Введение к работе
Актуальность исследования методики освоения этнорегионального культурного наследия в школе определяется важнейшими социокультурными задачами современного образования - необходимостью сохранения и развития этнических культур в контексте становления демократического российского общества; снятия межэтнических противоречий в обществе за счет создания у молодежи представления о культурном многообразии своего края, о духовном единстве российских народов, формирования толерантности к иным мировоззренческим системам. Наряду с интересами общества освоение культурного наследия родного края позволяет учитывать запросы самих учащихся, обеспечивая их подготовку к жизни в условиях того или иного региона.
Культурное наследие родного края в школах Чувашии изучается под разным углом зрения на уроках истории, изобразительного искусства, музыки, родной литературы, чувашского языка. Однако в диссертации речь идет о преподавании дисциплины «Культура родного края» в 5-9 классах. Наряду с предметом «Мировая художественная культура» в 10-11 классах курс «Культура родного края» является важной ступенью школьного культурологического образования, предполагающего постижение смыслов культуры в логике «этно-региональное - общероссийское - мировое».
В настоящее время краеведческая дисциплина относится к национально-региональному компоненту базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашии, утвержденного в 2005 году. Несмотря на изменения, внесенные в закон РФ «Об образовании» в 2007 г., и отмену национально-регионального компонента содержания образования, в Чувашии, по словам замминистра образования республики С. Петровой, региональный компонент сохраняется в полном объеме. Вариативный компонент нового государственного стандарта, формируемый за счет потребностей и запросов учеников и родителей, дает возможность модульного включения региональной составляющей в различные предметы. Специальный курс «Культура родного края» может существовать на разных правах - выступать в качестве факультатива, элективного курса предпрофильной или профильной подготовки и т. д.
Таким образом, в Чувашии сегодня созданы условия для формирования у школьников понимания ценности культурного наследия Чувашии, сопричастности к судьбе малой родины.
Однако возможности дисциплины «Культура родного края» используются не в полной мере. Как и в некоторых других российских регионах (Татарская Республика, Республика Коми), в школах Чувашии на уроках краеведения дети изучают в основном культуру титульного этноса республики. Этнокультурное многообразие края, где с давних времен проживают марийцы, мордва, чуваши, татары и русские, освещается недостаточно. В результате краеведческое образование ущемляет интересы значительной части населения республики, развивает этническую ограниченность чувашской молодежи.
В диссертации этнорегиональное культурное наследие понимается как все, что создано на территории региона различными этническими группами, используется, критически осмысляется и развивается сегодня. Сохранившиеся до наших дней религиозные обряды и обычаи, язык и народное творчество, костюмы и особенности быта, бережно хранимые финно-уграми, тюрками, славянами, проживающими в республике, в равной степени являются культурным достоянием Чувашии.
Чтобы школьное краеведение обеспечивало подготовку учащихся к жизни в условиях полиэтничного региона, способствовало продуктивному взаимодействию людей, имеющих различные традиции, требуется поиск теоретических оснований изучения наследия Чувашии во всем ее этнокультурном многообразии, необходима разработка содержания и методов изучения культуры родного края на обновленной научной базе.
Объект исследования - процесс освоения этнорегионального культурного наследия в школах Чувашии.
Предмет исследования - методика освоения этнорегионального культурного наследия в рамках дисциплины «Культура родного края» в школах Чувашии.
Цель исследования - выявление дидактических оснований методики освоения этнорегионального культурного наследия на уроках «Культуры родного края».
Задачи исследования
Исследовать современные содержание и методы преподавания дисциплины «Культура родного края» в школах Чувашии.
Определить теоретические основания изучения этнорегионального культурного наследия в школе.
Выделить основные принципы освоения этнорегионального культурного наследия в рамках дисциплины «Культура родного края».
Скорректировать систему методов обучения предмету.
Составить экспериментальную авторскую программу курса «Культура родного края» для 5-9 классов, учитывающую полиэтничность Чувашской Республики.
В процессе педагогического эксперимента проверить эффективность предложенной методики изучения этнорегионального культурного наследия.
Степень разработанности проблемы
Некоторые вопросы истории школьного краеведения в Чувашии освещаются в статьях Н. А. Румянцевой, Л. Д. Федоровой, В. П. Иванова. Методика организации поисковой работы учащихся в процессе освоения культуры Чувашии стала предметом исследования Н. М. Фроловой, В. А. Шалфеевой, П. П. Фокина. В Чувашии изучены некоторые вопросы краведческой работы на занятиях по истории (П. Т. Трифонов, В. Г. Шарова, Г. Ф. Артемьев), технологии и труду (Г. Никитин, Е. П. Кондратьева), изобразительному искусству (Н. К. Кадебин). Однако до сих пор не было
работ, посвященных интегративному изучению в школе этнорегионального культурного наследия Чувашии.
Положения, выносимые на защиту:
Изучение современного состояния обучения предмету «Культура родного края» в школах Чувашии показало, что содержание дисциплины направлено преимущественно на освоение культуры титульного этноса республики, что препятствует формированию положительной этнической идентичности учащихся.
В ходе исследования были выявлены следующие принципы преподавания этнорегионального культурного наследия Чувашии на уроках «Культуры родного края»: 1) принцип целостности - отражение в содержании дисциплины всего этнокультурного многообразия региона; 2) триединство принципов общности, дифференциации и взаимопереходности этнических культур - изучение общих и особенных для этнических культур региона черт, а также процессов превращения «особенного» в «общее»; 3) принцип паритетного соотношения этнического и гражданского в содержании предмета; 4) принцип комплексности - создание условий для освоения этнорегионального культурного наследия на познавательном, оценочном, эмоциональном и деятельностно-практическом уровнях.
В зависимости от способов освоения этнорегионального культурного наследия выделен комплекс методов обучения предмету «Культура родного края»: 1) методы познавательной деятельности; 2) методы оценочной деятельности; 3) методы художественной (эмоционально-образной) деятельности, организующие восприятие и образное осмысление явлений культуры; 3) методы практической деятельности. Исследование показало, что всестороннее освоение культурного наследия Чувашии на познавательном, оценочном, эмоционально-образном и деятельностно-практическом уровнях способствует формированию положительной этнической идентичности учащихся.
На основе выделенных принципов построен курс «Культура родного края» для 5-9 классов, особенность которого заключается в том, что он учитывает полиэтничность регионального сообщества. Выделены критерии оценки результатов освоения этнорегионального культурного наследия Чуваши - культурной компетентности школьников и этнической идентичности; разработаны задания для диагностики подготовленности учащихся по культуре родного края. Результаты эксперимента показали, что предлагаемая методика способствует решению задач формирования компетентности школьников по отношению к этнорегиональному культурному наследию Чувашии и положительной этнической идентичности.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
осуществлен анализ состояния преподавания курса «Культура родного края» в школах Чувашии с точки зрения реализации возможностей изучения этнорегионального культурного наследия;
определена научно-теоретическая база содержания и методов обучения предмету «Культура родного края»;
построен курс «Культура родного края», учитывающий полиэтничность Чувашской Республики;
- содержание предмета «Культура родного края» построено на основе
триединства принципов общности, дифференциации и взаимопереходности
культур.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные проблеме культуры и культурного
наследия (А. Арнольдов, М. Каган, Ю. Лотман, В. Межуев, Д. С. Лихачев, Э.
Баллер, А. Я. Флиер и др.);
работы отечественных и западных ученых по проблемам этноса и этнической культуры (Л. Н. Гумилев, Ю. В. Бромлей, С. А. Арутюнов, Н. И. Конрад, Ю. М. Лотман, Н. Н. Чебоксаров, Чебоксарова, С. В. Лурье, М. С. Каган, Р. Редфильд, В. А. Тишков, Г. Гачев, А. П. Садохин, С. Бенхабиб, Р. Барт и др.), региона и региональной культуры (Л. М. Мосолова, А. Герд, Г. Лебедев, И. Я. Мурзина, А. В. Спиридонова и др.);
работы, посвященные вопросам межкультурного взаимодействия (Ю. В. Бромлей, Н. И. Конрад, С.А. Токарев, Н. Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. Н. Ионин, Ф. Ратцель, Л. Фробениус, А. Кребер и др.);
- исследования по этнографии, истории культуры и общей истории
Чувашии и Среднего Поволжья (В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев, В. П.
Иванов, Г. А. Яковлев, В. Д. Данилов, И. Д. Кузнецов, А. А. Трофимов, и
др-);
- исследования проблем культурологического образования школьников
(В. С. Библер, М. С. Каган, Л. М. Мосолова, А. П. Валицкая, С. Н. Токарев,
И. Л. Набок, В. М. Межуев, А. Я. Флиер, И. А. Химик и др.);
- труды отечественных ученых, посвященные краеведческому
образованию школьников (И. М. Гревс, К. Ф. Строев, Д. С. Лихачев, А. П.
Валицкая, Л. М. Мосолова, Л. К. Ермолаева, Е. Н. Шейко и др.);
труды отечественных ученых, исследующих различные аспекты учебной деятельности школьников (Л. С. Выготский, В. В.Давыдов, А. В. Хуторской, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. В. Кудрявцев, A.M. Матюшкина, М. И. Махмутов, Г. В. Артемьева и др.);
- работы по методике обучения тем учебным дисциплинам, которые
связаны с освоением культурного наследия: литературе (В. Г. Маранцман, Н.
И. Кудряшев, М.А. Рыбникова, Г. Н. Ионин), обществоведению (Г. В.
Артемьева), мировой художественной культуре (И. А. Химик, Л. М.
Предтеченская, Л. В. Пешикова, Е. Н. Коробкова), изобразительному
искусству (Б. М. Неменский, О. Л. Некрасова-Каратеева) в школе;
- материалы конференций, периодической печати, отражающие
состояние преподавания этнорегиональной культуры в российских школах и
школах Чувашской Республики.
Методологическая основа исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: а) теоретические:
сравнительный анализ различных подходов к преподаванию этнорегиональной культуры; педагогическое моделирование процесса изучения этнорегиональной культуры; б) эмпирические: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование, беседы, анализ письменных работ учащихся; в) экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; г) статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления об образовательных возможностях школьного краеведения как элемента системы культурологического образования; в возможности применения принципа общности, разделения и взаимопереходности культур при разработке общей концепции культурологического и краеведческого образования; в расширении представления о возможностях школьного краеведения в деле формирования этнической толерантности и положительной этнической идентичности учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в результате исследования выявлены основные содержательные и организационно-методические проблемы изучения этнорегионального наследия Чувашии в школах; разработаны и апробированы принципы и методы изучения этнорегиональной культуры в рамках предмета «Культура родного края», которые могут быть использованы в качестве примера организации аналогичных курсов в других регионах; разработана программа курса для 5-9 классов.
Апробация исследования осуществлялась в процессе проведения обучающих семинаров для учителей краеведения в Чувашском государственном институте образования и для учителей мировой художественной культуры в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. Основные положения диссертации излагались в докладах на международных конференциях «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические» и «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (2006); на научно-практическом семинаре «Проблема формирования толерантного сознания в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга» в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (2008); в публикациях, связанных с темой исследования.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст составляет 214 страниц, приложение - 56 страниц.