Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ Жизненный и творческий путь О.А.Апраксиной 12-87
1. Истоки становления мировоззрения и педагогических взглядов ОААпраксиной (1910 - 1936) 12
2. Основные этапы общественно-педагогической деятельности О А.Апраксиной
а) в консерватории г. Свердловска (ныне Екатеринбург) (1936 — 1940) и в Московской консерватории (1940 — 1944) 32
б) в Московском городском музыкально-педагогическом училище № 2 (1943-1955) и в НИИ Художественного воспитания АПН СССР (1944- 1970) , 45
в) в МГПИ им. В.ИЛенина (1966 - 1990) 75
ГЛАВА ВТОРАЯ Основные аспекты научно-педагогического наследия О.А.Апраксиной 88-174
1. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в научно-методических трудах О.А.Апраксиной 88
а) эволюция взглядов ученого-педагога на урок музыки как неотъемлемую составную часть школьных программ (на материале анализа программ 1947 — 1970) 90
б) сравнительная характеристика целей, задач, содержаниям структуры современного урока музыки ла примере:
— программы, разработанной под руководством Ю.Б.Алиева 112
— программы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского 118
2. Оптимизация процесса методической подготовки учителя-музыканта на музыкально-педагогическом факультете пединститута в научно-практической деятельности О.ААпраксиной
3. Проблемы подготовки кадров высшей квалификации для общеобразовательных школ, средних учебных заведений и вузов в педагогической деятельности О.А.Апраксиной 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175
БИБЛИОГРАФИЯ 178
ПРИЛОЖЕНИЯ 200
- Истоки становления мировоззрения и педагогических взглядов ОААпраксиной (1910 - 1936)
- Основные этапы общественно-педагогической деятельности О А.Апраксиной
- Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в научно-методических трудах О.А.Апраксиной
Введение к работе
Актуальность темы. Конец восьмидесятых — девяностые годы настоящего столетия в России — время стремительных социально-политических и экономических преобразований общества. Эти годы определяются как период социальной дестабилизации, возникшей в результате распада тоталитарного общественно-экономического строя и упразднения авторитарных методов руководства. Современную Россию характеризуют пестрота и неупорядоченная мозаичность реальных тенденций (гуманизация и рыночные отношения, коммерциализация науки и искусства, кризис в области культуры) на фоне болезненной ломки мировоззренческих установок людей и их ценностных ориентации. Положение, в котором оказалось все наше общество (и наука, культура, образование в том числе), можно охарактеризовать также, применив понятие "исторического перепутья" (Бокань Ю.И.).
Изменения, происходящие в обществе, предопределили необходимость серьезных корректив и трансформаций государственной системы образования. Данные изменения поставили перед всей российской государственной системой образования сложную задачу выбора правильного пути; в связи с этим возникает еще более сложная проблема критерия, призванного помочь сделать единственно правильный выбор в своем поступательном развитии.
Приоритетной сегодня является задача развития духовно богатой и многогранной личности учащегося. В связи с этим особую значимость приобретает искусство, реализация его воспитательно-образовательной функции в формировании индивидуально-личностных качеств учащихся, в раскрытии их духовного потенциала. Все сказанное выше в полной мере относится и к музыкально-эстетическому воспитанию и образованию детей и юношества.
Задачами совершенствования воспитания подрастающего поколения определяется подготовка специалиста-педагога для общеобразовательной школы, в том числе учителя-музыканта. На первый план выдвигается формирование личности педагога-музыканта, творчески индивидуальной, самобытной, сочетающей в себе высокую профессиональную компетентность, широкую эрудицию, инициативность.
Реформирование общеобразовательной и профессиональной школы вызвало необходимость внесения изменений в организацию и планирование учебной работы в образовательных структурах (школа, училище, вуз).
Претворение в жизнь целей, задач музыкально-эстетического воспитания и образования в условиях современной школы (вуза) требуют не только пересмотра, видоизменения и научного обоснования форм, методов и самого содержания музыкальных занятий, новых экспериментальных исследований, но и более глубокого и содержательного изучения истории музыкально-педагогической мысли. Поскольку именно познание истории способствует осмыслению и происшедшего в области музыкальной педагогики, и происходящего в этой сфере человеческого знания, обобщению явлений жизни средствами музыкального искусства, творческому развитию теории.
Таким образом, связь с практикой, с насущными задачами современности в органическом соединении с изучением исторического опыта призваны поднять эффективность музыкальной педагогики как науки, определить пути дальнейшего совершенствования музыкального образования детей и юношества.
Глубокое и всестороннее познание истории музыкальной педагогики — это не просто знание различных концепций, теорий, не просто критическое усвоение их во избежание односторонности точки зрения или повторения уже совершенных ошибок^Добротное знание истории, как писал А.Ф.Лосев,-есть... воспроизведение в уме эволюции сознания, приведшей к его наличному состоянию и движению дальше, к новым высотам" [192, 494].
Научные поиски теоретического, экспериментального и исторического характера по проблемам массового музыкального воспитания и подготовки учителей-музыкантов дали возможность музыкальной педагогике критически проанализировать и вобрать в себя достижения наиболее прогрессивных представителей русской и зарубежной педагогиче-
ской мысли и установить преемственность лучших традиций отечественной музыкальной культуры в целом.
Принцип историзма, являясь характерной чертой и основой научно-педагогических исследований, позволяет рассматривать поступательный характер явлений действительности сквозь историческую призму и трансформировать полученные в результате анализа выводы в настоящее и будущее.
Российскими учеными-музыкантами (советского периода) накоплен значительный опыт в изучении истории массового музыкального воспитания и образования. В первую очередь это фундаментальные исследования О.А.Апраксиной и Д.Л.Локшина. Освещение отдельных вопросов методики преподавания музыки в историческом ракурсе содержится в диссертациях и отдельных статьях В.И.Адищева, Ю.Б.Алиева, Н.АВетлу-гиной, В.С.Елисеевой, Л.В.Кикнадзе, К.Ф.Никольской, О.П.Соколовой, Г.М.Цыпина. Проблема подготовки педагогов-музыкантов в различные исторические периоды нашла отражение в диссертационных работах Т.ЫБа-туринской, АХ.Масловского, С.Н.Морозовой Т.Л.Якубовской. Высоко оценивая большие достижения и уровень названных научных изысканий, следует подчеркнуть недостаточность использования богатейшего наследия музыкально-методической мысли России в современной практике подготовки учителя музыки в педагогический, вузах страны.
История российского массового музыкального просветительства запечатлела имена ярких индивидуальностей, представителей музыкального искусства, на протяжении многих лет занимавшихся поиском новых, более действенных путей развития музьгкально-эстетического воспитания и образования детей и юношества О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Н-Я.Брюсова, А-Д.Городцов, С.В.Смоленский, В.Н.Шацкая, БЛЯворский.
Ольга Александровна Апраксина (1910 — 1990) — талантливый педагог-музыкант, замечательный ученый-исследователь — относится к числу наиболее значительных деятелей музыкальной педагогики России советского периода, сыгравших огромную роль в становлении и развитии
профессионального музыкал ьного образования учителей. Органично впитав традиции русских революционеров-демократов середины прошлого века, прогрессивные новации педагогов дореволюционной России, О.А.Апраксина начала свою трудовую педагогическую деятельность в 1936 году и более пяти десятилетий отдала делу воспитания детей, формированию средствами музыкального искусства нравственно-эстетических духовных потребностей молодых людей.
Взаимосвязь проблем музыкально-эстетического воспитания школьников и подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы, их взаимообусловленность и взаимозависимость (в новых исторических условиях) стали объектом глубокого изучения и научного исследования доктора педагогических наук, профессора О.А.Апраксиной. Конечным результатом многолетних, многотрудных и интенсивных научных поисков замечательного ученого-исследователя явились создание учебно-воспитательной системы высшего музыкально-педагогического образования и творческое практическое воплощение данной системы в стенах музыкального факультета Московского государственного педагогического института им. В.И.Леиина.
На протяжении почти трех десятилетий (1966-1990) педагогическая судьба О. А. Апраксиной была связана с музыкально -педагогическим факультетом МШИ им. В.И.Ленина, где она занимала ведущее положение среди своих коллег. Но ее практическая деятельность и творческое наследие до настоящего времени в целом не исследовались. Немногочисленные публикации, посвященные Апраксиной О.А., сводятся к статьям в энциклопедических изданиях, отдельным страницам в ряде книг, диссертаций, мемуарной литературе.
Анализируя литературу, посвященную О.А.Апраксиной, необходимо отметить статьи Ю.Б.Алиева и С.Н.Морозовой, характеризующие ее деятельность в общем, обзорном плане. В статьях В.К.Тевлиной, Г.М.Цыпина, Т. Л .Якубовской освещаются отдельные стороны научного и педагогического творчества Ольги Александровны. Но, в целом, названные работы не преследовали цели глубокого исследования и научной систематизации педагогического наследия О.А.Апраксиной.
Однако, изучение и систематизация педагогического наследия О.А.Апраксиной, предложенные ею пути совершенствования практиче-
ской подготовки высокопрофессионального учителя-музыканта безусловно представляют большой научный интерес, значительную практическую ценность. Критическое изучение творческого наследия О.А.Апраксиной может и должно также оказать существенную помощь при разработке вопросов оптимизации процесса обучения и воспитания современного школьного учителя музыки в педагогическом вузе.
Огромный теоретико-методический и практический опыт в области профессионального музыкального образования накоплен выдающимся советским педагогом-музыкантом за долгие годы работы. Многое в педагогическом наследии О.А.Апраксиной не потеряло своей значимости в настоящее время и может быть использовано при решении ряда вопросов музыкального образования и просвещения. В этом актуальность избранной темы.
Цель исследования — собрать и систематизировать материалы по избранной теме; выявить истоки формирования педагогических и музыкально-эстетических взглядов О.А.Апраксиной; проанализировать и обобщить основные принципы, содержание и методы музыкально-педагогической деятельности О.А.Апраксиной по изучению и прогнозированию опыта межличностных отношений между учителем и учащимися для решения важных вопросов музыкального воспитания и музыкально-педагогического образования.
Объектом исследования является научно-педагогическое наследие
О.А.Апраксиной в области музыкально-эстетического воспитания и образования.
Предметом исследования является изучение музыкально-педагогической и научно-исследовательской деятельности О.А.Апрак-синой в области высшего музыкально-педагогического образования молодежи и методики музыкального воспитания детей и подростков.
Задачи исследования.
1. Определить основные этапы музыкально-педагогической деятельности О.А.Апраксиной, проанализировав мировоззренческие истоки и процесс становления ее педагогических взглядов.
Раскрыть цели, задачи, содержание и принципы музыкально-эстетического воспитания школьников в теоретической и практической работе О.А.Апраксиной.
Раскрыть содержание, формы и методы профессиональной подготовки учителя-музыканта на музыкальном факультете педагогического вуза в научно-исследовательской и педагогической деятельности О.А.Апраксиной.
Проанализировать основные направления деятельности О.А.Апраксиной по подготовке ученых-исследователей в области музыкальной педагогики
Показать значение наследия О.А.Апраксиной для современной музыкально-педагогической теории и практики.
Методологической основой исследования являются историко-теоретический и системно-структурный подходы к изучению явлений художественной культуры. Мы руководствовались также основными положениями теории исторической изменчивости содержания терминов как основы историко-теоретического подхода, содержащиеся в философских трудах А.Ф.Лосева [192].
Для обоснования исследования использованы разработки отечественных педагогов (ВАСухомлинский, КД.Ушинский) и психологов (П.П.Блонский, Л.С.Вьпотский, С Л. Рубинштейн), о личности и ее формировании, о творчестве (Я.АПономарев, Б.М.Теплов. П.М.Якобсон); в музыкальной педагогике эти проблемы нашли отражение в трудах Б. В Асафьева, В.В.Медушевского, И.В.Назаикинского, В.Н.Шацкой, Б. Л .Яворского.
Методы, историко-логический, сравнительно-сопоставительный, текстологический и системный анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы; выявление и анализ публикаций и архивных документов О.А.Апраксиной; сбор, систематизация литературных источников и научных исследований, посвященных ей; анализ и обобщение с историко-педагогических позиций явлений и фактов, характеризующих
деятельность ученого-педагога; интервью с родственниками, учениками и коллегами О.А.Апраксиной.
Научная новизна состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка всестороннего исследования творческого наследия О.А.Апраксиной. В диссертации вскрыта и обобщена практическая деятельность Апраксиной; выявлены и проанализированы в процессе их эволюции педагогические взгляды на содержание, характер, пути и методы музыкального воспитания и образования молодежи; раскрыты в аналитическом аспекте особенности организации системы подготовки учителей-музыкантов в педвузе; реконструирована методика, формы и приемы воспитания ученых-исследователей; определено органичное соответствие педагогических установок О.А.Апраксиной тенденциям развития современной музыкальной педагогики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что :
впервые в научный оборот музыкальной педагогики вводятся архивные документы, посвященные научно-педагогической деятельности О.А.Апраксиной;
концептуальные положения педагогики Апраксиной рассмотрены в их системно-структурной взаимосвязи и выведены на уровень широких теоретических обобщений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она воссоздает значительный исторический этап в развитии отечественной музыкальной педагогики. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории музыкальной педагогики, в организации музыкально-педагогического образования, а также в лекционном курсе теории и методики музыкального образования школьников на музыкальных факультетах педагогических вузов и училищ, на курсах институтов усовершенствования учителей.
Научная достоверность исследования обусловлена использованием широкого круга источников.
Автором данной работы привлекались многочисленные научные, архивные, мемуарные источники, издания периодической печати, отражающие конкретные исторические этапы России XX столетия и состояния музыкального искусства, культуры, образования того периода.
Освоение наиболее ценных материалов и документов личного архива О.А.Апраксиной проходило в сложных условиях, поскольку это собрание в данный момент находится в стадии обработки сотрудниками фундаментальной библиотеки МГТГУ им. В.И.Ленина совместно с автором настоящего исследования и преподавателями кафедры пения и хорового дирижирования вышеназванного университета Т.Н.Батуринской, С.Н.Морозовой.
Значительную часть источников составили документальные материалы из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства ЦГАЛИ), Архива НИИ Художественного воспитания АПН СССР (ныне Исследовательский центр эстетического воспитания РАО), архива Московской государственной консерватории им. "П.И.Чайков-ского и архива Екатеринбургской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского.
Научную ценность представляют сведения, содержащиеся в интервью с родными О.А.Апраксиной, с бывшими ее аспирантами Л.Б.Бакти-гуловой, Н.В.Бенедиктовой, Т.АКолышевой, М.П.Сорокиной, Э.К.Сэт и коллегами А.Г.Менабени, Е.В.Николаевой, Т.Б.Родиной, М.И.Ройтер-штейном, О.П. Соколовой, Г.П.Стуловой, Г.И.Урбановичем и др.
В настоящем исследовании мы использовали материалы и фотодокументы из личного архива Л.В.Апраксина (племянника О.А.Апраксиной) и В.К.Тевлиной (аспирантки и коллеги О.А.Апраксиной).
Перечисленная группа источников позволила автору исследования воссоздать биографию О.А.Апраксиной; этапы жизненного пути в их хронологии помещены в "Приложении" диссертации.
Значительную часть источников составляют опубликованные труды О.А.Апраксиной; автором данного исследования была проведена работа по выявлению и систематизации публикаций ученого-исследователя; каталог научных трудов содержится в "Библиографии" диссертации.
Личная библиотека О.ААпраксиной, содержащая 317 единиц научно-методической литературы, переданная в дар музыкально-педагогическому факультету родственниками ученого, также была изучена и обработана автором исследования, что позволило открыть ее фонды широкому кругу читателей.
Помимо вышеуказанных архивных и литературно-документальных источников, имеющих непосредственное отношение к О .А. Апраксиной, автором диссертации было изучено большое количество фундаментальных теоретико-методических трудов по педагогике и психологии, истории музыкальной педагогики, музыковедению, музыкальному воспитанию и обучению, философские труды с целью более глубокого и полного раскрытия изучаемой проблемы.
Апробация и внедрение исследования осуществлялись в докладах на научно-методических конференциях Московского педагогического- государственного университета 1995 и 1996 годов; при обсуждении подготавливаемых к печати статей (1995, 1996, 1997 гг.); в процессе обсуждения диссертации на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ. Материалы исследования включены в курс лекций по валеологии Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана, в лекционные курсы по методике музыкального воспитания музыкально-педагогического лицея-колледжа № 21 и Музыкально-педгогического факультета Краснодарской государственной академии культуры и искусства (1995-1996).
Истоки становления мировоззрения и педагогических взглядов ОААпраксиной (1910 - 1936)
При изучении научно-педагогического наследия О.А.Апраксиной, прослеживается последовательность и целеустремленность, с которой она разрабатывала поставленные ею проблемы. При этом каждая из них (проблем) не только формирует свой круг изысканий: теория и история музыкального воспитания в школе, методика преподавания музыки в школе, восприятие музыки, хоровое пение как вид исполнительного искусства, подготовка педагогических кадров. Каждая проблема, вступает во взаимодействие и, пересекаясь друг с другом, они обосновывают и дополняют одна другую, рождаются и проистекают одна из другой.
Деятельность О.А.Апраксиной многогранна и многоэтапна. Каждый этап характеризуется преобладанием того или иного вида деятельности музыканта-педагога. Но редкая исследовательская и мировоззренческая целостность на. протяжении 60-ти лет творчества (а прожила Ольга Александровна 80 лет, пройдя через XX век и работая до последних дней своей жизни) имеет глубокие корни и уходит в те отдаленные годы, когда складывается личность, а именно в детство, отрочество и юность.
Ольга Александровна Апраксина родилась 17 июля (4 июля ст. ст.) 1910 года в городе Иваново-Вознесенске (ныне г. Иваново, областной центр) в семье служащих: отец бухгалтер, мать школьная учительница. Как указывала сама Ольга Александровна в автобиографии — "социальное происхождение: служащие, мещане" [125, 1]. Скупые строки автобиографии не раскрывают перед нами мир яркой, интересной семьи, в которой прошли детские и отроческие годы О.А.Апраксиной будущего ученого, музыканта, педагога.
Документальные источники свидетельствуют, что начало XX века характеризовалось глубокими социальными изменениями, происшедшими во всем мире. Нестабильность во всех сферах жизни (экономической, политической, общественной) была характерна и для России первого десятилетия XX века.
Страшные поражения России в войне с Японией, тяготы военных лет и невыносимые условия жизни народа способствовали политической радикализации общества. Январская трагедия 1905 года в Санкт-Петербурге (расстрел мирной демонстрации), получившая название Кровавого воскресенья, спровоцировала многочисленные бунты среди населения, в армии и на флоте. Требуя реформ в стране, крестьяне, рабочие и либеральная интеллигенция вышли на баррикады.
Город Иваново-Вознесенск, текстильная столица России, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом являлся одним из центров революции тех лет.
Бурные революционные события 1905-1907 гг. не оставили в стороне и семью Апраксиных. Дед Ольги Александровны по отцу — Павел Тихонович Апраксин - принимал самое активное участие в уличных боях 1905 года и умер в возрасте 47 лет в результате ранения, полученного во время вооруженных уличных столкновений с полицией.
В личном архиве О.А.Апраксиной нами найдено несколько стихотворений Павла Тихоновича, которые, несмотря на свой непрофессионализм, ярко рисуют атмосферу любви и взаимопонимания в семье Апраксиных.
Мы считаем необходимым подробнее остановиться на данном архивном документе, поскольку именно Павел Тихонович, дед Ольги Александровны, со свойственными ему добротой, душевной чуткостью, определял светлую ауру семьи Апраксиных. В атмосфере высокой нравственности, духовности, определяющей истинного русского интеллигента, воспитывался и Александр Павлович — отец Ольги Александровны. Текстологический анализ стихов П.Т.Апраксина, впервые проведенный нами, представлен в "Приложении" настоящей работы. Александр Павлович Апраксин, впитавший в себя освободительно-демократические идеи шестидесятников (60-е — нач. 70-х гг. XIX в.) и воспитанный в лучших традициях русской интеллигенции, явился достойным продолжателем дела своего отца.
Глубоким чувством гражданственности, стремлением быть полезным обществу, заботой о людях была проникнута вся жизнь Александра Павловича Апраксина.
Семья Апраксиных бережно хранила рукопись стихов Павла Тихоновича. Они (стихи), обращенные в будущее, к своим потомкам, являлись своеобразным поэтическим завещанием для детей Александра, Сергея, Николая, Марии, внуков Всеволода и Ольги, а в дальнейшем для правнука Левы.
Мать Ольги Александровны, Надежда Павловна, полностью разделяла взгляды своего мужа.
После подавления революции 1905-1907 гг. жестокими были репрессии столыпинской реакции в революционных центрах Москве, Санкт-Петербурге, особенно в Иваново-Вознесенске.
Мать Ольги Александровны близко принимала боль обездоленных детей, голодных сирот. Детская неграмотность, униженность, забитость, невежество ужасали ее. Горячо и преданно любящая детей, будучи учителем по призванию и образованию, Надежда Павловна активно включилась в движение по организации широкой сети народных школ в городе Иванове, на его окраинах, в деревнях.
Основные этапы общественно-педагогической деятельности О А.Апраксиной
По окончании в 1936 году Московской консерватории, получив специальность "педагог-методист музыкального воспитания" [125, 3], О.А.Апраксина была направлена Комитетом по делам искусств на работу в консерваторию г. Свердловска (ныне г. Екатеринбург), где и работала по 1940 год.
Решать задачи подготовки педагогов-музыкантов высшей квалификации для общеобразовательной школы в Уральском регионе был призван образованный в 1936 году музыкально-педагогический факультет Свердловской консерватории им. М.П.Мусоргского, деканом которого была назначена О.А.Апраксина.
Довольно большая часть профессорско-преподавательского состава консерватории относилась к вновь созданному факультету более чем снисходительно, считая его инородным телом в вузе; главная цель виделась им в подготовке исполнителей, музыкантов-виртуозов.
О.А.Апраксина со всей энергией своего характера отстаивала другую точку зрения, считая, что профессия учителя музыки определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие "учитель", и в понятие "музыкант", причем каждое из них в свою очередь многогранно.
Подчеркивая универсальный характер профессии учителя музыки, многоплановость его деятельности, Апраксина писала: " учитель должен быть музыкально образованным педагогом, достаточно свободно агадеть музыкальным инструментом, чтобы самому исполнять музыку, должен уметь увлекать музыкой как живым искусством" [91, 7].
Подчеркивая огромную ответственность учителя музыки, которая возлагается на него, указывала, что от него в значительной мере зависит, откроют ли дети для себя сокровища музыкального искусства или вырастут глухими к ним" [91, 7].
Особенно выделяла Ольга Александровна положение о том, что, воспитывая детей средствами музыкального искусства, учитель музыки должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью (разрядка наша — О.В.) в высоком общественном значении этого слова" [108, 32]. В связи с этим первостепенную значимость имеют мировоззрение, понятия, представления самого учителя.
Созвучной была позиция академика Б. В. Асафьева, который писал, что "...музыкальный педагог в общеобразовательной школе... должен быть и теоретиком, и регентом... и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем..." [146, 59]. "Подготовить такого педагога возможно, если профессиональная школа перестанет быть рассчитана на виртуозов или узких специалистов-ремесленников" [146, 59}.
В период работы в Свердловской консерватории ярко раскрылся талант руководителя и организатора Ольги Александровны, которая со свойственной ей решительностью, целеустремленностью и, вместе с тем деликатностью убеждала своих "оппонентов" в целесообразности и жизненной необходимости существования музыкально-педагогического факультета.
В 1936-1940 гг. музыкально-педагогический факультет Свердловской консерватории находился в стадии становления. Не было учебных планов, предметных программ, катастрофически не хватало педагогов-музыкантов в области детского музыкального воспитания и образования, квалификация которых позволяла бы им работать в стенах консерваторий. В таких условиях Апраксиной предстояло решить сложную задачу — сформировать коллектив преподавателей вверенного ей факультета.
Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества в научно-методических трудах О.А.Апраксиной
а) эволюция взглядов ученого-педагога на урок музыки как неотъемлемую составную часть школьных программ (на материале анализа программ 1947 - 1970 гг.)
б) сравнительная характеристика целей, задач, содержания и структуры современного урока музыки на примере:
- программы, разработанной под руководством Ю.Б.Алиева;
- программы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского.
Рассматривая музыкальное воспитание как составную часть всеобщего воспитания, предусмотренную в учебном плане общеобразовательной школы, О.А.Апраксина раскрыла содержание понятия "музыкальное воспитание" периода 60-х годов нашего столетия, его цели, уточнила задачи применительно к конкретному историческому периоду, дала характеристику основных методов и форм музыкального воспитания в школе.
На основе анализа архивных первоисточников нам представляется значительным для того периода, а также принципиально важным и сегодня, широкое раскрытие Ольгой Александровной Апраксиной содержания понятия "музыкальное воспитание". Музыкальное воспитание рассматривалось Апраксиной как эстетическое воспитание средствами музыкального искусства (воспитание эстетического отношения к музыке, эмоциональной отзывчивости, способности глубоко переживать ее содержание, воспитания любви к музыке, музыкальных способностей) в совокупности с общими- задачами школы по всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка. Такая трактовка позволяет нам определить понимание Апраксиной музыкального воспитания как "музыкально-эстетического" воспитания и рассмотрение его в качестве составной части художественно-эстетического воспитания, осуществляемого в школе.
Цель музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе — средствами музыкального искусства способствовать формированию духовного облика ребенка как неотъемлемой части гармоничной всесторонне развитой его личности.
Определяя задачи музыкально-эстетического воспитания в школе, Ольга. Александровна писала, что общеобразовательная школа должна дать учащимся основы музыкальной культуры, воспитать в них любовь и интерес к подлинно художественной музыке, развить их музыкальные способности, музыкально-эстетический вкус.
Подчеркивая приоритетное значение школы в музыкально-эстетическом воспитании детей, шире — в поднятии общей музыкальной культуры общества, Ольга Александровна писала: "Для музыкального развития ребенка важно... специальное музыкальное обучение,, организованное в соответствии с возрастом, характером ребенка, которое укрепляет интерес и любовь к музыке, потребность в ней" ЦП, 341..
Апраксина указывала, что основополагающим принципом.,, составляющим одну из особенностей теории и методики музыкально-эстетического воспитания советского периода, является принцип всеобщности, "у всех детей, если они не имеют каких-либо органических дефектов, при правильной постановке занятий, могут быть развиты музыкальные способности, воспитаны любовь к музыке и хороший музыкальный вкус" [113, 5].
Обосновывая в своих теоретические трудах главенствующую роль школы в музыкально-эстетическом воспитании детей, Апраксина ОЛ. в то время утверждала ставшее сегодня очевидным и хрестоматийным положение: "Только в общеобразовательной школе дети see без исключения получают организованное музыкальное воспитание"; основной формой музыкальной работы в школе является урок [ И1, 34].
Именно это положение обусловливает значение школьной программы по музыке. Несомненной заслугой О. А. Апраксиной-исследователя является анализ исторического развития программ по музыкальному воспитанию в школе советского периода, уточнение исходных позиций этих программ, достижений и недостатков педагогики и музыкознания, сопоставление и оценка содержания программ разных лет.
Немаловажен при этом факт личного участия О.А.Апраксиной в разработке программ по музыке, начиная с 1948 года. Являясь научным сотрудником НИИ теории и истории педагогики (1944-1947 гг.), затем — НИИ Художественного воспитания АПН СССР (1947 — 1970 гг.), О.А,Апраксина участвовала в определении самого содержания данных программ; в период 1959-1966 годы под ее непосредственным руководством составлялись "Объяснительные записки" к программам, в которых определялись цели введения музыкального воспитания в учебный план общеобразовательной школы, уточнялись его задачи в соогвегсгвии с требованиями времени.
Найденные нами в личном архиве Апраксиной рукописи ее работ позволяют проследить эволюцию ее взглядов по этой проблеме: от преобладания эмпирического начала (1943), через появление аналитических и исследовательских элементов (1947-1956), к уровню теоретических обоснований и обобщений (1958-1970).