Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Лазарева Светлана Викторовна

Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания
<
Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лазарева Светлана Викторовна. Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2002 146 c. РГБ ОД, 61:03-13/85-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

1.1. Философские аспекты проблемы эстетического воспитания детей с. 9

1.2. Психофизиологические и педагогические аспекты взаимосвязи начального этапа эстетического воспитания и владения навыками элементарного музицирования с. 16

1.3. Особенности начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования в условиях ДШИ (ДМШ) с. 33

Выводы по главе 1 с. 46

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

2.1. Программа курса «Элементарное музицирование» как средство реализации педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания с. 49

2.2. Основные положения экспериментальной методики с. 98

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы с. 103

Выводы по главе 2 с. 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 127

БИБЛИОГРАФИЯ с. 129

ПРИЛОЖЕНИЯ с. 144

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и' экономического характера, коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб развитию мыщления эмоционально-образного. Поэтому творческое начало становится все более ценным качеством, позволяющим человеку проявить свою индивидуальность.

Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография - то есть дисциплины эстетического цикла, способствующие развитию эмоционально-образного мышления, - остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление (В .И. Гарбузов), недооценка которого наносит определенный ущерб гармоническому развитию личности.

Сегодня, когда общество начинает осознавать важность гуманитарной сферы, современное отечественное образование находится на переломном этапе, меняется его парадигма. Наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный подход к учащимся, эмоционально-творческое отношение к миру; особое внимание уделяется формированию мировоззрения и системы ценностей. В соответствии с этим утверждаются гуманизация и гуманитаризация образования.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладываются в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее воспри-

имчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста стимулирует раннее творческое развитие, которое гармонизует растущего человека, помогает развивать психические функции и личностные качества.

Проблемам, связанным с начальным этапом обучения и воспитания, в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. В основе педагогических исследований развития детей дошкольного и младшего школьного возраста лежат работы известных отечественных психологов: Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Н. Люблинской, С.Л. Новоселовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других.

В разработку проблем педагогики дошкольного и младшего школьного возраста внесли весомый вклад педагоги Н.А. Аксарина, К.Д. Губерт, М.И. Кистя-ковская, М.М. Кольцова, И.М. Кононова, М.И. Лисина, М.Г. Рысс, Р.Г. Сорочек, З.В. Уварова, Н.М. Щелованов и другие.

В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Е.А. Дубровская, Л.Н. Комиссарова, К.В. Тарасова и другие, разработавшие теорию начального этапа эстетического воспитания.

Вопросы, связанные с начальным этапом обучения игре на музыкальных инструментах, изучены А.Д. Артоболевской, Н.К. Баклановой, Л.А. Баренбоймом, Л.В. Виноградовым, В.А. Жилиным, Н.Г. Кононовой, К.А. Линкявичусом, СО. Мильтоняном, В.Г. Ражниковым, Г.И. Шатковским.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формирования их духовной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Б.В.Асафьев, Л.СВыготский, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Б.ЛЛворский.

В зарубежной педагогике музыкального образования вопросы эстетического музыкального воспитания разрабатывались Э.Ж.- Далькрозом (Франция), 3. Ко-даи (Венгрия), П. ван Хауве (Нидерланды), Судзуки (Япония). Считаем необхо-

димым особо вьщелить труды вьщающегося немецкого композитора и педагога К. Орфа, создавшего отлично зарекомендовавшую себя в Западной Европе систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования.

Изучение трудов перечисленных авторов позволило сделать вывод о недостаточном применении идей выдающихся педагогов, в частности К. Орфа, в отечественной музыкально-образовательной практике. Происходит это, по мнению автора, по двум основным причинам: 1) система К. Орфа, распространенная в Западной Европе, не может иметь столь широкого применения в России, так как ее нельзя механически перенести в нашу систему общего музыкального образования; 2) не создана теоретическая база начального этапа эстетического воспитания средствами элементарного музицирования в условиях допрофессионального музыкального образования в детских школах искусств (ДШИ) и в детских музыкальных школах (ДМШ).

Таким образом, складывается противоречие между необходимостью раннего творческого развития детей и недостаточностью практической реализации методик, обеспечивающих такое развитие. Проблема заключается в поиске путей и средств максимального использования потенциала элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания.

Перечисленное выше определило актуальность темы представленного исследования: «Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания».

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания в условиях ДШИ (ДМШ).

Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей в условиях ДШИ (ДМШ).

Предмет исследования - педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания детей в условиях ДШИ (ДМШ).

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Начальный этап эстетического воспитания будет более эффективным, если его существенным содержательным компонентом является элементарное музицирование, обеспечивающее: развитие музыкально-творческого воображения; активизацию самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. Осуществить анализ литературы, позволяющий проследить развитие идеи эстетического воспитания в философии и педагогике.

  2. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания.

  3. Разработать и экспериментально проверить программу курса «Элементарное музицирование».

Методологической основой диссертации являются: общие положения психофизиологии (А.А. Ухтомский, И.М. Сеченов); деятельностный подход в психологии теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории психологии творчества (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмо-лов, В.В. Давыдов, В.В.Медушевский, Е.В. Назайкинский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов); теория обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Люблинская, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин); концепция развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.М. Цыпин); теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, А.Д. Артоболевская, О.А. Апраксина, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, Г.И.Шатковский,В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский).

В процессе исследования применялись следующие методы: наблюдение,

анализ, синтез, обобщение, опрос, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. выявлены педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания, заключающиеся в развитии музыкально-творческого воображения; активизации самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности;

  2. разработаны методические основы обучения детей элементарному музицированию на раннем этапе эстетического воспитания в условиях ДШИ (ДМШ).

Теоретическая значимость диссертации состоит в выявлении теоретических аспектов построения нового учебного предмета «Элементарное музицирование».

Практическая значимость исследования заключается в том, что методика обучения дошкольников и младших школьников элементарному музицированию и программа курса «Элементарное музицирование» могут иметь широкое применение в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания заключаются в развитии музыкально-творческого воображения; активизации самостоятельности детей, их способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных занятий и элементарным обобщениям в музыкальной деятельности.

  2. Методика-обучения элементарному музицированию трансформирует систему К.Орфа применительно к условиям ДШИ (ДМШ) и включает принципы:

  1. учета психофизиологических особенностей конкретного возраста;

  2. творческого характера процесса овладения навыками элементарного музицирования;

  3. положительной мотивации деятельности детей;

4) увеличения объема используемого в учебно-педагогической работе материала и ускорения темпов его прохождения;

а также методы вариантности, импровизационности, сензитивности, индуктивности, дедуктивности, сравнения и контраста.

Этапы исследования:

1990 - 1992 гг. - накопление и обобщение эмпирического материала, анализ первоисточников, определение базы исследования.

1992 - 2001 гг. - разработка теоретических основ исследуемой проблемы, экспериментальное исследование.

2001 - 2002 гг. - теоретическое осмысление результатов работы, завершение и оформление исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась ДШИ № 1 г. Екатеринбурга.

Апробация результатов исследования производилась: путем внедрения в образовательный процесс ДШИ № 1 г. Екатеринбурга; в процессе обсуждений на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов УрГГТУ; в ходе выступлений с докладами на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях; в форме опубликования научных и учебно-методических работ.

Философские аспекты проблемы эстетического воспитания детей

Философский подход к рассмотрению проблемы эстетического воспитания детей предполагает изучение трёх основных аспектов: онтологического, гносеологического и аксиологического (И.А. Перфильева).

В онтологическом аспекте выделяется прежде всего духовное начало эстетического воспитания. Корни духовности эстетического воспитания уходят вглубь истории.

Исследователи эстетики античности (В.Ф. Асмус, А.В. Волошинов, Л.Я. Жмудь, А.Ф. Лосев и др.) подчёркивают, что в одном из ранних древнегреческих философских учений - пифагорействе — делается попытка утверждения гармонии личности с окружающим природным миром. Пифагорейцы были убеждены, что к гармонии человека приводит катарсис (очищение) путём приобщения к музыкальной гармонии космоса.

Эстетико-педагогические теории, формировавшиеся в эпоху античности, свидетельствуют о понимании влияния искусства на воспитание человека. Платон в труде «Государство» писал: «.. .самое главное воспитательное значение му-сического искусства: оно всё более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает, - его ритм и лад несут с собой благообразие, оно делает человека благообразным... безобразие, неритмичность, разлад - родственники злоречия и злонравия, а их противоположность, наоборот, близкое подражание здравомыслию и нравственности» (Цит. по: [73. С. 161]).

Для классической Греции мусическое искусство (находящееся под знаком муз) представляло собой триединство поэзии, танца и собственно музыки. Музыка задавала ритм, поэзия являла осмысленное словесное начало, а танец обозначал телесную конкретность жеста.

Таким образом, в соответствии с первоначальным пониманием эстетики как общей теории искусства, под эстетическим воспитанием подразумевалось формирование у человека умения понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и умения проявлять себя в художественном искусстве.

В философских концепциях эпохи Возрождения определённо просматривается связь с эстетическими традициями античности. Влияние возродившейся древнегреческой традиции усматривается в значении нравственного совершенствования личности средствами искусства. Для философов этой эпохи характерно видение человека с его достоинствами, находящегося в центре мироздания. Человек для них — сотрудник Бога. Выдающийся философ Возрождения Пико делла Мирадола, размышляя о человеке, писал: «На земле нет ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над нами, значит, возвыситься над небесами» (Цит. по [25. С. 257]).

В философских учениях просветителей далее разрабатывается проблема развития гармонических отношений личности с обществом, с природой, самой собой. Проблемы общественного развития просветители пытались решить путём просвещения и воспитания народа, используя при этом искусство.

Французский просветитель XVII в. Ж.-Ж. Руссо особо подчёркивал роль природной и общественной среды в воспитании человека в духе гуманизма, гармонии и целостности. «Всё выходит хорошим из рук Творца, - писал Руссо в своей книге «Эмиль, или о воспитании», - всё вырождается в руках человека» [146. С. 24].

В творчестве И. Канта обнаруживается очень важный момент в развитии теории о гармонической личности. Эстетическое начало у И. Канта выступает в качестве средства, соединяющего чувственную и умозрительную стороны человека. «Пропедевтика ко всякому изящному искусству, поскольку речь идёт о достижении высшей степени его совершенства, заключается, по-видимому, не в предписаниях, а в культуре душевных сил, которой следует добиться посредством предварительных знаний, называемых humaniora, вероятно потому, что himanitas означает, с одной стороны, общее чувство участливости, а с другой стороны, - способность искренне сообщать всем [своё]; эти свойства, соединённые вместе, составляют подобающую человечеству общность, которой люди отличаются от ограниченности животных», - писал И. Кант в «Критике способности суждения» (Цит. по [74. С. 251]).

В труде немецкого эстетика, последователя Канта, Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека» активно утверждается мысль о возможности преодоления противоречий общественной жизни посредством искусства: «Теоретическая культура должна привести к практической, а практическая должна быть в то же время условием теоретической. Всякое улучшение в политической сфере должно исходить из облагорожения характера: но как же характеру облагородиться под влиянием варварского государственного строя?» (Цит. по [74. С. 265]).

Духовность особого рода утверждается в трудах русских философов (Н. Бердяев, Вл. Соловьёв). «В художнике — теурге осуществится власть человека над природой через красоту. Ибо красота есть великая сила и она мир спасёт» [24. С. 239] - такова концепция «сверхчеловека», сделавшегося в результате внутреннего приобщения к «божественной благодати», развиваемая Н. Бердяевым.

Творчество нового человека, способного к искусству, которое активно воздействует на переустройство мира культурой, философ определил таким образом: «Теургия есть действие человека совместное с Богом, - богодейство, богочелове-ческое творчество... Теургия — знамя искусства, посредник времени» [24. С. 236]. Способность к творчеству, по мысли Н.Бердяева, божественна.

Психофизиологические и педагогические аспекты взаимосвязи начального этапа эстетического воспитания и владения навыками элементарного музицирования

Рассмотренные в предыдущем параграфе философско-эстетические аспекты проблемы эстетического воспитания детей свидетельствуют об изменении представления о сущности эстетического воспитания со времён Платона и до наших дней, которое бьшо обусловлено развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета.

Итак, эстетическое воспитание - это одно из направлений воспитания человека, включающее в себя формирование не только эстетического восприятия, но и способности создавать прекрасное, что основано на эмоциях, чувствах и естественном стремлении человека к красоте.

Общеизвестно, что педагогическая эффективность обучения и воспитания находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных методов обучения.

Психическое развитие ребёнка имеет ряд особенностей, которые определяются психофизиологией. Исследования интегративной деятельности мозга позволяют понять её роль в формировании познавательной деятельности. Интегра-тивная деятельность представляет собой сложную целостную деятельность мозга, в которую в условиях реального существования организма включается условный рефлекс.

Наличие сложной системы внутрикорковых и корково-подкорковых связей создаёт основу для взаимодействия нервных центров. Интегративная деятельность мозга в каждый момент времени осуществляется структурами мозга, объединёнными в динамические системы, обеспечивающие приспособительный характер поведенческих реакций.

А.А.Ухтомский выдвинул представление о наличии доминантного очага возбуждения, создающего в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервых центров — «функциональный орган».

Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесённых нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объединённых для осуществления конкретной деятельности. Отдельные её компоненты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определённых стоящих перед организмом целей и задач.

С возрастом доминирующая констелляция нервных центров приобретает, с одной стороны большую устойчивость, с другой стороны - большую пластичность. Оба эти свойства играют важную роль в процессе формирования познавательной деятельности. Устойчивость доминирующего возбуждения облегчает возможность обучения и противостоит отвлечению.

Пластичность обеспечивает возможность переключения с одной доминирующей деятельности на другую. Доминанта является одним из важнейших свойств нервной системы, определяющих потребности и мотивации как биологические, так и познавательные. Образование доминанты имеет возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности определяют увлечённость, возможность сосредоточиться на определённом виде деятельности. Возрастные особенности формирования доминанты должны быть учтены в процессе обучения.

Развивая представления И.М.Сеченова, И.ППавлова, А.А.Ухтомского о системе организации интегративной деятельности мозга, ПК.Анохин сформулировал концепцию функциональной системы. Согласно этой концепции в каждый момент времени формируется сложная система, представляющая собой временное объединение рецепторов, нервных элементов различных структур мозга и исполнительных органов.

Структуры, объединенные в функциональную систему, осуществляют ряд важнейших операций. Это, прежде всего афферентный синтез (нервные афферентные волокна - это центростремительные нервные волокна, по которым возбуждение передаётся от тканей к центральной нервной системе) информации, поступающей из разных источников и сигнализирующей как о конкретном стимуле, вызьшающем реакцию, так и о доминирующих потребностях и биологической мотивации.

Программа курса «Элементарное музицирование» как средство реализации педагогических возможностей элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания

Курс «Элементарное музицирование» рассчитан на три года. Каждый год обучения включает 72 аудиторных занятия. Возраст детей - 4-8 лет - наиболее оптимальный для введения в элементарное музицирование, именно в этом возрасте закладываются основы эстетического восприятия, эстетического отношения к искусству и действительности, а также формируются и развиваются творческие потенции будущей личности.

Овладение навыками элементарного музицирования позволяет организовать начальный этап эстетического воспитания сообразно с психофизиологическими особенностями возраста, оказывать педагогическое влияние, используя положительную мотивацию, исходя из интересов ребенка, не по принципу «вложить знания в ребенка», а по принципу «ребенок сам ищет знания».

Цель курса: эстетическое воспитание детей на начальном этапе через формирование умения воспринимать музыку, играть на инструментах, импровизировать в пении, а также использовать полученные навыки для самостоятельной организации творческой деятельности, для самостоятельного включения в общение с окружающим миром.

Основные задачи уроков элементарного музицирования:

- формирование и развитие музыкального мышления и музыкальных способностей (музыкальный слух, ритм, память), основанное на активизации произвольного внимания, развитии представлений, опирающихся на опыт ребенка;

- развитие самостоятельности в поиске новых идей, умения самостоятельно их реализовывать, используя выработанные навыки;

- формирование способности к элементарным обобщениям, основанной на умении создавать самостоятельно новые формы музыкальной деятельности (различные комбинации элементов, их вариативное изменение), способствующей развитию музыкально-творческого воображения;

- формирование навыков общения в процессе музыкальной деятельности.

Соединение различных видов деятельности (слушание музыки, речевые игры, ифа на музыкальных инструментах, групповые проекты, обучение основам музыкальной грамоты) в игровой форме на основе принципов имитативной и креативной педагогики способствуют активизации инициативности ребенка, развитию творческого воображения, поскольку креативная педагогика предполагает использование детских идей, их импульсов в процессе обучения.

Обучение детей по данной программе в ДШИ №1 г. Екатеринбурга ведется с 1992 г.

Курс элементарного музицирования предполагает использование рабочих тетрадей, целью которых является формирование потребности и необходимости выполнения домашнего задания и закрепления полученных навыков.

Формы уроков Уроки представляют собой разучивание нового материала, поиск возможностей для его варьирования, могут основываться на повторении всего пройденного материала (уроки-репетиции). Все разделы урока основаны на ифе.

Формы контроля

Контроль над степенью овладения навыками элементарного музицирования осуществляется как в процессе каждого урока, так и на открытых уроках, праздниках. Особой формой контроля является работа над групповым проектом, позволяющая наблюдать наличие навыков в комплексе.

На уроках используются два способа работы с детьми: креативный и имитационный. Имитационный способ включается в случае необходимости показать образец действия, чтобы затем , привлечь детей к фантазированию, придумыванию чего-либо неожиданного, неординарного, направить их деятельность к творчеству.

Определяя цель урока, учитель выбирает способ работы, но очень важно на каждом уроке искать возможность создания ситуации для развития детского воображения - источника творчества.

Выбор репертуара может быть достаточно свободным, но определяется временем года (календарный цикл очень важен для ребенка).

Условия реализации программы

Разработанная программа предусматривает 2 часа занятий в неделю. Занятия целесообразно проводить в просторном помещении с ковровым покрытием. Детям рекомендуется иметь одежду, удобную для движения.

Необходимо наличие различных музыкальных инструментов (штабшпили, клавесы, свистульки, пандейры и т.д.), а также самодельных инструментов, инструментарий для игр в движении (ленты, платки, обручи, мячи и т.д.), аудиоаппаратура с кассетами для слушания музыки и для записи детского творчества.

Похожие диссертации на Педагогические возможности элементарного музицирования на начальном этапе эстетического воспитания