Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Краеведение как проявление интегративного подхода в образовании 23
1.1 Развитие представлений о краеведении как науке и его место в образовании
1.2 Особенности художественного краеведения 35
1.3 Визуальный образ ландшафта в фокусе художественного краеведения .45
ГЛАВА 2. Анализ методического опыта организации летней пленэрной практики в художественных учебных заведениях 56
2.1 Становление пленэрной практики как учебной дисциплины в высших и средних учебных заведениях 56
2.2 Особенности проведения пленэрной практики в ДХШ 79
ГЛАВА 3. Краеведение как фактор повышения творческой активности учащихся ДХШ на пленэре 93
3.1 Психолого-педагогические основания использования краеведческого аспекта в занятиях на пленэре 93
3.2 Способы использования краеведческого аспекта в организации летней практики в ДХШ 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
БИБЛИОГРАФИЯ 132
ПРИЛОЖЕНИЕ 153
- Развитие представлений о краеведении как науке и его место в образовании
- Становление пленэрной практики как учебной дисциплины в высших и средних учебных заведениях
- Психолого-педагогические основания использования краеведческого аспекта в занятиях на пленэре
Введение к работе
В настоящее время в художественных учебных заведениях накоплен значительный опыт проведения летней практики, которую принято называть, используя французское слово pleinair. Настало время этот опыт проанализировать.
Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора учащихся, для развития их общекультурной компетентности. Выявление этих развивающих факторов способствовало бы повышению эффективности учебного процесса. В настоящее время остро стоит вопрос о связи учебных, художественно-творческих и воспитательных задач при работе с детьми в учреждениях дополнительного художественного образования.
Неразрывная связь с воспитанием делает краеведение популярным направлением образовательной деятельности. Краеведение — один из самых эффективных компонентов воспитания уважения к традициям предков, к родной земле, к культурному наследию прошлого. По мнению многих педагогов, нет более подходящей темы для патриотического воспитания, чем изучение детьми своей малой Родины.
В последние годы краеведение приобретает особое значение при преподавании истории, литературы, развивается географическое, природоведческое, этнографическое, экономическое, биологическое, медицинское краеведение. К сожалению, преобладает недооценка непосредственного зрительного контакта.
С одной стороны, даже сторонники идей краеведческого просвещения не обращают должного внимания на визуальный образ среды бытования. С
другой стороны, в занятиях с юными художниками на пленэре зачастую опускается культурологический контекст. Включение краеведения способствует развитию визуального компонента, важного для изучающего родной край, для художника особенно. Поэтому актуальной проблемой является связь историко-культурного контекста со зримым обликом места. Но работ, изучающих эту проблему, не существует.
В методической литературе, в программах пленэрной практики (за редким исключением) основное внимание уделяется формированию узкопрофессиональных навыков и практически полностью исключаются вопросы расширения кругозора учащихся.
Педагоги, проводящие пленэр в детских художественных школах, зачастую пытаются копировать практику высших и средних профессиональных учебных заведений, где основной акцент ставится на приобретение и развитие профессиональных навыков. При этом не учитывается возрастной фактор. Обращение к краеведению на пленэре позволяет направить учебный процесс на развитие ребенка в целом, а не только собственно художественных качеств. Краеведческий подход к организации пленэра направлен и на развитие общеэстетического компонента личности учащихся, и в значительной степени способствует развитию профессиональных качеств.
Таким образом, исследование краеведческого аспекта летней пленэрной практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей является актуальной проблемой.
Объектом исследования является образовательный процесс в учреждениях дополнительного художественного образования детей.
Предмет исследования — пленэрная практика как средство развития личностных качеств учащихся.
Цель работы — раскрыть значение краеведческого аспекта летней практики как эффективного средства развития общеличностных и профессиональных качеств учащихся.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:
определить основные этапы развития краеведения, его роль в образовании и определить задачи, стоящие перед краеведением на каждом этапе его развития;
показать особенности и значение визуального образа в краеведении;
определить возможности использования краеведения в художественно-педагогическом процессе;
проанализировать накопленный опыт проведения пленэрной практики;
выявить факторы, определяющие специфику обучения на пленэре вДХШ;
выделить способы использования краеведческого аспекта в организации летней практики в ДХШ;
обозначить пути использования краеведческого компонента как средства формирования общеличностных, специальных и профессиональных качеств учащихся;
экспериментально проверить эффективность использования краеведческого аспекта в организации летней практики.
Гипотезой служит положение о том, что краеведческий аспект пленэрной практики, подразумевающий баланс визуального образа и интеллектуальной информации, значительно усиливает возможности решения не только художественно-профессиональных, но и воспитательных задач.
Границы исследования определяются изучением организации и проведения летней практики в художественных учебных заведениях. Не ставилась задача рассмотреть историю становления и развития русской пленэрной живописи в целом, а также проследить нарастание пленэрных качеств в творчестве отдельных художников. Ограничиваем исследование только изучением становления методики проведения занятий на открытом воздухе. В поле зрения практического наблюдения был процесс обучения в учреждениях дополнительного художественного образования детей.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования являются положения об активном характере визуального восприятия и восприятии пространства (Р.Арнхейм, ДжХибсон, М.Мерло-Понти), о визуальном образе в краеведении (И.М.Гревс, Н.П.Анциферов), о ведущей роли деятельности в развитии личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.И.Щукина), а также ряд положений, связанных с исследованиями в области психологии искусства и художественного воспитания А.В.Бакушинского, Б.М.Неменского, А. А. Мелик-Пашаева.
Для достижения поставленной цели и решения обусловленных ею задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Становление и развитие летней практики как учебной дисциплины
прослеживается посредством исторического и сравнительного анализа. Для выявления особенностей подхода к проведению летней практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей были использованы интервьюирование и беседы, анализ мемуарных и архивных методических материалов, методических фондов, анализ инструктивно-методических документов.
В качестве специальных методов педагогического исследования применялись педагогическое наблюдение. Основными методами сбора информации выступали опросы (беседы, анкетирование), метод создания педагогических ситуаций, изучение результатов творческой деятельности учащихся. На этапе выдвижения гипотезы был использован ретроспективный анализ собственного опыта.
Положения, выносимые на защиту:
художественное краеведение, предполагающее целостное видение местности и основанное на знании ценностное к ней отношение, как один из важных компонентов включает визуальный образ места;
краеведческий аспект пленэрной практики подразумевает баланс зримого образа и интеллектуальных знаний, которые обогащают визуальное восприятие;
включение краеведческого компонента в организацию летней практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей не только возможно в рамках существующих программ практики, но повышает эффективность ее проведения;
использование краеведческого аспекта при проведении летней практики в ДХШ способствует развитию личности, ценностного и
эмоционального отношения к окружающему, способствует развитию художественного видения.
Научная новизна исследования.
Впервые дан сравнительный исторический анализ подхода к организации пленэрной практики в художественных учебных заведениях различного уровня, проанализированы особенности организации пленэра в школах дополнительного художественного образования детей.
Выявлено повышение роли пленэрной практики в учебном процессе как ведущей тенденции художественного образования с 30 годов XX века. Впервые изучено формирующее значение совместной работы и творческой среды в постдипломном образовании художника.
Принципиально важным аспектом новизны предполагаемого подхода к организации практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей является рассмотрение его как целостного в единстве обучающих и воспитательных задач. Такой подход позволяет рассматривать пленэр как часть учебного процесса, обладающую особенно мощным воспитательным потенциалом.
Рассмотрены конкретные способы включения краеведческого материала в организацию практики с учетом возрастных особенностей детей.
Пленэр в учреждениях дополнительного художественного образования детей впервые рассматривается не только как благоприятное время для формирования художественно-профессиональных качеств, но и как возможность для развития личности учащихся.
Вводятся в научный обиход архивные материалы
Теоретическая и практическая значимость работы.
Материал диссертации может быть полезен при проведении исследований в области истории русской художественной педагогики, а также в курсах, посвященных истории методов обучения изобразительному искусству.
Результаты исследования могут быть использованы для проведения занятий на пленэре в учреждениях дополнительного художественного образования детей. Полученные выводы могут послужить основой для составления программ и методических пособий по летней практике в ДХШ, а также основой для продолжения теоретических исследований методики обучения и воспитания детей в системе дополнительного художественного образования. Ряд положений диссертации может войти в учебные издания по теории и методике обучения изобразительному искусству, а также послужить материалом для дальнейших практических разработок.
Теоретически обоснована необходимость использования
краеведческого аспекта в организации пленэрной практики в учреждениях дополнительного художественного образования детей, его значение для развития творческих способностей и в качестве воспитывающего фактора.
Источниковая база исследования.
Интервью с преподавателями детских художественных школ, высших и средних художественных учебных заведений, проводивших летнюю пленэрную практику, посещение проводимых ими занятий, устные воспоминания бывших учеников художественных школ, а также студентов и выпускников художественных учебных заведений, в которых зафиксирован бесценный индивидуальный опыт проведения занятий разными педагогами;
методические фонды детских художественных школ, а также художественных отделений школ искусств;
— материалы, связанные с программами художественных учебных заведений (высших, средних и детских), в которых проходит пленэрная практика, материалы архива Российской академии художеств.
Апробация исследования и внедрение результатов в практику.
Результаты исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях "Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании" (9-10 января 2001 года, Санкт-Петербург), "Актуальные проблемы современного строительства" (55 международная научно-техническая конференция молодых ученых (аспирантов, докторантов) и студентов 22-25 мая 2001 года, Санкт-Петербург), IX Международной конференции "Ребенок в современном мире. Дети и город" (17-19 апреля 2002 года, Санкт-Петербург), "Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании" (17 апреля 2002 года, Санкт-Петербург), VI Российско-американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (13— 15 мая 2003 года, Санкт-Петербург).
Текст диссертации обсуждался на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А. И.Герцена.
Степень изученности проблемы
Единственной работой, которая непосредственно посвящена взаимовлиянию изучению края и изобразительного искусства в образовании детей, является книга В.Г.Смирнова о художественном краеведении в школе. Она рассчитана на учителя и носит подзаголовок "Из опыта работы".
1 Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. Книга для учителя. Из опыта работы. —М.: "Просвещение", 1987
Автором раскрываются научно-педагогические основы краеведческой работы по искусству, предлагается система краеведческой работы (по классам и темам). Разработаны пути проведения межпредметных связей на краеведческой основе, тематика занятий, ориентированных на ознакомление школьников с местными памятниками истории и культуры, народным искусством, план занятий кружка, экскурсии. Автором очень подробно излагается история краеведения в России, особое внимание уделяется включению местного элемента в обучение в Петровское время, рассматривается, так называемый, "золотой век краеведения" (начало XX столетия) и, что особенно важно, анализируются малоизвестные педагогические журналы XIX века.
Предметом исследования В.Г.Смирнова является художественное краеведение в общеобразовательной школе, в то время как система начального художественного обучения и воспитания предполагает другие программы, цели, задачи образования. Подобный подход не применим в полной мере в системе дополнительного художественного образования. Если в названной работе художественное краеведение понимается большей частью как искусствоведческое изучение сохранившихся в родном городе памятников искусства, то в нашем случае необходимо говорить о
возможности включения краеведения в занятия на пленэре.
Использование краеведческого компонента на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе с углубленным
Основу книги составили положения кандидатской диссертации защищенной В.Г.Смирновым в 1977 году. Смирнов В.Г. "Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы". АКД.— М.,1977
изучением предметов эстетического цикла затрагивалось только в единичных статьях и материалах конференций.
Специально не рассматривалось обращение к краеведению в учреждениях дополнительного художественного образования детей, что определяет актуальность исследования.
Ряд исследований посвящен истории художественных учебных заведений России, организации образовательного процесса и развитию методов обучения реалистическому искусству.
В серии монографий Н.М.Молевой и Э.М.Белютина о русской художественной школе значительное место уделяется Академии художеств, подробно рассматривается становление методов обучения в различных классах Академии с момента ее основания. Четко определяются задачи пейзажного класса и отличие его от перспективного класса. Обозначены изменения, происходившие в пейзажном классе на каждом историческом этапе, состав преподавателей, их взгляды на пейзажную живопись, приводятся темы дипломных работ. Но в этих монографиях рассматривается учебный процесс в Академии художеств только до начала XX века, когда летняя практика не сложилась еще в самостоятельную дисциплину.
В монографии В.Г.Лисовского об Академии художеств пленэрная практика не освещается подробно. В силу жанра автор не мог останавливаться на частностях, но без знания общей картины развития Академии представляется довольно затруднительным заниматься конкретными проблемами.
Гренц А.Ю. Краеведческий компонент на занятиях по изобразительному искусству в средней школе. // Краеведение в Вузе и школе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. —М., 1994. —С .76
Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. — Л.: Лениздат, 1982.—224с.
В статье Р.И.Власовой содержится ценная информация о воссоздании пейзажного класса в 70-х годах XIX века. Обозначены изменения, произошедшие в методике преподавания пейзажа и в самой организации класса. Так, автором рассматриваются нововведения руководителей класса А. П. Боголюбова и М. К. Клодта, касающиеся, например, обязанности профессора проводить летом не менее месяца с учениками на практике в окрестностях Петербурга. Рассматриваются изменения, связанные с открытием Владимиро-Мариинского приюта для учащихся Академии на берегу Меты.
Истории Мариинского приюта, названного впоследствии Академической дачей, посвящено исследование ИГ.Романычевой. Автор подробно рассматривает ее историю от возникновения в 1884 году. Особое внимание уделяется выездам студентов Академии на дачу и организации творческого процесса, что важно для изучения педагогической системы XIX века. Отдельная глава посвящена второму рождению дачи в 1948 году, когда здесь открылся дом творчества художников. Принципиально важно, что автор показывает значение творческой среды при работе на пленэре.
Система преподавания пейзажной живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ее возникновение и становление рассмотрена в монографии Н.А.Дмитриевой. Автор рассматривает, как преподаватели проводили занятия, причем особое внимание уделяет пейзажной мастерской А. К. Саврасова, приводит воспоминания учеников.
