Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики Чигинцева, Ольга Николаевна

Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики
<
Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чигинцева, Ольга Николаевна. Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Чигинцева Ольга Николаевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/177

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики

1.1. Психолого-педагогическое обоснование формирования композиционных умений у учителей начальных классов 13

1.2. Особенности применения средств компьютерной графики в формировании композиционных умений у учителей начальных классов 36

1.3. Теоретическое обоснование модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики 63

Глава II. Опытно-поисковая работа по формированию композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики

2.1. Диагностика формирования композиционных умений у учителей начальных классов 82

2.2. Проверка модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики 107

2.3. Динамика формирования композиционных умений у учителей начальных классов 132

Заключение 149

Литература 153

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность исследования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования появляется потребность в учителях, способных научить младших школьников воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства, выражать свои чувства и мысли в различных видах художественной деятельности, используя изобразительно-выразительные средства композиции, формировать композиционные умения, обеспечивающие успешное их обучение по предмету «Изобразительное искусство».

Характеризуя состояние изученности проблемы на теоретическом уровне, отметим, что в искусствоведении вопросам изучения композиции посвящены труды М.В. Алпатова, В.Г. Власова, Н.Н. Волкова, СМ. Да-ниэля, А.В. Свешникова. Вопросами зрительного восприятия произведений изобразительного искусства занимались Р. Арнхейм, Н.Н. Волков. Положение об «онтогенетической» природе развития композиционного мышления сформулировано Л.И. Панкратовой. Однако при разработке последовательности обучения учителей начальных классов композиции это положение оказалось не учтенным.

Теоретическую и методологическую значимость приобретения учителями композиционных умений при освоении изобразительного искусства рассматривали Г.М. Логвиненко, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шо-рохов. Результаты диссертационных исследований В.И. Козлова, Я.А. Лу-гиной, Л.И. Панкратовой, Н.Е. Петрова, посвященных проблемам освоения изобразительного искусства учителями начальных классов, а также исследований В.Л. Илющенко, С.А. Никитенкова, И.Н. Тихоненко, посвященных проблемам развития композиционного мышления учителей изобразительного искусства, свидетельствуют о разработанности теоретических вопросов художественной подготовки учителей на основе традиционных средств обучения.

В данном исследовании уделено особое внимание использованию средств компьютерной графики в образовательном процессе. Разработке тео- ретических и методологических аспектов адаптации средств компьютерной графики к современному процессу обучения учителей изобразительного искусства, архитекторов, дизайнеров посвящены исследования О.В. Арефьевой, А.П. Белиц-Гейман, М.М. Головановой, К.А. Гребенникова, Т.Ю. Забавнико-вой, Л.В. Иванниковой, О.А. Край-новой, Е.А. Маликовой, Л.Я. Нодельман, Н.А. Рочеговой, Г.Г. Шапровой. Однако в практике подготовки учителей начальных классов в условиях обучения в вузе отсутствуют методические разработки с применением средств компьютерной графики. Такое положение не соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в соответствии с которыми компьютерные технологии признаны необходимыми для формирования общекультурных компетенций учителей начальных классов.

Выявленная актуальность проблемы, изучение теории и практики художественно-педагогического образования в вузах дает основание к выделению противоречий, рассмотренных на следующих уровнях: социально-педагогическом - между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство» и недостаточным учетом этих требований при подготовке учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства в школе; теоретическом - между необходимостью формирования композиционных умений у учителей начальных классов и недостаточной теоретической разработанностью последовательности формирования этих умений; методическом - между возможностями средств компьютерной графики и отсутствием методических разработок по преподаванию изобразительного искусства в школе средствами компьютерных технологий, их применению в практике подготовки учителей начальных классов в условиях обучения в вузе.

Эти противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки модели формирования композиционных умений учителей начальных классов, в которой основными являются средства компьютерной графики.

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы исследования: «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики».

Объект исследования - профессиональная художественная подготовка учителей начальных классов в процессе освоения методики преподавания изобразительного искусства в школе.

Предмет исследования - модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить в ходе опытно-поисковой работы модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики.

Гипотеза исследования - формирование композиционных умений у учителей начальных классов будет более эффективным, если: определение «композиционных умений» будет научно обосновано теоретическими положениями из области педагогики, психологии и искусствоведения; в структуру композиционных умений будут включены приемы художественно-познавательной и художественно-практической деятельности; будет разработана модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов, включающая средства компьютерной графики, которые способствуют вариативному моделированию композиции; процесс формирования будет происходить поэтапно, при смене следующих опорных баз мыслительных операций: единичных связей, наглядных обобщений, понятий.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую, философскую, искусствоведческую литературу по проблеме исследования с целью научного обоснования определения и структуры композиционных умений.

Изучить возможности компьютерной графики и обосновать выбор средств компьютерной графики, необходимых для формирования композиционных умений у учителей начальных классов.

Обосновать этапы, формы, методы и приемы формирования композиционных умений у учителей начальных классов.

Разработать модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики.

Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: идеи личностно-ориентированной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); идеи личностно-ориентированного подхода о необходимости создания условий для наиболее полного раскрытия личностных качеств каждого человека (А.В. Хуторской, Е.С. Полат, И.С. Якиманская); положения о значении изобразительно-выразительных средств композиции для построения формы и выражения содержания в художественном изображении (В.Г. Власов, Н.Н. Волков); положение об «онтогенетической» природе развития композиционного мышления (Л.И. Панкратова); идеи С.Л. Рубинштейна о развитии мышления в процессе смены опорных баз мыслительных операций; положение о двойственности зрительного восприятия изображаемого образа и предмета реальности в процессе художественной деятельности (Н.Н. Волков), концепция художественного образования младших школьников, основанная на идее необходимости эмоционального переживания и осознания художественно-образного строя искусства (Б.М. Неменский); психолого- педагогические аспекты проблемы компьютеризации образования (В.П. Бес-палько, И.В. Роберт, O.K. Тихомиров); теоретические аспекты адаптации средств компьютерной графики к современному процессу обучения учителей, дизайнеров (М.М. Голованова, К.А. Гребенников, Т.Ю. Забавникова, Л.В. Иванникова, О.А. Крайнова, Е.А. Маликова, Л.Я. Нодельман), теоретическое обоснование принципа междисциплинарных связей в процессе обучения компьютерной графике учителей изобразительного искусства (А.П. Бе-лиц-Гейман).

В процессе исследования использовались следующие научно-педагогические методы: теоретические - анализ, сравнение и обобщение теоретических положений по проблеме; педагогическое моделирование; эмпирические: обобщение передового педагогического опыта, опытно-поисковая работа, диагностирование, наблюдение, анализ результатов практической деятельности, статистическая обработка данных.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленными задачами исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2007-2008) изучалась проблема исследования, осуществлялся анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, определялись актуальность, тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; уточнялось понятие и структура композиционных умений; осуществлялся выбор средств компьютерной графики, разрабатывались электронные учебные пособия.

На втором этапе (2008-2010) проводился исходно-диагностический этап опытно-поисковой работы, по результатам которого разрабатывалась модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов; с целью апробации этой модели осуществлялись формирующий и итого-во-диагностический этапы опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2010-2011) анализировались, обобщались и интерпретировались результаты опытно-поисковой работы по формированию у учителей начальных классов композиционных умений, проводилась система- тизация накопленных материалов, формулировались основные выводы исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается: в разработке, научном обосновании и проверке в ходе опытно-поисковой работы модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики, состоящей из следующих блоков: целевого, включающего личностно-ориентированный подход; процессуального, включающего этапы (эмпирический, наглядно-обобщающий, понятийно-обобщающий), методы (широких ассоциаций, электронной «копилки» художественных образов, свободы в системе ограничений, «виртуального моделирования»), приемы (словесные, наглядные, практические), формы (обучения, контроля и самоконтроля), а также художественные и цифровые инструментальные средства векторной графики; диагностического, включающего уровни (ситуативный, исполнительский, продуктивный) и показатели; результативного, включающего комплекс сформированных умений; в определении последовательности формирования композиционных умений учителей начальных классов и выявлении ведущих методов, приемов и форм на каждом этапе. На эмпирическом этапе, когда отражение действительности происходит на основе единичных связей, ведущими являются методы: «виртуальное моделирование», электронная «копилка» художественных образов, приемы: диалог, комментарий, инструктаж, «раскраска», «парные» работы, форма - компьютерный практикум по композиции. На наглядно-обобщающем этапе, когда приобретаются и закрепляются наглядные обобщения, ведущими являются методы: широких ассоциаций, свободы в системе ограничения, приемы: анализ, синтез, сравнение, контрольный вопрос, демонстрация, конструирование изображения, «незаконченный рисунок», формы: лекция-визуализация и компьютерный практикум по композиции. На понятийно-обобщающем этапе, когда происходит овладение понятиями, ведущими являются приемы: анализ, синтез, сравнение, демонстрация, выстав- ка работ, метод «виртуальное моделирование», формы: деловая игра, тесты, электронное портфолио, компьютерный практикум по композиции; - в выявлении художественных средств компьютерной графики: ли нии, цвет, формат, схема, центр, ритм, симметрия, контраст, пропорции, пер спектива, светотень, а также цифровых инструментальных средств векторной графики: «Инструменты рисования», «Прямоугольник», «Эллипс», «Поли гон», «Форма», «Заливка цветом», «Операции над объектами», «Выравнива ние» «Упорядочивание», «Эффекты», необходимых для формирования ком позиционных умений у учителей начальных классов.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении рабочего определения «композиционные умения» - это сознательное владение приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных средствах; в выявлении структуры композиционных умений, включающей следующие компоненты: образно-логический (приемы художественно-познавательной деятельности на основе операций анализа), образный (приемы художественно-познавательной деятельности на основе восприятия наглядных образов), а также образно-действенный (приемы художественно-практической деятельности на основе зрительно-двигательной системы «глаз-мозг-рука»); в теоретическом обосновании последовательной смены опорных баз мыслительных операций от единичных связей и признаков внешнего сходства между изображаемыми образами и предметами реальности, к наглядным обобщениям, а затем к понятиям, основанным на культурно-историческом опыте создания художественного произведения.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке учебно-методического обеспечения курса «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов», включающего программу, электронное учебное пособие для учителей начальных классов, элек- тронное учебное пособие для учителей и младших школьников, тестовые задания, компьютерные презентации.

На защиту выносятся следующие положения:

Композиционные умения являются сознательным владением приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных средствах и имеют структуру, которая включает следующие компоненты: образно-логический (приемы художественно-познавательной деятельности на основе анализа), образный (приемы художественно-познавательной деятельности на основе восприятия наглядных образов), образно-действенный (приемы художественно-практической деятельности на основе зрительно-двигательной системы «глаз-мозг-рука»).

Процесс формирования композиционных умений учителей начальных классов соответствует смене опорных баз мыслительных операций и осуществляется в ходе реализации следующих этапов: 1) эм-пирического, на котором отражение действительности происходит на основе единичных связей и признаков внешнего сходства между изображаемыми образами и предметами реальности; 2) наглядно-обобщающего, на котором приобретаются и закрепляются наглядные обобщения; 3) понятийно-обобщающего, на котором происходит овладение понятиями, основанными на культурно-историческом опыте создания художественного произведения.

Модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики состоит из следующих блоков: целевого, включающего показатели; результативного, включающего комплекс сформированных умений.

Научная достоверность положений и полученных результатов исследования обеспечена: применением теоретических и эмпирических методов; опорой на фундаментальные положения психологии, педагогики, искусствоведения; качественным и количественным анализом полученных результатов исследования, включением опытно-поисковой работы в реальный учебный процесс.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе преподавательской деятельности автора исследования в Уральском государственном педагогическом университете (2007-2010 г.г.). Выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались: на заседаниях кафедры эстетического воспитания и кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета; на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2007-2011; Шадринск, 2007, 2009; Барнаул, 2008; Новосибирск, 2009; Нижний Тагил, 2010; Москва, 2011). Основные положения нашли отражение в публикациях статей в журналах «Начальная школа», «Начальная школа плюс До и После» (2010 г.); «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» (2011 г.). Электронное учебное пособие для учителей и младших школьников имеет свидетельство о регистрации № 16065. Результаты диссертационного исследования внедряются в учебно-методический процесс Института психологии и педагогики детства Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (г. Н. Тагил), в Ревдинском государственном педагогическом колледже (г. Ревда) в процессе подготовки учителей начальных классов; в МОУ ДОД «Станция юных техников» (г. Новоуральск) в процессе подготовки педагогов дополнительного образования. Результаты исследования апробиро- вались в проектной деятельности Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института (г. Москва).

Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 192 источника, и 8 приложений.

Особенности применения средств компьютерной графики в формировании композиционных умений у учителей начальных классов

Психолого-педагогические аспекты проблемы компьютеризации образования рассмотрены В.П. Беспалько [20], Б.С. Гершунским [41], Е.И. Машбиц [98], И.В. Роберт [138], O.K. Тихомировым [166]. O.K. Тихомиров принимает в качестве теоретической основы психологии компьютеризации культурно-историческую теорию развития психики Л.С. Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева, обосновывает концепцию преобразования опосредованной применением компьютеров деятельности, рассматривает компьютерные технологии как универсальные средства обработки данных и воздействия на психику человека [166]. И.В. Роберт считает необходимым в профессиональном образовании формирование умений осуществлять учебную деятельность по самостоятельному извлечению знаний, что может быть реализовано на базе средств компьютерных технологий [138, С. 15]. Идеи развивающих технологий в условиях профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования рассмотрены В.П. Беспалько [20].

В профессиональном образовании возможность использования информационных технологий рассматривается при соблюдении следующих условий: гуманизации общего профессионального образования и воспитания; пересмотре содержания учебных дисциплин профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники в их предметной области (М.Ю. Бухаркина, B.C. Гершунский, К.А. Гребенников, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат).

На современном этапе компьютеризации мыслительная деятельность человека сравнивается с принципами работы компьютера. На сходство двух процессов - моделирования средствами компьютерной графики и мышления указывают Е.В. Барчугова, Н.А. Рочегова: «Компьютерное моделирование позволяет осуществлять динамичный диалог сознания с материализованной моделью. Цифровое моделирование успевает за сознанием быстрее, чем традиционное... Оно похоже на него, поэтому его стали называть виртуальным» [141, С. 44].

В искусствоведении «компьютерная графика» определяется как «особый вид изобразительного искусства» и как «область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений» на компьютере [172, С. 8]. В художественном образовании «компьютерная графика» или «художественно-компьютерная графика» «представляет собой деятельность, объединяющую в процессе своего осуществления достижения различных областей информационных технологий, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, художественной и технической графики, направленную на создание эстетически и художественно качественной продукции» [108, С. 55].

Средства компьютерной графики рассматриваются как «цифровые инструментальные средства», «художественные инструменты», имеющие свои особенности в «логике применения» - в трактовке Л.Н. Турлюн [172, С. 6, 16], как средства обучения (тренажеры и другие) и средства профессиональной деятельности - «программно-аппаратные технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники и систем транслирования информации в графических форматах» - в трактовке Т.Ю. Забавниковой [58, С. 67-68].

Разработки теоретических и методологических аспектов адаптации средств компьютерной графики к современному процессу обучения учителей выполнены А.П. Белиц-Гейман, Т.Ю. Забавниковой, Л.Я. Нодельман. Значимость принципов научности и междисциплинарных связей в процессе обучения учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики обосновывает А.П. Белиц-Гейман. В соответствии с принципом научности применение средств компьютерной графики формируют концептуальное видение мира, способствуют созданию адекватного реалистического образа. В соответствии с принципом междисциплинарных связей, знания по дисциплинам специальной художественной подготовки интегрируются в цикл знаний из области компьютерной графики [19, Введение].

Нами проведен обзор диссертационных исследований, авторами которых являются: О.В. Арефьева [11], А.П. Белиц-Гейман [19], М.М. Голованова [43], К.А. Гребенников [46], Т.Ю. Забавникова [58], Л.В. Иванникова [69], О.А. Крайнова [80], Е.М. Крысинская [84], Е.А. Маликова [94], Л.Я. Нодельман [108], Г.Г. Шапрова [184], а также рассмотрено учебно-методическое пособие Е.В. Барчуговой, Н.А. Рочеговой [141]. Авторы разработали следую 39

щие методики с использованием средств компьютерной графики: профессиональной подготовки будущих дизайнеров (О.В. Арефьева, К.А. Гребенников, Е.А. Маликова), развития профессиональных качеств будущих учителей изобразительного искусства (М.М. Голованова), обучения графической композиции будущих учителей изобразительного искусства (А.П. Белиц-Гейман), профессиональной подготовки будущих учителей информатики (О.А. Крайнова), формирования эстетических качеств студентов (Т.Ю. За-бавникова), повышения эстетической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства (Е.М. Крысинская). Н.А. Рочеговой, Е.В. Барчу-говой разработан метод «виртуального» моделирования, применяющийся при обучении композиции будущих архитекторов.

По результатам обзора можно сделать вывод о том, что авторы решают проблемы обучения учителей изобразительного искусства, архитекторов, дизайнеров и специалистов других профилей средствами компьютерной графики, связанные с профессиональной подготовкой, эстетическим воспитанием или с развитием творческой активности студентов. Однако проблема подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства с привлечением средств компьютерной графики остается не освещенной.

Теоретическое обоснование модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики

Психолого-педагогические аспекты проблемы компьютеризации образования рассмотрены В.П. Беспалько [20], Б.С. Гершунским [41], Е.И. Машбиц [98], И.В. Роберт [138], O.K. Тихомировым [166]. O.K. Тихомиров принимает в качестве теоретической основы психологии компьютеризации культурно-историческую теорию развития психики Л.С. Выготского и теорию деятельности А.Н. Леонтьева, обосновывает концепцию преобразования опосредованной применением компьютеров деятельности, рассматривает компьютерные технологии как универсальные средства обработки данных и воздействия на психику человека [166]. И.В. Роберт считает необходимым в профессиональном образовании формирование умений осуществлять учебную деятельность по самостоятельному извлечению знаний, что может быть реализовано на базе средств компьютерных технологий [138, С. 15]. Идеи развивающих технологий в условиях профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования рассмотрены В.П. Беспалько [20].

В профессиональном образовании возможность использования информационных технологий рассматривается при соблюдении следующих условий: гуманизации общего профессионального образования и воспитания; пересмотре содержания учебных дисциплин профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники в их предметной области (М.Ю. Бухаркина, B.C. Гершунский, К.А. Гребенников, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат).

На современном этапе компьютеризации мыслительная деятельность человека сравнивается с принципами работы компьютера. На сходство двух процессов - моделирования средствами компьютерной графики и мышления указывают Е.В. Барчугова, Н.А. Рочегова: «Компьютерное моделирование позволяет осуществлять динамичный диалог сознания с материализованной моделью. Цифровое моделирование успевает за сознанием быстрее, чем традиционное... Оно похоже на него, поэтому его стали называть виртуальным» [141, С. 44].

В искусствоведении «компьютерная графика» определяется как «особый вид изобразительного искусства» и как «область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений» на компьютере [172, С. 8]. В художественном образовании «компьютерная графика» или «художественно-компьютерная графика» «представляет собой деятельность, объединяющую в процессе своего осуществления достижения различных областей информационных технологий, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, художественной и технической графики, направленную на создание эстетически и художественно качественной продукции» [108, С. 55].

Средства компьютерной графики рассматриваются как «цифровые инструментальные средства», «художественные инструменты», имеющие свои особенности в «логике применения» - в трактовке Л.Н. Турлюн [172, С. 6, 16], как средства обучения (тренажеры и другие) и средства профессиональной деятельности - «программно-аппаратные технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники и систем транслирования информации в графических форматах» - в трактовке Т.Ю. Забавниковой [58, С. 67-68].

Разработки теоретических и методологических аспектов адаптации средств компьютерной графики к современному процессу обучения учителей выполнены А.П. Белиц-Гейман, Т.Ю. Забавниковой, Л.Я. Нодельман. Значимость принципов научности и междисциплинарных связей в процессе обучения учителей изобразительного искусства средствами компьютерной графики обосновывает А.П. Белиц-Гейман. В соответствии с принципом научности применение средств компьютерной графики формируют концептуальное видение мира, способствуют созданию адекватного реалистического образа. В соответствии с принципом междисциплинарных связей, знания по дисциплинам специальной художественной подготовки интегрируются в цикл знаний из области компьютерной графики [19, Введение].

Нами проведен обзор диссертационных исследований, авторами которых являются: О.В. Арефьева [11], А.П. Белиц-Гейман [19], М.М. Голованова [43], К.А. Гребенников [46], Т.Ю. Забавникова [58], Л.В. Иванникова [69], О.А. Крайнова [80], Е.М. Крысинская [84], Е.А. Маликова [94], Л.Я. Нодельман [108], Г.Г. Шапрова [184], а также рассмотрено учебно-методическое пособие Е.В. Барчуговой, Н.А. Рочеговой [141]. Авторы разработали следующие методики с использованием средств компьютерной графики: профессиональной подготовки будущих дизайнеров (О.В. Арефьева, К.А. Гребенников, Е.А. Маликова), развития профессиональных качеств будущих учителей изобразительного искусства (М.М. Голованова), обучения графической композиции будущих учителей изобразительного искусства (А.П. Белиц-Гейман), профессиональной подготовки будущих учителей информатики (О.А. Крайнова), формирования эстетических качеств студентов (Т.Ю. За-бавникова), повышения эстетической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства (Е.М. Крысинская). Н.А. Рочеговой, Е.В. Барчу-говой разработан метод «виртуального» моделирования, применяющийся при обучении композиции будущих архитекторов.

По результатам обзора можно сделать вывод о том, что авторы решают проблемы обучения учителей изобразительного искусства, архитекторов, дизайнеров и специалистов других профилей средствами компьютерной графики, связанные с профессиональной подготовкой, эстетическим воспитанием или с развитием творческой активности студентов. Однако проблема подготовки учителей начальных классов к преподаванию изобразительного искусства с привлечением средств компьютерной графики остается не освещенной.

Проверка модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики

На формирующем этапе опытно-поисковой работы принимали участие 4 опытно-поисковые группы (общей численностью 97 человек), участники исходно-диагностического этапа. Студенты осваивали курс «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов».

Задачи формирующего этапа: 1. Проверить эффективность модели формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики. 2. Провести апробацию учебной программы «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов», электронного учебного пособия для учителей начальных классов, компьютерных презентаций в реальном образовательном процессе. 3. Сформировать композиционные умения у студентов опытно-поисковых групп средствами компьютерной графики. 4. Организовать текущий контроль уровней сформированности композиционных умений у студентов. Модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики была реализована в процессе интеграции курса «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов» средствами компьютерной графики и базовой дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» [102] по следующим разделам: «Изобразительная грамота и творчество» и «Педагогическое проектирование учебных ситуаций на занятиях, направленных на эстетическое развитие младшего школьника».

Перед началом апробации учебной программы было проведено вводное занятие по ознакомлению студентов с особенностями векторной графики и цифровыми инструментальными средствами, способствующими моделированию линий и цвета. В качестве информационного обеспечения курса был выбран графический редактор векторной графики CorelDRAW 12.

Студенты осваивали способы выполнения действий по созданию и корректированию линий, различающихся по расположению опорных точек, по характеру их соединения - по прямой, по кривой; по атрибутам линии: цвету; толщине; стилю; оформлению начальной и конечной точек в виде стрелок и т.д. Прием инструктажа помог студентам ознакомиться с возможностями всех инструментов в группе «Инструменты рисования». Однако в дальнейшем использовались не все инструменты, а только «Художественные медиа» (для выполнения схематичных изображений и отдельных декоративных эффектов), «Трехточечная кривая» и «Полилиния» (для выполнения схематичных, декоративных, реалистичных изображений). Затем студентами были освоены способы выполнения действий по созданию геометрических фигур с помощью групп инструментов «Прямоугольник», «Эллипс», «Полигон» и показаны возможности корректировки формы линий и формы геометрической фигуры инструментом «Фигура».

Затем студенты ознакомились с широким спектром цифровых инструментальных средств CorelDRAW, предоставляющих возможность выбрать и откорректировать цвет по трем свойствам: цветовому тону, насыщенности, светлоте. Студенты осваивали способы выполнения действий по выбору цвета заливки и обводки объекта из предлагаемых цветов в «палитре», с помощью группы инструментов «Заливка цветом», начиная свое знакомство с инструмента «Заливка однородным цветом», в дальнейшем каждый выбирал удобный для него инструмент и способ изменения цвета. При выполнении всех действий студенты использовали инструкцию «Характеристики основных функций инструментов и команд графического редактора CorelDRAW».

Таким образом, на вводном занятии студенты подготовились к изучению курса «Формирование композиционных умений у учителей начальных классов», получив первичные знания о цифровых инструментальных средствах векторной графики.

Рассмотрим, как при изучении первого раздела курса «Практическое освоение композиционных умений» началась реализация модели. Формирование композиционных умений осуществлялось с опорой на единичные связи, признаки внешнего сходства между изображаемыми образами и предметами реальности. Ведущими являлись: метод «виртуального моделирования», практические приемы («раскраска», «парные» работы), способствовавшие формированию образно-действенного компонента.

На компьютерном практикуме по композиции студенты создавали композиции на основе признаков внешнего сходства, выполняли схематичные и декоративные изображения в компьютерной графике. Полученные знания и освоенные умения применялись при выполнении домашнего задания с использованием традиционных изобразительных техник.

Студенты выполняли художественно-практическую деятельность, создавали композиции в линиях и цвете в первую очередь по признакам внешнего сходства с предметами реальности.

Основное внимание студентов было обращено на возможность моделирования линий и цвета цифровыми инструментальными средствами CorelDRAW. На первом занятии «Линии» студенты ознакомились с последовательностью действий по моделированию линий (в соответствии с замыслом наметить направление, обозначить две точки на плоскости, соединить общей линией, добиться четкости, характерности), обращали внимание на изменение свойств линий (кривизны, толщины, направления, цвета) в процессе корректировки параметров инструментов, затем выполнили упражнение «Осенняя ветка» из электронного учебного пособия для студентов. «Инструменты рисования» («Полилиния», «Трехточечная кривая», «Художественные медиа»), «Прямоугольник», «Эллипс», «Полигон», «Форма», инструмент «Указатель» помогали создавать различные образы «веток»: «колючую», «гибкую», «экзотическую», моделируя разнообразные линии.

Динамика формирования композиционных умений у учителей начальных классов

Рассмотрим, как студенты выполняли отдельные задания третьего блока тестовых заданий. При выполнении задания «Схематичный эскиз», 22 студента опытно-поисковьгх групп нарисовали эскиз платка без обобщения; 52 студента нарисовали схематичный эскиз, не соответствовавший конкретным декоративным узорам на фотографии платка, 20 человек нарисовали схематичный эскиз, соответствовавший конкретным декоративным узорам. При выполнении тестового задания все студенты показали владение цифровыми инструментальными средствами векторной графики: «Прямоугольник», «Эллипс», «Полигон», «Инструменты рисования» («Художественные медиа»), «Заливка цветом», «Операции над объектами».

При выполнении задания «Добрый и злой волшебники», некоторые студенты опытно-поисковых групп (20 человек) нарисовали доброго и злого волшебников, практически неразличимых по цвету и по форме. 49 студентов смогли нарисовать персонажей и дать им ясную оценочную характеристику, но без детальной разработки. Наиболее предпочтительными оказались разнообразные нежные оттенки цветов -для доброго волшебника и резкие контрастные сочетания цветов - для злого волшебника. 28 студентов нарисовали персонажей, которые различались не только цветовым образом в целом, но и деталями изображения (атрибутами, формой головного убора, узором на одежде, передачей мимики).

При выполнении задания «Подбор цветового пятна: контрастного, нюансного, тождественного», некоторые студенты опытно-поисковых групп (25 человек) не соблюдали заданные соотношения при подборе цветовых пятен. 52 студента соблюдали заданные соотношения при подборе цветовых пятен, но не точно. Определенная часть студентов (20 человек) точно соблюдали заданные соотношения при подборе цветовых пятен.

При выполнении тестовых заданий все студенты показали владение цифровыми инструментальными средствами векторной графики: «Инструменты рисования», «Заливка цветом», «Операции над объектами».

При выполнении задания «Перспектива архитектурного объекта» 24 студента опытно-поисковых групп нарисовали архитектурный объект без передачи признаков пространства. 49 студентов смогли нарисовать архитектурный объект передачей пространственных отношений, но расположение линии горизонта и (или) источника освещения не учитывалось. Наиболее предпочтительной оказалась перспектива с верхней точки зрения. Значительная часть студентов (24 человека) нарисовали архитектурный объект с передачей пространственных отношений, с учетом заданного источника освещения и линии горизонта.

При выполнении тестового задания все студенты показали владение цифровыми инструментальными средствами векторной графики: «Заливка цветом», «Операции над объектами», «Выравнивание», «Упорядочивание», «Эффекты».

В ходе анализа результатов выполнения тестовых заданий, наблюдения за практической деятельностью и анализа «электронного» портфолио студентов на разных этапах опытно-поисковой работы была составлена таблица [Приложение 7], в которой показано, как шло освоение изобразительно-выразительных средств студентами на разных этапах опытно-поисковой работы.

Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных на исходно-диагностическом и итоговом этапах, показал положительную динамику сформированности композиционных умений студентов опытно-поисковых групп, как минимум, по одному показателю (за исключением трех студентов, сохранивших уровень сформированности всех компонентов композиционных умений на протяжении всего курса обучения и четырех студентов, понизивших уровни сформированности).

Рассмотрим изменения, которые обнаружились в уровнях сформированности композиционных умений у студентов одной из опытно-поисковых групп. На итоговом этапе в этой опытно-поисковой группе на продуктивный уровень вышли 7 студентов, на исполнительский - 10 студентов, на ситуативном остались 5 студентов. С исполнительского уровня на продуктивный уровень перешли 4 студента, с ситуативного на исполнительский уровень перешли 5 студентов, с ситуативного на продуктивный уровень перешел 1 студент. Значительные позитивные изменения, выявленные по результатам выполнения тестовых заданий, занесены в таблицу № 15.

Продуктивный уровень сформированности композиционных умений показала Светлана А. Студентка описала картину И.И. Машкова «Натюрморт с бегониями», правильно расставив акценты, определив главный центр и общую статичность композиции следующим образом: «Два темных овала, в которые вписываются листья бегонии, направляют наш взор сверху вниз. Здесь наше внимание привлекают фрукты, расположенные двумя живописными группами. Ахроматический строй темных листьев и светлых драпировок создает контраст с солнечным теплом ярких, сочных, ароматных фруктов. Желтые, красные, оранжевые цвета, оттеняющие серую поверхность скатерти, помогают создать праздничное настроение щедрого лета. В центре цветочный горшок и листья бегонии образуют треугольник, обращенный вершиной вниз. Свежие, рассыпанные по столу фрукты образуют один треугольник, лежащие в тарелке фрукты собраны в другой треугольник, они уравновешивают правый и левый края картины, а также поддерживают центральный треугольник. Весь натюрморт похож на экзотическое дерево с плодами».

Похожие диссертации на Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики