Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Минор Наталия Николаевна

Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой
<
Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минор Наталия Николаевна. Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 223 c. РГБ ОД, 61:98-13/538-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Я.БРЮСОВОЙ (1881-1951 гг.) 14-95

1.1 Истоки становления личности и формирование мировоззрения Н.Я.Брюсовой {1881-1904 гг.) 14-29

1.2 Формирование научно-педагогических и просветительских взглядов Н.Я.Брюсовой до 1917 года (в Народной консерватории, Частной музыкальной школе, университете им. А.Л.Шанявского) 30-55

1.3 Деятельность Н.Я.Брюсовой по проведению основных идей массового музыкального воспитания и подготовке педагогических кадров после 1917 года (в Наркомпросе, Академии социального воспитания, Московской консерватории) 56-80

1.4 Популяризаторская, редакторская и научная деятельность Н.Я.Брюсовой в Московской консерватории и Союзе советских композиторов(1930-1951 гг.) 81-95

ГЛАВА II. Н.Я.БРЮСОВА - ОДНА ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 96-157

2.1 Взгляды Н.Я. Брюсовой на руководство процессом слушания музыки 96-121

2.2 Творческое развитие детей в Частной музыкальной школе Н.Я. Брюсовой 122-157

Заключение 158-161

Список литературы 162-180

Приложения 181-223

Введение к работе

Современное нам общество как никогда остро ощущает дефицит культуры человека. Важным вкладом в решение данной проблемы является приобщение детей к музыкальному искусству, которое призвано не только заинтересовать школьников музыкой и воспитать в них музыкальную культуру, но и способствовать глубокому пониманию жизни, активно участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.

Только развитие у человека способности понимания искусства, воспитание в нём хотя бы начатков творческих способностей в художественной области, может способствовать нравственной стабилизации личности, её общей интеллигентности, развитию интуиции, столь необходимой во всех областях человеческой деятельности.

Как писал В.А.Сухомлинскии, "музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт прежде всего, что он, человек, прекрасен, рождён для того, чтобы быть прекрасным, и если в нём есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка" [116, с.171]. До настоящего времени сохраняет актуальность проблема создания таких педагогических условий, при которых раскрытие творческого потенциала ребёнка стало бы нормой. Наше образование предельно рационализировано/ из него выхолощен аффективно- эмоциональный запал детства, . что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида.

В решении этой проблемы немаловажную роль играет изучение вопросов истории музыкальной педагогики, связанных с эстетическим воспитанием, в частности, с вопросами становления и развития массового музыкального образования и воспитания.

Основатель отечественной школы исторических исследований в области музыкальной педагогики О.А.Апраксина неоднократно высказывала .мысль о том, что современным педагогам необходимо знать основоположников музыкальной педагогики, строить свою работу на том положительном, что создано предшественниками. Она полагала, что только знание своей истории может дать основу для осмысления настоящего и определения горизонтов будущего.

Несмотря на то, что вопросами истории музыкальной педагогики занимались в разное время такие учёные-музыканты, как В.И.Адищев,. О.А.Апраксина, Л.А.Барен-бойм, Т.Н.Батуринская, Л.В.Кикнадзе, Д.Л.Локшин, С.Н.Морозова, Т.Л.Якубовская и др., работ, посвященных изучению истории отечественного музыкально-педагогического наследия, немного. Недостаточно полно исследованы педагогические воззрения и деятельность многих крупных музыкантов-педагогов, плодотворно работавших в дореволюционной России; не изучен опыт многих талантливых педагогов с периферии.

Вопросы массового музыкального воспитания привлекали внимание таких прогрессивных музыкантов-педагогов как А.Л.Маслов, С.В,Смоленский, А.Д.Кастальский, В.Н.Шацкая, М.А.Румер, Б.Л.Яворский, Н.Я.Брюсова, А.Д.Городцов и др. Но в связи с отсутствием единой системы образования и в силу необязательности музыкальных занятий в дореволюционной России их методы музыкального воспитания не нашли широкого применения. Октябрьская революция дала возможность исполниться давнишней мечте музыкантов-педагогов о построении системы массового музыкального образования. "Слово "общее музыкальное образование", раньше понятное только небольшой группе работников Московской Народной консерватории, стало привычным, простым словом для большинства работников просвещения" [26, с. 25].. Изменение правового положения музыки позволило сохранить, воплотить и развить плодотворные идеи педагогов-реформаторов как дореволюционного периода, так и тех, кто включился в активную работу в области становления системы массового музыкального образования и воспитания в первые годы после Октября {Н.Л.Гродзенская, М.М.Койранская, В.Г.Каратыгин, Н.М.Ковин, А.А.Женщин и др) . Одним из организаторов и проводников этих идей в жизнь была Н.Я.Брюсова {1881-1951гг.} - талантливый педагог, видный деятель музыкального просвещения, чьё музыкально-педагогическое .наследие до' сих пор мало изучено и не востребовано.

О деятельности Н.Я.Брюсовой упоминали в своих работах известные музыканты-педагоги - В.Белый, Б.В.Асафьев, Ю.В.Келдыш, О.А.Апраксина, Д.Л.Локшин, Е.В.Назайкинский, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский, К.В.Головская, В.И.Адищев и мн. др. В их работах обзорного характера имя Н.Я.Брюсовои упоминается лишь в связи с ее деятельностью в короткий послеоктябрьский период. При этом авторы единодушно отмечают её роль и заслугу в становлении массового музыкального воспитания в России. Однако, эти материалы носят, как правило, односторонний и мозаичный анализ её педагогической деятельности и не дают единой и целостной картины творческого облика Н^Я.Брюсовой.,

Педагогическая деятельность Н.Я.Брюсовои была связана с решением проблем всестороннего развития личности средствами музыкального искусства. Поэтому её педагогическое наследие, выдвигаемые ею пути и приёмы развития музыкального творчества детей, представляют большой интерес и практическую ценность для развития современной теории и практики массового музыкального воспитания.

Изучение педагогического наследия Н.Я.Брюсовои позволяет осветить неизвестные страницы русской музыкальной педагогики, связанные с развитием отечественной музыкально-методической мысли и становлением методики музыкального воспитания.

Это определяет необходимость исследования педагогического наследия Н.Я.Брюсовои, её вклада в решение многих проблем музыкальной педагогики.

Основные труды и рукописи, отражающие идеи этого выдающегося педагога и музыканта, нетронутым багажом лежат в её личном архиве в ЦРГАЛИ.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена: 1) необходимостью всестороннего и критического освоения педагогического опыта и теоретических изысканий музыканта-педагога, оставившего яркий след в методической мысли России первой половины XX века; 2) важностью распространения этого опыта . и методических разработок в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая далеко не полно использует достижения выдающихся мастеров русской общеобразовательной школы прошлого.

Цель исследования - анализ и обобщение результатов научно-педагогической деятельности Н.Я.Брю-совой по развитию и становлению массового музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных музыкальных заведениях России первой половины XX века.

Объектом исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность Н.Я.Брюсовой в области массового музыкального воспитания.

Предметом исследования является процесс музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных учебных заведениях.

Задачи исследования: 1. Определить основные этапы деятельности Н.Я.Брюсовой. Выявить истоки формирования педагогических и музыкально-просветительских взглядов.

2. Проанализировать и обобщить основные педаго гические идеи и направления работы Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания.

3. Показать основные формы и приёмы работы Н.Я.Брю совой по массовому музыкальному воспитанию и их актуальность в современных условиях.

Методологической основой исследования явились: психологическая теория целостного восприятия музыкального произведения (Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев и др.); теория психологического механизма воображения и условий творческой деятельности (Л.С.Выготский, Б.М.Тештов, В.А.Моляко. и Др.}; положение о природосообразности методов педагогического процесса (Я.А. Коменский и его последователи); положение о единстве процессов воспитания и обучения (К. Д. Ушинский и его последователи); принцип деятельностного подхода к получению музыкальных знаний (О.А.Апраксина, Г.М.Цыпин, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин и Др.).

Методы исследования: поиск и систематизация архивных материалов Н.Я.Брюсовой; гносеологический и онтологический анализ {деятельностный и процессуальный аспекты) проблемы массового музыкального воспитания в наследии Н.Я.Брюсовой; метод реставрации; комплексный подход к рассматриваемой проблеме; историческое интервью; анализ рассматриваемой методики с позиций современности.

Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников. Для более полной характеристики мы распределили их по следующим группам:

Опубликованные работы Н.Я.Брюсовой.

Архив Брюсовой в ЦГА России и ЦЇТАЛИ (более 200 единиц хранения, каждая из которых содержит от 1 до 170 листов и более) . В архивных материалах можно выделить следующие разделы: фортепианные сочинения Н.Я.Брюсовой; статьи; доклады, лекции, выступления; программы, проекты, уставы; дневники, записные книжки, воспоминания; письма Н.Я.Брюсовой; письма к Н.Я.Брюсовой; материалы к биографии; клавир детской оперы; фотодокументы.

Основная часть данных материалов вводится в оборот впервые.

3. Архив В.Я.Брюсова в РГБ.

4. Публикации, посвященные деятельности Н.Я.Брю совой.

5. Материалы русских и современных исследователей, посвященные проблемам музыкального воспитания, общей и музыкальной педагогике, музыкальной психологии, музыкальной культуре, истории культуры и образования.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка всестороннего исследования творческого наследия и просветительской деятельности выдающегося музыканта-педагога Н*. Я. Брюсовой. В диссертации впервые выявлены и обобщены результаты её практической деятельности, а также взгляды на содержание, характер, пути и методы массового музыкального воспитания детей и взрослых. Впервые в музыкальной-педагогике рассмотрен генезис и развитие проблемы слушания музыки в отечественном массовом музыкальном воспитании. Раскрыты и проанализированы приёмы, и методы руководства процессом слушания музыки в педагогической практике Н.Я.Брюсовой и показана их преемственность с современной методикой. Впервые представлена и проанализирована методика творческого развития детей на примере сочинения оперы и сформулированы условия их оптимального проявления.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а)впервые в истории музыкальной педагогики в научный оборот вводятся архивные материалы, посвященные педагогической деятельности Н.Я.Брюсовой; б) педагогические идеи Н.Я.Брюсовой рассмотрены в их содержательной и структурной взаимосвязи; в)основные музыкально-педагогические взгляды Н.Я.Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания выведены на уровень теоретических обобщений.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что её результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории массового музыкального воспитания, в курсе лекций по для студентов музыкально-педагогических факультетов, в педагогической деятельности учителя музыки по организации разнообразных форм работы с детьми.

Апробазция: результаты исследования сообщались на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ (Москва, 1990 г.), на кафедре пения и методики музыкального воспитания Саратов, 1991 г.), на итоговых научных конференциях СГПИ им. К.А.Федина (1992-97 гг.), на межвузовских конференциях: "Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе" (Саратов, 1992 г.) , "Научно-педагогическая деятельность О.А.Апраксиной и современные проблемы музыкального образования" (Москва, 1995 г.); опубликованы в статьях и тезисах молодых учёных Саратовского пединститута (1991-1993 гг.), проанализированы и обобщены в учебном пособии "Н.Я.Брюсова и её школа музыкального образования" (Саратов, 1994 г.); использованы соискателем в лекциях по истории и теории музыкальной педагогики и образования для студентов музыкально-педагогического факультета Саратовского педагогического института им. К.А.Федина.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.

Первая глава посвящена характеристике основных этапов научно-педагогической и просветительской деятельности выдающегося музыканта-педагога Н.Я.Брю-совой. Показаны истоки формирования мировоззрения и исторический фон, на котором происходило становление личности Н.Я.Брюсовои. Определены направления её деятельности и показаны основные педагогические идеи.

Во второй главе систематизированы и проанализированы взгляды Н.Я.Брюсовои на руководство процессом слушания музыки. Показаны основные формы и приёмы работы Брюсовои по слушанию и творческому развитию детей.

Список использованной литературы и архивных источников насчитывает 198 наименований. Объём диссертации - 223 страницы, набранных в редакторе WinWord 6.0.

Истоки становления личности и формирование мировоззрения Н.Я.Брюсовой {1881-1904 гг.)

Надежда Яковлевна Брюсова родилась 8 ноября (старого стиля) 1881 года в Москве в купеческой семье среднего достатка, имеющей свои истоки в крепостном крестьянстве.

Среднее поколение семьи Брюсовых было затронуто влиянием передовых демократических и научно-материалистических идей 60-х годов XIX века. Всё детство, юность, педагогическая, научная и общественная деятельность Брюсовой прошли в Москве, центре всех прогрессивных начинаний. Под влиянием семьи у неё сформировался интерес к литературе, поэзии, языкам. Родители поощряли стремление детей к знаниям. Пример старшего брата, Валерия Брюсова, его широкие познания в области литературы и истории, ранняя самостоятельная творческая деятельность повлияли на широту интересов, общий культурный уровень Надежды Яковлевны.

Дед по отцу, Кузьма Брюсов, по происхождению был крепостным крестьянином Костромской губернии. Он и явился родоначальником семьи Брюсовых. В Москве у него жил брат, который вначале занимался различными ремёслами (был чернорабочим, печником) , а затем приобрёл свою пробочную мастерскую. Получив наследство от брата и откупившись от помещицы, Кузьма перебрался в Москву. Грамотой владел он плохо, а писать так и не научился.

Дед по матери, Александр Яковлевич Бакулин, был полной противоположностью Кузьме Бргосову. Он жил в Лебедяни, числился мещанином, но арендовал имение, вёл жизнь помещика и увлекался литературой: писал лирические стихи, поэмы, повести, романы, драмы, но особенно сильным считал себя в баснях. При его жизни был издан сборник "Басни провинциала".

В 1848 году родился Яков, который после смерти отца, Кузьмы Брюсова, недолго продолжал торговать и жил на проценты с унаследованных денег. Торговля его не привлекала. В молодые годы он серьёзно и долго учился в частном пансионе. Так как отец не давал ему денег на учение, он мог быть только вольнослушателем Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии (1871-1872 гг.). Яков читал К.Маркса, Ч.Дарвина, классиков русской литературы, увлекался математикой, имел хорошую библиотеку, владел французским языком. В 60-е годы, как и многие молодые люди России, Яков Кузьмич зачитывается Д.Писаревым, разделяя его идеи реорганизации существующей тогда системы воспитания и образования. Он был сторонником высоконравственного воспитания, ему были понятны и близки идеалы человеческой личности (типы "новых людей"), созданные Н.Г.Чернышевским, а также педагогические воззрения В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова и К.И.Ушинского. Вместе со своими товарищами Я.К.Брюсов основал самообразовательное общество и издавал рукописный журнал "Свобода". Яков Брюсов сочинил несколько повестей: "Загадочная невеста", "Турусов", а также пьесы: "Из купеческого быта , "Сила испытаний", "Сцена в галантерейном французском магазине". Его статьи о репертуаре русских театров и несколько стихотворений были опубликованы в газетах.

Таким образом, и по материнской линии, и со стороны отца, для семьи Брюсовых была традиционной любовь к поэзии, литературе и сочинительству. Обстановка в семье благоприятствовала раннему увлечению детей чтением, литературой, историей и языками.

Родители Брюсовой были атеистами, в доме царил дух рационализма - у всех детей воспитывали целеустремлённость, жизнелюбие, связь с действительностью. Валерий Брюсов вспоминает: "С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры "об умных вещах"... От сказок, от всякой "чертовщины" меня усердно оберегали, зато об идеях Дарвина и об принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению..."[19,с.15] Одним из наиболее любимых поэтов, особо чтившихся в семье Брюсовых, был Н.А.Некрасов. Впоследствии это оказало большое влияние на педагогические и просветительские взгляды Н.Я.Брюсовой. С именем Некрасова были связаны надежды всей прогрессивной России на обновление русской жизни. Эти надежды поддерживались тем, что поэт увидел в самом народе неисчерпаемый нравственный потенциал, способность к духовному возрождению. Народ, идея служения народу стали для Надежды Яковлевны главной движущей силой, нравственным источником, духовной опорой в её просветительской деятельности. В семье Брюсовых было шесть детей - Валерий, Николай (рано умер), Надежда, Евгения, Лидия и Александр. Родители очень внимательно и с уважением относились к увлечению детей искусством. Четверо из них стали известными людьми: Валерий - поэт, Надежда - профессор Московской консерватории, Евгения (в замужестве Калюжная) - пианистка, преподаватель Московской консерватории, Александр - профессор археологии МГУ.

В детстве дети под предводительством старшего брата Валерия играли в арабов, индейцев, в домик колонистов. В доме на Цветном бульваре они устраивали самодеятельный театр, где сами были и авторами, и актёрами. Одно из наиболее ярких впечатлений в детстве у Брюсовои связано с живописным местом в Медведково недалеко от Свиблово, где располагалась их дача. Дети любили собирать грибы, ходить по бездорожью, блуждать по лесу, по кочкам на болоте, по оврагам. Неяркая, но тонкая, нежная, родная красота окружающей природы навсегда осталась в памяти Надежды Яковлевны. Любовь к природе и семейное воспитание пробудили в ней лучшие качества русского народа - патриотизм, любовь к Родине, которые она пронесла через всю жизнь. В сложные революционные годы нашей страны её любовь к Родине выражалась в волнении о русской культуре, о состоянии образования, о воспитании подрастающего поколения, о развитии науки, о сохранении национальных традиций в музыке.

Формирование научно-педагогических и просветительских взглядов Н.Я.Брюсовой до 1917 года (в Народной консерватории, Частной музыкальной школе, университете им. А.Л.Шанявского)

Начало научно-педагогической и просветительской деятельности Н.Я.Брюсовои совпадает с эпохальным периодом в истории отечественной музыкальной культуры. С одной стороны, именно во второй половине XIX века и начале XX века русская художественная культура складывается как целое, характеризуемое единством важнейших основополагающих признаков: обогащением языка, стиля и народного строя; созданием музыки под впечатлением литературных произведений, получивших широкое общественное звучание; тяготением к словесно-музыкальным жанрам - опере, романсу, песне, в инструментальной музыке - к конкретной программной образности; многообразием стилистических тенденций; стремлением к глубокому познанию народной жизни, духовного мира народа; накоплением фольклорного материала и его научным осмыслением; просветительскими тенденциями.

С другой стороны, углубление противоречий, связанных с вступлением России в стадию империализма, вызвало к жизни новое молодое поколение, смело ломавшее уже сложившиеся традиции. "Строптивые потомки осваивали наследие своих предшественников самыми неожиданными путями, обновляя и обогащая одни его стороны, отодвигая на второй план и даже легкомысленно отбрасывая другие" [91,с.325].

Как правило, представители русского искусства и литературы не принимали личного участия в политической борьбе, а отклики на современные события носили опосредованный характер. В музыке социальное обличение происходило через сказочно-пародийную форму в операх Римского-Корсакова ("Кащей Бессмертный", "Золотой петушок"), а преобразование жизни виделось либо только силой искусства (Скрябин), либо через предчувствие будущих гроз (Рахманинов), либо через абстрагированное представление "вечно этической правды" (Танеев). Большая часть писателей, художников, музыкантов подходила к решению социальных проблем как к решению проблемы гуманизма в искусстве с демократических позиций. Подавление революции 1905 года заставило многих художников обратиться к эстетическим проблемам в искусстве, отказаться от идеалистических позиций, встать на позиции связи искусства с жизнью.

В формировании научных, педагогических и просветительских взглядов Брюсовой мы видим немало типичного для развития всей русской мысли о музыке на рубеже XIX-XX столетий и в первой четверти XX века.

Для понимания сущности интересов и деятельности Брюсовой прежде всего необходимо рассмотреть её музыкально-эстетические взгляды, о которых можно судить по ряду опубликованных и архивных её статей. Если очертить круг основных музыкально-эстетических тем, интересовавших Брюсову, то кратко их проблематика сводится к следующему:

- выявление сущности музыки;

- размышления о музыкальной форме, о её пространственно-временной природе;

- восприятие музыки слушателем.

Большое влияние на формирование музыкально-эстетических взглядов Н.Я.Брюсовой сыграли труды Г.А.Лароша, общая направленность размышлений которого была связана со стремлением осознать самостоятельность музыкального мышления, а также необходимостью оценивать музыкальные явления исторически и рассматривать их не изолированно, а соотнося с общими для всех искусств закономерностями, характереными для данной эпохи (Г.А.Ларош: "Историческое изучение музыки", 1867г. и предисловие к выполненному им русскому переводу книги Э.Ганслика "О музыкально-прекрасном", 1910г.).

Восприняв от Г.А.Лароша исторический подход к рассмотрения) вопросов музыкальной науки, Брюсова применила этот метод к исследованию сущности музыки и изложила свои мысли в докладе "Наука о музыке и её исторические пути", прочитав его в обществе свободной эстетики (1910г.). Суждения Брюсовой можно суммировать следующим образом:

1) Музыка как ни одно из искусств связано с жизнью, так как она отражает суть жизни - движение. Именно полнота жизни, отражённая в музыкальном произведении, является причиной его эмоционального восприятия.

2) Закон музыкальной материи заключается в непрерывности движения, без его завершения, в стремлении к устойчивости, но без абсолютной устойчивости.

В решении этих вопросов мы, бесспорно, видим влияние "теории ладового ритма" {впоследствии "теории музыкального мышления") Яворского, ученицей которого Брюсова себя считала.

Философско-эстетический вопрос о сущности музыки ставится Брюсовой в неразрывной связи с проблемой формы и в связи с соображениями по поводу восприятия музыки слушателями. Взаимосвязь пространственного и временного компонент музыкального восприятия в отношении к музыкальной форме в её целостности у Брюсовой связана с характерным для начала века усилением связи музыки с другими видами искусств -театром, литературой, живописью. Брюсова выражает уверенность, что в дальнейшем теория формы как совокупность художественных средств станет наукой о законах, управляющих движением жизни. Позднее она не раз возвращается к проблеме стилевых особенностей формы и её содержания при исследовании творчества Скрябина, Танеева, Шопена, Бетховена.

И хотя вышеназванные темы в этот период не получают широкого научного обоснования в творчестве Брюсовой, однако эти размышления послужили логической платформой для изучения особенностей восприятия музыки слушателем.

Взгляды Н.Я. Брюсовой на руководство процессом слушания музыки

Анализ работ Н.Я.Брюсовой по вопросам слушания музыки показывает её удивительно широкий и в то же время тщательный подход к обучению этому виду деятельности. Процесс слушания у Брюсовой соответствует трём этапам восприятия: сначала на эмоциональном уровне, затем на уровне сознательного восприятия с постепенным возрастанием объёма осознанного, и, наконец, на эмоционально-сознательном уровне.

Прежде всего рассмотрим принципы, которыми руководствовалась Брюсова в своей деятельности по обучению всем видам музыкальной деятельности, в том числе и слушанию. Здесь надо отметить, что эти принципы были выработаны ею в процессе педагогической деятельности в Народной Консерватории и Частной музыкальной школе и что именно по её инициативе данные принципы были предложены в качестве основных для музыкальной работы в общеобразовательной школе [156,л.12].

Рассмотрим эти принципы: 1. Принцип наглядности. Заключается в необходимости демонстрации музыкальных произведений. Брюсова считала бесспорным тот факт, что возбудить интерес к музыке можно только самой музыкой [156,л.10]. Этот принцип естественным образом вытекает из природы и специфики самой музыки. Реализация данного принципа на практике требует постоянного и непрерывного художественного воздействия на слушателя через произведения истинно художественной ценности. При этом немаловажную роль играет единство исполнения и слушания через эмоциональное сопереживание . Хорошее исполнение обязательно тесно переплетается с внутренним восприятием самим исполнителем произведения как целого. Произведение можно считать хорошо исполненным, если исполнителю удастся убедительно раскрыть средствами пения или игры на музыкальных инструментах авторский замысел. С другой стороны, стараясь понять дорогу автора, слушатель должен быть творцом, чтобы повторить его работу. Он участвует в исполнении музыки, чувством следует за нею, как бы внутренне поёт её. [123, л.1, 146, л.2] .

2. Принцип творческого освоения музыки. Суть этого принципа связана с деятельностнои стороной слушания музыки и хоровым пением, а также с изучением музыкальной грамоты на "живом" материале песни. Учащиеся должны воспринимать музыку активно. Творческое освоение музыки должно пронизывать все виды музыкальной деятельности [48, с.55; 123, л. 9; 156, л.13]. Особое внимание при этом Н.Я.Брюсова уделяет "собственному творчеству и собственному исполнению" [156, л.14 об.].

3. Принцип связи музыки с жизнью. Музыка обогащает духовный мир ребёнка, даёт внутренние силы "для понимания и умения сознательно управлять своей жизнью" [23, с.13; 147, л.13]. Являясь выражением духовной, творческой работы композитора, преломляясь в душе слушателя через его собственные чувства, музыка становится "его собственным достоянием, его собственным языком. И ребёнок, и подросток должны научиться высказывать на этом языке (языке искусства -Н.Минор) свои самые смелые замыслы. Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребёнок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли. Привыкнув пользоваться этими уменьями для выражения своей воли, своего чувства, он будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воли и этому чувству " [147, л.12].

Занятия и беседы в соответствии с этими принципами должны быть построены таким образом, чтобы учащиеся постепенно обогащали и развивали свой духовный мир. "Одни из самых первых умений, которым надо научить людей, это - умения видеть и слышать, ощущать мир и себя в мире" [23, с.13; 24, с.5].

Эти принципы по своей сути и по сегодняшний день лежат в основе занятий музыкой в школе, так как они выражают и специфику музыки, и сущность познавательного процесса, и ценностные категории образовательного, воспитательного и эстетического значения музыки.

Для практической реализации рассматриваемых принципов Н.Я.Брюсова определяет пути обучения детей музыке:

1. Идти в слушании от внешнего к внутреннему, от чувственного - к сознательному, от простых произведений к сложным, от простых неспецифических знаний -к освоению музыкального языка.

2. Идти в пении от внутреннего к внешнему проявлению, от первоначального целостного восприятия ("безыскусственного" хорового пения) к осознанному исполнению. При этом "развитие музыкальной сознательности должно быть дано в каком-то живом воспроизведении музыки, и в него должны быть как бы вкраплены эти элементы музыки" [123, л.9].

Брюсова не сводит слушание просто к знакомству с музыкальными произведениями, это понятие у неё гораздо шире, чем пассивное слышание музыки. Именно на необходимость активизации процесса слышания, на понимание музыки слушателем указывала Брюсова, рассматривая проблемы слушания в своей архивной статье "Об умении слышать музыку" [146]. Она неоднократно указывала на то, что урок слушания в его полноценной реализации - одна из наиболее трудных задач для учителя музыки. На уроке слушания происходит воспитание чувств человека, и для их правильного формирования необходимо руководить этим процессом. Надо учить воспринимать музыку. Это положение, считающееся сейчас само собой разумеющимся, было совсем не очевидным в то время, когда Брюсова вместе с Яворским в 1906 году впервые в истории музыкальной педагогики ввели в преподавание "слушание" как отдельный музыкальный предмет, видя за ним будущее в деле музыкального воспитания.

Похожие диссертации на Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой