Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Муллакаева Ийрина Рамилевна

Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана)
<
Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Муллакаева Ийрина Рамилевна. Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Муллакаева Ийрина Рамилевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2009.- 148 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 12

1. Народное искусство Башкортостана неотъемлемая часть национальной удожественной культуры 12

2. Методологические основы понимания национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве 31

3. Содержание и методы обучения основам орнаментальной композиции в начальной школе 53

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ (ОРНАМЕНТ) 85

1. Констатирующий эксперимент 85

2.Поисковый эксперимент 116

3. Обучающий эксперимент 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

Список используемых источников 173

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность

Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, а точнее - трех законов духа: свободы, любви и предметности.

Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.

Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой

. з

форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т.д.

Проблема использования отечественного изобразительного и
декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах
Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало
работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на
сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с
использованием произведений декоративно-прикладного искусства.

Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.

В вузах Республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее — с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства —

орнаменталистики.

Проблема данного исследования - выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».

В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г.Я.Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова, Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области психологии изобразительной

деятельности (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев,
В.С.Кузин, Б.Ф.Ломов, Г.Б.Смирнов, П.М.Якобсон); в области педагогики и
методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов,
Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев,

Н.М.Сокольникова).

Объект исследования - учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.

На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:

выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;

активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;

в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.

Цель исследования - разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

изучить и теоретически проанализировать данные философской,
психологической и педагогической литературы по проблеме
исследования;

разработать методологические основы обучения' национальной орнаментики;

выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;

разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих, способностей детей;

разработать критерии оценки* знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;

экспериментально- проверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДЛИ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

анализ и изучение педагогического процесса;

метод педагогического эксперимента;

педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;

анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);

анализ работ учащихся младших классов;

математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования

послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих

к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003—2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

Второй этап (2004—2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстве; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Третий этап (2006—2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;

разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДЛИ;

выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших классов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно — исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;

материал исследования в целом отражает общую тенденцию на развитие эстетической культуры детей младшего школьного возраста, что вызвано необходимостью доминирующей установки на закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего образования, актуализацию развивающего потенциала народного искусства.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.

В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:

широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);

многообразием исследовательских методов;

сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;

математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:

  1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.

  2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.

  3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.

  4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и

семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.

Народное искусство Башкортостана неотъемлемая часть национальной удожественной культуры

Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.

Для того, чтобы понять значение народного искусства в развитии национальной художественной культуры в целом, необходимо обратиться к основному понятию «народное искусство» и разобрать его специфику. Современный исследователь народного искусства М.А. Некрасова по этому поводу пишет: «Народное искусство - это огромный мир духовного опыта народа, художественности идей, постоянно питающих профессионально художественную культуру» [94. С. 49. ].

М.А. Некрасова утверждает, что народное искусство опирается на три главные основы:

1. Историческая социология. Народное творчество есть продукт сознательного исторического развития, оно связано с известным слоем культурной традиции.

2. Народный быт. Разными функциями, начиная от утилитарной и кончая духовной, народное искусство связано с жизнью, следовательно, остается необходимым народу. Здесь действуют структуры весьма устойчивые, хотя и трансформируемые временем, они определяются психологическим, национальным складом народа, его исторической жизнью.

3. Природное окружение. Оно дает сильнейший творческий импульс, порождает чувство поэтического. Чем ближе народный мастер к природе, тем теснее связан с ней трудом и всем укладом, ритмом сельской жизни, тем ближе ему коллективный опыт традиции, тем сгущеннее и ярче он выражен и, как можно наблюдать на практике, сильнее, ярче выражен народный характер в творчестве. Итак, мы выяснили, что народное искусство — это своеобразный феномен общественно-исторической и культурной жизни народа, неотъемлемое слагаемое национальной художественной культуры[94]. Забота о народных традициях национальной культуры, их преемственности в творческом развитии всегда занимала прогрессивную художественную интеллигенцию. Широкий общественный резонанс имели в свое время страстные, зовущие к конкретной деятельности выступления И.Грабаря, М. Тенешевой, Н. Рериха, И. Билибина, А. Бенуа и др. в защиту самобытного народного творчества народов России. В наше время ученым, исследователям удалось обнаружить ряд неопубликованных документов, в частности, датированный 1917 г. проект школы народного искусства, к которому имел непосредственное отношение А.П. Бенуа. Авторы этого проекта настойчиво обращали внимание общественности на необходимость эффективных и решительных мер по поддержанию и развитию традиций народного искусства. Без знания прошлого невозможно понять и по достоинству оценить величие настоящих дней. Именно в этом вопросе мы должны оставаться в определенном смысле консервативными. С колыбельной песни и народной сказки, с игрушек народных мастеров и первой школьной беседой о Родине начинает развиваться наше представление о прошлом и настоящем. Под влиянием этих факторов формируется человек, способный гордиться своей матерью, отцом, Родиной, верить в свое Отечество, защищать его. По этому поводу существует замечательное высказывание академика Д.С. Лихачева: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постоянно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу и к своему саду, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»[72. С. 15].

Только таким путем, придавая должное значение каждому слагаемому духовного поля России, страна сможет двигаться вперед и в культурном и в социальном плане. Эти, казалось бы, общие высказывания, имеют самое прямое отношение к тематике нашей статьи — выяснению и определению роли и значения народного искусства в процессе развития национальной художественной культуры Башкортостана.

Замечательный мастер советской культуры армянский художник М.Сарьян утверждал, что каждый народ, его духовный уклад неповторимы, именно эта неповторимость и создает национальное искусство. Единообразие искусства утомляет, порождает равнодушие, которое способствует рождению чувств злых, раздражающих и человечество, и человека. Неповторимостью, составляющей истинную суть всякого искусства, отмечены произведения палешан, кубачинцев, прославленных мастеров дымковской игрушки, вологодских кружевниц, тобольских, холмогорских и чукотских косторезов, канаковских керамистов, башкирских ткачей и мастеров по художественной обработке кожи и многих других, достойно поддерживающих честь и высокий уровень народного искусства.

Чем шире будут развиваться богатейшие традиции народного искусства, тем полноправнее и плодотворнее будет современная художественная культура. В свою очередь, это приведет к резкому повышению удельного веса и значения народного искусства как важного средства эстетического воспитания трудящихся, особенно молодежи. Основной предпосылкой успеха их будущей творческой деятельности были и остаются знания своей национальной народной культуры, научно обоснованное понимание ее особенностей и специфики. Именно в этом случае их творческая деятельность приобретает свою предметность и самобытность.

Народное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику.

Констатирующий эксперимент

В интересах успешного поиска методов обучения рисованию (орнамент), способствующих активному развитию общеобразовательного уровня учащихся младших классов школ Башкортостана, вначале необходимо было установить имеющийся уже сформированный уровень общего развития. Целью такого эксперимента было выявление недостатков в организации и проведении занятий (теоретических и практических), препятствующих качественной подготовке по изобразительному искусству.

В этом эксперименте мы изучали и анализировали традиционные методы обучения народному и декоративно-прикладному искусству (орнамент) в различных школах Башкортостана, России и бывших республиках СССР, определяли возможные методы повышения общеобразовательного уровня учащихся средствами орнамента. Как показывает практика, педагог должен быть всегда в поиске новых форм работы, методических принципов обучения. Такое отношение к обучению должно включать следующие моменты:

- выявление активности учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством;

- целенаправленно использовать в учебном процессе обучения декоративно- прикладному искусству инновационные технологии;

- шире, с учетом достижений инновационных технологий, использовать общеобразовательный фактор основных школьных предметов, их возможности в обучении учащихся 1-4 классов орнаменту.

В результате ознакомления с результатами исследований и научными докладами коллег на проблемных межвузовских конференциях мы убедились в том, что имеют место аналогичные проблемы и в школах других республик бывшего союза (СНГ).

Для проведения констатирующего педагогического эксперимента, определения его конкретных задач, мы в начале работы провели анализ занятий преподавателей многих школ Башкортостана по интересующим нас предметам.

Такой формой эксперимента было охвачено 1327 испытуемых. Большая часть этих исследований проводилась в школах города Стерлитамака и Ишимбай. Как нам кажется, выбор нескольких школ различных населенных пунктов должен способствовать получению более объективных результатов исследоваготя.

Педагогический эксперимент по теме исследования проводился с 2003 по 2008 год. Он состоял из трех этапов: констатирующего (1 этап), поисковогоШ этап4) и обучающего ШІ этап!

В педагогическом эксперименте, на I и II его этапах, участвовали 1113 испытуемых (учащиеся 1—8 классов) и более 17 преподавателей и методистов.

В констатирующем и поисковом экспериментах применялись следующие методы исследования: проведение практических работ (рисунки, лепка, вырезание ножницами, выполнение изделий из дерева, глины, бумаги), анкетирование, опрос учащихся, беседы с ними и с преподавателями, наблюдения, изучение различной учебной и методической документации. Для оценки уровня развития общеобразовательных качеств личности учащегося мы использовали не только готовые рисунки, но и протоколы их выполнения, записанные экспериментатором, результаты анкетирования и опроса участвующих в экспериментах.

В целях получения объективной картины по проведению этой части исследования нами было уделено значительное внимание разработке показателей и критериев оценки общего уровня развития учеников. Эти показатели были определены на основании анализа научной и методической литературы, исследований в области развития общеобразовательных качеств личности учащихся.

Очень важным предметом общеобразовательного цикла в начальной школе является родной язык (башкирский язык). Основными задачами этого предмета являются обучение чтению и развитие речи. Начальный курс родного языка является органической частью систематических курсов языка и литературы, изучаемых в среднем звене общеобразовательной средней школы. Содержание и методы обучения башкирскому языку должны способствовать сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, по языку, общему развитию и эстетическому воспитанию детей.

Кроме общих специфических задач, которые стоят перед обучением родному языку, в целом у этого предмета имеется и общеобразовательная функция. Важной стороной чтения на родном языке является формирование у учащихся правильных представлений и понятий об окружающем мире. Таким образом, общеобразовательная направленность данного предмета выражена в следующих показателях (критериях): способность понятийно мыслить, естественно, в самом упрощенном виде, и способность представлять (воображать) то или иное понятие. Процесс формирования представлений и понятий у учащихся осуществляется на основе систематического и целенаправленного ознакомления детей с конкретными предметами, фактами, явлениями из жизни природы и общества. В 1-4 классах начинают формироваться представления о природе, о Родине, о жизни и труде своих соотечественников, о непрерывных изменениях, которые происходят в природе и обществе. Целесообразно подобранные тексты для чтения являются благодатным материалом для нравственного и эстетического воспитания детей. Все это способствует формированию личности ребенка. Чтение на родном языке имеет большое значение для интеллектуального развития детей. Необходимость думать, анализировать читаемый материал, выделять главное, следить за развертыванием сюжета, мотивировать поступки действующих лиц — развивает логическое мышление детей, способствует овладению умением сравнивать, рассуждать, обобщать и т.д. Эти умственные операции должны превратиться в процессе работы с текстом в интеллектуальные умения, которые учащиеся будут применять в работе с разными видами учебного материала. Теперь посмотрим, каким образом проявляет себя выделенный нами критерий на уроках изобразительного искусства при создании детьми орнаментальной композиции. Элементы башкирского народного искусства встречаются детям на каждом шагу: украшения домов, зданий, плакаты, лозунги. Одежда и изделия быта башкир, их орнаментация доступны, и всегда понятны школьникам. Поэтому задача педагога-показать и , рассказать о них детям, сформировать у учащихся правильные представления и понятия об окружающем мире. В народном орнаменте каждое изображение являлось определенным понятием: кускар Y — завитые бараньи рога, символ животного, в более широком смысле - символ кочевого скотоводческого народа. Ромбический мотив - составляет земледельческую основу этнокосмоса башкирского народа (этот символ имеет аналогичное значение и у других народов, занимающихся земледелием, например у белорусов). В этом смысле ромб является идеограммой Жизни и Блага.

Собственно из этих художественных предельно-обобщенных образов, понятий слагается генетическая память народа. Искусство орнамента, создание тамги и руническая письменность — это грани одного явления изобразительной деятельности, что подтверждается древностью и общностью эволюции графического языка.

Обучающий эксперимент

Перед обучающим экспериментом надо было решить ряд принципиальных вопросов, одним из которых являлся вопрос о выборе экспериментальной и контрольной групп.

Достоверность полученных результатов обучающего эксперимента в течение учебного года, как уже нами было отмечено, выборочно была проверена в процессе проведения констатирующего эксперимента. Сравнительные показатели подтвердили достоверность полученных результатов обучающего эксперимента.В таблице №29. Приведен уровень общего развития младших школьников контрольных и экспериментальных групп (констатирующий эксперимент).

Как свидетельствует таблица №29, выбор экспериментальной группы был тщательно продуманным. Показатели уровня общего развития учащихся этой группы, по результатам анкетного опроса, оказались более низкими, чем у испытуемых контрольной группы.

Характеристика предлагаемых методов формирования общекультурного уровня учащихся начальных классов.

Как показало изучение литературы по психологии, педагогике, истории методов обучения рисованию, а также исходя из результатов констатирующего и поискового экспериментов были определены конкретные задачи, задания и основные методы проведения обучающего эксперимента, направленного на повышение эффективности развития общеобразовательного уровня детей младших классов.

Следует отметить важное значение таких учебных мероприятий:организация восприятия рисующих; применение речевой установки; проведение кратковременных упражнений на импровизацию и экспериментирование с декоративным материалом; активное изучение и использование специфики языка народного искусства, которая обусловлена совокупностью исторически сложившихся особых материальных средств и приемов создания художественного образа предмета; в формировании -любовь и к природным формам; в ритме - плавность, ощущение простора; ощущение природы во всем; отношение к материальному, все это заложено в строении орнаментальных форм.

Рассмотрим более основательно вышеперечисленные задачи и учебные мероприятия, нашедшие применение в обучающем эксперименте. Нами было сформулировано для проведения практических и теоретических занятий в экспериментальных группах два методических комплекса.

Первый комплекс включал выполнение простейших геометрических фигур: треугольника, ромба, квадрата, круга, вписанные друг в друга окружности, уголки; из них составляют бордюры, цепочки, зигзаги. Все эти элементы присутствуют на кошмах с вкатанными узорами и в аппликации на войлочных покрывалах у юго-восточных башкир.

Второй орнаментальный комплекс составляли из спиралей, роговидных фигур, «бегущих волн». Условно этот комплекс можно назвать «кускарным», хотя некоторые композиции приближались к растительному орнаменту, а «кускары» сочетались с треугольниками-амулетами. Все перечисленные особенности присутствовали в аппликации и вышивке на войлочных изделиях.

Дальнейшие рекомендации связаны со спецификой проведения уроков с использованием предметов декоративно-прикладного искусства башкирского народа. Орнамент как важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Орнамент отличается разнообразием форм сюжетов, строгостью и четкостью построения. Его можно встретить на изделиях из меха, кожи, войлока, бисера, ткани, дерева и т.д. Орнамент делает вещи красивыми и оригинальными. Детей младшего школьного возраста надо знакомить с историей появления предметов и изделий с орнаментом.

Зооморфные узоры наиболее многочисленны. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в башкирском орнаменте. Из них составляется множество производных. Кроме того, на их основе разработаны многочисленные кривые и волнистые линии, спирали и завитки. Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом. Зигзагообразные орнаменты используются при работе со всеми материалами, кроме меха. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охрана жизни.

Уделяя достаточно внимания развитию воображения, учитель ИЗО в начальных классах может существенно повысить общекультурный уровень своих воспитанников.

С целью развития воображения в младшем школьном возрасте мы использовали такие методики:

1. Методика «Иллюстрации вербальной фантазии» (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или об известном герое национального эпоса - богатыре, например Ахмет Байке, и затем изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится одна-две минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия оценивается по следующим признакам:

-скорость процессов воображения;

-необходимость, оригинальность образов воображения;

-богатство фантазии;

-глубина и проработанность (детализированность) образов;

-образность, эмоциональность создаваемых характеристик.

После прослушивания рассказа ребенку предлагается «перевести» свои впечатления на язык красок и линий иными словами выполнить рисунок по воображению. Во время и после рассказа учитель может корректировать работу над образом.

2.Методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды (шапочки, пояса, головной повязки «харауса»).

Для заданий подобного рода следует выбирать самые простые предметы верхней одежды. Для практического выполнения заданий рекомендуется использовать технику аппликации.

3. Методика графического (линейного) построения ленточного орнамента.

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги формата А4, простые графические карандаши, либо фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание из элементов характерных для орнаментального строя (спиралей, ромбиков, овалов и др.) выстраивать графическим способом ритмическую композицию. Впоследствии композицию можно усложнить, размещая элементы в круге, либо в квадрате.

4.Мето дика «Пластика природных форм».

Ребенку предлагается природный материал (желуди, листья, скорлупа орехов) или набор пластилина и задание: за 15—20 минут создать какой-либо образ животного или птицы.

Похожие диссертации на Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ (на примере школ Башкортостана)