Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Романова Людмила Николаевна

Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме
<
Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова Людмила Николаевна. Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Романова Людмила Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2008.- 271 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/779

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1 .НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ 15

1.1. Психолого-педагогические основы формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе изготовления авторской куклы 18

1.2. Теоретические основы проектирования, формообразования и композиционного построения авторской куклы 67

1.3. Историко-культурологический анализ формирования и развития авторской куклы, русского народного, национального и исторического костюмов 94

ГЛАВА 2. ПУТИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ 163

2.1. Концептуальные подходы к процессу обучения изготовлению авторской куклы как средства формирования этнохудожественной культуры студентов 167

2.2. Педагогические условия, методы и технологии изготовления авторской куклы в национальном костюме 195

2.3. Экспериментальная проверка разработанной методики формирования этнохудожественной культуры студентов, уровни ее сформированности и критерии оценки 215

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226

БИБЛИОГРАФИЯ 229

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования.

Современный этап развития российского общества характеризуется широким интересом к национальной культуре, воздействие которой актуально в процессе, гражданского, духовного, нравственного и профессионального самоопределения личности.

Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогики - одна из значимых проблем современности. В настоящее время учеными в области народной культуры (Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановй, Л.В. Ершовой) разработана Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающаяся на «Национальную доктрину образования», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально- культурного наследия каждого народа, в этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

В связи с вышеизложенным, одним из ведущих направлений подготовки студентов художественных вузов является понимание и осознание основ мирового и национального искусства. Введение в подготовку на художественных факультетах изучения национального костюма и создание авторской куклы способствует решению комплекса задач, направленных на формирование этнохудожественной культуры обучаемых.

Рассмотрение искусства национального костюма и куклы как целостной системы знаний, умений и понятий, на основе теоретической и практической творческой деятельности, является мощным средством современного образования и воспитания.

По сложившейся традиции, изучение костюма рассматривалось больше с точки зрения культурологии, ориентирующей студентов на освоение теоретических знаний и понятий и редко выходило на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения в процессе проектной деятельности.

Несмотря на значительное количество исследований в области профессиональной подготовки студентов, разработка содержания, методологии и методов создания авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах) является относительно новой и недостаточно изученной, следовательно, весьма актуальной и значимой.

Сегодняшний выпускник должен чутко реагировать на изменения в современном обществе, быть готовым к преодолению профессиональных трудностей. Одной из важнейших задач подготовки художников и педагогов мы считаем формирование национальной культуры на основе активного изучения памятников народного искусства. Поэтому разработка теории и практики, осуществляемого нами образовательного процесса актуальна на современном этапе.

Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов художественных факультетов вузов в процессе изготовления авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах)?

Цель исследования — разработать условия формирования этнохудожественной культуры студентов и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.

Объект исследования — формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования - обучение студентов изготовлению авторской куклы на основе традиций этнопедагогики.

Гипотеза исследования: формирование этнохудожественной культуры студентов вузов в процессе изготовления авторской куклы будет более эффективным при следующих условиях:

если образовательный процесс будет основываться на традициях этнопедагогики, представляющих единую систему формирования целостного восприятия мира;

искусство национального костюма и куклы будут рассмотрены как часть материальной и духовной культуры общества, как особый тип художественного творчества в синкретичном единстве всех функций: историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно- теоретической, художественно-практической, методической;

при освоении искусствоведческих и исторических понятий, связанных с национальным костюмом и куклой на основе активного изучения фольклора, мифологии, мировоззрения, обычаев и обрядов;

если педагогический процесс будет направлен на развитие творческой активности студентов при освоении ими базы знаний, умений и навыков в области этнохудожественной культуры;

активизации готовности студентов к самостоятельной деятельности и определении основных компонентов формирования этнохудожественной культуры (ценностно-мотивационный,

эмоционально-волевой, интеллектуально-оценочный) и средств их диагностики.

при использовании методов проблемного обучения, реализации в практической деятельности студентов проектного метода, направленного на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения, организации современного учебно- воспитательного процесса на основе системно-комплексного подхода к изучению дисциплины и интеграции фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, содержащихся в учебных планах художественных факультетов;

при систематическом использовании в процессе обучения технических средств и специально разработанных наглядных пособий, а также различных традиционных и современных художественных материалов и техник;

если учебно-воспитательный процесс будет осуществляться на основе принципов развивающего обучения, направленных на формирование навыков теоретического обобщения полученных знаний и осмысления студентами методов работы;

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать сущность и структуру этнохудожественной культуры будущего специалиста;

проанализировать искусствоведческую, историческую, психолого- педагогическую, художественно-технологическую, методическую литературу по проблеме исследования с целью обоснования места и роли искусства создания авторской куклы на основе изучения русского народного, национального и исторического костюмов в процессе профессиональной подготовки студентов и формировании их этнохудожественной культуры;

разработать технологии изготовления авторской куклы, включающие: теоретические основы творческого проектирования, формообразования и композиции; процессы эскизирования и макетирования, направленные на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образа; практические работы с текстильными материалами и полимерными пластиками;

разработать и проверить на практике методику и психолого- педагогические условия эффективного формирования этнохудожественной культуры студентов;

создать учебно-методический комплект, включающий в себя программу спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах)», наглядный материал и рекомендации к практической деятельности.

разработать критерии оценки развития этнохудожественной культуры студентов и методику определения уровней ее сформированности.

Методологическую основу исследования составили:

труды исследователей этнохудожественной культуры (Т.И. Бакланова, A.B. Бакушинский, П.Г. Богатырев, И .Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, Г.И. Дайн, Н.И. Костомаров, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыкова, Сокольникова Н.М.,Т.Я. Шпикалова и др.);

научные психолого-педагогические работы по проблемам развития творчества (Р. Арнхейм, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д. П. Гилфорд, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, А. Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова, П.М. Якобсон и др.)

труды ведущих ученых в области педагогики и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства (А.Д. Алехин, Л.В. Занков, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, Л.Г.Савенкова, Н.М. Сокольникова, А.А.Унковский, A.C. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.), в которых исследуются проблемы художественного творчества, творческих способностей, средств и методов формирования эстетической культуры;

научные работы, отразившие проблемы духовно-нравственного, эстетического и педагогического значения традиционной художественной культуры и народного искусства в развитии личности (Г.Н. Волков, Д.С. Лихачев, Б.Т. Лихачев, Т.И. Бакланова, Е.Б. Бондаревская, Е.Е. Литвинова).

работы искусствоведов, отразивших историю формирования и развития русского народного, национального и исторического костюмов (Л.В. Беловинский, Г. Вейс, C.B. Горожанина, Л.М. Зайцева, Н.М.

Калашникова, Н.М. Каминская, Е.В. Киреева, P.M. Кирсанова, A.A. Лебедева, М.Н. Мерцалова, М.Г. Рабинович, И.П. Работнова и др.).

работы отечественных исследователей, рассмотревших национальный костюм с точки зрения философии и мировоззрения народов (П.Е. Бардина, Д.К. Зеленин, Н.В. Зорин, Г.С. Маслова, Б.А. Рыбаков).

- труды, отразившие основы моделирования, конструирования, формообразования и композиции костюма (А.Ф. Бланк, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон, З.М. Фомина).

кандидатские диссертации Аристовой У.В., Галкиной М.В. Рязановой О.В., Л.С.Черновой в которых выявлен опыт использования русского народного костюма в образовании и воспитании школьников и студентов, докторская диссертация Л.Е. Ершовой, отразившая особенности становления непрерывной системы этнохудожественного образования. Методы исследования.

При решении поставленных задач и обобщении результатов исследования применялись следующие методы:

теоретические , - исторический, искусствоведческий анализ памятников художественной культуры, обобщение опыта художников- прикладников и народных мастеров, изучение исторической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, просмотр программно-методической документации по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;

эмпирические — организация и проведение психолого- педагогического эксперимента, анализ и наблюдение за учебным процессом формирования этнохудожественной культуры студентов;

диагностические - изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.

Инструменты опросов - анкеты, тесты, упражнения, творческие задания, проекты, фиксирующие уровень формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе теоретической, практической, художественно-творческой подготовки.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 1998- 2007гг.

Первый этап - теоретическое изучение проблемы (1998-2001 гг.).

В его задачи входило определение области исследования, формулировка гипотезы, разработка основных положений экспериментальной методики. Для этого осуществлялось изучение научно- теоретической и методической литературы по различным отраслям знаний (философии, культурологии, психологии, педагогике, искусствоведению, теории и методике преподавания декоративного искусства); проводился анализ, синтез и систематизация изученного материала; определялись теоретические основы исследования и его методологический аппарат; разрабатывался план эмпирического исследования и авторская экспериментальная программа спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном, историческом костюмах)»; осуществлялся анализ учебных программ и методических пособий.

На втором этапе (2001-2004 гг.) по специально разработанной методике были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент осуществлялся в начале каждого учебного года и был направлен на определение первоначального уровня сформированности этнохудожественной культуры студентов.

Важнейшим этапом в ходе диссертационного исследования явились формирующий и контрольный эксперименты, проводимые в течение учебного года при реализации программы по созданию авторской куклы.

В этот период были определены психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов, найдены и обоснованы критерии оценки ее развития, апробировалась

экспериментальная методика, уточнялось тематическое планирование и объем художественно-практических работ. При проведении формирующего эксперимента была организована художественно- творческая деятельность студентов в экспериментальных и контрольных группах по разработанной программе. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс строился при активном использовании проблемных методов и принципов развивающего обучения.

В конце опытно-экспериментального исследования, на основе анализа творческих работ, с помощью разработанных критериев оценки, были определены уровни сформированности этнохудожественной культуры студентов.

Третий этап завершающий (2004-2007 гг.). Были проведены: анализ результатов экспериментальной работы; обобщение и систематизация теоретического и практического материала; формирование общих выводов и педагогических рекомендаций; целостное оформление работы.

Всего в исследовании приняло участие 439 студентов (221 в экспериментальных и 218 в контрольных группах). Научная новизна исследования: Разработаны:

психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов (активизация эмоциональной, мотивационной, волевой, интеллектуальной сфер личности, привлечение чувственного опыта и интуиции, учет возрастных особенностей и потребностей, организация процесса обучения на основе интенсивной творческой деятельности и использовании принципов развивающего обучения), обеспечивающие наиболее эффективное освоение исторических и культурологических понятий, связанных с объектом исследования, переосмысление первоисточника (традиционной куклы и костюма) и создание нового художественного произведения.

методические принципы эффективного формирования этнохудожественной культуры студентов, основанные на системно- комплексном подходе к содержанию дисциплины: (искусство национальной куклы и костюма рассмотрены как часть материальной и духовной культуры общества, как особый тип художественного творчества, соединяющий ряд функций - историко-культурологическую, психолого-педагогическую, художественно-теоретическую,

художественно-практическую, методическую; обучение студентов осуществляется на основе активного взаимодействия народного, декоративного и академического искусства, интеграции дисциплин фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук, единстве развития творческой активности студентов и освоении ими базы знаний, умений и навыков создания авторской куклы).

Теоретическая значимость исследования.

Внесен вклад в определение этнохудожественной культуры с позиций подготовки специалистов художественного профиля, которая формируется в процессе осознания материальной и духовной культуры народа, рассматривается как целостная область художественного искусства, объединяющая в себе два аспекта - традиционное творчество народа и профессиональное творчество индивида и направлена на развитие устойчивого личностного образования, представляющего не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, охватывающее эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы.

Разработана структура этнохудожественной культуры, включающая следующие компоненты: ценностно-мотивационный, эмоционально- волевой, интеллектуально-оценочный, определены критерии ее оценки и уровни сформированности.

Практическая значимость исследования.

Разработана программа спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и исторических костюмах)», основанная на традициях этнопедагогики и экспериментальной методике, включающей методы развивающего и проблемного обучения.

Проверена экспериментальная методика обучения проектированию и изготовлению авторской куклы, способствующая организации активной творческой деятельности студентов и основанная на использовании принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация).

Созданы наглядные материалы (таблицы, пособия) и рекомендации к практической деятельности, дающие возможность наиболее эффективно осуществлять педагогический процесс.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на разработки современной педагогики, психологии, культурологии, теории декоративно-прикладного искусства, искусствоведения; применением адекватно выбранных методов теоретического и эмпирического исследования поставленным задачам; практической проверкой теоретических разработок; материалами проведенной опытно- экспериментальной работы, многолетней художественно-педагогической практикой соискателя; объективным использованием методов сбора и проверки информации; методами качественного и количественного анализа результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры истории искусства ХГФ и заседании кафедры дизайна, факультета Дизайна МГГУ им. М.А. Шолохова, освещались при выступлениях в системе повышения квалификации учителей и преподавателей вузов, докладах на

Всероссийской научно-практической конференции «Художественно- педагогическое образование, история современного состояния, перспективы развития». (Москва 2002г.), Всероссийской научно- практической конференции «Народное искусство, прошлое и современность». (Смоленск 2002г.), тезисах III Международной научной конференции «Культурное наследие России и современный мир» Российской Академии Естествознания (Италия 2007г.), тезисах Международной научной конференции «Инновационные проекты в воспитании детей, подростков и молодежи», на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГГУ им. М.А. Шолохова. Результаты исследования внедрялись в практику работы факультетов ХГФ и Дизайна в процессе систематического чтения лекций, руководства курсовыми и дипломными работами. Основные идеи исследования опубликованы в научных статьях.

На защиту выносятся следующие положения:

Уточненная и дополненная характеристика этнохудожественной культуры применительно к студентам художественного профиля, которая формируется в процессе осознания материальной и духовной культуры народа, рассматривается как целостная область художественного искусства, объединяющая в себе два аспекта - традиционное творчество народа и профессиональное творчество индивида и направлена на развитие устойчивого личностного образования, представляющего не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, охватывающее эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферы.

Формирование этнохудожественной культуры студентов в процессе изготовления авторской куклы осуществляется наиболее эффективно при следующих условиях:

построении образовательного процесса на принципах этнопедагогики;

- учете возрастных особенностей и потребностей обучающихся;

рассмотрении искусства национальной куклы и костюма в единстве всех функций - историко-культурологической, психолого-педагогической, художественно-теоретической, художественно-практической, методической;

использовании разработанной экспериментальной методики, основанной на последовательном усложнении творческих задач, методах проблемного обучения (постановка задач с элементами проблемности, создание проблемных ситуаций, наличие в каждом виде самостоятельной работы поисковых заданий, применение системы научно- исследовательских задач), принципах развивающего обучения (формирование навыков обобщения теоретических знаний для решения общих задач), интеграции дисциплин фундаментальных, гуманитарных, прикладных наук.

3. Формирование этнохудожественной культуры студентов актуально осуществлять в процессе реализации спецкурса «Проектирование и изготовление авторской куклы (в русском народном, национальном и историческом костюмах), направленного на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографического списка, включающего 317 названий и приложения. Полный объем диссертации составляет 252 страницы.

Приложение диссертации содержит таблицы и методические разработки, способствующие наиболее эффективному освоению студентами предлагаемого материала, эскизы творческих работ, а также фотографии коллекций, созданных студентами в процессе выполнения дипломных проектов.

Психолого-педагогические основы формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе изготовления авторской куклы

В данной главе диссертационного исследования рассматриваются психолого-педагогические условия формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе создания художественного образа авторской куклы в русском народном, национальном и историческом костюмах. Воспитанию творческой личности, обладающей национальным самосознанием, активной жизненной позицией, высоким уровнем художественного восприятия и мышления, способной к созданию ярких художественных образов, всегда отводилась важная роль в процессе образования. Перед педагогическими коллективами в настоящее время ставится задача формирования у студентов этнического сознания на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях своего народа. Этнокультурное воспитание личности, обладающей нравственными убеждениями, - проблема, включающая в себя множество компонентов.

Сложный процесс формирования современного человека, принадлежащего определенной нации, культурной традиции, исторической эпохе, предопределяет необходимость творческого подхода к решению данной задачи. Развитие национального самосознания на основе этнокультурных традиций - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитания и обучения.

В настоящее время актуальна индивидуализация образования, учет этнопринадлежности обучаемого, знание этнопсихологии, что позволяет учитывать особенности обучаемого и избирать те способы воздействия, которые несут наибольший педагогический эффект.

На основании вышеизложенного, особый смысл приобретает опора на народную педагогику при формировании этнохудожественной культуры студентов, в основе которой лежит тонкое пониманиемеханизмов развития личности в естественных жизненных условиях, где совместная деятельность детей и родителей обеспечивает преемственность поколений.

В процессе изучения исторических памятников и создания авторского произведения на их основе студенты аккумулируют нравственный опыт народа, осуществляя преемственность его духовной культуры и традиций. Психологическая сущность народной традиции представляет собой путь, способ передачи прошлых поколений особенностей своей культуры современному формирующемуся человеку, выступает регулятором его сознания и поведения.

В настоящее время учеными-педагогами занимающимися проблемами образования на национальной основе в (Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановй, Л.В. Ершовой) разработана Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации, опирающаяся на «Национальную доктрину образования», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года и призвана обеспечить конституционные права и свободы россиян в области сохранения и развития национально-культурного наследия.

Российская культура характеризуется в этом Законе как совокупность материальных и духовных достижений народов РФ, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство. Мировая культура определяется как результат материального, научного и художественного творчества разных народов, объединенных общим планетарным пространством.

В связи с актуальностью этнохудожественного образования на современном этапе развития мирового сообщества рядом ученых разработан проект для некоторых московских общеобразовательных школ с русским этнокультурным компонентом. Актуальность проекта обусловлена его направленностью на духовно-нравственное воспитание человека на основе этнокультурных традиций. О выдвижении этой задачи как приоритетной в современной образовательной и культурной политике РФ свидетельствует заседание Госсовета РФ26 декабря 2006 г., решения Министерства образования и науки РФ о патриотическом и духовно- нравственном воспитании, решение Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (май 2006г.). Эти решения имеют важное международное значение, т.к. они созвучны проектам ЮНЕСКО по сохранению культурного разнообразия человечества.

Перспективы развития этнокультурного образования постоянно обсуждаются на межведомственных научно-практических семинарах. В Москве создана научно-методическая база развития этнокультурного образования. Разработаны учебники, ориентированные на внедрение этнокультурного компонента в преподавании различных предметов гуманитарного цикла: учебник «народоведение» для 10-11-х классов (редактор проф В.В. Пименов); программа и комплект из четырех учебников МХК для 5-9 классов (авторы проф. Т.И. Бакланова и проф. Н.М. Сокольникова), первый из которых имеет подзаголовок «художественная культура России: живая старина»; учебник по изобразительному искусству и народному декоративно-прикладному творчеству (проф.Т.Я. Шпикалова).

Историко-культурологический анализ формирования и развития авторской куклы, русского народного, национального и исторического костюмов

Велико историческое и художественное значение этнохудожественной культуры в современном мире, народное искусство, беря свое начало в глубокой древности, неразрывно связано с современной творческой деятельностью человечества, стремящегося сделать свое повседневное существование более ярким и красочным.

Игрушка всегда была одним из уникальных творений национального искусства. Многие исследователи считали ее малой скульптурой народного творчества. Она многообразна в техниках, приемах, заданиях, которые ставили себе и уверенно разрешали мастера. В этом изумительном и очаровывающем мире образов развертывается разнообразие форм, обладающих всеми признаками пластического трехмерного изображения. Для мастеров прошлого создание игрушки было делом обычным, освоенным, знакомым. Авторская кукла в настоящее время вызывает интерес у многих художников, педагогов, искусствоведов, являясь уникальным художественным произведением.

Обучение студентов, введение их в этот уникальный творческий процесс актуально начать с анализа исторического развития народной игрушки России и других стран мира. Г.Л. Дайн писала: «Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и демократичное» [94, с. 3]. Из поколения в поколение переходят традиции этого ремесла и искусства, передаются народные представления о красоте, добре, жизни.

Игрушка является живым средством общения, понятным для большинства людей на земле, ей принадлежит историко-культурная роль в обществе, она жизненно необходима, являясь духовной ценностью народа, элементом его культуры.

Художественное своеобразие игрушки обусловлено исторически изменчивыми общественными функциями этого вида творчества. .Она выполняла разные роли: была связана с детским бытом, игрой; несла эстетические функции; участвовала в обрядах и магических действиях.

В начале XX века открыли игрушку как самобытную область этнохудожественной культуры русского народа, собрали первые коллекции и написали книги - B.C. Воронов, А.И.Некрасова, Н.Д. Бартман, A.B. Бакушинский, А.И. Деньшин, А.Г. Оршанский.

Г.Л. Дайн писала: «Известно, человек всегда стремился к красоте и на разных исторических этапах и культурно-социальных уровнях видел и выражал ее по-своему. Сфера искусства и его границы никогда не были стабильными, они постоянно менялись, обновлялись, расширялись. И вполне закономерно, что однажды какое-то явление, практическая функция которого исторически исчерпана или почти исчерпана, вдруг неожиданно ярко обнаруживает свою художественную ценность, так было с русской народной игрушкой» [94, с. 9].

Сохранились до нашего времени исторически сложившиеся центры народных художественных промыслов, где издавна изготавливали игрушку - Киров, Каргополь, Архангельская, Тульская, Нижегородская, Московская области. Центром игрушечного промысла считается Сергиев Посад, в нем работали сотни мастеров, создавая изделия с четко выраженными чертами русской игрушки кустарно-ремесленного производства.

Народная игрушка взаимосвязана с разными явлениями этнохудожественной культуры и другими видами народного творчества: костюмом, вышивкой, ткачеством, кружевоплетением. Она близка к произведениям фольклора, особенно детского. Нельзя не оценить ее общекультурное значение. Игрушка передает национальные особенности творчества народа, его локальные традиционные стили. В ней ощущается сила коллективного творчества и особенности индивидуального мастера. Являясь частью народного творчества, она плодотворно влияет на профессиональное искусство. Своеобразный художественный язык игрушки выражает естественное влечение человека к красоте и творчеству, глубоко связанному с жизнью.

Коллекции народных игрушек собраны в крупнейших музеях нашей страны: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Музей Этнографии народов России, Музей народного искусства.

Создавая игрушку, мастера делали нужные, полезные, целесообразно украшенные вещи, органично вливающиеся в общий поток жизни. Одним из примеров таких произведений народного творчества может служить повсеместно распространенная традиционная кукла из текстиля. Она характеризует все функции игрушки, показывает ее важную роль в процессе культурной жизни народа.

Первоначально кукла в крестьянском быту была связана с традициями и верованиями древних славян, являясь в первую очередь неотъемлемой частью духовной культуры. У многих народов был обычай умилостивить свих богов, они приносили им в жертву людей, в частности богине Великой матери природе жертвовали женщину. В более поздние времена ее стали заменять куклами, которым в зависимости от назначения давали имена - Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько. Обряды жертвоприношения превращались в настоящие праздники. Нарядных кукол с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после отдавали богам. Все эти действия сопровождались песнями, танцами, магическими заклинаниями.

Концептуальные подходы к процессу обучения изготовлению авторской куклы как средства формирования этнохудожественной культуры студентов

Для современного уровня вузовского художественного образования характерен активный поиск путей обновления содержания, форм и методов работы со студентами. Внедряются инновационные подходы к развитию личности студента в контексте актуальных социокультурных проблем гуманизации образования.

Большой интерес для нашего исследования представляют задачи, сформированные проф. Т.Я. Шпикаловой в работах по методологии изучения национального искусства, которые мы использовали в процессе обучения студентов:

1. Формировать способность к пониманию исторического развития художественной национальной культуры как «диалога культур».

Исходя из данной концепции, в процессе экспериментального исследования было предложено студентам рассматривать национальную культуру, в частности костюм и куклу, как часть мировой художественной культуры, в результате чего изучение истории формирования и развития национальных костюмов и кукол осуществлялось нами совместно с произведениями данных видов искусств народов Мира.

2. Создавать условия для раскрытия творческой активности личности в процессе познания разнообразных видов эстетической и художественной деятельности.

При работе со студентами мы исходили из того, что воспитание активной личности - это сложный процесс многостороннего воздействия. Обучаемые в процессе работы над авторской куклой должны учиться творчески мыслить, чтобы, изучая подлинник искусства, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения. Основной задачей в деятельности студентов мы определили создание нового, оригинального образа. Работа над авторской куклой в данном исследовании представляет собой творческий процесс, где на основе изучения подлинника искусства и активной деятельности, студенты должны придти к новому решению собственного произведения, отразив образ первоисточника.

В настоящее время сложилось несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования и ее подсистемы - этнохудожественного образования:

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепций культурогенеза и этногенеза, выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации.

Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства.

Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры, позволяет рассматривать народное искусство как явление, обладающего интегрирующими качествами, предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегративные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких, как человек и природа, человек и семья, человек и история.

Личностно-ориентированный подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру.

Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание образования.

Экологический подход - предполагает включение в содержание этнокультурного образования широкого спектра народных художественных традиций разных регионов.

Деятельностный подход предполагает неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных традиций.

Разрабатывая методику организации занятий со студентами мы основывались на ряде положений, представленных в трудах проф. Т.Я. Шпикаловой:

1. Комплексный подход к содержанию художественно- эстетических, гуманитарных учебных предметов и методике их преподавания [306].

Похожие диссертации на Формирование этно-художественной культуры студентов художественных вузов в процессе изготовления авторской куклы в национальном костюме