Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Фоминова Мария Нафтуловна

Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе
<
Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фоминова Мария Нафтуловна. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 178 c. РГБ ОД, 61:02-13/639-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы художественного воспитания в старших классах средней школы и роль медиаобразования в их решении (на примере преподавания мировой художественной культуры)

1. Общая характеристика и особенности современного этапа преподавания предмета «Мировая художественная культура» в 9-11 классах средней школы 15

2. Отечественный и зарубежный опыт медиаобразования в художественном воспитании 25

3. Роль медиаобразования в повышении эффективности художественного воспитания старших школьников 41

Глава 2. Научное обоснование методики включения медиаобразования в курс мировой художественной культуры 48

1. Психолого-педагогические подходы к разработке приемов включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры 48

2. Модель включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания предмета «Мировая художественная культура»: воспитательный аспект 56

3. Методика формирования медиаобразовательных навыков и умений учителя мировой художественной культуры 81

Глава 3. Экспериментальная проверка методики включения элементов медиаобразования в учебно-воспитательный процесс старшей школы на примере предмета «Мировая художественная культура» 93

1. Процесс формирования медиаобразовательных навыков. Методы анализа 93

2. Этапы включения медиаобразования в процесс преподавания мировой художественной культуры 96

3 Условия реализации включения элементов медиаобразования в учебно-воспитательный процесс 108

4. Критерии повышения эффективности художественного воспитания: результаты экспериментальной проверки 125

5. Практические рекомендации: подготовка учителя (реализация стандарта интегрированного медиаобразования в системе повышения квалификации учителей мировой художественной культуры) 136

Заключение 141

Библиография 144

Приложения 157

Введение к работе

Общество, вступившее в период широкого развития информационных технологий, ставит перед современной школой задачу формирования информационной культуры школьников, развития необходимого уровня коммуникативной компетенции. Выпускники школы конца начала XXI веха должны владеть способностью понимать, принимать и передавать сообщения, сформулированные в словах, символах, образах, жестах и т. д., уметь анализировать и критически осмыслять текстовую, аудиовизуальную, графическую информацию, обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации. К особому ряду коммуникативных умений относится эмоциональное восприятие художественных образов и реагирование на различные виды искусства (пластические искусства, музыка, кинематограф, театр, литература). В концепции предмета «Мировая художественная культура» ее автором Л. М. Предте-ченской изначально сформулирована задача формирования читателя, зрителя, слушателя, т.е. человека, способного адекватно воспринимать художественный образ, созданный на языке того или иного вида искусства. Выпускники школы конца должны уметь понимать, принимать и передавать сообщения, сформулированные в словах, символах, образах, жестах и т. д., анализировать и критически осмыслять текстовую, аудиовизуальную, графическую информацию, обмениваться идеями и сообщениями с помощью различных средств коммуникации. Именно для реализации этой основополагающей задачи так важно, чтобы прежде всего педагоги, преподающие этот предмет в школе, овладели необходимыми коммуникативными навыками и информационными умениями.

Предмет «Мировая художественная культура» в течение последних лет занимает все более прочные позиции в структуре школьного образования. В московском базисном учебном плане с 1997 года он вошел в перечень предметов, составляющих образовательную область «Искусство», наряду с изобразительным искусством и музыкой. Предполагается обязательное изучение этого предмета с 9 класса общеобразователь-

ной школы. Предмет «Мировая художественная культура» вводился в школьный курс как завершающий художественно-эстетическое образование школьников.

В современной школьной практике постепенно складывается система художественно-эстетического образования и развития, которая предполагает приобщение учащихся начальной и основной школы к миру художественной культуры через освоение конкретных видов искусства (музыка, изобразительное искусство), к обобщению всех полученных ранее знаний по гуманитарно-эстетическим дисциплинам в условиях старшей школы. В этом отношении «Мировая художественная культура» становится предметом, интегрирующим знания, умения и навыки, приобретенные на предшествующих этапах школьного образования. На первый план при изучении данного предмета не могут быть поставлены традиционные знания, умения, навыки, а выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей образного языка искусства, развития художественно-образного мышления. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания предмета мировая художественная культура, что сближает его с предметами эстетического (художественного) цикла. Только информационные знания не оказывают влияния на развитие личности ребенка, поэтому главным в методике становится не информативная основа подачи материала, а развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей. Методика данного предмета основывается на законах восприятия искусства и направлена на развитие способности детей в&дгщшшмадъ. культуру, обогащать свой духовный мир общением с прекрасным. Именно эти подходы выгодно отличают предмет «Мировая художественная культуры» от теоретических курсов типа «Культурология», «Эстетика», «История искусств» и т.п., в основе которых лежит прежде всего формирование знаний и представлений о бытовании культуры и искусства в исторической проекции. Это мы можем видеть на примере сравнения содержания и методики курса мировой художественной культуры (28; 42-44; 45; 50; 54; 74; 78; 92-98; 108; ПО; П3;117-П9; 123-128; 130; 140-145; 167; 170-171, 180) и других учебных курсов культурологической ориентации (36; 40; 49; 51; 65; 66; 105;106; 139; 162).

