Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ : на примере школ Башкортостана Муллакаева Ирина Рамилевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муллакаева Ирина Рамилевна. Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ : на примере школ Башкортостана : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Муллакаева Ирина Рамилевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/180

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность

Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, а точнее - трех законов духа: свободы, любви и предметности.

Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.

Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т.д.

Проблема использования отечественного изобразительного и
декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах
Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало
работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на
сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с
использованием произведений декоративно-прикладного искусства.

Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного

искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.

В вузах республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее - с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства -орнаменталистики.

Проблема данного исследования - выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».

В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, ПЯ.Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова,

Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области психологии изобразительной
деятельности (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев,
В.С.Кузин, Б.Ф.Ломов, Г.Б.Смирнов, П.М.Якобсон); в области педагогики и
методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов,
Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев,

Н.М.Сокольникова).

Объект исследования - учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.

На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:

выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;

активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;

в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.

Цель исследования - разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

разработать методологические основы обучения национальной орнаментики;

выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;

разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей;

разработать критерии оценки знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;

экспериментально проверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДНИ.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

анализ и изучение педагогического процесса;

метод педагогического эксперимента;

педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;

анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);

анализ работ учащихся младших классов;

математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования

послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003-2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

Второй этап (2004-2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстве; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.

Третий этап (2006-2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;

разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДПИ;

выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-
прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших
классов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно - исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;

материал исследования в целом отражает общую тенденцию на

Пііоитнд чрт^тнпр/ч/лії т/ч гтті п ггуг. ттвтдй к ж іти птттат-г\ tmrxnt нлгл пппипото

что вызвано необходимостью доминирующей установки на

закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего

образования, актуализацию развивающего потенциала народного

искусства.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;

необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.

В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:

широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);

многообразием исследовательских методов;

сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;

математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:

  1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.

  2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.

  3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.

  4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на Республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.

Похожие диссертации на Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ : на примере школ Башкортостана