Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Крылов Василий Петрович

Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета
<
Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылов Василий Петрович. Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 218 c. РГБ ОД, 61:99-13/1301-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 18

1. Из истории обучения орнаментальной композиции в художественном образовании и эстетическом воспитании студенческой и школьной молодежи 18

2. Художественно-изобразительные основы и психологические закономерности построения орнаментальной композиции 47

Глава II. ЭКСПЕРЛМЕКТМЬНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРНА-МЕНШЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Психолого-дидактические основы экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел 111

2. Педагогические пути, методы и средства обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 202

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях, когда происходит существенная перестройка всех сфер жизнедеятельности общества и, в частности, в системе общего и профессионального образования, особое значение приобретает проблема эстетического воспитания и художественного образования молодежи, совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

Как правильно подчеркивается в решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях (24 мая 1995 г.), ситуация переходного развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.

Тем более, что в последние годы различные тип» образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные, художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству, более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.

й как отмечается в "Основных направлениях развития эстетического образования", принятых на указанной Коллегии Министерства образования РФ, эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех

возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, рекомендовать "связь времен", связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

То есть, художественное образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

И далее отмечается - обеспечить общеобразовательные учреждения высокообразованными специалистами в области художественного образования, готовыми к профессиональной деятельности в контексте гуманитаризации образования, должны вузы и училища как в системе образования, так и в системе культуры, а также институты повышения квалификации кадров, реализующие моделирование новых образовательных систем, в том числе и художественно-педагогических.

Методологический подход к изучению проблем эстетического воспитания, формирования духовного мира молодежи орределен в ряде философских исследований М.Ф.Овсянникова, А.й.Бурова,

М.С.Кагана, Л.Й.Когана, Л. И. Колесника, О.В.Ларнина, В.А.Разум-ного, В.К.Скатерщикова, Б. Г. Лукьянова.

Вопросам теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития школьников, студентов посвяяенн труды Г.В.Бедн, Н.Н.Ростовцева, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, Т.С.Комаровой, В.Г.Горецкого, Е.В.Квятковского, Д.А.Ходяковой, В.С.Кузина, Е.В.Іорохова, Т.Я.Шпикаяовой, Н. С.Боголюбова, В.В.Корешкова, А.С.Хворостова, А.А.Унковекого, Э.И.Кубышкиной, Б.Т.Лихачева, М.Г.Плоховой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, СЕ.Игнатьева, Н.Н.Светлов-ской, Т.Ф.Курдшовой, В.Я. Коровиной и других известных ученых.

Особый интерес представляют диссертации, посвященные раскрытию роли различных видов народного, декоративно№прикяадного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании молодежи, вопросам методики обучения национальным традициям прикладного искусства в общеобразовательных школах и в процессе подготовки учителей. Это докторские диссертации Т.Я.Шпикаяовой, А.С.Хворостова, С.Н.Новикова, С.Булатова, кандидатские диссертации М.К.Даутова, Р.Х.Тебуева, К.Калымова, Ю.К.Беджанова, В.Г.Григорьева, А.А.Сарбагышева, Б.С.Белова, Б.Б.Вайметова, Е.С.Асылханова, Т.Р.Собирова, СИ.Ботовой, Е.В.Алексеенко, М.М.Байрамбекова, Л.В.Ершовой, Л.Е.Лапшиной, Г.А.Поровской и др.

Наряду с диссертационными исследованиями по рассматриваемой проблеме, разработан и издан ряд монографий искусствоведческого характера по проблемам народного, декоративно-прикладного искусства, методические пособия для школьников и студентов. Это работы ведущих искусствоведов А.В.Бакушинского, И.Я.Богуславской,

В.М.Василенко, В.С.Воронова, А.К.Чекалова, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, Б,А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова, В.Н.Козлова.

