Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Дедион Екатерина Леонтьевна

Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского
<
Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дедион Екатерина Леонтьевна. Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского : ил РГБ ОД 61:85-13/21

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. А.В. Луначарский о месте и роли эстетического воспитания в системе коммунистического воспитания 15-90

1. О сущности, целях и задачах эстетического воспитания 15-47

2. Эстетическое воспитание и проблема гармонического развития личности 47-90

ГЛАВА II. А.В. Луначарский об основных путях эстетического воспитания в школе 91-156

1. Взгляды А.В. Луначарского на эстетическое воспитание в учебной работе 91-133

2. Эстетическое воспитание детей во внеклассной и внешкольной работе 134-156

Заключение i57-i6i

Источники и литература 162-180

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы эстетического воспитания в наследии Луначарского обусловлена его местом и ролью в целостной системе коммунистического воспитания. Теория эстетического воспитания школьников, рассматриваемая в эстетическом наследии Луначарского, поможет определить пути его дальнейшего развития, решение задач эстетического воспитания, возникающих в практике современной советской школы.

Вопросы эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского нашли свое отражение в работах А.П. Пинкевича, Н.П. Лебедева-По-

Роткович Я.Н. История преподавания литературы в советской школе. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1976, с. 148-184.

т лянского, В.В. Королева, Т.Д. Корнейчика, З.И. Равкина , посвященных истории советской школы. В названных работах авторы рассматривают эстетическое воспитание в обобщенном виде, так как они ставили другие задачи, но отдельных сторон эстетического воспитания, художественного образования авторы касаются.

Особое значение для осмысления материала по теме нашего исследования представляет книга A.II. Пинкевича. Автор раскрывает борьбу Луначарского после победы Великого октября за новое реалистическое искусство. Тема "Искусство и революция" в наследии Луначарского выступает как стержневая, проходит в книге как "Искусство и партия" и "Искусство и Советское государство". Надо сказать, что в этом же ключе написаны лучшие статьи Луначарского о произведениях A.M. Горького, Маяковского, Серафимовича, Фурманова, Брюсова, Блока. Луначарский именно в этом плане подходит к определению сущности эстетического воспитания. Мысль о боевом подлинно партийном искусстве, его месте и роли в воспитании нового человека составляет главный пафос выступлений Луначарского в послеоктябрьский период, о чем пишет в своей работе А.П. Шшкевич "Советская педагогика за 10 лет /I9I7-I927 гг./""

Есть философские исследования, имеются работы по отдельным

Ф.Ф. Королев. Очерки по истории сов. школы и педагогики

/I9I7-I920/ - М.: Педагогика, 1958, с. 241-242.

Н.П. Лебедев-Полянский, А.В. Луначарский. - М.: Работник

просвещения, 1920, с. 26.

Ф.Ф. Королев, Т.Д. Корнейчек, З.И. Равкина. Очерки по истории советской школы и педагогики /І92І-І93І/Т М.: Просвещение, 1961, с. 68-79.

А.П. Пинкевич. Советская педагогика за 10 лет. І917-1927 гг. - М.: Учпедгиз, 1927. - 130 с.

- 9 -видам искусства, литературоведению . А. Кривошеева в работе "Эстетические взгляды А.В. Луначарского" раскрывает многогранную деятельность А.В. Луначарского по развитию отдельных видов искусства, показывает пути создания нового театра и его роли в воспитании человека.

На наш взгляд А. Кривошеева неверно дает оценку влияния А.В. Луначарского на развитие нового социалистического искусства и его роли в воспитании нового человека. Она пишет, что Луначарский переоценивал якобы "возможность" и "желательность" развития самого широкого пролетарского, социалистического и вообще последовательно демократического искусства еще в рамках буржуазного общества. На возможность и желательность появления такого искусства, как известно, указывал В.И. Ленин в статье "Партийная организация и партийная литература".

Содержательная общая характеристика взглядов Луначарского по вопросам эстетического воспитания дана в диссертации З.П. Игнатьевой "Программно-методическая работа Наркомпроса РСФСР в области

эстетического воспитания в школе /I9I7-I930 гг./ в период деятель-

р ности А.В. Луначарского" . Автор уделяет основное внимание анализу программ, ею исследован вопрос, как идеи Луначарского прёлом-

х Кривошеева А.И. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. - М.: Искусство, 1939. - 139 с. Лебедев А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство,1970.-314 с. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской

школе. - 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1976, с. 148-184. р Игнатьева З.П. Программно-методическая работа Наркомпроса

РСФСР в области эстетического воспитания в школе /I9I7-I930 гг./

в период деятельности А.В. Луначарского. - Дисс... канд. пед. наук.

- М., 1964, 207 с.

- 10 -лялись в программах по эстетическому воспитанию и какая проводилась методическая работа по эстетическому воспитанию Наркомпросом в школах тех лет.

В обобщенном плане вопросы эстетического воспитания были представлены в юбилейных работах1.

Об огромном интересе широкой педагогической общественности к наследию А.В. Луначарского свидетельствует многократное издание его трудов по вопросам образования и коммунистического воспитания. Так, в сборнике "А.В. Луначарский о народном образовании" /М., 1958 г./2, изданным АШ РСФСР, включены избранные произведения Луначарского по вопросам народного образования, его важнейшие статьи и речи за период с 1917 по 1929 гг. В сборнике представлены обзорные доклады наркома, его статьи и выступления по отдельным проблемам школьного строительства.

В 1976 году вышел сборник""А.В. Луначарский. О воспитании и образовании" под редакцией A.M. Арсеньева . Представленные работы воссоздают образ А.В. Луначарского - крупного организатора народного образования, выдающегося государственного деятеля. В сборни-

Лебедев-Полянский А.П. Биографический очерк к пятидесятилетию со дня рождения Луначарского. - М.: 1926. - 36 с.

Кольцов М. Литературные портреты. - М.: Правда, 1956, с.24-25. 100-летие А.В. Луначарского. - М.: Политиздат, 1977, с. 61. Корнейчик Т.Д. А.В. Луначарский об эстетическом воспитании

подрастающего поколения. - Советская педагогика, 1962, № 4,с.102-П2.

А.В. Луначарский о народном образовании. - М.: АПН РСФСР,

1958. - 547 с.

А.В. Луначарский о воспитании и образовании. - /Под ред. Арсеньева A.M. и др. - М.: Педагогика, 1976. - 631 с.

- II-

ке показана разносторонняя педагогическая и просветительная деятельность А.В. Луначарского. В нем выделены три основные проблемы: I/ задачи строительства новой школы; 2/ проблемы воспитания нового человека; 3/ вопросы образования и обучения. В сборник вошли теоретические работы, раскрывающие взгляды А.В. Луначарского на сутцность эстетического воспитания, отобраны материалы, наиболее важные и характерные для становления системы эстетического воспитания советской школы.

' Выходили и другие материалы о деятельности А.В. Луначарского на посту наркома просвещения^.

Отмечая бесспорные достоинства и ценность названных исследований, следует отметить, что избранная нами проблема не нашла в них должного отражения.

Недостаточная изученность проблемы определила выбор темы работы - "Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского".

Предмет исследования - наследие А.В. Луначарского в области эстетического воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования состоит в том, чтобы с позиции задач, стоящих перед современной общеобразовательной школой, проанализировать наследие А.В. Луначарского в области эстетического воспитания подрастающего поколения.

т В.И. Ленин и А.В. Луначарский. Переписка, доклады, документы. - М.: Наука. - 745 с.

Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской

школе. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 197.0. - 314 с. А.В. Луначарский. Исследования и материалы. - Л.: Наука,

1978. - 233 с.

Трифонов Н.А. А.В. Луначарский и советская литература. - М.:

Художественная литература, 1974. - 572 с.

В задачи данного исследования входило:

  1. Характеристика взглядов А.В. Луначарского на место и роль эстетического воспитания в системе коммунистического воспитания, в формировании гармонически развитой личности социалистического общества.

  2. Анализ педагогических воззрений А.В. Луначарского на сущность, цели и задачи эстетического воспитания подрастающего поколения.

  3. Выявление педагогических идей А.В. Луначарского о путях, методах, формах, средствах эстетического воспитания учащихся в учебно-воспитательной работе советской школы.

Методология и методы исследования. Методологической основой данного исследования явились труды основоположников научного коммунизма, решения партийных съездов и конференций, Пленумов ЦК КПСС, постановления правительства РСФСР и СССР по вопросам литературы и искусства, обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Автор использовал следующие методы историко-педагогического исследования:

а/ изучение теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, документов Коммунистической партии и Советского правительства по идеологической работе, народному образованию, коммунистическому воспитанию, искусству и литературе, трудов А.В. Луначарского по вопросам эстетического и художественного образования, документов Наркомпроса по эстетическому воспитанию, составленных Луначарским и при его участии, документов органов народного образования по эстетическому воспитанию, отчєтое. органов народного образования, учебных планов общеобразовательных школ, программ,учебно-методической литературы по эстетическому воспитанию в период

- ІЗ -

деятельности А.В. Луначарского;

б/ поиск и изучение не исследованных и не опубликованных ранее материалов в /ЦПА/ Центральном партийном архиве /Щік/ института Маркса-Энгельса-Ленина - при ЦК КПСС /фонд А.В. Луначарского/;'. в Центральном Государственном архиве ЦГА РСЗСР; Центральном Государственном архиве Октябрьской революции /ЦГАОР/ и социалистического строительства СССР /фонд Наркомпроса, Главсоцвоса/;

в/ анализ работ, в том числе диссертационных, посвященных педагогическому исследованию Луначарского, материалов периодической печати по проблеме эстетического воспитания;

г/ сопоставительный анализ полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые прослеживается становление и развитие целостной системы взглядов А.В. Луначарского на проблему эстетического воспитания. Материалы исследования показывают, что разработка вопросов эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского имеет непреходящее значение для современной педагогической науки и школьной практики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исторические факты, теоретические положения и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в научных исследованиях по теории и истории педагогики. Материалы данного исследования обогатят содержание соответствующих лекционных и практических занятий, спецкурсов по истории педагогики, а также могут быть использованы исследователями, занимающимися вопросами эстетического воспитания в историко-педагогическом аспекте.

Основные положения диссертации, составляющие её научную новизну и практическую значимость, выносятся на защиту.

Апробация материалов исследования.

За период работы над темой данного исследования /1976-82/ его содержание, логика, структура обсуждались на заседании кафедры педагогики НГПИ; результаты исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава НГПИ, посвященных итогам научно-исследовательской работы за 1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982 годы.

Основные результаты исследования доложены на Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведениях /Москва, 1970 г./;

на Ш Всероссийском симпозиуме молодых ученых "Научно-технический прогресс и эстетическое воспитание" /Москва, 1971 г./;

на У Всероссийском симпозиуме "Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС" /Москва, 1977 г./;

на Всесоюзной научно-практической конференции "Взаимосвязь теории и практики в эстетическом воспитании школьников" /Ереван, 1977 г./;

на Всероссийской научно-практической конференции по самостоятельной работе студентов в вузе /Новосибирск, 1978 г.. .... v./

на научной конференции "Пути повышения воспитывающей функции урока" /Новосибирск, 1981 г./ и др.

Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. v

О сущности, целях и задачах эстетического воспитания

А.В. Луначарский в определении сущности эстетического воспитания исходил из марксистско-ленинского учения о двух культурах в каждой национальной культуре. Ленинское положение о необходимости открыть для народа все духовные ценности прошлого, сформулированные во второй программе партии и принятой УШ съездом, явились для Луначарского методологической основой для определения сущности эстетического воспитания.

А.В. Луначарский еще в 1912 году в "Реферате Г.В. Плеханова", опубликованном в газете "Парижский вестник" /1912, 16 ноября, В 4/, пытался разрешить вопрос о месте и роли эстетического воспитания. Луначарский еще тогда изложил свой взгляд на новую эстетику. Он говорил: "Характерным для этой эстетики является взгляд на искусство как на орудие в борьбе человека за лучшее существование. Такое искусство не уводит нас от жизни, а наоборот, украшает эту жизнь, представляет ее нам в наиболее доступной для восприятия форме, объясняет ее. Это искусство - искусство пролетариата. Ибо этот класс не в состоянии уйти от подлинной реальной жизни".

Взгляд Луначарского на место и роль новой эстетики раскрывается в том, что она в своей основе имеет прочный фундамент позитивных естественных и социальных знаний о мире. социализм и красота неотделимы друг от друга. Раскрывая взгляд на красоту в новой жизни, А.В. Луначарский стремился к переделке ее во всем, начиная от внешнего облика, манеры поведения человека до его отношения к природе, труду, своей социалистической родине. Человек, познавая красоту, познает смысл собственной жизни, но для этого, по мнению Луначарского, надо овладеть развитым /т.е. воспитанным/ чувством прекрасного. Эстетические чувства пробуждают и формируют не только природа и искусство-, но и весь уклад нового социалистического строя. Именно это Луначарский имел в ввду, когда повторял слова В.И. Ленина, что "коммунистический строй способен создать красоту, безмерно превосходящую, все, о чем могли только мечтать в прошлом" .

Разрабатывая основы научной организации эстетического воспитания, Луначарский считал, что эстетическое воспитание подрастающего поколения возможно только на основе марксистско-ленинской эстетики - науки, которая занимается общими законами эстетического сознания и эстетической деятельности, закономерностями развития эстетического отношения человека к действительности. Луначарский определял эстетику как науку "об оценке и отчасти о вытекающей из оценки творческой деятельности" . Еще в дореволюционной работе "Основы позитивной эстетики" /1903 г./ он излагал реалистические взгляды на красоту жизни, связывая ее с революционной борьбой пролзтариата. По мнению Луначарского, праздная жизнь буржуазного общества, основанная на эксплуатации, не может быть красивой. Именно в революционной борьбе за лучшую жизнь Луначарский видит условия подлинного социального равенства людей, выдержавших экзамен на "красоту". В работе "Основы позитивной эстетики" А.В. Луначарский показывает красоту человеческой жизни, впервые делает подход к пониманию сущности эстетического воспитания, его месте и роли в воспитании личности. А.В. Луначарский в коренном преобразовании общества видел смысл в условиях человеческой жизни и деятельности. А суть этой деятельности, как писал К. Маркс состоит в том, что человек в отличии от животного действует разумно и целесообразно "по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку" . Говоря об этом, можно сделать вывод о том, что человек, перерабатывая природное вещество, формирует объект труда по-новому, создает качественно новые вещи, материальные и духовные ценности. Человек создает предметный мир соответственно своим потребностям, раскрывается в своей творческой сущности. Ленин писал: "Материя.есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, и т.п."

Исходя из марксистско-ленинской эстетики Луначарский рассматривает генезис эстетического в самой действительности, различные формы эстетического сознания, начиная с эстетического восприятия, чувств, эстетических оценок, до эстетических концепций.

В работе "Основы позитивной эстетики" показаны первые истоки борьбы за место и роль эстетического воспитания в обществе Здесь А.В. Луначарский утверждает, что различия в еотетических эмоциях и в эстетических оценках /отвращение, наслаждение, прекрасное, безобразное/ определяются природой человеческого организма. Только в процессе общественной практики, по мнению Луначарского, дифференцируются эстетические эмоции и эстетические оценки. Луначарский в понимании этого вопроса был материалистом, но имел свой взгляд на вопрос о критерии правильности тех изображений, которые доставляют нам чувства, именно это и отличало его от других философов-материалистов, именно это отличие многие исследователи /А. Кривошеева, А. Лебедев, А. Дейч/ осуіодают как биологизм.

"Нельзя быть материалистом, - подчеркивал Ленин, - не решая утвердительно этого вопроса,, но можно быть материалистом при различных взглядах на вопрос о критерии правильности тех изображений, - которые поставляют нам чувства" . В трактовке данного вопроса Луначарский исходил, что "для истинного реализма в философии и в эстетике, мир существует вне и независимо от сознания человека, а среда существует вне и независимо от организма, что в своих

Эстетическое воспитание и проблема гармонического развития личности

Идея всестороннего развития человека волновала умы многих педагогов прошлого. Научное обоснование исторической необходимости всестороннего развития личности дали К.. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Установив объективные условия всестороннего развития личности, они доказали, что это не просто гуманная идея, а неумолимый закон исторического развития человечества. "На место старого буржуазного общества с его классом, и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каящого является условием свободного развития всех".

Классики марксизма-ленинизма гениально предвидели, что в коммунистическом обществе все будет подчинено созданию необходимых экономических, политических и организационных условий, обеспечивающих удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

А.В. Луначарский, следуя за К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, рассматривает всестороннее развитие личности как социальную проблему, разрешение которой зависит прежде всего от общественно-экономических условий жизни общества.

В.И. Ленин рассматривал всестороннее развитие личности не как задачу сегодняшнего дня, а как задачу будущего и не требовал от общества и школы ее немедленного разрешения. "Переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет, должен идти и придет, но только через долгий ряд лет. Пытаться сегодня практически предвосхитить этот грядущий результат вполне развитого, вполне упрочившегося и сложившегося, вполне развернутого и созревшего коммунизма, это все равно, что четырехлетнего ребенка учить высшей математике .

А.В. Луначарский теорию эстетического воспитания и проблему всестороннего развития личности разрабатывал на материалистической, марксистско-ленинской основе. Проблема воспитания всесторонне развитой личности в наследии Луначарского находилась в постоянном поиске, развивалась в ожесточенной борьбе с буржуазной идеологией .

В первые годы Советской власти Д917-1920/ противники новой советской школы открыто вели борьбу с марксистской идеей об эстетическом воспитании и идеей гармонического развития личности. Луначарский боролся против тех, кто пропагандировал свои антисоциалистические взгляды на проблему формирования нового социалистического идеала. Антисоциалистические взгляды на проблему формирования нового человека отражались на страницах педагогических изданий, в таких журналах как: "Новая школа", "Периодическая мысль", "Народный учитель". Педагоги, как например, В.И. Чернолуский и В.П. Вахтеров, стоявшие до октября на прогрессивных позициях, после октября оказались в одном лагере с реакцией и саботажниками, и стали открыто пропагандировать идеи о воспитании нового человека без учета основного ленинского принципа связи школы с жизнью, учения с трудом. Не учитывая новых исторических условий, они развивали старые идеи, например, идею "свободного воспитания", и идею независимости школы от политики.

Огромное значение в борьбе за марксистско-ленинское понимание теории эстетического воспитания и проблемы гармонического развития личности против старых идей имело опубликование документов о школе в октябре 1918 года. /"Основные принципы единой трудовой школы", "Положение об единой трудовой школе"/. Эти документы разрабатывались под непосредственным руководством А.В. Луначарского. В них Луначарский выразил основные принципы эстетического воспитания и идеи формирования нового человека, внес ясность в понимание основного вопроса связи школы с жизнью, с практикой социалистического строительства, а также о значении труда в воспитании детей и о роли знаний в подготовке нового человека. Эти документы в качестве основной задачи новой школы выдвигали всестороннее развитие личности ученика в соответствии с социалистическими идеалами воспитания. А.В. Луначарский писал: "Такой человек слышит весь концерт, который играет вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же время сам он играет на одном определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его сердце" .

Красота нового человека, по мнению А.В. Луначарского, не привносится в жизнь только из искусства, она воплощается в человеке в процессе активной трудовой деятельности, воспитывается в целостности и гармонии. Именно поэтому общественно-эстетический идеал является объективным критерием оценки прекрасного в жизни и искусстве .

Первые попытки осветить взгляды Луначарского на вопросы эстетического воспитания и проблему гармонического развития личности были предприняты в 20-х годах А.А. Лебедевым-Полянским . Автор книги дает анализ деятельности Луначарского как народного комиссара просвещения Советской страны, строителя советской социалистической культуры. На фоне исторического развития новой социалистической культуры Лебедев-Полянский показывает огромную роль А.В. Луначарского в разработке теории эстетического воспитания и проблемы гармонического развития личности. В книге прослеживается социально-педагогическая значимость эстетического воспитания средствами искусства в формировании нового человека.

Взгляды А.В. Луначарского на эстетическое воспитание в учебной работе

Великая Октябрьская социалистическая революция поставила в области народного образования историческую задачу: ликвидировать вековую культурную отсталость, изменить духовный облик трудящихся масс, создать многомиллионную социалистическую интеллигенцию. Для выполнения этой грандиозной задачи необходимо было вооружить все подрастающее поколение нашей страны основами наук, политехническими знаниями, трудовыми умениями, эстетикой человеческих отношений, научить борьбе во имя великой цели и идеалов.

В истории не было прецедентов построения в государственном масштабе школы социалистического типа, и Наркомпросу во главе с А.В. Луначарским предстояли настойчивые поиски и проверка идей и принципов такой школы на практике. Государство диктатуры пролетариата, марксистско-ленинское учение о воспитании и образовании, программные требования партии, централизация руководства делом народного образования - все это составило методологическую и организационную основу школьной реформы. Практическое решение задачи строительства новой системы народного образования на социалистических началах требовало от Наркомпроса тщательной теоретической разработки. Октябрьская революция, ликвидировав социальные корни темноты и невежества, изменила роль и назначение школы.

Главные направления в строительстве социалистической школы были определены в трудах Маркса-Энгельса-Ленина и программных требованиях большевиков. Поэтому, когда вопрос о социалистической революции в области народного образования стал делом непосредственной практики, теоретические поиски Наркомпроса шли по пути определения форм и методов осуществления перестройки школы.

Взгляды А.В. Луначарского на эстетическое воспитание в учебной работе выразились,- по его словам,, в "формуле Владимира Ильича - учиться,: работая,, и работать „ учась, воспитывая себя". Будучи по своей научной подготовке и склонности гуманитарием, А.В. Луначарский прекрасно понимал необходимость широкой подготовки учащихся советской школы, гармонически соединяющей высокий теоретический уровень обучения с умением практически участвовать в социалистическом строительстве.

Луначарский совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским сыграл большую роль в теоретической разработке программных документов школьной реформы. При этом необходимо отметить, что от педагогических взглядов наркома во многом зависело правильное решение того или иного вопроса. Строительство советской школы начало осуществляться в условиях, когда советская педагогика находилась в стадии своего становления и не имела готовых ответов на все вопросы, порождаемые практикой строительства, когда требовалось идейно-теоретическое перевооружение главной массы учительства на основах марксистско-ленинской теории. В этих условиях теоретическая разработка эстетического воспитания и пропаганда его приобретала огромное значение, и в лице А.В. Луначарского советская педагогическая мысль имела не только одного из талантливейших пропагандистов педагогических взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, но и крупного ученого, обогатившего советскую педагогику замечательными идеями.

Луначарский, излагая свои взгляды на эстетическое воспитание в процессе обучения, исходил из учения к# Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о воспитании, выдвинул задачу: вооружить молодое поколение научными знаниями о природе и обществе, выработать научное материалистическое мировоззрение, коммунистические взгляды и убеждения. Руководствуясь принципом партийности, он стремился к тому, чтобы школа всю свою работу строила в расчете на развитие и умелое использование в каждом учащемся его природных задатков.

Первые годы работы Луначарского в Наркомпросе были посвящены коренному пересмотру содержания образования в школе в свете ленинских требований связи обучения с жизнью, с практикой социалистического строительства.

Разработка Луначарским и другими педагогами-марксистами нового содержания эстетического воспитания в советской трудовой школе, его направленность на связь обучения с жизнью со всей остротой поставили перед педагогической теорией и практикой вопрос о новых организационно-методических формах учебного процесса. Особенно вторая половина двадцатых годов была временем серьезных педагогических поисков и интересных находок в области эстетического воспитания детей в школе.

Научно-исследовательские институты, опытно-показательные учреждения и опытные станции Наркомпроса вели работу по изучению психологии детского творчества, многое сделали для разработки эстетического /художественного/ воспитания в учебной работе.

Эстетическое воспитание в учебной работе в наследии А.Б. Луначарского было направлено на развитие творчества детей, на приобщение их к искусству взрослых. Зта проблема остается и сегодня не решенной. Замечательный опыт тех лет принесет громадную пользу для школ наших дней.

Вопросами эстетического воспитания детей вместе с Луначарским занимались Н.К. Крупская, Н.Я. Брюсова, Е.Т. Руднева, Ю.М. Бонди и др. педагоги и деятели культуры.

В становление взглядов Луначарского на вопросы эстетического воспитания в учебной работе возникали трудности.

В информационном обзоре "Еженедельника" Наркомпроса за 1921-1922 гг. отмечалось, что противниками новой общеобразовательной школы поддерживались различные теории: "искусства для искусства", "эстетизм" и формализм, а некоторые поддерживали и такую точку зрения, что "эстетическое воспитание в этих условиях есть утопия, так как в школах полностью отсутствуют элементарные оборудование и пособия"1. По этому поводу на страницах печати в I92I-I922 гг. шла острая дискуссия по вопросам эстетического воспитания и его месте в школе.

В дискуссии приняли участие А.В. Луначарский, П. Сакулин и В. Полянский . А.В. Луначарский выступил со статьями против формализма в искусстве "Наши задачи в области художественной жизни /1920 г»/, "Основы художественного образования" /1923 г./, "формализм в науке и искусстве" /1924 г.г. Зти статьи помогли многим учителям и другим представителям литературы и искусства выработать правильный взгляд на искусство, на организацию эстетического воспитания в учебно-воспитательной работе школы.

А.В. Луначарский разъяснял учителям и другим работникам народного образования, общественности, что школа должна стать центром художественного воспитания, содержанием которого должны быть наука, труд и искусство.

Эстетическое воспитание детей во внеклассной и внешкольной работе

Много ценных идей по внеклассной и внешкольной работе, найдет для себя учитель в эстетическом наследии А.В. Луначарского.

В 20-е годы по инициативе А.В. Луначарского была создана государственная система внешкольных детских учреждений. Были организованы станции юннатов, детские технические станции, дома художественного воспитания детей, театры юного зрителя, детские кинотеатры и библиотеки, стадионы и детские спортивные школы, парки, детские железные дороги и комплексные внешкольные детские учреждения -Дворцы и Дома пионеров и школьников. Создавались условия для подготовки кадров внешкольных работников.

Луначарский как нарком просвещения в условиях первых лет Советской власти, когда страна еще находилась в трудных экономических условиях, потребовал от органов народного образования четкого планирования внешкольной работы, постоянного контроля за деятельностью внешкольных детских учреждений, обеспечения тесной их связи со школой, совершенствования дела подготовки и переподготовки кадров внешкольных работников, обобщения и распространения передового опыта.

На местах Луначарский опирался на руководство партийных организаций, на помощь и участие профсоюзов и комсомола в развитии сети внешкольных учреждений, подготовке кадров, в привлечении к внешкольной работе с детьми широкой советской общественности. А.В. Луначарский, будучи хорошо знаком с художественной интеллигенцией, стремился привлечь ее к внешкольной работе ; это были и художники, и писатели, и композиторы, которые работали в ТЮЗах, Домах и Дворцах пионеров и школьников, обслуживали большое число детей. Здесь ими проводилась кружковая и студийная работа с постоянным составом школьников,, массовые мероприятия, вечера, праздники, конкурсы, олимпиады. В клубах юных музыкантов и театральных секциях работали музыканты, художники, композиторы по выявлению и развитию творческих способностей детей.

Организация работы среди детей по развитию художественных способностей дополнялась занятиями в кружках юных судостроителей, авиастроителей, физики, химии и математики /в Свердловске, Томске, Воронеже,. Перми, Иваново, Новосибирске/.

Центральная детская техническая станция Наркомпроса проводила заочные состязания, в которых принимали участие члены школьных авиамодельных кружков, детских технических станций, аэроклубов, Осоавиахима, пионерских лагерей, детских парков, площадок при домоуправлениях.

В 1928 году ЦК ВКП/б/ признал необходимым организовать при Академии коммунистического воспитания отделение по подготовке внешкольных работников и "включить в программу педвузов и педтех-никумов вопросы теории и практики пионердвижения" . Академия коммунистического воспитания занимала особое место в системе подготовки кадров внешкольных работников. Здесь готовились методисты, организаторы детского движения, организаторы внешкольной воспитательной работы. Студенты наряду с теоретической подготовкой получали практическую подготовку. Они вели большую общественную работу на заводах, фабриках, в деревне. Преподавали Академики коммунистического воспитания А.В. Луначарский, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.Ф. Свадковский. Выпускники отделения внешкольной работы АКВ вооружались глубокими знаниями марксизма-ленинизма, изучали педагогику и психологию, приобретали практические навыки внешкольной работы с детьми как в городе, так и в деревне.

Наркомпрос и ЦК ВЛКСМ регулярно созывали совещания руководящих работников детских внешкольных учреждений, где обсуждались вопросы переподготовки кадров, планы развития сети внешкольных учреждений, проблемы совершенствования содержания внешкольной воспитательной работы. Так, по поручению Луначарского совместно с ЦК комсомола Центральная детская техническая станция проводила совещания со специалистами по вопросам развития детского технического творчества, на которых остро стояли вопросы подготовки кадров нешкольных работников. Планомерная, педагогическая продуманная, политически направленная совместная работа школы и внешкольных учреждений,, по мнению А.В. Луначарского, развивала творческие способности и общественные интересы учащихся.

Идеи А.В. Луначарского по организации внешкольной работы отразились и в последующих постановлениях. Так, реализуя исторические решения ЦК ВКП/б/ /1931 г./, коллегия Наркомпроса приняла решения о создании в Ленинграде /1933/ Внешкольного педагогического техникума с отделениями: трудовое, внешкольное, физкультурное, библиотечное, отделение по подготовке работников для детских домов, что не могло не отразиться на внешкольной работе, на ее содержательной и организационной стороне.

А.В. Луначарский рассматривал не только содержательную сторону внешкольной работы, не только показал пути, но и средства формирования эстетических вкусов, творческих способностей учащихся. А.В. Луначарский процесс эстетического формирования личности во внеклассной и внешкольной работе тесно связывал с преподаванием учебных дисциплин в школе. Он писал о том, что школьное преподавание должно дополняться широкой системой внешкольной работы. Внешкольная работа призвана прежде всего расширять познавательный кругозор подростка и юноши. "Как бы ни была хороша школьная программа, она не может никогда дать всего того, что надо знать молодежи, что надо будет знать человеку в дальнейшей жизни" .

А.В. Луначарский считал, что внешкольная работа должна воспитывать у учащихся "общественные инстинкты", расширять рамки общественных переживаний детей, сблизить школу с общественной жизнью страны. Система внешкольной работы помогает учащимся не только познавать жизнь, но и воздействовать на нее. Придавая большое значение внеклассной работе в системе коммунистического воспитания личности, Луначарский неоднократно говорил, что внешкольная работа позволяет молодому человеку широко развивать свои индивидуальные склонности и способности,, проявить себя как личность, заполнить досуг содержательной и полезной деятельностью. Во внеклассной работе в формировании эстетических потребностей А.В. Луначарский большое место отводит книге, изданию литературы для детей. В своих воспоминаниях о Луначарском К.И. Чуковский цитирцет письмо Наркома от 1918 года "с просьбой дать отзыв о детских сказках И. Пуни, предназначенных для издания" . Зто письмо, подчеркивает К. Чуковский, характерно как свидетельство постоянной заботы Луначарского о детской литературе и детском чтении.

Похожие диссертации на Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского