Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Научные основы изучения героического Зпоса(олонхо) в якутской школе.
1. Олонхо - героический эпос якутов 15
2. Жанровые особенности олонхо 37
3. Педагогический потенциал олонхо 56
Выводы 73
Глава II. Теоретические основы и практика изучения эпоса в школе.
1. Изучение эпоса как методическая проблема 75
2. Состояние преподавания олонхо в якутской школе 91
Выводы 109
Глава III. Методика изучения олонхо в якутской школе.
1. Жанровые особенности олонхо - основа методики его изучения . 111
2. Поэтапное приобщение учащихся к олонхо 127
3. Изучение поэтики героического эпоса в 5 - 11 кл 146
4. Данные результатов опытно-экспериментального исследования 194
Выводы 200
Заключение 202
Список использованной литературы 205
Приложение 224
- Олонхо - героический эпос якутов
- Изучение эпоса как методическая проблема
- Жанровые особенности олонхо - основа методики его изучения
Введение к работе
Проблема преодоления дефицита духовности в период острых социальных потрясений выдвинула на передний план вопрос о приоритетности гуманитарного образования. Обращение к личности ученика, учет его индивидуальных качеств в процессе обучения, нацеленность на формирование его нравственно-эстетических идеалов, на развитие его мышления и творческих способностей оказались в центре образовательного процесса. (24, 18) Литературное образование школьников решает задачи становления личности как никакой другой предмет в школе, и изменения в этой сфере, их актуальность обусловлены развитием общества на современном этапе. Современные потребности общества в литературном образовании продиктованы необходимостью поставить барьер бездуховности, псевдокультуре, которые все больше проникают в жизнь нашего общества и принимаются молодежью за истинные ценности. Как показывают исследования последних лет, эффективное формирование духовно богатой личности, воспитанной на лучших образцах словесного искусства, возможно только при учете национальных, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (17, 18, 46, 47, 53, 108, 168, 204, 205, 211). Особенно это проявляется в изучении фольклорных произведений в школе. Недооценка значения фольклорного эпоса, как важного фактора в развитии культуры любого народа, отношение к фольклору, как к явлению прошлого, унификация образовательных программ привели к тому, что эпические произведения устного народного творчества перестали влиять на формирование духовности молодого поколения. Героический эпос якутов (олонхо) возник в эпоху разложения родового строя (134, 162) и развивался в течение многих веков, вбирая в себя все лучшее из духовного наследия предков. Исследователи единодушны во мнении, что олонхо - синтез многих искусств: словесного, музыкального, вокального, театрального, что это - вершина якутского фольклора, и в нем отображаются мировоззренческие, эстетические, нравственные идеалы якутского народа (31, 58, 63, 71, 111, 134, 160, 162, 213). Необходимость учета изменившихся социокультурных условий обусловила процесс трансформации многих жанров фольклора, это коснулось и эпоса: с утратой живой традиции бытования олонхо стал книжным эпосом, но остался значимым явлением в культурной жизни народа. Литература, театральное искусство, музыка, изобразительное искусство развиваются благодаря творческому освоению идей и образов олонхо. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности якутского народа, потому что олонхо утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Новая функция эпоса, как живительного источника искусства, не заслоняет его познавательной и развлекательной функций: в олонхо сконцентрированы знания о тайнах мироздания, природы и человека,, в этом виде народного творчества богатство души и яркий талант народа. Жемчужина народного поэтического слова сокрыта в эпическом стиле повествования, язык олонхо непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации. Олонхо относится к тем произведениям устного народного творчества народов, которые считаются явлением в мировой культуре; 1993 год ЮНЕСКО объявлен годом олонхо, и в связи с этим организованы юбилейные, мероприятия в Париже. Но вместе с тем налицо процесс отчуждения олонхо от молодежи, на глазах нынешнего поколения якутов эпос из живой традиции бытования превращается в некий, чисто номинальный символ национальной культуры. Не востребован обществом огромный педагогический потенциал народного эпоса, не задействованы его возможности в воспитании подрастающего поколения. Сегодня олонхо для молодых - абстрактное понятие, не имеющее отношения к реальным проблемам сегодняшнего дня, и потому не представляющее интереса для большинства молодежи. Эмпирические исследования показали: несмотря на то, что героический эпос всегда изучался в школе, нет подлинного приобщения учащихся к олонхо, и приходится признавать тот факт, что это уникальное творение народа остается вне духовной жизни учащихся. Так как сложившаяся практика применения традиционных методов изучения памятника не дала положительных результатов, необходим пересмотр принципов и методики изучения олонхо в школе. Это диктуется и изменениями в содержании и технологии образования в связи с принятием Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (1991 г.). Изучение фольклорных произведений составляет необходимый этап литературного образования. Лучшие образцы фольклорных произведений включены в школьную программу. Вопрос о роли фольклора в школьном курсе литературы и о различных подходах к его изучению не обойден вниманием методистов, в их работах затрагивается и методика изучения отдельных жанров фольклора (10, 15, 17, 18, 38, 40, 46, 50, 113, 121, 196, 200). Но проблема изучения героического эпоса остается малоизученной, а методические исследования, связанные с олонхо, почти не проводились. Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути изучения олонхо в якутской школе. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования. Объект исследования - процесс восприятия и изучения олонхо в якутской школе.
Предмет исследования - теория и методика литературного образования учащихся 5-11 классов в процессе изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе.
Специфика жанра олонхо, которую школьник не в состоянии постигнуть в течение нескольких уроков в 6 и 9 классах, не позволяет относиться к олонхо так, как к любому другому жанру фольклора. Учителя же родной литературы считают эту тему наиболее трудной и в литературоведении,. и в методике преподавания. В связи с этим нами определяется паль исследования:
- Теоретически обосновать и разработать систему и методику изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе, которая будет способствовать более полному и глубокому постижению олонхо учащимися уникального явления духовной культуры своего народа.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая
Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:
- если учитывается эстетическая природа изучаемого произведения устного народжного творчества и осуществляется комплексный анализ идейно-эстетической природы произведения, то есть проявляется разностороннее внимание к различным его аспектам: лингвистическому, смысловому, литературоведческому;
- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся и используются уже имеющиеся знания, умения и навыки в области анализа устнопоэтических произведений, полученные на уроках родной литературы в более младших классах и имеются возможности для их переноса на изучаемые и
анализируемые произведения;
- если при изучении олонхо используется высокий уровень художественно-коммуникативной природы произведения для формирования условии для личностно значимого восприятия олонхо в целях развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;
- если обучение основывается на синкретической природе устнопоэтического произведения посредством взаимосвязанного изучения с другими видами искусства: живописью, музыкой, сценическим творчеством;
- если определить специфику изучения олонхо в якутской школе с учетом национальных особенностей учащихся и идейно-художественных достоинств изучаемого произведения.
Для доказательства выдвинутых положений в исследовании ставились следующие задачи:
1. Определить научно-методические основы изучения олонхо в якутской школе.
2. Выявить трудности приобщения учащихся к героическому эпосу.
3. Осмыслить методику изучения фольклорного эпоса в традициях национальных школ.
4. Формулировать гипотезу исследования, доказать выдвигаемые положения с помощью теоретических обоснований и экспериментальных работ.
5. Создать методическую модель изучения олонхо в якутской школе, предварительно определив ее этапы и обосновав отбор произведений, проверить ее эффективность в процессе обучения. 6. Изучить возможность применения предложенной модели в общеобразовательных школах, разработать методические рекомендации по ее творческому применению.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:
- изучение литературоведческой, . психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы в аспекте исследования.
- анализ учебных программ, учебных и методических пособий по родной литературе, анализ текстов олонхо с целью выявления наиболее подходящего материала для изучения в школе - изучение и обобщение передового опыта учителей; моделирование системы обучения, помогающей решению поставленных проблем;
- анкетирование, беседы с учителями и учащимися, проведение констатирующего, обучающего экспериментов, анализ устных и письменных ответов, творческих работ учащихся; проведение контрольно-констатирующих средств;
- оценка эффективности форм работы по предлагаемой модели, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическую основу диссертации составляют".
- философские, литературоведческие труды, исследования по психологии, педагогике, методике преподавания литературы, в которых рассматриваются вопросы культурологи, фольклористики, возрастной психологии, литературного образования школьников, специфики восприятия художественного произведения, развития личностных качеств школьников в процессе изучения фольклорных произведений, совершенствования учебного процесса;
- различные аспекты анализа эпических произведений, поэтики устного народного эпоса, постановки проблем преподавания фольклорных произведений в школе.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены литературоведческие и педагогические основы изучения устного народного эпоса (олонхо) в якутской школе, а также трудности приобщения к нему учащихся и намечены пути их устранения;
- рассмотрена методическая модель изучения олонхо на протяжении обучения учащихся в 5-11 кл. якутской школы;
- предложена методическая модель, . отражающая процесс поэтапного приобщения к жанровой специфике, идейно-эстетическим ценностям, художественно-изобразительным средствам фольклорного эпоса и условия эффективного, личностно значимого освоения олонхо учащимися якутских школ;
- раскрывается специфика восприятия олонхо учащимися и обосновывается возможность опоры на жанровые особенности произведения при изучении героического эпоса в якутской школе;
- определяется значимость освоения учащимися поэтики устнопоэтического эпоса в целях эффективного изучения олонхо и развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- основные положения диссертации, методическая система могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам методики изучения героического эпоса в национальной школе;
- результаты исследования, полученные в данной работе в форме методических разработок, могут быть использованы в преподавании фольклорного эпоса в национальных школах, при составлении программ и методических пособий по курсу якутской литературы;
- материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов для студентов педагогических училищ и вузов Достоверность выводов и рекомендаций исследования подтверждается их теоретическим обоснованием, опорой на ведущие положения литературоведческой и психолого-педагогической науки, данными экспериментальных работ и личным опытом работы автора в школе.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1981-1990гг.) - изучение педагогического опыта и работ по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, фольклору; накопление и обобщение наблюдений за процессом изучения и восприятия героического эпоса (олонхо) в 5 и 8 классах якутской школы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня обученности учащихся и трудностей преподавания; определение теоретических предпосылок построения гипотезы.
Второй этап (1991-1995 гг. ) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение гипотезы исследования; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение обучающего эксперимента в школах и проверка научной достоверности гипотезы.
Третий этап (1996-1999 гг.) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и коррекция основных положений исследования, оформление диссертации.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации:
- апробированы в процессе опытно - экспериментального обучения в 1 Кулятской и Борогонской средних школах Вилюйского улуса в Нюрбинском техническом лицее г. Нюрбы, в Чурапчинской средней школе и гимназии Чурапчинского улуса, в Качикатской средней школе Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия); Всего в эксперименте принимали участие 630 учащихся и 38 учителей.
- отражены в докладах на улусных (районных) семинарах по методике преподавания якутской литературы с 1982 по 1998 гг.; на региональных конференциях: учителей "Урок будущего" в 1993 г. (г. Вилюйск); работников образования "Качество образования" в 1998 г. (г. Мирный); на республиканской конференции "Проблемы обучения родному языку в школе" в 1987 г. (г. Якутск); отражены в трех опубликованных работах.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В 1 главе определяются теоретические предпосылки изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе. Дается общая характеристика героического эпоса, его жанровым особенностям, поскольку категория жанра является определяющей в постановке проблемы исследования. Исследование опирается на работы фольклористов и литературоведов, занимавшихся проблемами героического эпоса (В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп, Ф.М.Селиванов, Г.У.Эргис, И.В.Пухов, Б.Н.Путилов, Н.В.Емельянов, В.В.Илларионов и другие). Общетеоретические вопросы по проблемам поэтики основываются на фундаментальных положениях теорий А. А. Потебни, А. Н. Веселовского, В.В.Виноградова, Б.В.Томашевского и других. В освещении вопроса о педагогическом потенциале олонхо использованы труды философов, эстетов, литературоведов (Н.Г.Чернышевского, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Г.Г.Дилигенского, А.А.Петросян, М.К.Азадовского, И.В.Пухова, Г.У.Эргис и других). В данной главе пристальное внимание уделяется проблемам художественного освоения действительности, способам образного мышления, поэтике жанра, художественно-изобразительным средствам эпоса. Поэтика олонхо прослеживается в хронологическом порядке в исследованиях фольклористов, литературоведов, освещаются вопросы стихосложения устнопоэтического эпоса тюркских народов (В.М.Жирмунский, И.В.Стеблева, А.Б.Каррыева, Г.М.Васильев, Н.З.Копырин, Н.Н.Тобуроков, Н.А.Аханянова). Олонхо как синкретичное искусство неотделимо от музыки и пения, поэтому рассматриваются положения якутских музыковедов-исследователей музыки олонхо А.П.Решетниковой, Э.Е.Алексеева. Педагогический потенциал олонхо представлен в трудах культурологов и педагогов Республики Саха, а также в трудах ученых других республик, занимавшихся проблемами фольклора.
Во второй главе освещаются теоретические и практические вопросы изучения эпоса в школе. Основное внимание уделяется методике изучения фольклорных произведений, особенно эпических жанров фольклора, в национальных школах. Анализируются подходы к изучению эпоса (Н.Р.Гиносян, Г.М.Гогоберидзе, Т.Молдогалиева, М.Х.Пирова, З.М.Упоровой, Р.М.Ураксиной, М.А.Флоряну и других. Дается описание констатирующего эксперимента, состояния преподавания олонхо в якутской школе. Анализируются учебно-методические пособия, программы, учебники по теме исследования. На основе общетеоретических выводов отечественной педагогики, представленной в трудах В.Я.Стоюнина, В.И.Водовозова, М. А. Рыбниковой, В.В.Голубкова, а также психологов Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.Р.Лурия, А.НЛеонтьева и других; литературоведов Ю.МЛотмана, Б.М.Храпченко, А.М.Левидова, Б.В.Томашевского, Т.Д.Полозовой, Л.А.Новикова; методистов Г.А.Гуковского, Н.И.Кудряшева, И.ЯЛернера, Г.И.Беленького, О.Ю.Богдановой, М.В.Черкезовой, В.Г.Маранцмана, С.К.Бирюковой, М.А.Снежневской, Н.Н.Вербовой, Н.Н.Светловской, Л.В.Щепиловой, Г.А.Обернихиной и других обосновывается постановка проблемы изучения эпоса в школе. Здесь же раскрываются трудности, связанные с изучением олонхо, намечаются пути их устранения. Третья глава посвящена методике изучения героического эпоса в якутской школе. Методика изучения основывается на специфике жанра олонхо, на особенностях восприятия фольклорного эпоса в русле теории литературного образования учащихся. Дается описание обучающего эксперимента в 5-11 классах средней школы. Обоснован учет художественного своеобразия олонхо и вытекающей из этого системы методов и приемов чтения, анализа олонхо. Дается психолого-педагогическое обоснование особенностей восприятия фольклорного эпоса. В целях повышения эффективности изучения разработана и предлагается система поэтапного приобщения к эпосу, начиная с 5 по 11 кл. Интересны для изучения олонхо, рекомендуемые в перечисленных работах и использованные нами методы анализа языка, художественно-изобразительных средств, стиля, композиции, стихотворной формы произведения; методы и приемы творческого чтения и художественного рассказывания, обращения к смежным видам искусства: музыки, народного пения, изобразительного и театрального искусств. В процессе нашего исследования апробированы такие методы, как использование заданий творческого, характера, тренировка в исполнительском искусстве, усвоение особенностей которого способствует развитию творческих способностей детей и активизации их читательских интересов. В данной главе также анализируются и обобщаются данные результатов опытно-экспериментального исследования. В приложении даются тексты для изучения олонхо в 5 и 7 классах. На зашиту выносятся следующие положения:
1. Специфика жанра героического эпоса требует длительного процесса поэтапного приобщения школьников к жанровому своеобразию, идейно-эстетической целостности олонхо.
2. Поэтапное освоение учащимися поэтики, высокохудожественного языка олонхо способствует эффективности изучения.
3. Синкретизм эпоса способствует изучению олонхо посредством других видов искусства: живописи, музыки, сценического творчества.
4. Высокий уровень художественно-коммуникативной природы произведения способствует личностно значимому восприятию олонхо учащимися, развитию их эстетического вкуса и творческих способностей.
Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах:
1. Заветное слово: Пособие для учителя. - Якутск: Кн. изд-во, 1994. - 160 с. (в соавторстве, авт. текст - 3 п. л., на як. яз.).
2. Олонхо - молодежи: Книга для учителя. - Якутск: Кудук, 1998. - 64 с. (в соавторстве, авт. текст - 2 п. л., на як/яз.).
3. Развитие речи учащихся на уроках литературы / Тезисы докладов конференции "Проблемы обучения родному языку и литературе". - Якутск: Кн. изд-во, 1987 г. - С. 43-45.
Олонхо - героический эпос якутов
Вершиной устного народного творчества якутов является олонхо. Олонхо - устнопоэтический эпос якутов, состоящий из множества однородных сказаний, повествующих о героической борьбе богатырей эпического племени айыы со злыми чудовищами из других миров. Средний размер этих сказаний составляет 10-15 тысяч стихотворных строк, а по данным олонховеда И. В. Пухова, самое крупное из записанных олонхо содержит 52 тысячи стихотворных строк (161; 7). Олонхо в особой художественно-эстетической форме отражает общественное сознание народа, его мировоззрение, историческую память и духовную культуру. В образном слове олонхо представлена высшая форма развития устной поэзии якутов. В нем зародыши многих видов народного искусства: музыки, пения, поэзии, театрального и изобразительного искусств. Исключительную важность олонхо для духовного развития якутов подчеркивали все исследователи прошлого, этнографы, члены экспедиций Русского Географического общества, в чьих трудах появились первые фиксированные образцы народного эпоса. Термин "олонхо" впервые был использован академиком О, Н. Бетлингком в его фундаментальном труде "О языке якутов" (1851 г.), в приложении которого было опубликовано олонхо "Эр Соготох" А.Я.Уваровского, автора "Воспоминаний", первого литературного памятника якутов. В дальнейшем этот термин мы будем применять как в жанровом обозначении героического эпоса, так и в значении отдельных произведений этого жанра, как это принято в научной литературе. Поскольку теоретические исследования по героическому . эпосу якутов в определенной мере связаны с историей публикаций тестов, в методологическом плане представляется более оправданным историко-хронологический подход к проблеме изучения олонхо.
Первую попытку зафиксировать олонхо предпринял исследователь Сибири А. Ф. Миддендорф во время своей поездки из Якутска в Охотск в 1844 году, "который в полевых условиях записал начало олонхо, а основное содержание в сжатой форме зафиксировал на русском языке", как написали олонховеды Н. В. Емельянов, В. В. Илларионов во вступительной статье к академическому изданию "Модун Эр Соготох" В. О. Каратаева (219;10). Другой путешественник Р.К.Маак тоже был поражен необычным исполнением олонхо, требующим от сказителей большого мастерства. Р.ІСМаак пишет следующее: "Способность некоторых якутов к рассказыванию сказок особенно меня поражала; хотя я и замечал, что рассказчики позволяли себе иногда импровизации, но большинство слышанных мною сказок от одного и того же лица передавались мне без большой перемены и без прибавлений в главном. Иногда даже рассказчиком передавались сказки слово в слово, что указывало на замечательную память. Сюда относятся особенно такие сказки, в которых главную роль играли богатыри (105;300). То, что приведенный им отрывок из "якутской сказки, рассказанной якутом Средиевилюйского улуса на реке Кюрга/Кюхуль-бюхо, Ытык Сыркыстанко" относится к жанру олонхо, можно предположить из его пояснения в примечании: "Сказка-по-якутски-олонгхо, песня-тегулю" (105;301). "Особенную трудность при записывании сказок представляли те места, которые не говорились, а пелись. Так, например, слова, принадлежащие действующим лицам в сказке обязательно произносились нараспев". (103;300). Впоследствии все ученые, занимавшиеся вопросами этнографии, языка и фольклора якутов, уделяли внимание этому феномену устного народного творчества, настолько громадное значение имело олонхо в жизни якутов. Широко известны имена политссыльных И.А.Худякова, ВЛ.Серошевского, С.В.Ястремского, Э.К.Пекарского, Н.А.Виташевского, ВЛ.Приклонского, которые, привлекая грамотных людей из местного населения, записывали и готовили к печати олонхо. По свидетельству краеведа Е.Д.Андросова, Э.К.Пекарскому помогали из Жулейского наслега Таттинского улуса Р.Большаков, Р.Александров, из 2-го Игидейского наслега - КХОросин и М.Н.Ионова-Андросова (5;10,42); а в книге В.Ф.Ермолаева "Чурапчинские олонхосуты" приводится факт о том, что уроженец Амгинской слободы В.Н.Васильев в 1906 году по заданию Петербурского института этнографии и антропологии записал олонхо от трех сказителей (58;21). Одно из ранних наблюдений по якутскому олонхо содержится в "Кратком описании Верхоянского округа" И.А.Худякова, созданном в 1868 году, но не опубликованном до 1969 года. Ссыльный ученый, имеющий опыт работы по фольклору, (труды И.А.Худякова, изданные до ареста: "Сборник великорусских народных исторических песен", "Великорусские сказки", "Русская книжка" и др. -Вступ, ст. В.Г.Базанова" И.А.Худяков и его "Краткое описание Верхоянского округа". 207; 11) дал такую характеристику олонхо, соотнеся его с мировоззением якутов: "Прежде всего нужно помнить, что сказки составляют для якутов несомненную историческую истину. Они служат у них главным родом поэзии, главным средством просвещения, они идут рядом с их поверьями и обычаями, они по возможности осмысливают последние, они служат главным источником для объяснения всех явлений жизни и в то же время главным средством для укрепления якутов в шаманстве и суеверии (207;372).
Изучение эпоса как методическая проблема
В современной научно-методической литературе работ, посвященных проблемам преподавания больших эпических произведений фольклора, мало: методисты обращаются к ним при разработке общих направлений литературного образования школьников, либо при исследовании подходов к изучению жанров фольклора вообще. Чтобы обосновать выводы о методическом обеспечении преподавания фольклора в школе, а также о состоянии изучения героического эпоса, анализ трудов по методике, на наш взгляд, целесообразно начать с тех, которые освещают различные аспекты изучения устного народного творчества в национальной школе.
На территории бывшего СССР до 1991 года действовали унифицированные учебные программы общеобразовательных школ, в том числе по родной и русской литературам. В них на изучение устного народного творчества отводилось примерно одинаковое количество учебного времени, распределенное по жанрам с 4(5) по 8(9) классы. Изучение народного эпоса в программах по родной литературе предусматривается в двух классах среднего звена: в 5(6) и 8(9), где отводится соответственно количество часов: 5 и 8. Кроме того, курс русской литературы в национальных школах знакомил школьников с лучшими произведениями литературы народов СССР. Поэтому в списки для внеклассного чтения были включены большие эпические произведения фольклора: 6 кл. - Добрыня и змей (сборник былин), На Буяне, славном острове (сборник русского фольклора), Эхо (предания, сказания, легенды, сказки); 7 кл. —Калевала (карело- финский эпос в пересказе для детей А. Любарской), Нарты (эпос народов Северного Кавказа); 8 кл. Гесэр (бурятский эпос), Джангар (калмыцкий эпос), Мадай-Кара (алтайский эпос) (153;68,150,153,155). Разумеется, список только рекомендовал эти произведения, предоставляя выбор самим ученикам, их доброй воле, таким образом, приобщение к эпосам братских народов на уроках русской литературы во многом зависело от обстоятельств. Более глубокое, системное изучение эпических произведений предусмотрено по программе родной литературы, поэтому нас интересуют, прежде всего, подходы к изучению тех фольклорных элосов, которые по своим жанровым характеристикам близки к якутскому олонхо.
По утверждению методиста Хамаганова В. Ж., бурятский фольклор изучается в школе с 40-х годов (204;62). В диссертационном исследовании автор констатирует тот факт, что "преподавание бурятского устного народного творчества ведется на крайне низком уровне". Одну из причин этого он видит в отсутствии методических разработок, а это обусловлено недостаточной изученностью устной народной поэзии бурят; "Надо подчеркнуть, что о художественно-эстетических особенностях произведений бурятской устной поэзии мы найдем крайне мало работ. Можно сказать, что эта важная сторона бурятского фольклора мало исследована учеными" (204;72). Исследователь отмечает необходимость изучения в школе всех основных жанров фольклора: сказок (онтохонууд), эпических сказаний (ульгэрнууд), загадок (таабаринууд), пословиц (оньпон угэнууд)э поговорок (хошон угэнУУДХ песен (дуунууд), благопожеланий (юролнууд) и.т.д. "В свою очередь познание богатств фольклора способствует развитию творческого потенциала учащихся, а также обогащению их устной и письменной речи" (204;б2). Автор ссылается на исследование известного фольклориста А.И.Уланова, который еще в конце 40-х годов занимался вопросами преподавания родного фольклора учащимся бурят-монгольской школы: "Ученый показал сложный путь развития бурятского фольклора, отметил его большое значение, а в сказках, песнях, улигерах, увидел основу нравственного и эстетического воспитания" (204;6). Свою методическую модель исследователь строит на основе исторического подхода к жанрам, "на жанровых особенностях бурятского фольклора с точки зрения их возникновения и бытования, форм и содержания" (204; 19), утверждает, что "в состав материала по фольклору для национальных школ должны быть включены сведения из истории бурятской фольклористики" (204; 18).
Жанровые особенности олонхо - основа методики его изучения
Переосмысление методики преподавания литературы с позиций сегодняшнего дня - дело первостепенной важности для учителей - словесников. На пороге двадцать первого века напрерывно обновляющийся мир ставит перед школой свои задачи. Тенденции развития социального прогресса ведут, как утверждает социальный психолог Г.Г.Дилигенский, к возрастанию роли ценностных ориентации отдельного индивида в рождении новой, антропогенной цивилизации: "Одна из важнейших особенностей нового автономного человека состоит в том, что он отказывается быть пассивным материалом, подчиненным императивам технического прогресса, экономического роста, институциональных или групповых интересов, далеких от его собственных индивидуальных запросов. Напротив, он стремится подчинить этим запросам и само развитие техники, и характер труда, и формы групповых сообществ, и деятельность общественных институтов. Главными ценностями для него все чаще становится содержание собственной деятельности, взаимообогащающиеся отношения с другими людьми и с природой, свободное созидание своей собственной общественной жизни" (56; 144). В связи с этим на первый план выступает формирование личностных качеств ученика. Критерии добра и зла схожи у всех народов, но каждый народ по-своему выражает это понятие и воспитывает молодое поколение на конкретных примерах жизни и искусства. Изображение реальной действительности в эпической интерпретации реализовывает жизненно важные идеи для саморазвития этноса, устанавливает традиции, формирующие мировоззрение. В новых социальных условиях эпос как культурное достояние народа продолжает, хотя и опосредованно, активно влиять на жизнь общества. Фольклорные образы, сюжеты, мотивы, идеи в различных видах искусства отражают национальный тип мышления как способ выражения общечеловеческого. В этом смысле в функциональном отношении фольклор приобретает новое качество, идентифицирующее с определенным типом мировоззрения, обусловленным этническими, историческими и культурными реалиями. Изучив эпическое творение народа, ученик должен осознавать себя носителем той культуры, которая является частью общечеловеческой. Как подчеркивал один из основоположников отечественной педагогики В.Я.Стоюнин: "При разборе каждого литературно-исторического памятника главное внимание должно быть обращено на элемент общечеловеческий в связи с национальным и личным. Под именем общечеловеческого мы разумеем все то, что человечество успело выработать до нашего времени как непреложно истинное и на что, по нашему взгляду, имеет право каждый человек" (182;316). Термин литературное образование нами применяется в значении, выраженном М.ВЛеркезовой: "Литературное образование - это воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы. Сужая понятие "литературное образование", можно говорить о литературном образовании вообще, а в конкретных условиях средней школы и еще более конкретизировать проблему до рамок национальной средней школы РФ" (209 ;6). Из составляющих литературное образование элементов ученый выделяет родную литературу: "Именно родная литература, как и родная культура в целом, играет огромную роль в формировании идейных и нравственных убеждений личности, в ее эстетическом воспитании."(209;7).
Эпос развивался как социальная необходимость, а героизация особенно значимых в жизни этноса моментов породила особый жанр, героический эпос, с его стилевыми, художественно-изобразительными средствами. В художественной системе эпического повествования нашло отражение эстетическое освоение действительности, опыт которого передается в образах, приемах устно-поэтического творчества. В изучении олонхо эстетическое воспитание школьников зависит и от степени освоения ими словесной ткани произведения, и от характера эмоционального воздействия синкретичной природы эпоса при его исполнении. Практика показывает, что эффективность обучения зависит от уровня заинтересованности учащихся предметом почти в той же мере, сколь от умения учителя организовать процесс учебы, хотя первое в определенной степени зависит от второго. Иными словами, изучение героического эпоса достигнет большей эффективности при учете природы воздействия эпоса на современных школьников. Этим объясняется наше внимание к жанровой специфике героического эпоса.