Труды перечисленных специалистов способствуют утверждению важной роли декоративно-прикладного искусства в духовном развитии подрастающих поколений, способствуют повышению эффективности эстетического воспитания и художественного образования молодежи, будущих учителей изобразительного искусства, специалистов в области народных художественных ремесел.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ истории рассматриваемой проблемы, многие ее аспекты до последнего времени остаются неисследованными и нераскрытыми, что в современных условиях коренной перестройки системы культуры, народного образования является недопустимым. Особенно если учесть что в последние годы открываются факультеты не только традиционного характера - художественно-графические факультеты, а и факультеты изобразительного искусства и народных ремесел в педагогических университетах и институтах, имеющие специфику, выраженную в значительном усилении роли декоративного искусства, теоретических основ и практических умений в орнаментальном искусстве в профессиональной подготовке студентов. Не раскрыты в должной мере роль и место национальных видов декоративно-прикладного искусства, не выявлены их научно-теоретические основы, не разработаны эффективные методики обучения и т.д.

Сказанное еще раз подчеркивает актуальность данного диссертационного исследования и выбор темы данного исследования "Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел в педагогическом университете.

Проблема исследования: раскрытие теоретических основ, научная разработка и экспериментальная проверка эффективной методики обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.

Целью исследования является повышение эффективности профессионально-художественной подготовки специалистов-учителей изобразительного искусства и народных художественных ремесел.

Объект исследования: процесс обучения орнаментальной композиции студентов 1-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета.

Предмет исследования: методика обучения (теоретические основы, педагогические пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успех обучения студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета и на этой основе повышение эффективности художественно-профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и народных ремесел возможно при условиях: раскрытия художественно-изобразительных основ и психологических закономерностей построения орнаментальной композиции; раскрытия дидактических основ экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел; выявления психолого-педагогических особенностей художественно-профессиональной подготовки студентов в процессе обучения орнаментальной композиции; разработки эффективных педагогических

путей, методов и средств обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом, гипотезой исследования, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Осветить историю обучения орнаментальной композиции в художественном образовании и эстетическом воспитании студенческой и школьной молодежи,

2. Раскрыть художественно-изобразительные основы и психологические закономерности построения орнаментальной композиции,

3. Раскрыть дидактические основы экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета,

4. Выявить психолого-педагогические особенности художественно-профессиональной подготовки студентов факультетов изобразительного искусства и народных ремесел в процессе обучения орнаментальной композиции.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективные педагогические пути, методы и средства обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел.

Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и художественного образования, обучения декоративно-прикладному искусству.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих художественно-профессиональную подготовку студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- изучение продуктов деятельности студентов (рисунков, живописных работ, композиций, художественно-декоративных поделок, курсовых и дипломных работ).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете изобразительного искусства и народных ремесел в Московском педагогическом университете.

Исследование проводилось в два этапа с 1993 по 1998 гг.

Я первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методичесхой и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета.

Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе (1995-1998 гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы обучения студентов 1-5 курсов орнаментальной композиции; методики эксперимента и педагогических методов, приесов и средств художественно-профессиональной подготовки студентов в процессе обучения орнаментальной композиции.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения орнаментальной композиции по программе и методическим рекомендациям, разработанным диссертантом для экспериментальных групп при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением декоративно-прикладному искусству в параллельных группах (контрольных группах).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальных группах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, курсовых рефератов и докладов на темы культуры и искусства, на темы теории и методики развития народных художественных ремесел.

Широко проводились как обязательные, входящие в экспериментальную программу экскурсии к памятникам старины и культуры, в художественные музеи, на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников, мастеров прикладного искусства, вечера искусств и культуры. Особое внимание уделялось

посещению Гжели, Жостова, Палеха и анализу их изделий.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольных заданий, написания докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ сравнивались результаты экспериментального и традиционного обучения орнаментальной композиции.

То есть, в экспериментальных группах использовалась экспериментальная методика обучения орнаментальной композиции, направленная на успешное усвоение теоретических знаний и широкого комплекса практических художественно-изобразительных умений и навыков в области орнаментальной композиции, на активное формирование эктетического вкуса и художественных интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного художественно-эстетического развития студентов в процессе профессионально-художественной подготовки.

В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения;

I. Специфика художественно-профессиональной подготовки специалистов на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета (института), требования государственных стандартов высшего художественно-педагогического образования обусловливают проблему успешного обучения студентов - будущих учителей изобразительного искусства и народных ремесел как важнейшую, приоритетную проблему. Особенно в настоящее время - в условиях гуманизации и гуманитаризации об разевания, возрождения и дальнейшего развития культуры и искусства и, прежде всего, традиций народных художественных промыслов русского и других народов России.

2. Содержание учебного курса орнаментальной композиции в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета (института) представляет собой не просто очередной учебный предмет, а является своеобразной общей научно-теоретической основой изучения декоративно-прикладного искусства во всем его разнообразии видов, жанров, художественных техник. С другой стороны, этот курс позволяет освоить основные практические художественно-изобразительные умения и навыки в области орнаментальной композиции на первых курсах и проявить их высокий уровень овладения в конце обучения на факультете - в дипломных работах (проектах), независимо от профиля (резьба по дереву, лаковая живопись по дереву и металлу, керамика, ювелирное искусство, кузнечное искусство, финифть, костюм, батик и т.д.).

3. Эффективное обучение студентов орнаментальной композиции предполагает комплексное решение учебно-воспитательных и учебно-развивающих задач. То есть, с одной стороны, овладение теоретическими основами и практическими, художественно-выразительными умениями и навыками в области орнаментальной композиции развивают мыслительные операции, творческое воображение, пространственные представления, эстетическое восприятие, эстетические вкус и предпочтения, с другой - уровень развития, сформированностй данных психологических структурных компонентов личности студента непосредственно влияет на качество, успех усвоения курса орнаментальной композиции.

4. Продуктивное усвоение курса орнаментальной композиции во многом зависит от уровня овладения студентами академических курсов рисунка, живописи, композиции, истории изобразительного искусства, В то же время специфика орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел требует внесения определенных корректив в учебные программы по указанным академическим дисциплинам. Эти коррективы должны учитывать в целом специфику художественно-профессиональной подготовки специалиста - будущего учителя изобразительного искусства и народных художественных ремесел во всем их разнообразии как в общеобразовательных учебных заведениях (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы и классы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и т.д.), так и в системе дополнительного образования и в системе начального и среднего профессионально-художественного образования.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыты художественно-изобразительные основы и психологические закономерности построения орнаментальной композиции; выявлены психолого-педагогические особенности художественно-профессиональной подготовки студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел в процессе обучения орнаментальной композиции; разработаны теоретические основы и эффективная методика обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов.

Практическая значимость исследования заключается: в раскрытии дидактических основ экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции на факультета изобразительного искус

ства и народных ремесел педагогического университета; в разработке и экспериментальной проверке эффективных педагогических путей, методов и средств обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства (и приж-де всего по предметам декоративно-прикладного искусства) для художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства и народных ремесел педагогических университетов и институтов, при создании новых поколений учебно-методических пособий для студентов, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, в институтах усовершенствования учителей.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, профессиональной художественной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (1996 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академий наук педагогического образования (1995-1998 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1997 гг.), на кафедре декоративно-прикладного искусства Московского педагогического университета (1995-1998 гг.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу вошли также таблицы и рисунки. 

Из истории обучения орнаментальной композиции в художественном образовании и эстетическом воспитании студенческой и школьной молодежи

Общеизвестно, что изделия декоративно-прикладного искусства - свидетельство материальной культуры, созданной человечеством за многие века его существования, - всегда играли важную роль в жизни человека, в его духовном мире. Это объясняется тем, что декоративно-прикладное искусство является по своей природе функциональным, тем, что предметы этого вида искусства не только заключают в себе определенные эстетические ценности, удовлетворяют эстетические потребности общества и личности, но и имеют то или иное утилитарное назначение.

Орнаментальное искусство, как одно из ярчайших проявлений творчества и самовыражения человека, одна из сфер его деятельности, имеет свою богатую историю и берет свое начало с древнейших времен.

Орнамент, который возник в эпоху палеолита при переходе человека к оседлому образу жизни, всегда был и ныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

Древнейшим видом украшения является орнамент - узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или представляющий его структурную основу. То есть первичный генетический смысл декоративность приобретает в орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, постепенно превращающаяся в символ, переходящий в декоративный мотив - круг солнца, линия волны, рог козла,лист дерева, цветок, конь, птица, рыбий хвост, крыло птицы, ветка дерева и т.д.

Характерная черта любого орнамента - неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на конкретном отрезке исторического развития личности. Поэтому совокупность орнаментов, которыми оформлены различные предметы и ко-тоцгые являются неотъемлемой их частью, достаточно полно определяет художественный стиль своего времени, то есть исторически сложившуюся систему художественных средств, обусловленную единством идейных, нравственных и эстетических взглядов общества. И не случайно многие исследователи орнамента рассматривают его как своеобразный почерк эпохи, как элемент стиля, дающий определенное представление о той исторической эпохе, к которой он принадлежит.

С самого начала зарождения различных школ обучения изобразительному искусству, одно из центральных мест в них занимали вопросы обучения орнаменту, орнаментальной композиции. Это было обусловлено значительным местом, которое занимало декоративно-прикладное искусство в жизни человека, всего общества. Известны оригинальные методы обучения рисунку, живописи, орнаменту в Древнем Египте, Древней Греции, в Китае, Японии, в Средней Азии. Целенаправленный характер приобретают методы обучения орнаментальной композиции в европейских странах со времени средних веков. Богатую историю имеет система методов обучения основам декоративно-прикладного искусства, искусству орнаментальной композиции в России. Причем эта система методов обучения орнаментальному искусству складывалась как в государственных учебных заведениях (школах, училищах, институтах и т.п.), так и в местах, центрах народных художественных промыслов (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Жостово, Палех, Кубачи и т.д.).

Здесь следует отметить, что многие мыслители, философы, представители культуры, известные педагоги различных эпох высоко оценивали роль искусства как важнейшего и независимого средства эстетического воспитания и художественного образования. Исключительная роль искусства в эстетическом воспитании людей всех возрастов объясняется спецификой воздействия художественного произведения на человека, тем, что искусство является высшей формой способа эстетического освоения действительности, особой формой эстетической деятельности. Искусство становится основной сферой проявления эстетического отношения, формой и способом деятельности, в которых эстетическое отношение к миру проявляется в наиболее полной мере.

В любом виде искусства эстетическое отношение к действительности материализуется, приобретает устойчивую форму, сохраняющуюся длительное время, и предназначается для эстетического воспитания и использования. Различные виды искусства впитывают в себя, запечатлевают и сохраняют для потомков то прекрасное, которое в жизни имеет временный характер, возникает и исчезает, меняясь от одного впечатления к другому. Динамичное и неустойчивое в жизни, в постоянной смене звуков, форм и красок, бесконечное в своем движении, это прекрасное как бы останавливается и застывает в искусстве, становится непроходящим, способным вновь и вновь вызывать наслаждение, независимо от смены эпох, необратимости времени, уходу в далекое прошлое тех впечатлений, которые вызвало к жизни замечательное произведение искусства. Весь этот сложный комплекс эстетических чувствований и размышлений без искусства потерялся бы во времени и исчез навсегда, что резко негативно отразилось бы на развитии последующей культуры человечества, затем его пришлось бы восстанавливать, строить заново.

Художественно-изобразительные основы и психологические закономерности построения орнаментальной композиции

Говоря о художественно-изобразительных основах и психологических закономерностях построения орнаментальной композиции, следует отметить, что орнаментальное искусство является важнейшей основой, а точнее, сердцевиной декоративно-приклад-ного искусства, составным элементом архитектуры и во многом создается по законам формотворчества, геометрической целесообразности и правилам не только изобразительного искусства, но и черчения.

Непосредственно научно-теоретическими основами орнаментальной композиции в структуре декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайнерского формотворчества являются закономерности строения формы объектов растительного и животного мира, объемно-пространственных отношений, композиции, цве-товедения, фактуры (материальной пластики), закономерности зрительного (визуального) восприятия геометрической основы формы, их сочетаний в орнаменте, узоре, цветовых отношений объектов и их частей.

Одной из ведущих основ орнаментального искусства, объемного макетирования художественно-прикладного изделия является теория многогранников.

Рассматривая суть, содержание орнаментального искусства, художественно-изобразительные основы и психологические закономерности построения орнаментальной композиции мы опирались на известные исследования В.В.Стасова, А.В.Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.С.Воронова, Г.К.Вагнера, В.Т.Василенко, СВ. Иванова, В.Н.Козлова, М А.Некрасовой, Т.М.Разиной, Б.А.Рыбакова, Н.Н.Соболева, А.Б.Салтыкова, И.А.Орбели, Г.А.Пугачен-ковой, Л.И.Ремпеля, А.К.Чекалова и других.

В частности, подчеркивая непреходящую роль и историческую обусловленность орнаментального искусства, выразительность и социальную значимость его художественно-образного языка, В.В.Стасов писал: "Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка гут имела свое значение, являясь словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментики - это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства" ( 4Л9,5" ).

В.С.Воронов, считая орнаментальное искусство как вид народного искусства, как творчество народа, утверждал: "...оно заключает в себе глубокие первоосновы здорового художественного труда и что в нем неувядаемо сохраняются корни для дальнейшего развития и расцвета русского искусства"

При этом подчеркивая, что орнаментальное искусство находится в постоянной и неразрывной связи с бытом человека, B.C. Воронов говорит, что корни его покоятся в почве быта. Оно всегда рождается и живет в счастливом материальном воплощении. То есть все предметы, окружающие человека в действительности, являются той реальной основой, которая отражается в стилистическом и многогранном народном художественном творчестве.

Так, на Руси утварь, посуда, орудия труда всегда покрывались резным или росписным орнаментом. Резные дубовые столы, столбы, ворота, зубчатые причелины, деревянные коньки украшали жилище.

Орнамент покрывая и одежды, главным образом женскую, и предметы домашнего обихода: полотенца, простыни, платки, посуду и т.д. И не случайно отмечает Н.Н.Соболев, что: "Присущая русскому народу любовь к украшению своего жилища и быта способствовала созданию в равнинах и лесах русской земли богатой, красочной культуры, поражающей обилием узорчатых деталей" ( l T i,f ).

Рассматривая роль орнамента в духовной жизни человека, его место в изобразительном искусстве, в народном творчестве, Т.С.Семенова подчеркивает: "Орнамент - один из способов художественно моделировать движение, присущее миру. Он - одна из форм художественного движения".

В работах известных специалистов по декоративно-прикладному искусству, декору и орнаменту довольно полно раскрываются художественно-изобразительные основы, средства построения орнаментальной композиции. Но часто в них встречаешь противоречия, сугубо личную позицию, не совпадающую с научной позицией других авторов.

Психолого-дидактические основы экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел

Как свидетельствует проведенное нами исследование, психолого-дидактические основы экспериментальной программы обучения орнаментальной композиции студентов на факультете изобразительного искусства и народных ремесел представляют собой систему научных основ, тесно, неразрывно связанных между собой и имеющих своеобразную иерархию. Структуру этой системы составляют два ведущих блока основ. Один из них представляет психологический аспект проблемы, другой связан с педагогическим аспектом проблемы и, прежде всего, с реализацией и соблюдением принципов дидактики в процессе обучения орнаментальной композиции.

В частности, первый блок, выражающий собой психологический аспект, тесно связан с проблемами эстетического воздействия декоративно-прикладного искусства, орнаментального искусства на личность студента и, в конечном итоге, с проблемами общего эстетического развития и формирования личности студента и его психологией художественно-профессиональной подготовки.

Другой блок психолого-дидактических основ экспериментального обучения орнаментальной композиции студентов представляют собой дидактические принципы, приобретающие в условиях преподавания художественных дисциплин свое конкретное, специфическое содержание. Выражая собой общие положения теории обучения, дидактические принципы определяют те закономерности содержания, методики обучения студентов, которые обеспечивают наиболее успешное овладение ими знаниями орнаментальной композиции и умением творчески подходить к созданию своих орнаментальных композиций и декоративно-прикладных изделий.

Учитывая все это, разработанная нами модель экспериментального обучения орнаментальной композиции студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета охватывает цикл практических и теоретических занятий с первого по пятый курсы. Причем эта модель является комплексной системой обучения, включающей в себя формирование и развитие навыков ручного труда, свойственных технологии художественного творчества, основам языка изобразительного искусства, обучению основам языкам изобразительного искусства, а также развитие и ориентацию общих категорий художественно-эстетического мировоззрения, затрагивающих как эмоциональную, так и интеллектуальную сферу духовной жизни будущего специалиста.

В процессе выполнения заданий студенты знакомятся с элементами формообразования художественного символа в изобразительном искусстве.

В начале предлагается методика "механических" способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

По мере привыкания к специфике художественной деятельности перед студентами ставятся все более сложные и творческие задачи. Элемент случайного энергично преобразовывается в творческий замысел создания орнаментальной композиции. В то же время на основе орнаментальной композиции возможно полноценное приобщение студента ко всей художественной культуре в целом, так как орнамент является ее первоосновой и несет в себе все ее элементы.

То есть предполагается реализация методики построения орнаментальных композиций в условиях творческого процесса. В основе самого сложного орнамента лежат простые, доступные каждому, принципы его создания. Обнаружение этих признаков, их "гласность" и составляет приоритет специализированных художественных направлений высшей школы.

Так, например, отобразить признаки иллюзорного пространства можно лишь изменяя геометрию и величину площади ячейки сетки, которая до этого случая всегда оставалась неизменной.

Создание доступных методов построения орнаментальных композиций - одно из важных психолого-дидактических условий разработанной нами экспериментальной методики. 3 основе любого, пусть даже очень сложного орнамента, лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляет иногда трудную задачу даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетаний достаточно велики и имеют общее название "элементы", "виды" или

"образы симметрии". Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие направления науки, и это не случайно, так как все многообразие является комбинационными симметрическими методами организации материи в форме живой и неживой природы.

Из всего сложного комплекса вопросов, касающихся обучения студентов орнаментальной композиции мы, по указанным выше причинам, особое внимание уделили в экспериментальной программе для 1-П курсов следующим разделам, имеющим принципиальное значение для успешного овладения всего содержания орнаментальной композиции, декоративно-прикладного искусства (во всем его многообразии) на протяжении всего периода обучения на факультете:

1. Плоскость. Элементы и мотивы орнаментальной композиции.

2. Образы симметрии в орнаментальном искусстве. Симмет рия трансляции.

3. Сетки геометрических разбиений для создания орнамен тальных композиций.

4. Раппорт или "паркет в орнаментальной композиции.

5. Принципы группировки элементов изобразительной формы.

6. Создание сложной орнаментальной композиции методом рисования двух ломаных линий по сетке квадратов (Практическое задание).

7. Рисование орнамента в половину дуги окружности по сетке квадратов. (Практическое задание).

8. Методы моделирования кривизны иллюзорного пространст ва сетками геометрического разбиения.

9. Творческие разработки студентов по орнаментальной композиции.

Похожие диссертации на Методика обучения орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета