Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Буслова Елена Викторовна

Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета
<
Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буслова Елена Викторовна. Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Кострома, 2005 223 с. РГБ ОД, 61:06-13/192

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов вуза 15

1.1. Сущность и функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза 15

1.2. Особенности общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета 41

1.3. Анализ отечественного опыта организации общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета 61

ГЛАВА II. Реализация социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов 86

2.1. Характеристика общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета 86

2.2. Практика общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета 110

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 143

Заключение 169

Введение к работе

Актуальность исследования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета обусловлена рядом обстоятельств.

В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства. На протяжении двадцатого столетия эта сфера общественной жизни четко регламентировалась государством и использовалась большей частью для решения идеологических задач. В современных условиях изменились целевые установки, функции и задачи общественно-просветительской деятельности, тем не менее, и сегодня она остается одним из ведущих способов передачи представителями российской интеллигенции духовного наследия, системы общественных идеалов и ценностей подрастающему поколению.

В настоящее время в средствах массовой информации широкое распространение получили произведения «массовой культуры», как правило, низкого качества, оттесняющие на задний план музыкальную классику, духовную и подлинно народную музыку, которые в такой социокультурной ситуации оказываются по своей сути искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения. В этих условиях необходим поиск путей приобщения молодежи и, в первую очередь, студенчества к данному пласту музыкальной культуры. Большие возможности в решении обозначенной проблемы имеет организация музыкальной пропаганды и просвещения. Включение студентов в общественно-просветительскую деятельность в сфере музыкального искусства оказывает существенное влияние на процесс становления их социального опыта. Но в практике социального воспитания студентов возможности общественно-просветительской деятельности используются не в полной мере. Поэтому возникает необходимость научного исследования воспитательных потенциалов данного вида деятельности.

Проблема воспитания студентов в отечественной педагогической литературе представлена достаточно широко и разносторонне. Существенный вклад в разрешение данной проблемы вносят концепции социального воспитания В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрика, В.А. Никитина, Л.Е. Никитиной, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова, В.А. Фокина. П.И. Бабочкиным, И.М. Ильинским, В.Т. Лисовским определены важнейшие направления воспитательной работы со студентами вузов.

Теоретические основы влияния деятельности на развитие и становление личности разработаны А.Г. Асмоловым, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейном и другими. Изучению традиций и опыта организации общественно-просветительской деятельности посвящены диссертационные исследования Р.Б. Дондоковой, А.Л. Задорожного, Л.В. Кирилловой, Н.М. Ляпина, С.Л. Паладьева, В.В. Случевского и др. Вопросы формирования социальной активности и культуры личности в просветительской деятельности рассматриваются в диссертациях Л.И. Сотниковой, O.K. Щербань.

Среди исследований, направленных на изучение различных аспектов общественно-просветительской деятельности, содержанием которой является музыкальное искусство, следует назвать работы, посвященные формированию музыкально-просветительских умений учителя начальных классов (В .Г. Лысенко), вопросам подготовки студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности (Э.Н. Скуратовой), проблеме готовности студентов педколледжа к музыкально-лекторской деятельности (Е.Н. Михейченковой) и другие.

Особенности музыкально-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов отражены преимущественно в научных трудах по проблемам профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования. Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова и другие обосновали необходимость специальной подготовки будущих учителей музыки к просветительской деятельности. Различные аспекты этой проблемы рассматривались в работах И.У. Аушевой, Л.А. Безбородовой, Е.А. Левановой, Л.А. Маковец, В.Г. Максимова, О.Г. Максимовой, И.В. Митус, Е.В. Павловой, Т.И. Рейзенкинд, Г.А. Халиковой и других. Однако исследования потенциалов общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета вуза в научной и научно-методической литературе не проводилось.

Просветительская деятельность является одной из главных составляющих профессии школьного учителя музыки, поэтому важно уже в процессе обучения в вузе привлекать студентов к ее осуществлению. Организация музыкально-просветительской деятельности студентов педагогических вузов нацелена преимущественно на решение задач профессиональной подготовки будущих специалистов. Между тем она играет большую роль в процессе личностного становления студентов. Но существующая практика организации общественно-просветительской деятельности свидетельствует о недостаточном внимании к реализации ее воспитательных возможностей.

