгород, 2008).

Важным для понимания системности художественного образования стало исследование Сальдаевой О.В. на тему: «Художественное образование студента как целостная педагогическая система» [378]. Художественное образование, считает автор, есть процесс включения студента в художественную культурную деятельность, его ориентации, обеспечивающей развитие познавательных творческих позиций и эмоционально-ценностных отношений к искусству, к художественной деятельности. Сложившиеся к моменту поступления в педагогический колледж и университет представления студентов об искусстве, художественном освоении мира находятся на бытовом уровне. Представления о художественной культуре и ценностном отношении студента к художественной деятельности не соотнесены с художественным освоением мира.

Художественное образование студента предполагает, что развитие представлений о ценностях культуры, о направленности на культурную художественную деятельность, о культурной художественной деятельности обеспечивает становление художественной культуры студента — будущего учителя. Это становится реальностью благодаря созданию педагогической системы художественного образования.

Формирование художественной культуры студента в системе художественного образования становится успешным, если:

- выявление тенденций развития современного художественного образования становится основой для конкретизации научного представления о художественном образовании как целостной педагогической системе;

- базовое и профессиональное художественное образование, осуществляемое в рамках педагогического целеполагания, дополняется неформальным художественным образованием;

- выявление закономерностей художественного образования становится основой для разработки концепции художественного образования студента;

- определение подходов и принципов художественного образования, лежащих в основании концепции, задает способ разработки и построения педагогической системы художественного образования;

- разработка прогностической модели целостной педагогической системы художественного образования студента базируется на содержании феномена художественной культуры студента;

- реализация преподавателем содержания художественного образования студента, базирующегося на интеграции философского, культурологического, психологического, педагогического знаний, осуществляется с помощью гуманитарных технологий, воссоздающих контекст художественной деятельности, обеспечивающей художественное освоение мира;

Образовательная программа «Я живу в России, я живу в Югре»

Важным аспектом нашего исследования стала разработка и опрабация комплекса системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий эффективности системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, которые учитывают полифункциональность изобразительного и народного искусства их интеграцию в организации образовательного процесса: - общие условия эффективного, целостного процесса образования, где учитывается интеграция и взаимосвязи изобразительного и народного искусства, влияющие на результативность художественного образования будущего учителя изобразительного искусства: создание художественно-развивающей среды; организация коллектива студентов и педагогов, на принципах диалога и сотрудничества, его последовательное совершенствование; гуманизация процесса обучения, направленного на ситуацию успеха художественно-образовательной деятельности будущего учителя изобразительного искусства; осуществление художественного образования и воспитания не только в аудиторных, но и внеаудиторных формах организации; направленность деятельности педагогов на самосовершенствование и понимание интегративных связей изобразительного и народного искусства. - специфические условия художественно-педагогического образования и воспитания, определяемые особенностями организации процесса обучения: наличие образовательных программ, включающих целостные, развивающие системы, основанные на специфике национальных и региональных культур, обеспечивающие личностное развитие студентов; построение обучения с учетом уровня их профессионального становления; включение в деятельность игровых приемов, мастер-классов, научно- исследовательских, культурно-образовательных, образовательно- выставочных проектов; содружество и сотворчество педагогов и студентов в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства; профессиональная компетентность, профессиональная подготовка и повышение квалификации педагогических работников. - частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства (образное мышление, воображение, чувство эмпатии, вдохновение, культурная память); освоение разных типов художественного творчества на личностном уровне - в изобразительном искусстве (эмоциональность, чувственность, личностное отражение действительности); двухполюсном - в народном искусстве (коллективное и индивидуальное, школа традиций и личность, природное и божественное); предоставление свободы выбора цели творчества в изобразительном искусстве (жанр, сюжет, стиль, материал), опора на образы-концепты в народном искусстве (знак-оберег, архетип, тотем, матрица содержания орнамента, повтор, вариация, импровизация); развитие педагогических способностей, готовности к осуществлению художественного образования учащихся. Разработка и апробация педагогических условий происходила в процессе поисковой работы по разработке и апробации учебных программ, методических пособий по изучению видов искусства в художественно- педагогическом образовании студента. Комплекс общих, частных и специфический дидактических принципов, методологические подходы способствовали отбору содержания образования. В 2000 - 2004 годах разрабатывались программы, методические пособия, которые в дальнейшем легли в основу программы «Я живу в России, я живу в Югре». Основное содержание программ ориентировано на выявление интегративных связей видов искусства, влияния интеграции и полифункциональности искусства на развитие и формирование художественно-творческих, личностно-значимых качеств личности будущего учителя изобразительного искусства.

Похожие диссертации на Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства