Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико- методологические основы формирования нравственно- экологической культуры студентов 17
1.1. Исторические предпосылки формирования нравственно-экологической культуры у студентов 17
1.2. Педагогические аспекты формирования нравственно-экологической культуры студентов 41
1.3. Модель формирования нравственно-экологической культуры студентов 69
Выводы по первой главе 113
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по формированию нравственно- экологической культуры у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин 115
2.1. Содержание формирования нравственно-экологической культуры в системе экологического образования вузов 115
2.2. Педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов на занятиях естественнонаучных дисциплин 130
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию нравственно-экологической культуры у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин 168
Выводы по второй главе 190
Заключение 192
Библиография 195
Приложения 217
- Педагогические аспекты формирования нравственно-экологической культуры студентов
- Модель формирования нравственно-экологической культуры студентов
- Педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов на занятиях естественнонаучных дисциплин
- Результаты опытно-поисковой работы по формированию нравственно-экологической культуры у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин
Введение к работе
Актуальность исследования. Человек на всех стадиях своего развития тесно связан с окружающей природной средой. Современная цивилизация, развивающаяся в рамках модели «неограниченного потребления», подошла к критическим рубежам, обозначились пределы роста ее количественных показателей, необратимость разрушительных тенденций. Темпы освоения природной действительности превышают возможности саморегуляции природных систем. На сегодняшний день экологическая проблема – предмет заботы не только ученых, но и проблема, имеющая нравственное измерение: экологические проблемы должны решаться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения людей по отношению к окружающей среде. Решение экологических проблем связано с формированием нравственно-экологически культурной личности, что во многом обеспечивается содержанием естественнонаучных дисциплин. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования III поколения (2010 г.) выделена задача – сформировать личность с высокой нравственной и экологической культурой, которая стремилась бы к оптимальному взаимодействию с природной средой, отличалась наличием знаний, умений, навыков, убеждений, потребностью в деятельности по охране и улучшению окружающей среды. Поэтому на социально-педагогическом уровне проблема формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов является актуальной.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью проблемы формирования нравственно-экологической культуры студентов в системе высшего профессионального образования в современных условиях, что подтверждается анализом научных исследований. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить степень разработанности выделенной проблемы. Проблема формирования нравственной культуры личности разрабатывались в отечественной педагогике и психологии Б.Г. Ананьевым, В.И. Андревым, В.О. Блюмкиным, Д.С. Лихачевым, Е.З. Плотниковой, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и др.; общие проблемы нравственного воспитания рассматриваются в работах О.С. Богдановой, И.Т. Гайсина, А.И. Зосимовского, А.А. Скворцова и др.; решением проблем формирования нравственно-экологической культуры занимались И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, А.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Е.В. Муравьева, Н.Ф. Реймерс, Г.П. Сикорская, И.Т. Суравегина, С.М. Файрушина и др. Несмотря на имеющиеся в научных трудах положения и выводы по проблеме нравственно-экологического образования, на сегодняшний день необходимы дополнительные исследования в области формирования нравственно-экологической культуры. Под нравственно-экологической культурой (НЭК) нами понимается взаимосвязь нравственной и экологической культуры, сущность которой заключается в единстве определенных этических правил, моральных качеств, в осознании целесообразности постоянной заботы об улучшении и сохранении среды, опирающейся на понимание личностью необходимости гармоничного взаимодействия человека и природы. Выпускникам высших учебных заведений необходимо знать и уметь анализировать современное экологическое развитие общества, использовать экологические знания в своей будущей трудовой деятельности. Значимая позиция в формировании нравственно-экологической культуры студентов в вузах принадлежит предметам естественнонаучного цикла.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне связана с необходимостью разработки научно-методического обеспечения формирования нравственно-экологической культуры студентов при изучении естественнонаучных дисциплин.
Проведенный анализ состояния проблемы формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов позволил выявить следующие противоречия:
на социально-педагогическом уровне: между возрастающей потребностью общества в нравственно-экологически культурной личности, что значимо для сохранения цивилизации, и недостаточной готовностью системы высшего профессионального образования к реализации этой задачи;
на научно-теоретическом уровне: между теоретическим обоснованием необходимости повышения уровня нравственно-экологической культуры студентов и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ ее формирования в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в вузе;
на научно-методическом уровне: между необходимостью формирования нравственно-экологически культурной личности и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий формирования нравственно-экологической культуры студентов при изучении естественнонаучных дисциплин.
Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность послужили основанием выбора темы нашего исследования: «Формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Объект исследования – процесс естественнонаучного образования в вузах.
Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов.
Гипотеза исследования. Формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин будет иметь положительную динамику, если:
разработать модель формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, базирующуюся на принципах междисциплинарности, научности, системности и непрерывности, единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней раскрытия экологических проблем в учебном процессе; организовать педагогический процесс на основе технологии модульного обучения;
обеспечить следующие педагогические условия: реализация межпредметных связей при изучении естественнонаучных дисциплин, актуализация нравственно-экологической направленности научно-исследовательской работы студентов, сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий с различными формами познавательной деятельности (семинары, экскурсии, природоохранные мероприятия, конференции, реферирование литературы с нравственно-экологической проблематикой, пропаганда нравственно-экологических знаний); систематизация предметного содержания, обеспечивающего формирование системы экологических знаний, взглядов и убеждений, ориентированных на осознание необходимости сохранения окружающей природной среды и бережного отношения к ней;
дополнить ресурсное обеспечение образовательного процесса нравственно-эколого-ориентированным учебно-методическим материалом.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
-
-
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственно-экологической культуры.
-
Разработать теоретическую модель формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов при изучении естественнонаучных дисциплин.
-
Выявить и апробировать педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов в процессе экологического образования в вузе.
-
На основе технологии модульного обучения создать учебно-методическое обеспечение курсов: «Экология», «Экология Республики Татарстан», «Физическая география России», – направленное на формирование нравственно-экологической культуры студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения о нравственном и экологическом воспитании (И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.), положения о единстве природы и человека, о всеобщей взаимосвязи и целостности явлений (Ю.Д. Железнов, Н.М. Мамедов, Н.Ф. Реймерс и др.), положения о педагогической сущности явления «экологическая культура» (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.С. Сластенин и др.), идеи экологизации педагогического образования (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.), положения об эколого-педагогической подготовке учащихся (И.Т. Гайсин, А.В. Миронов, Л.В. Моисеева, Т.З. Мухутдинова, Г.П. Сикорская, И.Т. Суравегина, С.М. Файрушина и др.), идеи проблемно-модульного обучения (М.И. Махмутов, С.Е. Кутейников, М.А. Чошанов, П.А. Юцавичене и др.), положения формирования нравственной культуры личности (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Е.А. Афонина, В.А. Блюмкин, Е.З. Плотников, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс общенаучных и педагогических методов исследования: теоретических (изучение и анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования и проведение теоретического обобщения материалов исследования), эмпирических (изучение педагогической документации, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование), методы обработки экспериментальных данных (математическая и статистическая обработка результатов опытно-поисковой работы).
База исследования: ГАОУ ВПО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт» (НГТТИ), ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» (НИСПТР), ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА). В опытно-поисковой работе участвовали 211 студентов, из них 101 в экспериментальной и 110 в контрольной группах.
Исследование проводилось в несколько этапов с 2008 по 2011 годы.
На первом, организационно-педагогическом этапе (2008-2009 гг.) осуществлялось изучение и анализ научной, учебно-методической литературы, системный анализ учебного процесса вузов. На основе полученных данных выявлялись наиболее эффективные методы изучения естественнонаучных дисциплин, способствующие формированию нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, разрабатывалась модель формирования нравственно-экологической культуры студентов.
На втором, опытно-поисковом этапе (2009-2011 гг.) проводился эксперимент с целью проверки эффективности разработанной модели формирования нравственно-экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, выявлялись условия успешности данного процесса, вносились необходимые коррективы и уточнения, разрабатывалось учебно-методическое обеспечение естественнонаучных дисциплин.
На третьем, итогово-диагностическом этапе (2011 г.) анализировались и обрабатывались результаты опытно-поисковой работы, формулировались выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию нравственно-экологической культуры студентов, оформлялись материалы диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
в определении и теоретическом обосновании педагогических условий, способствующих успешному формированию нравственно-экологической культуры студентов вузов (реализация межпредметных связей при изучении естественнонаучных дисциплин; актуализация нравственно-экологической направленности в научно-исследовательской работе студентов, сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий с различными формами дополнительного нравственно-экологического образования);
в систематизации учебного содержания, обеспечивающего формирование системы экологических знаний, взглядов и убеждений, ориентированных на осознание необходимости сохранения окружающей природной среды и бережного отношения к ней;
в разработке модели формирования нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин, основывающейся на принципах междисциплинарности, научности, системности и непрерывности, единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
на основе контентанализа сформулировано определение понятия «нравственно-экологическая культура». Нравственно-экологическая культура определяется нами как взаимосвязь нравственной и экологической культуры, сущность которой заключается в единстве определенных этических правил, моральных качеств, в осознании целесообразности постоянной заботы об улучшении и сохранении среды, опирающаяся на понимание личностью гармоничного взаимодействия человека и природы.
определены основополагающие принципы модели формирования нравственно-экологической культуры студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин;
определены критерии оценивания нравственно-экологической культуры студентов с учетом ее компонентов (знаниевый, мотивационно-деятельностный, эмоционально-чувственный, валеологический) и уровней (высокий, средний, низкий).
Практическая значимость исследования заключается:
в разработке и апробации методического обеспечения, стимулирующего развитие знаниевой, ценностной, практической и валеологической составляющих нравственно-экологической культуры;
в разработке и внедрении курса по выбору «Формирование нравственно-экологической культуры при изучении экологии Республики Татарстан», учебно-методических пособий: «Формирование нравственно-экологической культуры в процессе применения технологии модульного обучения в курсе “География России”», «Формирование нравственно-экологической культуры в процессе применения технологии модульного обучения в курсе “Экология”», «Тестовые задания по физической географии России»;
в возможности использования результатов исследования преподавателями вузов в практической работе со студентами.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, обоснованностью теоретических предпосылок, проведением опытно-поисковой работы в условиях реальной педагогической деятельности, комплексностью и адекватностью методов теоретического и эмпирического исследования, статистической обработкой данных.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику.
Основные теоретические положения и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были отражены в публикациях автора, в том числе журналах, рекомендованных ВАК МО и Н РФ (Красноярск, 2011; Москва, 2011; Челябинск, 2011), обсуждались и были одобрены на международных (Москва, 2011; Сочи, 2011; Белгород, 2010; Казань, 2009, 2010; Пенза, 2009;), всероссийских (Екатеринбург, 2010; Томск, 2010; Казань, 2009, 2011; Набережные Челны, 2007, 2010, 2011) и республиканских (Набережные Челны, 2009, 2010; Казнь, 2008, 2009, 2010) научно-практических, методических конференциях и семинарах, на пресс-конференции участников Международной конференции «Ломоносов 2010» и Республиканского конкурса «Педагогический Олимп - 2010» (Набережные Челны, 2010 г.). Опытно-поисковая работа проводилась на географическом факультете ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»; на строительном факультете ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»; на факультете технологии и товарного дела и факультете менеджмента ГАОУ ВПО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт»; результаты ее регулярно рассматривались на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики НИСПТР и кафедры товарного консалтинга и экономики НГТТИ. Результаты теоретического и практического исследования внедрены в практику работы географического факультета ГОУ ВПО «НИСПТР», института экологии и географии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГАОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», факультета технологии и товарного дела, факультета менеджмента ГАОУ ВПО «НГТТИ», Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института г. Москвы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Модель формирования нравственно-экологической культуры студентов вуза в процессе изучения естественнонаучных дисциплин включает содержательно-целевой (цель, задачи, экологическое содержание естественнонаучных дисциплин, компоненты нравственно-экологической культуры), операционно-деятельностный (формы, методы, технологии, средства обучения), оценочно-результативный блоки.
-
Формирование нравственно-экологической культуры студентов при изучении естественнонаучных дисциплин является процессом положительной динамики при наличии следующих педагогических условий:
организационно-педагогические: реализация межпредметных связей при изучении естественнонаучных дисциплин, актуализация нравственно-экологической направленности в научно-исследовательской работе студентов; организация педагогического процесса на основе технологии модульного обучения; сочетание аудиторных занятий с различными формами дополнительного нравственно-экологического образования (проведение семинаров, экскурсий, студенческих конференций, природоохранных мероприятий, реферирование литературы с нравственно-экологической проблематикой, пропаганда нравственно-экологических знаний);
научно-методические: обеспечение учебного процесса учебно-методическим материалом, стимулирующим развитие познавательной, ценностной, практической, валеологической составляющих нравственно-экологической культуры;
средовые: направленность всего учебно-воспитательного процесса на развитие личности, готовность к этому педагогического коллектива.
-
Внедрение учебно-методического обеспечения курсов: «Формирование нравственно-экологической культуры при изучении экологии Республики Татарстан», учебно-методических пособий: «Формирование нравственно-экологической культуры в процессе применения технологии модульного обучения в курсе “География России”», «Формирование нравственно-экологической культуры в процессе применения технологии модульного обучения в курсе “Экология”», «Тестовые задания по физической географии» – способствует экологизации знаний студентов, стимулирует развитие у них познавательной, ценностной, практической, валеологической составляющих нравственно-экологической культуры.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Основной текст изложен на 230 страницах. Список литературы включает 215 работ. В работе содержится 12 таблиц, 11 рисунков, 5 приложений.
Педагогические аспекты формирования нравственно-экологической культуры студентов
Нравственно-экологическая культура на сегодняшний день оказалась в центре дискуссий ученых и практиков. Однако в современной науке до сих пор не существует однозначного представления о нравственно-экологической культуре, несмотря на то, что эта тема поднималась многими авторами в различных ракурсах.
В резолюции конгресса Международного союза охраны природы, состоявшегося в 1978 г. в Ашхабаде, подчеркивалось, что забота о природе должна стать делом экономики, нравственности, этики и политики каждого государства. Нравственное содержание отношения человека к природе не означает введения особой «экологической этики», «экологической религии», стоящей над моралью общества, как проповедуют некоторые зарубежные ученые [115].
Формирование и развитие нравственно-экологической культуры является сложным процессом, который обеспечивается согласованными влияниями образования, науки, просвещения, искусства, права, производства, политики, идеологии. Вся система природопользования, законодательные меры по охране окружающей среды служат залогом формирования высокой нравственно-экологической культуры нашего общества, где в общегосударственном масштабе планируются охрана природной среды, восполнение богатств природы, где развитие всех отраслей материального производства согласуется с заботой о природной среде.
Формирование нравственно-экологической культуры происходит через нравственное и экологическое воспитание. Рассмотрим понятия нравственное воспитание и экологическое воспитание.
По мнению Т.П. Трушиной, экологическое воспитание - это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды, представления, который повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, вызывает озабоченность ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде [185, с. 339-340].
Полонский В.М. считает, что экологическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования бережного отношения человека к природе, окружающей среде, а также взглядов, убеждений, моральных установок и готовности к природоохранной деятельности личности за соблюдением законов по охране природы, осознание необходимости постоянной заботы о сохранении и улучшении среды как фактора, влияющего на все сферы жизни человека, нравственно-эстетическое развитие личности [149, с. 91].
В современной энциклопедии по педагогике под редакцией Е.С. Рапацевича экологическое воспитание определяется как составная часть общественного воспитания, направленная на формирование у граждан экологического сознания, как один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование навыков и умения решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды [154].
Проблемы экологического воспитания затрагивают все больше вопросов нравственного характера. Правильно организованное экологическое образование и воспитание неразрывно связано с укреплением нравственных норм поведения в обществе, развитием эмоционально нравственных чувств учащихся, обогащением их новым содержанием нравственного поведения. Ученые-педагоги О.С. Богданова, И.Д. Зверев, И.С. Марьенко, Н.А. Рыков и многие другие объединяли в одно целое как нравственное, так и экологическое воспитание учащихся при изучении окружающей природной среды. Взаимосвязь нравственного и экологического воспитания учащихся и формирование у них нравственно-экологической культуры является важным компонентом воспитания развитой личности [49, с. 48]. В.М. Полонский определяет нравственное воспитание, как целенаправленный процесс формирования моральных качеств личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения [149, с. 90]. Социальные институты (семья, школа, вузы, трудовой коллектив и др.) также оказывают нравственное воздействие на личность. В современной энциклопедии по педагогике под редакцией Е.С. Рапацевича дается следующее определение нравственному воспитанию: это составная часть единого процесса общественного воспитания, которая регулирует поведение людей, включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответственных убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется, прежде всего, его целями, обусловленными характером общественных отношений и соответствующей идеологией [154, с. 74].
Различными аспектами нравственного, экологического образования и воспитания занимались и занимаются многие ученые. Сущность всех проблем сводится к соизмерению действий человека с возможностями природы. Вопросам нравственно-экологического воспитания были посвящены работы: «Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в VI - IX классах)» И.Т. Гайсина, «Школьные традиции, как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования» Н.Г. Габдрахманова, «Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин» СМ. Файрушиной, «Нравственный потенциал будущего педагога: содержание, структура, диагностика» Е.А. Афониной и др.
Модель формирования нравственно-экологической культуры студентов
В научно-педагогической литературе все чаще стали использовать такие понятия, как «модель», «моделирование». Моделирование является ведущим методом системного исследования. «Моделирование - один из методов познания и преобразования мира, который получил особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве универсальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности» [154, с. 322]. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада дается следующее определение: «Моделирование - 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально-существующих предметов и явлений и конструируемых объектов» [144, с. 146]. Моделирование - это метод исследования систем путем построения и изучения их на основе моделей. Моделирование - описательный метод, когда создается модель процесса и проводятся эксперименты с этой моделью, чтобы оценить ее работу в разных условиях. Моделирование позволяет разработчикам проверить их собственное решение на модели, которая достаточно полно воспроизводит реальный процесс.
Е.Е. Румянцева считает, что для всех типов моделирования существуют общие этапы построения модели: определение проблемы и постановка целей и задач модели; построение имитационной модели; проверка модели с целью правильности воспроизведения изучаемой системы; разработка условий одного или несколько экспериментов; запуск процесса моделирования и оценка результатов; повторение до тех пор, пока результаты не станут удовлетворительными для разработчиков [161, с. 328].
В настоящее время в научно-педагогической литературе принята следующая классификация моделирования систем: физическое, математическое, аналитическое, компьютерное, численное, имитационное, статистическое [144, 150, 157].
Моделирование в обучении как психологическая проблема имеет два аспекта: 1) как содержание, которое должно быть усвоено студентами в процессе обучения, как способ познания, которым они должны овладеть; 2) как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности [154, с. 322]. С помощью модели удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, сделать сложный объект доступным для понимания [150, с. 147].
Метод моделирования основан на отображении исследуемого объекта с целью его познания в форме своеобразного его заменителя - модели. А.И. Берг говорит о роли модели: «Эти строгие и четкие модели обучения, проецируясь на конкретную педагогическую ситуацию, создадут более адекватные представления о процессе обучения, которые должны принести свои практические плоды» [17, с. 14-15].
Цель изложения параграфа заключается в создании модели по формированию нравственно-экологической культуры студентов. Модель (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus - мера, образец) - образец, служащий эталоном, стандартом для массового изготовления какого либо изделия или конструкции. В широком смысле -любой образец (условный или мысленный: изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заменителя» или «представителя» [21]. Модель - описание процесса обучения или его составных частей и фрагментов с помощью схемы или аналога природной или социальной реальности, дающее представление об их структуре, отображающее функциональные связи обучения с различными условиями и факторами, социальной средой или представляющее картину будущего состояния процесса и его результатов [149, с. 73]. Е.Е. Румянцева дает следующее определение: «Модель - в системном анализе абстракция, описание взаимосвязи между элементами системы и ее внешней средой, концентрирующееся на существенных аспектах при игнорировании деталей, не оказывающих прямого влияния на понимание рассматриваемого явления» [161, с. 329]. Понятие модель в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. Модель рассматривается и как теория, поскольку абстрагируется от всех частностей, от несущественного, и как практика, поскольку должна практически функционировать. Модель является не только отражением некоторого состояния дел, но и предполагаемой формой деятельности, характерной для отражаемой ею практики, аккумулирует предшествующий опыт, полученный в сходных ситуациях. Следовательно, она является обобщенным отражением объекта, результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента. Модель дает компактное отображение конструируемого объекта, его свойств, структуры, взаимосвязей и отношений между элементами [52]. Модель представляет собой некоторое множество связей, которые объединяют цели, стратегии и состояния объекта и внешней среды. В психолого-педагогической практике изучение модели дает ответы на многие вопросы об объекте. Модель также определяет действия, подобные действиям с объектом, поэтому разные сведения, полученные при изучении модели, позволяют делать представления о состоянии объекта [52, с. 95]. Исследования позволили нам разработать модель организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, которая создает предпосылки для формирования нравственно-экологической культуры студентов при изучении естественнонаучных дисциплин. Методологическую основу экологического образования в вузе составляют исследования современных теорий, раскрывающие особенности взаимодействия природы и общества.
Педагогические условия формирования нравственно-экологической культуры студентов на занятиях естественнонаучных дисциплин
Сегодня человечество оказалось на распутье, причем одна дорога ведет в жизнь, другая - в смерть, а точка расхождения находится на самом краю пропасти. Осознает ли человечество в целом и каждый человек в отдельности критический характер современной жизни? Ответ, к сожалению, весьма неоднозначный. Лучшие представители человечества, начиная с конца XIX века и в течение всего XX века, голосом своей совести возвещали на весь мир о грядущих человечеству опасностях [68, С. 19]. На протяжении многотысячелетней истории человечество на переломных этапах своего развития неоднократно задавалось вопросом о грядущих судьбах общества и окружающей среды. XX век принес человечеству много достижений, но вместе с ними и много трудностей. Главная из них состоит в том, что впервые в истории реальностью стала возможность самоуничтожения человечества вследствие экологической катастрофы военного или ресурсно-сырьевого характера! Катастрофы можно избежать, если мы научимся по-новому мыслить, нужна общепланетарная определенная стратегия преодоления противоречий между природой и обществом. Н.Н. Моисеев обращает внимание на то, что «человек должен быть способным видеть множество альтернатив своего поведения, согласных с законами природы, и делать выбор, обеспечивающий свою будущность» [126, с. 247]. Математические модели сценариев ядерной войны, выполненные Н.Н. Моисеевым и К. Саганом, предупредили людей о неизбежной гибели человечества в результате "ядерной зимы" на всей планете. В единую логическую цепочку стали выстраиваться предупреждения великих гуманистов прошлого Ж.-Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, А. Швейцер, Э. Фромм интуитивно ощутивших смертельную опасность беспредельного наращивания насилия общества над природой в целом и над природой человека в частности [68, С. 20]. Природа на каждого отдельного человека влияет менее заметно, чем на общество в целом. В этом состоит один из парадоксов и причин экологического кризиса - недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу. Но современная ситуация в мире характеризуется не только экологическими кризисами, но и социальными кризисами экономики, политики, культуры и нравственности, которые также становятся глобальными. Современный человек, находясь в поисках решения глобальных проблем, должен знать и понимать, что чисто техногенными путями (очистка, безотходные технологии и т.п.) не удастся выбраться из глобальных кризисов. «Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры. И другого пути у нас нет», - пишет Н.Н. Моисеев [68, с. 22]. Однако для успеха любого дела недостаточно человеку знать «что делать», необходимо еще понимать, «как это делать», и этот вопрос самый трудный.
Человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта.
Остановить стихийное развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять, и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большой частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование. Экологические знания необходимы каждому человеку для создания достойной человека среды, обеспечения гармонии человека и природы. Эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу. Важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого - это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек [68, с. 22].
Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы и общества. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности человека. Экологическое воспитание и преобразование -неотъемлемая часть процесса формирования личности в XXI в., так как защита и восстановление окружающей природной среды становятся все более ощутимым критерием выживания человечества. Отсюда следует, что нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества через образование, через изучение основ экологии.
Экологическое естественнонаучное образование и воспитание - это важнейшее средство решения экологических проблем современности. В процессе подготовки высококвалифицированных специалистов задачи направлены на формирование у них экологической грамотности, являющейся основой нравственно-экологической культуры.
География - единственная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая комплексное, системное представление о Земле как планете людей, способствующая реализации принципа «мыслить - глобально, действовать - локально». Начиная со школьной скамьи, учащийся должен учиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы. Географически грамотный человек понимает взаимосвязь и взаимоотношения между людьми, территорией, ее природой и хозяйственной составляющей. Знания географии должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый учащийся обладал умением всестороннего пространственного видения мира [66, с. 12].
В настоящее время вся живая природа вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. Обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира постепенно разрушают живую природу. Одно из обязательных требований подготовки будущего специалиста - воспитание готовности к экологическому образованию, к природоохранной деятельности. Такие качества, как бережное отношение к окружающей среде, экологически ориентированные оценочные суждения, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами специалиста, обладающего экологической культурой [34].
Результаты опытно-поисковой работы по формированию нравственно-экологической культуры у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин
В результате данной работы нами было изданы учебно-методические пособия «Формирование нравственно-экологической культуры в процессе применения технологии модульного обучения в курсе географии России», а также «Тестовые задания по физической географии России».
Формирование нравственно-экологической культуры нами рассматривается при изучении географии.
Нравственность, по мнению Г.М. Коджаспировой - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [94, с. 206]. Можно сказать, что нравственность тесно связана с моралью. Мораль - совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания. Мораль выступает как основа содержания нравственного воспитания личности [95, с. 196]. Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям [116, с. 244].
Характер взаимодействия человеческого общества с природой в последние десятилетия вызывает все более возрастающий интерес и вместе с тем тревогу в широких кругах населения во всех странах мира. Уже сегодня можно сказать, что основные беды общества в экологической сфере часто обусловлены варварским поведением самого человека по отношению к окружающей среде и экологической безграмотностью населения. В нашем обществе происходит спад производства, потеря нравственных норм и правил. Поэтому актуальным становиться экологическое воспитание с точки зрения нравственности. Экологические проблемы вызывают кризис нравственности, так как экология и нравственность взаимообусловлены. Решать экологические проблемы можно с помощью как научных, так и технических достижений, но движущей силой при этом должны быть нравственность и экологическая культура каждого человека и общества в целом. В успешном осуществлении нравственно-экологического воспитания ведущая роль принадлежит предметам естественнонаучного цикла. Говоря о нравственно-экологическом воспитании, мы должны исходить из общечеловеческих ценностей по отношению к природе и формирования у человека нравственно-экологического сознания на основании наличия знаний об окружающей среде и бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе и взаимодействие природы и общества - проблема нравственная. Если общение учащихся с природой построено правильно, у них формируются важные нравственные качества, гуманное отношение к людям, ко всему живому, доброта, отзывчивость, умение заботиться, способность думать не только о себе, бережное отношение к красоте [38, с. 72]. На занятиях географии нравственная и экологическая культура позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний и полученного экологического воспитания, которое основано на морали, формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей среде [38, с. 72]. В настоящее время общество и мир в целом переживает экологический кризис, при котором нарушается равновесие между обществом и окружающей средой. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Природа - среда обитания человека. Человек заинтересован в сохранении целостности, 161 чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений экологического взаимодействия и равновесия. Своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу природы может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Важнейшей задачей современного вуза является воспитание всесторонне развитой экологически образованной личности студента. Экологическая культура, проявляющаяся во всех видах производственной и бытовой деятельности человека, должна обеспечивать сохранение и улучшение природной среды [194, с. 67]. Она имеет большое значение в формировании экологического сознания учащихся и выработки у каждого правильной позиции по отношению к окружающему миру. Рассматривая формирование нравственно-экологической культуры студентами ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» в процессе изучения географии при написании курсовых и дипломных работ, мы выяснили, что основными компонентами экологической культуры являются знания о взаимоотношениях человека и природы, умение объективно оценивать эти взаимоотношения и убеждения о необходимости рационального использования и охраны природных ресурсов. Целью нравственно-экологической культуры является формирование ответственного отношения к природе. Задачей формирования ответственного и бережного отношения к окружающей среде является: сохранять осторожность в отношении к природе; заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных ресурсов. В Набережночелнинском институте социально-педагогических технологии и ресурсов при прохождении педагогической практики, преподавая физическую географию, студенты должны показать учащимся неразрывную связь компонентов природных комплексов, объединенных в единую систему. При этом воздействие на один компонент природного комплекса сопровождается изменением свойств всего комплекса. География не просто изучает экологические проблемы, а исследует их в конкретной окружающей среде. Таким образом, мы видим, что формирование экологических понятий и умений происходит на всех курсах географии (см. табл. 2.3).
Похожие диссертации на Формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин
-