На музыкально-педагогическом факультете Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова накоплен значительный опыт использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов. Имеющийся опыт требует научного анализа и обобщения.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно констатировать несколько противоречий:

во-первых, между значительными возможностями общественно-просветительской деятельности как средства воспитания молодежи и недостаточным использованием потенциала данной деятельности в воспитательном процессе современного вуза;

во-вторых, между наличием большого числа исследований, посвященных различным аспектам социального воспитания студентов, вопросам организации общественно-просветительской деятельности в процессе профессионального образования и тем, что функции и условия использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета не стали предметом специального исследования;

в-третьих, между наличием отечественного опыта организации общественно-просветительской деятельности в образовательном процессе музыкально-педагогических факультетов педвузов и недостаточным осмыслением в научной литературе особенностей применения деятельности в качестве средства социального воспитания в вузе.

Названные противоречия определили выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях общественно-просветительская деятельность обеспечит решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета?

Решение данной проблемы определило цель исследования: выявить социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета.

Объект исследования: социальное воспитание студентов музыкально-педагогического факультета.

Предмет исследования: социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета.

На основе анализа теории и практики социального воспитания студенческой молодежи и собственного опыта нами сформулирована гипотеза исследования: общественно-просветительская деятельность обеспечит решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если:

• представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателем;

• субъективно воспринимается студентами как продолжение традиций российского общественного просветительства;

• способствует освоению студентами различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, музыканта-исполнителя -солиста-инструменталиста и вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) определить сущность и функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза;

2) выявить особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета;

3) обосновать социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета;

4) разработать методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.С. Батищев, М.С. Каган, СЮ. Курганов, Ю.М. Лотман, A.M. Раевский), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер и др.); научные положения об общении как обмене духовными ценностями М.С. Кагана, А.В. Мудрика, о духовно-ценностном постижении искусства личностью (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский, Л.Н. Столович, А.И. Щербакова и др.).

Исследование базировалось на концепции деятельности, разработанной в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн) и теории формирования личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин и др.); современных теориях социализации и концепциях социального воспитания (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.); технологии социальных проб (М.И. Рожков); положениях возрастной и педагогической психологии о специфике развития студенческой молодежи (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, В.И. Слободчиков и др.).

В работе учитывались результаты научных исследований проблемы социального воспитания студентов в вузе Н.Ф. Басова, Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина, Н.М. Рассадина, В.В. Рогачева, А.И. Тимонина.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, включенное наблюдение); опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Всего в эксперименте приняли участие 112 студентов, 19 преподавателей.

Этапы исследования.

Первый этап (1999 - 2001 гг.) - определение проблемы исследования; изучение научной и методической литературы по избранной теме; анализ и обобщение опыта организации общественно-просветительской деятельности в системе высшего музыкально-педагогического образования; осмысление собственной практики воспитательной работы со студентами музыкально-педагогического факультета.

Второй этап (2001 - 2003 гг.) - определение методологических и методических подходов к решению проблемы, формирование теоретической концепции исследования; разработка программы и осуществление опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2003 - 2005 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы; систематизация, обобщение и оценка результатов опытно-экспериментального исследования; уточнение основных теоретических положений; литературное оформление текста диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций по внедрению в практику результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке целостного представления об общественно-просветительской деятельности как средстве социального воспитания студентов вуза:

• определении ценностной, индивидуально-ориентационной, операционной, интеграционной функций общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов;

• выявлении особенностей использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза (адекватность целям профессиональной подготовки, которая создает предпосылки для осуществления студентом музыкального просвещения населения на добровольных началах; определяющая роль в воспитательной работе педагога вуза методического обеспечения совместной деятельности студентов; поддержка многообразия мотивов участия студентов в общественно-просветительской деятельности; динамика позиции студента от социальной пробы под руководством педагога до самоорганизации собственной деятельности);

• выявлении социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов музыкально-педагогического факультета;

» обосновании методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов как одной из сторон воспитательной работы педагога вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты способствуют усилению просветительской и ценностно-ориентировочной направленности практики социального воспитания студентов вуза.

Материалы исследования послужили концептуальной основой для разработки программы курсов «История русской музыки», «Русская музыка в школе», спецкурса «Лекторское мастерство учителя музыки», спецсеминаров «Основы лекторской практики в школе» и «Основы музыкальной критики» для студентов музыкально-педагогического факультета.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и представленное методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов могут быть использованы в работе не только музыкально-педагогического факультета вуза, но и в практике социального воспитания студентов педагогических колледжей и музыкальных училищ.

Личный вклад автора заключается в уточнении представлений о сущности и функциях общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов; выявлении педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов; в организации опытно-экспериментальной работы; в разработке методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены всесторонним анализом проблемы, реализацией комплекса теоретических и экспериментальных методов, соответствующих целям, задачам и особенностям предмета исследования; длительным характером опытно-педагогической работы; качественным и количественным анализом полученных положительных результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т.д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

2. Общественно-просветительская деятельность в социальном воспитании студентов может реализовывать следующие функции: ценностную (интериоризацию ее участниками гуманистических идей и общечеловеческих ценностей), индивидуалъно-ориентацъюнную (самоопределение в социопрофессиональной сфере, выбор формы деятельности и способа участия в ней), операционную (освоение основных форм общественного просвещения), интеграционную (включение в реальные отношения с людьми разного возраста и уровня общей и музыкальной культуры).

3. Общественно-просветительская деятельность выступает средством воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если: содержание деятельности представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателем; субъективно воспринимается студентами как продолжение традиций российского общественного просветительства; способствует освоению студентами различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, солиста-инструменталиста, вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя.

4. Содержание методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов строится на основе конкретизации представлений студентов о музыкальном искусстве, помощи в выработке индивидуального стиля деятельности, в осуществлении рефлексии, содействии в освоении способов организации общественно-просветительской деятельности как социального проекта. Основными формами методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета являются консультация и экспертиза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы, рекомендации были изложены автором в следующих докладах и выступлениях: на межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999 г.); научно-практическом семинаре «Педагогика встречных усилий: взгляд в будущее» (г. Кострома, 2002 г.); научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи - в XXI век» (г. Кострома, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (г. Чебоксары, 2003 г.); Всероссийской научной конференции «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования» (г.Липецк, 2005 г.); Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодёжи: современное состояние и перспективы» (г. Орел, 2005 г.).

Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ (проект № 04-06-00222 А).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории музыки, ежегодных научно-практических конференциях на музыкально-педагогическом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова, на научных конференциях, проводимых в рамках Всероссийского фестиваля преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов вузов России.

По теме исследования опубликовано 22 работы.

Структура диссертационного исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 265 наименований, и приложений.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагаются его гипотеза, теоретико-методологические основы и методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные о базе исследования, сведения об апробации результатов исследовательской работы.

В первой главе - «Теоретические основы исследования общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов вуза» -уточняется содержательная характеристика базовых понятий, используемых в диссертации; определяются функции и особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета; анализируется отечественный опыт общественно-просветительской деятельности студентов.

Во второй главе - «Реализация педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов» - представлены: характеристика социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета; методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов; описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги, сформулированы выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Сущность и функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза

Общественно-просветительская деятельность является предметом исследования различных научных областей: философии, обществознания, искусствоведения, этнографии и других наук. При этом данное явление в настоящее время не имеет однозначного толкования.

Культурологические, исторические исследования посвящены преимущественно , изучению особенностей организации научно просветительской, общественно-педагогической, культурно просветительской, художественно-просветительской или художественно просветительной деятельности (Г.С. Кубанцева, Л.Б. Кусова, Н.М. Ляпин, И.Н. Нестерова, Н.В. Серегин, Т.Н. Рейзенкинд, O.K. Щербань и другие); музыкальная педагогика рассматривает такое направление, как музыкально просветительская деятельность или музыкальная пропаганда (Л.А. Безбородова, Е.В. Павлова, Э.Н. Скуратова, Г.А. Халикова). Все названные направления общественной деятельности объединяет то, что они связаны с просвещением. В Советском энциклопедическом словаре «просвещение» определяется как «распространение знаний, образования; система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений» [217,1070]. В данной трактовке термин близок понятию «обучение» и не раскрывает в полной мере особенности просвещения.

«Просвещение» как педагогическая категория в настоящее время рассматривается в современных учебных пособиях по педагогике наряду с понятиями «воспитание», «обучение», «образование» и другими [131; 164; 174]. Под просвещением обычно понимают «разновидность образовательной деятельности, рассчитанной на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы и неоформленные (официально не зарегистрированные) аудитории» (Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская) [225, 156]. Для нашего исследования интерес представляет определение сущности и роли просвещения в социальном воспитании, данное А.В. Мудриком. Автор считает просвещение одним из важнейших компонентов образования - «неформальным образованием» и рассматривает его как пропаганду и распространение культуры [151, 150].

На особенности просвещения как явления, интегрирующего в себе не только обучение, но и духовную составляющую человеческой сущности, особо обратил внимание патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отмечая, что просвещение означает не только образованность, а сообщает человеку познание нравственных истин: «Истинное просвещение перерождает душу, открывает ей цель жизни и вселяет сознание долга» [7, 10]. Пришедшее из сербского языка в русский слово «просвещение» означает «озарение», человек просвещенный - просветленный, озаренный, облагороженный светом знания. А.П. Булкин, ссылаясь на исследования лингвиста В.В. Воробьева [54], делает вывод о том, что в нашей стране до середины XIX века, в связи с неразработанностью соответствующего понятийно-терминологического аппарата, термин «просвещение» употреблялся вместо понятия «культура». Это заключение основано на том, что в произведениях Пушкина ни разу не встречается слово «культура». Вместо него использован понятный и более привычный для тогдашнего русского читателя эквивалент «просвещение»: "Ныне во всей просвещенной Европе"; "Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения"; "Самодержавною рукой / Он смело сеял просвещенье,/ Не презирал страны родной: / Он знал ее предназначенье"; "Нам просвещенье не пристало / И нам досталось от него / Жеманство, - больше ничего" [48]. Слово «просвещение» стоит и в названии утвержденного в 1802 г. министерства, ведавшего системой образования - Министерство народного просвещения, выполнявшего в те времена функции сегодняшних министерств образования, культуры, печати, Академии наук и иных ведомств [13, 27]. Кроме того, в статье П.Г. Редкина «Образованность, цивилизация, культура и дух времени» (1863) имеется прямое указание на то, что просвещение есть синоним слов «культура», «образование» [193, 250].

Исследователи Е.А. Воронина, С.Л. Глебова, Н.В. Серегин и другие отмечают необходимость применения в педагогике понятия «просвещение» в современном смысле и активного введения его в научный оборот [55; 64; 207].

Характеристика общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета

Как показывает опыт, в различных вузах нашей страны используется множество форм и средств воспитательного воздействия на личность студента. Знание и вариативное использование этих средств позволяет повысить эффективность процесса социального воспитания в вузе.

Прежде всего, необходимо определиться в дефиниции «средство воспитания». В словаре русского языка СИ. Ожегов определяет средство как «прием, способ действия для достижения чего-нибудь» [158, 760].

В современной научной литературе нет однозначного понимания данной педагогической категории. Это понятие рассматривается в работах В.И. Журавлева, П.И. Пидкасистого, B.C. Селиванова, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и других.

В педагогике широко распространено мнение, что средством воспитания может быть любой объект среды. Так, В.И. Журавлев определяет средство воспитания как «предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс» [80, 38]; [79, 9].

Развивая данное положение, П.И. Пидкасистый называет особенности, позволяющие объектам внешнего мира становиться средствами воспитания. «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания, если:

1. с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира воспитанника;

2. она выделена как предмет освоения в образной наглядно 87 действенной или знаково-символьной форме; 3. объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками» [164, 412].

Подобного мнения придерживается Н.Е. Щуркова: «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие... Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме... нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [264, 12].

В.А. Сластенин средством воспитания считает «материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудие, инструменты педагогической деятельности. Средством воспитания может выступать коллектив в педагогическом смысле этого слова, различные виды деятельности, а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, музыкальные произведения и т. п.). Каждое средство должно быть приемлемо для решения определенной педагогической задачи. Чем больше набор средств, которым располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность» [210, 64].

Несколько иной позиции в отношении определения понятия «средство воспитания» придерживается B.C. Селиванов. Он считает, что «средствами воспитания являются различные виды деятельности воспитанников, а не предметы, с помощью которых эта деятельность осуществляется» [202, 136]. Основанием для такого подхода к определению понятия средства воспитания для B.C. Селиванова явилась точка зрения К.Д. Ушинского, который утверждал, что в качестве средств воспитания следует использовать четыре «деятеля», оказывающих на сознание, чувства и поведение воспитанников прямое воздействие. Эти средства обеспечивают, по мнению К.Д. Ушинского, достижение цели воспитания, если они используются согласованно в одном направлении. «Если эти четыре «деятеля» - игра, работа, учение и, наконец, сама школьная или семейная жизнь дитяти 88 направлены к одной и той же цели..., то она не может быть не достигнута» [237,516].

Н.М. Борытко также считает, что средством выступает и целесообразная деятельность человека, направленная на реализацию той или иной цели, и конкретные действия человека, осуществляющего цель деятельности. Иначе говоря, основной признак, позволяющий нечто отнести к категории средства, по мнению ученого, - это сознательное его использование для достижения цели [45, 102].

Таким образом, вслед за Н.М. Борытко и B.C. Селивановым, опирающимся в определении понятия «средство воспитания» на точку зрения К.Д. Ушинского, мы будем понимать под средством воспитания любую целесообразную деятельность, в которую включается воспитуемый. Соответственно, правомерным будет использование общественно-просветительской деятельности в качестве средства воспитания студентов, чему способствуют ее содержание, структура и функциональные особенности.

Практика общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета

В нашем исследовании процесс социального воспитания студентов рассматривается в общественно-просветительской деятельности, которая становится воспитывающей. Проектируя опытно-экспериментальную работу, мы провели анализ существующей на факультете системы социального воспитания студентов с целью ее дальнейшего совершенствования путем выявления наиболее эффективных средств и методов воздействия; рассмотрели ведущие виды и формы аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов факультета; определили роль и значение просветительской миссии, в которую включены обучающиеся и ее социально-педагогические функции.

Музыкально-педагогический факультет Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова был основан в 1960 году, является одним из старейших в России.

В первые годы своего существования факультет (в то время это был музыкально-литературный факультет) располагался в небольшом двухэтажном кирпичном здании в конце улицы 1 Мая. Это было не приспособленное для подготовки специалистов в области музыкального образования помещение, в котором, помимо учебных классов (их было очень мало), некоторые комнаты первого этажа были отведены под общежитие для студентов и семей преподавателей. В то время на факультете подготовку по специальным дисциплинам осуществляла одна кафедра - музыки и пения (заведующий кафедрой - Л.Е. Ежов), на которой работали и преподаватели теоретических дисциплин, и пианисты, и вокалисты, и дирижеры. Специалистов с высшим музыкальным образованием в те годы в г. Костроме было недостаточно, поэтому, например, занятия по дисциплине «Дирижирование» проходили в групповой форме, что не позволяло учитывать индивидуальные особенности каждого студента, подбирать учебный репертуар в соответствии с его уровнем подготовки, темпераментом, музыкальным вкусом.

С середины 1960-х годов учителей музыки в нашем университете стали готовить на музыкально-педагогическом отделении художественно-графического факультета, который занял отдельное крыло здания, построенного в середине XIX века. В нем до революции с 1857 года находилась Григоровская женская гимназия (первая в России), названная по имени ее основателя известного просветителя и общественного деятеля А.Н. Григорова. В гимназии «девицы всех сословий» получали классическое образование по учебному плану и программам, утвержденным Министерством народного просвещения.

В настоящее время музыкально-педагогический факультет располагается там же и занимает всю площадь помещения этого крыла здания, входящего в комплекс учебных корпусов университета. Факультет имеет необходимую учебно-материальную базу, современный концертный зал, фонотеку, кабинет для слушания и записи музыки. Подготовку по музыкальным дисциплинам осуществляют четыре кафедры: кафедра теории и истории музыки, кафедра музыкальных инструментов, кафедра хорового дирижирования, кафедра сольного пения, теории и методики преподавания музыки. На факультете работают высококвалифицированные специалисты: 7 профессоров, 20 доцентов, 2 Заслуженных артиста РФ, 8 заслуженных работников культуры РФ, заслуженные работники Высшей школы (2), Отличники народного просвещения (4), Почетные работники Высшего профессионального образования (2), лауреаты Всероссийских и Международных фестивалей.

Преподаватели факультета успешно сочетают научно-педагогическую деятельность с творческой, исполнительской, то есть в своей профессиональной деятельности педагоги музыкально-педагогического факультета выступают не только в роли преподавателей, но, прежде всего, музыкантов-просветителей, и их презентация в таком качестве во многом определяет процесс воспитания студентов. Этим объясняется значительное количество среди педагогов известных в городе и регионе вокалистов, концертмейстеров, пианистов, дирижеров. Они выступают с сольными программами и в составе творческих коллективов (Костромского муниципального симфонического оркестра под управлением П. Герштейна, Костромского оркестра русских народных инструментов под руководством В. Сорожкина, Костромского камерного оркестра и других). В программах концертов - произведения русской и зарубежной музыкальной классики, русские народные песни и их обработки, произведения современных композиторов. Большинство концертов проходит в Концертном зале музыкально-педагогического факультета. Они ориентированы на аудиторию студентов университета. В зале часто можно встретить также учащихся и преподавателей детских музыкальных школ города, областного музыкального училища, медицинского училища, учителей музыки общеобразовательных школ и других любителей музыкального искусства. Но основной контингент слушателей - студенты музыкально-педагогического факультета. Для них активная концертная деятельность преподавателей факультета является образцом творческой деятельности музыканта, примером музыкального просветительства. Таким образом педагоги передают свой исполнительский опыт ученикам.

Похожие диссертации на Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета