Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 . Критерии интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе 9
1.2.Педагогические условия интеллектуального развития 42
Выводы по первой главе 72
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 73
2.1 .Теоретическое обоснование развития интеллекта при изучении графических дисциплин 73
2.2. Обеспечение развития интеллекта при изучении графических дисциплин 90
Выводы по второй главе 107
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 108
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента 108
3.2.Методика обработки результатов эксперимента 120
Выводы по третьей главе 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
ЛИТЕРАТУРА 131
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Критерии интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе
- .Теоретическое обоснование развития интеллекта при изучении графических дисциплин
- Организация и проведение педагогического эксперимента
Введение к работе
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека -превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения на всех уровнях, в том числе и в образовании. Общество сейчас особо остро нуждается в интеллектуальном потенциале, способном обеспечить его развитие и прогресс.
Подготовка специалиста, который может не просто воспроизводить или отчасти совершенствовать полученные знания и имеющиеся способы деятельности, а использующего их как средство для овладения новыми идеями, технологиями, способного к творческому преобразованию действительности -это то, что общество ждет от высшего образования.
Ф. Майор, генеральный секретарь ЮНЕСКО, в своей статье, посвященной пятидесятилетию организации, определяя задачу, стоящую перед мировой системой образования на пороге нового века, пишет, что «... речь идет о том, чтобы обеспечить адекватность образования требованиям мира, который меняется быстро и глубоко и который нуждается не в том, чтобы образование адаптировалось к настоящему, а в том, чтобы оно предвосхищало будущее». (129,с.9). Очевидно, что такую же задачу необходимо решать и российской системе образования.
Выбор темы исследования обусловлен тем, что в современных условиях не только изменились, но и возросли требования к специалисту профессионального образования. Именно поэтому большинство работ, опубликованных в последнее время, обращено к проблеме гуманизации образования, к формированию новых ценностей, развитию и саморазвитию личности и т.д.
Во многих работах указывается на необходимость нового подхода к оценке деятельности специалиста, связанного с изменением производства и технологий. Не случайно в последние годы появились такие понятия как «интеллектуальная собственность», «интеллектоемкие технологии» и др., отражающие современный подход к оценке деятельности человека и новые условия профессиональной сферы деятельности. В новых условиях специалист может эффективно работать лишь при высоком уровне интеллектуального развития.
Изменение целевых установок в образовании привело к созданию новых педагогических концепций, обращенных к личности обучаемого и проблемам ее развития, в том числе интеллектуального. Поворот педагогической теории к личности обучаемого, признание его равноправным субъектом образовательного процесса, обладающим собственным опытом, ведут к обогащению и развитию педагогической науки. Внедрение теории в педагогическую практику может быть обеспечено только созданием личностно ориентированных технологий преподавания конкретных учебных дисциплин.
Реализация новых образовательных концепций предъявляет дополнительные требования к преподавателям высшей школы и зависит от их готовности и способности к созданию и внедрению в учебный процесс технологий, обеспечивающих развитие личности. Этот процесс должен начинаться с изменения преподавателя как субъекта деятельности, состоящего в изучении и осмыслении новой теории, принятии ее целей. Только после этого возможно говорить о разработке технологии преподавания дисциплины и об изменении образовательного процесса.
Осознавая важность общего и интеллектуального развития личности, как цели образования и принимая ее за основу своей деятельности, преподаватель обнаружит, что для достижения этой цели необходимо знать, во-первых, какие условия наиболее благоприятны для развития, во-вторых, на какие критерии развития он должен ориентироваться, в-третьих, какими средствами
обеспечивать и контролировать процесс развития. Решение таких задач возможно только при комплексном психолого-педагогическом подходе, заключающемся в определении связи интеллекта с другими структурами личности, выявлении тех педагогических условий, которые наиболее благоприятны для интеллектуального развития, создании технологий, обеспечивающих достижение поставленных целей и учитывающих особенности содержания учебной дисциплины и учебной деятельности при ее изучении.
Активные инновационные процессы в образовании привели к противоречию между существующими теоретически разработанными педагогическими концепциями обучения, направленными на развитие личности, и объективными трудностями их внедрения в педагогическую практику преподавания общетехнических, в том числе графических, дисциплин.
Выделенное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в необходимости создания педагогических условий для обеспечения интеллектуального развития личности студента в практике обучения графическим дисциплинам.
Актуальность внедрения концепции личностно ориентированного обучения в практику преподавания и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования - «Педагогические условия интеллектуального развития студентов при изучении графических дисциплин».
На основании этого была определена цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие интеллектуальному развитию личности при изучении графических дисциплин, теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение, позволяющее контролировать этот процесс и управлять им.
Объект исследования - процесс изучения графических дисциплин в вузе.
Предмет исследования - интеллектуальное развитие студента при изучении графических дисциплин.
Цель исследования определила необходимость разработать гипотезу исследования, состоящую в том, что обеспечить интеллектуальное развитие личности в процессе обучения графическим дисциплинам можно:
-если применить в педагогической практике теории интеллекта, разработанные в психологии;
-определить возможности графических дисциплин в интеллектуальном развитии студентов;
-разработать и внедрить в учебный процесс научно обоснованное методическое обеспечение интеллектуального развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
-теоретически обосновать интеллектуальное развитие как
педагогическую категорию;
-выявить особенности интеллектуального развития студента при изучении графических дисциплин на основе создания наглядного образа изучаемого объекта;
-разработать содержание и обеспечение мониторинга интеллектуального развития студента при изучении графических дисциплин;
- экспериментально проверить эффективность применения мониторинга интеллектуального развития, связанного с созданием наглядного образа.
Методологические и теоретические основы исследования
Исследование основано на теории деятельности А.Н. Леонтьева, определяющей, что личность формируется в процессе деятельности, ведущей на каждом этапе развития. На этапе обучения ведущая деятельность - учебная, поэтому закономерно обращение к теории Л.С. Выготского, определяющей
взаимную связь обучения и развития, в которой направляющую роль в развитии личности играет обучение.
Методологической основой исследования стали работы педагогов С.И.Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, К.Ингенкампа, А.Я.Найна, В.М. Полонского, М.Н. Скаткина и др., философов B.C. Швырева, В.А. Штоффа, Б.Г. Юдина, Э.Г. Юдина и др.
Теоретической основой исследования явились приоритеты профессионального образования и его концепция, сформулированные Е.В.Ткаченко, Г.Н. Ромацевым и др.
Интегральный подход к рассмотрению интеллектуального развития личности при обучении основан на работах следующих психологов и педагогов:
-личность и ее структура - Б.Н. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Сериков, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др., профессиональная структура личности -Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, Л.М. Митина и др.;
-психологические аспекты обучения - Н.А. Алексеев, Г.А. Берулава, Дж.Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин и др.;
-обучение техническим дисциплинам - Т.В. Кудрявцев, И.П. Калошина, Б.Ф. Ломов, А.Я. Наин, Н.Г. Салмина, Э.Г. Серебрянный, В.В. Шапкин, И.СЯкиманская и др.;
-графические дисциплины - Р. Арнхейм, Н.Н. Анисимов, А.Д.Ботвинников, У. Боумен, М.В. Гамезо, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломов, С.А.Фролов, Н.Ф. Четверухин, И.С. Якиманская, К.А. Янковский и др.
В ходе исследования применялись следующие теоретические и экспериментальные методы: анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме, обобщение и систематизация педагогического опыта, моделирование, педагогическое
наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
-выявлены педагогические условия интеллектуального развития личности студента при изучении графических дисциплин;
-определены содержание уровней интеллектуального развития, связанного с созданием наглядного образа изучаемого объекта, и их динамика при изучении графических дисциплин;
-разработаны содержание и методическое обеспечение мониторинга индивидуального интеллектуального развития студента в условиях изучения графических дисциплин.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании педагогических условий, содержания и динамики уровней интеллектуального развития личности студента при изучении графических дисциплин, связанного с созданием наглядного образа.
Практическая значимость исследования заключается в создании методического обеспечения мониторинга интеллектуального развития студента при изучении графических дисциплин, связанного с созданием наглядного образа, позволяющего отслеживать процесс развития и управлять им.
Условие в философии определяется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличии от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются (146,с.9). Поэтому основой исследования стало определение тех педагогических условий, в которых интеллект «возникает, существует и развивается». Необходимо отметить, что
условия развития личности представляют собой сложную систему, в исследовании рассматриваются только те педагогические условия, которые могут быть обеспечены при обучении. К таким условиям мы отнесли:
-психологические условия, реализуемые в образовательном процессе;
-педагогические условия, создаваемые внутри образовательной системы;
-специфические условия, присущие определенной области знаний, отраженной в учебной дисциплине.
Эти уровни условий интеллектуального развития и их последовательность определили структуру исследования.
Критерии интеллектуального развития в отечественной и зарубежной литературе
Рассмотрение проблем, связанных с интеллектуальным развитием личности требует определения понятия «личность». Проблему личности рассматривали в своих работах Б.Г. Ананьев (3), Э.Ф. Зеер (83,86), К.М.Левитан (112), А.Н. Леонтьев (115), Л.М. Митина (141), К.К. Платонов (160), Г.Н.Сериков (131а) и др.
Э.Ф. Зеер определяет личность как «психологическое новообразование человека, возникающее в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, отражения объективной реальности и самого себя» (86, с.4).
В работе Г.Н. Серикова под личностью понимается «интегративная способность человека осознавать себя, свою значимость, возможности (сущие и потенциальные) в отношениях с собой и с окружением (во взаимоотношениях с другими людьми, с природой и т.п.) и пользоваться ею (способностью) в своей жизнедеятельности и во взаимоотношениях с людьми» (181,с.83). Характеризуя человека как данность, он выделяет четыре его составные - физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная (181,с.85).
Структура личности, разработанная К.К. Платоновым включает: а) направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт; б) опыт, включающий знания, умения, привычки; в) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.; г) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др. (160,с.38).
Л.М. Митина выделяет такие интегральные характеристики личности: направленность, компетентность, гибкость (эмоциональная и поведенческая) (141).
Профессионально обусловленная структура личности специалиста представлена в работах Э.Ф. Зеера (83,81). Основываясь на структуре личности К.К. Платонова и, понимая личность как субъект социальных отношений и активной деятельности, он представил четыре подструктуры личности специалиста:
-профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);
-профессиональная компетентность (знания, умения и навыки, квалификация);
-профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);
-профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др.).
Рассматривая комплексы в структуре личности, Б.Г. Ананьев отмечает, что наиболее значимый из них - интеллектуальный (3,с.306).
Е Л. Яковлева утверждает, что среди факторов, определяющих жизненный успех человека, показатель уровня интеллектуального развития составляет примерно 20% (241,с.23).
Понятия «интеллект», «интеллектуал» относятся к широко распространенным и часто применяются в научной литературе и в бытовом общении. Определение понятия «интеллект» весьма разнообразны и неоднозначны. Приведем некоторые из них.
Словарь иностранных слов: «ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека». (186,с.201). Советский энциклопедический словарь: «способность мышления, рационального познания». (187,с.501). Психологический словарь: «относительно устойчивая структура умственных способностей. В ряде психологических концепций ... отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.»(124).
Р.С. Немов в учебнике «Психология» определяет интеллект как «совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач» (147, с.246).
Немецкие ученые Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн дают следующее определение интеллекта и его функций: «...совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Функция интеллекта состоит в умственном (духовном, психическом) решении объективно существующих проблем. Наиболее развитая форма интеллекта направленное проблемное мышление. Интеллект каждого отдельного человека есть индивидуальная система его умственных способностей и выражается в деятельности...» (136,с.13).
.Теоретическое обоснование развития интеллекта при изучении графических дисциплин
Графические дисциплины в высшей школе чаще всего представлены курсом, состоящим из двух дисциплин - «Начертательная геометрия» и «Черчение» или интегративными дисциплинами - «Инженерная графика», «Техническая графика», составленными на основе двух предыдущих. Кроме того, существуют другие учебные дисциплины, предусматривающие графическую подготовку специалистов, например, «Геометрическое моделирование». Начертательная геометрия является теоретической основой графической подготовки, ее можно назвать теорией построения чертежа и ее элементы присутствуют в любом интегративном графическом курсе.
Графические дисциплины входят в состав общетехнических дисциплин. В инженерной подготовке их назначение - обеспечение основами технического знания. В профессионально-педагогическом образовании их значение гораздо шире.
Графическую грамотность в широком понимании следует рассматривать не только как способ оперирования чертежом, как атрибутом производственной деятельности. В. Венда (27) пишет о том, что существует форма представления информации наглядная, броская, понятная всем с детства, такой формой является графика. Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями наглядно-образного и визуального мышления (27,90,92).
Искусствовед и психолог Р. Арнхейм (244) утверждает, что никакую информацию о предмете не удастся непосредственно передать читателю, если не представить этот предмет в разборчивой форме, в виде грамотно построенных чертежей и рисунков. При этом он противопоставлял такую визуализированную форму не только длинным словесным описаниям, но и часто невнятным, безразличным к смыслу исходной идеи фотографиям. При этом, под такими методами представления информации кроме чертежа и рисунка, он понимает схему, график, диаграмму и т.д.
В работе У. Боумена (27), посвященной графическим средствам представления информации, отмечается, что такие средства применяются в самых различных областях визуальной коммуникации от иллюстрации технической книги и картографии до создания наглядных учебных пособий. Во всех этих областях главное - это вызвать определенные процессы мышления, опирающиеся на образы, а рисунок является именно тем средством, с помощью которого «графическая мысль» передается в виде «графического высказывания», (т.е. графические средства решают коммуникативные задачи графическим языком). И коммуникативная цель, и визуальный язык, и логика графической конструкции на равных правах участвуют в создании графического образа. (27,с.15)
Педагоги также обращают внимание на эффективность использования графических методов представления информации в учебном процессе. И.И.Ильясов, Н.А. Галатенко указывают, что структурирование текста становится более выразительным, когда названия элементов и их связей в системе разграничено разного рода линиями (как таблицы). Еще большая изобразительность достигается при разнесении разделов таблиц, т.е. при формировании текста в виде отдельных прямоугольников, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, с указанием структуры их связей соответствующими линиями и т.д. (94,с.40).
Изображения разных видов, как способ представления информации о системах, фактически в чистом виде употребляются редко и без речевых пояснений во многом остаются непонятными. Однако в сочетании с речевыми пояснениями они являются мощным средством репрезентации абстрактного состава и структуры объектов, процессов и т.п. Усвоение материала значительно улучшается, если кроме основных описаний используются разнообразные способы схематического, образного, модельного представления информации. (94, с.45-46).
Графическая грамотность в широком понимании, как эффективное средство представления информации, является неотъемлемой частью педагогического мастерства. Умение представлять информацию в графической форме (графики, схемы, таблицы, чертежи), разработка и оформление дидактических наглядных средств (плакаты, планшеты и т.д.) являются важными профессиональными качествами педагога.
Рассмотрим возможности развития интеллекта и специфику сформулированных ранее педагогических условий на примере учебной дисциплины «Начертательная геометрия».
С.А. Фролов, один из ведущих ученых в области графических дисциплин, исследуя историю развития начертательной геометрии как самостоятельной области знаний, пишет, что ее следует понимать как науку о законах графического отображения пространства. Ее положение среди других наук он определяет так: начертательная геометрия - «ветвь могучего дерева Геометрии, одного из самых древних в обширном саду Математики» (207,с.32).
Основной «язык» начертательной геометрии - графический, его символы -точки и линии.
Объектом изучения в геометрии являются геометрические фигуры. Любая геометрическая фигура может быть представлена как множество точек. При этом выделяются четыре основных вида геометрических фигур: точки, линии (в том числе прямые), поверхности (в том числе плоскости), тела.
Организация и проведение педагогического эксперимента
Целью педагогического эксперимента являлась проверка эффективности выявленных условий интеллектуального развития студентов при обучении графическим дисциплинам.
Задачи эксперимента состояли в следующем:
-определить последовательность и содержание уровней интеллектуального развития при изучении графических дисциплин;
-разработать дидактическое обеспечение контроля развития для получения информации и проверить его правильность и надежность;
-проверить эффективность мониторинга интеллектуального развития, связанного с созданием наглядного образа.
Экспериментальное исследование проводилось со студентами первого и второго курсов машиностроительного, электроэнергетического и психологического факультетов Уральского государственного профессионально-педагогического университета. В эксперименте приняло участие 178 студентов.
При подготовке эксперимента учитывалось, что обучение в вузе - это определенная стадия профессионального становления личности, предполагающая формирование таких свойств и качеств личности, которые обусловливают успешное выполнение профессиональной деятельности. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессионально-педагогическая направленность, обобщенные способы научно-познавательной и профессиональной деятельности, профессионально-этические ценностные ориентации, психологическая и нравственная готовность к профессионально-педагогической деятельности, духовная и социальная зрелость (85). Развитие интеллектуальных способностей личности в этом возрасте является одним из условий эффективного профессионального становления.
Для определения интеллектуального развития при изучении графических дисциплин (на примере начертательной геометрии) были выбраны уровневые свойства интеллекта. Рассматривалось интеллектуальное развитие, связанное с созданием наглядного пространственного образа геометрического объекта и оперирование этим образом. Предварительно было выделено три уровня -начальный, средний, высокий, соответствующие последовательности развития ментального опыта в процессе обучения. Кроме них был введен базовый уровень, определяющий уровень сформированности основных понятий в довузовской подготовке.
На основе анализа литературы и практики обучения предварительно было определено содержание уровней развития ментального опыта и определен состав деятельности каждого уровня. Составлены контрольные задания, отражающие деятельность каждого уровня. Все задания, включенные в контроль, не требуют каких - либо построений, предполагают только умственные действия или «визуальное мышление». Руководствуясь работами психологов, педагогов в области графических дисциплин - А.Д.Ботвинникова (26), Т.В.Кудрявцева (109), Г.И.Лернер (117,118), Б.Ф.Ломова (124,125), И.С.Якиманской (109,236,237) и др., определена последовательность развития.
Базовый уровень развития связан с выявлением понятий, относящихся к частным видам поверхностей, которые должны быть сформированы в жизненном и образовательном опыте, предшествующем изучению дисциплины. Определяется соответствие «понятие - образ - графическое изображение».
Начальный уровень развития, связан с некоторыми мыслительными операциями над наглядным образом, воссозданным по чертежу (визуальное мышление). Такие операции включают:
-создание мысленного образа группы поверхностей по их ортогональным проекциям;
-выделение поверхности заданного вида из группы;
-определение принадлежности отмеченных точек представленным поверхностям;
-сопоставления положения точек (выше, ниже), принадлежащих различным поверхностям.
На этом уровне контролируются: правильность создания образа изображенного объекта, сформированность образа геометрического понятия, определение принадлежности точки поверхности, возможность оперирования двумя образами (точка, поверхность) при мысленном сопоставлении положения точек (выше - ниже), находящихся на заданных поверхностях. Проверяется последовательность «графическое изображение - понятие - образ пространство».