Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Северова Тамара Степановна

Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов
<
Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Северова Тамара Степановна. Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 167 c. РГБ ОД, 61:05-13/588

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ КЛАССОВ

1.1 Гуманизация обучения как психолого-педагогическая проблема.. . 12

1.2 Гуманизация обучения на примере адаптивной школы в условиях модернизации образования 40

1.3 Специфика обучения учащихся художественно-графических классов 50

1.4 Особенности содержания обучения компьютерной графике на базе графических редакторов и программ трехмерного моделирования.. 63

Выводы по главе 1 104

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ КЛАССОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗАЦИИ

2.1 Организация экспериментального обучения 108

2.2 Экспериментальная апробация педагогической технологии обучения учащихся художественно-графических классов 114

2.3 Анализ результатов экспериментального обучения 117

Выводы по главе 2 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126

ПРИЛОЖЕНИЯ 140

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Основная цель гуманной педагогики — всестороннее развитие личности обучающегося, создание условий для его самореализации и развития творческого потенциала. В информационно-коммуникационном обществе особую актуальность приобретает овладение школьниками новыми способами деятельности, позволяющими сформировать компетенции, необходимые для успешного личностного и профессионального роста выпускников, востребованности их на рынке труда, а также для саморазвития их творческой индивидуальности.

Информатизация образовательного пространства школы и обновление учебных курсов с учетом реалий информационного общества является предпосылкой для достижения поставленных целей. При использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменяется содержание и характер педагогической деятельности, но это изменение будет эффективным лишь на основе передовых педагогических технологий.

Современная школа ставит перед собой задачу обучения, развития и воспитания детей с различными особенностями, склонностями и планами на будущее; решение данной задачи осуществляется за счет реализации вариативного образования и разнообразных форм дифференцированного и многопрофильного обучения. Тем самым создаются условия для использования образовательного потенциала цифровых сред в обучении школьников различным дисциплинам, в частности, для разработки профильных курсов учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Для учащихся классов с углубленным изучением предметов художественно-графического и эстетического циклов профильным является курс компьютерной графики, ориентированный на работу с графическими объектами: компьютерными рисунками, чертежами, цифровыми фотоизображениями. Эта дисциплина развивает специальные изобразительные навыки обучающихся, позволяет моделировать как реальные, так и вымышленные объекты, экспериментировать с цветовыми и композиционными решениями. Обучение компьютерной графике способствует эстетическому воспитанию и творческому самовыражению учащихся. Дополнительные возможности для развития творчества появляются в процессе выполнения проектов, основанных на межпредметных связях с дисциплинами гуманитарного, художественно-графического и эстетического циклов, а также за счет применения компьютерной графики во внеклассной деятельности.

В настоящее время общей тенденцией обучения использованию информационных и коммуникационных технологий является отказ от технократического подхода в пользу гуманистического, признание права учащегося на свободное развитие и проявление своих способностей.

Гуманизации образования посвящено большое число исследований отечественных и зарубежных ученых: Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулавы, Е.В.Бондаревской, А.Маслоу, К.Роджерса, И.СЯкиманской и др. Проблема гуманизации обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий разрабатывается С.В.Панюковой, Е.С.Полат, Е.А.Ямбургом. Вопросу гуманизации компьютерного обучения в школе гуманитарного профиля посвящена работа И.В.Волковой.

Современные технологии обучения компьютерной графике студентов художественно-графического факультета исследуются в работах Л.Я.Нодельмана, И.В.Григорьевой, Г.П.Блуднова. Использованию компьютерной графики и геометрического моделирования в системе педагогического образования посвящены работы О.П.Одинцовой, Л.М.Турановой.

Однако педагогические технологии, методы и организационные формы обучения школьников компьютерной графике на основе методологического принципа гуманизации не были предметом специального исследования.

Противоречие между возросшим образовательным потенциалом цифровых сред, способным содействовать повышению эффективности образования школьников, и отсутствием соответствующей гуманистической технологии обучения обозначило общую проблему исследования.

Актуальность и недостаточная дидактическая и методическая разработанность данной проблемы определила тему настоящего исследования: «Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов».

Цель исследования: разработка и экспериментальное апробирование содержания и гуманистической технологии обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов.

Объект исследования: процесс обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов.

Предмет исследования: содержание и гуманистическая технология обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов на базе графических редакторов Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw и программ трехмерного моделирования КОМПАС и Internet Space Builder.

Гипотеза исследования: обучение компьютерной графике учащихся художественно-графических классов будет более эффективным, если:

— содержание обучения будет ориентировано на межпредметные связи с учебными дисциплинами гуманитарного, художественно- графического и эстетического циклов (изобразительное искусство, черчение, дизайн, литература, мировая художественная культура и др.);

- будет использована гуманистическая технология обучения, учитывающая психологические аспекты художественного творчества и включающая: активные организационные формы в виде индивидуального и парного проекта, деловой игры, факультативных занятий; продуктивные методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский); современные средства обучения (цифровое фото- и видеооборудование, единое образовательное и культурное информационно-графическое пространство); специальные виды контроля (коллективный, экспертный, самоконтроль);

— в процессе обучения будут реализованы подходы культурно-исторической педагогики в виде культурологических проектов в цифровых средах, цель которых — инициация процессов самостроительства личности, а средство — совместная деятельность педагогов и учащихся в общем информационно-графическом поле. Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме гуманизации образования и психологическим аспектам художественного творчества. Проанализировать имеющийся опыт гуманизации обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательной школе и в художественно-графическом образовании.

2. Определить соотношение педагогических и информационных технологий и значение компьютерной графики в организации единого информационного пространства школы в условиях модернизации образования. Выявить значение культурологических проектов в информационных средах для обучения и воспитания учащихся художественно-графических классов.

3. Разработать и экспериментально апробировать содержание и педагогическую технологию обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов, базирующуюся на принципе гуманизации.

Методологической основой исследования являются современные философские, психологические, педагогические идеи и теоретико-методологические работы, посвященные:

— проблеме развития личности и гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Берулава, В.И.Беспалько, Е.В.Бондаревская, А.Маслоу, А.В.Петровский, К.Роджерс, И.С.Якиманская и др.);

— педагогическим технологиям в условиях информатизации образования (СВ.Панюкова, СПейперт, Е.С.Полат, И.В.Роберт, О.Г.Смолянинова, А.Ю.Уваров, Е.А.Ямбург и др.);

— современным технологиям обучения художественно-графическим дисциплинам и развития креативности (И.В.Григорьева, С.И.Гудилина, Л.Б.Ермолаева-Томина, Ю.Ф.Катханова, М.Н.Марченко, Л.Я.Нодельман, Л.В.Павлова, Г.В.Черемных и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы;

— изучение и обобщение опыта московских школ;

— сравнительный анализ особенностей и результатов педагогического процесса в классах дифференцированного и многопрофильного обучения;

— организация, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.

Этапы исследования

Первый этап (1992-1998 гг.) - поисково-эмпирический, на котором выявлялись особенности обучения информатике и компьютерной графике учащихся многопрофильной школы. Осуществлялось наблюдение за ходом и результатами учебного процесса. Сравнительный анализ проводился по параллелям в классах дифференцированного и многопрофильного обучения, одним из которых был художественно-графический класс.

Второй этап (1998-2000 гг.) — теоретический. С целью определения разработанности проблемы анализировалась психолого-педагогическая, научно-методическая и специальная литература, проводилось изучение существующих учебных программ и опыта преподавания информатики и компьютерной графики в школах. Формулировалась гипотеза исследования. Разрабатывались компоненты гуманистической технологии обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов.

Третий этап (2001-2004 гг.) — опытно-экспериментальный. Осуществлялась проверка гипотезы исследования, разрабатывалась и уточнялась технология обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов, основанная на принципе гуманизации. Разрабатывалась авторская программа курса информатики и компьютерной графики для учащихся художественно-графических классов и проводилась ее апробация с использованием различных программных средств. Проводилась систематизация и обобщение результатов экспериментального обучения, оценивалась роль компьютерной графики в школьном информационном пространстве.

Научная новизна исследования

1. Выявлены факторы, влияющие на эффективность обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов: использование методологического принципа гуманизации обучения; учет психологических аспектов художественного творчества; реализация подходов культурно-исторической педагогики.

2. Выявлена ведущая роль педагогических технологий и необходимость грамотного использования компьютерной графики в организации единого информационного пространства школы в условиях модернизации образования.

3. Обоснована целесообразность использования в процессе обучения компьютерной графике межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного, художественно-графического и эстетического циклов в виде культурологических проектов в цифровых средах.

4. Разработано содержание обучения компьютерной графике учащихся 6-11 художественно-графических классов на основе использования межпредметных связей и подходов культурно-исторической педагогики.

5. Определены дидактические условия эффективного обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов, базирующиеся на методологическом принципе гуманизации и включающие: активные организационные формы (проект, деловая игра, факультатив, кружковая работа), продуктивные методы (проблемного изложения, эвристический, исследовательский), современные средства обучения (цифровое фото- и видеооборудование, единое образовательное и культурное информационно-графическое пространство) и специальные виды контроля (коллективный, экспертный, самоконтроль).

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие методики обучения графической деятельности в условиях высокотехнологичной информационно-образовательной среды на основе методологического принципа гуманизации образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные на основе принципа гуманизации содержание и дидактические условия обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов могут быть использованы при разработке содержания и методики обучения учащихся различных образовательных учреждений, в том числе специальных художественных школ, а также в системе дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования и экспериментальной проверкой основных положений, в том числе высокими результатами учащихся на всероссийских конкурсах детского и юношеского компьютерного творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения компьютерной графике учащихся 6-11 художественно-графических классов Центра образования № 109 г. Москвы.

Материалы теоретического исследования и результаты практической работы докладывались и обсуждались на Международных конференциях: «Информационные технологии в образовании» (ИТО) в 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 г.г., «Применение новых технологий в образовании» (Троицк) в 1999, 2000, 2002 г.г., «Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных и электронных технологий» (Москва-Сочи) в 2004 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы» (Ростов н/Д) в 2001 г.; на Московских городских научно-практических конференциях «Образовательные технологии XXI века» в 2001 и 2003 г.г.; на научно-практической конференции «Современные проблемы совершенствования художественного образования» (Липецк) в 2001 г.; на заседании Ученого совета ХГФ Mill У в 2001 г.; на заседании кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Ml И У в 2001-2004 г.г.

Работы учащихся экспериментальных классов были представлены на следующих конкурсах и фестивалях: Московский городской конкурс ученических компьютерных проектов в 1998 г. (диплом I степени); Детская программа Международного фестиваля Аниграф-Телекино в 2000 и 2001 г.г. (4 диплома, в т.ч. один I степени); Окружной конкурс ученических компьютерных проектов ЮЗО г. Москвы в 2001 и 2004 г.г. (дипломы I и II степени); Всероссийский конкурс детского и юношеского компьютерного творчества «Цифровые каникулы» в 2003 и 2004 г.г. (10 дипломов, в т.ч. три диплома I степени).

По проблеме диссертационного исследования опубликованы 22 печатные работы общим объемом 7,6 п.л.

На защиту выносятся:

- содержание обучения компьютерной графике учащихся 6-11 художественно-графических классов на основе использования межпредметных связей и подходов культурно-исторической педагогики;

- дидактические условия эффективного обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов, базирующиеся на методологическом принципе гуманизации и включающие активные организационные формы, продуктивные методы, современные средства обучения и специальные виды контроля.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 115 страниц основного машинописного текста, 3 таблицы, 2 рисунка, 4 схемы и 5 диаграмм. Список литературы насчитывает 136 наименований. Приложение составляет 28 страниц.

Гуманизация обучения как психолого-педагогическая проблема

Ведущей тенденцией современного образования является обращение к личности, к традициям гуманной педагогики. Это объясняется изменением роли отдельного человека в мире, ставшем единым вследствие глобальных информационных процессов. В новых условиях главной задачей образовательной системы становится воспитание человека, способного ответственно и динамично взаимодействовать с реальностью информационного общества, в то время как традиционная педагогика, базирующаяся на технократическом подходе, ставила перед собой задачу подготовить для нужд производства «человека образованного», обладающего достаточным количеством знаний [61]. Разрешение противоречия между сложившейся практикой и требованиями общества информации и коммуникации педагогическая мысль ищет на пути гуманистической педагогики, суть которой: человек — не средство, а цель.

Прежде чем рассмотреть историю и современное состояние проблемы гуманизации обучения, приведем ряд определений, важных для нашего исследования [48, с. 32].

Гуманизм - принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

Гуманизация воспитания и обучения — реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как к высшей ценности в мире.

Истоки гуманной педагогики

В узком смысле слова гуманизм (от лат. Humanus — человечный) — ведущее идейное течение эпохи Возрождения (XIV в. - начало XVII в.), «направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма» [66]. Главным культурным истоком гуманизма эпохи Возрождения являлась античность, а также раннее христианство и средневековая мысль. Гуманизм был представлен разными течениями: от антропоцентризма Франческо Петрарки до «природного человека» Мишеля Монтеня. Его категории: достоинство, добродетель, благо общества, личное благо [64].

В своих трудах гуманисты показывали, каким, по их мнению, должен быть человек, наставляли его, воспитывали духовно. Главным средством совершенствования человека они считали целенаправленное воспитание юношества. Поэтому педагогические идеи играли важную роль в теоретических исканиях представителей гуманизма:

1) Петрарка (1304-1374) так писал о необходимости связи знания и нравственности: «Для многих знания — орудие безумия, почти для всех — высокомерия, если - что бывает редко — не упадут они в добрую и хорошо воспитанную душу». Таким образом, провозглашается единство образования и воспитания, приоритет воспитательных задач. Эта идея стала ведущей в гуманистической педагогике и не утратила своего значения до настоящего времени.

2) Современны мысли Маффео Веджо (1407-1458) о требованиях, которые следует предъявлять учителям: «Чем лучше будут их образованность и нравы, тем более прочные ростки добродетели и учености они оставят своим преподаванием в детях».

3) Гуманисты размышляли о соотношении природы и образования: что заложено в человеке природой, какова роль способностей с одной стороны и обучения и воспитания — с другой. Эразм Роттердамский (1466-1536), один из самых авторитетных гуманистов Возрождения, так отвечал на этот вопрос: «Право, ошибаются те, кто думают, что природа не дала человеку никаких признаков, с помощью которых можно определить природные свойства». В то же время он считал, что едва ли найдется «дисциплина, к которой человеческий ум от рождения не способен, если мы не наставим его предписаниями и упражнениями».

4) Гуманистическое воспитание — это гармоническое развитие личности, гармония души и тела, причем детей надо учить добродетели и благочестию не путем нотаций и бесед, а поощряя или осуждая в их поведении проявления тех или иных качеств. Физическое воспитание понималось широко, как здоровый образ жизни: физические упражнения, правильное питание и сон. Также поощрялось трудолюбие и считалось вредным бездействие и одиночество. Леон Батиста Альберти (1414-1472) в диалогах «О семье» замечает: «Не стоит сейчас говорить, сколь полезно и необходимо упражняться в любом возрасте, и прежде всего юношам... Полезно приучать детей к труду — как для того, чтобы были они крепче, так еще и для того, чтобы не оставлять их в бездействии и неподвижности».

5) С точки зрения содержания гуманистическая система образования эпохи Возрождения ориентировалась в первую очередь на дисциплины гуманитарного цикла, оказывающие воздействие не только на ум, но и на чувства учеников. Образование носило классический характер, в основе его лежали древние языки и античная литература. В то же время признавалась необходимость энциклопедического знания.

6) Учет возрастных особенностей обучающихся описан у Эразма Роттердамского: «Как небольшим количеством пищи, и притом даваемой постепенно, питаются нежные тельца детей, так равным образом умы их питаются соответствующими им знаниями, но даваемыми постепенно и словно в игре; мало-помалу дети привыкают к большему и при этом не чувствуют утомления, так как маленькие прибавления скрывают ощущение тяжести».

Гуманизация обучения на примере адаптивной школы в условиях модернизации образования

Рассмотрим с позиций гуманизации обучения использование педагогических и информационных технологий в конкретных условиях адаптивной школы в период модернизации образования. Данный выбор обусловлен тем, что экспериментальная работа осуществлялась на базе Центра образования № 109 г. Москвы, в котором на практике реализована адаптивная модель школы.

Педагогическая философия адаптивной школы

Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи [48, с. 6].

Методологические принципы построения модели адаптивной школы разработаны в монографии и диссертации Е. Ямбурга [121, 123]. К ним отнесены:

историко-культурная обусловленность;

системно-структурная целостность;

полидисциплинарность;

сосуществование различных педагогических парадигм, систем и технологий;

поэтапная гармонизация парадигм образования;

широкий оптимизационный подход.

Методологической основой отбора педагогических парадигм, систем и технологий является теория оптимизации обучения Ю.К. Бабанского, распространяемая в данном контексте не только на отбор методов и приемов обучения, но и на дидактические системы в целом [4]. Напомним шесть критериев выбора оптимального сочетания методов обучения. Это соответствие методов: принципам обучения; целям и задачам; содержанию данной темы; учебным возможностям школьников; условиям и времени; возможностям самих учителей. Решения о выборе методов могут быть: стереотипные; проб и ошибок; оптимизированные.

Базовые черты адаптивной модели школы:

наличие неоднородного состава учащихся;

ориентация на способности, склонности, жизненные планы каждого учащегося;

гибкость, открытость, своевременное реагирование на изменение социокультурной и психолого-педагогической ситуации;

создание условий для реализации вариативного образования;

обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

дифференциация и многопрофильность обучения;

наличие диагностических, организационных и методических процедур для осуществления дифференциации;

здоровье как интегральный показатель эффективности модели;

оптимальная комбинация учебно-образовательных модулей.

В условиях модернизации образования стратегией развития адаптивной школы является поэтапная гармонизация образовательных парадигм.

Парадигма педагогическая (от греческого paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов) [48, с. 104].

Можно выделить четыре педагогические парадигмы, вокруг которых ведется дискуссия о путях реформирования российского образования в период его модернизации. При этом во внимание принимаются две грани понятия «парадигма»: она рассматривается как ведущая концептуальная идея, система принципов, определяющая направление и характер изменений, и как теория, выражающая существенные черты действительности [119, с. 6].

Когнитивно-информационная парадигма: исходит из устойчивых представлений о необходимости передачи ребенку максимального количества из всех накопленных человечеством знаний, умений и навыков.

Личностная парадигма: центр тяжести переносится с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребёнка.

Культурологическая парадигма: свою главную задачу видит в передаче ценностей культуры следующим поколениям.

Компетентностная парадигма: настаивает на том, что основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Организация экспериментального обучения

Цель экспериментальной работы состояла в проверке эффективности разработанной педагогической технологии и содержания обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов адаптивной школы.

В задачи экспериментального исследования входило:

1. Определить экспериментальные и контрольные группы учащихся.

2. Провести диагностическое исследование на начальном этапе экспериментальной работы.

3. Провести экспериментальное обучение учащихся экспериментальных групп.

4. Провести анализ результатов экспериментального исследования путем сравнения уровней овладения знаниями и умениями учащимися:

экспериментальных и контрольных групп в начале и в конце экспериментального обучения;

экспериментальной группы в динамике в процессе экспериментального обучения;

экспериментальных групп по видам деятельности в динамике в процессе экспериментального обучения.

Эксперимент проводился с 1992 по 2004 год в 6-11 классах Центра образования № 109 г. Москвы. В данном образовательном учреждении практически реализована модель адаптивной школы, что позволило провести сравнительный анализ уровней овладения учащимися знаниями и умениями по параллелям в классах дифференцированного и многопрофильного обучения, одним из которых был художественно-графический класс.

Разработанная педагогическая технология проходила апробацию в процессе обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов. Поэтому в экспериментальную группу вошли учащиеся 6-11 художественно-графических классов, а в качестве контрольной группы нами были выбраны учащиеся общеобразовательных, гуманитарных, лингвистических и медицинских классов.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап (1992-1998 гг.) — поисково-эмпирический, на котором выявлялись особенности обучения информатике и компьютерной графике учащихся адаптивной школы. Осуществлялось наблюдение за ходом и результатами учебного процесса в классах дифференцированного и многопрофильного обучения.

Второй этап (1998-2000 гг.) — теоретический, на котором анализировалась психолого-педагогическая, научно-методическая и специальная литература, проводилось изучение существующих учебных программ и опыта преподавания компьютерной графики в школах, формулировалась гипотеза исследования. Разрабатывались компоненты гуманистической технологии обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов.

Третий этап (2001-2004 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором осуществлялась проверка гипотезы исследования, разрабатывалась и уточнялась технология обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов, разрабатывалась и внедрялась авторская программа обучения информационным технологиям учащихся художественно-графических классов. Проводилась систематизация и обобщение результатов экспериментального обучения, оценивалась роль компьютерной графики в школьном информационном пространстве.

На основе методологического принципа гуманизации и гуманистической технологии нами была разработана авторская программа обучения информационным технологиям учащихся 6-11 художественно-графических классов адаптивной школы [90]. Содержание обучения ориентировано на максимальную связь со школьными дисциплинами «Черчение», «Основы живописи, рисунка и композиции», «Мировая художественная культура», «Дизайн» и учитывает подходы культурно-исторической педагогики. Формулировка заданий для выполнения индивидуальных и групповых проектов предполагает определенные знания учащихся о композиции, перспективе, форме, цвете. Основные навыки, необходимые для работы с различными видами графических редакторов и программ трехмерного моделирования, учащиеся получают в процессе выполнения конкретных заданий.

Планы-конспекты уроков по выполнению заданий «Орнамент», «Витраж», «Мозаика», «Коллаж» для 6 класса приведены в Приложении 1. Результаты работ учащихся представлены в Приложениях 3-4, 6-10 .

При разработке программы была изучена специальная литература по компьютерной графике и изобразительному искусству [37, 47, 59,100].

Программа может быть использована в различных образовательных учреждениях, в том числе специальных художественных школах, а также в системе дополнительного образования.

Похожие диссертации на Гуманизация обучения компьютерной графике учащихся художественно-графических классов