Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование модели художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников 12
1 . Историко-научный анализ проблемы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников 12
2.Возрастные и психофизиологические особенности слабоуспевающих младших школьников 39
Глава 2. Методика и содержание художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников на внеурочных занятиях по ДПИ и кукольному театру 59
3. Методические основы организации внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися 59
4. Структура занятий 98
5.Учебно-материальная база кружка 113
6.Структура и организация проведения эксперимента 138
7.Анализ экспериментального исследования 158
Заключение 166
- Историко-научный анализ проблемы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников
- Методические основы организации внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися
- Структура занятий
Введение к работе
Актуальность исследования. В результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно - формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества. С другой стороны, экономический и социальный кризис дал почву для формирования у людей чувства незащищённости, апатии, что не могло не сказаться на снижении «популярности» образования. Особенно ярко это замечается в провинции, в отдалённых от центра районах. И как следствие этого - всё более частое появление в педагогике таких терминов, как «дети группы риска», «школьная дезадаптация», «педагогическая запущенность» и т.п., появление классов компенсирующего обучения, призванных восполнить пробелы воспитания и образования. Таким образом, очень остро встаёт вопрос о научном обосновании данных педагогических преобразований.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, приобретает особую значимость. На уроках творческого ряда учитель имеют прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создания положительного отношения к учебной деятельности.
Участие детей, имеющих трудности в обучении, в декоративной деятельности на доступном для них уровне сложности, не только способствует развитию общих и творческих способностей, но и даёт
возможность учителю вести коррекционную работу, направленную на достижение учащимися необходимого уровня интеллектуального развития, интеллектуальной активности. На занятиях декоративно-прикладным искусством у учащихся формируются простые и специальные трудовые умения и навыки. Это также важно в работе со слабоуспевающими детьми, поскольку учитель может выявить неправильно сформированные или несформированные трудовые умения и навыки и сформировать их заново. Специальная методика ведения занятий в классах компенсирующего обучения способствует развитию психических процессов слабоуспевающих учащихся, в особенности, воображения, внимания, восприятия.
Посещение учащимися, имеющими трудности в обучении, кружка художественного творчества имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, школьники знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности. Театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, являясь частью мировой культуры, впитавшие в себя опыт многовекового творчества, открывают необычный и прекрасный мир, далёкий от обыденности. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира. Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Веря в созданную мнимую ситуацию, ребёнок одновременно ни на минуту не забывает, что на самом деле перед ним. Искусство требует двойного переживания - одновременно забыть, что перед тобой вымысел, и не забывать этого. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций.
Изучение трудов ведущих учёных по вопросам обучения и воспитания слабоуспевающих детей, а также по вопросам эстетического воспитания учащихся оказали неоценимую помощь в нашей работе.
Так, по вопросам общей и возрастной психологии мы опирались на научные труды ведущих учёных: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина, С.Л. Рубинштейна и др.
В области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства мы руководствовались научными трудами А.Д. Алёхина, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, С.Н. Новикова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В своём исследовании мы использовали научные выводы учёных, посвятивших свои труды проблеме неуспеваемости и методам работы с учащимися, имеющими трудности в обучении: Л.С. Славиной, Н.А.Менчинской, Т.В.Егоровой, Н.И.Мурачковского, ММ. Кольцовой, А.И.Сорокиной, Г.П. Поздновой, Н.И. Непомнящей, Г.Ф. Кумариной и др.
Несмотря на значительное число научных исследований, до сих пор вопросы методических основ обучения слабоуспевающих детей остаются нерешенными. Исходя из этого, мы определяем проблему исследования следующим образом: организация внеурочной работы детей группы риска является важной частью системы компенсирующего обучения. Однако, научно-практического и методического материала в помощь педагогам, работающим с этой группой детей, явно не достаточно. Специальных исследований, содержащих теоретическое обоснование и методическое обеспечение занятий по ДПИ со слабоуспевающими детьми практически нет. В то же время, художественно-декоративная деятельность, связанная с изготовлением и декорированием театральных кукол, знакомством с видами ДПИ при наличии специально разработанных методических рекомендаций к
проведению занятий, несёт в себе большие возможности для решения задач компенсирующего обучения.
От нерешённости проблемы страдает качество обучения слабоуспевающих учащихся. Актуальность проблемы заключается в необходимости теоретической разработки, научно-теоретического обоснования и экспериментальной проверки методической системы кружковых занятий по ДЛИ для учащихся начальных классов, имеющих трудности в обучении. Теоретический анализ состояния проблемы, изучение сложившегося в этой области опыта работы, а также социально-педагогическая значимость намеченных направлений исследования позволили определить цель, объект, предмет, сформулировать гипотезу, наметить задачи и методы исследования.
Цель исследования - разработать и научно обосновать систему художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДПИ и кукольному театру, проследить на практике её эффективность.
Объект исследования - художественная деятельность слабоуспевающих младших школьников в процессе создания предметов кукольного театра и знакомства с видами декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
Гипотеза исследования - процесс художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников будет более эффективным, если в системе кружковой работы по ДПИ с описываемой группой школьников будет использоваться модель обучения, направленная на:
-Стимулирование развития познавательной сферы (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения);
-Стимулирование развития личностной сферы (воли, чувств, способностей);
-Формирование и коррекцию неправильно сформированных или несформированных простейших трудовых и специальных умений и навыков;
-Создание «ситуации успеха»;
-Создание эмоционально благополучного микроклимата в детском коллективе.
Проблема, цель, объект, предмет, а также гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
Проанализировать накопленный в педагогической науке опыт работы с детьми, имеющими трудности в обучении, определить теоретические основы работы с этой группой детей.
Изучить программно-методические публикации по предмету.
Изучить современное состояние системы внеурочной работы, являющейся частью компенсирующего обучения.
Разработать методическую систему обучения слабоуспевающих младших школьников на кружковых занятиях по ДЛИ и кукольному театру.
Разработать методические рекомендации для проведения кружковых занятий со слабоуспевающими младшими школьниками.
Экспериментально проверить предложенную систему кружковых занятий.
Выяснить, каким образом предлагаемые систематические занятия влияют на формирование простейших и специальных трудовых умений и навыков у слабоуспевающих учащихся начальных классов, а также их коррекцию, в случае необходимости.
Методологической основой исследования явились: -фундаментальные труды по педагогике, дидактике, общей и
возрастной психологии, психофизиологии;
-положения педагогической науки о влиянии социальной среды на
развитие познавательных процессов и личностных качеств ребёнка;
-положения психологической науки о механизмах появления задержки интеллектуального развития и путях его преодоления;
-научные труды по проблемам художественно- эстетического воспитания школьников, исследования, касающиеся вопросов использования ДПИ в учебно-воспитательном процессе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблемам исследования;
изучение и анализ программ дополнительного образования, а также предметных программ, разработанных специально для классов компенсирующего обучения;
изучение передового педагогического опыта учителей;
наблюдение за учебной деятельностью учащихся;
сравнительный анализ учебной деятельности слабоуспевающих и хорошо успевающих школьников;
беседы с учащимися, родителями, учителями, руководителями кружков, мастерами декоративно-прикладного искусства, художниками;
педагогический эксперимент;
анализ практических работ учащихся.
База исследования: общеобразовательная школа №3 г.Орла, Областной центр технического творчества г.Орла, Орловская православная гимназия.
Этапы исследования:
Первый этап (1997- 1999гг.) исследования заключал в себя изучение психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, труды отечественных и зарубежных учёных по темам, схожим с заинтересовавшей проблемой. Был проведён анализ особенностей деятельности классов компенсирующего обучения, включивший в себя ознакомление с публикациями в педагогических изданиях, беседы с учителями,
констатирующий эксперимент. Определялись и уточнялись гипотеза, предмет и задачи исследования, а также план опытно-экспериментальной работы, программа деятельности кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра».
Второй этап (1999-2001гг.) представлял собой педагогический эксперимент. Осуществлялось руководство деятельностью кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра» в группах слабоуспевающих и хорошо успевающих учащихся. Уточнялись методические рекомендации к проведению занятий со слабоуспевающими детьми. На завершающем этапе было проведено контрольное исследование результатов деятельности кружка.
Третий этап (2001-2003гг.) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению необходимых изменений, подведению итогов и оформлению диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Разработаны методические основы обучения слабоуспевающих младших школьников на занятиях по ДПИ и кукольному театру;
Дано научное обоснование возможностей коррекции отдельных психических функций, а также формирования умений и навыков умственной и практической деятельности слабоуспевающих младших школьников в процессе кружковых занятий по ДПИ и кукольному театру.
Теоретическая значимость состоит в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических положений совершенствования внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися, направленной на решение задач компенсирующего обучения. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки вопросов активизации процесса художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа и методические рекомендации предназначены для проведения кружковых
занятий по ДПИ и кукольному театру с группами слабоуспевающих младших школьников, а также с классами компенсирующего обучения начального звена. Рекомендации по использованию форм и методических приёмов, способствующих коррекции отдельных психических функций учащихся, имеющих трудности в обучении, могут быть использованы при обучении этой категории учащихся другим школьным дисциплинам. Результаты исследования могут использоваться учителями во внеурочной работе с группами хорошо успевающих детей, а также при разработке новых учебных программ.
Достоверность исследования обеспечена:
-опорой на научные исследования и выводы ведущих психологов и
педагогов, объективным анализом результатов различных
экспериментальных исследований по смежным проблемам;
-опытом работы аспиранта в качестве учителя изобразительного искусства и классного руководителя класса компенсирующего обучения в школе №3 г.Орла, руководителя кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра» для слабоуспевающих младших школьников в той же школе, а также для группы хорошо успевающих учащихся - в Орловской православной гимназии.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского Государственного Университета, а также сообщались в виде докладов на курсах повышения квалификации перед учителями ИЗО и начальной школы в Орловском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Основные положения диссертационной работы нашли своё отражение в опубликованных статьях. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность учителей школ г. Орла и руководителей кружков Городского центра творчества, Областного центра технического творчества.
На защиту выносятся следующие положения:
1.В психофизиологическом развитии слабоуспевающих младших школьников имеет место ряд особенностей. Система художественно-эстетического воспитания этой группы учащихся может быть эффективной лишь в том случае, если в её основе лежит знание и учёт этих особенное гей.
Художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих младших школьников в рамках компенсирующего обучения должно быть нацелено на стимулирование познавательной и личностной сфер психики описываемой группы учащихся.
Система внеурочной работы по ДЛИ и кукольному театру несёт в себе большие возможности для формирования и коррекции неправильно сформированных трудовых и специальных умений и навыков, а также создания «ситуации успеха» и эмоционально благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Структура диссертации:
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Историко-научный анализ проблемы художественно-эстетического воспитания слабоуспевающих младших школьников
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение задачи формирования всесторонней, гармонично развитой личности.
Обучение слабоуспевающих детей — особый раздел в педагогике. Поэтому, художественно-эстетическое воспитание слабоуспевающих детей, являясь составной частью этого раздела, заслуживает большого внимания. Данная проблема подчиняется общим закономерностям художественно-эстетического воспитания, и в то же время имеет свои особенности. В связи с этим, нам пришлось познакомиться с исследованиями учёных как по вопросам художественно-эстетического воспитания детей, так и по вопросам изучения психологических особенностей неуспевающих детей, а также организации методов коррекции выявленных отклонений.
Вопрос художественно-эстетического воспитания детей заинтересовал европейских педагогов уже в конце 18 века. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци создал теорию элементарного образования, которая предусматривала гармоничное развитие всех сил и способностей человека. Таким образом, он один из первых обратился к вопросу о развитии способностей, заложенных в каждом ребёнке. Согласно его взглядам, воспитание должно строиться в соответствии с законами развития ребёнка. Считая, что жизнь детей необходимо организовывать на основе их самодеятельности, в основу последней положил активность органов внешних чувств: «...вся природа полна очаровательных и возвышенных форм, но Европа не сделала ничего для того, чтобы развить в простом народе понимание этих форм, ни для того, чтобы привести их в систему, восприятие которой правильно развивало бы чувство прекрасного...» (58, с. 162).
Большое значение детскому творчеству уделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Согласно его взглядам, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если правильно организованный педагогический процесс позволяет развиться всем способностям индивида, из которых ни одной пренебрегать нельзя. При достижении этой цели искусство играет важнейшую роль: «...как только он (ребёнок) в состоянии овладеть пригодным, способным к представлению предметов, послушным материалом, он старается проявить своё стремление и силу в картинах, образах и творчестве, в занятиях самого разнообразного рода» (там же, с.232).
Игру Ф.Фребель характеризовал как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. В организованных им детских садах Фребель вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые «Дары» - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений.
Помимо «Даров», у Фребеля была следующая типология игр:
1. игры с выкладыванием разных форм или фигурок из лучинок;
2. школа складывания различных предметов из бумаги;
3. школа плетения;
4. школа рисования и выкалывания;
5. лепка из глины, производство различных пластических форм;
6. игры и пение.
Ф.Фребель тесно связывал развитие речи ребенка с его деятельностью. Русский педагог конца 19в. А.С.Симонович так писала о педагогической системе Фребеля: «В книге Фребеля «О воспитании человека» под схоластической иногда оболочкой скрывается драгоценное ядро, полное жизненности и знания, а именно, глубокое понимание Фребелем детской натуры, основанное на наблюдении и согретое искреннею любовью к детям» (33, с.240).
Бельгийский врач, психолог и педагог Овид Декроли одним из первых разработал систему для работы с умственно отсталыми детьми, которую впоследствии стал применять и в работе с нормальными детьми. Его система дидактических игр для сенсорного развития маленьких детей сыграла большую роль в становлении теории сенсорного воспитания. «...Мы говорим «способности восприятия», а не «развитие органов чувств», так как эти упражнения не столько развивают то или иное чувство, сколько обеспечивают ребёнку возможность осознавать свои впечатления, упорядочивать их, чтобы ассоциировать и комбинировать с другими» (58, с.419).
Методические основы организации внеурочной работы со слабоуспевающими учащимися
К концу младшего школьного возраста эмоциональное благополучие детей начинает зависеть от того, какое положение они занимают в группе сверстников. В том случае, если ребенок не имеет возможности достичь внимания и уважения со стороны одноклассников обычными средствами, младший школьник старается выделиться, отличиться, применяя имеющиеся у него кажущиеся преимущества: вступает в пререкания с учителями, поступает "назло" окружающим. К концу младшего школьного возраста трудности поведения ярко проявляются в своеобразных психических реакциях имитации, оппозиции, отказа (36).
Реакция имитации представляет собой подражание поведению авторитетным лицам. По существу, она может быть и положительной, однако, как правило, объектом для подражание становятся асоциальные лица.
Реакция оппозиции проявляется в поведении, характеризующимся действиями "назло" окружающим, как правило, взрослым людям. Эта реакция -своеобразный защитный механизм против навязываемой власти.
Реакция отказа свойственна для впечатлительных, обидчивых школьников, остро ощущающих недостаток внимания, со стороны родителей и учителей. Она проявляется в замыкании в себе, отчуждении от окружающих.
Все эти реакции могут носить временный характер. Но при сохранении неблагоприятных условий воспитания, как правило, закрепляются.
Для детей младшего школьного возраста характерно неадекватное отношение к своему поведению и учебной деятельности. Только со временем появляется критическое отношение к себе, которое даёт возможность формирования правильной самооценки. Так, хорошо успевающие учащиеся уже к третьему классу могут реально оценить свои возможности. Ситуация со слабоуспевающими учащимися складывается иначе. Трудности, которые эти дети испытывают в учебной деятельности, отнюдь не способствуют формированию у них адекватного отношения к себе. В этой связи особого интереса заслуживают исследования А.И. Липкиной, которая задачей своего эксперимента поставила выяснить, какое влияние оказывают отрицательные оценки на личность неуспевающего школьника, и как они воздействуют на формирующуюся у них самооценку.
Учащиеся на разных уроках выполняли обычные для них учебные задания. По окончании им предлагалось самостоятельно оценить свои работы, после чего работы проверялись и оценивались учителем. Сопоставляя эти два показателя, экспериментатор имел возможность установить степень их соответствия и определить меру объективности ученических самооценок.
Количество совпадений самооценок с оценками учителей у слабоуспевающих детей составляет около 60%. Кроме того, слабоуспевающие учащиеся в гораздо большей степени, чем хорошо успевающие школьники, склонны переоценивать результаты своей работы (около 33%). Вместе с тем, часть интересующей нас группы детей (хотя и очень небольшая - около 4%) уже обнаруживает тенденцию к недооценке своих знаний.
Особого внимания заслуживает тот факт, что от класса к классу у слабоуспевающих учащихся значительно падает количество повышенных самооценок (от 32% в 1 классе до 15,6% - в 4) и возрастает процент пониженных (от 5,4% в 1 классе до 16,2% - в 4). Таким образом, количество слабоуспевающих учащихся, считающих себя ещё боле слабыми, чем они есть в действительности, от 1 до 4 класса возрастает в три раза (131, с. 105).
Таким образом, мотив достижения успеха, не подкрепляясь в учебной деятельности положительным эффектом, постепенно ослабевает, начинает терять свою побудительную силу. Тем самым исчезает один из важнейших механизмов, питающий, поддерживающий такой уровень деятельности, который обеспечивает её продуктивность.
Трудности в учёбе, как правило, ведут к тому, что слабоуспевающие дети не могут занять удовлетворяющего их положения в коллективе сверстников, и у них в качестве защитной реакции может возникнуть «смысловой барьер» (Л.С. Славина) (152). Смысловой барьер может явиться следствием завышенной, по сравнению с реальными возможностями, самооценки, завышенных притязаний в каком-то важном для ребёнка виде деятельности и общении и в потребности их сохранить, причём эта потребность настолько велика, что заставляет ребёнка либо игнорировать свой неуспех, либо создаёт у него неадекватное отношение к причинам собственного неуспеха.
Ребёнок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, естественно, вначале ещё не может иметь интереса к приобретению знаний (нет и соответствующего мотива), но у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требования учителя, авторитет которого в младших классах особенно велик. Есть у него вначале и вера в то, что он сможет, как и другие дети, успешно учиться. Однако, по мере того, как он сталкивается с трудностями и получает отрицательную оценку своей учебной деятельности, он постепенно утрачивает желание учиться. Вместе с тем он утрачивает веру в свои силы и возможности. Эти изменения мотивационной сферы ещё более усложняют процесс усвоения знаний, как бы замыкая круг причин и следствий, в итоге чего может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка.
Структура занятий
При определении структуры занятий нами было изучено большое количество публикаций, касающихся вопросов организации кружковой работы по различным видам деятельности. Благодаря анализу диссертационных исследований, учебных проірамм и статей, стало возможным создание примерной программы и содержания занятий кружка «Художественное творчество в рамках кукольного театра».
Чрезвычайно интересной с точки зрения нашего научного исследования представляется диссертация доктора педагогических наук Н.С.Боголюбова «Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учётом индивидуального подхода» (12). Возможности исследования позволили автору сделать развёрнутый анализ психических и индивидуальных особенностей детей разных возрастных групп. Большое место в своём труде Н.С.Боголюбов уделяет рассмотрению вопроса о факторах развития творческих способностей, разрабатывает и предлагает особую методику организации занятий, которая позволяет наилучшим образом осуществить поставленную задачу: формирование творческих способностей учащихся.
Особого интереса заслуживает докторская диссертация С.Н.Новикова «Художественная обработка природных растительных материалов» (104). Автор рассматривает вопрос об эстетическом воспитании школьников, особое внимание уделяя целенаправленному формированию эстетического вкуса учащихся. Учёный определяет пути педагогической работы на занятиях по декоративно-прикладному искусству, разрабатывает систему методических принципов и создаёт очень чётко выстроенную программу деятельности кружка. На наш взгляд, принцип нарастающей сложности, который автор использовал в построении программы, является очень эффективным, и мы сочли возможным перенять его при корректировке собственной программы. Автор кандидатской диссертации «Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм» - Т.А.Васильева (16)- подробным образом рассматривает вопрос о создании благоприятных условий, оказывающих влияние на развитие творческих способностей. Васильевой были разработаны содержание и методика проведения курса по изучению и созданию керамики. Для большей эффективности процесса освоения технических навыков, выработки умения творчески подходить к делу, автор применяет метод формирования умения строить системы сложных действий, состоящий из 3-х стадий: 1) операционной; 2) стадии комплексных действий; 3) стадии целостного решения комплексных задач.
Кандидатская диссертация Н.В.Ефремичевой «Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов» (52) интересна для нас тем, что в ней так же, как и в вышеуказанных исследованиях, рассматривается проблема развития творческих способностей детей. Автор в своей работе ставит очень актуальный вопрос об организации художественной деятельности в сельских малокомплектных школах. Эта проблема заслуживает особого внимания, поскольку в последние десятилетия по ряду экономических и социальных причин сельская школа оказалась несколько отделённой от всей системы образования.
С точки зрения эстетического воспитания, развития творческих способностей и обучения изобразительным навыкам, чрезвычайно интересной является программа, разработанная Забелиной Е.И. и группой преподавателей изобразительного искусства г. Орла (54). Данная программа представляет собой блочную систему обучения. Каждый блок, как-то: «основы живописи», «композиция», «основы декоративно-прикладного искусства» и так далее, выстраивается по вертикали. Таким образом, каждый новый учебный год учащиеся имеют возможность вернуться к темам предыдущего года и, повторив их, получить более углубленные знания в рамках определённого блока. Эффективность этого способа обучения была оценена нами в процессе практической работы с учащимися средней школы №3 г.Орла и использована при создании собственной программы.
При разработке структуры творческой деятельности учащихся в кружке, мы руководствовались также описанием того, как была построена работа в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском Дворце пионеров, в которой автор публикации - Сазонов Е.Ю. подробно останавливается на формах и методах организации подобной внеурочной деятельности детей (146).