Мировая художественная культура - предмет, завершающий художественно-эстетическое развитие старших школьников, задача которого - развить в детях способность к эстетическому восприятию действительности. Он решает следующие педагогические задачи:

раскрыть школьникам единство и многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством;

показать ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и бытом и т. д.;

силой воздействия комплекса искусств и соответственно организованной творческой практикой развивать художественные способности, понимание родства искусств, обогащать духовный мир растущего человека, помогать его личностному становлению в особо ответственный период взросления.

Мировая художественная культура - это предмет интегративный, объединяющий разные виды искусства и представляющий художественную культуру в ее развитии. Курс мировой художественной культуры раскрывает историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, даже не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи, между я,влен,ия,г ffiJHcj!$ci32g^^

Сферами^ гуманитарн.о.ср знания, Принципиальное отличие этого предмета от других учебных дисциплин гуманитарного цикла состоит в его іюлипредмстной основе, дающей возможность выхода к межпредметной интеграции, смысл которой состоит в объединении этих знаний в единое целое на основе общего подхода (подтверждение этому мы можем найти в трудах Б.П.Юсова (180), Л М. Предтеченской (117-119), Ю.А. Со-лодовникова (140-145), Ю.С.Рябцева(124) и других авторов (4, И; 15; 27; 52; 56; 88; 104; 163,164). Необходимо целенаправленно способствовать возникновению у старшеклассников обобщенных представлений о художественной культуре различных эпох, о вечном и исторически преходящем в развитии искусства, о постоянно меняющейся и все же единой в своих глубинных общечеловеческих основах художественной картине

мира. Важной задачей предмета является развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности (24-26; 27; 50; 63, 69; 78,79; 103). Именно творческая практика (выражение и разнообразное оформление собственных впечатлений от произведений искусства, создание сценариев, иллюстраций, стилизаций, инсценирование, проектная деятельность на материале художественной культуры и т. д.) обеспечит новые условия для развития специальных способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях искусством.

В условиях обновления содержания образования, его вариативности, наличия образовательных учреждений разного типа возрастает необходимость в профессиональной подготовке и переподготовке учителя, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации (3; 12; 31; 34; 57; 61; 67; 80) .

Кардинальные изменения, происходящие в обществе и влияющие на обновление содержания образования, обозначили противоречие между необходимостью преподавания предметов области «Искусство» в школе на уровне, отвечающем требованиям информационно-технологического развития современного общества, и недостаточной теоретической и практической разработанностью методики использования средств массовой информации (медиаобразования) в учебном курсе мировой художественной культуры. К особому ряду коммуникативных умений относится эмоциональное восприятие художественных образов в различных видах искусства (пластические искусства, музыка, кинематограф, театр, - 24-27, 50, 55; 68 ), что изначально определяет суть преподавания мировой художественной культуры, то есть формирование читателя, зрителя, слушателя, способного адекватно воспринимать художественный образ, созданный на языке того или иного вида искусства. Для этого важно, чтобы сами педагоги, преподающие этот предмет в школе, овладели необходимыми коммуникативными навыками и информационными умениями для квалифицированного преподавания предметов области «Искусство» в школе на уровне, отвечающем требованиям инфор-

мационно-технологического развития современного общества. Данные факторы и определяют актуальность темы исследования.

С другой стороны, в практике освоения предметов области «Искусство» в школе существует противоречие между необходимостью освоения масштабных информационных знаний по истории и своеобразию мировой художественной культуры и отсутствием сформированного уровня информационной культуры и коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы требует повышения уровня профессиональной компетенции учителя искусства, способного сделать процесс освоения массива знаний процессом творческого развития личности на основе использования современных образовательных технологий.

Социологические исследования последнего десятилетия (В.С.Собкин, Ю.У.Фохт-Бабушкин (165), Н.Ф.Хилысо, АВ.Шариков (175)) наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам художественной культуры на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется в целом восприятие ребенка, находящегося в мире технологичных символов и знаков, в особом мире электронной культуры. Для того, чтобы общаться с ребенком на понятном ему языке, учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. Одной из таких современных технологий является сегодня включение медиаоб-разования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы (22; 58; 79; 80-83; 111,112, 116).

В этой связи необходимо учитывать новые направления развития современной системы образования:

адаптация детей к современной социокультурной среде;

активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

использование технологий средств массовой информации в системе развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Эти задачи так или иначе решает сегодня в классе каждый учитель. Содержание и методика преподавания предмета опираются на органическое сочетание принципов педагогики и законов искусства, его влияния и воздействия на человека, на естественную связь занятий с реальной жизнью. В этом плане построение курса «Мировая художественная культура» позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи с содержанием школьной литературы, истории, предметов эстетического цикла, то есть вводить в практику школы специальные интегрированные технологии. Это заставляет искать новые формы и методы в процессе обучения и переподготовки педагогов гуманитарно-эстетических дисциплин.

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения и в системе повышения квалификации параллельно. Таким образом, выстраивая учебно-воспитательный процесс преподавания мировой художественной культуры с использованием элементов медиа-образования, необходимо готовить учителя к работе с материалами средств массовой информации. Процесс формирования у школьников умения работать с художественной информацией на основе стандарта медиаобразования должен осуществляться параллельно в системе повышения квалификации учителя мировой художественной культуры, что дает возможность спроецировать эту систему на дальнейшую педагогическую

практику. В основе этой системы лежит совпадение целей как самого предмета «Мировая художественная культура» и системы профессиональной подготовки учителя, так и целей медиаобразования, обеспечивающего определенный уровень реализации содержания курса и формирования необходимых ребенку умений и навыков при его освоении (57-58; 79; 81).

Существует ряд различных определений медиаобразования; в нашей работе в качестве базового использовано определение, данное А.В Шариковым: (176). Кроме того, было использовано также определение целеполагания интегрированного медиаобразования, данное Л С.Зазнобиной, которая предлагала рассматривать это как «подготовку обучающихся к жизни в информатизированном пространстве» (57). Достижение целей эстетического образования здесь предполагается решать не только через изучение специфики языка массовой коммуникации, но прежде всего через формирование ряда умений работать с информацией (в том числе и художественной).

Основой для определения модели интеграции медиаобразования в структуру и содержание системы повышения квалификации является Стандарт медиаобразования, разработанный д.п.н. Зазнобиной Л.С. (58).

Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

умение извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или иной форме;

умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение в данном порядке именно этих элементов стандарта интегрированного медиаобразования обусловлено целями и задачами предмета «Мировая художест-

венная культура». Концепция преподавания предмета базируется не только на форми
ровании определенных знаний в области истории художественной культуры, но и,
прежде всего, на развитии школьника, на формировании умений и навыков общения
«по поводу» произведений искусства, понимания закономерностей развития искусства
« и культуры, развития ассоциативных связей и понимания внутренних, интегративных

связей между различными искусствами в процессе их становления и развития, формирование и развитие навыков «прочтения» произведений разных искусств.

На основе вышеизложенного была определена проблема исследования, заключающаяся в необходимости совместить в учебно-воспитательном процессе преподавания мировой художественной культуры.

1) оптимальный объем информации по истории и теории культуры;

2) основные принципы педагогики искусства;

3) формирование у школьников ряда информационных умений и навыков.

Эту проблему следует разрешать через разработку приемов включения методики медиаобразования в систему повышения педагогической квалификации, что позволяет педагогу наиболее эффективно выстроить на своих занятиях аналогичную модель

формирования информационной культуры школьников.

Цель исследования - разработать модель включения медиаобразования в систему преподавания мировой художественной культуры в общеобразовательной школе и раскрыть возможности медиаобразовательных технологий в активизации познавательной и художественно-продуктивной деятельности школьников.

Объект исследования элементы медиаобразования в курсе изучения мировой
( художественной культуры в условиях насыщенного информацией современного

образовательного пространства и вариативного обучения.

