Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Розанова Нина Николаевна

Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова
<
Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Розанова Нина Николаевна. Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2004 199 c. РГБ ОД, 61:04-13/2783

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Идеи гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли и формирование воспитательного идеала гражданина-просветителя» в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова 20

1. Становление идей гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли 20

2. Н. В. Шелгунов о просвещении как главном факторе прогресса и о воспитании гражданина-просветителя 58

Выводы 77

Глава II. Основные идеи гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова 79

1. Гармония личного и общественного - основа гуманистического принципа гражданского воспитания 79

2. Гармоничное развитие личности гражданина-просветителя - в единстве видов воспитания 96

Выводы Ї 31

Заключение — 133

Список использованной литературы 142

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования.

Одной из наиболее важных и требующих скорейшего разрешения реалий современной образовательной системы можно считать ее идейно-воспитательный кризис. Являясь отражением сложностей переломной ситуации, переживаемой российским обществом в целом, он высвечивает проблему становления нового гражданского общественного сознания.

Исторический опыт свидетельствует, оно формируется на пересечении нескольких «направляющих», важнейшей среди которых является история отечественной общественной мысли. Поскольку образование уходит питающими его корнями в социокультурный опыт народа, зафиксированный в истории отечественной общественной мысли, постольку важнейшей является задача адекватного прочтения русской духовной традиции и инкорпорации ее в контекст формирующегося нового сознания.

Возможностью придать учебно-воспитательному процессу необходимый духовно-нравственный характер, способствовать решению задачи воспитания подрастающего поколения (как сложного и противоречивого социо-культурного процесса передачи новым поколениям общественно-исторического опыта), формирования нового гражданского общественного сознания является изучение истории общественно-педагогической мысли. Она обладает высоким гуманистическим воспитательным потенциалом, создающим необходимое условие для целенаправленного освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт и вхождения в жизнь общества. Особую актуальность при этом имеет исследование проблемы гражданского воспитания в ее историческом развитии.

В этой связи представляется актуальным обращение к педагогическому наследию Николая Васильевича Шелгунова (1824-1891), видного русского общественного деятеля второй половины XIX века, революционера-демократа, ученого, педагога - публициста, критика; его взглядам на проблему гражданского воспитания.

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (И, 11, с. 36).

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле в понимании современных педагогов сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности.

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Педагог А. В. Беляев (II, 11, с. 54) предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах:

1. В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.

2. В педагогическом аспекте гражданственность понимает ся как интегративный комплекс качеств личности, опреде ляющий ее социальную направленность, готовность к дос тижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государ стве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральними нор мами. 1 В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности. 4 В социально - психологическом аспекте гражданственность - это чувство единства со страной, обществом, со- циальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой по тенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости. 5. В морально-этическом аспекте гражданственность по- нимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них -патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и другое.

Важнейшим интегративным признаком гражданственности и критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», - гражданское сознание личности, - органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.

В современном понимании понятия гражданственности, не употребляя, однако, непосредственно этого термина, педагог-публицист Николай Васильевич Шелгунов рассматривает проблему гражданского воспитания как воспитание граждан-просветителей, формирующих новое гражданское общественное сознание с целью появления как можно большего числа образованных людей - движущей силы общественно-исторического прогресса, строителей гражданского общества.

Степень изученности темы. Историография вопроса.

В дореволюционной историко-педагогической литературе педагогическим взглядам Н. В. Шелгунов а было посвящено всего две незначительные статьи.

В 1872 году на страницах журнала «Знание» появились заметки на статью Н. В. Шелгунова «Основы рационального воспитания» (II, 258; Статья подписана «Ч-ская С»). Через двадцать лет на страницах журнала «Вестник воспитания»(П, 37) появилась вторая статья о педагогических взглядах Н. В. Шелгунова, статья Н. Василькова «Н. В. Шелгунов как педагог». В ней в самых общих чертах анализировалось основное педагогическое произведение мыслителя «Письма о воспитании». Автор отмечал, что основная идея «Писем о воспитании» состоит в показе недостатков существующей системы воспитания. Отсутствие идейности и высоких целей жизни у молодежи, ее общественная пассивность - все это и есть следствие недостатков современного образования. Картина воспитания, нарисованная Н. В. Шелгуновым, отмечал Н. Васильков, хотя и содержит мало светлых, привлекательных красок, хотя «калорит ее мрачен, но в высшей степени правдив и верен действительности».

Нельзя не согласиться с утверждением Н. Василькова и о том, что «Письма о воспитании» - это «не односторонний приговор какого-нибудь узкого специалиста, а разносторонний взгляд, проливающий свет на воспитание, его основы, историю и цели, взгляд мыслителя, критика, психолога, историка, публициста. Редко в самом деле, приходится столь важное и интересное сочетание педагогических идей и социально-исторической точки зрения с основательным знанием индивидуальной и общественной психологии и верностью общей критической оценки» (II, 37, с. 1-2).

До революции жизнедеятельность и взгляды Н. В. Шелгунова нашли отражение в немногочисленных статьях, опубликованных уже после смерти мыслителя: Е. В. Гешин, В. А. Гольцев, В. С. Голубев, К, Н. Клестов, А. Пыпин, А. Пругавин, П. Струве, В. Яковенко (II, 55, 57-59, 108, 200, 197, 227, 273).

Определенный интерес представляют вступительные статьи Н. К. Михайловского к сочинениям Н. В. Шелгунова (1891, 1895,1904).

Рассматривая материалистическую философию как теоретическую основу революционной демократии, советские исследователи, ограниченные рамками господствующей идеологии, при изучении педагогических взглядов Н. В. Шелгунова подчеркивали исключительно их материалистическую и революционную направленность. Поэтому воспитательный идеал Н. В. Шелгунова - активный общественный деятель - гражданин - рассматривался, прежде всего, как борец за установление нового, более справедливого социалистического - общественного устройства, своей основной задачей считавший скорейшую подготовку революции. При этом вне сферы научного исследования оставались многие идеи мыслителя, обозначенные как «в основном идеалистический взгляд» в вопросах общественного развития, но в значительной степени определившие его педагогические воззрения.

Впервые в советской историко-педагогической науке педагогические взгляды Н. В. Шелгунова были освещены Е. Н. Медынским в книге «История педагогики в связи с экономическим развитием общества»(1929) (II, 128). Н. В. Шелгунов рассматривается как «Крупный публицист-народник 60-х годов». В последующих изданиях «Истории русской педагогики»(1936,1938) параграф о Н. В. Шелгунове совсем отсутствует.

Обошли молчанием Н. В. Шелгунова-педагога и другие авторы учебников и учебных пособий по истории педагогики.

В 1939 году в журнале «Советская педагогика» была опубликована статья Ф. Ф. Сватикова «Н. В. Шелгунов и его воспитательные идеалы» (II, 213). В ней излагалась жизнь и деятельность Н. В. Шелгунова, его взгляды на цели и задачи воспитания, на соотношение семейного и общественного воспитания, формирование мышления, памяти, внимания, воображения, воли и характера. Статья представляет собой анализ «Писем о воспитании».

Общая характеристика педагогических взглядов Н. В. Шелгунова как революционного демократа и педагога-публициста второй половины XIX века дана во вступительной статье В. Я. Струминского к собранию педагогических сочинений Н. В. Шелгунова (1954), (II, 228). Автор рассматривает публицистику Н. В. Шелгунова как орудие пропаганды революционно-демократических идей, отмечает, что педагогические вопросы всегда рассматривались им в свете широких общественных проблем. Высоко оценивая «Письма о воспитании», В. Я. Струминский не затрагивал проблемы гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова. Не нашла она отражения и в статье В. 3. Смирнова «Педагогические взгляды Н. В. Шелгунова» в книге «Очерки по истории прогрессивной русской педагогики Х1Хвека»(1963),Ш,220).

Глубокий и всесторонний анализ психолого-педагогических положений Н. В. Шелгунова о единстве обучения, воспитания и развития ребенка был дан в статье И. А. Френкеля «Революционный демократ Н. В. Шелгунов о воспитании, обучении и развитии ребенка», опубликованная в журнале «Советская педагогика» за 1953 год и в диссертационном исследовании (II, 253, 254). Автор отмечал, что многие из высказанных Н. В. Шелгуновым взглядов по вопросам воспитания и развития ребенка не потеряли своего значения и в настоящее время.

Вопросы детской литературы и детского чтения в общественно-педагогической деятельности Н. В. Шелгунова нашли свое рассмотрение в кандидатской диссертации Ю. И. Бирмана (1957), (II, 13) и статье С. П. Шиллегородского «Н. В. Шелгунов о детской литературе и чтении детей и юношества»(1961), (II, 266).

Педагогические взгляды Н. В. Шелгунова частично освещены в монографии А. С. Слабкова «Мировоззрение Н. В. Шелгунова»(1959) и его диссертационном исследовании «Философские взгляды Н. В. Шелгунова» (II, 216, 218). Они посвящена выяснению вопроса о характере мировоззрения революционного демократа, однако в связи с этой проблемой взгляды Н. В. Шелгунова на проблему формирования гражданской направленности личности не рассматриваются.

Высказывания Н. В. Шелгунова вместе с положениями Д. И. Писарева о значении труда в воспитании были проанализированы Г. Д. Ивановой в статье «Русские революционные демократы о воспитывающем значении труда»(П, 89).

В исследовании В. В. Морозенко подробно изложены жизнь и деятельность Н. В. Шелгунова, освещены основные положения его педагогической теории: цель, задачи и общефилософские принципы воспитания и образования, виды воспитания, требования к детской литературе, вопросы самообразования (II, 139, 140). Однако проблема гражданского воспитания осталась не затронутой и в работе Прокопенко Г. И. «М. В. Шелгунов та його педагогічні ідеї» (II, 190).

Общая характеристика психологических взглядов Н. В. Шелгунова содержится в статье Г. И. Филиппова (1961), (II, 249) и находит свою глубокую проработку в его диссертационном исследовании (II, 248).

Глубокое и всестороннее исследование проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова дается В. В. Большаковой в педагогических статьях и кандидатской диссертации (1974), (II, 23-27). Вопросы гражданского воспитания нашли свое частичное отражение в статье

В. В. Большаковой В. В. «Н. В. Шелгунов о воспитании социальной направленности личности», опубликованной в журнале «Советская педагогика»(1974), (II, 28).

В 50-80-е годы общественно-политические, философские, экономические, этические взгляды Н. В. Шелгунова, его идеи как литературного критика, ученого-лесничего рассматривались Р. Бобровым, В. В. Богатовым, В. А. Волчанским, В. И. Галочкиным, Э. Э. Герштейном, Г. Ф. Головановым, В. И. Захаровым, Ф. М. Морозовым, С. А. Нейштадт, Н. С. Сунцовым, А. С. Тонких, В. И. Тростниковым, Н. Штерном (II, 17-20, 51, 54, 56, 85, 141, 146, 232, 236-239, 269).

Наиболее обстоятельно общественно-политические и философские взгляды Н. В. Шелгунова рассматриваются М. Н. Пеуновой (II, 161-163).

Проблема всеобщего обучения, трудового воспитания Н. В. Шелгунова рассматривалась М. Ф. Кирдяшовой в рамках общего исследования педагогической теории революционных демократов (II, 105, 106). Руденко Ю. Н. исследовал методы воспитания «нового человека» в прогрессивной русской педагогике второй половины XIX века (1982), (II, 207, 208). Предметом изучения Степановой Е. И. являлась проблема формирования активной позиции личности в трудах революционеров-демократов: Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Н. В. Шелгунова (II, 225).

Д. И. Будаев, М. И. Левитин, В. В. Ильин, И. Т. Трофимов, С. Н. Яковлев рассматривали пребывание Н. В. Шелгунова на Смоленщине (II, 32-34, 118-119, 95-97, 240, 274).

Наибольший интерес представляют исследования А. В. Плеханова. Он рассматривал взгляды Н. В. Шелгунова в рамках единой революционно-демократической концепции воспитания «нового человека»(П, 166-186).

Единственной статьей, в общих чертах рассматривающей непосредственно проблему гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова, является статья А. И. Леоновой в сборнике «Живые педагогические идеи», изданном в 1996 году (II, 120).

Итак, краткий историко-библиографический обзор позволяет утверждать, что в качестве самостоятельной проблемы в свете современных исследовательских подходов гражданское воспитание в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова не рассматривалось.

Противоречие между научной потребностью разработки проблем гражданского воспитания в современных условиях, необходимость изучения и критического осмысления с позиции принципа историзма отечественного научно-педагогического опыта для постановки и решения практических задач современного гражданского воспитания, актуальность взглядов Н. В. Шелгунова с точки зрения гуманистического цивилизационного подхода, значимость объективной оценки его идей гражданского воспитания и недостаточной разработанностью педагогического наследия мыслителя в историко-педагогических исследованиях определяет актуальность выбранной нами темы исследования: «Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова».

Названное противоречие обозначило и проблему исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы особенности педагогического наследия Н. В. Шелгунова по проблеме гражданского воспитания, его вклад в данном отношении в развитие отечественной педагогической мысли 60-80-х годов XIX века.

Объект исследования - педагогическое наследие Н. В. Шелгунова.

Предмет исследования - гражданское воспитание в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова.

Цель исследования - определить и научно обосновать проблему гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова, показать значение основных положений его теории для современной практики воспитания.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи.

Задачи исследования:

Проанализировать ведущие тенденции развития идеи гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли до второй половины XIX века.

Определить основные направления отечественной педагогической мысли по проблеме гражданского воспитания в общественно-педагогическом движении 60-80-х годов XIX века.

Раскрыть генезис содержания гражданского воспитания в исследуемый период.

На основе анализа педагогического наследия Н. В. Шелгунова раскрыть теоретико-методологические основы его идей на проблему гражданского воспитания, формирование гражданского общественного сознания.

Дать характеристику концептуальных положений Н. В. Шелгунова о гражданском воспитании.

Выявить значение идей гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова для современной педагогической действительности.

Методологической основой исследования служат общенаучные принципы развития, целостности, системности, детерминизма, единства исторического и логического в исследовании педагогических явлений; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно-исторический и антропологический подходы к изучению социально-педагогических процессов.

Выбор методов исследования определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковедческой базой работы.

Основными методами исследования являются сравнительно-исторический, теоретический и ретроспективный анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы и источников, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, систематизация и классификация, обобщение фактов и явлений. Источниковедческая база исследования: - печатное наследие Н. В. Шелгунова: его собрания сочинений и воспоминания; публицистические общественно-исторические, социально-политические, литературные и педагогические статьи в периодических изданиях («Современник», «Русское слово», «Дело», «Неделя», «Воспитание и обучение»); личный архив Н. В. Шелгунова, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства; материалы Центрального архива Смоленской области, Центрального государственного исторического архива РФ, рукописных отделов института литературы Российской Академии Наук и Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; труды научной и общественной мысли исследуемого и современного периодов: биографо-энциклопедическая литература, педагогические историография, монографии, пресса, нормативные документы; диссертационные работы по вопросам гражданского и нравственного воспитания исследуемого и современного периода, посвященные различным аспектам педагогического наследия Н. В. Шелгунова.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2001-2002 гг.) была определена степень изученности проблемы гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова; проанализирован ряд философских, психологических и педагогических работ, а также источников по теме исследования; составлена библиография; выявлена основная проблематика исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялись сбор, изучение, анализ и систематизация исследовательского материала; были уточнены предмет, цель, задачи и теоретике-методологические основы исследования; происходило предварительное обобщение некоторых данных исследования; определялись структура и логика изложения диссертации.

На третьем этапе (2003-2004гг.) проводился дополнительный сбор архивных материалов, обобщение и систематизация итогов исследования, апробация полученных результатов и уточнение выводов, публикации отдельных результатов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе научной литературы и источников, в том числе ранее не опубликованных и не используемых архивных материалов, впервые в истории педагогики с точки зрения культурно-исторического и антропологического подходов, учитывая ранее остававшиеся вне сферы научного исследования идеалистические взгляды мыслителя в вопросах общественного развития, в значительной степени определивших его педагогические воззрения (просвещение - ключевой фактор прогресса): осуществлено целостное исследование проблемы гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова; определен и научно обоснован воспитательный идеал Н. В. Шелгунова - «гражданин-просветитель», формирующий новое гражданское общественное сознание с целью появления как можно большего числа образованных людей - движущей силы общественно-исторического прогресса, строителей гражданского общества; обоснована гуманистическая направленность его педагогической концепции гражданского воспитания, в основе которой лежит идея гармонии личного и общественного; определены и проанализированы истоки, предпосылки, историко-культурные условия, определившие новые подходы к постановке и решению проблемы гражданского воспитания в общественно-педагогическом движении 60-80-х годов XIX века; систематизированы основные взгляды русских педагогов на содержание, понятие и задачи гражданского воспитания в рамках исследуемого периода; определены и охарактеризованы основные направления, отражавшие качественные изменения представлений о сути гражданского воспитания; выявлена ярко выраженная просветительская направленность педагогической концепции Н. В. Шелгунова как особенность его взглядов в рамках общественно-педагогического движения 60-80-х годов XIX века.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности развития содержания современной концепции гражданского воспитания путем использования основных идей Н. В. Шелгунова, в том числе следующих: - ключевая роль воспитания, образования и просвещения в формировании нового гражданского самосознания российского человека при построении гражданского общества; приоритет гражданского воспитания как центра воспитательной работы (только исходя из нового общественного гражданского самосознания возможно создание в России гражданского общества и построение правового, демократического государства); просветительская функция как одна из важнейших в воспитательном процессе (идеал воспитания - гражданин-просветитель); принцип гуманности (как формирования у детей гуманных генеральных понятий о человеке, его правах и достоинстве), в котором мыслитель видел залог построения гражданского общества, основанного на «равном достоинстве»; идея гармонии личного и общественного в гражданском воспитании; педагогическая концепция Н. В. Шелгунова — теория о счастье как служении общественному благу; интегральный подхода к гражданскому воспитанию (Н.В.Щелгунов рассматривал основные виды воспитания - умственное, нравственное, физическое и трудовое - как единый комплексный процесс, направленный на формирование гармонично развитой личности гражданина).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования обобщенных данных при обновлении содержания историко- педагогического образования; при разработке спецкурсов, спецсеминаров и учебно-методических пособий к ним; при проведении со студентами занятий по курсу «История образования и педагогической мысли». Материалы и выводы исследования могут применяться при разработке программ гражданского воспитания учащейся молодежи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходной методологической основой, представленной принципами развития, целостности, системности, детерминизма, единства исторического и логического в исследовании педагогических явлений, а также культурно-историческим и антропологическим подходами к изучению педагогических и социально-педагогических процессов; представительностью источниковедческой базы; применением системы методов, адекватных цели, объекту и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования: обсуждались на заседаниях кафедры педагогики СГПУ; докладывались на XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (г. Москва, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание как социокультурный феномен» Государственного Научно-исследовательского Института Семьи и Воспитания (г. Москва, 2003 г.), для сборника по итогам конференции подготовлена статья «Идеи гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова и современность»; международном коллоквиуме «Социальные трансформации» (г. Смоленск, 2003г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию СГПУ «Проблемы развития российского и зарубежного образования» (г. Смоленск, 2003 г.); - нашли свое отражение в научных статьях:

Богданова Н. Н. Стремление к общественному благу как духовная основа развития личности гражданина в трактовке Н. В. Шелгунова // Формирование ценностных ориентации личности в духовно-нравственной сфере (XIX - XX вв.): Материалы XXII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли: Российская Академия образования, под ред. 3. И. Равкина. - М., 2002. - С.52-55.

Богданова Н.Н. Н. В. Шелгунов - общественный деятель, публицист, педагог. // Край Смоленский (гуманитарный, научно-популярный, литературно-художественный журнал). -2003. - № 1-2. - С.70-86.

Богданова Н. Н. Гармония личного и общественного в педагогических взглядах Н. В. Шелгунова как отражение трансформации воспитательного идеала человека-гражданина в российском обществе середины XIX века // Социальные трансформации: Материалы международного коллоквиума. Выпуск 4. - Смоленск: СГПУ, 2003. - С.27-34.

Богданова Н. Н. Воспитание гражданина-просветителя и его роль в историческом прогрессе в понимании общественного деятеля второй половины XIX века Н. В. Шелгунова. // Проблемы развития российского и зарубежного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию СГПУ (1-3 декабря 2003г.). Ч. I. - Смоленск: СГПУ, 2003-С.51-55.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Каждый период отечественной истории имел собственную динамику утверждения системы ценностей и целей гражданского воспитания, проблема воспитания гражданина была центральной в истории развития педагогической мысли в России и решалась в соответствии с принадлежностью того или иного педагога к определенному общественно-педагогическому направлению; социально-исторические условия второй половины XIX века, подъем общественных настроений определили рост гражданского самосознания общества этого времени.

Рассматривая просвещение как ключевой фактор прогресса, задачу формирования гражданского общественного сознания видный «шестидесятник», педагог-публицист, представитель революционно-демократического направления в общественно-педагогическом движении 60-80-х годов XIX века Н. В. Шелгунов возлагал на «граждан-просветителей», воспитание которых он считал основной задачей российской образовательной системы. При этом главной особенностью взглядов мыслителя на проблему гражданского воспитания, в рамках революционно-демократического направления 60-80-х годов XIX века, является их ярко выраженная просветительская направленность.

Гуманистический принцип педагогической концепции гражданского воспитания Н. В. Шелгунова основан на идее гармонии личного и общественного.

Н. В. Шелгунов рассматривал умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание как единый интегральный процесс, направленный на формирование гармонично развитой личности гражданина.

Огромное значение, которое придавал Н. В. Шелгунов воспитанию, образованию, просвещению, их роли в формировании нового гражданского самосознания российского человека, делало его идеи особенно актуальными в условиях пореформенной России. Свою несомненную ценность не утратили они и сейчас, при построении современного гражданского общества. Идеи воспитания гражданина в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова представляют значительный вклад в развитие проблемы гражданского воспитания в дореволюционной России и в связи с этим должны быть включены в воссоздающийся историко-педагогический контекст. Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Становление идей гражданского воспитания в истории отечественной педагогической мысли

Образование и воспитание как часть социальной действительности впитали в себя дух многих времен. Каждый период отечественной истории имел собственную динамику утверждения системы ценностей и целей воспитания, в том числе гражданского. Гражданственность как одно из важнейших качеств личности имеет конкретное историческое содержание, так как каждый этап развития общества, обуславливая социальный прогресс, выдвигает новые требования к нравственно-правовому облику граждан.

Проблема воспитания гражданина была центральной в истории развития педагогической мысли в России и решалась в соответствии с принадлежностью того или иного педагога к определенному общественно-педагогическому направлению. При этом первостепенное внимание уделялось нравственной и социально-политической сторонам развития личности.

Просвещение в России столетиями, особенно до эпохи Петра I, развивалось в рамках религиозного мировоззрения и оппозиционного отношения к педагогическим воззрениям Западной Европы. Определяющими являлись христианско-патриархальный гражданский идеал, православно-патриархальные цели воспитания и ортодоксальная система ценностей.

Идеологическим стержнем, идейной основой такого мироощущения было то, что Россия должна стремиться стать Третьим Римом, Святой Русью, подлинным христианским государством. К понятию «Третий Рим» применителен термин «консерватизм», обозначающий соблюдение верности призванию Святой Руси. Именно консерватизм должен был определить все поведение семьи, общества и государства - каждого отдельного элемента Российского целого. Церковь не мыслилась отдельно от государства, которое не мыслилось в свою очередь раздельно от царя, весь народ в целом должен был объединиться началом служения вере. Все русское общество было проникнуто идеей христианства.

Гражданственность неизменно ассоциировалась с любовью к Богу и Императору, культивировались безграничная преданность царскому престолу и православной церкви. Важнейшие качества гражданственности также вытекали из христианского учения. Первым и основным качеством было смирение. Внимание здесь сосредоточивалось на сознании личного долга и его исполнении, на самоконтроле. Главной задачей «христианского подвижничества» являлось превращение своей жизни в невидимое самоотречение, послушание, исполнение своего труда с максимальным самообладанием. Основными чертами понятия «христианское подвижничество» являлась выдержка, неослабленная самодисциплина, терпение и выносливость, верное исполнение своего долга, несение каждым своего «креста».

Исходя из таких воззрений, строился и идеал гражданского воспитания, представляющий собой богобоязненного и смиренного православного христианина, верного сына и слугу церкви, царя и Отечества. Подобное миропонимание, являясь, безусловно, фактором сплочения Древнерусского государства, с другой стороны, служило консервации общества, подтачивая изнутри его возможности к дальнейшему развитию.

Реформы Петра I, обусловленные задачами социально-экономического развития и укрепления российской государственности, исторически предопределили необходимость разрушения многих старых устоев; соответственно с этим меняются и цели воспитания. Постепенно происходит формирование нового идеала гражданского воспитания. Им становится свободный деятельный человек, основной задачей которого является сознательное служение Отечеству. И оно рассматривается уже сквозь призму не глубокой религиозности, а светских нравственных ценностей. Формирование свободного человека как цели воспитания вошло в явное противоречие с прежней, патриархально-православной целью, существовавшей на Руси.

Но экономические и социально-политические изменения в обществе протекали намного быстрее, нежели происходила эволюция духовных ценностей. Помимо этого, первоначально изменение цели воспитания коснулось лишь высшего слоя русского общества - дворянства и купечества, стремящегося перейти в дворянство, проникая в сознание других сословий очень медленно. Также, к вопросу о сущности гражданского воспитания проявились противоположные подходы.

Официальная педагогика, стремящаяся укрепить крепостничество и самодержавное правление в стране, поставила перед гражданским воспитанием задачу подготовки послушной, преданной государству личности, «истинного сына отечества». Содержание этого понятия раскрывалось в книге «О должностях человека и гражданина», изданной по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины II: «Подданные, кои... о благосостоянии отечества радуются, преимущества оного и добрые учреждения признают... и по возможности своей оные сохранить и исполнять стараются, называются истинными сынами отечества» (II, 156, с. 153). Истинным сыном отечества признавался только тот гражданин, который не имел собственных мыслей и суждений, а безоговорочно повиновался воле правительства и закона, а тот, «кто не усердствует монарху, тот от главы отторженный член», - писал идеолог дворянства А. П. Сумароков (II, 231, с.251). Необходимо отметить, что в крепостническом государстве называться «сынами отечества» имели право только представители высших слоев общества, все остальные члены общества именовались «рабами отечества».

Сторонник сильной государственной власти как необходимого условия успешного развития и процветания страны С. М. Соловьев, считая первоочередной задачу воспитания гражданина для служения Отечеству, говорил о необходимости воспитания его в духе «послушания» государственной власти (II, 223, с.502).

Проявление гражданственности прямо ассоциировалось с государственной службой как чиновничьей карьерой. Однако такие качества личности как честная служба отечеству, обязанность быть деятельным для пользы страны, государства и сограждан обрисовывались достаточно туманно. Понятие «гражданин» путалось с понятием «чиновник». Фактически проявление гражданственности было направлено не на общество, не на идею служения государству, а через него, как средство, на благополучие конкретной личности.

Идеал чиновника в качестве ориентира российского воспитания в значительной степени сохранился и в XIX веке, что нашло свое отражение и в отечественной публицистике этого времени. Общественный деятель второй половины XIX века, педагог-мыслитель Н. В. Шелгунов писал: « ...воспитательная порча, когда идеалом гражданина служил элегантный чиновник, въелась необыкновенно глубоко во все русское воспитание, и служебный карьеризм во всю предыдущую русскую историю составляет единственный воспитательный принцип нашего материнского честолюбия и русского женского патриотизма... если русские матери не хотят быть матерями, которых бы никто и даже собственные дети не укорили в воспитательной порче - им нужно узнать историю и отказаться от старых идеалов, для второго тысячелетия России непригодных. Для новой жизни нужно и действовать по-новому» (I, 5, Т. 1 с.663).

Н. В. Шелгунов о просвещении как главном факторе прогресса и о воспитании гражданина-просветителя

Путь к правовому, демократическому государству, избранный современной Россией в процессе проводимых реформ, выдвинул задачу массового гражданско-правового воспитания, формирования личности, обладающей высоким гражданским самосознанием.

Гражданское общественное самосознание появляется не только из экономической и социальной эмпирии, но и из теоретической переработки исторического опыта конкретной страны, поэтому история педагогической мысли играет существенную роль в формировании духовно-идеологических основ гражданского общества. Попытки игнорирования отечественного опыта становления гражданственности в России, погоня за новомодными западными теориями и тенденциями в науке приводят на практике к конструированию нежизнеспособных институтов гражданского общества, к искажению в социальных теориях идеалов и нравственных ценностей российского общественного сознания.

Обращение к истории отечественной педагогической мысли, проблеме гражданского воспитания и формирования гражданского общественного сознания во время появления первых ростков гражданского общества в России в переходный период второй половины XIX века, представляется особенно актуальным с позиций современного развития нашей страны.

Влияние экономических и политических изменений в обществе на развитие воспитания и образования опосредовано изменениями в общественном сознании. Педагогические концепции в теории и педагогические подходы в воспитательной практике должны опираться на реальные потребности человека и общества, сформированный менталитет, ценностные установки и представления об идеале человека, которые и являются важнейшими факторами развития образования и воспитания. Реальные и действующие цели воспитания, сформированные на основе его идеалов, диктуются состоянием общественного сознания. Их привязка к политической или экономической конъюнктуре может порождать недействующие, нереализуемые подходы. Обнаружить в общественном сознании тенденции развития ценностных ориентации, уловить их реальные перспективы - одна из задач современной педагогической науки.

Для России второй половины XIX века отправной точкой для определения новых целей воспитания на основе иной складывающейся системы ценностей, формирующегося гражданского самосознания стало общественно-педагогическое движение 60-80-х годов XIX века.

Николай Васильевич Шелгунов, являясь видным «шестидесятником», представителем общественно-педагогического движения, свой глубокий след в его истории оставил, в первую очередь, как мыслитель-просветитель, известный публицист, популяризатор новых идей и знаний, убежденный в их всемогуществе и ратовавший за их распространение в широких кругах общества. Ратуя за утверждение демократической республики, равенство всех граждан перед законом, Н. В. Шелгунов был убежден в том, что создание гражданского общества возможно только исходя из нового общественного сознания. Задачу его формирования мыслитель возлагал на граждан-просветителей (о гражданине-просветителе, его задачах, роли, воспитании - в данном параграфе и второй главе), воспитание которых и есть, в свою очередь, ключевая задача всей системы образования.

Гражданское воспитание при том, что принципы его не расходятся с принципами других видов воспитания, имеет свою специфику, определяемую особенностями предмета и выраженную в особых целях и задачах. Специфика гражданского воспитания обусловлена, прежде всего, кричащей потребностью общества в гражданине. Особенно сейчас важен активный гражданин, осознающий необходимость своего участия в государственном управлении, которое можно осуществлять в разных формах: участие в выборах, референдумах, митингах, пикетировании, участие в создании общественных наблюдательных советов, осуществляющих в доступной степени контроль за действием всех органов власти и управления и тому подобное. Тем самым можно констатировать, что гражданская деятельность, доказанная существованием демократических обществ, порождает необходимость формирования гражданского сознания, которое в основе имеет понимание значения и сущности гражданских прав, их обусловленную имманентную связь с обязанностями, соблюдением закона (права - знание и соблюдение закона -активная гражданская жизненная позиция).

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым первоначально рассмотреть взгляды Н. В. Шелгунова на формирование единого гражданского общественного сознания.

60-е годы XIX века стали временем идейных сдвигов, появления ростков нового общественного сознания зарождающегося гражданского общества - об этом пишет Николай Васильевич Шелгунов и в публицистических статьях, и в своих воспоминаниях.

Прослеживая смену исторических периодов, просветитель рассматривает каждый из них как «начало нового исторического порядка вещей, перемену в образе мыслей общества»(1, 98, с.34). Наступлению нового исторического периода предшествует всегда «исторический момент» умственного пробуждения. Н. В. Шелгунов отмечал, что только при посредстве этого момента зреет «революция в понятиях» и делается возможной борьба нового со старым. Если в умах нет расположения к перемене суждения и исправлению старого мышления, народы могут жить века в привычной традиции, не делая никаких попыток к организации нового порядка.

Таким моментом небывалого умственного пробуждения для России Н. В. Шелгунов считал 60-е годы XIX века, открывшие для страны новую жизнь, а в будущем свободное поле для широкой деятельности нарождающихся поколений. «Это было удивительное время, - писал он, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать.

Гармония личного и общественного - основа гуманистического принципа гражданского воспитания

Утверждая, что для новой счастливой жизни нужны «новые люди», Н. В. Шелгунов выдвигал перед прогрессивной русской общественностью задачу воспитания молодежи в подлинно гражданском духе, чтобы ориентировать подрастающие поколения на служение интересам народа, воспитывать их гражданское самосознание. Актуальность решения поставленной Н. В. Шелгуновым проблемы остается несомненной и сейчас.

В современной педагогической тематике обсуждение вопроса о гражданском воспитании имеет широкий размах. Действительно, в настоящее время наша страна переживает период, когда основными для нее являются задачи, связанные с борьбой за национально-государственное самосохранение и обеспечение в своем собственном доме прочного мира, за возрождение национального достоинства. И только настоящим гражданам своего отечества может быть под силу решение этой задачи. В этой связи обращение к наследию Н. В. Шелгунова видится важным потому, что только с учетом наших богатых педагогических традиций, актуальных и нужных современному обществу, каковыми, несомненно, являются идеи Николая Васильевича, возможно создание той системы воспитания нового российского гражданина, которая так необходима сегодня.

Гражданское воспитание по сути единственное направление системы воспитания, непосредственно связанное с основными компонентами и явлениями окружающей среды. Во-первых, это феномен личность, представляющий собой человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности, как устойчивую систему социально значимых свойств, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Во-вторых, это феномен общество, представляющий собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В-третьих, это феномен государство, или институт политической системы, призванный управлять обществом, охранять его экономическую, социальную, политическую структуру. Понятие «гражданин» комплексно характеризует личность в плане ее зрелости и готовности выполнять определенные нормы и правила в определенных формах деятельности и в своих отношениях с обществом и государством (II, 52, с.5).

Рассматривая проблему гражданского воспитания, в своих педагогических взглядах Н. В. Шелгунов указывал на единую связь личность -общество - государство, которая и сегодня является предметом исследования современных педагогов и правоведов. При этом, учитывая социально-исторические условия развития самодержавной России во второй половине XIX века, общественно-политический идеал демократической республики, мыслитель видел в гармонии личного и общественного основу гуманистического принципа гражданского воспитания подрастающего поколения, подчиненного задачам формирования в России гражданского общества и правового государства.

Резко критикуя пороки современной ему практики воспитания, господствовавшей в высших кругах русского общества, Н. В. Шелгунов указывает, что оно формирует у детей мелочное себялюбие, высокомерие, карьеризм, бездушное отношение к человеку. Воспитание не внушает детям гуманных стремлений, любви к труду, чувства справедливости. Оно создает изнеженных «барчат и барышень», которые с молодости погружены в индивидуализм. В современном обществе подобные проблемы стоят, бесспорно, гораздо острее, чем в XIX веке.

Педагог выступает против формирования индивидуалистов, против напыщенного себялюбия, которое убивает в молодежи всякую способность возмущаться личными и общественными подлостями и мерзостями и вырабатывает готовность с раболепной улыбкой жать руку всякому негодяю, который сильнее или от которого можно ждать подачки. Н. В. Шелгунов писал: «Все наше воспитание направлено на то, чтобы приучить детей к эгоцентрированью. Каждый хочет быть центральным телом, хочет, чтобы вокруг него вертелись люди, как планеты. Каждый приучается думать о себе и уже с первой молодости порывает свою связь с людьми, приучается думать исключительно в направлении своих хлебных и личных интересов» (I, 4, Т. 1, с.678). Официальный идеал воспитания, лишенный идеи равноправности и равного человеческого достоинства навязывал детям предвзятые идеи и убеждения, внушал беспрекословное подчинение авторитетам и культивировал рабство мысли. Мыслитель отмечал, что современное ему русское общество создает рабов, а не свободных людей, только меняя ливреи рабства, но не творя людей, которые должны думать и действовать по-своему, сами создавать свои обстоятельства.

В противовес этому воспитанию Н. В. Шелгунов выдвигает идеал гражданина-просветителя, воспитание которого он и считал основной задачей современной ему педагогической системы. Рассматривая человеческий разум, передовые идеи, просвещение как ключевые факторы социального и нравственного прогресса, Н. В. Шелгунов видел в гражданах-просветителях основных борцов с главным общественным злом - невежеством. По словам мыслителя, первоочередная задача воспитателей и состоит в том, чтобы «выпустить детей в жизнь во всеоружии средств для борьбы с тем вековым злом, противоположная сторона которого зовется прогрессом. Если вы воспитаете такого борца - вы создадите гражданина» (там же, с.553).

Похожие диссертации на Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н. В. Шелгунова