Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Радвил Нелли Ивановна

Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе
<
Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Радвил Нелли Ивановна. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Радвил Нелли Ивановна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Орел, 2008. - 280 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/67

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Категориально-понятийный аппарат исследования 15

1. Категория «нравственно-эстетическое воспитание» 15

2.Художественный музей как среда нравственно-эстетического воспитания 27

Выводи по материалам I главы 32

Глава II. История развития проблемы нравственно-эстетического воспитания в среде художественного музея 34

1. Исторический обзор формирования основ нравственно-эстетического воспитания 34

2.Воспитательная деятельность художественных музеев (с античности до наших дней) 46

Выводы по материалам II главы 79

Глава III. Основные научно-теоретические положения нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея на современном этапе 84

1. Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях 84

2. Осабенности нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея на современном этапе 105

Выводы по материалам III главы 121

Глава IV. Содержание экспериментальных исследований нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея 126

1.Цель, задачи, организация и методика экспериментального исследования 126

2..Экспериментальное изучение нравственно-эстетического развития современных подростков (констатирующий эксперимент) 129

3 .Воспитание нравственно-эстетических качеств подростков в среде художественного музея (формирующий и контрольный эксперименты) 152

Выводы по материалам IV главы 227

Заключение 229

Список литературы 235

Приложение 266

Введение к работе

Общая характеристика работы.

В современном мировом сообществе с его всё более возрастающей технократической тенденцией проблема формирования нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения, его духовных потребностей общепризнанна и неоспорима. В начале нового тысячелетия мировой террор и ненависть к человеку по национальному признаку приобрели глобальные масштабы.

Безудержная свобода и вседозволенность, ставшие отличительными признаками новой России в 1990-х годах, привели к нивелированию моральных ценностей и норм у молодого поколения начала XXI века. Обесценивание лучших человеческих качеств, утрата истинных ценностей постепенно приводят к вырождению нравственно-эстетических идеалов. Политика же государства в сфере формирования нравственного сознания общества ничего, кроме призыва к поиску национальной идеи, предложить, к сожалению, пока не в состоянии.

«Мы мечтаем о духовном развитии наших детей, но в современной школе это трудно сделать, так как весь культурный контекст эпохи остаётся за её пределами, он принципиально не может быть уложен в жёсткую схему программ и учебников», - утверждают педагоги.1 По их мнению, развитие нравственного потенциала ребёнка - это наиболее творческая часть педагогического процесса, которая без обращения к эмоциональному миру искусства «высушивается и теряет свою результативность»."

В этой связи непосредственное общение с подлинными произведениями искусства в пространстве художественного музея, как носителя общечеловеческих ценностей, приобретает особую актуальность. «Уникальность музея заключается в том, что он может оказывать

1 Человек в зеркале культуры и образования: сб.науч.ст./под ред. И.А.Бирич.- М., 1998.С.9.

2 Психологические аспекты воспитания: научно-аналитический обзор/ под ред. Л.М.Бергер. М ,1989. С.32.

4 одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности», -

считают музейные специалисты.

По проблеме нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами искусства на сегодняшний день накоплен значительный опыт в области философии, культурологии, педагогики, психологии,социологии.

Культура и искусство имеют определяющее значение в

формировании духовно развитой, чуткой к человеческому страданию, отзывчивой к прекрасному и возвышенному личности. Это отмечается в философских трудах Н.А.Бердяева, В.С.Соловьёва, В.С.Библера, Ю.МІЛотмана, М.С.Кагана, Г.Е. Глезермана.

Психологические характеристики нравственно-эстетических чувств, влияние на поведение человека эмоционального, интеллектуального, волевого факторов и, как следствие, механизм развития морального облика личности, разработаны в трудах Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.А.Крутецкого, Б.Г.Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина, B.C. Кузина, В.П.Зинченко.

Вопросы формирования нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения освещаются в наследии выдающихся педагогов-исследователей В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В. Гаврилович, Э.А. Верб, В.И.Андреева, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Б.М.Неменского, Б.Г.Мигаль.

При этом важно отметить, что на сегодняшний день необходимо применение форм и методов нравственно-эстетического воспитания, адекватных современной общественной ситуации. Необходимо учитывать особенности социализации современных подростков, а также то влияние,

3 Шляхтина, Л.М. Образование в контексте социальных функций музея . // Шляхтина, Л.М., Мастеница, Е.Н. //Образовательная деятельность художественного музея.: сб. науч. тр./ под ред. Б.А. Столярова. Вып.VI. Спб: ГРМ, 2000. С.45.

5 которое оказывает на их нравственный облик современная массовая культура. Научно-теоретическим основам и задачам практической- работы в этом направлении уделяется внимание в диссертационных исследованиях И.А. Фархшатовой, С.Г. Ванеевой, Р.В. Базалий, С.Н. Зониной, СО. Петриковой-Агафоновой, Л.М. Донченко, О.Ю.Голубевой, Н.Г. Тагильцевой, Л.М.Чомаевой, Е.М.Калачёвой.

Изучению эстетических ценностей и нравственной ориентации современных подростков, их зависимости от сегодняшней общественной ситуации, посвящены социологические исследования В.Ю. Гуровой, В.Л. Ващилина, П.А. Михеевой, Э.К. Селивановой, Д.В. Чернилевского.

В последнее время вопросы теории воспитания начинают всесторонне исследоваться в сфере музейной педагогики. Задачам развития духовной культуры личности в музейной среде уделяется внимание в диссертациях Е.М. Акулич, Л.И.Ордуханян, Т.М.Пчелянской, А.А.Змеул, Т.А.Приставкиной, О.Б. Архиповой, Н.В.Нагорского, Т.Ю. Юреневой, З.Э. Бонами, С.А. Пшеничной, Т.П. Калугиной. Во всём мире разрабатываются и реализуются на всех уровнях многочисленные музейные проекты и программы, направленные на развитие у современных детей адекватных норм поведения, музейной культуры, эстетического вкуса. Разработкой этого направления в теории и практике музейного дела занимаются в настоящее время Б.А.Столяров, А.Г. Бойко, И.А.Колесникова, О.Л.Некрасова-Каратеева, Л.М. Шляхтина, Н.Ю. Жвитиашвили.

Исторический обзор научной литературы позволяет констатировать, что в отечественной науке большое внимание уделяется разработке принципов отбора и систематизации форм и методов нравственно-эстетического воспитания средствами искусства. Данные психолого-педагогических исследований показывают, что духовное развитие человека находится в тесной связи с его приобщённостью к лучшим творениям культуры, эстетическое сознание тесно связано с нравственной жизнью общества, а подлинное искусство — важнейшее средство формирования

личности в целом. При этом образуются представления и понятия, имеющие значение опор в дальнейшем познании мира, развиваются творческие способности, формируется мировоззрение (Л.С. Выготский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, В.П. Зинченко, А.Ф. Еремеев, А.В. Запорожец, В.Д. Шадриков). Без уникального социокультурного института, которым является музей, решение этих задач будет неполным и односторонним (Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, М.Б.Гнедовский). По убеждению большинства учёных и музейных сотрудников «музей...может и должен стать одним из важнейших центров эстетического воспитания, оказывая помощь педагогам,...собирая вокруг себя учащихся школ, техникумов, училищ, студентов вузов».4

Практика сотрудничества художественных музеев с учреждениями образования показывает, что значительная часть учителей скептически относится к посещению учащимися музеев, объясняя это нехваткой времени, проблемами с транспортом, отсутствием средств на проведение экскурсий, недостаточной поддержкой властей. Многие учителя и родители отмечают, что дети с большим интересом посещали художественный музей, если бы им были предложены более разнообразные формы общения с искусством, нежели повторяющиеся из года в год экскурсии. Американский исследователь Дениза Стоун считает, что дополнительные средства не помогут приобщению детей к искусству при отсутствии обоснованных образовательных целей и педагогических методов: «Это сугубо педагогическая проблема, более серьёзная, чем материально-техническое обеспечение занятий». Рассматривая музейную педагогику как специфическую часть общей дидактики и общей теории воспитания, Б.А.Столяров указывает, что «процесс формирования ценностных

Тяжелов, В.Н. О работе со школьниками старшего возраста. Из опыта работы Клуба юных искусствоведов в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина./ Тяжелов, В.Н.// Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников (научный семинар).Ч.II. М.: Сов.художник,1973. С.231.

5 Denise L.Stone.Elementary Art Specialists utilization of the Art Museum: A Survey/Denise L.Stone//Art Research.-Vol.18, № 1 .-2002.P.76.

7 суждений о прекрасном может быть педагогически инструментирован». Налицо противоречия:

между потребностью сегодняшнего общества в духовно развитой личности, способной сопереживать и чувствовать прекрасное и недостаточной обоснованностью в науке адекватных современной ситуации форм и методов воспитания такой личности;

между потребностью подростков в самовыражении и информированностью их нравственно-эстетических качеств;

между потребностью современного художественного музея в выработке методических основ работы с подростками с целью формирования у них нравственно-эстетических качеств и недостаточной разработанностью проблемы в музейной педагогике.

Эти противоречия обусловили возникновение проблемы исследования - поиска содержания, принципов, форм и методов совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания подростков в среде современного художественного музея.

Актуальность проблемы исследования. Без изучения, разработки и внедрения адекватной современным требованиям общества модели нравственно-эстетического воспитания подростков средствами подлинного искусства и культуры невозможно полноценное развитие нации.

Цель исследования - решение данной проблемы.

Объект исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания в среде современного художественного музея.

Предмет исследования - содержание, закономерности, принципы, формы и методы нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея на современном этапе.

6Столяров, Б.А. Современный художественный музей: проблемы деятельности и перспективы развития/Б.А.Столяров. -Л.,1980. С.159.

8 Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что процесс нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях будет более эффективным, если применять в среде художественного музея научно обоснованную методическую систему, которая включает в себя:

а) цели, задачи и содержание музейных занятий;

б) воспитательные и дидактические принципы, формы, методы и
методические приёмы;

в) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих
процессов на музейных занятиях,

потому, что данная методическая система обладает ценными качествами:

единство процессов воспитания, обучения и развития;

последовательное усложнение учебно-воспитательных задач;

использование различных моделей самостоятельной творческой деятельности на музейных занятиях.

Задачи исследования:

  1. Исследовать категории и понятия, используемые в данной работе.

  2. Выявить и разработать критерии нравственно-эстетического развития личности.

  3. Провести анализ исторического развития основ нравственно-эстетического воспитания и развития воспитательной деятельности художественных музеев.

  4. Определить основные научно-теоретические положения нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея на современном этапе.

  5. Провести констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление эффективности

9 воспитания нравственно-эстетических качеств современных подростков в среде художественного музея. Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач используются методы исследования:

изучение и анализ исторической и научно-методической литературы по проблеме исследования (монографий, диссертаций, учебных пособий, периодической литературы, методических рекомендаций, музейно-педагогических программ);

изучение и обобщение музейно-педагогического опыта;

беседа и анкетирование;

педагогическое наблюдение;

анализ результатов творческой деятельности;

психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Методологическая основа исследования:

труды философов и культурологов (Н.А.Бердяев, B.C. Соловьёв, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, М.С.Каган);

базовые положения теории воспитания (В .А. Сластёнин, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, П.И.Пидкасистый, В.И.Журавлёв, Е.Н.Степанов);

психолого-педагогические концепции нравственно-эстетического воспитания (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, В.С.Кузин, Б.М.Неменский, И.С. Марьенко, Б.Т.Лихачёв, А.В. Мудрик, А.И.Шемшурина);

музейно-педагогические исследования (Б.А.Столяров, А.Г. Бойко, И.А.Колесникова, О.Л.Некрасова-Каратеева, Л.М. Шляхтина, М.В.Осорина.).

современные инновационные подходы к воспитанию (В.А.Караковский, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская,,

10 Л.М.Лузина, В. А. Игнатова, Н.М.Таланчук, Н.Е.Щуркова, В.П.Созонов, М.И.Рожков, Г.К.Селевко); База исследования: ОГУК «Орловский музей изобразительных искусств»; ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», ГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», МОУДПО - Научно-методический центр г. Орла, Орловские средние общеобразовательные школы №23, 38, 45, гимназия №34. Отдельные экспериментальные исследования проводились на базе ОГУК «Мурманский художественный музей».

Этапы исследования:

I этап (2002-2003гг.): изучение и обработка материалов по проблеме
исследования; определение цели, объекта, предмета исследования;
формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

II этап (2003-2006гг): теоретическое исследование и
экспериментальная работа по изучению эффективности форм, методов и
средств нравственно-эстетического воспитания подростков в среде
художественного музея, разработка экспериментальной музейно-
педагогической программы.

III этап (2006-2007гг.): апробация и внедрение экспериментальной
музейно-педагогической программы, анализ результатов исследований,
корректировка текста диссертации.

Научная новизна:

Разработаны критерии нравственно-эстетического развития личности, на основе которых выявлены социально-психологические группы современных подростков и уровни их нравственно-эстетического развития,

разработана и экспериментально проверена методическая система нравственно-эстетического воспитания подростков в среде современного художественного музея.

Теоретическая значимость результатов исследования:

  1. Внесён вклад в теорию и методику обучения и воспитания -решена значительная научно-педагогическая задача: нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе.

  2. Разработаны психолого-педагогические условия процесса нравственно-эстетического воспитания подростков в среде современного художественного музея, определены принципы их применения в практике художественных музеев.

  3. Предложенная и апробированная в диссертационном исследовании система используется для дальнейшей теоретической разработки путей совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания в музейной среде.

Практическая значимость результатов исследования: Результаты исследования положены в основу комплексной педагогической деятельности ОГУК «Орловский музей изобразительных искусств». Разработанная и апробированная в исследовании экспериментальная музейно-педагогическая программа является методической основой работы центра творческого развития детей «Диалог», открытого в Орловском музее изобразительных искусств в 2007 году при участии Союза музеев России, Российского центра музейной педагогики и детского творчества (Государственный Русский музей), а также Фонда Первого президента России Б.Н.Ельцина.

Центр творческого развития детей «Диалог» стал базой учебной практики для студентов художественно-графического факультета Орловского государственного университета

На основе теоретических положений исследования диссертантом разработаны и ведутся для студентов факультета художественного творчества ГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» учебные курсы «Образовательные технологии социально-

12 культурной деятельности» и «Педагогика народного художественного творчества».

Разработанные в диссертационном исследовании методики являются основой деятельности экспериментальной площадки по проблеме «Инновационные подходы к развитию творческого потенциала школьников» (на базе МОУДПО - Научно-методический центр г.Орла).

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, комплексом методов изучения проблемы, соответствующих цели и задачам исследования, экспериментальной работой в реальных условиях современного музейного пространства, использованием новейших достижений музейно-педагогической науки и практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система нравственно-эстетического воспитания личности средствами художественного музея.

. 2. Психолого-педагогические условия реализации нравственно-эстетического воспитания подростков в среде художественного музея на современном этапе.

3. Разработанная, апробированная и внедрённая в практику экспериментальная музейно-педагогическая программа «Диалог», включающая в себя:

методологическую основу;

основные понятия;

базовые принципы;

методические положения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в 2003-2007 гг. в ходе экспериментальной деятельности в ОГУК «Орловский музей изобразительных искусств», в ОГУК «Мурманский художественный музей».

Основные положения экспериментального исследования

апробировались в рамках участия Орловского музея изобразительных
искусств в Федеральном благотворительном проекте

«Музей.Музыка.Дети», организованном Союзом музеев России, Государственным Русским музеем и Фондом Первого Президента России Б.Н.Ельцина (2006-2007гг.).

Отдельные исследования проводились на базах учебной практики ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» и ГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», а также в лаборатории инновационной и экспериментальной деятельности МОУДПО - Научно-методический центр г. Орла.

Основные положения и результаты исследования освещались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», в 2004-2007гг. на заседаниях кафедры живописи ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»; на Музейных чтениях и конференциях в ГОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» (2005-2007гг.); на семинарах и педагогических мастерских в МОУДПО - Научно-методический центр г.Орла (2006-2007гг.).

Результаты исследования стали предметом дискуссии на семинарах на ежегодных заседаниях круглого стола по итогам Федерального проекта «Музей.Музыка.Дети» (г.Тула, 2006-2007гг.).

По итогам диссертационного исследования в рамках открытия музейного центра творческого развития «Диалог» в ОГУК «Орловский музей изобразительных искусств» был организован и проведён научный семинар «Художественный музей и учреждения образования (опыт и перспективы сотрудничества)» с участием музейных сотрудников, учителей, преподавателей колледжей и ВУЗов (16-17 мая 2007г).

14 Структура и объём диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения, а также содержит в себе иллюстрации, схемы, таблицы и диаграммы.

Категория «нравственно-эстетическое воспитание»

«Нравственно-эстетическое воспитание» - сложная, составная педагогическая категория. Она образована тремя понятиями: «нравственное», «эстетическое» и «воспитание». Для анализа категории нам, прежде всего, необходимо рассмотреть сущность и содержание этих понятий. Для этого мы обратимся к исследованиям по философии, этике, эстетике, психологии и педагогике.

Понятие «нравственное» происходит от латинского слова «moralis», «mores», что означает «обычаи», «нравы», «поведение» и определяется учёными как «система ценностей и императивов, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения».1

Нравственный идеал является высшей и абсолютной моральной ценностью: «Идеалы придают уверенность в том, что на Земле существует возможность жить по законам достойной жизни. Как только такая уверенность распадается, человек падает в пропасть», утверждают учёные.2 Имея высокий идеал и стремясь к его воплощению, человек находит адекватные целям и соответствующие ситуации средства для его практической реализации. Огромную роль здесь играют личные убеждения, мотивы, оценки. В соответствии с убеждениями у человека формируются эмоциональные реакции и волевая готовность бороться за осуществление сложившихся у него убеждений в жизни.

В своём стремлении постигнуть идеал, человек утверждает себя и обретает внутреннюю свободу. Свобода человека предполагает ответственность за цели, которые он выбирает и средства, которыми их реализует. «Наличие высокого нравственного идеала у конкретной личности означает высокий уровень развития данной личности», -подчёркивает В.С.Кузин.3 Н.Г.Дебольский утверждает, что «без нравственного идеала воспитание обращается в дрессировку и в большинстве случаев приносит не пользу, а вред».4

Нравственное самосовершенствование предполагает внутреннюю уравновешенность, гармоничность и активность личности, результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. И.Кант считал, что быть нравственным - значит быть совершенным, самосовершенствоваться - значит развиваться в качестве нравственного субъекта. Самосовершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и понимания собственного несоответствия этим ценностям. Особенностью нравственного самосовершенствования является то, что мораль не познаётся, а осознаётся человеком, открывается ему как данность. «Закон нравственного развития указывает не на то, что есть, не на то, что требуется реально, а на то, что может быть выполнено как осознание правила», -утверждает Н.Г.Дебольский.5

Самосовершенствование личности предполагает обязательное наличие системы нравственных норм и правил и обращение их в качестве требований, прежде всего к себе и потом, через опыт собственной жизни, к другим. Соотношение системы нравственных правил и требований выражено Н.Г.Дебольским. Он утверждает, что назначение нравственного правила в том, чтобы обеспечить нормальный ход развития и замечает, что недостаточно отстоять право оценивать действительность с помощью такого правила, важно найти силу, которая способна подчинить действительность нравственному требованию. Если эта сила действует в соответствии с разумом, то закономерно, что нравственные отношения будут согласовываться с нравственными требованиями. Важнейшая составляющая нравственного сознания личности потребность человека в единении с ближним (способность к сочувствию, состраданию, взаимопониманию, взаимоуважению). Моральная ценность носит всеобщий характер, утверждают философы, но её всеобщность проявляется не в том, что каждый человек принимает её, а в том, что эта ценность обязательна для каждого человека. При этом «нравственная задача выражается не просто в готовности поделиться, отдать, но и в стремлении понять другого человека, в готовности преодолеть ограниченность своего видения мира, встать на точку зрения другого человека. Только бескорыстия, только самоотверженности недостаточно - необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы практически воплотить заповедь любви», - считает Р.Г. Апресян.7 В этой связи Ю.М.Лотман в цикле своих лекций «Культура и интеллигентность» обращает особое внимание на понятие «толерантность» (терпимость по отношению к «инакомыслящим»), и называет такое качество психологической особенностью нравственного человека.

Исторический обзор формирования основ нравственно-эстетического воспитания

Традиции нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения средствами искусства уходят своими корнями в глубь веков, но целенаправленным и осознанным оно становится только в эпоху античности, когда считалось, что образы искусства как средство воспитания должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки.

Сократ утверждал, что нравственное и прекрасное совпадают, что и скульптура может вызывать «состояние души». Платон считал, что искусство призвано «укрощать недостойные страсти». Аристотель полагал, что главное в воспитании - прекрасное, «приятное тем, что оно благо» и разработал категорию «катарсиса» - очищения посредством чувств, что является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Афинское воспитание представляло собой превосходное сочетание нравственной и эстетической подготовки. Идеалом являлся совершенный и одновременно добрый, нравственный человек, воспитанный музами. Такой идеал выражался понятием «калокагатия». Философы придавали такому воспитанию первостепенное значение. В частности, Аристипп утверждал, что «даже если ученик не извлечёт никакой иной пользы, он не будет сидеть в театре камнем на камне».

В эпоху средневековья взгляды на нравственно-эстетическое воспитание были строго подчинены установкам христианского вероучения. Внимая «учительному» слову, Роман Сладкопевец призывал «возжечь сердце» и «пробудиться душой», так как, по словам Евагрия Понтийского, «вершина духовной горы трудно достижима»." Помощь в этом призвана была оказать яркая художественная образность произведений искусства. Это становилось «педагогической рекреацией», «утешением», в котором нуждалось «воспитанное аскетизмом сердце болезнующее».3

Гуманисты эпохи Возрождения полностью изменили приоритеты во взглядах на роль произведений искусства в нравственно-эстетическом воспитании. Джанноццо Манетти в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» главную роль отводил безграничным творческим возможностям человека, плод которых - богатства культуры и искусства.4 Марио Эквикола видел путь к нравственному совершенствованию в любви к красоте совершенных творений человека.5 Эразм Роттердамский создал множество теоретических и практических рекомендаций, выработал гибкие принципы и конкретные подходы к процессу воспитания, поставив задачу разделить его на взаимосвязанные фазы. Он считал, что для достижения высокой нравственности надо обращаться к выдающимся образцам культуры. Это восполнит «пробелы, оставленные природой» и даст возможность человеку «раздвинуть границы своего жребия».6

В XVII веке теория и практика воспитания получила научное обоснование в деятельности Яна Амоса Коменского, считавшего, что необходимо развивающее обучение для того, чтобы «облагородить нравы» и уделявшего особое внимание развитию эстетического восприятия. Он полагал, что природа даёт человеку только семена нравственности, а прорастить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию, формирующему гуманистическую жизненную позицию, духовность и нравственность в соответствии с идеалами добра. Коменский поставил вопрос о целостной системе нравственного воспитания, которая строилась на принципе природосообразности, «естественном методе», предполагающем соответствие воспитания человека природным закономерностям. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие воспитательного процесса и обосновал воспитательное значение самостоятельного познания ученика, которого сравнивал с мастером, накапливающим опыт. Такое воспитание было направлено на развитие разнообразных способностей, охватывало различные виды деятельности и творчества детей. Вначале ребёнок посредством чувств знакомился с явлением, потом усваивал образы и учился активно реализовывать на практике полученные знания, умения и навыки. Коменский, считая, что всё должно быть преподаваемо путём непосредственных чувственных восприятий, ввёл в образовательный процесс игру с элементами театрализации. Он также обратил внимание на воспитательные возможности рисования для всех детей без исключения, и особое внимание уделил беседе, как средству воспитания, которая должна проводиться умело, чтобы учитель «подстрекал» учащихся, возбуждая их активность.7

Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического воспитания подростков в современных условиях

Нравственно-эстетическое воспитание предполагает обязательный учёт сенситивных периодов личностного развития человека. По мнению учёных, наиболее благоприятным периодом для воспитания личности, для которой приоритетны общечеловеческие ценности, является подростковый возраст, период от 10 до 15 лет.1 В связи с этим необходимо проанализировать в русле нашего исследования основные социально-психологические новообразования, характерные для этого возраста и обратить внимание на особенности социализации подростков в современном социокультурном пространстве.

Подростковый возраст - время интенсивного роста самосознания, интереса к анализу нравственных качеств другого человека, изменения оценочного отношения к окружающему, резкий скачок в развитии самооценки. В эти годы у человека складывается «Образ «Я» - «совокупный продукт информации, получаемый в общении и через личный опыт, представляющий сложное единство осознаваемого и неосознанного, устойчивого и изменчивого, реального и воображаемого»." Происходят серьёзные изменения и во временной перспективе, в способе её структурирования, формируется способность планировать. При этом «план принимает в расчёт не только идеальные ценности, но и их осуществляемость, но в поле, ещё не знакомом», - замечает Д.И.Фельдштейн.3

Развитие самосознания в подростковом возрасте является условием формирования ценностных ориентации, развития их в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции человека. У подростков формируется умение оценивать себя не только через авторитет взрослого, но и через собственные нравственные правила. Л. Колбергом исследован генезис морального сознания, которое учёный определяет «как процесс преобразования и внутренней организации тех норм и правил, которые предъявляются обществом». 4 В результате «морального развития» складывается три уровня нравственных суждений:

1. «Доморальный» уровень (ориентация не на этические принципы, а на возможное поощрение или наказание) соответствует доподростковому возрасту.

2. Уровень «конвенциональной морали» (ребёнок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими) соответствует возрасту 10-13 лет.

3. Уровень «автономной морали» (самостоятельно выработанные моральные принципы) соответствует возрасту 13-16 лет, но достигают этого уровня только 10% детей этого возраста. У младших подростков осознание себя как личности начинается с познания окружающего. Источник познания других и самого себя -действия и поступки. Только анализируя и обобщая их, младший подросток учится осознавать качества личности в целом. Поэтому, как считают К.В.Гавриловец и И.И.Казимирская, стимулирование нравственно-эстетического самосознания младших подростков начинается с организации разнообразных видов деятельности.5 При этом предпочтительнее те виды деятельности, результаты которых видны сразу. Создание ситуаций успеха крайне важно в воспитании младших подростков, так как самосознание, самоконтроль и самооценка ещё слабы.

Старшие подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные темы, им уже доступно постижение взаимосвязи между поступками и чертами личности, что является основой для нравственного самовоспитания. Старшие подростки стремятся к расширению сферы самостоятельной деятельности. Если младший подросток озабочен тем, как бы не оказаться в положении худшего, то старший подросток стремится стать значимым, популярным для своих сверстников. Отсюда яркая социальная активность и желание в любом деле играть определяющую роль. Условием реализации этого стремления является обеспечение активной позиции и создание ситуаций успеха в социально ценных видах деятельности.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание подростков в среде художественного музея на современном этапе