Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Косенко Надежда Анатольевна

Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.)
<
Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Косенко Надежда Анатольевна. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Орел, 1998 170 c. РГБ ОД, 61:99-13/20-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Категориально-понятийный аппарат исследования 12

1. Понятие "мастерство" в искусствознании и в методике обучения изобразительному искусству 12

2. Показатели, критерии и оценка мастерства акварельной живописи

3 Характеристика индивидуального подхода в обучении изобразительному скусству 24

Выводы по материалам I главы 33

ГЛАВА II История становления и решения проблемы индивидуального подхода в обучении акварельной живописи 36

І. Творчество выдающихся мастеров акварельной живописи (от ее истоков до наших дней) 36

2. Историческая характеристика индивидуального подхода в теории и практике обучения изобразительному искусству и акварельной живописи 83

Вы йоды по материалам II главы 96

ГЛАВА III Основные научно -теоретические положения индивидуального подхода в обучении студентов художественно-графического факультета мастерству акварельной живописи 101

1. Индивидуальный поход в обучении акварельной живописи - важнейший принцип активизации формирования творческих способностей студентов 101

2 Теоретические и методические основы организации обучения акварельной живописи исходя из индивидуальных особенностей личности студеній 116

Выводы по материалам III главы 128

ГЛАВА IV Исследование путей и мегодов индивидуального подхода к лич.чости cry ден га, и их значение в повышении эффективности обучения мастерству

акварельной живописи на художественно-графическом факультете 132

І. Поискоио-консіаіируюіцпй эксперимент 132

2. Формирующий эксперимент 141

Выводы но материалам IV главы 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ЛИТЕРАТУРА 158

Том II

1. Краткое содержание экспериментального исследования 3

2. Попсково-конс та тирующий эксперимент 7

3 Формирующий эксперимент 100

Программа 1 127

Программа 2 131

Введение к работе

Общая характеристика работы В настоящее время система образования в стране оказалась поставленной в принципиально новые условия: экономические, политические, духовные. В такой обстановке личности Учителя придается первостепенное значение, особенно, когда мы говорим о людях, преподающих дисциплины эстетического цикла, раскрывающих тайны Красоты. Как здесь не вспомнить слова Ф. М. Достоевского: "Красота спасет мир". Но для того, чтобы Красота стала основным критерием жизни каждого человека, необходимы глобальные изменения в сфере образования.

Изобразительному искусству отводится огромная роль: оно должно помочь человеку познать мир и самого себя, выступить средством воспитания добра, гуманности, способности эмоционально воспринимать и находить прекрасное в человеке, природе. В связи с этим повышаются требования к профессиональному уровню специалистов, которые призваны обучать изобразительному искусству в школах, лицеях, колледжах, других учебных заведениях.

Значительную роль в подготовке учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах отводят преподаванию акварельной живописи. Во многом это объясняется тем, что материалы для акварельной живописи относительно доступны, не требуют длительной и трудоемкой подготовки к работе, не слишком сложны в применении. Кроме того, акварель обладает многими замечательными свойствами, не присущими другим видам живописи - легкостью, прозрачностью, выразительностью и т. д.

Умело сочетая акварель с другими художественными материалами, ученики могут использовать ее в работе над композицией. Акварель широ ко применяется на занятиях изобразительным искусством в различных художественных учебных заведениях, в общеобразовательных школах: на уроках, кружках, факультативах, в оформительской работе.

Но учебному плану акварельная живопись изучается на художественно-графических факультетах только на 1 - 2 курсах. Однако, отдельные сіудентьі в течении пяти лет обучения, осваивая мастерство акварельной живописи, выполняют в этой технике учебные и творческие работы, выбирают акварель для работы над дипломом.

В настоящее время в русле нашего исследования наиболее разработанным оказались общие вопросы методики обучения основам живописного мастерства, акварельной живописи на художественно-графическом факультете, что нашло отражение в работах таких известных ученых, художников-педагогов, как Л.Л.Унковский, 0.11. Беда, Т.Г.Безгодова, Б.Г.Гагарин, А.П.Яшухин, Г.Б.Смирнов и др.

Научно-теоретическим основам методики преподавания живописи в процессе подготовки художника-педагога посвящена кандидатская диссертация Л.Л.Упковского; формированию профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов - исследование Л.П.Дехтяренко; роль и значение учебных натурных постановок по рисунку и живописи рассматривается в исследовании М.Ф.Харитонова; В.Н.Клещев делает попытку обосновать основные, наиболее эффективные пути активизации обучения живописи и композиции студентов художественно-графических факультети; о проблеме взаимосвязи обучения, воспитания и развития творческих способностей студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи идет речь в диссертации Л.В.Данилова.

На сегодняшний день в арсенале исследователя, художника-педагога имеется достаточное количество специальной литературы по педагогике и психологии, посвященной отдельным вопросам теории и практики индиви дуального подхода в обучении изобразительной деятельности. В этой связи необходимо отметить работы Б.Г.Ананьева, А.А.Бударного, Л.С.Выготского, .И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.С.Кузина, А.И.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.Н.Лук, В.С.Мерлина, Е.С.Рабунского, Б.М.Теплова, И.Э.Унт и др., диссертационные груды А.В.Свешникова, Б.Н.Тамбиева.

В историческом обзоре меюдов преподавания изобразительного искусства, акварельной живописи надо отдать должное значение художественно-педагогическому наследию таких известных мастеров, как П.И.Чистяков, Д.П.Кардовский, Н.П.Крымов, В.А.Савинский, В.А.Серов, М.А.Врубель, И.В.Репин, В.И.Суриков, И.А.Бродский и др.

Однако, необходимо учитывать, что современная направленность в преподавании акварельной живописи на художественно-графическом факультете требует поиска новых форм, и методов обучения .Это во многом объясняется тем, что, хотя отдельные элементы индивидуального подхода уже применялись в практике обучения изобразительному искусству, упоминались в лшерачурных источниках, грудах известных художников-педагогов, но до сих пор никто из исследователей не обращал должного внимания на проблему применения принципа индивидуального подхода к студентам художественно-графических факультетов в процессе обучения мастерству акварельной живописи, основываясь на определенные особенности личности, на стержневые ее качества: мировоззрение, духовный потенциал, учитывая при этом ряд психических свойств и уровень развития художественных способное гей студентов.

Сегодня всем понятно, что введение многоуровневой системы подготовки снециалисіов на художественно-графических факультетах невозможно без индивидуализации и дифференциации обучения, которые заложены в самом принципе построения этой системы. Так как в основе создания многоуровневой системы находится принцип деления студентов по уровням профессиональной подготовки, в связи с чем должны разрабаты вагься специальные программы, различающиеся по содержанию, объему учебного материала и срокам обучения, рассчитанные на разных студентов, то индивидуализация обучения является неизбежной.

Хотя каждому мало-мальски опытному педагогу понятно, что неучет принципа индивидуального подхода, поверхностное отношение к проблеме работы с конкретными студентами, у каждого из которых - свои личностные особенности, взгляд на окружающий мир и т. д., - тормозит развитие творческих способностей, сдерживает проявление эффективности различных современных методов и форм обучения мастерству акварельной живописи.

Исходя из вышеизложенного и определяется актуальность темы настоящего исследовании, обозначенной: " Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов) ".

Проблема исследования состоит в поиске рациональных и эффективных пуіей активизации процесса обучения мастерству акварельной живописи, среди которых основную роль мы отводим индивидуальному подходу, как одному из важнейших дидактических принципов.

Цель исследования научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на художественно-графических факультетах.

Объект исследования: процесс обучения акварельной живописи на художественно-графическом факультете.

Предмет исследования: содержание, формы и методы индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на 1 - 5 к.к. художественно-графических факультетов.

Гипотеюй исследования явилось предположение о том, что если в процессе обучения предмеїам изобразительною цикла, и акварельной жи вониси, в частности, на художественно-графических факультетах, педагог будет грамотно применять принцип индивидуального подхода к студентам, беря за основу мировоззренческий аспект, ядром которого являются духовные качества личности обучаемого, то должны повыситься уровень профессиональной подготовки будущего художника-педагога, степень его мастерства владения акварельной техникой, гак как сам процесс обучения живописи направлен на формирование особых профессиональных и лучших общечеловеческих качеств личности, обусловленных смыслом жизни, вечными ценностями, потому что законы Красоты, высшие цели жизни человека связаны с самоусовершенствованием, стремлением к серьезным достижениям в своей педагогической и творческой деятельности.

В соответствии с указанной проблемой, объектом и гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования.

1-Уточнить смысл основных категорий и понятий исследования, таких, как ""мастерство" в акварельной живописи, "индивидуальный подход" в обучении изобразительному искусству и акварельной живописи, в частности.

-. Определить критерии мастерства владения акварельной техникой будущих художников-педагогов.

3. Проанализировать и обобщить опыт исторически сложившихся, традиционных методов обучения акварельной живописи в плане возможности использования их в обучении с применением индивидуального подхода.

4. Выявить и систематизировать индивидуальные особенности, присущие различным студешам и определить характер проявления их в учебном процессе освоения мастерства акварельной живописи.

5. Обозначить основные духовные качества личности, те индивидуальные особенности студеншв художественно-графического факультета, которые играют первостепенную роль в индивидуализированном обучении и в соответствии с этим определить и разработать наиболее рациональное содержаіше форм и методов обучения сіудентов на занятиях акварельной живописью.

6. Разработать и апробировать методику индивидуального подхода к студентам в процессе обучения мастерству акварельной живописи.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области преподавания акварельной живописи.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

- изучение и анализ искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- анализ исторического наследия мастеров акварельной живописи на художественно-графических факультетах;

- обобщение фактов собственной педагогической и творческой деятельности, наблюдение за процессом учебной деятельности студентов в освоении мастерства акварельной живописи и анализ их живописных работ, экспериментальные исследования.

Ьазой для исследования явился художественно-графический факультет ОГУ, кроме того, отдельные экспериментальные исследования проводились в МИГУ, ВГУ.

Органинщия и этапы исследования:

Па первом этане исследования (1992-95 г.г.) шло изучение научно-теоретических материалов и обрабатывалась литература по проблеме исследования. Была выработана структура диссертации, определены гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, намечалось содержание теоретической части, частично была выстроена методика экспериментального обучения.

На втором этапе исследования (1995-96 г.г.) основное внимание было уделено экспериментальному изучению эффективности путей и методов обучения студентов технике акварельной живописи.

На третьем этапе исследования (1996-98 г. г.J проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ результатов экспериментальных исследований, вносились необходимые поправки в текст диссертации, который сложился к этому времени.

Па защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из понимания мастерства, ею двухсторонней сути: субъективной и объективной сторон, - в художественно-педагогическом аспекте, в обучении студенюв художественно-графических факультетов мастерству акварельной живописи, в организации дидактического процесса необходимо учитывать индивидуальные качества личности, основываясь на классические завоевания искусства, преследуя цели формирования основ мастерства, как гармоничного, цельного слияния ремесленничества с духовной сутью творца. Поэтому в обучении мастерству акварельной живописи одним из важнейших дидактических принципов является индивидуальный подход.

2. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи будет иметь должный эффект только в том случае, если его применение будет основываться на позициях грамотности, научной обоснованности, систематичности.

3. Индивидуализированное обучение мастерству акварельной живописи - это использование наиболее эффективных форм и методов обучения во всех видах аудиторных и самостоятельных занятий студентов, поэтому грамотное и систематичное применение индивидуального подхода предполагает обязательный учет индивидуальных особенностей студентов в специально разработанной рабочей программе обучения мастерству акварельной живописи, включающей индивидуализированные задания и упражне ния, элементы диагностики тех индивидуальных качеств личности студента, которые оказывают определяющее влияние на процесс обучения.

Научная повита и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- сделана попытка обозначить индивидуальный подход, как один из важнейших дидактических принципов в обучении мастерству акварельной живописи;

- дано научное обоснование путей и методов индивидуального подхода в обучении мастерству акварельной живописи на художественно-графических факультетах;

- подготовлена рабочая программа и методические рекомендации обучения мастерству акварельной живописи с учетом индивидуальных особенностей личности студента.

Практическая значимость исследования:

- предложены конкретные методические рекомендации, которые рассчитаны на закрепление традиций русской реалистической художественной школы в системе преподавания акварельной живописи иа художественно-графическом факультете, вплавление известных принципов обучения в современный дидактический процесс, предусматривающий наличие духовно-личностного аспекта, лежащего в основе обучения;

- разработана диагностическая методика - это методика изучения индивидуальности студента, включенного в процесс обучения, которая поможет выявить основные особенности и качества личности будущего художника-педагога, влияющие на формирование основ мастерства владения акварельной техникой;

- представлены методические разработки занятий, программа индивидуальных занятий акварельной живописью со студентами , направленная на формирование у будущего художника-педагога основ художественного мастерства акварелиста.

Достоверность исследования обеспечена:

а) избранной методологией, б) опорой на достижение передовой педагогической науки, в) экспериментальной проверкой и объективным анализом основных положений исследования на практике, в работе со студентами 1 - 5 к.к.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в 1993-98 г.г. в ходе экспериментальной работы на художественно-графических факультетах г. Москвы , г. Орла, г. Витебска.

Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в ОГПИ (с 1995г. - ОГПУ; с 1996г. ОГУ), в 1994 98 г.г. на заседаниях кафедры изобразительного искусства Орловского госупиверсигета.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из двух частей: первой части - текста диссертационного исследования, состоящего из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и второй части - приложения.

Понятие "мастерство" в искусствознании и в методике обучения изобразительному искусству

Учитель изобразительного искусства, как и каждый педагог-предметник должен быть хорошо подготовлен профессионально, а это означает не только знание методики преподавания конкретного предмета, но и практические умения в области специальных дисциплин: рисунок, живопись, композиция и т. д.

Подготовка художника-педагога по дисциплинам изобразительного цикла не может быгь успешной, если по каждой из изучаемых дисциплин не будет выработан грамотный понятийный аппарат. Так одним из ведущих понятий для студентов художественно-графических факультетов является понятие "мастерство" в изобразительном искусстве. Анализ специальной и справочной литературы показал, что в толковании понятия "мастерство" можно выделить два наиболее часто встречающихся значения: в узком и широком смыслах. "Мастерство" в широком смысле слова включає і в себя всю совокупность качеств полноценной творческой практики; оно проявляется в достоинствах художественного замысла, в умелой и находчивой разработке сюжета, в выразительности и ясности композиции, в полноте пластических и колористических средств выражения, а также в безукоризненном владении техникой данного вида искусст-ва."(133,с.88.)

Что касается узкого значения понятия "мастерство", то его часто связывают или отождествляют с владением технической стороной искусства. Так в словаре "Эстетика" "мастерство" выражает "высокий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и техникой исполнения в каком-либо (или нескольких) виде искусства..." (294, с. 195.)

В силу такой трактовки мастерства, культура, как наивысшее, выдающееся достижение, бесследно исчезает и уступает место "массовой культуре".

Ремесленник или подражатель - это еще далеко не мастер. Речь об истинном мастерстве может идти, если чаяния и идеалы художника совпадают с самыми насущными для окружающих его людей устремлениями, если он может воздействовать своим творчеством на существующую жизнь. Поэтому настоящий мастер - это постоянно ищущая натура, неуспокоенная, познающая посредством своего творчества себя, своих современников, окружающий мир.

Мастер - это тот, кто видит явления действительности, творчески их воспринимая, и отражая в своих индивидуальных образах, изучая, переживая, пропуская все воспринятое через свое сознание, эмоционально окрашивая...

Мастерство в широком смысле - это понятие, касающееся всех видов искусства: изобразительного, театрального, киноискусства и т.д. Так, известный театральный деятель К.Станиславский, рассуждая о мастерстве актера, подчеркивает, что обычное "представление" - это простое ремесленничество или тоже дилетантизм: применение раз и навсегда выработанных приемов сценической игры, даже умелое, -это всего лишь штамп, который упрощает задачи мастерства, делает искусство лишь внешне эффектным и поэтому "мертвым". Л истинное мастерство предполагает подключение чувств актера, "переживание" и "сопереживание", которые и приводят к созданию на сцене "жизни человеческого духа". Тот же самый аспект в мастерстве артиста подчеркивает и Ф.Шаляпин, считая, что только включение всех душевных сил художника, мастера в свое творчество дает право говорить об истинном мастерстве. Великий кинорежиссер XX века, С.Эйзенштейн присоединяет к такой характеристике понятия "мастерство" еще один важный момент - это огромное напряжение всех сил, всей творческой энергии, высочайшая степень трудолюбия, которых он требовал от своих учеников, воспитывая в них основные качества мастера. Все приведенные признаки мастерства, несомненно, присутствуют и в мастерстве в области изобразительного искусства.

Подводя итоги вышесказанного, считаем уместным привести определение "мастерства", данное автором многочисленных трудов по эстетике, ЕС. Громовым: "Мастерство... выступает, с одной стороны, как умение видеть новое в реальной жизни и глубоко анализировать его средствами искусства; с другой же стороны, оно предполагает свободное владение этими изобразительно-выразительными средствами и техникой искусства, вне которых не может возникнуть художественное произведение".(70, с.51.)

Однако, наделяя мастера таким важным качеством, как творчество, мы тем самым нисколько не умаляем роль ремесленной стороны мастерства. Мы скорее стоим на позиции, которую хорошо можно понять из высказывания известного художника XX века О.Ренуара: "Когда смотришь на картины старых мастеров, не стоит, правда, разыгрывать из себя умника. И прежде всего, какими удивительными работниками были эти люди! Они знали свое ремесло. В этом - все. Живопись не есть какое-то мечтание. Это прежде всего ремесло и нужно, чтобы ты его делал, как хороший работник".(181, с.61.)

Сравнивая между собой проблемы мастерства художника-педагога и проблемы мастерства в изобразительном искусстве, следует отметить, что они, безусловно, имеют множество точек соприкосновения, но решение данного типа проблем не может просто заимствоваться из творческой практики масі еров искусства.

Творчество выдающихся мастеров акварельной живописи (от ее истоков до наших дней)

Мастерство современного художника-акварелиста - это исторически сложившееся явление, обусловленное всем ходом предшествующего развития искусства.

Первые художники, работавшие акварелью или водяными красками сродни акварели, не оставили, за редким исключением, своих имен потомкам. Об их творчестве можно судить по сохранившимся миниатюрам, орнаментам, украшающим древние фолианты/г .У )

Живопись водяными красками привлекала древних мастеров своей относительной простотой в применении, насыщенным, чистым цветом и особой выразительностью.

Уже с XV века мастера начинают применять для подцветки гравюр и чертежей чистую, без примеси белил, акварель.

Работы мастеров Возрождения в акварели - это, в основном, гонко и искусно выполненные рисунки, где живописный мазок напоминает штрих, подчеркивая графические свойства -ічв -ір«іли.

К акварельной технике в своем творчестве часто обращались такие художники немецкого Возрождения, как А. Дюрер и Г. Гольбейн-младший.

Дюрер был известным практиком и теоретиком искусства, его творческие работы, в том числе и акварели, сложны и графически очень интересны. Художник изобретает собственные акварельные краски на меду. Многие его работы напоминают лабораторные опыты, отличаются точным рисунком и естественным цветовым строр.м("Вид города Инсбурка"). Г. Гольбейн-младший использовал акварель как подсобный материал для подцветки своих рисунков (портрет Шарля Моретта и др.)- Рисунки Г. Гольбсйна глубоко аналитичны, акварель в них служит как бы вспомогательной техникой для исследования конкретных проблем искусства. Как показывает анализ творчества художников эпохи Ренессанса, применение акварели в этот период носило подготовительный, "рабочий" характер, фрагментарно отражало творческую кухню каждого конкретного художника. Акварель считалась "интимной техникой":акварельные работы не представлялись на суд зрителя, они выполнялись как бы для души художника.

XV11 век - время развития различных жанров в живописи. В этот период начинается заметное совершенствование акварельной техники. Этому способствовало ее широкое использование в различных жанрах, прежде всего в пейзаже. Тонкость, прозрачность, воздушность акварели оказались замечательными свойствами при изображении природы. Эти качества привлекали к акварельной технике многих больших мастеров. Со временем акварель становится интересным материалом в области различных экспериментов многих художников.

Исследуя возможности акварельной техники, Рембрандт использовал акварель в различных сочетаниях, добавлял в краску белила, писал но влажной поверхности, в основном развивал монохромную акварель, о чем свидетельствуют многие работы этого художника("Уснувшая девушка",эскиз к картине "Возвращение блудного сына" (wi.3) ).

С XV1J1 века акварель начинает приобретать черты самостоятельного вида живописи, применяется для выполнения станковых произведений. Этому способствовало развитие данной живописной техники в Англии, которую стали называть классической страной акварели. Своеобразный климат "цветных туманов" подсказал английским художникам способ работы акварельными красками по сырой бумаге. Со временем в творчестве английских мастеров происходит переход к многоцветной акварели.

Индивидуальный поход в обучении акварельной живописи - важнейший принцип активизации формирования творческих способностей студентов

Индивидуальный поход - традиционный и одновременно современный принцип обучения, который имеет общие особенности и частные черты, присущие определенной отрасли науки, искусства, отдельному учебному предмету. В данном исследовании наряду с выявлением общих признаков индивидуального подхода, необходимо определить, каким образом используются на практике возможности индивидуализированного обучения мастерству акварельной живописи.

По учебному плану акварельная живопись изучается на художественно графических факультетах в течение первых двух курсов, на орловском художественно-графическом факультете - еще и в пятом семестре 3 курса и выполнение отдельных заданий в акварельной технике на последних этапах обучения.

Освоение мастерства акварельной живописи на художественно-графических факультетах следует рассматривать и как компонент всестороннего развития художника-педагога. Подготовка мастера - процесс многогранный: это не "штамповка " "хороших студентов", - ведь каждый обучаемый - личность, индивидуальность, этот фактор и следует учитывать в процессе обучения студентов на занятиях акварельной живописью

Суть проблемы заключается в том, что процесс подготовки художника-педагога необходимо направить в русло развивающего обучения. В связи с этим следует выяснить, в какой степени формирование личности художника-педагога как профессионала и человеческой индивидуальности зависит от обучения, а в какой степени от воздействия индивидуальных свойств учащихся, их изменения. Поэтому анализ аспектов процесса обучения, в целях объективного и всестороннего изучения проблемы нашего исследования, в самом общем плане должен быть связан с основной целью обучения - развитием учащихся.

Многие известные ученые обращались к исследованию взаимосвязи обучения и развитая. Советский психолог Л.С.Выготский доказал, что обучение должно опережать развитие, то есть обучение будет эффективным только тогда, когда учебные задачи будут соответствовать уровню развития каждого учеш-ла, а это становится возможным только при помощи индивидуализации обучения.

Исследования ведущих педагогов Л.В.Занкова и М.В.Зверевой, посвященные индивидуализированным формам обучения и развития учащихся показали большое значение индивидуального подхода прежде всего для "слабых" учеников, для усвоения ими необходимой суммы знаний, умений и навыков, преодоления "пробелов" в знаниях в результате организации общеразвивающего обучения.

Большие возможности индивидуального подхода для умственного развития учащихся показали исследователи Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов. Эти ученые основное стимулирующее значение в индивидуализированном обучении видели в организации содержания учебного материала. И о ряд педагогов-исследователей: К.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер доказали, что одно лишь изменение содержания учебного материала в индивидуальном плане не даст должного эффекта, если не будет организации специальных форм обучения в зависимости от уровня развития каждого ученика, не будут подобраны специальные развивающие задания и упражнения и соответствующие им средства обучения при использовании индивидуального подхода. Это обязательно следует учитывать при обучении студентов художествен но-графических факультетов дисциплинам изобразительного цикла.

Похожие диссертации на Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (На прим. худож.-граф. фак.)