Предмет исследования - методика включения медиаобразования в систему работы учителя мировой художественной культуры в старших классах средней общеобразовательной школы.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование было проведено на базе ряда школ г. Москвы (№ 148, №1198, JVs 858, № 1410, № 1145), а также в лаборатории методики преподавания искусства и масс-медиа Московского института повышения квалификации работников образования, на курсах по повышению квалификации учителей мировой художественной культуры. Особенность педагогического эксперимента заключалась в параллельной разработке приемов активизации художественно-творческой и познавательной деятельности учащихся московских школ в области мировой художественной культуры через включение медиаобразования в программу и методику курсов повышения квалификации учителей данного профиля.

Гипотеза исследования: Учебно-воспитательный процесс на уроках мировой художественной культуры будет наиболее полно ахугветствовать требованиям современного этапа развития информационного общества и педагогической практики, если в структуре и содержании курса на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов будут реализованы следующие способы формирования у учащихся медиаобразовательных навыков:

использование в учебно-воспитательном процессе синтеза социокультурного и интегрированного медиаобразования;

художественное воспитание и развитие школьников через проектную деятельность на материале средств массовой информации.

Предполагается, что условием для включения медиаобразования в курс мировой художественной культуры в школе является использование аналогичной методики в работе с учителями, преподающими этот предмет, что будет способствовать росту профессиональной компетенции педагогов в области использования современных образовательных технологий.

Задачи исследования;

разработать психолого-педагогические подходы к включению медиаобразова
ния в учебно-воспитательный процесс преподавания мировой художественной культу
ры в школе;

разработать методические приемы включения медиаобразования в учебный курс "Мировая художественная культура";

уточнить условия реализации модели интеграции медиаобразования с учебным

курсом мировой художественной культуры;
« научно и методически обосновать процесс формирования медиаобразователь-

ных умений и навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности по данному

предмету, выявить критерии эффективности включения медиаобразования в учебный

курс мировой художественной культуры.

Методологические и теоретические основы исследования:
ч научные работы по проблемам художественного образования, психологии

творчества, культурологии и педагогическим технологиям (В.С.Библер, М.С.Каган,

А.А.Мелик-Пашаев, Ю.Н.Усов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов, Л.С.Зазнобина, Е.С.

Полат, М.С.Кларин, Ж. Бодрийар);

исследования по проблемам медиаобразования (Л.С. Зазнобина, Ю.Н.Усов.
Г А.В.Шариков, К. Базалгет, Л.Мастерман);

концепция личностно-ориентированного и деятельностного подхода к подго-

товке педагогических кадров (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Е.И.Пассов, М.С.Кларин);

исследования по вопросам базового образования учителей художественно-
эстетического и гуманитарного циклов (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, В.С.Кузин,
Л. М. Предтеченская);

отечественные и зарубежные концепции повышения квалификации педагоги
ческих кадров в условиях обновления содержания образования (Э.Б.Абдуллин,
Т.В.Челышева, Г.П.Сергеева, А.В.Федоров, Н.Норт, М.Хаббард);

1 Методы исследования:

изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, научно-
методической литературы по теме исследования;

констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;

прогностические (экспертная оценка, самоанализ), диагностические методы (анкетирование, интервьюирование и др.), обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование результатов деятельности обучаемых), анализ результатов творческой деятельности учащихся на уроках мировой художественной культуры, методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и научно обоснована методика включения элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности в курсе освоения предмета "Мировая художественная культура". Определены механизмы освоения медиаобразования в содержательных блоках курса, разработана система заданий и упражнений, направленных на развитие самостоятельной исследовательско-поисковой художественной деятельности по предмету. Определены формы и методы овладения новыми информационными технологиями и культурой коммуникации, необходимые учителю мировой художественной культуры в современной социокультурной среде.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и введена в практику технология включения элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности в процессе освоения предмета "Мировая художественная культура". Результаты исследования внедрены в практику преподавания мировой художественной культуры в ряде школ г. Москвы на основе подготовки учителей соответствующего профиля в 1997 - 2001 гт и отражены в ряде публикаций по теме исследования, а также в программах повышения квалификации учителей-специалистов. Разработанные в ходе исследования приемы и формы включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания предмета "Мировая художественная культура" и систему подготовки учителя нашли отражение в творческих работах учащихся, принявших участие в городских конкурсах и турнирах по мировой художественной культуре, проведенных в Москве в 1997-2001 гг.

В эксперименте за указанный период принимало участие 600 учителей, на конкурсах было представлено более 250 индивидуальных и коллективных творческих работ от 2000 учащихся г. Москвы.

На защиту вынесены следующие положения:

1. Включение элементов медиаобразования в систему учебно-воспитательной деятельности по освоению мировой художественной культуры на основе стандарта медиаобразования приводит к реализации задач художественного воспитания в педагогической практике современной школы.

2. Модель включения медиаобразования в учебный курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной школе заключена в:

выявлении и научном обосновании условий и специфики формирования ме-диаобразовательных навыков и умений на уроках мировой художественной культуры;

разработке и внедрению в педагогическую практику современной школы методического комплекса заданий и упражнений, ориентированных на реализацию Стандарта интегрированного медиаобразования на материале и методике преподавания мировой художественной культуры;

оптимизации структуры и содержания учебного курса "Мировая художественная культура" с учетом задач медиаобразования;

условием реализации данной модели является создание специальных программ и методического обеспечения для курсов повышения квалификации и переподготовки учителей мировой художественной культуры.

Апробация результатов исследования проходила в Московском институте повышения квалификации работников образования, на 12 научно-практических конференциях и 20 творческих семинарах на базе окружных методических центров.

Общая характеристика и особенности современного этапа преподавания предмета «Мировая художественная культура» в 9-11 классах средней школы

Процесс становления предмета «Мировая художественная культура» начался в 1988 году, когда было принято Решение коллегии Министерства просвещения РСФСР об итогах опытной проверки курса «Мировая художественная культура» для учащихся 9-11 классов. Учителя ряда территорий были направлены на курсы повышения квалификации при Центральном институте усовершенствования учителей для овладения программой и методикой преподавания. Предполагалось, что для преподавания курса будут выделены учителя, имеющие высшее гуманитарное образование и опыт работы в старших классах Этот критерий позволял выстроить систему подготовки учителей, потенциально способных вести новый предмет на принципах межпредметной интеграции и художественной педагогики (по концепции Л.М.Предтеченской).

В базовой области «Искусство» предмет «Мировая художественная, культу ра» имеет свою специфику: она состоит в том, что в ряду других историко-культурных дисциплин данный учебный курс раскрывает историю не одного или нескольких ви дов искусства разных стран и народов, даже не историю стилей и жанров, не отдель ные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями ис кусства, проблемами, теориями, видами искусства и шире - связи между целыми сфе рами гуманитарного знания.

Главным объектом изучения мировой художественной культуры является целостный характер мира искусства, его место и роль в культуре стран и народов. Принципиальное отличие этого предмета от учебных дисциплин гуманитарного цикла и состоит в том, что он имеет полипредметную основу. Мировая художественная культура как учебный предмет включает в свое содержание объекты многих дисциплин художественного цикла. Но эти монопредметы обращены к какой-то одной области гуманитарного знания, а полипредметная основа «Мировой художественной культуры» дает возможность выхода к интеграции предметов, смысл которой состоит в объединении нескольких областей знаний в единое целое на основе общего подхода. Это позволяет дать учащимся представление о том, что художественная культура несет в себе определенное духовное содержание - то образное представление, та картина мира и места в ней человека, которая складывалась на каждом этапе исторического развития общества у разных наций и социальных групп (70; 89).

Теоретическое обоснование принципиально новой модели полипредметной основы самого предмета дал профессор Санкт-Петербургского университета М.С.Каган, который предложил рассматривать «художественную культуру как целостную «открытую» систему, т. е., взаимосвязанную с ее средой - с другими сферами культуры, общества, природы, и вместе с тем - саморазвивающуюся» (64, с.284, 84, с. 39).

Этот подход позволяет устранить главную ошибку в определении целей и задач нового предмета - дублирование содержания традиционных дисциплин гуманитарного цикла.

В настоящее время сложилось несколько подходов к анализу мировой художественной культуры. В практике обучения школьников и студентов высших учебных заведений самым распространенным является подход, который посвящается изучению шедевров мирового искусства (именно в этом случае мировая художественная культура становится дополнением к другим предметам эстетического цикла, а сам предмет как учебная дисциплина становится безграничным). В других вариантах программ и учебных пособий по мировой художественной культуре идет ориентация на рассмотрение различных видов художественного творчества (видов искусства). В первом варианте преподавателя ориентируют на искусствоведческий ракурс, во втором - на ракурс общеэстетический. Существует еще множество определений художественной культуры, но все они имеют одну общую черту: рассматривают очень сложное явление, каким является художественная культура, с какой-либо одной стороны. Это находит яркое отражение в издающихся сегодня программах и пособиях. (Гузик М. А., 42-44; Емохо-нова Л.Г., 54; Кашекова И.Э., 65, Копылова А.В., 69; Кирнарская Д.К., 66; Лисичкина ОБ., 74; Маранцман В.Г., 78, 97; Рапацкая Л.А., 123; Рябцев ЮС, 124-128; Солодовников Ю.А., 140-145;Юхвидин ПА, 181).

Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, взаимосвязи видов искусства и раскрывает активную роль искусства в жизни людей на примере различных цивилизаций, его ничем не заменимую роль в передаче духовных ценностей от поколения к поколению.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, дать основы эстетического воспитания, способствовать выработке нравственной позиции.

Главными задачами реализации программы и содержания курса «Мировая художественная культура» являются: создание условий для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке и во внеклассных занятиях; развитие у них способностей быть грамотным и разносторонним Читателем, Зрителем, Слушателем, т.е. способности полноценно воспринимать художественную культуру и в дальнейшей жизни. С этой целью и следует давать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой культуры, помочь им распознавать особенности образного языка искусств.

Психолого-педагогические подходы к разработке приемов включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры

Определение подходов к интеграции медиаобразования с художественным воспитанием в процессе освоения мировой художественной культуры строится на педагогическом анализе назначения области «Искусство» в современной школе.

Одной из важных тенденций развития культуры XX века является тяготение к синтезу и взаимопроникновению культур. На этот процесс оказало сильнейшее влияние распространение средств массовой информации. Стало реальным фактом ускорение процесса восприятия информации, появился термин «клиповое мышление» (18; 19, 38, 41; 101; 160). Массовым источником информации является телевидение, при помощи которого современный человек узнает обо всем на свете, в том числе об искусстве (150, 165, 166; 173, 184). Специфика подачи телевизионной информации состоит в ее дискретности, процесс синтеза осуществляется непосредственно в сознании человека. Поэтому возрастает роль способности человека к синтезу, к обобщению. Важным становится наличие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Кроме того, за счет разрушения политических и информационных барьеров наше общество становится все более открытым, мы оказываемся в ситуации необходимости освоения принципов диалога культур, так как смысловые спектры различных культур оказались одновременными и сопряженными друг с другом (В.С.Библер, 13 - 14). Освоение художественной культуры, и художественное образование и воспитание в целом необходимы современной школе, «потому что мы живем в мире, который в силу культурных предпосылок опосредован образами, и человеку необходимо учиться создавать и толковать образы», - отмечает исследователь современных педагогических процессов Ю.А.Самоненко (129). Именно эти способности развиваются у человека прежде всего за счет предметов эстетического цикла. Как никогда возрастает роль образовательной области «Искусство». На это же указывают многочисленные исследования психологов, которые доказали, что содержанием психического процесса человека является мысле-образ, а закрепленный эволюцией перцептивно-образный (правополушарный) тип восприятия и мышления наиболее характерен для подросткового возраста. Официальная же концепция образования, построенная преимущественно на вербальной (левополу-шарной) сигнально-логической основе, полностью себя исчерпала и угнетает художественно-творческие функции, особенно воображение (9).

Область «Искусство», выполняющая сегодня функции эстетического образования и воспитания, наполняется предметами «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе по 1 часу в неделю и предметом «Мировая художественная культура» в старшей школе по 1 часу в неделю. Федеральный базисный план поддерживает сложившуюся структуру предметов эстетического цикла как обеспеченную программами и учебно-методическими пособиями, а также имеющими опыт реализации на основе принципов вариативности обучения и использования современных педагогических технологий. Наличие этого минимума в Федеральном базисном плане должно дать возможность учащимся любого российского региона получить стандарт художественно-эстетического образования и возможность учиться в любом регионе России. Этим предметам обучают в педагогических вузах России, по ним существуют государственные программы, имеющие учебно-методическое и дидактическое обеспечение. Региональный компонент может развивать область «Искусство» на основе интеграции или использования дополнительных часов (в том числе и в рамках дополнительного образования) с учетом региональных традиций.

Психолого-педагогические подходы к разработке приемов включения медиаобразования в учебный курс мировой художественной культуры

Первый этап включения элементов медиаобразовання в учебно-воспитательный процесс (1997 -1998 учебный год) основывался на использование в структуре преподавания предмета «Мировая художественная культура» специальных упражнений, типология которых описана во 2-ой главе. На этом этапе были определены содержательные блоки, составляющие тематическую основу предмета, в структуре которых введены как блоки образовательной информации, так и художественно-практическая деятельность, позволяющая использовать приемы масс-медиа в процессе практической реализации умений и навыков, приобретенных на уроках мировой художественной культуры.

На втором этапе работы (1998-1999 учебный год), при сохранении тех же позиций, связанных с ориентацией на отбор и осмысление информации и разработкой вариантов освоения курса мировой художественной культуры, основной акцент был сделан на формах контроля знаний. Мировая художественная культура является предметом, реализуемым на основе художественной педагогики, которая, в свою очередь, является средством, стимулирующим творческое воображение, реализацию творческого потенциала личности через приобщение к образам мирового искусства. В этом контексте предусматривается не просто изучение мировых цивилизаций и культурных эпох, так называемая история мировой культуры, а активидя, познавательная деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу мирового искусства. Поэтому на первый план при изучении предмета не могут быть поставлены традиционные знания, умения, навыки, а выносится задача раскрытия перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей образного языка искусства, развития художественно-образного мышления. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания предмета мировая художественная культура как предмета эстетического (художественного) цикла. Главным в методике становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.

Вся методика мировой художественной культуры должна быть основана на законах восприятия искусства и направлена на воспитание чуатеущ зрителя, слушателя,, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир общением с прекрасным. Методика преподавания мировой художественной культуры, основные принципы которой заложены в базовых программах, основана на законах искусства и законах его восприятия. Бели учитель будет следовать этим принципам и задачам, цель введения курса будет оправдана.

Мировая художественная культура реализуется в школе на основе деятельностно-го подхода к развитию учащихся. Учитель мировой художественной культуры должен уделять внимание художественно-творчесхой деятельности (творческие работы по освоенному материалу в виде сочинений разнообразных жанров, рецензий, газетных выпусков, сценариев школьных тематических вечеров, разработок различных проектов и т. п.) Опыт показывает, что взаимосвязь классной и внеурочной работы по предмету мировая художественная культура является совершенно необходимым условием, так как помогает «вжиться» в эпоху, «увидеть» и «услышать» время, почувствовать его и понять проблемы другой эпохи и человека - творца этой эпохи. Особое место в методике преподавания мировой художественной культуры занимает итоговое занятие, которое может проходить в раздичных формах. В настоящее время получили распро-странение такие формы итогового контроля, как зачет или экзамен в творческой форме, которые предполагают проведение турнира знатоков, защиты проекта, создания видеопособия или мультимедиапродукта и т.п.

Вопрос об оценке в ходе освоения программного материала может быть решен таким образом, чтобы у учащихся данный предмет не вызывал страха неудовлетворительной оценки. Учащиеся основной школы (6-9 классы), если они работают по программе Ю. Солодовникова, могут заниматься «безоценочным» способом, завершая учебный курс зачетом, который ставится на основе активного участия в освоении содержательной стороны программы. Для этого возраста могут быть использованы уроки-инсценировки, уроки-экскурсии, в результате которых появляются разного рода творческие работы (сочинения, сказки, рассказы, театрализованные действия и т.д.), позволяющие определить результативность освоения материала. Учащиеся старших классов выбирают более сложные формы, по которым можно оценить усвоенный материал (рефераты, проекты (от самых простых в техническом плане до мультимедийных), компьютерные справочники, видеофильмы и т.п.). Такая работа может быть организована как в традиционной модели урока, так и в творчески обновленной форме, где работа по темам может быть распределена по группам, а уровень самостоятельной работы усилен. Интересной формой освоения художественного материала может стать урок-погружение, где знакомство с определенной эпохой и ее искусством может осуществляться в максимально активном варианте. В любом варианте учитель избегает традиционной оценочной системы в пользу творческого отношения к предмету, используя разные Формой итогового контроля (как по теме, так и по курсу) по мировой художественной культуре может быть предложен культурологический турнир.

Мировая художественная культура - предмет, который имеет дело не с набором формальных знаний, а с художественными образами. Задача предмета - развить в детях способность эстетического восприятия действительности. Способность к сотворчеству, а не набор механических знаний, навыков и умений, будет положительным итогом изучения этого предмета. А следовательно, сам экзамен должен проходить в творческой форме. Культурологический турнир может проходить в разных вариантах.

Похожие диссертации на Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе