Введение к работе
Актуальность исследования. Культурное наследие – великое достояние человечества. Это то, что создаёт «зримую» связь веков, что помогает узнать прошлое и понять настоящее, то, что не должно «затеряться» в будущем.
Современное общество всё глубже погружается в массовую культуру, теряя из поля зрения подлинное искусство. Музыка, которая занимает в нем весьма значительное место, в своем абсолютном большинстве, музыка развлечения. Классическая музыка, тем более сочинения вышедших из академической школы композиторов второй половины ХХ – начала ХХI века, не становится достоянием широкого слушателя. Основной контингент посещающих концерты классической музыки составляют люди пенсионного возраста и музыканты-профессионалы. Массовый слушатель всё дальше отходит от истинных художественных ценностей и становится приверженцем навязываемой СМИ музыкальной моды. Тем более это относится к детям, учитывая их акселерацию и раннее знакомство с электронной техникой. От обилия беспорядочно получаемой информации мышление современных детей напоминают мозаику, которая не складывается в какой-либо осмысленный рисунок. Психологи называют такое мышление «клиповым». Обращение к искусству, к художественному творчеству, к занятиям музыкой, хореографией, живописью и рисунком способствует преодолению «клипового мышления» и формированию у ребенка более целостной картины мира.
Педагогика искусства и художественного творчества была предметом интереса на протяжении многих веков. Её вопросам уделяли внимание крупнейшие философы (Аристотель, И.Кант, Ф.Ницше, Платон). Проблемы воспитания и развития личности представлены в трудах Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Способность к познанию и творческая активность учащегося рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.А. Сластёнина и др. О свойствах музыки, о её влиянии на формирование личности человека много писали музыканты и учёные, такие как: Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, В.В. Горностаева, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, К. Орф, С.Я. Фейнберг, Ф.И. Шаляпин и др. Проблему совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания детей на основе развивающего потенциала искусства исследовали: О.А. Апраксина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.
Проблемы современной музыкальной педагогики, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, исследованы в трудах А.С. Базикова, Е.А. Бодиной, Т.Г. Мариупольской, Г.М. Цыпина, Л.И. Школяр и др. Психологический аспект развития творческих и музыкальных способностей рассматривали Л.Л. Бочкарёв, Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов.
Вышеизложенное показывает, что вопросы эстетического воспитания детей волнуют и философов, и психологов, и педагогов. Особенно много внимания уделяется проблеме развития у детей интереса к достоянию художественной культуры учителями художественно-эстетических дисциплин, а также просветителями. После пролетарской революции в связи с задачей демократизации искусства музыкальное просветительство вошло как составляющее в идеологическую политику государства. Неслучайна столь активная музыкально-просветительская деятельность А.В. Луначарского и Б.В. Асафьева. Огромную роль в вопросах музыкального просветительства детей и юношества сыграла «Программа», созданная Д.Б. Кабалевским.
Сегодня у большинства школьников отсутствует та музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир классической музыки. Неслучайно даже те дети, которые, получают дополнительное образование в детских музыкальных школах, в своем большинстве остаются чуждыми классическому наследию. Парадоксально, что за время обучения в музыкальной школе учащиеся в большинстве своем так и не приобретают устойчивого интереса к классике, на которой, как известно, базируется музыкальное образование. Закончив обучение, они сходят с орбиты серьезного искусства. Тем более это относится к учащимся общеобразовательной школы.
Противоречие между сложившейся системой дополнительного музыкального образования и его недостаточной эффективностью для развития музыкальной культуры учащихся обусловило актуальность исследования. Назрела объективная необходимость создания новых форм и структур музыкального обучения и воспитания, которые смогли бы обеспечить активное развитие интереса учащихся к классической музыке. Такой эффективной формой музыкального просвещения учащихся стала организованная в Московской системе дополнительного музыкального образования Педагогическая филармония.
Поиск новых форм музыкального просветительства, способствующих воспитанию молодого поколения ценителей классической музыки, ведется постоянно. Невозможно переоценить в данном аспекте деятельность филармонических организаций, которые проводят циклы специальных концертов не только в концертных залах, но и непосредственно в школах. Возникает закономерный вопрос: почему бы не использовать профессиональный потенциал самих педагогов этих школ для ведения музыкально-просветительской работы для своих же учащихся, а может быть, и совместно с ними? Ответ на этот вопрос даётся в представленной работе, рассматривающей принципиально новую эффективную форму становления и развития у учащихся интереса к классической музыке путем подключения этих учащихся к концертно-просветительской деятельности Педагогической филармонии. Педагогическая филармония функционирует на базе детских музыкальных школ и школ искусств системы дополнительного образования более 20 лет и уже показала свою эффективность.
Принципиальным отличием Педагогической филармонии от других просветительских организаций является сотрудничество педагогов с детьми. Дети принимают непосредственное участие, как в самих концертах, так и в связанной с ними организационно-творческой работе. Именно Педагогическая филармония способствует созданию той музыкальной среды, которая питает интерес к классической музыке и предоставляет учащимся возможность реализовать его, если не в исполнительской, то в какой-либо другой, сопряженной с музыкой деятельности.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся учреждений дополнительного образования в условиях деятельности Педагогической филармонии.
Предмет исследования: Педагогическая филармония как эффективная форма развития у учащихся устойчивого интереса к классической музыке.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методологических и методических основ Педагогической филармонии, как специфической формы музыкального воспитания учащихся, направленной на развитие у них устойчивого интереса к классической музыке.
Гипотеза исследования. Развитие у учащихся интереса к классической музыке будет значительно более эффективным при следующих педагогических условиях:
-при создании новой художественно-воспитательной, музыкально-просветительской и учебно-исполнительской структуры в системе дополнительного музыкального образования – Педагогической филармонии;
-при участии каждого ребёнка в работе Педагогической филармонии в соответствии со своими способностями и индивидуальными особенностями;
-при поддержании атмосферы сотрудничества и взаимопонимания педагогов и учеников в совместной творческой деятельности в рамках Педагогической филармонии.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические и методические основы развития у учащихся интереса к классической музыке.
2.Дать определение используемым понятиям, разработать педагогические условия и методы развития у учащихся интереса к классической музыке.
3.Описать содержание, структуру и формы деятельности Педагогической филармонии как учебной концертно-просветительской организации, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.
4.Экспериментально апробировать эффективность деятельности Педагогической филармонии по развитию интереса учащихся к классической музыке, обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы.
5.Создать педагогическую модель, отражающую организацию Педагогической филармонии и специфику её деятельности, направленной на развитие интереса учащихся к классической музыке.
Методологическую основу исследования составляют научные труды, освещающие:
-фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);
- проблемы музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Луначарский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);
- вопросы в области педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластёнин, Д.Б. Эльконин и др.);
- проблемы в области фортепианной педагогики (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И.Гофман, Г.М. Коган, А.Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).
Методы исследования:
В процессе исследовательской работы были использованы методы трёх уровней:
- теоретического – изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, программ музыкального образования, синтез, моделирование;
- эмпирического–обсервационные (педагогическое наблюдение - включенное, невключенное), лонгитюдное наблюдение за воспитанием учащегося в период обучения в музыкальной школе и его участия в деятельности Педагогической филармонии, беседа, тестирование, опрос;
- педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка и педагогическая интерпретация его данных.
Научная новизна исследования.
Впервые описана и анализируется Педагогическая филармония как инновационная форма концертно-просветительской и учебной деятельности, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.
Разработана педагогическая модель, отражающая систему развития интереса учащихся к классической музыке в условиях деятельности Педагогической филармонии. Рассмотрена проблема развития у учащихся интереса к занятиям музыкой в условиях приобщения детей к деятельности Педагогической филармонии. Охарактеризовано развитие интереса учащихся к классической музыке в процессе их творческой, комплексной, коллективной деятельности в Педагогической филармонии.
Теоретическая значимость исследования.
Разработана педагогическая модель деятельности Педагогической филармонии как эффективной формы развития интереса учащихся к классической музыке.
Определены понятия «интерес к музыке», «музыкальный кругозор» и «музыкально-вкусовые предпочтения».
Определены и апробированы инновационные методы, расширяющие и систематизирующие представления учащихся о музыке, и, таким образом, активно способствующие развитию их интереса к музыке и музыкальным занятиям.
Практическая значимость. Разработанная модель деятельности Педагогической филармонии вносит вклад в расширение форм развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования, а также может способствовать созданию аналогичной организации в системе дополнительного музыкального образования в других городах и регионах России.
Результат исследования может быть использован в учебных курсах методологии, теории и методики музыкального образования, в курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов системы дополнительного музыкального образования, в работе методических кабинетов с целью повышения уровня музыкального воспитания учащихся.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на научно-методологические положения и практическую базу, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на экспериментальной базе.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ДМШ им. С.И. Танеева (г. Москва).
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в классе соискателя в ДМШ им. Танеева, а также в классах других педагогов учреждений дополнительного образования. Педагогическая филармония активно функционирует в г. Москве, постоянно развиваясь и расширяя сферу своего влияния в системе дополнительного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическая филармония как концертно-просветительская и учебная организация, основанная на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся, становится наиболее эффективной формой развития у учащихся интереса к классической музыке.
2. Наиболее продуктивными методами развития у учащихся интереса к классической музыке в деятельности Педагогической филармонии становятся:
-целенаправленная работа педагога в классе специального инструмента по расширению музыкального кругозора учащихся и подготовке любого из них к выступлению на эстраде;
-вовлечение учащихся в деятельность Педагогической филармонии, объединяющей их с педагогами и между собой в коллектив исполнителей, организаторов и слушателей концертов.
3. Включенность учащихся в целенаправленную деятельность всего коллектива стимулирует их интерес к музыкальным занятиям (причём не только в школе, но и дома), что в свою очередь становится важнейшим педагогическим условием развития интереса к классической музыке.
4. Педагогическая филармония легко встраивается в систему дополнительного музыкального образования, во многом определяет перспективы его развития, объединяет усилия всех музыкальных школ города и создает оптимальные условия для достижения общей цели и совместного решения общих задач по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.