Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
1.1 Исследование проблемы развития способностей детей младшего школьного и дошкольного возраста в процессе занятиях изобразительной деятельностью на уровне пропедевтики начального художественного образования 17
1.2 Принципы организации учебного процесса на дошкольном и младшем школьном уровне общеэстетического воспитания...31
1.3 Основные направления в развитии эстетического образования и
воспитания на дошкольном и младшем школьном уровне началь
ного художественного образования 50
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИНТЕГРАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ 60
2.1 Цель, задачи, содержание и методы организации интегрированного обучения 60
2.2 Теоретический курс системы интегрированного обучения 72
2.3 Методы и формы решения проблемы интегрированного обучения в системе начального художественного образования 87
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 104
3.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы по выявлению начального уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента) 104
3.2 Экспериментальная работа по внедрению интегрированного курса «Введение в теорию изобразительной грамоты» (формирующий этап эксперимента) 116
3.3 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (контрольный этап эксперимента) 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 141
- Исследование проблемы развития способностей детей младшего школьного и дошкольного возраста в процессе занятиях изобразительной деятельностью на уровне пропедевтики начального художественного образования
- Цель, задачи, содержание и методы организации интегрированного обучения
- Методика и организация опытно-экспериментальной работы по выявлению начального уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента)
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность
Сегодня окружающий нас мир меняется на глазах. Каждый день рождает новые гипотезы, открытия, имена. Ведь не зря наш век считается веком информации. Темпы жизни все ускоряются. И государство, и родители озабочены воспитанием всесторонне развитой личности. Поскольку современные профессии предусматривают усвоение значительного объема знаний из разных областей науки и профессиональной культуры, то и к специальности предъявляются повышенные требования. Карьерное продвижение зависит не только от глубоких знаний, но и от широты кругозора, от развития творческих способностей.
Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность несостоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. Умение создавать новое становится жизненно важным потому, что обучение творчеству как процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и культуры становится востребованным учебным курсом.
Процессы гуманизации общества ставят перед современной школой задачи индивидуализации личности ребенка, его социальной адаптации. Изменился социальный заказ общества. Поэтому сегодня просто необходимо обучать ребенка по-новому, с применением нетрадиционных педагогических технологий, которые повышают уровень мотивации обучения, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность ребенка и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.
Дети начинают рисовать задолго до школы. Посредством рисования они пытаются передать свое отношение к окружающему миру, компенсируя путем создания изображений недостаточно развитую речь. Тем не менее, они уже четко представляют, что значит «добрый», «милый», «прекрасный» или «злой», «страшный», «уродливый». А это значит, что основа элементарных эстетических представлений уже заложена.
Дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе» [127]. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного и эстетического опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Получение эстетического наслаждения от созерцания произведений искусств и от выполнения творческих работ, постижение красоты окружающей природы сопровождается развитием и формированием художественного вкуса, способности видеть, чувствовать прекрасное и гармоничное и умения эстетически их оценивать.
Эстетический вкус развивается у ребенка с первых опытов общения с окружающим миром. Наиболее интенсивный период формирования эстетических представлений - годы обучения в детском саду и школе, где ребенок систематически знакомится с явлениями искусства, у него активно развиваются художественно-творческие способности. Эстетическое развитие ребенка особенно актуально в связи с гуманизацией и социализацией современной системы образования России.
Важнейшим фактором обучения дошкольников и младших школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Одной из главных составляющих такого обучения является необходимость создания обстановки,
опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее интенсивно развиваться. Кроме того, для формирования и развития способностей, необходим особый характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается выше «планки» своих возможностей и постепенно поднимает эту «планку» все выше и выше.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Можно отметить общую тенденцию во взглядах на данную проблему большинства специалистов, стоящих на принципах гуманистической педагогики, которая выражается в приоритете нравственно-духовного воспитания ребенка, раскрытия его творческого потенциала, таких как Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Т.Я. Шпикалова, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов. Необходимость развития в первую очередь внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики), подчеркивается многими учеными, например, Н.Г. Аллахвердо-вой, СВ. Арановой, И.П. Волковым, Л.С. Выготским, Н.А. Ветлуги-ной, А.Ф. Говорковой, О.М. Дьяченко, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Н.В. Квач, Н.В. Ключ, Т.С. Комаровой, Г.Н. Кудиной, B.C. Кузиным, Г.В. Лабунской, О.П. Медведевой, А.А. Мелик-Пашаевым, З.Н. Нов-лянской, Ю.А. Полуяновым, Н.Н. Поддъяковым, Е.Ф. Речинской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Тепловым. При такой системе подготовки детей к дальнейшему процессу обучения не теряется главное: драгоценный сензитивный период развития ребенка, когда у него в про цессе игр, творческой деятельности раскрываются универсальные способности, развитие которых в дальнейшем будет затруднено.
Идея интеграции художественного образования и эстетического воспитания в детских дошкольных учреждениях и 1-ом классе общеобразовательной школы исследованы авторами Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, Л.В. Неретиной, СВ. Арановой, Н.В. Квач, О.П. Медведевой, Т.Я. Шпикаловой, Л.А. Неменской, Б.П. Юсовым, Н.М. Сокольниковой, Л. Сеченниковой, И. Коложвари, И.И. Иванцом, З.А. Бобровой, Е.И. Буяновой, Г.Г. Григорьевой, А.С. Галановой, С.Н. Корниловой, С.Л. Куликовой.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований, посвященных различным вопросам обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста изобразительной деятельности, проблема обучения данной возрастной группы в учреждениях дополнительного образования в данном контексте еще не была исследована. Этим и объясняется выбор темы исследования: « Интегративный подход к занятиям изобразительным искусством на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ для детей 5-7 лет».
Одна из эффективных педагогических технологий - интеграционная - направлена на развитие творческого потенциала личности учащегося, его ценностно-смысловой сферы.
Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. Придя в школу, где существует граница между изучаемыми предметами, ребенок приобретает знания, мало связанные между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удержать и воссоздать целостность картины мира, связей между предметами и явлениями, а также умения видеть предмет с разных сторон. Таким образом, восстанавливается естественный процесс познания мира ребенком. Огромную роль в этом играет интеграция учебного процесса.
В традиционной системе обучения, где ученику отводится пассивная роль «получателя» информации, ребенок, практически, лишен возможности почувствовать себя активным участником взаимодействия с учителем и другими учениками, тем более продемонстрировать свою личностную позицию.
С нашей точки зрения, интегрированные курсы в различных системах обучения способствуют гармоничному развитию личности ребенка и его индивидуальности. Творчество ребенка - это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Роль преподавателя в этом процессе заключается не только в том, чтобы обогатить представления ребенка об этом мире, но и помочь овладеть средствами выражения эмоционально переживаемых идей и смыслов построения человеческого мира, существующих в нем отношений, законов и ценностей.
«Взор ребенка направляется на окружающую природную и общественную среду, образующую единое целое, в центре которого находится он - ребенок. Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П.П. Блонкий [12]. Некоторые из экспериментов и поисков в области интеграции учебного процесса представляют значительный интерес, но поскольку область интеграции довольно обширна, то с точки зрения сращивания учебных дисциплин, видов искусств и форм деятельности, существуют варианты интегративных комплексов, методический опыт которых еще не изучен.
Вот почему нужен объективный и углубленный анализ учебно-воспитательных возможностей интегрированных занятий в курсе теории и методики преподавания изобразительного искусства на пропедевтическом уровне. Интерес у преподавателей и ученых к данной проблеме достаточно высок. Существует множество учебно-методических разработок в данном направлении, предназначенных для работы в общеобразовательных или дошкольных учреждениях.
В силу того, что дети от природы воспринимают мир целостно, а многопредметность нашей образовательной практики не способствует формированию такой целостности, многие ученые и педагоги сегодня работают в области интеграции учебных дисциплин. Проблемы же интеграции на уровне пропедевтики начального художественного образования еще не достаточно рассмотрены и изучены. Актуальность данной проблемы связана с тем, что от ее нерешенности в значительной мере страдает эффективность обучения младших школьников и старших дошкольников в ДХШ и ДШИ.
Цель исследования - решение названной проблемы, путем выявления взаимосвязи между развитием художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания с одной стороны, и инте-гративным подходом к занятиям изобразительным искусством с другой, а также совершенствования на этой основе методики учебно-воспитательной работы на занятиях изобразительным искусством на общеэстетическом отделении в ДХШ и ДШИ.
Из этой целевой установки вытекают задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу, выявив аспекты интегративного подхода и методику обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в рамках начального художественного образования;
-сформулировать цели, задачи, и определить содержание, методы, формы и средства организации интегрированного обучения в системе пропедевтики начального художественного образования;
- разработать курс интегрированного обучения и воспитания по предмету «Изобразительное искусство» для детей 5-7 лет, обучающихся на отделении общеэстетического воспитания детской школы искусств (ДШИ);
выявить зависимость успешного решения учебно-воспитательных задач в ДХШ и ДШИ от введения пропедевтическо го интегрированного курса общеэстетического воспитания и развития детей 5-7 лет.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс пропедевтического обучения изобразительной деятельности на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ.
Предмет исследования - система интегрированных занятий обучения основам изобразительной грамоты на общеэстетическом отделении ДШИ и ДХШ, принципы формирования и методика ее практической реализации.
Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что если процесс совершенствования знаний об изобразительном искусстве, а также самой изобразительной деятельности, развития мышления и творчества младших школьников и старших дошкольников выстраивать на основе разработанной нами методической системы, включающей в себе цели, задачи и содержание, дидактические принципы, методы, методические приемы, формы проведения, интегративный подход ко всем компонентам процесса обучения изобразительной деятельности, то можно совершенствовать их знания об изобразительном искусстве, изобразительную деятельность, а также активизировать развитие мышления и творчества, поскольку данная методическая система обладает многими ценностными качествами:
1. Отбором научно-педагогических знаний и передового художественно-творческого опыта в области обучения изобразительной деятельности, имеющим как общую развивающую, так и художественно-творческую направленность.
2. Соответствием направлению развития современной отечественной и зарубежной педагогики.
3. Рациональным и эффективным сочетанием известных в педагогике дошкольного и начального образования методов и методических приемов и средств с формами организации обучения.
4. Интегрированным содержанием с органичным сочетанием теоретических знаний и практических умений и навыков при работе с различными материалами. Методологической основой исследования являются ведущие положения философии о развитии ребенка в процессе его творческой деятельности, а также положения педагогики и психологии о роли изобразительной деятельности ребенка в освоении мира, о месте художественного творчества в структуре деятельности, и идеи интеграции в педагогическом процессе. Методы исследования:
• теоретический анализ научной, методической, педагогической литературы и учебных программ;
• наблюдение за детьми в процессе создания продуктов индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности;
• беседы с детьми;
• анкетирование и тестирование, направленные на выявление поэтапного развития детей;
• обучающий педагогический эксперимент;
• обработка и анализ полученных данных экспериментального исследования.
Научная новизна исследования проявляется в следующем: 1. Найден один из новых оригинальных вариантов решения проблемы адаптации учебного материала к возрастным и психологическим особенностям восприятия его детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а именно интегрированный подход к образовательному процессу в системе начального художественного образования, который заключается в следующем:
• целостности восприятия окружающего мира, присущего детям дошкольного и младшего школьного возраста, органич но сочетающейся с развитием теоретических основ знаний об изобразительном искусстве;
• развитии компонентов творческого мышления, и его проекции на другие виды деятельности;
• взаимосвязи и взаимообусловленности искусства и окружающей жизни в сознании ребенка.
2. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков, интеграция которых способствует целостному рассмотрению учебного материала в системе пропедевтики начального художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов необходимых на следующей ступени обучения.
3. Найден комплекс методов и приемов, условий и средств обучения, применяемый в данной системе педагогического воздействия, а именно: сочетание различных форм интеграции (межпредметной, межсистемной, внутрипредметной), персонификация абстрактных понятий, обучающие сказки и стихи и т.д., позволяющий значительно расширить теоретическую составляющую знаний по предмету.
Теоретическая значимость результатов исследования проявляется в теоретическом обосновании системы педагогического воздействия на формирование понятийного аппарата детей 5-7 лет на общеэстетическом отделении ДХШ и ДШИ, а так же в разработанной системе взаимосвязанных методов обучения, направленных на усвоение терминов и понятий изобразительного искусства, предполагающих персонификацию, обучающие сказки и стихи, эвристическую беседу, театрализацию.
Практическая значимость результатов исследования: полученные в ходе работы над диссертацией, а также выработанная в ходе исследования методика и разработанный курс интегративных занятий могут быть использованы педагогами в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях в качестве дополнительного, углубленного курса изу чения изобразительного искусства, а в учреждениях дополнительного образования - в качестве пропедевтического курса введения в специальность.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологическим обоснованием основных положений диссертации, воспроизводимостью результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения старших дошкольников и младших школьников, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплекс методов и приемов, условий и средств обучения, применяемый в данной системе педагогического воздействия, именно: сочетание различных форм интеграции (межпредметной, межсистемной, внутрипредметной), персонификация абстрактных понятий, обучающие сказки и стихи и т.д. обеспечивают органичное введение теоретических знаний по предмету, формирует художественно- образное, целостное восприятие окружающего мира у детей 5-7 лет.
2. Содержание разработанного нами курса «Введение в теорию изобразительной грамоты», в котором учтен опыт отечественных и зарубежных ученых по исследованию всестороннего развития детей 5-7 лет в изобразительной деятельности, в полной мере позволяет обеспечить пропедевтику их начального художественного образования.
Основной базой исследования явились образовательные учреждения и их учащиеся: Анастасиевская ДШИ, Анастасиевский ЦРТДЮ, станицы Анастасиевской Славянского района Краснодарского края. Исследование проводилось педагогами Анастасиевской
ДШИ Лукановой Г.П. в сотрудничестве с Поповой Ю.Ф. и педагогом-психологом СОШ № 28 Терещенко М.Г. Наряду с основной базой исследования эксперимент проводился в Славянской-на-Кубани ДМШ, директор Тимченко М.А., педагог Суняйкина Т.В., в Славянской-на-Кубани ДХШ, директор Анурьева В.В., педагог Максимова С.А., в Елизаветинской ДХШ г. Краснодара, педагог Дмитриева В.Ю и в Новоалександровской ДХШ г. Новоалександровска Ставропольского края, директор Штоколова И.В.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций, разработанного учебно-методического пособия «Введение в теорию изобразительной грамоты, тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний, внедрению и оценке эффективности разработанного интегрированного курса.
По материалам исследования были сделаны доклады на региональной научно-практической конференции «Проблемы развивающего обучения в начальной школе» (г. Славянск-на-Кубани, 2005); Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования» (Краснодар, 2005).
Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета КубГУ (2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики, психологии и методики начального образования СГПИ (2004-2005гг).
По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 6,8 п.л.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 155 страницах. Библиографический список содержит 147 источников. В приложении приводится учебно-методическое пособие «Введение в теорию изобразительной грамоты», работы детей 5-7 лет, выполненные в ходе эксперимента, при меры наглядных пособий, разработанных для обеспечения интегрированного курса.
В первой главе мы даем очерк исследования развития творческих способностей детей данного возраста на занятиях изобразительным искусством в рамках пропедевтики начального художественного образования; изучаем основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблемам художественно-эстетического воспитания старших дошкольников и младших школьников, а также принципы организации учебного процесса, применительно к возрасту 5-7 лет; выявляем взаимосвязи между вышеперечисленными процессами и явлениями; рассматриваем понятия «эстетическое воспитание», «художественно-творческие способности», «принципы организации учебного процесса», «педагогическая интеграция», «образовательная система» и система вообще, гуманизация образовательного процесса; выявляем зависимость методики преподавания от рассматриваемых составляющих учебного процесса. Это, в частности, формы, виды и уровни педагогической интеграции, от выбора которых зависит содержание и, методика обучения.
Во второй главе мы выявляем цель, задачи, содержание и методы организации интегрированного обучения, которые значительно отличаются от традиционного. Доказываем необходимость применения в современной художественной школе методов развивающего обучения, педагогической интеграции, апробации методик развития творчества, воображения, мышления в детском возрасте. Подробно рассматриваем методы и формы решения проблемы интегрированного обучения в системе начального художественного образования; описываем интегрированный курс и возможности его применения. В частности приводим тематическое планирование на основе внутри-предметной и межпредметной интеграции. Обосновываем выбор метода персонификации абстрактных понятий, а также и остального
методического обеспечения предлагаемого нами интегративного курса.
В третьей главе содержится описание экспериментальной работы по внедрению интегрированного курса. Приводятся результаты диагностирующего этапа эксперимента с использованием различных тестов и диаграмм, описываются методы и приемы проведения формирующего этапа эксперимента. В итогах контрольного этапа эксперимента приводятся результаты тестирования, а также проводится анализ динамики роста ЗУН учащихся.
Внедрение интегративного курса показало его эффективность по следующим критериям оценки: увеличение полноты, правильности, осознанности, а, следовательно, качества знаний об изобразительном искусстве. Достаточно полно сформировались умения устанавливать взаимосвязь явлений и процессов в природе и их отражение в изобразительной деятельности. В процессе учебных занятий повысился уровень развития мышления и способностей к творческой деятельности обучаемых.
Исследование проблемы развития способностей детей младшего школьного и дошкольного возраста в процессе занятиях изобразительной деятельностью на уровне пропедевтики начального художественного образования
Творческие способности человека предполагают полное раскрытие его индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие - воспитывать, а третьи - развивать в творческой деятельности.
Если обучение профессиональным образовательным навыкам базируется на стандартах построения художественных форм, отработанных столетиями на основе общих законов их восприятия зрителем, то развитие творческих способностей имеет свою систему. Многие полагают, что достаточно овладеть изобразительными навыками, которые и сформируют творческие способности. Это аналогично предположению, что, научившись писать, человек станет писателем, а, научившись играть на фортепиано, - композитором [2].
Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную соприкасается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности.
Высказывания Парменида, Гераклита, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий о способностях. Идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Помимо этого, Платоном было замечено особое воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу!
Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби ибн Сина, Ф.Аквинского. Так же существенный вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Гельвеций, Дидро, которые в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно они определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности и не могут возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Тем не менее, способности не только проявляются или развиваются благодаря какой-либо деятельности, они принадлежат ребенку еще с рождения. Важность этого утверждения для понимания учителя доказывает А. А. Мелик-Пашаев [79]. В этом случае учитель представляет ребенка уже как личность, которая пытается реализовать в жизни, а не как «материал для лепки», из которого можно сделать все что угодно. Автор утверждает, что работу в данном направлении следует начинать с развития того отношения к жизни, благодаря которому человек чувствует себя художником, порождает самостоятельные художественные замыслы. Приступать к такой работе он советует как можно раньше, потому что и в младшем школьном и в дошкольном возрасте дети обладают для этого достаточными предпосылками.
Подтверждение этому мы находим в истории. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить: В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, М. И. Глинка - в 7-8 лет, Н. А. Римский-Корсаков - с 2-х лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет! Примерно в таком же возрасте проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микеланджело и у А. Дюрера - в 13 лет, у И. Е. Репина и В. А. Серова способности проявились с трехлетнего возраста, а в 6 лет оба уже работали с натуры.[98,с.78]
Цель, задачи, содержание и методы организации интегрированного обучения
В первой главе мы рассматривали теоретические предпосылки развития направлений образовательного процесса, обосновывая тем самым наш приоритет в выборе методики преподавания, целей, задач и содержания обучения в предлагаемом нами интегрированном курсе.
Изучая интегрированные курсы и методические рекомендации к ним, можно выделить сходные цели и задачи этих методик, а также сходные принципы построения таких курсов, отбора содержания и даже методов реализации.
Определение содержания обучения - одна из самых важных проблем в методике обучения изобразительному искусству. Решение ее неразрывно связано с целями обучения, которые, как известно, определяются потребностями общества на определенном этапе его развития или, иначе говоря, социальным заказом.
На протяжении последних десятилетий прошлого века в педагогике сложился социально приемлемый штамп педагогического оптимизма, далекого от современных педагогических реалий. Считалось, что ребенок с первых лет школьной жизни обращается к социально ценным идеалам окружающих его людей, которые усваиваются им как бы сами собой в процессе обучения или воспитания, формулируя нравственно совершенную личность. Наряду с этим общество, и в первую очередь педагогику и школу, потрясали проблемы дефицита духовности. Внутреннее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались учеными и практиками давно[27,29,67,94,98]. Суть этого кризиса заключалась в неспособности педагогики выполнять опережающую, прогностическую функцию и дать практике пути решения таких назревших в образовании проблем, как:
- преодоление противоречий между возрастающей потребностью в творческой самодеятельности личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту проблему;
- поиск путей возрождения и поддержания интереса человека к самообразованию и саморазвитию; необходимость остановить нарастающую тенденцию ухода молодежи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, наркотиками и т.д.;
- использование образования как средства развития культурно -нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей;
- актуализация и развитие установленных наукой закономерностей, невостребованных педагогикой.
Качественное обновление образовательного процесса на всех его ступенях, имеющее гуманитарную направленность, включает разработку критериев оценки деятельности учреждений и их подопечных, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением весомых результатов, в общем, и профессиональном развитии личности.
Сложившаяся система образования направляла все усилия на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, что предопределили и несовершенные методики обучения, и собственно содержание образования.
Анализ теоретических источников показывает, что в современных условиях четко определились 2 различных взгляда на цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Один из них - традиционный, в рамках объяснительно-иллюстративного обучения, другой - инновационный, в системах развивающего обучения. Первый складывался в течение столетий, начиная с классно-урочной системы Я.А. Коменского.
Методика и организация опытно-экспериментальной работы по выявлению начального уровня сформированности знаний об изобразительном искусстве, развития мыслительных процессов и практических навыков у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (констатирующий этап эксперимента)
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»,- утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисование популярно среди детей-дошкольников 5-6,5 лет и младших школьников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности шестилетних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Характер изобразительной деятельности, выполненной с натуры, определяется влиянием тех или иных анализаторных систем, способом обследования и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования (опора на зрительные ощущения, на осязательные ощущения и т.д.) Качество рисунка зависит не столько от врожденных способностей ребенка, сколько от их развития в процессе обучения рисованию. «Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет и другое. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать», - пишет Т.С. Комарова [56].
Пальчиковые игры необходимы для полноценного развития двигательного анализатора ребенка, тонкости ощущений, развития координации. Игры такого рода необходимы для развития психики, мышления.
При восприятии дошкольником рисунка многое зависит не только от возраста ребенка, но и от его развития. Основы развития мышления ребенка закладываются еще в раннем детстве. В зависимости от особенностей задачи, которая должна быть решена, ее сложности, связи с прошлым опытом ребенка она может решаться наглядно-действенным путем. У младших дошкольников преобладает наглядно-действенное мышление, в среднем дошкольном возрасте при решении более сложных задач ребенок может уже не прибегать к внешним действиям с предметами, а получать необходимый ре зультат в уме. Образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер.
К концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, осуществляется содержательный анализ. Наглядно-образное мышление помогает ребенку осмыслить свои действия. Для дальнейшего совершенствования мышления необходимо применять наглядные изображения предметов и явлений, развивая у ребенка потребность, осмыслить их. У детей 5-ти лет развито наглядно-образное мышление. На основе только его не все задачи можно решать успешно. Так, в образном мышлении нельзя увидеть количество, представить его отдельно от воспринимаемой величины. Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе, а период формирования этих представлений приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста [14].