Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника 16
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности 17
1.2 Условия подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника 29
1.3 Модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника на уроках изобразительного искусства 45
Глава 2. Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника 66
2.1 Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе» 66
2.2 Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника средствами современных образовательных технологий 82
2.3 Динамика процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника 100
Заключение 118
- Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности
- Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе»
- Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника средствами современных образовательных технологий
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования обусловлена реализацией принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: принципа защиты и развития национальных культур в условиях многонационального государства, закрепленный в Законе «Об образовании». Данный закон также устанавливает общее требование к содержанию образования, которое должно обеспечить «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [45]. В этой связи сущность современного образования заключается не только в технологических вопросах, т.е. «чему учить» и «как учить», но, прежде всего, в реализации принципиальных методологических проблем. «Среди них особое место занимает возрождение этнокультурных традиций, соотношение национальной самобытности и общечеловеческих ценностей в содержании образования» [1].
Интенсивные поиски создания новой модели образования, ориентированной на преемственность отечественных и мировых культурных традиций, характерны не только для образовательной системы Казахстана, но и для других стран содружества, в частности, для образовательной ситуации постсоветской России. Так, по мнению А.Ю. Белогурова, для современной российской образовательной системы характерно усиление этнизации содержания образования, возрастание роли национальной культуры в процессе социализации и интерио-ризации личности, именно этнокультурный фактор должен выступать основой для поликультурного образования [14,с.43]. Следовательно, решающим на этапе становления национальной школы является вопрос: «какой должна быть система образования, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, зарождающемуся гражданскому обществу, новому качеству национальных культур и новому пониманию явления поликультурности?» [69,с.12].
Мнение ученых по данному вопросу однозначно: национальная школа должна развиваться с учетом традиций этноса в обучении и воспитании детей, так как система образования призвана закладывать основу для формирования и развития поликультурного сознания личности. Ведь поликультурность челове ка, по мнению А.Н. Джуринского, закладывается отнюдь не на генетическом уровне [39]. Она социально детерминирована и может быть сформирована путем интеграции практически во все предметные области школьного образования, в том числе и в предметы художественно-эстетического цикла.
Предпосылкой для создания модели образования, отвечающей требованиям современного общества, выступает Концепция этнокультурного образования, в которой указано, что этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [70].
В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ изучения национальной культуры (К.Ж. Амиргазин, М.Ж. Козыбаков, В.А. Кобылянский, B.C. Кузин, И.Л. Ленский, Б.М. Йеменский, М.Ю. Новицкая, М.Г. Тайчинов, Ф.Ф. Харисов, З.Т. Часанов, Т.Я. Шпи-калова и мн. др.). В Республике Казахстан исследованию проблемы введения этно- и поликультурного компонента в содержание современного образования посвящены труды Ж.Ж. Наурызбая, М.Х. Балтабаева, Б.Е. Каировой и др. В них исследователи подчеркивают, что сложный этап формирования гражданской идентичности невозможен без сохранения национальной самобытности народов, населяющих ее территорию. Данная проблема актуальна для других поликультурных государств, в частности, для России. Таким образом, воспитание поликультурной личности и многоязычного индивида, гражданина своего Отечества, является стратегической целью современного образования и отвечает требованиям государственной политики Республики Казахстан и других поликультурных государств.
Как бы ни были разноаспектны работы ученых по введению в содержание профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и художественного труда национальной культуры, однако до сих пор недостаточно рассматривался вопрос художественного образования как средства формирования поликультурной личности школьника. Художественные дисциплины обладают тем огромным воспитательным потенциалом, который необходим для формирования поликультурной личности, так как усвоение национальной художественной культуры переходит в практику создания художественных произведений, что "позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску" [70]. В этой связи ведущая идея нашего исследования - формирование поликультурной личности школьников - может быть осуществлена и средствами художественных дисциплин, содержание которых строится с учетом особенностей национальной художественной культуры. При этом национальная художественная культура является обязательным элементом содержания учебного предмета [51].
Поликультурная личность - это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры - это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами - основание для духовного обогащения и развития. Применительно к данному исследованию сказанное обуславливает необходимость подготовки учителя к изучению с учащимися своей национальной культуры и основ мировой художественной культуры. С одной стороны, изучение и воспроизведение элементов собственной национальной художественной культуры школьником является фундаментом для их творческой интерпретации в художественных работах, с другой стороны, этот процесс способствует формированию интереса к другим национальным художественным культурам.
Отсюда возникает необходимость в обеспечении индивиду возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, в создании условий для равноправного диалога культур, вовлечении растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. Это и есть главные приоритеты, определяющие основные задачи, стоящие перед современной школой.
В центре обозначенной проблемы стоит учитель, именно учителю отводится главная роль в деле подготовки подрастающего поколения. Подготовка учителя к формированию у учащихся интереса к своей и мировой художественной культуре может быть осуществлена на художественно-графических факультетах, включающих различные виды изобразительной деятельности, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Искусство выполняет познавательную, аксиологическую, прогностическую и коммуникативную функции, служит взаимопониманию разных возрастов, разных регионов, разных национальностей. «Задача искусства состоит в том, чтобы показать суть, своеобразие одной культуры в отличие от других культур в ее целостности» [50]. Искусство выступает как «код» культуры, который делает вхождение и приобщение к иной культуре более легким и интересным. «Учебные предметы искусства, и только они, способны опытом предков формировать культуру чувств» [95]. Учителю изобразительного искусства отведена ведущая роль в деле формирования «культуры чувств» средствами национальной и мировой художественной культуры.
Поэтому возникает объективное противоречие: между необходимостью введения этно- и поликультурного компонента в содержание учебного процесса школы и недостаточной подготовкой будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности. Этнокультурные потребности общества в области образования и недостаточная разработанность методики подготовки будущего учителя изобразительного искусства к воспитанию поликультурной личности определили выбор темы данного исследования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой содержания и методики подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в педагогическом вузе. Это составляет проблему нашего исследования.
Цель исследования - научное обоснование и разработка содержания и методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов.
Предмет исследования - содержание и методика подготовки студентов художественно-графических факультетов к формированию поликультурной личности школьников.
Гипотеза исследования - подготовка будущих учителей изобразительного искусства в вузе к формированию поликультурной личности школьника будет успешной, если:
- национальная художественная культура рассматривается как средство формирования поликультурной личности;
- в разработке модели подготовки педагога к данному аспекту профессиональной деятельности используется теория этнической идентичности, теория межкультурной компетентности и системный подход, включающий единство художественно-практического, этнокультурологического и методического компонентов;
- методика основана на современных педагогических технологиях, адекватных содержанию этно- и поликультурного образования.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
- раскрыть психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности;
- рассмотреть этапы формирования поликультурной личности и в соответствии с ними определить условия подготовки учителя изобразительного искусства;
- разработать модель подготовки, включающую критерии, показатели и возможные уровни подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- разработать специальный курс «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе» и методические рекомендации к его изучению для подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- провести экспериментальное исследование с целью проверки эффективности предложенной методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника.
Методологическую основу исследования составляют: теория этнокультурного и поликультурного образования; теория этнической идентичности и межкультурной компетентности; концепция педагогического процесса как объекта деятельности учителя; психологическая теория учения.
Источники исследования: труды философов, психологов, дидактов, этнологов, культурологов, социологов, методистов по проблемам содержания образования средствами этнокультурного и поликультурного компонентов, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Концепция художественного образования РФ, Закон РК «Об образовании», Концепция этнокультурного образования РК, учебные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных и художественных школ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, этнопсихологической, методической, этнографической, культурологической, искусствоведческой литературы; анализ вузовских и школьных программ; метод сравнений и аналогий; метод обобщений; педагогический эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что:
- рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности и научно обоснована необходимость подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- раскрыта роль теорий этнической идентичности и межкультурной компетенции в подготовке будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- разработана модель подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- определены критерии, показатели и уровни подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- разработана методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, основанная на современных педагогических технологиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана программа специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе», а также методические рекомендации к ее изучению, которые способствуют эффективности подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- разработана система заданий и учебных плакатов по изучению орнаментального искусства;
- разработана методика диагностики уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- составлен словарь по проблемам этно- и поликультурного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
- материалы исследования обсуждались на международных, межвузовских научно-практических конференциях России, Казахстана (г. Алматы - 2000, 2004 гг., г. Жезказган - 2005 г., г. Омск - 2005 г., г. Талды-Курган - 2006 г.), сообщались на научно-практических конференциях Казахского национального педагогического университета им. Абая, Жезказганского университета имени академика О.А. Байконурова, на кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания Омского государственного педагогического университета;
- основные положения отражены в методических пособиях, в статьях, опубликованных в международных и межвузовских сборниках научных трудов;
- методические рекомендации и результаты исследования внедрены в практику обучения рисунку, живописи, ДПИ, методики обучения изобразительному искусству на художественно-графическом факультете КазНПУ им. Абая, ЖезУ им. академика О.А. Байконурова, в образовательный процесс Алмаа-тинского педагогического колледжа № 2 и средней школы № 26 (г. Алматы);
- в 2005 - 2006 г.г. по теме диссертационного исследования проводилась методическая работа со слушателями Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (г. Алматы).
Положения, выносимые на защиту:
- обоснование необходимости подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника;
- формирование позитивной этнической идентичности на уроках изобразительного искусства как первый этап формирования поликультурной личности школьника, с которого начинается усвоение национальной художественной культуры и возникает интерес к мировой художественной культуре;
- модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, выражающаяся совокупностью критериев, показателей и возможных уровней подготовки;
- методика подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника, включающая единство художественно-практического, этнокультурологического и методического компонентов.
Достоверность и обоснованность основных научных результатов, полученных в исследовании, обеспечивается совокупностью методов, адекватных целям и задачам исследования; качественным и количественным анализом результатов исследования; системой апробации и внедрения основных положений исследования в педагогическую практику школы и вуза.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 8 лет и включало несколько этапов. На первом этапе (1997 - 2000 гг.) осуществлялось изучение состояния разработанности проблемы исследования в трудах по этно- и поликультурному образованию, разрабатывались основные теоретические положения; выявлялись наиболее значимые показатели теоретического, практического и методического планов исследуемой подготовки; проводился анализ учебных программ по рассмотрению возможностей специальных дисциплин в подготовке будущего учителя к формированию поликультурной личности школьника.
На втором этапе (2001 - 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент по изучению исходного состояния подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника; было определено содержание опытно-педагогической работы, обоснована методика подготовки учителя к исследуемому аспекту профессиональной деятельности. На этом этапе уточнялись многие теоретические положения исследования по проблемам развития этнической идентичности, теории национальной художественной культуры и искусства, применения теории межкультурной компетентности в подготовке будущего учителя изобразительного искусства. Третий этап (2003 - 2005 гг.) - проведение опытно-педагогической работы по проверке эффективности методики подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника. Подготовка к исследуемому аспекту профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства проводилась на основе современных педагогических технологий обучения.
На четвертом этапе (2004 - 2006 гг.) осуществлялась корректировка теоретических положений и оформление результатов исследования в форме методических, учебных пособий и диссертации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определено противоречие, сформулирована проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыта новизна и практическая значимость, этапы и процедура данного исследования.
В первой главе «Теоретические основы подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности, школьника» рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности; выявляются особенности и средства формирования поликультурной личности на уроках изобразительного искусства; определяются этапы формирования поликультурной личности (этническая идентификация и идентификация с общечеловеческой культурой); раскрывается роль теории этнической идентичности и межкультурной компетенции в подготовке будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника; представлена модель подготовки учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника,.включающая художественно-практический, этнокультурологический и методический компонент, показана сущность данной подготовки, а также критерии оценки уровней исследуемой подготовки.
Во второй главе «Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника на уроках изобразительного искусства» раскрывается сущность данной подготовки в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе»; дается обоснование применения современных педагогических технологий в подготовке учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника; раскрыты содержание, методика и результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
В заключении подводятся итоги исследования, определяются выводы. Список литературы включает 145 источников.
В приложении представлены: программа спецкурса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе»; методика диагностики уровней подготовки учителя изобразительного искусства; методика исследования развития позитивной этнической идентичности; репродукции с рисунков студентов и школьников.
Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования поликультурной личности
Вторая половина XX века характеризуется повышением интереса мировой общественности к этнической проблематике. Эти всплески общественного интереса к этническим проблемам представители разных наук связывают с различными причинами, например, для социологов таковыми являются: реакция отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда, экономическую и технологическую экспансию народов более развитых; мировая и социальная конкуренция. Психологи выделяют другие причины роста этнической идентичности: поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных, так и опосредованных. И именно контакты актуализируют этническую идентичность, поскольку только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «еврейство» и т.п. как нечто особое [118, с.196]. Различные причины роста проблемы этнического возрождения не обошли стороной и образовательную систему. Более того, считается приоритетным использование в современной образовательной системе «этнокультурного компонента содержания образования», благодаря которому предполагается решить многие актуальные проблемы современности: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия этноса, воспитание гражданина полиэтнического государства, стремящегося к национальному равноправию и утверждению истинного патриотизма, интеграция личности в систему мировой и национальной культуры. Отдельные теоретические и методические рекомендации по проблемам этнокультурного компонента содержания образования представлены в работах В.А. Кобылянского, И.Л. Ленского, М.Ю. Новицкой, М.Г. Тайчинова, З.Т. Часанова, Ф.Ф. Харисова и др. [63; 78; 94; 122; 133; 128]. В последние десятилетия в российской педагогической науке активизировались теоретические поиски по различным аспектам поликультурного образования: возникли концепции "Воспитание культуры межнационального общения" З.Т. Гасанова, "Многокультурное образование" Г.Д. Дмитриева, складывается традиция поликультурного образования под влиянием теоретических исследований коллектива В.В. Макаева, З.А.Мальковой и Л.Л. Супруновой [31; 41; 83]. В содержании данных концепций воспитания акцентируется внимание на таких моментах, как сохранение национальной самобытности, воспитание чувства национальной гордости, национального самосознания с пониманием роли своего народа и страны в развитии мировой культуры.
В Республике Казахстан исследуемая проблема находится на стадии становления, можно назвать лишь несколько работ, в числе которых труды ученых М.Х. Балтабаева, Ж.Ж. Наурызбая, Б.Е. Каировой, Л.В. Колесниковой, К.А. Строкова [7; 93; 58; 66; 119]. В своей работе Л.В. Колесникова отмечает, что система образования призвана создавать условия для познания культуры других народов, воспитание толерантных отношений между людьми,.принадлежащим к различным этнокультурным общностям, позволяет снимать предубеждения и негативные установки. Система образования, обеспечивающая равные права в удовлетворении этнокультурных образовательных потребностей разных этнических групп, формирующая межэтническую адаптированность и этнокультурную образованность личности - гарант межэтнической стабильности и согласия в стране [66,с. 14].
Введение в содержание учебных предметов различных аспектов национальной, народной культуры по художественным специальностям - дело для педагогов не новое. Среди них: использованию национальных традиций в подготовке учителя изобразительного искусства посвящено исследование О.М. Батчаева [10]; подготовке учителя труда средствами традиционных ремесел татарского народа - Л.Г. Ахметова [5]; на основе народных промыслов - А.П. Гапбарова [29]; по профилю местных художественных промыслов - А.А. Сар-багышева [1111; народное декоративно - прикладное искусство в системе про фессиональной подготовки учителя - Т.Я. Шпикаловой [140], Г.А. Поровской [101], Т.А. Давидовой [37], Ю.К. Беджанова [13] и другие.
В этом аспекте выделяются труды B.C. Кузина [72]. В них автор указывает на необходимость знаний исторического развития и теоретических основ искусства рисунка, живописи, архитектуры в контексте мировой, отечественной, региональной и этнонациональной культуры будущими учителями изобразительного искусства.
Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника в процессе изучения специального курса «Национальная художественная культура на уроках изобразительного искусства в школе»
Подготовка учителя изобразительного искусства к организации общения невозможно без изучения методики описания и анализа произведений национального искусства. В данной теме освещались основные проблемы историко-художественного анализа искусства, в частности: произведение искусства как исторический источник; анализ содержания и анализ формы; терминология искусствоведческого исследования (идея, композиция, колорит, пластическая характеристика, декоративность и т.д.). В изучении этого вопроса серьезную помощь оказала искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, B.C. Воронова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и многих других [ПО; 25; 24; 97].
Основная идея темы состоит в том, что любая культура (в том числе и этническая) отличается от других культур прежде всего тем, что ее носители объединены неким общим миропониманием, общей "картиной мира" [36]. Таким образом, базисом любой человеческой культуры (в том числе и художественной) является некая картина мира - ментальная конструкция. «Разворачивание» этой конструкции на уроках изобразительного искусства обеспечивает глубокое понимание, усвоение национальной культуры, национального искусства. В рассмотрении данной темы мы опирались на труды А.Я. Гуревича, Ю.В. Осо-кина, К.Б. Соколова [36; 98; 117]. Характеристика основных подходов в исследовании национальной художественной культуры изложена нами в параграфе 1.3 первой главы.
Содержание этого раздела способствует усвоению будущими учителями изобразительного искусства знаний по теории и истории национальной художественной культуры и этноискусствознанию. Основной акцент этого раздела сделан на изучение системы исторической типологии и характерных черт определенного типа художественной культуры. Основательно разбирались формы художественной культуры (на примере культур русского и казахского народа). Семинарские занятия в данном спецкурсе направлены на отработку и применение теоретических и методических основ проведения уроков восприятия национальной художественной культуры. Методика преподавания этих уроков опирается на закономерности конструирования и проведения уроков восприятия произведения искусства, разработанные в трудах Л.А. Ивахновой [50].
Усвоение теоретических и методических основ проведения уроков воспроизведения и творческой интерпретации на базе выделенного инварианта национальной художественной культуры обеспечивает формирование у будущих учителей знаний и умений по разработке и проведению уроков по изучению и творческой интерпретации национальной художественной культуры, которые построены на теории поэтапного формирования умственный действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной [30], на технологии проблемного обучения.
Большое значение придавалось отработке методики проведения занятий по изучению законов построения орнамента. Методика проведения занятий по изучению законов построения орнамента основана на теории симметрии, разработанная в трудах А.В. Шубникова, В.А. Копцика, М.В. Дароган, К.Т. Ибрае-вой [142; 38; 48] и многих других. В рамках этой темы были изучены следующие вопросы: понятие симметрии и ее различные виды; законы орнаментальных построений; 17 видов сетчатых орнаментов; использование математического аппарата при анализе народных орнаментов; использование законов симметрии для создания авторских орнаментальных композиций; составление графических упражнений для освоения законов построения орнаментальных композиций и другие. Многие аспекты этой темы опираются на труды М.В. Дароган, в которых автор разработал и научно обосновал методику преподавания декоративно-прикладного искусства по разделу орнамент на основе законов симметрии [38]. При этом в нашем спецкурсе изучение законов построения орнамента происходило на основе казахского орнамента.
Применению современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства по усвоению национальной художественной культуры уделялось особое значение.
Со студентами также рассмотрена проблема отражения специфических особенностей этнофоров при конструировании содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» и использование межпредметных связей в преподавании национальной художественной культуры на уроках изобразительного искусства.
Методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника средствами современных образовательных технологий
Метод опорного конспекта, методика укрупнения дидактической единицы знания позволяет хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных сигналов. При его использовании актуализируется аналитико-синтезирующая деятельность учащихся, проявляющаяся в свертывании и развертывании знаний, в их воспроизведении. Существует возрастная планка возможного применения метода УЕД в учебно-воспитательном процессе школы, метод наиболее целесообразен в применении, начиная со среднего школьного возраста. Учитель может не только сам составлять конспект, но и вовлечь в эту деятельность школьников, применяя как средство, развивающее умение кодировать, составлять схемы, таблицы и графики, но чрезмерное увлечение этим методом «в изучении... искусства может схематизировать, формализовать знания, привести к бездумному, механическому усвоению» [81, с. 168]. Сказанное означает, что учитель изобразительного искусства должен знать, как, когда, в каком объеме применять названную технологию. Отработка этих знаний и умений осуществлялась на семинарских занятиях и в рамках самостоятельной работы.
В процессе подготовки учителя изобразительного искусства к исследуемому аспекту деятельности и в работе с учащимися по формированию поликультурной личности невозможно обойтись без технологии «диалога культур». Целью применения технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства является формирование у школьников диалогического сознания и мышления, выражающегося в умении сравнивать смысловые спектры различных художественных культур, и в рамках смены смысловых ориентиров в одной культуре (диалог национальной и современной культуры) или развитие способности у школьников вести внутренний диалог на художественно-образном уровне. Обоснование применения технологии «диалога культур» на уроках изобразительного искусства (как мы уже отмечали в параграфе 1.2.) заключается в формировании сознания учащегося такого уровня, при котором он почувствует необходимость сравнивать разные картины мира, представленные в разных художественных культурах. К методическим особенностям урока-диалога исследователи [114; 115] относят:.переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся; порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который побуждает мысль, а не снимает проблемы.
Особенностью методики, основанной на технологии «диалога культур», является создание ситуации диалога. Для организации такой ситуации В.В. Сериков обозначает необходимость таких элементов, как: диагностика готовности к диалогическому общению (базовые знания, коммуникативный опыт, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения); поиск мотивов; переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюдетных линий диалога [114, с. 112].
Таким образом, учитель изобразительного искусства должен знать методические особенности урока-диалога, заключающегося в создании ситуации диалога. Для реализации задач урока-диалога учитель удостоверяется в готовности школьников к диалогическому общению с помощью комплекса педагогических средств (это могут быть различные тесты и вопросники по проверке базовых знаний по той или иной национальной художественной культуре). Далее учитель ищет мотивы, вопросы или проблемы, которые личностно значимы для учащихся (вопросы этнокультурной идентичности); следующий этап - переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных задач и вопросов. Здесь учитель продумывает различные варианты развития сюжетных линий диалога, в качестве таковых могут быть: диалог художественных культур Запада и Востока; специфичность искусства портрета в разных культурах (сравнительный анализ); между различными историческими типами внутри одной культуры; между стилистическими и художественными направлениями. Приведем пример урока-диалога на тему: «Диалог живописи Запада и Востока». Временной интервал по этой теме охватывает живопись раннего средневековья V - X вв. Запада и живопись эпохи Тан в Китае VII - X вв. и Японии. Согласно указанным этапам урока-диалога, первый этап предполагал выяснение уровня готовности школьников к диалогическому общению. Он определялся с помощью комплекса педагогических средств, таких как беседа, тесты и вопросник, целью которых было определение уровня базовых знаний по средневековой живописи Запада (Германии, Голландии) и Китая, Японии. Вопросник включал следующие вопросы: - в чем выражается специфичность художественной культуры средневекового Китая и Запада, обусловленная общественно-экономическими особенностями развития регионов? - для живописи какого региона характерна идея мира и гармонии между человеком и природой? -подчеркните характерные элементы западной культуры: бурное и динамическое развитие; расцвет техники; замкнутость; самоизоляция; выработка новых форм поведения; - жанр «цветы и птицы» устойчивый сюжет ... живописи; -ассиметричное расположение декоративных элементов - характерная черта ... искусства.
В беседе о специфичности живописи Китая и Германии актуализировались следующие положения: исторические корни различий обеих культур; различие систем идейно-мировоззренческих установок двух регионов; единство и различие в понимании эстетических категорий западного и восточного искусства; экстравертный характер западного искусства (объективность, реализм); ин-травертный характер восточного искусства (внутренняя субъективная жизнь духа) и многое другое. Сравнительный анализ культуры Запада и Востока предусмотрен программами по изобразительному искусству [104; 105; 106].