Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Алексеева Любовь Викторовна

Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова
<
Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алексеева Любовь Викторовна. Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2004 186 c. РГБ ОД, 61:04-13/1471

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы исследования... 14

1.1. Нравственное воспитание как педагогическая проблема .. 14

1.2. Педагогическое творчество М.И. Демкова как представителя классической педагогики 42

1.3. Исследователи о вкладе М.И. Демкова в развитие педагогической мысли и проблемы нравственного воспитания 54

Выводы по первой главе 70

ГЛАВА II. Характеристика концептуальных положений М.И. Демкова о нравственном воспитании 72

2.1. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию 72

2.2. Педагогическое сопровождение воспитания нравственной личности 94

2.3. Возможности применения педагогического наследия

М.И. Демкова в современной практике воспитания 127

Выводы по второй главе 146

Заключение 149

Список литературы 153

Приложения 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XXI века в нашей стране ознаменовано повышенным вниманием к историческому наследию. Одним из условий познания педагогической истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью, что побуждает нас постоянно обращаться к педагогическим трудам ученых прошлого. Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения наследия, созданного предыдущими поколениями, без выделения в этом наследии того, что принадлежит будущему. В современных документах по модернизации образования сформулирована стратегическая цель, заключающаяся в повышении качества образования и воспитания, подчёркивается приоритет воспитания в образовании, важность формирования нравственной личности, самостоятельной, толерантной, инициативной, обладающей гражданской ответственностью, социальной и культурной компетентностью, способностью к самоопределению, самореализации в современном социокультурном пространстве.

Актуальность воспитательной проблематики особенно обострилась в последние десятилетия, поскольку утрата традиционных ценностей привела к распространению в общественном сознании непонимания важности воспитательной деятельности как в школах, так и в социуме в целом. В связи с изменением политической структуры российского общества изменились нравственные ценности и ориентиры, наиболее остро встала проблема поиска путей нравственного воспитания.

Смена нравственных приоритетов влечет за собой пересмотр, переосмысление устоявшихся и разработку новых научных взглядов в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения.

Гуманистические идеи в области нравственного воспитания, содержащиеся в трудах Аристотеля, В.Г. Гегеля, К.А. Гельвеция, И. Канта,

ЯЛ, Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, представляют значительный интерес и в настоящее время.

Особый вклад в определение концептуальных основ нравственного воспитания внесли труды таких отечественных ученых — философов и педагогов, как В.Г. Белинский, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вент-цель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Н.И. Новиков, Д.И. Писарев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и другие. Научное и практическое значение этих работ не потеряло своей актуальности и на современном этапе развития общества, являясь ценнейшим источником педагогических, философских и психологических идей, оригинальных методик и форм их практического применения.

Решение данной проблемы на современном этапе связано с именами философов: В.Г. Афанасьева, Л.П. Буевой, Е.А. Ануфриева, О.Г. Дроб-ницкого, М.С. Кагана, Н.Н. Крутова, В.П. Тугаринова, Е.В. Шороховой и др.; социологов: Р.Г. Гуровой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, Б.Д. Парыгина и др.; психологов: К.А. Абульхановой-Славской, Б,Г. Ананьева, А.А. Бодале-ва, Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и других.

Направленность на гуманистические ценности, рассмотрение воспитания как «человекоориентированного, кул ьтуросообраз ного, жизне-творческого процесса» (Е.В. Бондаревская) побуждает педагогов-исследователей и педагогов-практиков к осмыслению концептуальных положений историко-педагогического наследия, соотнесению их с инновационными преобразованиями в образовательных системах, с тенденциями и перспективами становления нравственной личности в современных условиях.

В связи с актуализацией нравственного воспитания представляется значимым изучение теоретических положений М.И. Демкова о нравственном воспитании.

М.И. Демков (1859-1939) - представитель отечественной педагогики конца XIX - начала XX в., творческое наследие которого до сих пор недостаточно изучено. Разноплановость научных интересов М.И. Демкова позволяет говорить о широте взглядов учёного: естественные дисциплины, педагогика, история педагогики, методика учебного процесса, литература, М.И. Демков, являясь сторонником антропологического направления воспитания, стремился к установлению таких законов для педагогических процессов, в основе которых лежит человекознание. Учёный провозглашал, что в качестве первого и важнейшего закона воспитания необходимо рассматривать развитие всех физических, нравственных и духовных сил человека «сообразно индивидуальным его особенностям».

Взгляды М.И. Демкова на проблемы воспитания рассматривались в диссертационном исследовании Л.Н. Исаевой. Методологическуие позиции историко-педагогического наследия М.И. Демкова рассматривались в трудах таких авторов, как Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.Я. Данилюк, С.Ф. Егоров, А.Н. Копыл и др. Отдельные аспекты педагогического наследия М.И. Демкова нашли отражение в работах Н.Н. Барковой, Г.С. Вя-ликовой, И.А. Княжевой, В.Я. Лыковой и др.

Однако целостного исследования проблемы нравственного воспитания в педагогическом наследии М.И. Демкова не осуществлялось.

Анализ этико-философской, психолого-педагогической, социологической литературы и педагогической практики подтверждает необходимость преодоления противоречий: между нравственным кризисом человека в современной России и состоянием воспитательной работы в образовательных учреждениях; между необходимостью построения нравственно-образовательной среды и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы особенности педагогического наследия М.И. Демкова по реализации

нравственного воспитания и возможности его использования в современных условиях?

Научная потребность дальнейшей разработки теоретико-методологи-ческих и методических проблем нравственного воспитания в современных условиях, необходимость изучения и критического осмысления с позиции принципа историзма отечественного научно-педагогического опыта для решения практических задач, стоящих перед российской школой в воспитании нравственной личности, актуальность взглядов М.И. Демкова с точки зрения гуманистического подхода, значимость объективной оценки его идей нравственного воспитания, недостаточная изученность творческого наследия обусловили выбор темы исследования «Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М.И, Демкова».

Объект исследования — педагогическое наследие М.И. Демкова.

Предмет исследования — нравственное воспитание в педагогическом наследии М.И. Демкова.

Цель исследования — определить и научно обосновать проблему нравственного воспитания ь педагогическом наследии М.И. Демкова, показать значение основных положений его теории для современной практики воспитания.

Задачи исследования:

  1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы нравственного воспитания.

  2. На основе анализа педагогического наследия М.И. Демкова раскрыть теоретико-методологические основы его идей о воспитании личности.

  3. Дать характеристику концептуальных положений М.И. Демкова о нравственном воспитании, выявить и научно обосновать их гуманистические основы.

4. Определить актуальные идеи и положения о нравственном воспитании в научном наследии М.И. Демкова, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания детей, описать их прикладное значение и показать реальный опыт практического освоения педагогических идей учёного в процессе профессионального совершенствования учителей и педагогического просвещения родителей.

Мы исходили из предположения о том, что изучение, логико-исторический анализ основных положений о нравственном воспитании, разработанных М.И. Демковым, и их соотнесение с современными тенденциями развития педагогической науки и практики будут способствовать более глубокому осмыслению гуманистических традиций отечественной педагогики в контексте нравственного воспитания, формированию профессиональной и социально-нравственной позиции воспитателя.

Теорети ко-методологическую основу исследования составляют этико-философские и психолого-педагогические положения о связи исторического и логического в педагогическом познании; о воспитании как общечеловеческой ценности; о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентирован-ной педагогики.

Мы опирались на:

психологические труды, в которых обосновывается необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для развития и саморазвития нравственной личности (А.Г. Асмолов, А.В. Запорожец, В.А. Петровский, В.А. Сонин, С.Л. Рубинштейн и др.);

педагогические исследования, посвященные рассмотрению путей и средств гуманизации воспитания, личностно ориентированного подхода к осуществлению воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бон-даревская, Н.М. Борытко, Р.С. Буре, О.С. Газман, С.А. Козлова, В.Я. Лы-

кова, В.Г. Маралов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, А.П. Сман-цер и др.);

- концептуальные идеи культурологического подхода в воспитании
и образовании (О.В. Гукаленко, И.А. Колесникова, Г.С. Меркин, Е.А. Сер
геев и др.);

идеи о единстве воспитания и обучения (В.А. Караковский, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, B.C. Селиванов и др.);

историко-педагогические исследования, в которых нашли отражение гуманистические идеи классической педагогики, актуальные для современной практики воспитания (Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров, Э.В. Они-шенко, З.И. Равкин, Л.В. Романюк, Н.П. Сенченков, М. Е. Стеклов и др.).

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений; беседа, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Источниковедческую базу исследования составили труды М.И. Дем-кова, материалы Российского государственного архива литературы и искусства, современные публикации, диссертационные работы по вопросам нравственного воспитания, исследования различных аспектов педагогического наследия М.И. Демкова.

Базой для опытно-экспериментальной работы по внедрению спецсеминара для учителей и психолого-педагогического просвещения и обучения родителей, посвященных изучению педагогических идей М.И. Демкова, явились школы № 1621 ЦАО г. Москвы и средняя школа № 1 г. Ярцева Смоленской области.

Этапы исследования:

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, архивные материалы; определялись исходные теоретические позиции.

На втором этапе (2000-2002 гг.) осуществлялся анализ педагогического наследия М.И. Демкова в соотношении с современными тенденциями развития нравственного воспитания в гуманистическом направлении.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации. Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию идей М.И. Демкова о нравственном воспитании в современной педагогической практике.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна: впервые проведено системное исследование нравственного воспитания как целостного явления в педагогическом наследии М.И. Демкова; на основе аксиологического подхода определены ценностные ориентиры нравственного воспитания в научном наследии М.И. Демкова; научно обосновано соответствие гуманистических положений М.И. Демкова о нравственном воспитании современным тенденциям развития воспитания; показана продуктивность воплощения его идей в современном образовании.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «нравственное воспитание», научном обосновании идей М.И. Демкова о педагогическом сопровождении нравственного становления личности через призму современных концептуальных положений развития воспитания в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования: разработана авторская программа спецсеминара «Педагогические идеи М.И. Демкова и современная практика нравственного воспитания детей», которая может быть использована в процессе повышения образовательного уровня педагогов, составлены конкретные научно-методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и родителей по нравственному воспитанию детей; выводы и результаты исследования могут быть использованы в практике педагогических вузов и колледжей, в системе повышения квалификации педагогических кадров и тем самым могут существенно обогатить содержание и технологию современной деятельности педагогов по нравственному воспитанию; фактологический материал и обобщённые в диссертации положения могут войти в содержание учебников и учебных посоий для педагогических учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются его методологической и теоретической оснащенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогическое наследие М.И. Демкова содержит в себе теоретические и практические аспекты гуманистического подхода к воспитанию, основанные на опыте отечественной и зарубежной педагогики, достижениях общественной, философской и педагогической мысли, отражает преемственную линию антропологических и гуманистических традиций в сфере нравственного воспитания.

  2. Идеи М.И. Демкова об уникальности человеческой личности, реальных и духовных факторах воспитания, включении в его содержание общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей, о создании условий для нравственного становления человека, раз-

вития его индивидуальности на основе идеалов Истины, Добра, Красоты, Любви, Ненасилия, единства воспитания и обучения, продуманной организации воспитывающей среды, гуманного взаимодействия детей и взрослых, непрерывного и преемственного нравственного развития личности с учётом её достижений, реализации собственной социально-нравственной позиции характеризуют его положения как перспективное направление в гуманистической педагогике, согласуются с приоритетами современной образовательной политики в сфере воспитания, служат базой для дальнейших теоретических и научно-методических разработок в области нравственного воспитания личности.

3. Одним из направлений изучения педагогического наследия М.И. Демкова является внедрение в процесс повышения образования учителей специального семинара «Педагогические идеи М.И. Демкова и современная практика нравственного воспитания детей».

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедр педагогики и дошкольной педагогики Смоленского государственного педагогического университета, докладывались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях «Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития» (Смоленск, 2000, 2001, 2003), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2001), «Преемственность в воспитании детей: теория и практика» (Смоленск, 2001), «Детский сад - школа - ВУЗ: проблемы и перспективы развития» (Брянск, 2001), «Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях» (Смоленск, 2001), «21 век: общество и детство» (Смоленск, 2002), нашли своё отражение в научных статьях, тезисах и учебном пособии. Материалы исследования составили основу для разработки программы спецсеминара и методических рекомендаций, посвя-

щённых изучению педагогического наследия М.И. Демкова. Спецсеминар внедрён в практику школ города Москвы и Смоленской области.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определяются положения, выносимые на защиту, показаны апробация и внедрение полученных результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы исследования» дан анализ философско-этических и психолого-педагогических подходов к сущности понятий «нравственность», «нравственное воспитание», раскрыты взгляды представителей отечественной педагогики на сущность и нравственные ориентиры воспитания детей, рассмотрен творческий путь М.И. Демкова, освещены истоки его педагогического мировоззрения, представлен обзор исследований его педагогического наследия.

Во второй главе «Характеристика концептуальных положений М.И. Демкова о нравственном воспитании» рассмотрен ценностно-ориен-тационный подход М.И. Демкова к нравственному воспитанию, определены и научно обоснованы направления педагогического сопровождения нравственного становления личности, рассмотрен вопрос об изучении педагогического наследия М.И. Демкова как средства профессионального совершенствования учителей и педагогического просвещения родителей, применении идей учёного в современной практике нравственного воспитания.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложениях представлены авторские разработки опытно-экспериментальных и методических материалов исследования.

Нравственное воспитание как педагогическая проблема

Для понимания и правильного решения проблемы нравственного воспитания важное значение имеет изучение, теоретический анализ, теоретическое осмысление опыта, накопленного педагогической наукой и практикой. Проблема нравственного воспитания человека была и остается одной из важнейших проблем философии, педагогики и психологии. Ее особое значение связано с тем, что трактовка данного понятия во многом определяет содержание и характер процесса нравственного воспитания, в котором сконцентрированы философские, биологические и социальные представления о нравственном человеке и его предназначении.

Педагогическая наука имеет одной из своих функций выявление и анализ всего многообразия сторон нравственности, общественного мнения о данной категории, и, вместе с тем, на основе изучения общественного развития она разрабатывает научно оправданное и социально-значимое определение нравственности, в котором концентрируются обязательные и желательные требования к нравственной личности с учетом ее природных и духовных возможностей, общественных условий. Исследуя проблему нравственного воспитания и его роль в развитии и воспитании подрастающего поколения, естественно, возникает вопрос о том, что включает в себя понятие «нравственное воспитание».

Следует отметить, что анализ определений сути данного понятия указывает на то, что, хотя мнения ученых и расходятся относительно природы данного явления, его структуры, тем не менее различия во взглядах, с нашей точки зрения, объясняются исключительной сложностью самого понятия. В связи с изменениями в развитии общества рассмотрим, как менялось содержание этого понятия на протяжении веков, какие сферы общественной жизни оно завоевало, что нового вносилось в его трактовку, в чем заключалась сущность нравственного воспитания.

В словаре иностранных слов нет слова «нравственность», так как это сугубо русское слово (208). Первоисточником в определении понятия «нравственное воспитание» является слово «нрав», от которого позже образуется прилагательное «нравственный», и как следствие, возникает понятие «нравственность». Впервые оно встречается в словарях в конце XVII века.

Так, в словаре В. Даля: «нравственный» — добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» (54, с. 558;.

В кратком толковом словаре русского языка понятие «нравственность» соотносится с «внутренней жизнью человека». Как отмечает А.А.Гусейнов, в русском словаре 1704 года (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет ещё слова «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 года (Академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность» (52, с. 17). Самобытный термин «нравственность»» рассматривается как эквивалент греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Исходя из этого, утверждается, что термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения (52, с.21).

Педагогическое творчество М.И. Демкова как представителя классической педагогики

Исходя из предмета исследования, нам представляется необходимым, прежде всего, рассмотреть социально-экономические условия формирования педагогических взглядов М.И. Демкова и установить их «жизненность» на рубеже XIX-XX веков.

12 (24) марта 1859 года на хуторе Скрынном Прилукского уезда Полтавской губернии в дворянской семье родился Михаил Иванович Демков. Воспитание и образование будущий педагог получил в Нежинской гимназии и Киевском университете на факультете естествознания. Годы обучения (1877-1881) Михаила Ивановича пришлись на годы пореформенной России.

Общественная жизнь пореформенной России характеризовалась таким важным процессом, как сменой поколений оппозиционеров — от либералов до крайних радикалов. Смена «отцов» «детьми» - интеллигентами нового типа - произошла после воцарения Александра И. Радикализация интеллигенции совпала с периодом правления монарха, который вошел в русскую историю под именем «царя-освободителя», «царя-реформатора». Поэтому духовное перерождение интеллигенции произошло в сравнительно мирной атмосфере, на фоне либерализации сверху. На смену «романтикам» и «идеалистам» 40-50 гг. приходят «реалисты» и «нигилисты» 70-х годов. С наступлением освободительного периода видоизменяется и идеал героя в лице разночинца — неутомимого труженика, закаленного в житейских невзгодах, здраво смотрящего на перемены, происходящие вокруг.

Противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия и крепостнических пережитков стимулировали развитие революционного движения в России, авангардом которого выступала интеллигенция, и, в первую очередь, профессиональная интеллигенция - учителя, врачи, агрономы, земские служащие, студенты и др. В науке, педагогической практике, в художественной литературе, в публицистике провозглашалась переоценка установившихся принципов жизни, понятия о роли человека и общества.

С гимназической скамьи будущий ученый слышал и видел «ростки новой жизни», что, естественно, не могло в дальнейшем не сказаться на его мировоззрении, отношении к происходящим в обществе переменам.

Атмосфера общественного подъема, развитие капиталистических отношений оказали благотворное влияние на культурное развитие страны: в драматургии — А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Толстой; в музыке - М.И. Глинка, М.П, Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; в живописи - И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Г. Перов; в архитектуре -А.И. Резанов, A.M. Горнастаев; в театре - М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова и другие.

Период 60-х годов Е.Н. Водовозова называет «блестящим, но весьма коротким периодом пробуждения и умственного движения русского общества» (40). Сознание невежества и его тяжелые последствия были впервые осознаны русским обществом.

Во второй половине XIX века в результате развития капиталистических отношений в русской науке и технике произошел мощный прорыв во многих отраслях знаний: в математике - П.Л. Чебышев, СВ. Ковалевская; в физике - А.В. Попов, А.И. Столетов; в химии - Д.И. Менделеев, A.M. Бутлеров; в естествознании - И.М. Сеченов, И.И. Мечников, В.В. Докучаев; в аэродинамике и авиации - А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский; в географии — Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай; в истории — СМ. Соловьев, В.О. Ключевский и другие.

Отмена крепостного права и активное развитие капиталистических отношений, становление новой экономики с особой остротой поставила вопрос об образовании. В дореформенной России население было безграмотным. Развитие образования шло по нескольким направлениям: земские начальные школы, средняя школа, университет.

Реорганизация системы народного образования потребовала пересмотра вопросов содержания, выработки новых методов обучения и воспитания, издания новых учебников и учебных пособий.

Таким образом, великие события и личности того времени оказали огромное влияние на М.И. Демкова, определение его взглядов и выбор жизненного пути.

С 1881 года Михаил Иванович начинает свою педагогическую деятельность. Работа в Черниговской женской гимназии, а затем в учительском институте г. Глухова выявили незаурядные способности М.И. Демкова как ученого и как педагога.

Идеи и взгляды «реалистов» и «нигилистов» 70-х годов явились определенным толчком к изучению естественных наук, разработке как проблем теоретического, так и практического характера.

Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию

Аксиологические аспекты воспитания М.И. Демковым представлены с позиции гуманистического подхода.

Впервые понятие ценность как научная категория прозвучало в 60-е годы XIX века. При этом оно обозначалось как понятие, через которое определяется «...человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений» (142, с.98). Со временем, понятие «ценность» уточнялось, выделялись специфические свойства данного понятия в «разрезе» той науки, в рамках которой проводились исследования.

Так, в философии ценности определяются как «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы» (142, с.51), к ценностям относят только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Причем, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ценности производим от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимое для человека» (196, с.365).

При этом необходимо отметить, что общечеловеческие ценности рождаются в историческом процессе, живут в нем и вместе с ним, а не производятся искусственно.

По утверждению М.С. Кагана, «ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде, извлекаемом из книг или чужого опыта. Однако культура делает возможными сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания» (118, с.295).

Современные исследователи проявляют большой интерес к проблеме воспитания ценностей, которые рассматриваются как человеческие смыслы, отражающие систему отношений человека в обществе, его место в социуме, его идеалы, его жизненную позицию.

Так, Е.В. Бондаревская подчеркивает: «Ценности воспитания - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия и воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать. 13 зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется» (31, с.29).

Для осмысления ценностных оснований нравственного воспитания в педагогическом наследии М.И. Демкова и соотнесения их с современными подходами к воспитанию мы опирались на концептуальные положения Е.В. Бондаревской о личностно-ориентированном воспитании.

Ценности, как отмечает Н.Д. Никандров, составляют основу целей воспитания и отмечает прямую зависимость между изменением ценностей, норм и целей воспитания (170).

И.А. Колесниковой, рассматривающей воспитание как работу со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, в систему ценностей включены:

«- природа с ее закономерностями и всеми проявлениями жизни; -человек и его здоровье;

-отечество, род, семья, язык, традиции как корневые основания социального бытия;

- свободный труд и его результаты, овеществленные в культурных и цивилизованных достижениях;

- любовь и мир как основополагающие человеческие отношения и гаранты существования человечества;

- Красота и Гармония как критерии Истины и Добра» 128, с. 164).

Среди других подходов к системе воспитания па основе ценностей особого внимания заслуживает мнение Б.А. Караковского (121). Современный ученый ориентирует детей на общечеловеческие воспитательные ценности, предлагает восемь ценностей общечеловеческого характера: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Исследователь Н.Е. Щуркова, рассматривая жизненный человеческий опыт, выделяет следующие ценности: Добро, Истина, Красота, Свобода, Совесть, Труд, Познание, Общение, Игра. Задачу педагога определяет в раскрытии сущности предлагаемых ценностей, их содержания, определения места в жизни, влияния на судьбу (237, 238).

Похожие диссертации на Проблема нравственного воспитания в педагогическом наследии М. И. Демкова