Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Амиргазин Ерлан Кайртаевич

Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже
<
Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амиргазин Ерлан Кайртаевич. Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Амиргазин Ерлан Кайртаевич; [Место защиты: ГОУВПО "Омский государственный педагогический университет"].- Омск, 2006.- 158 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Орнаментальное искусство как составная часть художественно-профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах (живописцы, художники, прикладники, дизайнеры).

1.1. Из истории развития декоративно-прикладного искусства (анализ истории развития декоративно-прикладного искусства за рубежом и в России) 14

1.2. Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства, дизайна и оформительской работы. Специфика орнаментального искусства 32

1.3. Эстетическое восприятие орнамента в системе художественно-эстетического и профессионального образования 52

ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы педагогического руководства обучением и воспитанием специалистов художественных профессий в процессе изучения орнаментального искусства

2.1. Место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования 74

2.2. Личностно-ориентированныи подход к художественно-творческому развитию личности студентов в процессе обучения интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарного цикла 80

2.3. Дидактические принципы изучения основ орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов колледжа 92

2.4. Методика активизации обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству (опытно-экспериментальная работа) 103

Заключение 127

Список литературы 129

Приложение 143

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях модернизации системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и, прежде всего, изобразительное, декоративно-прикладное искусства, охватывающие целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, при изучении специфики народных художественных ремесел, культурного наследия конкретного региона, то есть проблема успешного художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.

Проблема эстетического воспитания молодежи и, соответственно, его основных структурных компонентов (эстетическое восприятие, вкус, эстетические интересы, потребности и т. д.) давно привлекала внимание философов, искусствоведов, педагогов, психологов, методистов, писателей, художников, музыкантов. Так, в 19-20-е гг. большое внимание проблемам эстетического воспитания и образования уделяют такие известные отечественные ученые и деятели культуры, науки и искусства, как А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Бахтин, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Г.П. Рошаль, Н.И. Сац, Н.С. Шер, А.С. Макаренко и др.

Философско-методологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, В.Г. Шестакова, В.К. Скатерщикова, В.А. Разумного, М.С. Столовича, В.А. Щербакова, Р.А. Тельчаровой, А.Я. Зися, Б.Г. Лукьянова, М.Н. Афасижева и др.

Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассматриваются в трудах Г.В. Беды, Н.Н. Ростовцева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, В.А. Сухомлинского, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Л.Г. Арчажниковой, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Я. Шпикаловой, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Ф. Курдюмовой, В.И. Козлова, СП. Ломова, Н.С. Боголюбова, Л.Г. Медведева, В.К. Лебедко, А.С. Хворостова, В.ПЗин-ченко, Н.К. Шабанова, К.Ж. Амиргазина, Е.В. Квятковского, В.В. Корешко-ва, Б.Т. Лихачева, СЕ. Игнатьева, Н.Н. Светловской и других ученых.

Следует подчеркнуть, что сохранение и изучение культуры, создаваемой поколениями людей, обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, играет большую роль в нравственном становлении личности. В современной жизни сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство требует активного и творческого труда.

Как известно, народное искусство, будучи хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, становления ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры и рассматривается как существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Подготовка конкурентоспособных, образованных, творческих специалистов в области художественно-производственной деятельности посредством овладения ими знаниями и умениями в области традиций народных ремесел является важнейшей задачей высших и средних учебных художественно-профессиональных заведений.

Причем в народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами критерий прекрасного, того,

что является фундаментом художественной культуры личности современного специалиста и становится действенным средством формирования художественной, технологической культуры студентов.

Общие вопросы подготовки студентов находятся в центре внимания исследователей. Так, изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки учителей посвящены труды О.А. Абдуллиной, В.Г. Максимова, СИ. Архангельского, Н.В. Кузьминой, О.Г. Максимовой, В.А. Сластенина и др. В их работах обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Как свитедетельствует анализ специальной литературы и обобщение опыта работы художественных и художественно-промышленных, колледжей, одним из эффективных средств в подготовке специалистов в художественно-промышленной деятельности, в декоративно-прикладном творчестве к профессиональной деятельности может стать расширенный и углубленный курс преподавания орнаментального искусства.

Здесь следует отметить, что основополагающее значение для осмысления места и роли народного искусства России, зарубежных стран и конкретно орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов, имеют работы А.В. Бакушинского, Г.К. Вагнера, Т.М. Разиной, В.М. Вашленко, М.А. Некрасовой, К.А. Чекалова, И.Я. Богуславской и др. Имеются и диссертационные исследования, посвященные отдельным вопросам преподавания народного искусства в профессиональной подготовке студентов. В частности, проблемы активного преподавания народного искусства в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических факультетов педагогических вузов исследуются в диссертациях Е.Г. Болотских, Ю.К. Беджанова, Т.А. Та-витовой, Б.И. Ижанова, Т.В. Самойловой, П.Н. Магометовой, В.П. Строковой, И.В. Алексеевой, А.Р. Алиевой, И.Г. Даутовой и др.

В настоящее время наметились новые тенденции в подготовке специалистов: на материале народного искусства России разрабатываются современные, в соответствии с государственными стандартами технологические приемы в курсе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Вместе с тем, исследований, связанных с преподаванием орнаментального искусства России в процессе подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности, дизайна, практически нет.

Проблема исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей в процессе их профессиональной подготовки (прил. таб.1).

Цель исследования: внедрение в педагогическую практику разработанной экспериментальной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей посредством научно обоснованного, педагогического руководства процессом их обучения, значительное повышение эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного, народного искусства, в области художественно-промышленной деятельности.

Объект исследования: процесс обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству.

Предмет исследования: педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах.

Гипотезой исследования явилось предположение, что орнаментальное искусство, включенное в учебно-воспитательный процесс в художественном (художественно-промышленном) колледже, может выступать эффективным средством качественного изменения подготовки будущих специалистов в

области декоративно-прикладного искусства, при реализации следующих условий:

  1. определения и научно-теоретического обоснования роли и места преподавания расширенного и углубленного курса орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности в художественном (художественно-промышленном) колледже;

  2. разработки содержания, эффективных форм и методов преподавания орнаментального искусства, направленных на формирование профессиональных качеств личности будущего специалиста;

3. разработки последовательной системы технологических операций
(овладение приемами, способами, подходами) в процессе обучения орна
ментальному искусству.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую
литературу и методические материалы по проблеме исследования.

2. Изучить опыт обучения орнаментальному искусству

в художественных (художественно-промышленных) колледжах.

  1. Разработать содержание, эффективные формы и методы комплексного преподавания орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности.

  2. Разработать учебно-методический комплекс (рабочая программа, методические рекомендации, наглядные пособия, учебно-методические таблицы) преподавания орнаментального искусства (прил. таб.2).

  3. Экспериментально проверить содержание форм и методов, эффективность внедрения углубленного и расширенного преподавания орнаментального искусства в учебно-воспитательном процессе художественного (художественно-промышленного) колледжа.

Методологическую основу исследования составляют исследования ведущих ученых по вопросам философских основ теории эстетического воспитания и развития личности, социологии и культурологии, общей педагогики и психологии, методики преподавания изобразительного искусства; научно-теоретические положения о народном искусстве как феномене духовной и материальной культуры, о специфике орнаментального искусства как базисного компонента в системе профессионально-художественного образования и эстетического воспитания личности студентов художественного (художественно-промышленного) колледжа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической исторической, этнографической, искусствоведческой литературы; оценочные коррекции программ колледжей и общеобразовательных школ по изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству; методических разработок для учителей, воспитателей, студентов; наблюдение за процессом усвоения студентами основ народного декоративно-прикладного искусства, дизайна; психолого-педагогический эксперимент; анкетирование, беседы, тестирование; анализ продуктов творческой деятельности студентов; экспертная оценка; математическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Омском художественно-промышленном колледже с 2000 по 2006 гг. в 3 этапа.

На первом этапе (2000 - 2001) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, анализировалась практика подготовки студентов к профессиональной деятельности на материале орнаментального искусства, уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий эксперимент, выявивший исходный уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Разработана экспериментальная программа расширенного и углубленного курса «Методические основы преподавания народного и декоративно-

прикладного искусства России (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц к ней для художественно-промышленных колледжей.

На втором этапе исследования (2002 - 2005) апробировалась эффективность комплексного преподавания орнаментального искусства, содержащего в себе 3 направления профессиональной подготовки: теоретической, художественно-практической и методической.

Одновременно был скорректирован учебно-тематический план преподавания орнаментального искусства, уточнены содержание, тематика художественно-творческих заданий, компоненты эмоционально-эстетического восприятия, художественного вкуса, воображения, творческой активности студентов экспериментальных и контрольных групп.

На третьем этапе исследования (2005 - 2006) были подведены итоги апробации экспериментального обучения, по результатам которого установлены уровни освоения орнаментального искусства, его роли и места в подготовке будущих специалистов художественно-промышленных колледжей к профессиональной деятельности. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сформулировать выводы. Было осуществлено оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, овладение студентами художественно-промышленных колледжей и училищ расширенным и углубленным курсом орнаментального искусства является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста в области народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры народов России.

2. Традиции орнаментального искусства исторически обусловлены ма
териальной и духовной культурой народа, его национальными особенностя
ми, спецификой конкретного региона. Как педагогический феномен, они
имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал: воспитание
творческого отношения к труду, любви и уважения к творчеству народньк
мастеров, формирование чувства красоты, эстетического восприятия, вооб
ражения, развитие мелкой моторики рук, конструкторских умений и навы
ков, вооружение студентов знаниями о специфике и традициях различных
видов народного творчества (резьба и роспись по дереву, кости, металлу,
керамика, ковроткачество, одежда, посуда и т. п.) русского и других народов
Российской Федерации. Вооружение соответствующими умениями и навы
ками конструирования (дизайн) различных объектов, оформление выста
вочных проектов. ;

3. Успешное овладение студентами художественно-промышленных
колледжей орнаментальным искусством может осуществляться при ясном
понимании того, что этот учебный предмет является базовым компонентом
профессиональной подготовки будущих специалистов и, соответственно,
тесно связан с другими профессиональными учебными предметами - рисун
ком, живописью, композицией, черчением, перспективой, историей ис
кусств, психологией художественного творчества.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработаны:

эффективные педагогические условия орнаментального искусства для качественного изменения подготовки студентов художественно-промышленных колледжей и училищ к профессиональной деятельности;

содержание, формы и методы, направленные на формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна;

- применение новых педагогических технологий, связанных с комплексным преподаванием основ народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и изобразительного искусства;

разработан УМК преподавания орнаментального искусства, включающий, помимо учебной программы, экспериментальную программу спецкурса, методические рекомендации и серию наглядных художественно-дидактических таблиц в качестве наглядных пособий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке современной методики преподавания орнаментального искусства в профессиональной подготовке специалиста в области декоративно-прикладного искусства и дизайна к профессиональной деятельности, включая возможность преподавать народное и декоративно-прикладное искусство в детских художественных школах, кружках, отраженной в экспериментальной программе спецкурса «Теория и методические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке новых учебных программ, новых поколений стандартов, методических пособий для преподавания народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования с учетом их многофункционального значения для художественно-промышленных колледжей с целью совершенствования процесса подготовки будущих специалистов в области художественных ремесел, народного искусства, дизайна.

Степень достоверности и обоснованности результатов исследования теоретических положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии, культурологии и искусствознанию, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, подтверждается материалами проведен-

ной опытно-экспериментальной работы, личным опытом преподавания в учебном заведении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Омском художественно-промышленном колледже.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались, докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Омском художественно-промышленном колледже, в Омском государственном педагогическом университете, в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (2001, 2003, 2005), на заседании отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования (2001 - 2004). Материалы исследования внедрены в педагогическую практику также в виде опубликованных научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе «Орнаментальное искусство как составная часть художественно-профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах (живописцы, художники-прикладники, дизайнеры) - раскрывается специфика орнаментального искусства, освещается история развития декоративно-прикладного искусства в России и в зарубежье, устанавливается тот факт, что орнамент является основой декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и оформительских работ.

Во второй главе «Психолого-педагогические основы педагогического руководства обучением и воспитанием специалистов художественных профессий в процессе изучения орнаментального искусства» раскрываются место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в

системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования, определяется эффективность комплексного преподавания орнаментального искусства России в профессиональной подготовке студентов художественно-промышленных колледжей, рассматривается и научно обосновывается методика активизации обучения студентов орнаментальному искусству.

В заключении обобщены результаты выполненного исследования.

Из истории развития декоративно-прикладного искусства (анализ истории развития декоративно-прикладного искусства за рубежом и в России)

Основным объектом изобразительной деятельности студентов художественного колледжа было избрано декоративно-прикладное искусство, поскольку именно в нем национальные традиции и художественное творчество находится в наиболее тесном взаимодействии. При внесении элементов художественного народного творчества и мотивов орнаментальной композиции в систему обучения декоративно-прикладного искусства и воспитания, открываются большие возможности как в области совершенствования педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения и приумножения искусства и культуры.

Декоративно-прикладное искусство является одним из древнейших видов искусства, возникшим с выделением ремесла. В течение многих веков декоративно-прикладное искусство развивалось преимущественно как ремесло. История декоративно-прикладного искусства связана с историей народного искусства, художественным ремеслом, художественной промышленностью, деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда составляли и составляют часть предметной среды, окружающей человека и украшающей ее. В настоящее время под декоративно-прикладным искусством понимается искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художест венными качествами и предназначенных не только для утилитарного использования, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений и т. п. К декоративно-прикладному искусству относятся: художественная мебель, керамика, стекло, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия и т. д. В отличие от станкового искусства, произведения декоративно-прикладного искусства не теряют практических функций и выявляют свое художественное содержание лишь во взаимодействии с ансамблем (в интерьере, на улице, в парке). В предметах утилитарного характера художественное оформление строго согласовано с его функцией. Предметы преимущественно декоративного назначения допускают гораздо более широкие и вольные эксперименты с формой. Промежуточное положение между декоративно-прикладным искусством и станковым искусством занимают произведения мелкой декоративной пластики, панно, гобелены, расписные плафоны и декоративная скульптура. Составляя синтез с архитектурным решением, они могут существовать и отдельно как самостоятельные художественные произведения.

Изучение истории развития декоративно-прикладного искусства позволяет выявить определенные этапы его становления в различные социальные эпохи в разных государствах и народах, обосновывать конкретные объективные закономерности и утверждение их специфических видов прикладного искусства и орнаментальной композиции, накопленных предшествующими поколениями мастеров-прикладников.

В исследованиях В.В. Стасова и B.C. Воронова значительное место отведено опыту искусства прошлого и настоящего.

Анализируя проблемы развития декоративно-прикладного народного искусства, орнаментального украшения в исследовании обращаемся к обширному историко-этнографическому материалу в разных эпохах начиная с первобытных, античных времен и до наших дней.

Как уже отмечалось, с первобытных времен люди стремились украсить свои жилища и предметы обихода. Те, что оставили настенную живопись в пещерах Альтамиры, Лез Эйзи и Ласко, были, разумеется, способны создать и другие росписи. Но до нашего времени почти ничего не дошло.

Эпоха неолита оставила больше следов, мы располагаем образцами резьбы по камню и керамике. В качестве примера можно назвать фриз с рельефом в форме спирали, найденный на о. Мальта, и межевой камень также со спиральным рельефным орнаментом, найденный близ кургана в Ньюгрейндже (Ирландия). Этот мотив нашел впоследствии большое применение в критской и минойской, а затем в микенской цивилизациях. По-видимому, он постепенно распространился по всему Европейскому континенту. Он встречается, в частности, на расписной керамике с прекрасным гармоничным рисунком, относящейся к культуре Кукутени-Триполье на территории Румынии, Молдавии и Украины (конец III тыс. до н. э.); значительная уже в тот период миграция способствовала распространению этого мотива. В этом смысле нам предоставляется весьма интересными исследования специалистов по первобытной культуре, таких как Г.Д. Гачев, О.М. Фрейденберг /52 - с. 93 /, /167 - с. 125/.

Эстетическое восприятие орнамента в системе художественно-эстетического и профессионального образования

Современная художественно-педагогическая наука считает возможным достижение подлинного образования и художественной культуры лишь при условии активной деятельности через интеллектуальные усилия и размышления, что требует гуманизации обучения. При этом образование, эстетическое воспитание осуществляется не только в процессе обучения, но и под влиянием окружающей среды, которые подчас становятся определяющими.

Следовательно, учение должно включать наряду с процессом получения всесторонних теоретических знаний базу для развития личности обучаемых, эстетического восприятия окружающего мира и осознания активной сущности своего бытия.

Раскрытие места и роли эстетического восприятия в системе художественно-эстетического и профессионального образования учащейся молодежи во многом определяет выявление возможностей использования эстетического восприятия в учебно-методическом процессе художественно-промышленных колледжей, которые обусловлены рядом факторов:

1. Немаловажное значение придавалось развитию восприятия с древних времен. В наше время этому вопросу уделяется большое внимание, как важному компоненту, помогающему в формировании личности эстетически образованной, гармонично развитой.

2. В России имеется достаточно широкая сеть учебных заведений, где изучаются художественные специальности, в которых качественно высокий уровень немыслим без развития эстетического восприятия, эстетических потребностей, идеалов, правильно сформированного эстетического мышления. В последние годы эти качества приобретают особую важность в связи с широким «потоком» хлынувшей на нас информации из газет, книг, фильмов, компьютерных игр невысокого качества и сомнительного содержания, повсеместно культивирующих насилие, жестокость, алчность, индивидуализм, пошлость, лишающих молодежь духовности, ведущих к постепенной деградации нового поколения. И только человек эстетически подготовленный, духовно развитый, грамотный, с правильно сформированным отношением к действительности, умеющий ценить прекрасное, способен во всем разобраться сам, отделить истинные ценности от преходящих, выделить то, что потенциально содержит высокое идейно-художественное наследие.

Однако проблема художественно-эстетического и профессионального образования посредством эстетического восприятия освещена мало, хотя отдельные аспекты этого вопроса встречаются в диссертационных исследованиях, но носят более философский характер и оторваны от исторического контекста.

При рассмотрении подготовки специалистов в области художественной культуры и образования во многих работах уделяется внимание восприятию вообще, тогда как за рамками исследований остается проблема обеспечения педагогических основ формирования эстетического восприятия студентов в художественных школах, колледжах, ссузах, на факультетах и в вузах искусств.

Для рассмотрения проблемы формирования эстетического восприятия, его места и роли в общей системе художественно-эстетического и профессионального образования мы еще раз обратимся к таким наукам, как философия, эстетика, физиология, психология, методика преподавания изобразительного искусства, которые в разных аспектах показывают нам, каким образом происходит процесс формирования эстетического восприятия в искусстве. Если психологию интересует сам процесс возникновения художественных предметов и психологи с разных сторон изучают механизмы действия сознания, эмоций, воображения, восприятия врожденных и приобретенных способностей и т. д., то философия обращается к продукту познавательной деятельности, т. е. к конечному результату, по которому можно определить степень творческой активности эстетического сознания, тип художественного видения, осмысление и восприятие окружающего мира творческой личностью. Физиология рассматривает динамику нервных процессов, эстетика изучает категорию прекрасного, человеческую чувственность, образное постижение человеком мира по законам красоты.

Эстетическое воспитание, анализируя психологию творчества и философию, обращается к воспитанию способности восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности.

Педагогика, опираясь на исследование этих наук, определяет формы и методы учебного процесса, содержание основ обучения и воспитания. Соответственно становится очевидным, что каждое явление, каждый предмет должны изучаться в существенных его связях или отношениях с окружающей действительностью.

В условиях обучения студентов колледжа изобразительному и орнаментальному искусству эстетическое воспитание обуславливает, прежде всего, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетического вкуса и эстетических потребностей.

В связи с этим, целесообразно начать приобщение студентов к орнаментальному искусству, поскольку орнамент с незапамятных времен является основой, фундаментом практически всех видов прикладного искусства и способствующих формированию эстетического восприятия материального мира, а также помогает познать художественно-выразительные средства композиции.

Место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования

Система художественной культуры страны, особенно ее основополагающее начало - художественное образование, художественное творчество, художественные наследия находятся в прямой зависимости от структурных параметров профессиональных школ «Академия, - колледж, - училище -промысел».

Художественная школа в области живописи, скульптуры, графики, архитектуры в значительной мере изучалась. Это научные работы НЛ. Дмитриевой, Б.А. Борисовой, М.А. Алексеевой, Э.М. Белютина и др.

Система же обучения мастеров декоративно-прикладного искусства до сих пор не получила должного отражения в специальных трудах, за исключением научного исследования в области методики преподавания декоративно-прикладного искусства А.С. Хворостова, В.В. Корешкова, К.Ж. Амиргазина и Р.А. Гильман/5 - с. 141; 57 -с. 45/.

Наша главная задача - определить место и роль художественных училищ и колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях. Для этого необходимо проследить возникновение и развитие в России профессиональной «ученой» школы декоративного искусства, исследовать педагогическую систему методического обеспечения, рассмотреть актуальности специализации и формирование профессиональных качеств студента. Это все позволит в какой-то мере восполнить один из пробелов в искусствознании, художественной педагогике и послужит началом разработки важнейшего вопроса - модернизации художественного образования в рамках Президентской программы «О приоритетных направлениях образования России».

В системе художественно-профессиональной подготовки специалистов художественно-прикладной деятельности, готовящих мастеров и художников для народных художественных промыслов, важное место занимают средние специальные учебные заведения - художественные и художественно-промышленные колледжи и училища. К 80 годам XX столетия в Российской Федерации сложилась цельная система таких учебных заведений. Основные из них располагаются в известных центрах народного творчества и призваны развивать и возрождать традиции русской лаковой живописи, резьбы по дереву, гончарного производства, ювелирного дела, ковроткачества, получившие свое начало с возникновения классов «мастеров» и ремесел со второй половины XVIII в. и развиваются ныне как крупные учебно-творческий, учебно-образовательный центр. В 1757 году открывается Академия художеств. Основным классом декоративного искусства, начавшим свое существование, был класс орнаментальной скульптуры. Первым талантливым педагогом, заведущим был художник разностороннего дарования - скульптор, резчик Никола Франсуа Жиле (материалы для описания императорского зимнего дворца, с. 135 Успенский А.И.). Н.Ф. Жиле сумел подготовить выдающихся русских скульпторов и мастеров художественной промышленности.

По уставу Академии 1764 года принимались дети 5-6 лет. Весь курс был рассчитан на 15 лет - от самых элементарных общих знаний до профессионального обучения.

Исторически сложилось два способа построения учебных программ -концентрический и линейный. При концентрическом на следующей ступени обучения материал лишь повторяется, но в усложненном виде. При линейном - каждая часть учебного курса последовательно продолжает предыдущие. Художники декоративного искусства с 1 по 3 возрастает, как и представители «трех знатейших художеств», готовились по общей программе, благодаря чему получали единую со всеми общеобразовательную и художественно-теоретическую подготовку.

Как видим, система профессиональной подготовки художников декоративного искусства, сложившаяся в Академии художеств XVIII в., не исчезла бесследно, а нашла свое развитие в других учебных заведениях России. Особенно видное место в этой системе занимают такие известные учебные заведения, как:

1. Абрамцевское художественно-промышленное училище (готовит мастеров-художников по специальностям - художественная обработка дерева, кости и камня, художественная обработка металла, художественная керамика, художественная роспись по керамике). (Московская область, г. Хотьково).

2. Богородская профессионально-техническая школа художественной резьбы по дереву (готовит мастеров-исполнителей по профессии резчик по дереву) (Московская область, Загорский район, д. Богородское).

3. Дагестанское художественное училище готовит по специальностям: художественная керамика, художественное творчество, художественная обработка металла.

4. Художественно-промышленный колледж готовит мастеров исполнителей по профессиям камнерез, мастер по художественной керами

ке, и по ювелирному производству.

5. Палехское художественное училище готовит мастеров-художников по специальности художественная роспись.

6. Семеновская профессионально-техническая школа готовит мастеров-исполнителей по профессиям художник хохломской росписи, токарь по дереву, столяр-мебельщик. 7. Тюменское училище искусств готовит мастеров-художников по специальности художественная обработка кости.

8. Уральское училище прикладного искусства готовит мастеров художников по специальности художественная обработка камня, металла.

9. Федоскинская профессионально-техническая школа готовит мастеров-исполнителей по профессиям художник миниатюрной живописи, художник жостовской декоративной росписи, художник по финифти.

10. Якутский художественный колледж готовит мастеров-исполнителей по профессиям художественная обработка кости и меха.

Всего в России государственных образовательных учреждений среднего профессионального (художественного) образования насчитывается 22 в том числе и Омский художественно-промышленный колледж.

В последние годы в связи с модернизацией системы народного образо-, вания, возрождением и дальнейшим развитием традиций народного творчества, народных ремесел сеть художественно-промышленных училищ и колледжей значительно расширилась. При многих художественно-графических факультетах университетов и педагогических вузов открыты художественные и художественно-промышленные училища и колледжи. Расширился и круг специальностей, по которым готовят специалистов в этих средних учебных профессионально-художественных заведениях.

Так, например, в Омском художественно-промышленном колледже готовят специалистов по декоративно-прикладному искусству и народных художественных промыслов по конкретным специальностям: роспись по дереву, по металлу, резьба по дереву и бересте, художественная обработка кожи, ткачество, гобелен, дизайн по отраслям (графический дизайн, средовой дизайн), живопись, начальное профессиональное образование - исполнитель художественных работ, художник.

Похожие диссертации на Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественном колледже