Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Ефремова Ольга Константиновна

Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов
<
Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова Ольга Константиновна. Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:05-13/410

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЬПСАЛЬНОИ СИМВОЛИКИ 13

1.1. Феномен символа в истории и теории культуры 13

1.2. Феномен символа в музыкальном искусстве 34

1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эвристического мышления учащихся средних классов и феномен музыкальной символики 62

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЬПСАЛЬНОИ СИМВОЛИКИ 97

2.1. Организация и методика экспериментального исследования развития эвристического мышления учащихся на основе освоения музыкальной символики 97

2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по развитию эвристического мышления учащихся средних классов средствами музыкальной символики 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 186

Введение к работе

* Актуальность исследования. Комплекс социально-культурных

проблем, обострившихся на рубеже XX-XXI веков, повышает требования к качеству гуманитарной сферы культуры, поскольку каждый человек должен выступать активным субъектом, способным к постижению глубинных смыслов происходящих процессов и их последствий. Тенденция к утверждению «универсального образа жизни» вместе с заданными схемами мышления и поведения приводит к обесцениванию индивидуально-личностного начала и потере культурных основ бытия. Это требует от педагогики особого внимания к гуманистическому, культуротворческому, ценностному и креативному параметрам образовательной парадигмы (В.И. Загвязинский). Непосредственное отношение к ним имеет эвристическое мышление - важный психический процесс в познавательной деятельности личности.

Духовно-ориентированная и саморазвивающаяся личность как социальная ценность и цель гуманистической педагогики немыслима без развития интеллектуально-творческого потенциала. Современные образовательные тенденции - фундаментализация, индивидуализация, теоретизация, аксиологизация - предполагают восприимчивость в отношении новых знаний, сформированность ценностного сознания, умение продуктивно мыслить (Л.А. Беляева, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). Изучением различных аспектов эвристического мышления и его возрастной специфики занимались В.И. Андреев, О.Н. Арестова, Т.Г. Богданов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, И.С. Морозова, В.В. Петухов, В.Н. Пушкин, А.З. Рахимов, O.K. Тихомиров и многие др.

Эвристическое мышление представляет собой психический процесс, характеризующийся высокой степенью новизны и оригинальностью получаемого продукта. Наиболее благоприятное развитие оно приобретает

при эмоциональной наполненности содержания обучения, диалогичности и продуктивности механизмов его освоения, активизирующих познавательную деятельность учащихся и ставящих ее выше учебно-оценочных факторов (Л.С. Выготский, O.K. Тихомиров, И.С. Морозова). Однако рост негативных социальных установок, связанных с потребительским отношением к миру, способствует пассивности восприятия, потере интереса к познанию и ощущению его бесполезности. Это особенно заметно в средних классах общеобразовательной школы на предметах эстетического цикла, в том числе на музыкальных.

Содержание музыкального обучения, включающее знания, деятельность и ценностные отношения, предоставляет значительные резервы для активизации эвристического мышления, связанные с содержанием музыкального искусства как интонационно-образным воссозданием картины мира (А.И. Демченко, В.В. Медушевский, Л.В. Романова, И.И. Сниткова и др.). Последнее отличается эмоционально-психологическими доминантами, способностью моделировать глубинные процессы человеческого мышления, опираться на «базисные формы» и музыкально-коммуникативные архетипы, сочетать зоны смысловой неопределенности и конкретности (Е.М. Алкон, Д.К. Кирнарская, Е.Я. Лианская, И.В. Степанова, В.Н. Холопова, Т.В Чередниченко).

Проблемы музыкального содержания сегодня все более акцентируются в научном музыкознании и в педагогике музыкального образования. Это вызвано таким недостатком музыкально-образовательной практики, как изучение преимущественно технологической стороны музыкального искусства (особенно в предметах музыкально-теоретического цикла). В связи с этим в музыкальных образовательных учреждениях различных уровней вводятся предметы музыкально-содержательной направленности, развивающие интерпретационные умения обучающихся и способствующие смысловому постижению музыкальных произведений («Музыкальное содержание», «Теория музыкального содержания», «Музыка как вид

искусства» и др.) . Базовым материалом этих предметов становится интонационная лексика, своего рода музыкальная знаковость, единицы которой имеют закрепленные значения и способствуют конкретизации музыкального содержания (М.Г. Арановский, А.И. Асфандьярова, П.В. Кириченко, В.Н. Холопова, О.А. Чурикова, Л.Н. Шаймухаметова).

На основе механизмов интонационного семиозиса и интертекстуальности возникает феномен музыкальной символики -исторически сложившегося фонда музыкальных символов, где музыкальный символ - это вид знака-образа, обладающего относительной устойчивостью звукоформы и бесконечностью «смыслового поля» , обусловленных различными контекстами. Музыкальный символ органически свойственен музыке, что отмечается в философско-эстетических и музыковедческих трудах (А. Белый, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян; М.Г. Арановский, В.В. Медушевский, В.Н. Холопова, Б.Л. Яворский и др.). Как и любой художественный, музыкальный символ играет роль конденсатора смыслов и соединяет музыкальное искусство с общехудожественным и общекультурным метатекстами, а следовательно, активизирует культурологический подход в музыкальном обучении.

Современный взгляд на культуру рассматривает ее как «среду, формирующую ценностно-смысловые схемы мышления» (В.Р. Дулат-Алеев), причем одной из самых влиятельных является ее символическая концепция: «Культура - это система разделяемых обществом смыслов, установок и ценностей, а также выражающих и олицетворяющих их определенных символических форм...» (П. Бёрк). Символ - ведущий атрибут культуры, аккумулирующий опыт, накопленный человечеством в процессе своего исторического развития. На его познавательную и смыслообразующую роль указывали в разное время различные представители гуманитарного знания: философы и эстетики (Платон, И. Кант, И. Гете, Э. Кассирер, Г. Гадамер, Л.

1 Они разрабатываются Лабораторией музыкальной семантики при Уфимском институте искусств, в Астраханской
государственной консерватории и др. учебных заведениях.

2 «Смысловое поле» - термин Л.С. Выготского.

Витгенштейн, А. Белый, А.Ф. Лосев, Н.Н. Рубцов, К.А. Свасьян),
^, культурологи (Г.П. Гуревич, Ю.М. Лотман, В.А. Маслова, СТ. Махлина,

В.Н. Топоров, Б.А. Успенский), психологи (К.Г. Юнг, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Ю.А. Аксенова), этнологи, лингвисты и филологи (К. Леви-Стросс, Э. Сепир, М.М. Бахтин).

Музыка как сфера художественной культуры обладает своим набором
символических форм, многие из которых имеют архетипические корни. По
ф наблюдениям исследователей, для современного искусства все более

характерна тотальная интертекстуальность, стремление к «объективным ценностям», цитатность, синтез стилевых ориентиров, которые создают в музыкальном произведении культурно-исторический диалогизм и полифонию художественных миров. Поэтому символизм как «универсалия мирового художественного процесса» продолжает оставаться «системой систем» (Е.Я. Лианская, О.И. Поповская).

* Таким образом, музыкальная символика как важный носитель
культурных смыслов и специфический ключ к музыкальному содержанию
должна осваиваться в процессе музыкального обучения школьников.
Одновременно она может быть использована для развития эвристического
мышления учащихся. Этому способствуют базисно-архетипические формы,
интонационно-эмоциональная и ассоциативно-контекстная специфика
музыкального символа. Но, хотя в музыкознании намечаются контуры

теории музыкального символа (школа В.Н. Холоповой), психолого-
педагогические
аспекты использования музыкальной символики в учебном
процессе изучены пока недостаточно. В частности, нам неизвестно изучение
психолого-педагогических резервов музыкальной символики для развития
эвристического мышления учащихся.

Вышеизложенное свидетельствует о назревших противоречиях:
Ф - между характеристиками современной образовательной парадигмы,

культурологическим подходом к содержанию образования и отсутствием

психолого-педагогической рефлексии о месте музыкальной символики в
_ содержании музыкального образования;

- между возможностями музыкальной символики в развитии эвристического
мышления учащихся и отсутствием соответствующего теоретического и
методического обеспечения в музыкально-педагогической практике.

Указанные противоречия определили проблему данного исследования -
выявление и апробирование методов обучения, способствующих реализации
ц возможностей музыкальной символики в развитии эвристического мышления

учащихся средних классов.

Анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловил формулировку темы исследования: «Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов».

Цель исследования: обоснование и разработка методики развития эвристического мышления учащихся средних классов средствами

* музыкальной символики.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках музыкальной литературы и истории музыкального искусства в средних классах ДМШ и эстетического отделения СОШ.

Предмет исследования: методика развития эвристического мышления учащихся средних классов средствами музыкальной символики.

Гипотеза исследования: музыкальная символика может выступать

# эффективным средством развития эвристического мышления учащихся
средних классов при условии:

обоснования введения музыкальной символики в содержание музыкального образования;

разработки модели семантического потенциала музыкальной символики;

- разработки педагогической модели развития эвристического мышления
ш учащихся средних классов на основе освоения музыкальной символики;

поэтапного введения различных классификационных видов музыкальной символики соответственно тематике программ предметов «Музыкальная литература» и «История музыкального искусства»;

разработки комплексной методики развития эвристического мышления учащихся средних классов на основе освоения музыкальной символики.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования
были определены следующие задачи:
ф 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме

исследования.

  1. Рассмотреть структурные, содержательные, классификационные и функциональные аспекты музыкальной символики как педагогического средства развития эвристического мышления учащихся средних классов.

  2. Определить возрастные психологические особенности учащихся средних классов, способствующие эффективному развитию эвристического

* мышления.

4. Разработать педагогическую модель развития эвристического
мышления учащихся средних классов на основе освоения музыкальной
символики.

5. Определить эффективные способы развития эвристического
мышления учащихся средних классов на основе освоения музыкальной
символики.

ф Теоретико-методологическую базу исследования составили:

философско-эстетическая теория символа (А. Белый, А.Ф. Лосев, Н.Н. Рубцов, К.А. Свасьян), культурологические аспекты специфики символа (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, В.А. Маслова), положения, раскрывающие специфику символа в музыкальном искусстве (М.Г. Арановский, Е.М. Акишина, Ю.Н. Бычков, В.Р. Дулат-Алеев, А.Ю. Кудряшов, СМ. Мальцев,

^ В.В. Медушевский, В.Б. Носина, В.Н. Холопова, Л.Н. Шаймухаметова),

психолого-педагогические исследования в области эвристического мышления школьников (В.И. Андреев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев,

Н.Г. Морозова, В.В. Пушкин), педагогические концепции развивающего, в том числе проблемного и эвристического обучения (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской), разработки эвристических методов (В.И. Андреев, М.И. Еникеев, М.И. Меерович, А.В. Хуторской, Л.И. Шрагина).

Основными методами исследования стали:

теоретические: изучение и анализ философской, культурологической, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ, синтез и систематизация;

эмпирические: педагогический эксперимент, прямое и косвенное наблюдение, тестирование (звуковые программированные задания), анкетирование, статистическая обработка результатов исследования и их анализ.

Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов в период с 1999 по 2004 гг.

На первом этапе (1999-2000) проводилось изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, определялись объект, предмет и научный аппарат исследования. Рассматривались и формулировались понятия «символ», «художественный символ», «музыкальный символ», а также «эвристическое мышление» и его связь с возрастной психологией. Была намечена программа экспериментальной работы на уровне начального и общего музыкального образования.

На втором этапе (2000-2003) основу исследовательской деятельности составила экспериментальная работа автора с учащимися ДМШ и общеобразовательной школы (эстетическое отделение), в ходе которой уточнялась гипотеза исследования, определялся музыкально-символический тезаурус экспериментальной работы и его связь с основным предметно-тематическим материалом, реализовались организационные формы, методика и технология развития эвристического мышления учащихся

средних классов на основе освоения музыкальной символики, осуществлялись накопление и обработка полученной информации.

На третьем этапе (2003-2004) проводился анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы и их оформление, уточнялись выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Определена модель семантического потенциала музыкальной символики (семантическая, текстуальная и личностно-апперцептивная составляющие) и вытекающие из нее теоретико-методологические основания методики развития эвристического мышления учащихся средних классов средствами музыкальной символики.

  2. Составлена педагогическая модель развития эвристического мышления учащихся на основе освоения музыкальной символики (в курсе музыкально-теоретических дисциплин).

  3. Разработана комплексная методика развития эвристического мышления учащихся средних классов средствами музыкальной символики, включающая систему технологических процедур, критериев, показателей, методов и заданий.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  1. В разработке целостной классификации музыкальной символики для ее освоения в учебном процессе, основаниями которой являются интонационная форма, историческое бытие, источник и содержание музыкально-символического материала.

  2. В рассмотрении музыкальной символики как педагогического средства, органически входящего в современную образовательную парадигму и содержание музыкального образования.

  3. В обосновании соответствия музыкальной символики и эвристического мышления, которое опирается на базисно-архетипические формы, интонационно-эмоциональную и ассоциативно-контекстную специфику музыкального символа.

Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования преподавателями на уроках музыкальной литературы и истории музыкального искусства, музыки, на занятиях по методике преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин в средних и высших учебных заведениях. Предполагается, что данная работа в определенной мере восполнит имеющиеся пробелы в содержании обучения по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам учащихся средних классов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными теоретическими и методологическими положениями, длительностью и непрерывностью экспериментальной работы, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, сочетанием приемов количественного и качественного анализа полученных в ходе экспериментальной работы данных.

База исследования: детская музыкальная школа № 4 г. Екатеринбурга; МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла № 140 г. Екатеринбурга. Всего в экспериментальной работе принимали участие 137 школьников, из них 20 -учащиеся 4-го класса ДМШ, 117 - учащиеся 5-8 эстетических классов общеобразовательной школы.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям: ежегодные выступления на научно-практических конференциях различных уровней; публикация материалов по теме исследования в научно-методических изданиях (Екатеринбург, Чебоксары, Омск); проведение экспериментальной работы в рамках занятий по предметам «Музыкальная литература» и «История музыкального искусства».

На защиту выносятся следующие положения: 1. Музыкальная символика является педагогическим средством, органически коррелирующим с современной образовательной парадигмой,

включающей гуманистический, культуротворческий, ценностный и креативный параметры, а также с содержанием музыкального образования в составе знаниевого, деятельностного и ценностного компонентов.

2. Музыкальная символика выступает средством развития
эвристического мышления учащихся средних классов на основе
педагогической модели (включающей дидактическую, деятельностную,
личностно-апперцептивную, текстуальную и семантическую

ф составляющие) и целостной классификации (базирующейся на

интонационных, исторических, генетических и содержательных основаниях).

3.Развитие эвристического мышления учащихся средних классов эффективно происходит в процессе реализации комплексной методики (на основе освоения музыкальной символики).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,

* заключения, списка литературы и приложений.

«

Феномен символа в истории и теории культуры

Культура относится к базовым понятиям современного научного знания и является выражением социального бытия человека. Возникнув в противовес понятию «nature» - природа, латинский глагол «colere» обозначал «искусственное», «обработанное», «возделанное» и указывал на человекотворческое происхождение, предполагая деятельность по преобразованию дикого и первозданного [62. С. 24]. Человек являлся не только создателем культуры, ее участником, но и потребителем, ее «учеником». С древнейших времен культурные ценности, закрепленные в верованиях, ритуалах, традициях, идеалах, мифах, использовались в качестве важнейшего средства воспитания и образования молодого поколения. В свете коренных изменений в современном обществе требования культуросообразности и культуроемкости образования стали особенно актуальны. Культура признана базой педагогики - науки воспитания и облагораживания человеческой личности.

Среди разнообразия подходов в изучении культуры -деятельностного, предметно-ценностного, системообразующего и др. - в XX веке особенно выделяется информационно-знаковый или семиотический подход, существенный для данного исследования. Он сформировался и получил развитие благодаря исследованиям зарубежных и отечественных ученых в различных областях гуманитарного знания (В.М. Антонов, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лотман, Н.К. Рерих, Н.Н. Рубцов, К.А. Свасьян, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Б.А. Успенский, К.Г. Юнг и др.).

Семиотический подход основывается на представлении культуры как набора знаковых и символических рядов, складывающихся в языки, сообщения и тексты, с помощью которых происходит непосредственное становление, формирование и передача культурного опыта. Соответственно определяется и сама культура - «иерархическая пирамида знаковых систем» [104. С. 253]; «совокупность языков данного народа -словесного и музыкального, и хореографического, и т.д.»; «информация, которая содержится в языках, - мировосприятие данного народа, характер и уровень его знаний, его верований, нравственные и этические представления» и пр. [62. С. 21]. Знаками оперирует не только человек, но и животные, и некоторые машинные системы. Однако «культура выражается не только в знаках, а в символах» [85. С. 14]. В отличие от знака символы имеют ценностные основания, поэтому символизация свойственна только человеку [103. С. 95].

Являясь продуктом человеческого сознания, символ раскрывает специфику каждой культуры и является паролем, соединяющим ее полюса: динамический, характеризующийся «творческим потенциалом людей», и статический, проявляющийся в «человеческой потребности хранить традиции и тем самым приостанавливать время» [176. С. 11]. Формирование символов, а значит, и расширение содержания культуры, происходит концентрически; культура «обрастает» символами, вырабатываемыми в историческом процессе. Так проявляется многовариантность символа, его широкие смысловые перспективы: «символ есть дверь в непредметный мир смыслов» [85. С. 14]. Своим «силовым полем» он охватывает различные культурные феномены и элементы, становясь «наиболее универсальной и законченной формой выражения человеческих смыслов и отношений» [160. С. 139].

Первоначально символ воплощался в мифах - древнейших формах мышления, воплощающих мироотношение человека. Как целостная структура, миф отражает бессознательные психические образы, имеет метафорический характер и выходит за рамки настоящего в своем развертывании, представляя синхронический и диахронический срезы [61. С. 13]. Эти качества тесно связывают миф с символом, вследствие чего их роли в культуре наиболее близки. Исследователи полагают, что миф по . природе символичен, поскольку «мыслит общую идею в виде живого существа, а живое существо всегда бесконечно по своим возможностям» [95. С. 174]. Таким образом, уже в мифологическом сознании символ выполнял ценностно-аккумулирующую роль.

В XX веке к роли символа в культуре неоднократно обращались представители гуманитарного знания, что привело к возникновению некоторых символических концепций культуры.

Немецкий философ Э. Кассирер, впервые обратившийся к символу как смыслообразующему культурному феномену, в работе «Философия символических форм» трактует его как предельно широкое понятие человеческой культуры. Объявленный «символическим животным», человек творит и созидает особый мир символических форм, ведущими из которых являются язык, миф, религия, наука и искусство. Символические формы образуют культурный космос, с помощью которого человек упорядочивает окружающий его хаос и строит «идеальный мир». Э. Кассирер выделяет символ как категорию, в которой преодолевается «эфемерность человеческого существования» и осуществляется «процесс прогрессивного самоосвобождения» [176. С. 63].

Феномен символа в музыкальном искусстве

Философская и эстетическая мысль всегда указывала на родство музыки и символа: «Музыка идеально выражает символ. Символ поэтому всегда музыкален» [104. С. 246]. С. Лангер признает музыку одним из ярких проявлений «презентативного художественного символизма», который не нуждается в анализе. Музыкальные структуры, отражающие эмоциональный опыт человека, представляют, по мнению С. Лангер, ярко выраженный символизм, а музыка в целом - «тональную аналогию эмоциональной жизни человека» [86. С. 270]. Музыкальный символ философ называет «радужным», а его существование - артикуляцией «без утверждения чего бы то ни было», и рассматривает его как структуру всегда подразумеваемую, но неисчерпаемую в содержании [123. С.209].

Философ К.А. Свасьян, размышляя о природе, структуре и возможностях символа, пишет: «Адекватнейшее свое выражение символ находит, по-видимому, именно в музыке» [163. С. 103]; «музыка признана за идеал художественного символизма (...) силою необходимого тождества формы и содержания» [163. С. 189].

Искусством символов признают музыку и некоторые музыковеды. Например, по мнению польского музыковеда С. Яроциньского музыкальный символ живет в мире абстракции, где царят правила особой грамматики и синтаксиса. При помощи системы символов композитор придает различный смысл своим творениям, а сама музыкально-символическая система представляет собой четкие формулы, постоянно повторяемые и с трудом забываемые [226]. В.В. Медушевскому музыкальная ткань видится насквозь символической, т.к. он связывает музыкальный символ с музыкальной интонацией. Ценность музыкального символа в том, что он - бесконечный путь к источникам бытия; в нем -«упование, мечты, вдохновение, горение веры. За высказанным - бездны невысказанного». В.В. Медушевский полагает, что лишь некоторые символы живут в пределах одной эпохи, большинство же не забывается, и в каждой эпохе символы «мерцают» гранями чистой, непостижимой истины [109. С. 81].

Изложенные позиции подчеркивают укорененность символа в музыкальном искусстве, его родственные связи с сущностью музыки. Однако, несмотря на достаточное единство взглядов на символическую природу музыки, теоретическое осмысление этого феномена только начинает формироваться. Сегодня оно стимулируется возросшей актуальностью понятия «музыкальное содержание» и развитием музыкальной семиотики, разрабатывающей понятия музыкального языка, знака, текста. Музыкальная символика на уровне конкретных произведений, творчества композиторов и стиля отдельных эпох анализируется во многих трудах (Е.М. Акишина [5], Ю.С. Векслер [28], Е.В. Герцман [34], О.Л. Девятова [37], О.И. Захарова [55], Б. Кац [68], Л. Кокорева [77], Б.В. Левик [89], А. Меркулов [111], В.Б. Носина [125], Е.А. Уфимцева [191], В.Н. Холопова, Е.Н. Чигарева [198], И.Н. Царенко [205] и др.). Тем не менее, по утверждению Л. Кокоревой, теории музыкального символизма «не существует до сих пор» [77. С. 143]; не существует, насколько нам известно, и специальной теории музыкального символа. Наблюдения и теоретические положения, касающиеся музыкальной символики, требуют обобщения и систематизации.

Организация и методика экспериментального исследования развития эвристического мышления учащихся на основе освоения музыкальной символики

Экспериментальная работа (ЭР) проводилась в условиях обычного учебного процесса и была локализована в двух учебных предметах -«История музыкального искусства» и «Музыкальная литература». В целом можно говорить о двух различных по развернутости и глубине экспериментах, в которых приняли участие школьники 5-8 классов эстетического отделения общеобразовательной школы, а также учащиеся 4 класса ДМШ; общее количество обучаемых составило 137 человек.

Цель ЭР: определение эффективности комплексной методики развития эвристического мышления учащихся средних классов средствами музыкальной символики. В связи с этим были опробованы различные способы освоения этого феномена в учебном процессе в условиях урока.

Структура экспериментальной работы состояла из трех этапов: констатирующего (диагностического), обучающего и контрольного. На констатирующем (диагностическом) этапе ставились задачи выявления исходных уровней ориентации учащихся в музыкальном языке и основных музыкальных явлениях (тембр, ритм, жанр, тематизм и пр.), а также их соотнесения учащимися с каким-либо содержанием. На втором этапе шло обучение по экспериментальной методике; задачей контрольного этапа было выявление результатов обучающего периода с помощью заданий: а) аналогичных диагностическим, но более сложных с содержательной точки зрения; б) новых заданий, с которыми учащиеся столкнулись впервые.

Основными методами получения информации в ходе ЭР стали:

письменные работы, высказывания учащихся о смысловом наполнении отдельных музыкально-символических явлений и музыке в целом;

педагогическое наблюдение, фиксируемое в педагогическом дневнике, результаты и анализ различных творческих работ учащихся, связанных с музыкальной символикой;

опросный метод (анкетирование);

Обработка информации, полученной в ходе ЭР, велась методами количественного и качественного анализа результатов по разным видам работ.

Для решения поставленных в исследовании задач необходимо было составить комплекс заданий по развитию эвристического мышления на основе освоения музыкальной символики, определить формы их предъявления, выделить показатели, характеризующие их выполнение. В связи с этим нами была разработана рабочая документация: по методике измерения показателей развития эвристического мышления учащихся; - по проведению анкетирования.

С целью получения более разносторонней информации на контрольном этапе в 5-8 классах СОШ и в 4 классе ДМШ было проведено анкетирование; по форме - полустандартизированное, содержащее 7 (ДМШ) и 11 (СОШ) закрытых вопросов с вариантами ответов типа шкалы Г.Б. Уотсона - Р.Э. Ликерта от «безусловно положительно» до «безусловно отрицательно» [221. С. 138]; кроме того, учащимся СОШ были предложены два открытых вопроса. Цель анкетирования - выяснение отношения школьников к проведенной работе, уровню сформированное познавательной мотивации и наличию установок на поисковую деятельность в работе с музыкальной символикой, мнения учащихся о степени усвоения изучаемого материала, организации и формах проведения ЭР.

Похожие диссертации на Музыкальная символика как средство развития эвристического мышления учащихся средних классов