Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Шаматава Лана Левтеровна

Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских
<
Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаматава Лана Левтеровна. Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шаматава Лана Левтеровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/904

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методические основы оптимизации среды обучения на ХГФ пед. Вузов

1.1. История и методология средового дизайна и предметного творчества стр. 13

1.2. Теоретические основы организации среды обучения изобразительному искусству стр.27

1.3. Анализ существующей практики организации учебных мастерских на различных уровнях обучения изобразительной деятельности стр.34

1.4. Эргономический аспект создания среды обучения изобразительной деятельности будущих художников-педагогов стр.47

Выводы по I главе стр.56

Глава II. Экспериментальная проверка комплексной организации современной учебной живописной мастерской в соответствии с разработанным проектом

2.1. Оборудование функциональных зон учебной мастерской по живописи стр.60

2.2. Определение и описание критериев оценки повышения уровня специальной подготовки в условиях оптимизации среды обучения стр.67

2.3. Поиск оптимальной среды обучения в живописной мастерской ХГФ стр.73

2.4. Экспериментальная проверка комплексной организации учебной мастерской по заданным параметрам стр. 110

Выводы по II главе стр.142

Заключение стр.148

Библиографический список стр. 152

Приложение стр. 167

Введение к работе

В сфере проблем, решаемых педагогической наукой, поднимаются также проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды учебных мастерских.

На важность целесообразности, эргономичности, гармоничности и функциональности среды и оборудования, создаваемых для учебных мастерских, указывают многие ученые, считая эти условия существенными в формировании эстетической культуры. Все передовые страны Европы, Азии (Япония, Китай) уделяют огромное внимание организации предметно-пространственной среды обучаемого.

Усилиями современных дизайнеров и специалистов в области эргономики возможно создать образ среды для того или иного жизненного процесса, располагающего людей на соответствующий определенной ситуации эмоциональный настрой. Под средой обучения мы понимаем не только материальный мир, но и его соответствие высокому духовному началу.

В связи с созданием системы художественно-педагогического и дизайнерского образования во второй половине XX века, в некоторых вузах страны предпринимались попытки пересмотра отношения к среде обучения - художественным мастерским и его оборудованию. Однако это были отдельные практические разработки, которые не носили научно обоснованного системного характера.

До настоящего времени не получило широкого развития комплексное исследование эргономических условий продуктивного, комфортного процесса обучения изобразительному искусству. Недостаточно полно, с точки зрения педагогической науки, исследованы проблемы создания и использования нового специализированного учебного оборудования для занятий живописью и другими видами изобразительной деятельности, соответствующими

учебному плану. Тот очевидный факт, что в настоящее время, первое десятилетие XXI века, из поля зрения ученых и художников-педагогов выпала эта важнейшая составляющая учебного процесса, подчеркивает актуальность нашего исследования.

Вопросы организации художественных мастерских в школе рассматривали Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин. Проблему организации предметно-пространственной среды школьника поднимал А.Ф. Ковалев (Беларусь). Разработкой учебного оборудования, позволяющего вести обучение художественной обработке материалов и техническому творчеству, занимался К.А. Скворцов. Проблемы организации учебных помещений, мастерских по трудовому обучению отражены в научных исследованиях В.В. Кулененка, Л.Ф. Криницына, Е.С. Глозмана. К оборудованию художественно-графических факультетов обращено внимание в научном исследовании А.И. Яншина. На уровне обеспечения учебного процесса в общеобразовательной и высшей художественно-педагогической школе, отдельные стороны средового и предметного дизайна рассматривали Н.А. Ковешни-кова, В.И. Постоногов и др.

Внимание вопросам воздействия окружающей среды на формирование интересов обучающихся было уделено такими выдающимися педагогами и психологами, как (В А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, СТ. Щацкий и др.).

Изучение условий, оптимизирующих процесс обучения специальным дисциплинам, разработка нового оборудования для живописной мастерской и его экспериментальная проверка определили проблему нашего-исследования.

Для улучшения качества проведения'аудиторных занятий по специальным дисциплинам, необходимо создать современную учебно-материальную базу, т.е. реорганизовать учебные мастерские, которые в большинстве своем не соответствуют требованиям времени.

Тот факт, что среда обучения, предметное окружение существенно влияют на качественные показатели обучения и развития учащихся, лишний раз подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы. Положительное разрешение ее устранит существующие противоречия между:

- декларируемым тезисом, что мастерская - «храм искусства», и бо
лее чем скромным содержанием среды и предметного наполнения в худо
жественных мастерских ХГФ;

- увеличением объема учебного материала по живописи и
недостаточным оснащением необходимым оборудованием и приспособ
лениями для качественного ведения занятий в современных условиях.

Цель исследования: решение проблемы оптимизации среды и оборудования учебной мастерской по живописи ХГФ педвузов.

Объект исследования: процесс организации среды обучения в специализированных мастерских художественно графического факультета.

Предмет исследования: проектирование и создание оптимальной предметно-пространственной среды учебной живописной мастерской ХГФ педвуза.

Мы рассматриваем именно живописную мастерскую, т.к., на наш взгляд, она универсальна и в технологическом плане более сложна в своей организации.

Изучение теоретической и методической литературы, анализ современного состояния оснащения и эстетического вида мастерских для обучения специальным дисциплинам на ХГФ страны позволили выдвинуть следующую гипотезу:

Специальная подготовка компетентной, творческой личности будущего художника-педагога будет более эффективной, если:

- на основе системного подхода создать оптимальное предметное на
полнение, педагогические условия и эргономические требования к процес-

су обучения в живописной мастерской;

использовать разработанную автором методику создания оптимальной среды учебной живописной мастерской в процессе дизайнерской подготовки студентов ХГФ;

применить в учебном процессе многофункциональное оборудование, разработанное автором исследования.

В процессе работы необходимо было решить следующие задачи:

а) изучить исторический аспект создания предметно- пространствен
ной среды для обучения основам изобразительной деятельности будущего
художника - педагога;

б) провести анализ существующей практики организации учебных
мастерских изобразительного искусства;

в) исследовать педагогические и эргономические основы создания
оптимальной среды обучения живописи будущего художника-педагога на
современном этапе;

г) исследовать педагогические условия и эргономические требования для
создания оптимальной среды обучения живописи и на основании этого выбрать
наиболее эффективную методику проектирования учебной живописной мастер
ской;

д) разработать проект мастерской, многофункциональное учебное
оборудование и приспособления для занятий изобразительной деятельно
стью;

е)-дать научно обоснованное описание методики применения новых приспособлений, а также оборудования и экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

ж) проанализировать влияние разработанной нами,оптимизированной среды обучения на качество учебных работ по специальным дисциплинам.

Методологию научного исследования составляют основополагающие

труды по философии, педагогике, психологии, дизайну, эргономике, гигиене, технике, а также теории и методике обучения изобразительному искусству; ведущие научные положения об особенностях художественного образования и воспитания личности на современном этапе развития общества.

Для достижения цели, поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретические методы:

1) изучение и анализ диссертационных работ, психолого-педагогической, философской, методической и др. литературы по рассматриваемой проблеме;

2) моделирование оптимальных условий среды обучения в живописной мастерской;

эмпирические методы:

1) анализ существующей практики организации учебных мастерских,
педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ со
держания среды обучения на ХГФ и в ДХШ;

2) педагогический эксперимент, анализ результатов работ обучае
мых;

  1. анкетирование и интервьюирование;

  2. использование компьютерной 3d графики, методов художественного конструирования и комплексного проектирования.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования использовались художественно-графический факультет Кубанского государственного университета и ДХШ Краснодарского края.

Организация и этапы исследования: исследование осуществлялось в несколько этапов с 2004 по 2009 гг.

На первом этапе исследования (2004/05 гг.) изучалась теоретиче-

екая, методическая и научная литература по проблеме исследования, формулировались: тема, цель, задачи и гипотеза диссертации; определялись объект и предмет исследования; осуществлялось проектирование предметно-пространственной среды художественной мастерской.

На втором этапе исследования (2006/07 гг.) разрабатывались: проект живописной мастерской (концептуальное проектирование оборудования для обучения специальным дисциплинам, 3d визуализация, пакет чертежей), выполнялись опытные образцы многофункционального мольберта-этюдника, кресла-кровати для натурщиков и др. оборудования.

На третьем этапе исследования (2007/09 гг.) апробировалось экспериментальное оборудование, проводился педагогический эксперимент, анализировались и обобщались полученные экспериментальные данные, уточнялся текст диссертации, формулировались основные выводы и методические рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Оптимизация предметно-пространственной среды специализированных мастерских художественно-графического факультета (в нашем случае - мастерской живописи) является необходимым условием повышения качества специальной подготовки будущего художника- педагога.

  2. Процесс проектирования и изготовления учебного оборудования для специализированных мастерских должен иметь научное обоснование с позиции современной эргономики и антропометрии.

  3. В процесс обучения дизайну на ХГФ должен быть включен комплекс заданий по проектированию учебного оборудования для специальных дисциплин, что будет способствовать развитию художественно-конструкторских способностей студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

проанализирован и обобщен современный опыт организации

предметно-пространственной среды специализированных мастерских, художественно-графических факультетов;

предложена методика проведения занятий по живописи с примене
нием разработанного нами многофункционального оборудования, позво
ляющего повысить эффективность метода вариативного проведения заня
тия, (композиционный набросок, этюды, выполненные акварелью, гуашью,
маслом) без длительной затраты времени на организацию рабочего про
цесса (методика не выходит за рамки существующей программы);

с позиции эргономики обоснованы параметры проектирования
учебного оборудования живописной мастерской художественно-
графического факультета вуза;

исследованы педагогические условия, которые необходимо учитывать при оптимизации среды обучения специальным дисциплинам; под педагогическими условиями понимается: максимальная адаптация среды обучения к участникам учебного процесса; создание комфортной психологической рабочей атмосферы в рамках учебного процесса;

определены три группы критериев оценки повышения уровня специальной подготовки художника-педагога в условиях оптимизации среды обучения (первая и вторая группы критериев фиксируют улучшение функционального состояния лиц задействованных в учебном процессе (студентов, натурщиков); третья - определяет эффективность работы с позиции профессиональной грамоты).

Теоретическая значимость:

обоснованы современные эргономические параметры проектирова
ния учебного оборудования живописной мастерской художественно-
графического факультета: безопасность и комфортность.для всех лиц, за
действованных в учебном процессе: обучаемых, преподавателей и натур
щиков; соответствие санитарно-гигиеническим нормам; соответствие" ан-

тропометрическим особенностям обучаемых; универсальность, многофункциональность;

разработан и теоретически обоснован проект комплексного решения предметно-пространственной среды учебной живописной мастерской художественно-графического факультета;

даны рекомендации по организации учебной живописной мастерской и конструированию учебного оборудования для обучения специальным дисциплинам;

разработан комплекс учебного оборудования, позволяющего вести учебные занятия в соответствии со спецификой обучения различным техникам изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

результаты исследования могут быть использованы при разработке пособий, учебников, учебных программ, методических рекомендаций по эстетической и функциональной организации предметной среды обучаемых, а также совершенствованию преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах педагогических вузов;

к тексту диссертации прилагаются иллюстрации и чертежи, которые можно использовать при изготовлении разработанного автором оборудования;

мольберт-этюдник, разработанный для занятий рисунком, живописью (акварель, гуашь, масло), некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, универсален, многофункционален и антропомет-ричен для различных возрастных категорий, в результате чего он может быть применен в практике преподавания не только на художественно-графических факультетах, но и в детских художественных школах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов иссле-

дования обеспечена:

соответствием методологии научного исследования; опорой на теоретические труды ведущих ученых страны по проблеме исследования;

результатами педагогического эксперимента по внедрению разработанного оборудования в учебном процессе;

патентом на полезную модель (Патент № 51838 «Мольберт-
этюдник Л.Л. Шаматава»).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством публикаций, в которых представлены некоторые разработанные диссертантом специальные приспособления и оборудование. На полезную модель «мольберт-этюдник Л.Л. Шаматава» получен патент № 51838. Подготовлен материал по разработке учебного оборудования для заявки на авторское свидетельство: несколько вариантов кресла-кровати для натурщиков; экспозиционное оборудование; подставка-трансформер для натюрмортов; приспособление для развешивания драпировок; приспособление для дополнительного освещения; приспособление для горизонтального и вертикального передвижения человека по отвесной плоскости (для росписи стен). Результаты исследования обсуждались на кафедре живописи, докладывались на внутривузовских, всероссийских и международных научных конференциях (Краснодар, С- Петербург, Нальчик). В рамках исследования проводился педагогический эксперимент, в ходе которого апробировалось экспериментальное учебное оборудование для занятий изобразительным искусством на ХГФ КубГУ и в ДХШ. С помощью разработанных в процессе исследования критериев оценки уровня специальной подготовки художника-педагога в условиях оптимизации среды обучения' проверялась эффективность разработанного и выполненного автором экспериментального оборудования.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из вве-

дения, двух глав, заключения. Работа содержит 1 таблицу, 2 схемы, 1 график и 10 диаграмм. Библиографический список используемой литературы насчитывает 210 наименований, из них 5 на иностранных язьжах. К работе прилагаются эскизы, фотографии, З-d визуализация, чертежи, образцы студенческих работ.

История и методология средового дизайна и предметного творчества

Непосредственному изложению предмета нашего исследования необходимо предпослать краткий исторический очерк зарождения, становления и развития художественного проектирования среды (в том числе учебной) и ее методологических основ.

Дизайн (от англ. Design - замысел, проект, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, предназначенной для создания совершенных, условий жизни людей у имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование. [151,с. 120]

Направление дизайнерской деятельности в которой объектом является функциональные предметы наполняющие среду, и их проектирование сознательно ориентированное на эстетическое совершенство в XX веке получает название предметного дизайна.

В истории архитектуры, а в последующем и дизайна среды (интерьера), можно проследить противовес и конвергентность двух полярных тенденций в понимании пути к достижению.художественной выразительности предметно-пространственной среды. Приоритетами одного из путей.являются постижение закономерностей и рациональность построениядна их, основе выразительных форм, другого -интуитивное, эмоциональное понимание художественного эффекта. В советский период идеи конструктивизма (М.Я. Гинзбург[43]), теория «прекрасного архитектурного организма» (И.В. Жолтовский), теория художественного конструирования (Г.Б. Минервин [126]), привели отечественную науку к необходимости обратить пристальное внимание к эстетическим ценностям предметно-пространственной среды и к заключению, что формообразование - результат интеграции многочисленных факторов.

В 60-е годы XX столетия складывается система принципов формообразования как в зарубежной науке (Ф.Хинзен, Р. Матусен, Ф. Кесельринг и др.), так и отечественной (Л.К. Грейнер), которая стала питательной почвой для новых эстетических теорий: Л.А. Зеленов (1971), О.И. Генисаретский (1990), В.Ф. Сидоренко (1990), В.И. Пузанов (1992), Кондратьева (1993), М.А. Коськов (1999) и др.

Значительную заинтересованность в отношения к дизайну среды, его теоретического осмысления, проявлял лидер Ленинградских эстетиков М.С. Каган [76,77]. Начиная с середины 50-х годов, он исследовал проблемы прикладного искусства, а с начала 60-х годов непосредственно участвовал в становлении Ленинградской дизайнерской школы. С целью выделения формирующих факторов и принципов их учета М.А. Коськовым, совместно с М.А. Каганом, осуществлен опыт системного анализа процессов формообразования, опубликованный в журнале «Техническая эстетика» (1973, № 8). В этом направлении прилагали усилия сотрудники ВНИИТЭ М.В. Федоров, А.Г. Устинов, Г.Б. Минервин, В.Н. Плышевский и др. Л.А. Зеленов и О.П. Фролов.

Теория дизайна в нашей стране начала формироваться лищь в 60 -х годах, был выпущен теоретический, научно-практический и методический иллюстрированный журнал - «Техническая-эстетика», который завершает свое существование в 90-е годы. В нынешнее время выпускается-его аналог под названием « Техническая эстетика и промышленный дизайн». В нем рассматривались методы художественного конструирования, эргономический аспект, анализировались новые технологии и материалы. Похожим по актуальности содержания можно назвать журнал « Ди» (диалог искусств), выпустившийся в 2008г.

В основании современного дизайна среды в стране, является теория производственников, их лабораторные эксперименты, опыт ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские), открытие которых приходится на 1920-е годы. В 1930 происходит закрытие ВХУТЕИНа, этот период отмечается началом копирования западных образцов.

В 1960-х гг. в отечественном дизайне образовалось два направления, успех которых должен был заключаться в их синтезе. Одно из них базировалось на инженерии, деятельности художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и Всесоюзном научно исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). Вторым направлением было художественное проектирование, опиравшееся на изобразительное искусство. Базой которого стала учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР. Получившая название - « Сенежская» (в связи с территориальной близостью с Сенежским озером под Москвой). [85].

Анализ существующей практики организации учебных мастерских на различных уровнях обучения изобразительной деятельности

Знакомство с рядом художественно-графических факультетов и детских художественных школ показало, что состояние художественных мастерских находится не на высоком уровне. Причем предметное наполнение мастерских в художественных школах почти не отличается от художественных мастерских в высших учебных заведениях. Взгляд на более чем скромное содержание предметной среды в мастерских ХГФ и ДШИ открывает перед нами колоссальное расхождение между гуманистической направленностью процесса обучения различным видам изобразительной деятельности и низкими функциональными и эстетическими качествами учебной среды.

Анализ современного состояния учебных мастерских позволил выявить минусы в организации практики учебных мастерских и использовании существующего оборудования используемого в обучении изобразительному искусству.

Для начала проанализируем существующее предметное наполнение мастерских. Как правило, оно стандартно. К стандартному специализированному оборудованию для художественных мастерских, в первую очередь относится мольберт и этюдник. Мольберт стационарен и находится в мастерской, а этюдник является собственностью студента. Мольберты и этюдники не только символ творчества, но и современное основное оборудование для художественных мастерских. Мольберт ( нем. «Полка для живописи»)- деревянный или металлический станок на котором, с удобным для работы наклоном (угол выбирается , такой, чтобы плоскость картины была перпендикулярна лучу зрения), укрепляется холст, картон, планшет с листом бумаги или другие основы для живописи и рисунка. Основные функциональные требования к нему - устойчивость, удобство пользования.

В прошлом мольберты были украшением мастерской. Так на картинах или фотографиях часто можно видеть живописцев перед, почти не изменившимися до нынешних времен, мольбертами. (Рис.63). Возникли они в средние века и первоначально представляли собой вертикально поставленный и укрепленный щит с вбитыми кольями, поддерживающими картины или иконы. В XVII в. появились «треножники», мольберты, с небольшими модификациями, которыми художники пользуются и поныне. Присутствие мольбертов в мастерских и сейчас создает особый эмоциональный художественный настрой, что играет свою положительную роль в обучении изобразительному искусству.

Существуют мольберты двух видов: стационарные и походные. Присутствие в современной мастерской для живописи, впрочем, как и для рисунка, стационарного одностороннего академического мольберта традиционно, во всех ведущих вузах страны. Он получил наибольшее распространение в художественных учебных заведениях, дающий необходимую высоту и наклон холсту, предназначен для занятий живописью (маслом) и рисунком в условиях мастерской. Изготавливается в основном из бука и сосны. В некоторых случаях покрыт лаком или имеет натуральный цвет дерева, в лучшем случае он должен быть покрыт краской серого цвета, это более благоприятно, для занятий по живописи. В рассматриваемом, в данном случае, мольберте обеспечена возможность перемещения и фиксирования полки в необходимое положение, на которой устанавливается планшет для работы маслом. Использовать этот мольберт возможно для написания картины до двух с половиной метров. Габариты мольберта: высота стрелы- 1700мм, ширина мольберта- 570мм. Он достаточно уместен и удобен для написания дипломных работ. При рассмотрении этого мольберта можно отметить ряд минусов: во первых это его габаритьг, затрачивается много времени на установку мольбертов на занятии, так как, студенты закрывают друг другу натуру, не компактно поставленными мольбертами. Следует отметить нередко возникающие конфликтные ситуации между студентами, возникающие по этому поводу, в результате чего может потеряться рабочий настрой. Чтобы поставить мольберт в нужную рабочую зону, студенту приходится поднимать его и в ряде случаев переносить в другую аудиторию. С медицинской точки зрения это не желательно для студентов. В некоторых вузах на художественно-графических факультетах существуют отделения для лиц с ограниченными физическими возможностями, которых тем более касается вышеописанный факт. Односторонние мольберты присутствует почти во всех мастерских художественно-графических факультетов и в основном судя по функциональному состоянию они эксплуатировались долгие годы. Некоторые из них были практически не пригодны для полноценной работы. Металлический зажим, существующий для укрепления в рабочее положение верхней части планшета, иногда во время установки падает, что может причинить травму студенту (такие случаи иногда наблюдались). Еще один небольшой минус в том, что в некоторых положениях свет падает на живописную поверхность и она бликует, полочка, на которую устанавливают подрамник, коротка и поэтому перемещение работы в небольшое наклонное положение назад достаточно проблематично.

Оборудование функциональных зон учебной мастерской по живописи

Мы предполагаем использование одной и той же зоны для совмещения различных функций. Например, техническое совмещение оборудования для хранения с оборудованием для натурной постановки натюрмортов.

В зоне хранения должен располагаться шкаф-стеллаж для-хранения не завершенных студенческих работ, находящихся там во время промежуточного периода между занятиями. Для этого нами предлагается использовать шкаф-купе с раздвижными дверями, в определенных отсеках которых сделано достаточное количество продольных отверстий для возможности вентиляции и просушивания рабочих поверхностей холстов учебных работ. Если позволяет площадь и особенности планировки мастерской, в шкафу купе можно сделать отсеки для хранения натурных постановок, организованных для работы студентов разных учебных групп обучающихся в мастерской.

Как показывает анализ практики, натюрморты которые мы предлагаем хранить в шкафу, обычно беспорядочно расположены на стульях вдоль стен в нерабочий период времени, вызывая тем самым: ощущение загромождения мастерской. Нарушают целостность интерьера, иногда вызывают ощущение хаотичности предметно-пространственной среды. Посторонние натюрморты своим изобилием и пестротой отвлекают студентов во время работы над своей постановкой, не компактно поставленные, они не корректно занимают пространство мастерской. Еще хотелось бы заметить, что перед началом определенного занятия, мешающие постановки, использующиеся другими учебными группами, обычно передвигаются студентами. Нарушается целостность постановки, исходя из этого на занятии другой учебной группы, будет тратиться время на восстановление и возможно поиски пропавшей детали этой самой постановки. Все эти негативные моменты в совокупности сокращают время, отведенное для учебной работы студентов, снижают ощущение комфорта, ускоряют утомляемость студентов, в следствии чего понижается работоспособность обучаемых.

Наличие отсеков в шкафу для хранения учебных постановок натюрмортов, поможет решить эту проблему, хотя бы частично. Присутствие дверей в шкафу-купе обязательно и желательно чтобы отсеки с постановками закрывались на ключ, в целях сохранности. Двери необходимы так же для скрытия с поля зрения содержимого шкафов, в том числе и разнокалиберных, беспорядочно положенных студенческих работ. Это будет способствовать целостности и эстетичности интерьера, вызывающих ощущение комфорта, не отвлекать внимание. При этом, как уже отмечалось, обязательно наличие широких вентиляционных отверстий в дверях для отсеков хранения студенческих работ.

Шкаф-купе, предложенный для мастерской по живописи на ХГФ КубГУ, занимает квадратуру площадью 3,6 кв. м. имеет высоту 2,600 мм. Внутренняя конструкция спланирована с учетом функционального распределения полок и делений в,шкафу.

В зоне для размещения учебной постановки с натюрмортом нами разработано и предложено многофункциональное оборудование для установки натюрмортов - «подставка-трансформер», с возможностью движения по вертикали и горизонтали, выполняющая две функции, подробно описано в параграфе 2.3.

Таким образом зона для хранения плавно перетекает в зону для расположения натюрморта. Подставка-трансформер занимает минимальную площадь и обладает достаточно эстетичным внешним видом.

Как показывает анализ существующей практики учебных мастерских художественно-графических факультетов, зона для размещения натурщиков не оборудуется специализированно и не является определенной, как таковой в объемно-планировочном решении мастерской. Эта зона находится в свободно плавающем состоянии, перемещаясь по мастерской, и определяется педагогом, организующим натурную постановку, обычно это происходит спонтанно в зависимости от существующих на тот момент условий функционального состояния аудитории.

Похожие диссертации на Оптимизация среды обучения специальным дисциплинам : на примере живописных мастерских