Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Климович Валентин Петрович

Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета"))
<
Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета"))
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Климович Валентин Петрович. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета")) : Дис. ... канд. пед наук : 13.00.02 : Москва, 1985 241 c. РГБ ОД, 61:86-13/228п

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИЗ ИСТОРИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ И КОМПОЗИЦИОННЫМ ОСНОВАМ ПОРТРЕТА 17

1. Обзор основных методических источников по проблеме исследования 17

2. Современное состояние обучения разделу "композиция портрета" на художественно-графических факультетах 30

Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 45

1. Композиция и композиционная деятельность и их диалектическая взаимосвязь 45

2. Система основных задач в освоении специфики композиции портрета 71

Глава Ш. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОБЪЕМУ И

МЕТОДИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ РАЗДЕЛА "КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА" В КУРСЕ УЧЕБНОЙ КОМПОЗИЦИИ 107

1. Поисковый эксперимент 107

2. Структура и содержание формирующего эксперимента 129

3. Результаты формирующего эксперимента 181

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194

БИБЛИОГРАФИЯ 199

ПРИЛОЖЕНИЯ 219

Введение к работе

Постановление апрельского /1984 г*/ Пленума ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", отмечая способность искусства воздействовать на человека, участвовать в формировании его духовного мира, его взглядов и установок, способность содействовать развитию творческих наклонностей и творческих черт личности, ставит перед системой народного образования задачу значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания будущих строителей коммунистического общества. Решить эту задачу могут высококвалифицированные художественно-педагогические кадры, что и обуславливает возрастание требований к высшим учебным заведениям, готовящим преподавателей изобразительного искусства для общеобразовательной средней школы.

Проблема подготовки кадров высокой квалификации по изобразительному искусству, обладающих максимально развитыми творческими, изобразительными и педагогическими способностями, требует научной разработки как теории искусства, так и поисков, и внедрения новых методов и приемов преподавания отдельных художественных дисциплин. На это ориентируют решения ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, постановления Щ КПСС и Совета Министров СССР и0 работе с творческой молодежью", "О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов", где подчеркивается, что советская высшая школа должна предъявлять к учебному процессу постоянно возрастающие требования как в части совершенствования его содержания, форм и методов обучения, так и в части его оптимальной научной организации, для которой должна быть характерна логическая и дидактическая определенность. Изменения в содержании, структуре, формах и методике высшего образования должны быть направлены на повышение качества процесса обучения студентов, организацию их самостоятельной познавательной деятельности, научного и художественного творчества. Поэтому дальнейшее развитие теории и методики преподавания изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических институтов связано с расширением исследований путей, методов и условий развития творческих способностей студентов в ходе обучения дисциплинам изобразительного цикла и, прежде всего, композиции, как одного из основных учебных предметов.

Дело в том, что при всем разнообразии видов и форм изобразительного искусства и изобразительной деятельности, они имеют единую творческую основу -композицию, в которой отражена общность всевозможных проявлений, присуїцих всякому художественному организму и процессу художественного творчества. К тому же "именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размыпшенийп /143, с.75/. В силу этого, композиция, как учебный предмет, занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего учителя изобразительного искусства, а обучение композиционной деятельности и композиционному мышлению является самым существенным и необходимым среди других форм изобразительной деятельности, которые имеют место при преобразовании материала действительности в процессе художественного творчества.

Однако, как отмечает Н.Н.Ростовцев, в системе подготовки учителя изобразительного искусства вопросы преподавания композиции представляют собой сложную и недостаточно исследованную область художественно-педагогического образования /179, с.38/.

К тому же ни в одной области изобразительного искусства не ведется столько споров и так по разному понимаются цели, задачи, формы и методы обучения, как в области учебной композиции. Авторы одной точки зрения всю природу композиционной деятельности, как процесса творчества, сводят к спонтанному, интуитивному моменту, проявляют мистифицированное иррациональное понимание сущности композиции. Эта точка зрения ярко выражена в работах буржуазных исследователей по проблемам художественного творчества: эстетика Б.Кроче, философов А.Камю и А.Бергсона, психолога З.Фрейда и других, в некоторых высказываниях наших художников и художников-педагогов. Этот существующий скептицизм относительно возможностей сознательного истолкования процесса творчества можно объяснить объективными сложностями, присушиш этому процессу. Интуитивный момент в творчестве оказывается таинственным, бессознательным лишь по форме своего возникновения, ибо даже появлению аффективного первого толчка всегда предшествуют наблюдения и логические размышления, сходные во многом с процессом исследования. Само состояние аффекта, возникающее в начале творческого процесса, еще не дает ясности образа и цели, в психике доминируют рефлекторные реакции. Только при переходе от состояния аффекта к дискурсивному мышлению на уровне сознания происходит выход композиционного мышления на уровень семантики и целостного представления о создаваемом образе. Подобная деятельность нашего мозга несет большую гносеологическую функцию и находит свое выражение в авто- - б - ыатическом развертывании определенных форм восприятия, мышления и воображения как в виде операций со зрительно-восприни-маемыми образами воспринимаемого предмета, так и в форме ассоциативных представлений памяти об объектах, которые постоянно имеют место в сознании человека. Поэтому рассмотрение интуиции с позиции психологической науки показывает, что первая - не что иное, как форма непосредственного, бездоказательного знания /26, с.З; 65, с.212; 140, с.47-49/.

Советский психолог Л.С.Выготский писал: "Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные,.«" /48, с.327/.

Поэтому другая диалектико-материалистическая точка зрения предполагает возможность обучения композиции и композиционной деятельности и, следовательно, развитие творческих способностей в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Однако и здесь для определенной части теоретиков и педагогов-художников обучение композиции фактически сводится к определению суммы более или менее элементарных формальных приемов построения на картинной плоскости, то есть только к компоновке. Такое узкое понимание и толкование вопроса в отрыве от содержания произведения искусства может быстро привести всю нащу педагогику в тенета формального метода или пассивного натуралистического изображения.

Основная группа исследователей придерживается такой точки зрения, которая одной из важнейших сторон овладения композиционным мастерством полагает изучение творческого опыта pea- диетического искусства прошлого в сочетании с живым наблюдением окружающего мира. Прежде всего - это воспитание чувства современности, умение накапливать богатство зрительных впечатлений, серьезное знакомство студентов с принципами построения и процессом создания произведений крупнейших мастеров и тщательный профессиональный их разбор как по содержанию, так и по конкретному композиционному и пластическому решению, развитие сознательного отношения студентов к выбору выразительных композиционно-изобразительных средств при работе над эскизом и дипломной работой.

Такая точка зрения сегодня представляется для нас единственно правильной. К тому же, в настоящее время понятие "композиция" все чаще рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, так как оно впитало в себя и структурную организацию художественного образа, и систему идейно-тематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности принципа построения художественного произведения, а также процесса его создания и восприятия. Эти основные уровни понятия "композиция1*, теоретические положения которых достаточно полно раскрыты в трудах М.В.Алпатова, Е.Б.Волковой, Н.Н.Волкова, В.Н.Ляхова, Е.А.Кибрина, Н.Г.Козлова, Е.В.ДОорохо-ва, В.А.Фаворского и некоторых других авторов, являются и основными направлениями композиционной деятельности.

Усилилось внимание не только к общим вопросам теории композиции и методике ее преподавания, но и к проблемам теории и методике композиции жанра, так как каждый жанр изобразительного искусства - натюрморт, пейзаж, портрет и т.д. - характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, проявляющихся именно через композицию художественного произведения.

Исходя из этого, наряду с задачами освоения общих основ композиции особого внимания заслуживает освоение студентами композиционной специфіки отдельных видов и жанров изобразительного искусства.

Однако вопросам, касашрїмся теории и методики преподавания композиции жанра на художественно-графических факультетах, пока еще не уделяется должного внимания. Исключение могут составить работы таких авторов, как: Е.В,Шорохов - учебное пособие "Основы композиции", А.С.Пучков - глава "Композиция натюрморта11 в учебном пособии "Методика работы над натюрмортом", А.Е.Терентьев - статья "Вопросы композиции пейзажа", Н.Н.Ростовцев - проблемы развития творческих способностей /методологические аспекты/, В.С.Кузин - вопросы творческой деятельности, А.А.Унковский - "Швопись. Вопросы колорита", а также статьи Л.А.Брынцева, В.В.Груздева, Ю.Й.Преображенского.

Поэтому возникла необходимость обратить внимание на специфику композиции портрета с точки зрения проблем, возникаящах при изучении данного раздела в курсе учебной композиции в системе художественно-графических факультетов, так как композиция портрета - наименее изученная область теории и методики преподавания композиции жанра.

В настоящее время нет специальных исследований и методических разработок по проблемам профессиональной подготовки в области теории и методики преподавания раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции на художественно-графических факультетах педагогических институтов страны.

Существующая в настоящий момент теоретическая литература дает нам определенные представления по отдельным проблемам те о- рий жанра портрета, которые раскрыты в работах М.В. Алпатова, Б.В.Виппера, А.Г.Габричевского, И.Е.Даниловой, Н.Н.Евреинова, Л.С.Зингера, М.И.Андрониковой, Н.И.Жинкина, В.А.Леняшина, А.И.Морозова, В.Н.Стасевича, Н.М.Тарабукина, В.Н.Лазарева и

ДРУГИХ*

Существенный вклад в становление и развитие учебно-методических вопросов обучения искусству портрета внесли исследователи и художники-педагоги: Н.Н.Анисимов, Г.В.Беда, Д.Н.Кардовский, К.М.Максимов, Н.Э.Радлов, Н.Н.Ростовцев, Г.Б.Сшрнов, А.А.Унков-ский, К.Й.Финогенов, В.Н.Яковлев и некоторые другие. Однако в этих работах, предназначенных для обучения изображению человека с натуры, даются лишь общие сведения о композиции портрета в тезисном изложении, Оез всестороннего анализа специфики портретной композиции и ее внутрижанровой художественной природы, непосредственно связанной с созданием целостного художественного образа конкретного человека.

Эти знания по композиции, необходимые для успешного освоения учебно-аналитических основ изобразительной грамоты, явно недостаточны для работы над образом человека в жанре портрета.

Анализ современного состояния обучения композиции портрета на художественно-графических факультетах показывает, что студенты встречаются с большими трудностями в понимании и освоении сущности и специфики композиции реалистического портрета. Ориентация и учебно-творческая установка на несущественность портрет* ного сходства в учебных работах ио композиции портрета, а в связи с этим и игнорирование диалектической взаимосвязи главных проблем портрета - идеи, образа и сходства с конструктивно-пластическими закономерностями композиции портрета, неизбежно приводит к созданию слабых портретных композиций, где распространен- ним недостатком выступает заданность портретной композиции, ее упрощенный схематизм либо постановочная вялость в трактовке образа. Требования к практической части по разделу "композиция портрета" по своей сути повторяют учебно-методические установки, предъявляемые к разделу "Однофигурная композиция". Одним из существенных методических недостатков является подмена изучения вопросов специфики композиции портрета, с учетом его многогранной внутрижанровой моди^ікацни, работой над набросками с натуры. Недостаточно учитываются связи между предметами специального цикла.

Вместе с тем в творчестве студентов отчетливо ощущается установка на логическую стройность и рациональную возвышенность художественной формы, что указывает на усиление оценочных моментов в композиционном мышлении, на аналитическое вхождение в тему. Студентов остро интересует вопрос конструирования, создания художественного произведения на определенных принципах и закономерностях, действующих в любом полноценном творческом акте*

Неслучайно, современное искусствознание вновь обращается к проблеме так называемого "композиционного портрета". Поднимая эту тему, искусствоведы стремятся обратить внимание на один из главных моментов творческой работы в этом жанре.

Однако изучение композиционных особенностей портрета связано с определенными трудностями, обусловленными прежде всего спецификой многогранной внутрижанровой модификации портрета, где связь с конкретной человеческой индивидуальностью, влияние ее внешних черт, выразительных жестов и характерных действий человека, система формально-пластических отношений и специфический характер разработки художественного образа в портрете - II - сказывается на особенностях построения и процессе создания портрета и его композиционной структуры.

Следовательно, на теоретических и практических занятиях очевидна необходимость концентрации внимания на композиционной специфике жанра портрета, на его особых структурных свойствах, устанавливающих и определяющих его границы. Активизация процесса обучения в области композиции портрета и искусства портрета вообще существенно обогатит знания, умения и навыки студентов и, несомненно, окажет позитивное влияние на понимание ими задач сю-жетно-тематической картины, композиционной графики и скульптуры.

Выше сказанным обусловлена актуальность обращения к проблеме композиции портрета, как к одной из наименее изученных областей теории и методики преподавания композиции жанра в системе художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Изучение теоретических трудов и литературных источников по проблеме исследования, многолетний опыт наблюдения за композиционно-изобразительной деятельностью студентов, анализ композиционных качеств учебных и творческих работ по разделу "композиция портрета", анализ действующей программы позволили построить следующую рабочую гипотезу исследования: научно обоснованное акцентирование творческих и композиционных задач при обучении искусству портрета является не только важнейшим фактором формирования навыков композиционной деятельности и композиционного мышления, но и помогает будущему учителю изобразительного искусства глубже вникать в идейно-содержательную сущность композиции и основные ее закономерности, правила и приемы организации изобразительного материала; успешное формирование навыков композиционно-творческой - 12 -деятельности студентов находится в прямой зависимости от содержания и места упражнений в общей системе программных заданий, а также соответствии определенного объема учебных и творческих задач каждому этапу работы в процессе изучения данного раздела.

Объектом исследования является процесс обучения композиции портрета и композиционно-изобразительной деятельности студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Предметом исследования является формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе композиционно-изобразительной деятельности при освоении композиционной специфики портрета.

Цель данного исследования - на основе теоретического анализа и экспериментального исследования дать научно-педагогическое обоснование содержания, форм и методов преподавания раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции, разработать рациональную систему специальных упражнений, способствующую эффективному освоению композиционной специфики портрета и формированию умений и навыков композиционно-творческой деятельности студентов.

Цель исследования определила следующие задачи: выявить основные требования к подготовке студентов по разделу "композиция портрета"; выявить систему основных художественных задач, возникаю-іцих при освоении композиционной специфики жанра портрета; определить наиболее характерные ошибки при решении учебных и творческих композиционных задач в портрете; исследовать специфику художественно-композиционного языка портрета; определить структуру, содержание, объем и методику обу- - ІЗ - чения разделу "композиции портрета" и его место в курсе учебной композиции; - разработать систему последовательно усложняющихся упраж нений, определить их методическую значимость, цели и задачи, обеспечивающие воспитание и формирование творческих способностей студента, исходя из исследуемой проблемы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, ленинская теория отражения и его концепция о единстве в творческой деятельности человека объективного и субъективного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного; научные труды специалистов по эстетическому воспитанию и художественному образованию, физиологии и психологии зрительного восприятия, рассматриваемых в глубокой взаимной обусловленности их теории, истории и практики, а также программные документы ЦК КПСС и Совета Шнистров СССР по вопросам дальнейшего развития высшей школы и улучшения идеологической и политико-воспитательной работы, в частности, с творческой молодежью.

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования: - изучение и анализ литературных источников из различных областей знания: философии; марксистско-ленинской эстетики; педагогики; психологии; искусствознания; теории, истории и ме тодики преподавания академического рисунка, живописи и компо зиции, с позиции темы исследования; анализ действующей программы по композиции; педагогическое наблюдение за композиционно-изобразительной деятельностью студентов на практических аудиторных занятиях и их самостоятельной творческой деятельностью; собеседование и анкетный опрос студентов, участвующих в эксперименте; изучение студенческих учебно-творческих и творческих работ по композиции с их последующей статистической обработкой и анализом; анализ композиционной структуры и основных композиционных приемов организации изобразительного материала в портрете; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов.

Для обработки данных применялись методы количественного и качественного анализа эмпирических результатов: шкалирование, вычисление среднего арифметического, матрица рангов и ранжирование. Использование данного комплекса взаимодополняющих методов обеспечивало достаточную надежность полученных результатов.

Выработка оптимальных путей и средств обучения, разработка системы занятий и упражнений по формированию композиционных навыков, творческой фантазии, художественно-образного мышгения студентов была осуществлена в результате экспериментальной работы, проводившейся в течение восьми лет, которая включала в себя ряд этапов.

Научная новизна работы заключается в решении ряда задач по совершенствованию методики преподавания раздела "композиция портрета", а именно: систематизирован теоретический материал по проблеме специфики композиции портрета, исходя из задач подготовки художника-педагога в системе художественно-графических факультетов; разработана концепция, структура и содержание раздела "композиция портрета"; разработана и экспериментально проверена система упражне- ний, способствующая поступательному развитию композиционного мышления и творческих способностей студентов; определена система методов комплексного обучения композиционной деятельности, активизирующих формирование творческих способностей студентов в процессе освоения раздела "композиция портрета"; разработаны практические рекомендации и методика проведения аудиторных занятий по разделу "композиция портрета".

Результаты проведенного исследования апробированы и внедрены в опытный учебно-педагогический процесс: на художественно-графическом факультете Витебского пединститута имени С,М.Кирова; на художественно-графических факультетах Ростовского и Криворожского педагогических институтов; а также нашли свое отражение в программах педагогических институтов в курсе композиции.

Основное содержание диссертации отражено с достаточной полнотой в следующих работах:

К вопросу специфики композиции портрета. - В кн.: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М., МГШ, 1980, с.41-55.

Композиция в изобразительном искусстве как учебный предмет. - В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи: Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции /апрель 1982 г,/, часть I. - Могилев, 1982, с.103-104.

Методические рекомендации по изучению раздела "композиция портрета" в курсе учебной композиции на художественно-графическом факультете. - Витебск, 1983. - 30 с.

Программы педагогических институтов. Композиция. - В кн.: Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленер /практика по изобразительному искусству/. Композиция. Для специальности Т- 2109 "Черчение, изобразительное искусство и труд". Сборник № 16. - М.: Просвещение, 1983, с.34-62 /в соавторстве/*

Кроме этого, данные, выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, направленного на поиски оптимальных возможностей управления композищонной деятельностью студентов, нашли свое отражение: в докладах и сообщениях на ежегодных научных конференциях преподавателей Витебского педагогического института им.СМ. Кирова на секции изобразительного искусства; в лекциях и практических занятиях в курсе композиции для студентов художественно-графического факультета; в курсе лекций и практических занятий в областном ИУУ города Витебска по повышению педагогической квалификации учителей изобразительного искусства.

Обзор основных методических источников по проблеме исследования

Изучая вопросы теории и практики композиции портрета, методику освоения ее специфических закономерностей, необходимо опираться на конкретную группу литературных источников, определяющих педагогический подход к проблеме.

Во-первых, это литература по общей теории искусства портрета, выработавшая свои определенные понятия и представления. Этот круг самых обищ: ПОНЯТИЙ И представлений, неизменно связанный с природой самого портретного жанра, позволяет рассматривать исследуемую проблему и отличать ее специфику от других жанров изобразительного искусства.

Проблема портрета постоянно привлекала внимание и художников, и философов-эстетиков, и художественных критиков, и историков искусства от Аристотеля до наших дней. В их работах проблема трактуется с самых разных точек зрения - с философской, психологической, социологической, исторической. Множество интересных идей о сущности портретного искусства можно встретить у Лессинга, Шеллинга, Гете, Гегеля, Чернышевского и т.д. В ряде работ были сделаны попытки теоретически суммировать фактический материал портретного жанра в истории искусства, дать свободное философское или художественно-критическое его построение. Так, в 1908 году вышла книга В.Ветцольда "Искусство портрета", первое всеобъемлющее руководство по данному предмету В отечественной литературе ярко выделяется своей содержательностью небольшая статья Я.А.Тугендхольда "О портрете", вышедшая в 1912 году и построенная на привлечении широкого материала из истории портретной живописи. Сохраняет свое значение статья Б.Р.Виппера "Проблема сходства в портрете" /1917 г./. Е,Еврей-нов в книге "Оригинал о портретистах" /1922 г./ рассмотрел проявление индивидуальности и субъективности манере исполнения разных художников в портретах, выполненных с одной модели.

В советском искусствознании в первую очередь следует отметить сборник статей "Искусство портрета", опубликованный в 1928 году под редакцией и при участии А.Г.Габричевского. Сборник включает статьи: "Портретные формы" Н.И.Жинкина, "Портрет как проблема изображения" А.Г.Габричевского, "Портрет и его оригинал" Б.В.Шапошникова, "Язык портретного изображения" А.Г.Циреса, "Портрет как проблема стиля" Н.М.Тарабукина. В сборнике подвергнут разностороннему теоретическому обсуждению вопрос о художественной природе портрета. Социологией портрета занимались В.М.Фриче /1926 г./ и А.А.Сидоров /1927 г./. В 1937 году вышла книга М.В.Алпатова "Очерки по истории портрета", где определяется специфика портретного жанра в его историческом развитии, и на примерах из истории живописи разных эпох автор показывает композиционные приемы организации портрета, которыми пользовались известные мастера.

Композиция и композиционная деятельность и их диалектическая взаимосвязь

Искусство - специфический способ отражения действительности. Это центральное положение марксистско-ленинской эстетики имеет огромное принципиальное значение для определения методологии научного подхода ко всему комплексу проблем, связанных с изучением сущности и законов художественного творчества.

Основные психические функции творческого процесса - ощущение, восприятие, воображение, мышление, эмоции, память - по разному, с различной глубиной, полнотой и отчетливостью воспроизводят окружающий мир в форме идеальных образов. Центральной функцией, направленной на осуществление наиболее тонкого анализа внешнего мира, является мышление.

Всякое мышление предполагает упорядоченность мыслительного материала, его определенную структурную организацию в соответствии со спецификой и задачами деятельности и предметными средствами выражения. Поэтому подобно понятийному мышлению, структура которого находит выражение в логике, художественное мышление, художественно-изобразительная и эстетическая деятельность также имеют свою специфическую структуру, которая может быть охарактеризована как композиция. К тому же, ком-позиционность восприятия и воображения по аналогии с логикой понятийного мышления может быть понята как адекватная им форма структурной организации образного мышления.

Поэтому композиция вообще и композиционная творческая деятельность, в частности, вызывала и вызывает к себе пристальный интерес с самых разных точек зрения: марксистско-ленинской эстетики, искусствознания, психологии художественного творчества, педагогики художественного образования и художествен ной практики. Понятно, что композиция как предмет исследования различных отраслей знания освещался ими в соответствии со своими задачами, целями и способом познания, при этом взаимно используя достижения каждой из этих наук.

Например, марксистско-ленинская эстетика рассматривает композицию как категорию художественной формы, действенность понимания которой распространяется только на философеко-эсте-тический аспект теории композиции. При этом, в отличие от теоретического искусствознания, эстетику интересуют закономерности композиции, свойственные произведению искусства не только одного вида, а искусства в целом, во всей системе его видов и жанров, то есть эстетика как философская наука изучает наиболее общие ее закономерности. Поэтому прерогативой эстетики является теоретический аспект изучения, эстетика дает анализ теоретическим концепциям композиции в системе специальных наук об искусстве и творчестве, где выполняет тем самым по отношению к ним определенную методологическую функцию,

В искусствознании композиция - атрибут художественного произведения. Искусствознание исследует законы и закономерности композиции, композиционные принципы и приемы организации художественного материала на примерах известных ей образцов, из которых они извлекаются. Эти закономерности, правила и приемы -итог завершившегося творческого процесса.

class3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОБЪЕМУ И

МЕТОДИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ РАЗДЕЛА "КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА" В КУРСЕ УЧЕБНОЙ КОМПОЗИЦИИ class3

Поисковый эксперимент

При изучении специфики композиции портрета основной задачей учебного процесса является освоение взаимосвязи главных проблем портрета - идеи, образа и сходства с конструктивно-пластическими закономерностями композиции.

Целью поискового эксперимента была подготовка базы и необходимых данных для проведения формирующего эксперимента. Конкретно ставились следующие задачи:

1. Дифференцировать уровни психологических и педагогических трудностей освоения студентами художественно-графических факультетов основных этапов динамики творческих действий в процессе композиционной деятельности.

2. Определить темп формирования, "вынашивания" замысла в зависимости от организации учебного процесса,

3. Провести анализ динамики творческих действий студентов в период их композиционно-изобразительной деятельности.

4. Определить место раздела "композиция портрета" в общей системе курса композиции, решить вопрос взаимосвязи с другими предметами изобразительного цикла,

5. Определить задания для домашних работ, дающих возможность глубоко изучить специфику композиции портрета, исходя из ее многогранной внутрижанровой модификации.

6. Разработать критерии оценки учебно-творческих работ.

Отважность первой из перечисленных задач обусловлена необходимостью в процессе преподавания дифференцировать уровни психологических и педагогических трудностей освоения студентами основных этапов динамики творческих действий во время композиционной деятельности«

Исследование творческого процесса в искусстве более широкая и сложная проблема, чем исследование динамики творческих действий, ибо фазы творческих действий составляют целесообразную основу творчества как процесса, доступную теоретическому моделированию на уровне психологических и педагогических исследований в силу своей наблюдаемости. Общеизвестно, что и создание художественного произведения - не отдельный акт, а поэтапный процесс, поэтому творческая деятельность вообще и композиционная деятельность, в частности, есть решение последовательно связанных задач в динамике творческого процесса. Как отмечает П.М.Якобсон; "Выявление психологических этапов создания произведения искусства, по сути дела, является своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типичной и обобщенной модели 1 /241, с Л 7/.

Дифференцировать уровни трудностей освоения студентами основных этапов динамики творческого процесса позволяют, с одной стороны, количественные характеристики тех или иных его этапов, в виде вариантов композиционных решений, то есть количество совершаемых умственных действий; с другой стороны, качественные характеристики как самих композиционных действий, так и умственной деятельности студента в процессе творчества.

Похожие диссертации на Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на художественно-графических факультетах педвузов ((раздел "композиция портрета"))