5 Власова Р.И. Живописный класс в Академии Художеств второй половины ХГХ века
//Вопросы художественного образования. Вып. ГХ. Материалы по истории русской и
советской художественной школы (вторая половина ХГХ века). — Л.: Академия
художеств, Ин-т им. Репина 1974. — С. 16—36.
6 РоманычеваИ.Г. Академическая дача. — Л.: "Художник РСФСР', 1975
7 Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества —М.: Искусство,
1951.—199с.
Вопросы пленэра получили определенное освещение в методической литературе, причем учебная летняя практика рассматривается с разных сторон, затрагиваются различные ее аспекты. Летней пленэрной практике в художественных учебных заведениях посвящены работы М.Д.Базановой (о практике в художественном училище), В.А.Леднева, НЛ.Маслова, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского (о практике на художественно-графическом факультете педагогического вуза).
В работах М.Д.Базановой, Н.Я.Маслова, Г.Б.Смирнова, А.А.Унковского значительное место уделяется методическим рекомендациям по выполнению конкретных заданий, даются советы по выбору техник и материалов для исполнения этюдов. Авторы подробно рассматривают и анализируют студенческие работы, указывают на достоинства и недостатки, приводят много примеров из истории искусства, особенно из русской пейзажной живописи. Наряду с советами и рекомендациями общего характера (например, чем живопись портрета или натюрморта в пленэре отличается от аналогичной аудиторной постановки, как изменяется освещенность пейзажа в зависимости от природных состояний) авторы дают конкретные практические советы, относящиеся к выбору формата картона или бумаги, конструкции этюдника, набора принадлежностей для пленэра, выбора одежды для практики.
Наиболее известная работа о пленэре в высшей художественно-педагогической школе — учебное пособие Н.Я.Маслова. В нем значительное внимание уделяется изучению пленэрной Среды как объекта изображения
для художника. Автор довольно подробно рассматривает методические особенности практики. Дается примерный тематический план и развернутые
8 Маслов Н_Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству.— М: "Просвещение", 1984. —112 с.
пояснения к нему по каждому курсу с указанием рекомендуемого количества часов. Н.Я.Маслов рекомендует проводить практику в различные времена года: например, 1 курс — лето, 2 курс — весна, 4 курс — осень. Конечно, это вносит разнообразие и стимулирует творческие поиски.
В методическом пособии Г.Б.Смирнова и А. А.Унковского, в отличие от разработок Маслова, приводится план практики и на 3 курс. Это связано с тем, что пособие Маслова рассчитано на студентов дневной формы обучения, а работа Г.Б.Смирнова и А.А.Унковского ориентирована на студентов-заочников.
Учебное пособие "Рисунок и живопись пейзажа" тех же авторов не ограничивается только рамками учебного пленэра. Здесь прослеживается путь от карандашного наброска до законченной картины. В книге дан ряд полезных советов, касающихся последовательности ведения работы.
Несмотря на то, что учебное пособие М.Д.Базановой ориентировано на студентов средних специальных учебных заведений, здесь ставятся аналогичные задачи. Подробно описываются различные техники и материалы, даются технические советы по работе с ними, что, несомненно, полезно любому начинающему художнику, независимо от уровня учебного заведения.
Особо необходимо отметить две работы о практике в высших учебных заведениях, небольшие по объему, однако, принципиальные по смыслу — это статья Н.Г.Ломакина и методическая разработка В.А.Леднева. В них ставится вопрос о том, что пленэр способствует не только развитию профессиональных знаний и навыков, но и является наиболее благоприятным временем для расширения кругозора студентов. В этом сказался богатый и
9 Ломакин Н.Г. Роль летней производственной практики в процессе преподавания композиции на факультете графики Института им. ИЕРепина. // Вопросы преподавания
педагогический, и личный творческий опыт самих преподавателей, особенно В.А.Леднева. По свидетельству их учеников и коллег, идеи о пленэрной практике как о возможности для расширения кругозора студентов находили выражение не только в статьях, но и на деле. Н.Г.Ломакин и В.А.Леднев с удовольствием в течение многих лет не по обязанности, а от души организовывали выездные пленэры студентов в различные уголки страны.
В учебных пособиях в разделах, посвященных выездному пленэру, дается ряд советов руководителям практики, касающихся и устройства быта студентов, и организации творческого процесса. Но они адресованы высшей школе.
Не существует учебного пособия, где бы рассматривались особенности изучения живописи и рисунка в условиях пленэра детьми. Издающиеся в последние годы массовыми тиражами богато иллюстрированные учебники по изобразительному искусству для общеобразовательных школ, как правило, рассматривают только задания, предлагаемые в конкретных программах. Литература, посвященная образовательному процессу в ДХШ, весьма ограничена. В основном это только программы по отдельным предметам и брошюры с методическими рекомендациями к проведению некоторых занятий. Образовательный процесс в ДХШ не рассматривается как целостный, он раздроблен на отдельные предметы, соответственно, не находится места пленэру как логичному и необходимому этапу учебного процесса. В силу недостаточного внимания к преподаванию пленэра в ДХШ, литература по этой теме практически отсутствует.
специальных дисциплин в русской и советской художественной школе. — Л.,1987.— С.28-
38.
Леднев В.А. Методическая разработка по проведению летней пленэрной практики.— Л.:
ЛГТШим. АИГерцена, 1984.
Летняя практика в детской художественной школе рассматривается только на страницах журнала "Юный художник", где в последние годы довольно регулярно помещаются статьи о пленэре. Это и рекомендации, адресованные начинающим художникам, и рассказы о творческих пленэрных поездках детских художественных школ.
Для изучения истории пленэра представляют особый интерес воспоминания художников, мастеров искусств, о годах их учебы. Особенно ценны подобные источники в тех случаях, когда не сохранились или не были своевременно документально зафиксированы программы практики. В таких ситуациях довольно сложно судить о методах преподавания, о тех задачах, которые ставили руководители практики перед учениками: не сохранилось объективной информации. Воспоминания позволяют в значительной степени заполнить этот пробел — в них содержится бесценный материал. В памяти остается самое яркое, то, что поразило студентов, оказало влияние на дальнейшее творчество. Этим и ценны подобные источники. Воспоминания
пишут, как правило, значительные люди. Их деятельность является
- J0 подтверждением педагогических принципов их учителей.
В последние годы написан ряд диссертаций, посвященных обучению и
студентов вузов, и младших школьников созданию пейзажа. Так, диссертация
О.Ю. Зыряновой рассматривает изобразительную деятельность детей как
средство формирования эстетического отношения к природе.
Воспоминания А.А. Рылова — об АЖКуинджи, воспоминания студентов Полиграфического института, затем Московского института изобразительных искусств о практике в Крыму под руководством Л.А.Бруни и К.Н.Истомина в 1935—36 годах. Рылов А.А. Воспоминания. — Л.: "Художник РСФСР', 1977.— 287с
Художник, судьба и Великий перелом. / сост. Т.М.Рейн; предисл. В.А.Потресов. — М.:ПАЛЬМИР, 2000. — 232с.
11 Зырянова О.Ю. Изобразительная деятельность детей 6-8 лет как средство формирования эстетического отношения к природе. —М.,2000
В основу диссертации Н.Я. Маслова, защищенной в 1989 году, легли положения книги "Пленэр", дополненные и расширенные в экспериментальном и методическом плане.12
Были защищены диссертации о пленэрной практике на художественно-графических факультетах педагогических вузов, в средних учебных заведениях. Так, целью диссертационного исследования В.М. Соколинского было определение путей и методов развития творческих способностей студентов средствами композиции этюда пейзажа.13 Исследование Н.В.Грибакина посвящено композиции пейзажа на художественно-графическом факультете педагогического вуза.
В диссертации И.О. Осина о городском пленэре на художественно-графическом факультете педагогического вуза предлагается на летней практике не только обучать студентов профессиональным навыкам, но и расширять знания о Москве. Автор рассматривает учебный процесс в вузе и исходя из этого выстраивает методику проведения летней практики. Примечательно, что занятия на пленэре предваряются лекцией о художниках, изображавших Москву, а также экскурсией по городу.
Но пленэр в ДХШ, исходя из специфики детской психологии, имеет свои особенности. Потому для детей подобный подход не применим, что еще раз подтверждает актуальность исследования. Не существует работ,
Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога.— М., 1989.
Соколинский В.М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи. — М., 1994
14 Грибакин Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно-
графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи
пейзажа— М., 2000
15 Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов Ш — IV курсов
художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем. —
М., 2000.
посвященных связи краеведения с летней пленэрной практикой в учреждениях дополнительного художественного образования детей.
К сожалению, опыт зарубежной художественной школы не может быть использован нами в полной мере. В доступной научно-методической литературе также нет информации о пленэре как учебной практике.
Зарубежные иллюстрированные издания, широко представленные сейчас на прилавках книжных магазинов, не могут быть рекомендованы юным художникам в качестве методического руководства. Дело здесь не только в рисунках невысокого качества, выполненных на компьютере, но и в самом подходе, например, к пейзажу, который зачастую предстает просто как сумма деревьев: переживание природы, зрительные впечатления, получаемые художником, в представлении авторов не являются определяющими.
В некоторой степени интересующие нас вопросы рассмотрены в исследованиях и методических пособиях, посвященных рисованию с натуры , а также в работах, исследующие основы мастерства, формирование умений и навыков при работе в определенных техниках.17
Отдельно следует отметить работы, в которых содержатся воспоминания мастеров искусства, их советы молодым художникам.1
Следует выделить группу исследований, в центре внимания которых находятся непосредственно проблемы краеведения.
Пик интереса к краеведению, отмеченный в 20-е годы и характерный для последних десятилетий, можно заметить по количеству краеведческих
16 Радлов Н.Э. Рисование с натуры. — Л.,1978, Дейнека А.А. Учитесь рисовать. — М.,1961,
Барщ А.О. Наброски и зарисовки. — М., 1970, Авсиян О.А. Натура и рисование по
представлению. —М., 1985
17 Ревякин П. Техника акварели.— М., 1959
Оголевец B.C. О работе над этюдами пейзажа.— М., 1963 Виннер А.В. Как работать над пейзажем масляными красками.— М, 1971 сборник Советы мастеров, статьи В.Бакшеева, А.Рылова, К.Юона, Н.К.Крымова
изданий — наибольшее число книг и статей относится к 20-м и к 1990-2000 годам.
Литературу, посвященную краеведению, можно разделить на несколько групп. Во-первых, издания о памятниках искусства и архитектуры, рассчитанные и на массового читателя, и на специалиста. Во-вторых, — "школьное" краеведение — учебные программы, пособия, рабочие тетради, учебники по истории и культуре Санкт-Петербурга. Следующую группу составляют работы зачинателей краеведения — И.М.Гревса, Н. П.Анциферова, В.Я.Курбатова, авторов, которые разработали основные принципы краеведческого движения. Их труды — это основа, на которую опираются до сих пор многие современные краеведы.
В последнее время наблюдается активное обращение к краеведению в различных областях знания. В конце 1990-х — начале 2000-х годов был защищен ряд диссертаций, где авторы рассматривают проблемы педагогического краеведения. Исследователи связывают краеведческие знания с преподаванием природоведения, истории, литературы1 , географии и туризма , с учебным процессом в медицинских училищах.
Таким образом, к культурному и историческому наследию региона обращаются в средней школе при преподавании многих предметов, в учреждениях дополнительного образования детей краеведение используется, как правило, только в туристической подготовке.
Прокофьева А.Г. Краеведение как основной и региональный компонент литературного образования.— Дис. на соиск. уч.ст. доктора пед. наук.— СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997
20 Самохин Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в
учреждениях дополнительного образования. АКД. - М., 1999
21 Хорхордина ТВ. Профессионально ориентированное краеведение в системе подготовки
студентов медицинского колледжа. АКД.— Белгород, 2001
В последнее время во многих городах проводятся конференции и издаются сборники, посвященные к краеведению, преподаванию его на различных предметах в общеобразовательной школе, затрагиваются проблемы использования в образовании природного и культурного наследия.
Проблемам школьного краеведения и разработке программ учебных
"УК
курсов посвящены работы Л.К.Ермолаевой.
Решение поставленных задач связано с рассмотрением ряда вопросов, получивших отражение в искусствоведческой литературе, в частности, с изучением пейзажа как жанра. Развитие пейзажа, особенности его художественно-образного языка в различные исторические эпохи рассматривались в трудах многих искусствоведов. Так, исследования А. А.Федорова-Давыдова посвящены русскому пейзажу XVIII — начала XX веков, Б.Р.Виппер занимался изучением голландского пейзажа, Н.Н.Калитина — французского, Н.В.Яворская — пейзажем барбизонцев, Творчестве русских художников-пейзажистов второй половины XX века рассмотрено О.Р.Никулиной. Отдельно следует отметить монографию О.Л.Лясковской о пленэре в русской живописи XIX века и исследования С.В.Коровкевич и
/ум
Н. А.Яковлевой о пленэре в пейзажах Александра Иванова.
Подобные конференции были организованы, например, в Рязани, Оренбурге, Магнитогорске, Смоленске.
23 Ермолаева Л.К. Система краеведческого образованя в школах Санкт-Петербурга.
Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. — СПб.: СМИО
Пресс, 2002; Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в школах города:
Концепция. Варианты программ курсов / Сост. Л.К.Ермолаев& — СПб, 1993; Ермолаева
Л.К. Система краеведческого образования в Санкт-Петербурге. — СПб., 1996
24 Лясковская О.Л. Пленэр в русской живописи ХГХ века.— М.: "Искусство", 1966.— 190с.
Коровкевич СВ. Пленэр в пейзажах Александра Иванова. // Труды Всероссийской
Академии художеств. Вып.1 — Л.-М.: Искусство, 1947.— с.161-184.
Психология творчества рассматривалась в трудах Л.С.Выготского, Б.С.Мейлаха, Я.А.Пономарева. Проблемам восприятия посвящены работы Р.Арнхейма, ДжХибсона, М.Мерло-Понти.25
Воспитанием культуры личности занимались Э. А.Верб, Н. А. Дмитриева, Н.И.Киященко. Развитие творческих способностей ребенка, восприятие им художественного образа, общее художественное развитие нашли отражение в работах А.В.Бакушинского, И.П.Волкова, Е.И.Игнатьева, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева. Проблемам развивающего обучения посвящены работы ПЛ.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. Формированию творческих способностей посвящены работы Р.У.Богдановой.
Обзор литературы показал, что наряду с глубокой разработанностью многих важных проблем, непосредственно касающихся темы исследования, открытым остается вопрос о той роли, которую играет включение краеведческого компонента в летнюю пленэрную практику в ДХШ. Значение краеведческого аспекта для повышения интереса к пленэрной практике у учащихся ДХШ и художественных отделений школ искусств, для развития их творческих способностей, специально не рассматривались.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения с иллюстративным материалом.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. —М.: "Прогресс", 1974 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. — СПб.: "Ювента" "Наука", 1999.
Развитие представлений о краеведении как науке и его место в образовании
Слово "краеведение" обозначает как минимум два понятия: краеведение можно рассматривать и как науку, и как общественное явление
— просветительскую, воспитательную деятельность. Но оба эти аспекта не существуют изолированно. С одной стороны, "моральная отдача" краеведения как науки, его воспитывающая роль исключительно велика, с другой стороны, важная особенность научного краеведения заключается именно в отсутствии различных уровней — одного для специалистов, другого
— для широкой публики: оно доступно всем. 6
Сначала рассмотрим научные основы изучения края, что позволит выделить одно из определяющих его качеств — системно-зримый подход к культуре. Затем обратимся к краеведческому материалу в образовании, так как его педагогические подходы формировались именно на базе научных разработок.
Проблематика научного и научно-популярного краеведения определяется как прошлое и настоящее какого-либо края, местности — от небольшого города, улицы до крупного региона. Это и метод познания от частного к общему, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи, а также форма общественной деятельности, к которой причастны не только специалисты. Можно сказать, что краеведение — это "школа познания и методики мышления, школа воспитания культурой (а основа культуры — память, поэтому можно говорить особо о "воспитании историей"), школа экологического образования и школа общения людей разных поколений, разной образованности, разной специальной (научной) подготовки".
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно включает исторические, искусствоведческие сведения, знания о природе, истории литературы, науки. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Краеведов нередко упрекают в поверхностном изучении какого-либо предмета, в недостаточной "научности" знания. Отличие подхода краеведов и специалистов в отдельных областях знания заключается не только в глубине проникновения в предмет исследования. Собственно знания здесь не меньше, но особо важна широта охвата. Занятия краеведением требуют не просто знаний в области определенных наук — истории, литературы, искусствоведения, но приучают людей интересоваться всем этим и повышать свой культурный уровень.
Краеведение изначально предполагает целостное видение. Здесь происходит изучение местности, мира. Поэтому подход краеведов отличается от подхода многих других наук еще и тем, что имеет своей целью именно формирование у ребенка целостной картины мира. К сожалению, в последнее время целостность утрачивается именно за счет недостаточного внимания к визуальному компоненту.
Изучение края предполагает в первую очередь ценностное отношение к нему. Потому воспитывающая роль краеведения очень велика. Оно не соотносимо с равнодушием и безразличием. Восприятие местности окрашивается, с одной стороны, личным переживанием человека, с другой, — она открывается через личность. "Природа Плеса приобретает особую красоту от сознания того, что именно ее изображал ИЛевитан. Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского..." Краеведение дает не только знания, но воспитывает, формирует и развивает духовные основы личности: интересы, систему ценностных ориентации.
Становление пленэрной практики как учебной дисциплины в высших и средних учебных заведениях
В настоящее время пленэрная практика — необходимая составляющая учебного процесса художественных учебных заведений всех уровней. Это самая молодая дисциплина. Если рисунок, живопись, композиция (изначально называемая "сочинением") преподавались в Академии с самого ее основания, то выполнение этюдов на открытом воздухе оформилось как специальная практика, имеющая свою программу и логику, только в конце 30-х годов XX века. Почву для появления такой дисциплины подготовили изменения мироощущения, системы письма, а также длительная работа пейзажного класса.
С XVIII века в Академии художеств существовала система специальных классов, по которым учеников распределяли в зависимости от их склонностей и характера дарования. Не было четкой составленной раз и навсегда программы, и она менялась в зависимости от пристрастий руководителя класса.
Так, в Академии были открыты пейзажный и перспективный классы, причем в XVIII веке не было принципиальной разницы в методах преподавания - основное отличие заключалось во внимании, которое уделяли изучению перспективы. В самом начале ХГХ века произошли изменения: тенденция к возможно более точной передаче натуры привела перспективный класс к тому, что его методика почти целиком строилась на работе с натуры, тогда как в пейзажном классе больше занимались традиционным копированием. Ученики перспективной живописи первыми в Академии начали выезжать на этюды и проводили на них несколько месяцев. "Одной из первых таких поездок может считаться поездка в Москву в 1800 году Ф .Я.Алексеева, которого сопровождали два ученика пятого возраста — Ларион Мошков и Александр Кунавин".
Обучение пейзажиста в русском искусстве начинает основываться на натуре только в педагогике М.Н.Воробьева, профессора пейзажного класса. Если ранее штудировали отдельные детали, то ученики Воробьева выполняют натурные работы в живописи и в рисунке. М.Н.Воробьев ввел регулярное писание этюдов в течение года и особенно в летние месяцы, причем жертвовал ради этюдной работы частью классных занятий, поддерживал и поощрял поездки своих воспитанников в самые отдаленные уголки страны. М.Н.Воробьев смещает акценты в методике обучения, ориентирует ее на работу с натуры. Соответственно, изменяется характер заданий: требуется не просто показать красивый ландшафт с рекой, рощей и отдыхающим стадом, а написать конкретный вид, например, в окрестностях Ораниенбаума.
Психолого-педагогические основания использования краеведческого аспекта в занятиях на пленэре
Взаимодействие с внешней средой является мощным средством развития личности. Подтверждение этому находим в трудах классиков отечественной психологии. Известно высказывание С.Л.Рубинштейна о том, что, взаимодействуя с миром, человек "проявляется " и "формируется."11 Особую роль в системе взглядов Л.С.Выготского сыграла разработка вопросов о единстве внутренней (психической) и внешней (предметно-орудийной) деятельности. Причем процесс развития психики рассматривается им как отражение деятельностных связей человека с окружающей средой.
Краеведческий подход к организации пленэра направлен не только на развитие эстетического отношения к окружающей природной среде и эмоциональной отзывчивости учащихся, но способствует развитию профессиональных качеств юных художников.
Рисование с натуры рассматривается как особый вид активного восприятия и один из лучших способов запоминания. Это наиболее эффективный стимул к всматриванию. Когда человек рисует с натуры, он непременно заметит то, на что не обратит внимания в обычной жизни. Нюансы, различия, которые раньше не замечались, теперь видны.
Одной из центральных проблем психологии процесса рисования с натуры является проблема восприятия. Когда воспринимающая система настраивается на определенную работу, она становится более чувствительной. Потому одна из важнейших задач педагога, на которую часто не обращают внимания, — стимулировать процесс восприятия и развивать умение наблюдать окружающее.
Характерной чертой наблюдения является то, что осуществляется оно на основе заранее поставленной цели. В отличие от обычного восприятия, наблюдение представляет собой самостоятельное поведение. Субъект осуществляет его на основе соответствующей специфической установки.
Развитию способности видеть в значительной степени способствуют пленэры. Зримое познание становится более тонким, чутким только в процессе наблюдения, слушания, рассматривания.
Некоторые исследователи, занимающиеся художественным образованием, рассматривают процесс научения как "улучшение восприятия в процессе практической деятельности" и отмечают особую роль внимания в этом процессе. Концентрация внимания на пленэре осложняется еще и тем, что ребенок должен преодолеть "сопротивление" окружающей среды — непривычная обстановка, звуки, шумы улицы... Когда ребенок рисует с натуры, он внимательно всматривается в то, что изображает, он сосредоточен, его интеллектуальная активность направлена непосредственно на объект изображения. Когда он рисует, непременно заметит то, на что не обратит внимания в обычной жизни. Рисование с натуры рассматривают как особый вид активного изучения и один из лучших способов запоминания.
Развитие умения всматриваться в окружающее способствует развитию личности в целом. "Весьма существенный скачок проделывает в своем развитии восприятие, трансформирующееся в целенаправленное наблюдение, когда личность избирает из воспринимаемого далеко не все, а лишь то, что соответствует цели, которую она ставит. Избирательное отношение к окружающему миру, как известно, это не простое созерцание, не всеядность, а личностная устремленность, способствующая быстрому движению развития".
При включении краеведческого компонента в занятия на пленэре необходимо учитывать еще одну особенность формирования визуального образа у детей: чтобы увиденное действительно закрепилось в сознании, нужно его осмысление через предметную деятельность, необходимо проживание увиденного в понятном для ребенка виде деятельности, в данном случае — в виде этюда, рисунка. Для детей особенно важно единство восприятия и деятельности. Поэтому, чтобы знакомство с новым на пленэре было особенно эффективно, необходимо сразу же оставить материальный "след" своей деятельности, пережить увиденное, например, сделать зарисовку, написать этюд.
По мере воплощения художественного образа на бумаге открываются новые черты, не замеченные ранее. В то же время при рисовании с натуры процесс всматривания неотделим от процесса собственно изображения.