Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Урунбасарова, Элеонора Адаловна

Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.)
<
Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Урунбасарова, Элеонора Адаловна. Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 00.00.00.- Алма-Ата, 1985

Содержание к диссертации

Введение

Глава I - ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 13-42

1.1. Разработка проблем нравственного воспитания учащихся в педагогической литературе 13-26

1.2. Вопросы нравственного воспитания учащихся в трудах казахстанских ученых-педагогов 26-42

Глава II - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 43-67

2.1. Организация классными руководителями нравственного просвещения учащихся 44-59

2.2. Организация классными руководителями общественно полезной деятельности учащихся 60-67

Глава III - РАБОТА МОЛЬНОГО КОМСОМОЛА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 68-119

3.1. Нравственное воспитание школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина 68- 98

3.2. Общественно-политическая практика как фактор нравственного воспитания, старшеклассников 98-119

Глава ІV - СОДЕРЖАНИЕ И ФОРШ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ I20-I5I

4.1. Шефская работа взрослых по формированию морального облика школьников 120-134

4.2. Воспитательная деятельность советов общественности по месту жительства 134-143

4.3. Деятельность родительской общественности школы по нравственному воспитанию учащихся I43-I5I

Заключение 152-162

Использованная литература 163-179

Введение к работе

Нравственное воспитание является органической, составной частью комплексного подхода к процессу воспитания подрастающего поколения. В общем воспитательном процессе оно занимает особое место, так как нравственные отношения, моральный аспект опосредуют все средства, формы и методы воспитания.

В определении роли, места и значения нравственного воспитания наша партия всегда исходила и исходит из ленинского положения: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" /7, с.309/.

Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях советской школы этот процесс имеет целью воспитания подрастающего поколения в духе нравственных принципов, сформированных в моральном кодексе строителя коммунизма, формирование моральных качеств, необходимых активным строителям коммунизма /145, с.120-123/.

Особое внимание вопросам нравственного воспитания было уделено на ХХУІ съезде КПСС. В отчетном докладе оно называлось в числе главных задач, стоящих перед школой в условиях введения всеобщего обязательного образования.

ХХУТ съезд КПСС подчеркнул: "Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественному труду" /14, с.60/.

Советской педагогикой и школой накоплен большой опыт по

формированию нравственного облика строителя коммунистического общества. Значительный опыт имеет и казахстанская школа. Изучение этого опыта, ознакомление с творческими поисками решения проблем нравственного воспитания на различных этапах истории советской школы и педагогики позволяет не только выявить те стороны нравственного воспитания, которые требуют дальнейшего закрепления и развития, но и с большей полнотой и последовательностью решать современные проблемы теории и практики воспитания учащейся молодежи.

Важность этой работы была подчеркнута июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС: "В самостоятельную жизнь сегодня вступает наиболее грамотное за всю историю страны молодое поколение, наиболее подготовленное профессионально. Но партия видит и негативные явления в молодой среде. Беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня. ..

Вот почему надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи" /16, с.55/.

Разработка теории и методики нравственного воспитания - одно из главных направлений в исследовании проблем коммунистического воспитания. Поэтому необходимо, как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, смелее подвергать объективному анализу достижения и недостатки процесса нравственного воспитания школьников, определять новые пути, методы и приемы нравственного совершенствования личности школьника.

В советской педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н.И.Болдырева, А.И.Дулова, Й.С.Каменоградского, В.М.Коротова, А.И.Леон-

тьева, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзона и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд советских ученых освещает в своих трудах вопросы нравственного воспитания учащихся старшего школьного возраста в процессе внеклассной работы, вопросы педагогического руководства формированием нравственных отношений в коллективе школьников, формирования нравственного идеала, активной жизненной позиции, нравственной подготовки учащихся к труду и т.д. (Р.Р.Бандура, В.й.Бара-нок, В.М.Гайнулина, Г.Д.Глебова, И.Д.Демакова, Б.И.Ким, Н.В.Селезнев, И.Я.Т^урков и др.).

Имеются и историко-педагогические исследования, в которых показано становление и развитие принципов, содержания, форм и методов воспитания коммунистической морали (В.А.Гаврилов, А.П. Кондратюк, И.Ф.Харламов и др.), дан анализ первого опыта нравственного воспитания учащихся в 20-е годы в казахской советской школе (К.Б.Сейталиев), условий и предпосылок, обеспечивших развитие нравственного воспитания в 30-е годы (А.Д.Новикова), ведущих тенденций развития теории и практики нравственного воспитания жольников, их влияния на педагогическую науку и практику внеклаа сной работы, проводимой школой и комсомольскими организациями в 40-е - 70-е годы (С.Г.Кутепова).

На различных этапах развития отечественной школы разработка вопросов нравственного воспитания имела свою специфику.

Интересным и важным в этом плане -представляется период с 1966 по 1982 годы. Об этом свидетельствует постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года "0 мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы*1, в ко-

тором большое внимание уделено вопросам воспитательной работы в школе и непосредственно проблемам нравственного формирования школьников. "Главными задачами советской школы, - говорится в постановлении, - является вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовка молодежи к жизни" /18, с.220/. В постановлении также указывается: "Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна вооружить учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях советского народа, развивать у них высокое чувство советского патриотизма, воспитывать готовность к защите социалистической Родины, раскрывать значение братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран, воспитывать школьников в духе солидарности со всеми народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу и национальную независимость, решительно бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали..." /18, с.220/.

В связи с этим возникает вопрос, в какой же степени освещены проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся казахстанской школы в этот период.

Рассмотрение проблем нравственного воспитания учащихся в работах казахстанских ученых указанного периода условно можно сгруппировать в следующие направления: нравственное воспитание в учебном процессе (А.Менжанова, И.Орешникова, Т.Сагитаев и др.); нравственное воспитание во внеучебной работе (Р.Г.Гаязова, М.Г. Заирова, Р.М.Коянбаев, В.Фомин и др.); формирование нравственных качеств личности учащихся: патриотизма, интернационализма, коллективизма, гуманизма (А.В.Щербаков, Ж.Т.Елемисова, С.Б.Ешимха-

нов, М.Д.Кобжасарова, Г.К.Лдунусова и др.); личность учителя как фактор нравственного воспитания (А.З.Жакупов); участие общественности в нравственном воспитании детей (Т.Б.Бегалиев, А.Джумабаев, Ж.Л.Лепесов).

Таким образом, авторами исследуются самые разнообразные аспекты, формы и методы, а также некоторые вопросы деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию учащихся. Что же касается самой проблемы взаимодействия классного руководителя с комсомольской организацией и общественностью в нравственном воспитании школьников, то она рассматривается чаще всего односторонне: в плане только деятельности классного руководителя, или его работы вместе с общественностью, или же только деятельности комсомольской организации и отдельно общественности по нравственному воспитанию старшеклассников, без анализа педагогической сущности и содержания совместных видов работы всех названных субъектов процесса нравственного воспитания взятых вместе.

Вместе с тем за эти годы (с 1966 по 1982 гг.) почти не изучен в системе опыт общеобразовательной школы по нравственному воспитанию учащихся, не освещена совместная работа классного руководителя, школьного комсомола и общественности по формированию морального облика старшеклассников. Поэтому проблемой исследования является выявление сложившихся в школе положительных тенденций, возможных путей совершенствования совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности в организации нравственного воспитания старшеклассников. Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении историко-педагоги-ческого материала по избранной проблеме и в разработке рекомендаций, необходимых учителям-практикам.

Характер проблемы исследования определил гипотезу: теоретическое осмысление историко-педагогического материала о совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию старшеклассников необходимо для уточнения средств в решении современных задач совершенствования этой работы.

Доказательство выдвинутой гипотезы потребовало решения следующих задач:

изучить в психолого-педагогической литературе вопросы обоснования совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности в организации нравственного воспитания школьников;

раскрыть содержание передового опыта работы классных руководителей в содружестве со школьным комсомолом по нравственному воспитанию старшеклассников;

рассмотреть содержание и формы деятельности общественности по нравственному воспитанию школьников;

разработать рекомендации по совершенствованию деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию старшеклассников школ Казахстана.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о коммунистической морали и воспитании молодежи в условиях социалистического общества, о личности и коллективе, о роли деятельности в развитии личности, положения марксистско-ленинской теории познания о единстве теории и практики, положения Программы КПСС и Конституции СССР о народном образовании, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о средней общеобразовательной школе, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, руководящие материалы и документы Министерств просвещения СССР и Казахской

ССР, а также труды видных советских философов, психологов и педагогов по вопросам коммунистического воспитания.

Объектом исследования является опыт нравственного воспитания учащихся старших классов школ Казахстана в процессе внеклассной работы.

Предмет исследования составляет процесс развития теории и практики нравственного воспитания учащихся школ Казахстана.

Источники исследования:

труды классиков марксизма-ленинизма;

документы КПСС и Советского правительства о школе и просвещении;

психолого-педагогическая литература 60-80-х гг.;

историко-педагогическая литература;

материалы педагогической прессы;

архивные документы ДТА КазССР, Минпроса КазССР.

Этапы и методы исследования. На I этапе исследования (1981-1982 гг.) на основе анализа работ советских, в том числе и казахстанских, ученых по вопросам нравственного воспитания учащихся была выявлена необходимость обоснования сущности сотрудничества классного руководителя с другими заинтересованными инстанциями в нравственном воспитании учащихся. Теоретический анализ исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе позволил определить содержание совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию старшеклассников.

П этап исследования (1982-1983 гг.) был посвящен изучению передового опыта школ Казахстана по нравственному воспитанию учащихся путем анализа материалов педагогической прессы, архивных документов, практической деятельности классных руководителей, школьного комсомола и общественности, что способствовало опреде-

-изданию наиболее эффективных средств и форм в их работе по формированию морального облика старшеклассников.

Ш этап исследования (1983-1984 гг.) заключался в обобщении и апробации результатов исследования, литературном оформлении диссертации и разработке рекомендаций по совершенствованию постановки нравственного воспитания учащихся старших классов школ Казахстана. Наряду с обобщением полученных результатов осуществлялась пропаганда передового опыта совместной деятельности классных руководителей, школьного комсомола и общественности по формированию морального облика учащихся школ Казахстана.

В ходе исследования, таким образом, использовались методы историко-теоретического анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, обобщения и систематизации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка общей характеристики на широком историко-педагогическом материале вопросов теории и практики совместной деятельности классных руководителей, комсомола и общественности по нравственному воспитанию учащихся школ Казахстана, наиболее совершенных форм, методов формирования морального облика старшеклассников.

Практическая значимость. Положительный опыт казахстанских школ по исследуемой проблеме в 1966-1982 годы представляет значительную ценность для научной разработки вопросов нравственного воспитания на современном этапе.

Фактический материал и выводы исследования могут быть полезны при подготовке пособий по нравственному воспитанию, разработке спецкурсов, семинаров, лекций для студентов, на курсах повышения квалификации учителей и классных руководителей.

На защиту выносятся следующие положения:

- II -

характеристика объективных возможностей активизации совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности в нравственном воспитании школьников;

общая характеристика эффективных средств и форм совместной деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию школьников;

рекомендации по совершенствованию деятельности классного руководителя, школьного комсомола и общественности по нравственному воспитанию старшеклассников школ Казахстана.

Достоверность исследования определяется методологическими и теоретическими исходными позициями автора, опорой на труды классиков марксизма-ленинизма, директивные и нормативные документы, использованием комплекса методов исследования, адекватных задачам исследования, а также опорой на опыт педагогической деятельности соискателя в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя вуза.

Апробация работы. По теме исследования были сделаны сообщения на заседаниях отдела теории и истории педагогики НИИ педагогических наук имени И.Алтынсарина, а также на заседании секции теории и истории педагогики КазПИ имени Абая. Методические рекомендации обсуждались и были одобрены педагогическими советами средних школ № 9, В 115 г.Алма-Аты и использованы в их работе. Опубликовано три статьи с научно-практическими рекомендациями.

Структура диссертации соответствует решению выдвинутых в исследовании задач и их логике. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Содержание изложено на 162 с. Библиография содержит 190 наименований, помимо архивных документов.

Во введении дается обоснование темы исследования, раскрыва-

ется актуальность проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет, проблема, методы исследования, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе - "Проблемы нравственного воспитания учащихся в научной литературе" - на основе анализа работ советских ученых раскрывается сущность нравственного воспитания, его роль, место и значение в общем воспитательном процессе, структура нравственного воспитания; анализируются работы советских, в том числе и казахстанских ученых по проблемам нравственного воспитания учащихся.

Вторая глава - "Опыт деятельности классных руководителей по нравственному воспитанию учащихся" - рассматривает деятельность классных руководителей по организации нравственного просвещения школьников через этические беседы, доклады и лекции, диспуты, конференции, а также работу классных руководителей по организации общественно полезной деятельности учащихся.

В третьей главе - "Работа школьного комсомола по нравственному воспитанию учащихся" - дается анализ деятельности школьного комсомола по нравственному воспитанию школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина; раскрывается значение общественно-политической практики в нравственном воспитании старшеклассников.

Четвертая глава - "Содержание и формы деятельности общественности по нравственному воспитанию учащихся" - посвящена рассмотрению наиболее распространенных форм деятельности общественности, как шефская работа взрослых, советы общественности по месту жительства, работа родительской общественности школы.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию нравственного воспитания старшеклассников школ Казахстана.

- ІЗ -

Разработка проблем нравственного воспитания учащихся в педагогической литературе

В советской педагогической литературе проблемы нравственного воспитания учащихся нашли отражение в фундаментальных исследованиях Н.И.Болдырева, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзо-на, И.Ф.Харламова и др., в которых раскрывается сущность процесса нравственного воспитания, определяются его задачи, содержание, структура: "Под нравственным воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения" /43,с.9/.

По мнению советских ученых, в общей системе всестороннего развития личности нравственное воспитание взаимодействует со всеми компонентами, входящими в нее. Любая деятельность, включающая в себя нравственную мотивацию, побуждающая нравственные отношения, становится значимым источником становления личности.

Нравственное начало входит в любой компонент системы всестороннего развития личности (в умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание) через нравственные отношения, нравственные проявления поведения воспитанников: "процесс нравственного воспитания осуществляется не только на основе определенных требований и с учетом его особенностей, но и главным образом на основе отношений, складывающихся в ученическом коллективе в процессе коллективной деятельности" /124, с.43/; "личность ребенка может характеризоваться на каждом возрастном этапе лишь объективно занимаемым местом в системе человеческих отношений" /113; с.497/.

Нравственное воспитание имеет определенную логику, которая выражается в последовательном достижении оптимального развития личности школьника в соответствии с его возрастными возможностями и наличием у него внутренних активных сил "самодвижения".

Процесс нравственного воспитания организуется и направляется воспитателем, который содействует созданию необходимых условий, побуждающих нравственное поведение, создает специальные ситуации общения для проявления нравственных отношений между участниками той или иной деятельности. В то же время этот процесс подвергается не только организованным, но и стихийным влиянием, что осложняет процесс нравственного воспитания и требует организации перевоспитания.

Когда же в воспитательный процесс удается включить самого воспитуемого, тогда при мотивации самовоспитания нравственное становление школьника происходит свободней, легче и с большим эффектом. Поэтому важной задачей нравственного воспитания является формирование у школьников системы "потребностей, интересов, мотивов", выработки "установок и позиций, направленности, сложной иерархии отношений" /124, с.51/.

Нравственное воспитание личности таким образом, не одноактный, а длительный процесс, включающий в себя и внешнее влияние воспитателей и внутреннюю работу воспитанников над собой.

С этим тесно связана и другая особенность процесса нравственного воспитания - большой концентризм, с помощью которого обеспечивается преемственность и последовательность процесса воспитания.

Содержание нравственного воспитания в школе имеет очень широкую программу формирования нравственных качеств школьников. Главные направления этой большой и сложной программы определены моральным кодексом. Социалистическое нравственное воспитание преследует цели формирования коммунистического отношения к труду и общественной собственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, уважения к людям и требовательности к себе. Именно целенаправленность превращает нравственное воспитание в процесс активного взаимодействия педагогов с детским коллективом, с каждым ребенком в отдельности.

В педагогическом процессе воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными, если они взаимодействуют в определенной системе.

Ведущее место в системе влияний в процессе нравственного воспитания принадлежит обучению, большую роль в формировании нравственных качеств учащихся играет трудовая деятельность.

Одним из важных компонентов системы влияний в нравственном воспитании является внеклассная работа, в которой хорошо сочетаются коллективные и индивидуальные занятия, содействующие теоретическому и практическому овладению нормами и принципами коммунистической морали. Вся внеклассная работа, проводимая, как правило, через пионерские и комсомольские организации и с учетом желаний и стремлений учащихся, дает широкий простор для коллективного и индивидуального нравственного совершенствования.

Таким образом, компоненты системы влияний в нравственном воспитании разнообразны, и они способствуют формированию у учащихся личной убежденности в необходимости следования нравственным принципам и нормам, пробуждают у них потребность жить по законам коммунистической морали, а также вызывают к жизни новые отношения в детском коллективе, которые становятся личностными отношениями и, закрепляясь, превращаются в нравственные качества личности.

По мнению советских ученых, все стороны и компоненты, составляющие структуру процесса нравственного воспитания, теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Исключение какой-либо стороны или какого-либо компонента из этого процесса ведет к нарушению его логики, его целостности, что недопустимо при формировании всесторонне и гармонически развитой личности.

Организация классными руководителями нравственного просвещения учащихся

В работе классных руководителей важное место занимает нравственное просвещение учащихся. Нравственное просвещение старшеклассников предполагает систематическое сообщение знаний о морали, разъяснение и обоснование этических норм и правил, анализ нравственных конфликтов, выработку принципов поведения в определенных ситуациях, способствует развитию и совершенствованию нравственных представлений и понятий, углублению содержания нравственных знаний учащихся.

Нравственное просвещение классными руководителями проводится на классных часах, классных собраниях, тематических вечерах, читательских конференциях, комсомольских собраниях и т.д.

Изучение архивных материалов, материалов газеты "Учитель Казахстана", литературных источников позволяет утверждать, что на первом месте из всех форм нравственного просвещения, которыми пользуются классные руководители, стоят этические б е с еды, представляющие собой вопросно-ответную форму изложения новых или углубление и закрепление старых знаний коммунистической морали.

Всего нами изучено около 80 материалов этических бесед. Задача этических бесед - помочь учащимся еще глубже усвоить нормы коммунистического поведения. Классные руководители проводят индивидуальные, групповые и коллективные беседы.

Индивидуальную беседу руководитель класса чаще всего проводит в особых случаях, а именно: при нарушении учащимся порядка, при неправильном понимании ребенком какого-либо вопроса, при нездоровом отношении к товарищам и т.д.

Групповая беседа обычно проводится с активом класса. Классный руководитель совместно с активом класса составляет план проведения определенных мероприятий, принимает меры для укрепления сознательной дисциплины и т.д.

Что же касается коллективной беседы, то она проводится с целым классом.

Для этических бесед, проводимых классным руководителем в старших классах, характерны следующие особенности:

- выбор тем, связанных с жизнью и деятельностью всего классного коллектива и отдельных его членов, например, о чуткости, такте, скромности, о вежливости и исполнительности, а также тем, которые всесторонне раскрывали бы моральные черты и т.д. юных борцов, а также и борцов старшего поколения в капиталистических странах и странах народной демократии, отстаивающих интересы трудящихся, борющихся за мир, демократию и социализм;

- знакомство с моральными чертами передовых людей нашей родины -коммунистов, которые отмечены в Уставе Коммунистической партии Советского Союза;

- обращение к биографиям В.И.Ленина и его боевых соратников, а также к биографиям великих людей прошлого и настоящего;

- обсуждение интересных литературных произведений, событий, взятых из окружающей жизни;

- построение этических бесед на основе важнейших моральных проблем (советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, сознательная дисциплина и культура поведения, дружба и товарищество, честность и правдивость, воля и характер).

Нравственное воспитание школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина

Пример, как известно, является одним из важнейших методов воспитания, методов формирования сознания, понятий, суждений, убеждений учащихся. Пример как метод воспитания подводит школьников к самосознанию, включенному в самовоспитание; конкретизирует сложные моральные, этические нормы и понятия; создает эмоциональный настрой деятельности; способствует развитию положительной нравственной, общественной мотивации (разъяснению цели деятельности, общественного значения данной конкретной задачи).

Пример может вызвать сложные чувства. По утверждению В.Г. Белинского, он "возвышает душу", побуждает к идеальным переживаниям.

Образ В.И.Ленина - вождя революции - самый возвышенный нравственный идеал. Он выступает как дальняя нравственная перспектива устремлений, благородных переживаний школьника.

Воспитание молодежи на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его заветах занимает важнейшее место в работе школьных комсомольских оргаїшзаций по нравственному воспитанию старшеклассников, так как воспитывать учащихся в духе ленинизма - это значит внедрять в их сознание марксистско-ленинскую идеологию, основы теории научного социализма, непоколебимую веру в победу идеалов коммунизма. Это значит формировать образованных и всесторонне развитых, трудолюбивых и дисциплинированных людей. Это значит воспитывать молодежь в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма, в духе преданности Коммунистической партии и социалистической Родине.

Всего в поле нашего зрения находилось свыше 200 комсомольских организаций школ Казахстана. В их работе по нравственному воспитанию старшеклассников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина наблюдаются следующие типичные направления: воспитание в ходе Всесоюзного Ленинского зачета комсомольцев и молодежи, Ленинских уроков, подготовки рефератов, проведения ученических конференций, смотров сочинений, участия в работе Ленинских комнат и музеев.

На основе литературных, архивных источников, материалов педагогической прессы попытаемся дать анализ каждому из этих направлений.

В апреле 1969 года, в дни подготовки к всенародному празднованию 100 летия со дня рождения В.И.Ленина, ЦК ВЛКСМ принял постановление о проведении Всесоюзного Ленинского зачета. С тех пор Ленинский зачет прочно вошел и в практику работы комсомольских организаций школ Казахстана.

Очень ценным по проведению Ленинского зачета является опыт школы № 48 г.Караганды.

Началом общественно-политической аттестации для комсомольцев этой школы являются уже те собрания, на которых обсуждаются итоги трудового лета и принимаются социалистические обязательства, утверждаются комплексные планы "Учимся коммунизму".

Активность комсомольцев ощущается во всем. Они выступают настоящими помощниками педагогов во всех школьных делах: очевидно воспитывающее влияние на пионерию шефства старшеклассников, их рефератов, подготовленных к Неделе революционной комсомольской славы, корчагинской вахты. Знания, осведомленность, высокая политическая сознательность комсомольцев проявляются в поступках, в общественно полезной деятельности.

Самое собрание комсомольцев в 48-ой - школа общественной активности. Оно открытое - поучиться ребята идут с охотой. Комсорг краток в перечне достижений и обстоятелен в постановке нерешенных проблем. Продолжают разговор командиры "пятерок", на которые разделен класс, они критически оценивают в своих отчетах - рапортах общественно-трудовую активность каждого. Каждый из присутствующих понимает, что общественно-политическая аттестация - экзамен на политическую зрелость, умение делать жизнь по Ленину.

Похожие диссертации на Проблемы теории и практики нравственного воспитания учащихся в истории казахстанской школы и педагогики (1966-1982 гг.)