Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Эдуардова Ирина Борисовна

Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами
<
Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Эдуардова Ирина Борисовна. Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 196 c. РГБ ОД, 61:03-13/701-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки использования интонационного анализа в процессе музыкально-исторической подготовки учителя музыки 18

1.1. Интонационная теория Б.В. Асафьева и ее значение для развития музыкознания и музыкальной педагогики 18

1.2. Современное состояние музыкально-педагогического образования и роль курса истории музыки 36

1.3. Интонационный анализ: сущность, специфика и условия применения в курсе истории музыки 65

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование 142

2.1. Задачи, этапы и результаты экспериментальной работы 142

Заключение 169

Примечание 172

Библиография 174

Приложение 18

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время проблема высшего образования в России находится под пристальным вниманием общественности: открытое обсуждение в прессе, выход научных книг и статей, разработка образовательных концепций, подготовка учебных программ и т.д.

В связи с этим современные требования к уровню и качеству образования вызывают необходимость в изменениях и дополнениях традиционной методики высшего музыкального образования. Создание новых нетрадиционных форм образования и использование инновационных систем в определенной степени решают встающие перед современной педагогикой проблемы.

В последние годы сделаны важные шаги в направлении осмысления концепции музыкально-исторического образования в высшей школе. В числе авторов, которые обращались к проблеме подготовки педагогов-музыкантов, можно назвать: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксину, Л.Г. Арчажникову, Ю.Б. Алиева, Б.Ш. Бонфельда, И.Н. Немыкину, Т.А. Колышеву, Л.А. Рапацкую, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина и др. В этих работах выдвигаются разнообразные концепции музыкально-педагогического образования. Их реализация на практике предполагает достаточно высокий уровень музыкально-исторической подготовки будущих учителей музыки. Данную функцию в настоящее время выполняет курс истории музыки: зарубежной, русской, современной и отечественной.

Учебный курс истории музыки в высшей школе отличается обобщенностью знаний по истории становления и развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры, он нацелен на формирование у студентов представлений о разнообразных творческих школах и композиторских индивидуальностях. Освоение данной дисциплины предполагает тесные межпредметньте связи с параллельными музыковедческими дисциплинами: гармонией, сольфеджио, анализом музыкальных произведений, полифонией.

Однако, практика показала, что в преподавании курса истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеется ряд нерешенных проблем. К ним можно отнести использование устаревших методов обучения, а именно: технологических и описательных анализов музыкальных произведений, пассивного репродуцирования материала, различный уровень развития музыкально-слуховых и исполнительских навыков большинства студентов, обучение в малые сроки в условиях больших групп, неумение анализировать музыкальное произведение с позиций стилевой типологии в процессуально-историческом аспекте и применять интонационный анализ в качестве специфической музыкально-аналитической деятельности и метода обучения.

Существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к выпускникам музыкально-педагогических факультетов, и изначально низким уровнем музыкально-исторических знаний и умений студентов заставляет искать методы освоения курса истории музыки, которые позволили бы активизировать познавательный процесс, способствующий формированию творческой активности и профессиональной заинтересованности будущих учителей. В числе таких методов мы выделяем интонационный анализ, который рассматривается нами как универсальный способ и как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений. В контексте проблемы нашего исследования мы рассматриваем интонационный анализ как специфическую музыкально- аналитическую деятельность, способствующую формированию профессиональных музыкально-исторических знаний и умений будущих педагогов-музыкантов, основанную на взаимосвязанных компонентах, а именно: целостном восприятии произведения в единстве формы и содержания; дифференциации интонационного строя музыкального произведения для осмысления его образов; оперировании музыкально-Смысловыми представлениями; синтезе и обогащении воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

В основе интонационного анализа лежит теория Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, как «искусстве интонируемого смысла». Между музыкальным образом и интонационной природой музыки, между содержанием произведения и его интонационным воплощением существует нерасторжимое единство: «Мысль, интонация, формы музыки, писал Б.В. Асафьев, все в постоянной связи: мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией, интонируется, интонационный строй музыкального произведения, рассматриваемый в историческом аспекте, служит своего рода «индикатором» художественного мышления той или иной эпохи». Теория Б.В. Асафьева является фундаментальным основанием развития музыковедческой науки в XX веке, однако теоретические положения асафьевского учения не нашли достаточного применения в практике подготовки учителя музыки, в том числе в сфере музыкально-исторического образования в высшей школе.

Совершенствование методов преподавания истории музыки позволило нам выделить интонационный анализ как способ освоения музыкальных произведений, направленный на выявление смысла через призму интонационного «ядра» гармонии, лада, ритма и т.д.

Интонационный анализ выявляет в музыкальном произведении историко-стилевые закономерности художественного мышления эпохи и стиля, соединяет исторический подход с логическим, развивает навыки музицирования в стилях, сочинении, импровизации, формирует знания о стилях, стилевых системах, их истоках и исторических связях. Под историко-стилевыми закономерностями мы понимаем:

1.Осознание места данного произведения в контексте музыкальной культуры той или иной эпохи;

2.Выявление роли данного сочинения в эволюции творчества композитора;

3.Определение смысловой сущности содержательных особенностей стиля анализируемого сочинения с позиции понимания музыки как искусства «интонируемого смысла».

Применение интонационного анализа позволяет вырабатывать умения обобщать, сравнивать, систематизировать, актуализировать музыкально-исторические знания, а главное, формировать более глубокое понимание сущности музыкально-исторических процессов.

Изучение состояния музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза показало, что интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, не находит должного применения в педагогической практике по ряду причин, связанных, прежде всего, с недостаточной разработанностью теории и методики применения данного вида анализа в учебном процессе.

Педагог-музыкант должен обладать музыкально-интонационным, теоретическим и историческим мышлением, комплексом музыкально-исторических знаний, в совершенстве владеть методикой интонационного анализа, это является главным условием качественной подготовки учителя истории музыки, предназначенной для подготовки: лекций, бесед, исполнения, работе над анализом произведений и фундаментом верной интерпретации стилевых особенностей музыки.

Задача воспитания студентов-музыкантов решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности и углубленным изучением дисциплин музыкально-исторического цикла. Однако гарантом успешности решения этих задач является и формирование музыкально-исторического мышления, и включение культурологических знаний в курс истории музыки.

Функцию подготовки студентов к такому качественному музыкально-историческому обучению выполняет учитель истории музыки, который обязан на современном этапе владеть огромным потенциалом знаний по музыкальному просвещению и образованию, музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной эстетике, педагогике, психологии, всеобщей истории музыки, истории отдельных национальных культур и др. Помимо решения профессиональных задач учитель истории музыки решает воспитательные - формирует историческое мировоззрение, развивает художественный вкус, творчески-активное мышление, эмоционально-оценочное отношение к музыкальным произведениям, так как музыкально-исторические знания нужны и музыкальному критику, и музыкальному исполнителю, и музыканту-педагогу.

Вместе с тем в музыкально-историческом образовании студентов ясно обозначилась «проблемная ситуация», вызванная противоречиями между насущной потребностью школ, училищ, вузов в таких специалистах, владеющих методами музыкально-исторической подготовки студентов и отсутствием профессионального организованного обучения студентов на музыкально-историческом факультете.

К сожалению, специалистов-профессионалов, владеющих комплексом музыкально-исторических знаний и умений, не так много. Педагога-музыканта, учителя истории музыки не могут заменить выпускники консерваторий, владеющие узконаправленными знаниями по истории музыки, гармонии, сольфеджио, полифонии и т.д., не учитывающих специфику работы в музыкально-педагогическом вузе.

Следствием возникновения противоречия является

неудовлетворительное состояние практики преподавания истории музыки в вузе. Как показали наши наблюдения, преподаватели пользуются устаревшими методами преподавания: технологическими и описательными анализами, академическими способами ведения курса, пассивного

репродуцирования материала, которые не подходят для современного студента.

Преподавание истории музыки в музыкально-педагогическом вузе имеет свои особенности к числу которых относятся: низкий музыкально-слуховой багаж студентов, Я«умение вникнуть в суть таких научных категорий как «интонация», «интонационный анализ», раскрыть их суть и связать их с общим развитием культуры, слабое владение теоретическими понятиями, слабые знания в области других смежных искусств, слабое владение музыкально-исполнительскими навыками. Преподавание курса в вузе ведется в условиях: больших групп, затрудняющих контроль за качеством музыкальной деятельности студентов; малые сроки обучения.

Причины следует искать в самой дисциплине, интегративной, многогранной, сложной по содержанию для любого педагога, в ней четко не определены цели и задачи музыкально-исторической подготовки студентов, все это сказалось на недостаточном методическом обеспечении: к настоящему времени учебников, методических рекомендаций и разработок в помощь педагогу и студентам создано очень немного.

Педагогическая деятельность преподавателя истории музыки в вузе является сложной, она требует знаний по огромному числу дисциплин: гармонии, полифонии, всеобщей истории музыки, музыкальной психологии и педагогике, музыкальной эстетике, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания в общую систему дисциплин музыкально-исторической направленности.

В числе таких авторов, которые обращались к проблеме преподавания истории музыки можно назвать: В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.М Орлову, Е.А. Ручьевскую, В.Н. Холопову, Ю.Н. Холопова, Л.А. Рапацкую, М.К. Михайлова, С.С. Скребкова, Б.Ш. Бонфельда, М.И. Ройтерштейна и др.

Проблемам культурологических оснований содержания обучения посвящены работы: Л.А. Рапацкой, Л.Г. Емоноховой, Т.И. Баклановой, Н.И. Киященко, В.Г. Маранцмана, Ю.А. Солодовникова, И.А. Химик, Е.Н. Ценковой, Н.М. Сокольникова и др.

Не меньшее значение для педагогической науки имеют психолого-педагогические работы, раскрывающие концепцию музыкально-исторического образования в высшей школе: Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Гродзенской, Г.М. Цыпина, В.Н. Щацкой, Т.Я. Шпикаловой, Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева, Л.А. Рапацкой и др. Кроме того, огромное значение имеют концепции русских и зарубежных философов XVIII-XIX веков о сущности музыкального искусства: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта, И.В. Гегеля, А.Н. Серова и др.

Интонационный анализ при изучении истории музыки выступает как способ разбора произведения, направленный на всестороннее рассмотрение интонационной системы сочинения: «интонационных единиц стиля», их взаимодействия, «переинтонирования» и т.д., в глубокой взаимосвязи с воплощенным композитором смыслом. Интонационный анализ требует неизбежно детального рассмотрения системы музыкальных образов, вместе с тем нацелен в нашей методике на раскрытие стилевых особенностей творчества того или иного композитора, постижение музыкально-исторических закономерностей, выявление «интонационно-смысловых единиц стиля». Однако интонационный анализ, приобретший важное значение в исследовательской ветви музыкознания, в подготовке музыкантов профессионалов, не получил до настоящего времени должной разработки и применения в системе подготовки музыкально-педагогических кадров.

Интонационный анализ — это специфическая музыкальная деятельность, которая представляет собой процесс, вюпочающий ряд взаимосвязанных компонентов, а именно: целостное восприятие произведения в единстве формы и содержания, дифференциацию

интонационного строя музыкального произведения «ли произведений» для осмысления системы его образов, оперирование музыкально-смысловыми представлениями: звуковысотными, ритмическими, темповыми, тембровыми и т.д., в целях выявления взаимосвязей интонаций, прослеживания за «переинтонированием» /Б.В. Асафьев/ материала и его логикой в форме, синтез и обобщение воспринятого на основе эстетических, историко-теоретических и культурологических знаний.

Все сказанное предопределило выбор проблемы исследования, которая заключается в изучении теоретических и методических основ использования интонационного анализа в процессе освоения курса истории музыки студентами-музыкантами. Основанием для выбора проблемы данного исследования является анализ содержания предмета истории музыки и его методов преподавания, включающих интонационный анализ как средство освоения стилевых закономерностей зарубежной музыки. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.

Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки студентов-музыкантов в музыкально-педагогическом вузе.

Предмет исследования - педагогические условия и методы использования интонационного анализа как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами музыкально-педагогических вузов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой профессиональная подготовка студентов - музыкантов к освоению историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений будет проходить более успешно, если:

- рассматривать интонационный анализ как один из ведущих способов освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений;

- структурировать учебный материал курса истории музыки в опоре на специфику интонационного мышления в ту или иную эпоху;

- применить специальные методы обучения на основе интонационного анализа: метод поиска культурной «доминанты» эпохи (Л.А. Рапацкая), метод «эмоциональной» драматургии (Э.Б. Абдуллин), метод музыкально- исторических интеллектуальных упражнений, метод «обобщения через жанр и стиль», метод сопоставления по принципу контраста и общности, которые будут способствовать изучению историко-стилевых закономерностей произведений, освоению музыкально-исторических знаний, формированию музыкально-аналитических умений в процессе активной творческой деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Охарактеризовать сущность и особенности категории интонационного анализа, определить ее значение и возможность применения в качестве специфического вида музыкально-аналитической деятельности студентов.

2. Выявить предпосылки и разработать теоретические основы использования интонационного анализа в курсе истории музыки.

3. Разработать педагогические условия и методы внедрения интонационного анализа в процесс изучения курса истории музыки как наиболее эффективного средства освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- исследования отечественных и зарубежных ученых о сущности музыки, как искусства «интонируемого смысла»: Б.В. Асафьев, Э. Курт, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.Л. Яворский и др.;

- музыковедческие исследования, в которых раскрываются вопросы интонационного анализа /Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.А. Ручьевская, Е.М. Орлова, В.Н.

Холопова, Л.А. Рапацкая, Ю.Н. Холопов, В.П. Бобровский, С.С. Скребков, Б.Л. Яворский, М.К. Михайлов, Б.Ш. Бонфельд, М.И. Ройтерштейн и др./;

- исследования по культурологии /Л.А. Рапацкая, С.С. Аверинцев, Ю.М. Борев, И.А. Ильин, М.М. Бахтин,М.С. Каган, Ю.М. Лотман, И.В. Кондаков, B.C. Библер, Д.С. Лихачев и др./;

- психолого-педагогические исследования о деятельности человека: В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.;

- труды по проблеме подготовки специалиста в системе высшего образования: В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, И.Я. Лернер, И.Я. Огородников, В.А. Сластенин и др.;

- работы по проблеме подготовки учителя музыки: Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, О.А. Апраксина, А.Ю. Гончарук, Л.А. Рапацкая, Г.Т. Стулова, Г.М. Цыпин и др.;

- музыковедческие исследования по теории целостного интонационного анализа: Б.В. Асафьев, В.Л. Бобровский, Б.Ш. Бонфельд, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.К. Михайлов, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман и др.;

- исследования по истории музыки и культурологии: B.C. Библер, М.М. Бахтин, Р.И. Грубер, М.С. Друскин, М.С. Каган М.И. Киященко, Т.Н. Ливанова, Л.А. Рапацкая, М.Е. Тараканов и др.

Для решения указанных задач и обобщения полученных результатов в исследовании применялись следующие методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, музыковедческой, философско-эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение методической литературы, действующих учебных программ по курсу истории музыки;

- анализ современного состояния работы по исследуемой проблеме;

- теоретическое моделирование;

- анализ собственного педагогического опыта;

- педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальную базу исследования составило музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета. Экспериментом было охвачено более 200 студентов, из них 21 студент иностранной группы Цицикарского педагогического университета (Китайская Народная Республика).

Этапы исследования:

Первый этап /1999 — 2000 гг./ - поисково-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой,

искусствоведческой литературы, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования, наблюдение и обобщение опыта работы со студентами на музыкальном отделении, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап /2000 - 2001 гг./ - проведение формирующего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной системы методов обучения интонационному анализу студентов-музыкантов, изучающих курс истории музыки.

Третий этап /2002 - 2002 гг./ - подведение итогов эксперимента и обобщение результатов работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- проблема освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений на основе интонационного анализа в

процессе подготовки будущих учителей музыки впервые явилась предметом специального научного исследования;

- сформулировано определение интонационного анализа в контексте задач профессиональной подготовки студентов в курсе истории музыки.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- получено подтверждение теоретического положения о том, что освоение истории музыки на основе интонационного анализа как специфического вида музыкально-аналитической деятельности способствует формированию творческой активности студентов, их ценностных ориентации и общей музыкальной культуры;

- разработан и экспериментально проверен комплекс специальных методов обучения, в курсе истории музыки обеспечивающих освоение историко-стилевых закономерностей произведения на основе интонационного анализа, Среди которых: метод поиска культурной доминанты эпохи, .метод эмоциональной драматургии, метод музыкально-исторических интеллектуальных упражнений, метод обобщения через жанр и стиль, метод сопоставления по принципу контраста и общности.

Практическая значимость полученных в исследовании результатов подтверждается возможностью их широкого применения в деятельности высших учебных музыкально-педагогических заведений. Автором разработаны и опубликованы программы курса истории музыки, разработаны формы и методы его преподавания: семинары, лекции, индивидуальные задания, вопросы, анкеты, тесты и пр., учебно-методические пособия. На основе данных, полученных в ходе исследования проблемы интонационного анализа, создан и апробирован курс истории музыки, внесены существенные коррективы в методику преподавания этого предмет. Создан методический инструментарий для занятий: нотные хрестоматии, записи музыкальных

произведений, списки литературы для чтения и конспектирования. Материалы исследования могут быть использованы в рамках лекционных курсов и практических занятий на музыкальных отделениях педагогических вузов, а также для совершенствования системы подготовки среднего и вышестоящего звена педагогического образования.

Достоверность исследования обеспечена опорой на обширный круг научно-теоретических трудов российских и зарубежных авторов-педагогов, философов, музыковедов и пр. обоснованность результатов подтверждена данными опытно-экспериментальной работы, обеспечиваются опорой на научную методологию. В ходе работы использовались разнообразные методы исследования, адекватные его целям и задачам. Внедрение результатов диссертационного труда, подтвердившее его достоверность, осуществлялось в 1999 — 2002 гг., экспериментальной базой явилось музыкальное отделение Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Положения, выносимые на защиту:

1.Интонационный анализ в условиях освоения курса истории музыки является специфическим видом профессиональной деятельности, составляющими которого в условиях освоения курса истории музыки являются:

- знание об интонационной природе музыки и соотносимости содержательно-смысловых и формообразующих сторон музыкальных произведений;

- умение выявлять основополагающие смысловые «единицы» музыкальных произведений, являющихся доминантными для данного композитора;

- умение сопоставлять интонационный строй произведений разных авторов, относящихся к одному творческому направлению или

школе; - умение соотносить анализируемые музыкальные произведения с

«интонационным словарем эпохи» и со стилем эпохи (барокко,

классицизм, романтизм, импрессионизм). 2. Освоение историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений осуществляется при:

а) структурировании учебного материала вокруг стилеобразующих и жанрово-обобщающих тем курса истории музыки;

б) выявлении интонационного смысла музыкальных произведений, относящихся к конкретному историческому стилю; осуществлении межпредметных связей курса истории музыки с курсами анализа музыкальных произведений, гармонией, полифонией и др.

3. Комплекс специальных методов обучения, связанный с использованием интонационного анализа и обеспечивающий развитие исторического мышления, способствующий формированию музыкально-аналитических навыков и творческого потенциала студентов-музыкантов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 155 наименований. В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки использования интонационного анализа в курсе истории музыки студентами-музыкантами. Вторая глава посвящена выработке комплекса специальных методов, направленных на эффективное применение интонационного анализа при освоении курса истории музыки, а также описанию задач, хода и результатов опытно-экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на музыкальном отделении Педагогического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, а также в ходе работы со студентами-музыкантами из Цицикарского педагогического университета (Китайская Народная Республика). Результаты исследования докладывались на заседании кафедры музыкальных дисциплин Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, нашли отражение в публикациях.

Интонационная теория Б.В. Асафьева и ее значение для развития музыкознания и музыкальной педагогики

Музыкальная педагогика, изучающая проблемы интонационного анализа в вузе, переживает сейчас период интенсивных поисков нового содержания и методов обучения музыки. Не затрагивая всего многообразия проблем интонационного анализа и его специфики, в первом параграфе, мы ограничили предмет исследования его связями с положениями учения Б.В. Асафьева и значением его интонационной теории.

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы определить теоретические и музыкально-эстетические положения интонационного учения Б.В. Асафьева, лежащие в основе интонационного анализа, показать пути их педагогического преломления.

Б.В. Асафьев — создатель учения об интонации. «Искусство интонируемого смысла» - такое определение музыке, дал Б.В. Асафьев в 11 своей работе «Музыкальная форма как процесс». [Ч. 2. Интонация. Л., 1971, j С.344]

Что же вкладывает ученый в это определение? Во-первых, интонация представлена как носитель смысла, а во-вторых, во всех определениях интонация - это нечто живое, противопоставленное всему инертному, механическому, формально заимствованному, это преодоление инерции в любом аспекте музыкальной ткани или в процессе исполнения, то есть от мотива, звука до произведения в целом, а всякое преодоление инерции есть некая новизна, но новизна художественно-убедительная.

В сущности Б.В. Асафьев раскрыл это сочетание новизны и убедительности. Существует в музыке различное понимание интонации. Во-первых, это степень точности воспроизведения каждого звука в отношении его высоты. Во-вторых, это обозначение музыкального звучания как: содержательного, смыслонесущего звукового потока: «Интонация -качественная сторона звукообнаружения, осмысление, одушевление звучаний. В этом смысле интонация... составляет важнейший признак музыки как живой, выразительной речи. Третье значение интонации — это наименьший целостный элемент музыкального высказывания, кратчайшее осмысленное построение, своего рода молекул музыки». [2].

В работах Б.В. Асафьева - исследователя, проблемы интонационной специфики музыки находятся в центре внимания, он раскрывает слушателям роль музыки как великой культурной силы, как особой формы человеческого сознания, создания особой музыкальной образности, отражающей жизнь. Таким образом музыка становится социальным фактором, и средством общения людей, интонирование (по Б. В. Асафьеву) - это проявление мысли, общественного сознания, а сама категория музыкальной интонации тесно связана с музыкальным мышлением. Под содержанием в музыке ученый понимал звукообразный смысл, связанный с интонацией, реализуемый в интонировании, а с другой стороны, он сделал акцент на специфике влияния смысла в музыке через интонации.

Одним из главнейших положений его научной теории является необходимая связь музыки, в процессе наблюдения со всеми проявлениями жизни. Также ученый много внимания уделяет проблемам развития навыков восприятия, процессуальности музыки, динамике становления формы как процесса интонирования, содержательной наполненности процесса музыкального движения.

Не до конца раскрыв проблемы интонации как ячейки, зерна, тон-ячейки, проблемы музыкального восприятия, осознания интонационной эмоционально-смысловой, выразительной сущности музыки, логики развития и взаимодействия музыкальных образов, Б. В. Асафьев размышлял о музыкальных и не музыкальных звуках, о понятиях тон, звук, о влиянии эстетической теории подражания искусства природе, о выявлении физических и акустических законов музыки. Впервые ученый затронул проблемы различия словесной и музыкальной речи восприятия музыки как временного, процессуального начала в развитии культуры, поставил проблемы нахождения взаимосвязи, синтеза различных видов искусств как форм художественного мышления. Именно, мелодия, мелос определяет специфику музыкального мышления: «Мелос, в чем для меня акцентировалось смысловое познавательное проявление музыки, в ее мелодической (ладовая культура распевов) - преимущественно природе, т.е. в поступательном движении звуков, мелос идентичен понятию несение начала, песенное, напевное, текучее, длящееся - вот основная характеристика природы музыки, песенное начало (melos), означает прежде всего непрерывность музыкального смысла, непосредственность музыкального мышления» [3].

Современное состояние музыкально-педагогического образования и роль курса истории музыки

Осуществляемая в стране произошедшая перестройка сознания выдвигает перед высшей школой одну из главнейших задач - это формирование глубоких знаний, воспитание всесторонне развитой личности студента-музыканта, обладающего высокой нравственной культурой, широкой профессиональной эрудицией.

Проблема образования находится сегодня под пристальным вниманием и ученых, и педагогов, и государственных чиновников: открытое обсуждение в прессе, выход научных книг и статей, разработка образовательных концепций, подготовка новых учебных программ и т.д. О чем это свидетельствует? Прежде всего, о понимании важности образования особенно музыкального, как одного из решающих факторов на пути социального прогресса.

Отсюда огромная роль музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, именно весь комплекс этих предметов: является научной базой для всех других музыкальных специальностей, формирует специальные профессиональные знания, умения и навыки, развивает профессиональный музыкальный интеллект и музыкальный вкус, заставляет студентов размышлять, развивать музыкальную эрудицию, а в стратегическом плане активно содействует становлению и развитию духовных, эстетических начал у студентов, формированию не только профессионального сознания, но и сверхсознания, приобщая через музыку к трансцендентным идеалам и ценностям. Как я уже отмечала музыкально-историческое образование является важнейшей частью профессиональной подготовки музыкантов- исполнителей и музыкантов-педагогов. Одной из главных музыкально-исторических дисциплин музыкально-педагогических вузов является курс «История музыки». Предметом курса «Истории музыки» является формирование музыкально-исторических знаний и умение практически их применять. Следовательно, задач обучения этому предмету множество: это: - воспитательная, познавательная, музыкально-историческая, музыкально-эстетическая, профессионально-образовательная, и интеллектуально-развивающая.

В настоящее время в музыкальной педагогике сложились разнообразные подходы к содержанию, формам и методам подготовки специалистов. Глубокие исследования принадлежат таким ученым, как: О.А. Апраксгаїа, Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин и др. Большинство из работ этих ученых, в этой области посвящены проблемам педагогической трактовки феномена музыкальной культуры. Например Л.Г. Арчажниковой создана модель — профессиограммы учителя музыки на основе синтеза разнообразных компонентов музыкально-педагогической деятельности. Работы Э.Б. Абдуллина развивают научную концепцию профессионально-ориентированной методолого-практической подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Методологический анализ профессиональных проблем представлен в трудах: Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского и др. В исследованиях Л.А. Рапацкой впервые затронуты вопросы культурологического подхода к содержанию высшего музыкально-педагогического образования, она же разработала концепцию, в которой художественная культура является профессионально-значимым качеством личности учителя музыки. Исследователь отмечает, что в современной педагогической науке существуют исследования по данной проблеме: А.И. Бурова, Н.И. Киященко, В.А. Разумного, Б.Т. Лихачева, Ю.Б. Алиева, Э.Б. Абдуллина, М.А. Верб, А.Л. Мелик-Пашаева, А.А.Пиличаускаса, Р.А. Тельчаровой и др.

Л.А. Рапацкая предлагает и ряд перспективных методов совершенствования предметов историко-теоретических дисциплин. Прежде всего метод культурологического подхода к анализу искусства выявляющий закономерности развития системы искусств эпохи, в основе лежит категория художественного стиля и его эволюция, например: барокко, классицизма, романтизма, реализма и др. Автор разрабатывает и новую область педагогики такую как общехудожественная подготовка учителя музыки. Целью совершенствования Л.А. Рапацкая ставит овладение системой знаний в области теории и истории художественной культуры и анализ разных видов искусств в их взаимосвязи. Ее концепция решает и ряд педагогических задач: студент-музыкант должен овладеть знаниями об основных этапах становления и развития художественной культуры, как зарубежной, так и отечественной, эстетическими понятиями, такими как художественный стиль, жанр, форма, художественный образ и др., подкреплять их освоенной теорией и анализом художественных произведений, относящимся к разным видам искусств.

Задачи, этапы и результаты экспериментальной работы

Поразительно много у Моцарта элементов Паизиелло, в частности вводимые хроматические задержания и нисходящие мотивы поступенные от квинты вниз: пример № 16.

Очень интересны единицы с повелительными или коротко обрывающимися и особенно напряженным ритмом: пример № 19.

Интонационные-стилистические единицы стиля мангеймцев:

1. Warner (валики) у Рихтера: пример № 20.

2. Raketen (ракеты) у Стамица: пример № 21.

3. Sefzer (вздоха) у Стамица: пример № 22.

4. Funken (искры) у Стамица: пример № 23

5. Alia zoppa (прихрамьтвая)у Рихтера: пример № 24

6. Schleifer (подскоки при танце) у Франца Баха: пример № 25. Одна из лейтидей моцартоведения является целостность творчества. Проблема художественной целостности рассматривается на уровне: произведений, творческого периода, стиля. Процесс создания музыкального произведения, отраженный в процессе его восприятия существует как некая идеальная субстанция, отлитая в форму целостного образа, как проявление закона художественной целостности. Исследователи под процессом творчества, имеют ввиду понятие «модель», под моделью понимают определенную мелодическую, гармоническую, ритмическую формулу, находящуюся в разных темах, затем инвариант, рассредоточенный в различных темах и начальную тему, мотив, интонационное зерно.

Моцартовские темы, почти зрительно воспринимаются как целостные образы полного завершенного произведения, каждая моцартовская тема закончена и едина - это Giestalf с немецкого образа. Композитор обладал способностью мгновенного охвата произведения в целом, мы одновременно можем слышать все части сразу. Именно оперы, как утверждает автор, является словарным фондом инструментальных сочинений. В эпоху Барокко, в век Просвещения, творчество Моцарта явилось связью между старым И новым искусством, многие темы приобретают лейтмотивное-символическое значение, например, в опере «Дон-Жуан»: интервал ч. 4 восходящий в тональности В и Д и низходящая ч. 4, является темой Дон-Жуана или лейттемой рока. В опере «Волшебная флейта» царит песенная мелодия, с особой ролью сексты, как масонской фигуры, символизирующей надежду и радость. Параллельные терции и троекратно в пунктире повторенное трезвучие, являются традицией масонского приветствия. Секстаккорды - это символ единства, любви и гармонии, модальные аккорды с VI53-воплощение торжественных и религиозных чувств. Соотношение тональностей (с-С), представляет сопротивление мраку и света, пары слигованьтх нот это изображение братских уз.

Важное свойство музыки Моцарта это семантика тональностей, особые: d, g, с, В, масонские тональности: Es, с, С в «Волшебной флейте», d, D, В в «Дон-Жуане». Одна из работ, посвященных этому вопросу, является работа немецкого исследователя Гунхарда Борна, который синтезировал образы-символы Моцарта и привлек теорию музыкальной риторики, музыкальной символики и музыкального комментирования слова. Главное свойство музыки Моцарта превращение слова в музыкальный жест, слова в музыку, многозначность его фигур наличие собственных «авторских» музыкальных символов: «То, что поэзия, риторика, живопись, пантомима и танец в состоянии представить, он может «посредством звуков», представить и не только «тени и свет», но даже «настроение и мысли» [26].

Г. Борн находит звуковые фигуры Моцарта: 1) эмоционально-психологические: вздох, сомнение, томление, нетерпение, скорбь; 2) изобразительные: графические, живописные, иллюстрирующие какое-либо слово текста или момент в развитии сюжета; 3) речевые: вопрос, смех, крик; 4) фигуры движения, жестов: вращение, сверление, шаги, прыжки. Г. Борн упростил эти интонационно-смысловые единицы сводя их к Зрительным и двигательным ассоциируя их с внешними и внутренними процессами протекающих в человеческой психике. Автор видит в звуковых символах Моцарта обобщенный смысл, называя эти звуковые слова -глаголами, переходом абсолютных метафор тем переносом наглядных предметов в мир идей. Например, воспевая свободу, композитор создает намек на образ парящей птицы, сомнение выражено чередованием темы и ее обращения, Этот метод получил название у Борна переводом картины в абсолютное понятие или видение метафор. Или изображение вихря, передающее чувство ревности, изображение бури - чувство страсти, движение вниз - обозначает смерть, фигурка крика изображена не только слышимой изобразительной фразой вокальной партии, но и видимой в партии оркестра, ярким примером служит Лепорелло, набирающий в легкие воздух, в момент появления статуи Командора Г. Борн предлагает свой метод анализа интонаций - метафорический, объединяя творческий процесс со слушательским аналитическом восприятием музыки Моцарта, обращением к его художественному миру. Автор приходит к выводу о том, что синтаксис музыкального звукового языка так же логичен, как и порядок слов в предложении, он выражает больше, чем сумма слов, (по Борну), это невербальный язык или риторика без слов, которая непосредственно трогает сердца, без того, чтобы знать почему.

Похожие диссертации на Интонационный анализ как средство освоения историко-стилевых закономерностей музыкальных произведений студентами-музыкантами