Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОНЕННЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРЬШРОБАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ 26-69
1-І. Педагогические вопросы формирования у подростков способности художественного изображения действительности на занятиях изобразительным искусством 26-4-6
1.2. Освещение в методической литературе задач и методов йорыирования художественного изображения действительности в работе с цвегок 47-58
1.3. Вопросы обучения цвету и передаче цветового .состояния мотива учащимися 4-6 .классов в работе по современным программа:- для средней школы и в педагогической практике 58-67
Выводы к первой главе 67-69
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ ДЕЙСТВЙТЕЛЬНОСхй У ШКОЛЬНИКОВ 4-6 КЛАССОВ В РАБОТЕ 70-109
2.1. Условия формирования художественного изображения действительности у школьников 4-6 классов в работе над пейзажи 70-87
2.2. Возможности совершенствования художественного воспитания на занятиях изобразительным искусством посредством йорыирования способности художественного изображения учащимися действительности 88-109
Выводы по второй главе 109
ЗАКЛЮЧЕЕТЕ II0-II4
- Педагогические вопросы формирования у подростков способности художественного изображения действительности на занятиях изобразительным искусством
- Условия формирования художественного изображения действительности у школьников 4-6 классов в работе над пейзажи
- Возможности совершенствования художественного воспитания на занятиях изобразительным искусством посредством йорыирования способности художественного изображения учащимися действительности
Введение к работе
Материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС С 9, 10 ], постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" (1977), постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы (1979), июньского (1983) и апрельского (1984) Пленумов ЦК КПСС указывают на необходимость усилить внимание к эстетическому и художественному воспитанию подрастающего поколения.
Постановления апрельского (1984) Пленума ЦК КПСС и сессии Верховного Совета СССР "Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы" указывают, что необходимо "последовательно осуществлять ленинские принципы единой трудовой, политехнической школы /.../, обеспечить воспитание активных строителей коммунизма с высокими идейными и морально-политическими качествами, культурой труда и поведения" (Правда, 1984, 29 апреля, с. I). Нукно, говорится в Постановлении, развивать у детей чувство прекрасного, формировать здоровые вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики.
В нашей стране с первых лет советской власти уделяется большое внимание художественному и эстетическому воспитанию колодеки, детей. Свидетельство тому - систематическое обучение изобразительному искусству в общеобразовательной средней школе, студии изобра зитєльного искусства, конкурсы, выставки детского творчества.
Б 70-е годы лабораторией изобразительного искусства научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР (1972-1980) совместно с Союзом художников СССР (секретарь Правления Союза художников СССР Йеменский Б.М.) проводился многолетний Всесоюзный эксперимент по определению содержания занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе.
Сейчас одной из задач преподавания изобразительного искусства в школе является эстетическое освоение действительности. На уроках изобразительного искусства необходимо учить детей понимать прекрасное в окружающей нас среде, в природе, учить наслаждению красивым, умению создавать красоту.
О новом отношении к искусству в общеобразовательной школе заявляют сейчас Д.Б.Кабалевский - в музыке, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов - в изобразительной искусстве.
Новое отношение проявляется преаде всего в том, что раньше были уроки рисования, сейчас - уроки изобразительного искусства, и цель этих уроков -систематическое.обучение восприятию и посильному созданию художественного образа. Новая типовая программа в І98І г. одобрена Президиумом Академии педагогических наук СССР и коллегией Министерства просвещения СССР и введена в ряде союзных республик. Большое внимание в типовой программе уделяется восприятию произведений изобразительного искусства, восприятию объектов природы, окружающей нас действительности, художественной характеристике действительности.
Наиболее многосторонним по своим возможностям объектом изображения, посредством которого формируются чувства детей и совершен ствуются навыки художественного творчества, является живая природа и ее различные цвето-воздушные состояния.
В наше время ряд научных коллективов в различных городах страны занимается исследованием возможностей влияния природы на эстетическое воспитание учащихся. Разрабатываются темы: "Воспитание эстетического отношения к природе у подростков" (Благовещенский институт), "Особенности эстетического воспитания личности под воздействием общественной жизни, природы и различных видов искусства" (Свердловский пединститут), "Красота природы" (ЮПИ им. Н.К.Крупской), "Эстетическое воспитание учащихся средствами природы" (Черниговский пединститут) и др. В НИИ художественного воспитания АПН СССР готовится пособие для учителя "Вопросы охраны природы и эстетическое воспитание". В апреле 1974 г. в Москве под руководством академика И.Д.Зверева был проведен научный семинар по проблеме "Охрана природы и искусство". Некоторые из этих вопросов рассматривались участниками Всероссийской конференции "Методические проблемы эстетического воспитания" (1978).
Радость окружающего нас красочного мира дарят нам художники, которые живописными средствами отражают богатство окружающей нас природы. Доминирующим средством живописи, с помощью которого осуществляется художественная характеристика натуры, как показывает многовековой опыт художников, является цвет и цветовое состояние. Цвет является одним из средств художественной выразительности в живописи, с помощью его создается художественный образ. "Цвет в живописи - одно из основных живописных средств построения изображения и одно из средств художественной выразительности", - считает С.С.Алексеев, автор книг о колорите, цвете, о красках [ 18 ].
Особенно в пейзаже цвет часто играет главенствующую роль; с помощью цвета, цветовой гаммы создается определенный образ приро ды и вызывает у зрителя художественный образ, определенное настроение (задумчивость, грусть, радость ... ).
"Через цвет мы воспринимаем форму, объем, пространство, движение. Наконец, цвет затрагивает эмоциональную сферу наших чувств, активно воздействуя эстетически", - отмечает известный советский художник-колорист С.Чуйков С 178, с. 37 ]. Это свойство цвета использовали художники всех эпох, особенно художники-пейзажисты, которые воспроизводят природу в ее различных состояниях, чтобы передать зрителю то волнение, которое испытал сам автор.
Пейзаж, естественная природа в ее различных состояниях является носителем художественного и воспитательного потенциала. Это выступало объектом творчества многих поколений художников и сложилось как особый жанр живописи. Образное раскрытие пейзажа в связи с чувством человека и освоением природы представляет широкие возможности для наполнения программы важными элементами содержания и художественно-эмоционального развития учащихся. Состояние природы в различное время года, в разное вреш дня и в различную погоду хорошо воспринимается школьниками и служит основой образного решения их рисунков. Наиболее характерными средствами живописи для передачи отношения художника к действительности является освещенность, колористическое состояние. Эти средства выразительности в живописи служат основой решения многих художественных замыслов и доступны освоению детьми в процессе художественного творчества на занятиях в классе и во внеклассной работе. В исследовании этих вопросов мы опирались на художественное наследие пейзажистов.
Хорошо зная возможности эмоционального влияния цвета на человека, художники создавали картины с большой эмоциональной нагрузкой (русские - Ф.А.Васильев, И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.М.Куинд жи, В.А.Серов; советские - С.В.Герасимов, И.Э.Грабарь, Б.В.Йога не он, К.А.Коровин, Г.Г.Нисский, А.А.Рылов, М.С.Сарьян, С.А.Чуйков; зарубежные - К.Коро, Н.Пуссен, О.Ренуар и др.).
Возможности цвета для передачи художественного образа природы хорошо раскрывают в своей педагогической деятельности художники-педагоги Н.Д.Крымов С 96 ], А.И.Куиндни. С 121 ].
Расцвет пейзажной живописи в России приходится на конец 60-х - начало 70-х годов XIX века, Это было частью общего процесса развития демократического реализма в русском искусстве и связано с мощным подъемом революционно-демократического двинения. Существующее "господство рисунка, тенденции к монохромности в колорите ради разработки обобщающей светотени"; "светотень, поглощавшая красочность, характерна для большинства передвижников 70-х годов, исключая Репина, - говорит А.Федоров-Давыдов, ученый, блестящий художественный критик [ 167, с. 230 ]. Зрительное единство пейзана достигалось светотенью, шнохромностыо. Новые реалистические установки выразились в творчестве И.И.Шишкина: через свои полотна передавал он глубокое эстетическое переживание природы.
А.К.Саврасов и М.К.Клодт вносят поэтические моменты лирического отношения к миру. Саврасов передает определенные эстетические впечатления: тонко, проникновенно передает поэзию свежего утра, предгрозовое небо с темными тучами, мастерски запечатлевает на холсте разнообразное состояние природы, настроение. Простой жизненный мотив Саврасов стремился поднять до большого образного значения.
А.И.Куиндни и Ф.А.Васильев развивают пейзажную живопись "не "на путях светотени, а на путях чувственной полноты цвета. Пестрота несвязных локальных цветов заменяется разработкой так назы ваешх "соседствующих" цветов хроматической гаммы, а объединение достигается общим, лежащим на всей картине цветовым рефлексом. Это был путь, шедший от романтического, чувственного понимания цвета..." С А.Федоров-Давыдов, 167, с. 230 ]. Картины Ф.А.Васильева, его этюды проникнуты живым лирическим переживанием природы, они до сих пор доставляют нам высокое художественное наслаждение.
О творчестве А.И .Куиндни мокно сказать, что он принес волшебство цвета в мир природы на своих полотнах, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.
Б творчестве И.И.Левитава, вершине русской пейзажной кивописи, рождаются пейзажи настроения, раскрываются тончайшие состояния природы и атмосферы, целостность эмоционального образа (1879, I884-). Природа у Левитана одухотворена незримым присутствием человека; ее образ внушается зрительно вместе с гаммой общепринятых ассоциаций и переживаний - тревожных или сентиментально-лирических.
Большой вклад в осознание жизненной важности цвета внесли научные исследования. Проблемой цвета ученые занимались с античных времен. Историю цветоведения раскрывает Г.Цойгнер [ 175 3 от исследований Аристотеля, Ньютона, Гете, Рунге, Гельмгольца, Геринга Ваумана-Празе.
Под влиянием науки и производства изменилось отношение к цвету не только Б живописи, но и в жизни человека. За последние 10--15 лет цвет стал особенно выразителен в декоративно-прикладном искусстве: расширилось производство красочных изделий прикладного искусства, большое внимание уделяется яркости жилых и производственных интерьеров в связи с цветовым голодом в век развитой промышленности в современных городах, цвету в машиностроительной промышленности.
Б современной научной литературе освещены многие вопросы, связанные с ролью цвета Б жизни человека и художественным отношением его к действительности, в частности, к природе. Ученых интересует психофизическое и эстетическое влияние цвета на человека. Это нашло отражение в ряде исследований: цветоразличителъ-ные способности младшего школьника С К.Б.Бардин, 1968; В.И.Ки-реенко, 1957 ] ; развитие восприятия цвета С ВЛІ.Прейер, 1912; Л.А.Венгер я И.Д.Венев, 1967 3; восприятие и воспроизведение цвета в ранней возрасте [ В.П.Браяас, І9ІІ; З.М.Богуславская, 1958; А.Деккедр, 1925; Д.Кату, 1913; Н.В.Модестова, 1961 3; восприятие цвета школьникам Е К.В.Бардин, Е.И.Игнатьев, 1957, 1961; В.И.Киреенко, 1956 ] ; эмоциональное воздействие цвета С М.Денде-ре, 1964; Р.Л.Грегори, 1972 3; практическое значение для младших школьников [ К.В.Бардин, 1963; Е.И.Игнатьев, 1957 3; о любви детей к цвету [ В.П.Бехтерев, І9ІО; Г.В.Лабунская, 1970; Н.П.Саку-лина 3; вопросы ассоциации между цветом и словом .[ К.В.Бардин, 1958; З.М.Истомина» Г957, 1959 ]; отношение воспроизведения цвета и названия цветов Е В.М.Бехтерев, 1910; А.Деккедр, 1925; А.А.Любинская, 1965 3; история развития науки цветоведения [ Г.Цойгнер, І97Ї 3.
В конце XX века - изучению связи ыевду ассоциативными действиям чувств человека и восприятием цвета посвящались исследования таких ученых, как И.П.Павлов, Н.В.Ломоносов, С.И.Вавилов, Р.Арнхеим С 23 3, Д.Неыскис (1972), В.Доскин С 55 3; художественному значению цвета в изобразительном искусстве - исследования С.С.Алексеева С 19 3, С.В.Кравкова С 90, 93 3; Н.П.Крымова Е 96 3, П.П.Ревякина С 13 3, Г.М.Шегаля [ 180 3.
Вопросами преподавания вивописи на художественно-графических факультетах, методикой работы с цветом занимались Б.А.Басманов [ 25 3, Г.В.Беда Е 27, 28 3, Е.Г.Гагарин, А.И.Масленников Е 112 3. художественном изображении объектов действительности и природы, о методике преподавания в средней общеобразовательной школе пишут З.Д.г.йсленникова С ИЗ 3, Э.И.Кубышкин С 97 1 , Н.Н.Ростовцев С 14-5 3.
При изучении литературы по данной проблеме ш обнаружили, что единой стройной системы преподавания живописи в школе пока еще нет, в частности, на занятиях не ставится задача передать состояние дня, погоды, световоздушной среды, написать свет солнца, сырость после дождя, прохладу вечера. Худоиник-педагог A.IJ.Грицай [ 54, с. 18] утверждает, что этот недостаток прослеживается и в начальном, и в среднем звене обучения. Следовательно, детей не учат воспринимать, изображать и наслаждаться состоянием природы, не пробуждают у них художественного отношения к окружающему миру, к родной природе, пейзажу.
Вопросы работы цветом, красками в общеобразовательной школе до 60-х гг. считались второстепенными. Работа красками вводилась лишь после того, как ученик научится рисовать карандашом, и обучение строилось на упражнениях и копировании образцов. От учеников не требовалось осмысленного понимания цвета в живописи.
Современные данные о возможностях работы с детьми над цветовым образом противоречивы. С одной стороны, до подросткового возраста работа с цветом характеризуется как "инактивный компонент деятельности" (по Б.Й.Киреенко). С другой стороны установлено (по исследованиям в частности, венгерских ученых - З.Палффи),. что способность к цветоразличешш активно проявляется с семилетнего возраста. Это дает возможность с 4-го класса формировать способность осознанного художественного изображения природы ЦВЄТ0ГІ.
Для освоения навыков работы цветом существует общепринятая методическая система обучения изобразительному искусству в об щеобразовательной школе. По данной системе дети обучаются некоторым техническим приемам работы красками. Но техника (только техника) - это оторванность от художественного изображения действительности. Нужно совместить освоение техники (тс есть упражнения) с одновременной передачей цветом состояния природы. Преподавание цвета должно решать следующие проблемы:
1. Передача цветового состояния возможна в возрасте 13-14 (12-14) лет, а учить этому можно с первого класса, с семилетнего возраста.
2. Необходимо учить использовать художественное значение цвета, обеспечить изучение средств художественной трактовки (передачи) действительности. Если решаются только задачи по изучению технических навыков, то страдает художественное осмысление действительности.
Главным в содержании учебно-воспитательной работы с цветом является связь с окружающей действительностью. Первой продуктивной ступенью в передаче художественного образа должны быть понятия о цветовом состоянии мотива, наблюдаемого в действительности и создаваемом по памяти.
Работу с цветом необходимо поднять на уровень сознательных, обобщенных представлений. Главное направление разработки этих вопросов - сочетать практическое эмоциональное выражение с обобщенно-смысловой трактовкой действительности.
Обучение изобразительному искусству по ныне действующей программе в средней общеобразовательной школе РСФСР дает установку на накопление знаний и навыков работы с цветом. Анализ работ учащихся 4-6 классов школ г.Магнитогорска показал, что дети не имеют определенного запаса теоретических представлений и практических навыков, необходимых для передачи в рисунке увиденного состояния природы.
Дети пользуются готовым цветовым тоном ив набора акварельных красок; не умеют определить цветовой тон на освещенных плоскостях предмета, полутонах, теневых партиях; не владеют передачей общей цветовой гаммы в рисунках; почти нет оттенков цвета в рисунках. Чаще в работах школьников цвет наборов красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый. Задача обучения изобразительному искусству сводилась и сводится сейчас к познанию методов овладения красками, заучиванию рецептов для изображения того или иного объекта.
По данным анализа рисунков 290 учащихся школ г.Магнитогорска (табл. 6):
- берут чаще всего только готовый цвет из набора красок 242 ученика (83,4$);
- определяют оттенки цвета и воспроизводят их 114 учащихся (39,32);
- передают характерную форму объектов действительности линией 150 учащихся (51,7$);
- изображают окружающую природу - 28 (9,7$);
- отражают состояние природы, погоды, настроение - 51 (17,6$). При анализе 4-55 рисунков в пионерском лагере "Сосновый бор" обнаружено, что дети дане не пытаются передать увиденное в природе состояние. Из 455 просмотренных работ объем цветом передан в 6 рисунках (1,3$), пространство цветом - в 10 (2,6$) (табл. 7), состояние - в 76 работах (16,7$). Данные анализа детских работ, анкетирования позволяют сделать вывод, что общеобразовательная школа должна научить ребят чувствовать, понимать красоту окружающего мира и посильно создавать художественный образ в своей практической (художественной) деятельности, а в связи с этим учить умению видеть и передавать красоту природы. Как показывает опыт, дети младшего и среднего возраста способны передать образную характеристику природы посредством цвета и цветосостояний.
Анализ школьной программы по изобразительному искусству, учеб-шїков, методических рекомендаций, с одной стороны, и наблюдения на уроках, анкетирование, изучение рисунков детей, с другой стороны, показали, что знания, умения и навыки учащихся не соответствуют требованиям программы.
Все это обусловило выбор нашей теш исследования: формирование у подростков способности к художественному изображению природы (в процессе работы с цветом). Этот вопрос не нов, но в практическом плане в отношении школьников среднего возраста не изучен, нет специальных экспериментальных исследований, определяющих количественно-качественные зависимости между составными частями учебного процесса (применительно к работе красками), восприятием объекта природы, воспитательным процессом - с целью формирования художественного отношения к действительности.
Объект исследования - изобразительная деятельность школьников 4-6 классов в работе над объектами природы, пейзанем.
Предметом исследования мы выбрали целенаправленный процесс формирования у школьников 4-6 классов способности художественного изображения природы с помощью цвета.
Цель исследования - совершенствование методов преподавания изобразительного искусства и художественного воспитания школьников посредством художественного изображения объектов природы Е цвете.
Задачи исследования:
I. Проанализировать вопросы преподавания изобразительного ис кусства в современной педагогической теории и практике в свете проблемы исследования.
2. Изучить особенности понимания и передачи в художественной изображении образов природы школьниками среднего возраста.
3. Выявить систему зависимостей между компонентами и этапами формирования у школьников способности передать образ природы.
4. Выявить эффективные методы активизации способности художественного изображения природы учащимися 4-6 классов на занятиях изобразительным искусством.
5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию формирования способности художественной трактовки действительности в рисунках учащихся 4-6 классов при работе цветом.
Гипотеза исследования. Для учащихся младшего и среднего возраста Цвет и Состояние являются более доступными в образной характеристике природы, чем моделировка объе- -на цветом. Способность к передаче цветового состояния природы в рисунке формируется сравнительно рано и долина быть объектом специального воспитательно-педагогического воздействия. Задача педагогического руководства формированием у подростков способности художественного изображения природы заключается в том,чтобы активизировать образное восприятие детьми наблюдаемых объектов с учетом факторов состояния, настроения, среды, которые выражаются прежде всего з цветовой характеристике объектов природы. Факторы цветовой к световоздушкой среды необходимо вывести па уровень активных элементов художественного образа в детском рисунке путем включения этих элементов в содержание изобразительной деятельности школьников.
Вопросы цвета и цветосостояний необходимо вводить еще в начальной школе, и образное познание природы должно предшествовать изучению вопросов цветоведения и светотени. По мере освоения детьми умения передавать цветовое состояние образа,в цветовой образ мокно начинать вводить элементы цветовой перспективы, объема, пространства, а на более поздних этапах обучения - и светотень, при сохранении цельного цветового состояния рисунка.
Мы полагаем, что работа с детьми в указанной направлении имеет специфический характер в частности: в работе с учащишіся общеобразовательной школы образное понимание природы, освоение навыков передачи цветового состояния должно предшествовать изучению вопросов цветоведения и светотени, в то время как по традиционной методике порядок их обратный. Главное направление разработки этих вопросов - сочетать практическое эмоционально-образное выражение с обобщенно-смысловой трактовкой действительности, формирование обобщенных представлений о художественном образе через цвет.
Повышение у детей эффективности процесса художественного изображения действительности возможно, если в содержание уроков включить следующие компоненты:
1) художественное восприятие действительности объектов природы и формирование у детей обобщенных представлений о характере художественного образа;
2) восприятие искусства, формирование представлений о возможностях создания художественного образа средствами изобразительного искусства (на примерах мирового искусства: колорит, гармония оттенков цвета);
В) обогащение эмоционального переживания художественного образа с помощью художественной литературы и музыки, образное наполнение структуры урока;
4) развитие обобщенных представлений о цвете (элементов теории) с привлечением простых сведений из цветоведения; гармони ческое соотношение в обучении изобразительному искусству усвоения элементов теории цвета и света; применения их на практике;
5) привитие технических навыков работы цветом, красками.
Мы полагаем, что методически наиболее целесообразно для работы цветом и художественной трактовки изображаемого являются объекты природы, пейзак, сюкетно-тематическая композиция. Рисование цветом групп предметов, натюрморта и отдельных вещей с целью детальной моделировки цветом объема, светотени, цветовой перспективы следует вводить позже.
Общая методическая позиция исследования базируется на основных положениях марксистско-ленинской теории отражения.
Методами исследования явились: критический анализ литературных источников по различным областям науки (физиологии, психологии, педагогике с методиками преподавания); целенаправленные наблюдения за процессом художественно-образного изображения действительности учениками 4—6 классов; изучение и анализ детских рисунков; беседы и опрос учащихся и учителей изобразительного искусства школ г.Магнитогорска, учителей-участников Всесоюзного эксперимента, ведущим методом - педагогический эксперимент.
Педагогическим экспериментом было охвачено 14 классов. В его ходе проанализировано 1881 детский рисунок, 562 анкеты студентов и абитуриентов художественно-графического факультета Магнитогорского государственного педагогического института, 174 отчета по педагогической практике, 170 описаний уроков (конспектов уроков) учителей изобразительного искусства общеобразовательной школы.
На первом этапе проведено широкое изучение работы школ г.Магнитогорска, содержания педагогической практики студентов художественно-графического факультета и факультета педагогики и методики начального обучения; проведен опрос учащихся, абитуриентов, учителей по проблематике исследования; подвергнуты практическому анализу рисунки детей.
На втором этапе исследования отрабатывалась методика основного эксперимента и выявлялся объем знаний и навыков; намечались требования к структуре урока в свете изучаемой проблемы; проводились исследования студентов по комплексным заданиям (опытная группа) Б период педагогической практики Б школах г.Магнитогорска (Ш° 25, 31, 33, 39, 56) с 1973 по 1978 год-В.Жданов, Т.Орлова, О.Синельникова) Е.Солдатова, Е.Егорова, О.Ахматова, и лабораторные наблюдения за индивидуальным развитием цветового восприятия и воспроизведения состояния природы у двухучениц (в 4-6 классах при обучении изобразительному искусству в школе - Алена П., школа 33; Лена Ш., школа 33).
На третьем этапе исследования - проводился формирующий эксперимент в опытном классе школы її? 33 и лабораторный эксперимент с группой детей Б пионерской лагере "Сосновый бор", а также Б лаборатории Магнитогорского педагогического института. Исследования состоялись в разных условиях: - в пионерском лагере и учебном классе. На природе, вне школы, дети проявляют больший интерес к изобразительному искусству, к окружающей нас природе, чем на уроке, где исключено наблюдение живой природы, в разном состоянии. На этом этапе методика построения экспериментального обучения, разработка опытных уроков, проведение экспериментальных занятий выполнены лично самим диссертантом.
Настоящее исследование явилось частью плановой работы НИИ художественного воспитания АПН СССР. Исследование проводилось в реальных условиях учебно-воспитательного процесса.
Научная и практическая нов и з н а исследования:
1. Определены условия изобразительной деятельности детей, способствующие развитию художественного восприятия и изображения объектов природы в процессе работы с цветом: а) формирование обобщенного, образного, но динамического представления об объекте (природа в ее разных состояниях); б) предложена оптимальная последовательность работы над художественным образом действительности: образное восприятие явлений природы; воспроизведение образного состояния объекта природы цветовыми оттенками в краткосрочном этюде; обогащение образа элементами светотени и цветовой перспективы с учетом основных представлений из области цветоведения; в) использование комплексной системы различных видов наглядности.
2. Предложена оптимальная последовательность этапов работы над художественным образом действительности, начиная с первых занятий изобразительным искусством: а) образное восприятие явлений природы; б) воспроизведение образных состояний объектов природы цветовыми оттенками в краткосрочном этюде; в) обогащение образа элементами светотени и с учетом основных представлений из области цветоведения.
3. На основе экспериментальной работы с детьми среднего школьного возраста, анализа рисунков определены пять уровней передачи художественного образа природы цветом: 1-й - самый низкий - "локального цвета"; 2-й - "обогащенного оттенками цвета"; 8-й - "богатого оттенками цвета; 4-й - "цветовой гармонии"; 5-й - самый .высокий уровень - "цветового единства". Выделены три группы графических компонентов, обладающих наибольшей значимостью при создании художественного образа цветом (зависимость образа: от освещения, от отношений соседних цветов; от выбора технических приемов работы). 4-. Предложена комплексная система использования наглядности для обучения работе цветок.
Апробация работы. Материал диссертации оглашался на научно-практических конференциях в Магнитогорском, Ниж не-Тагильском, Ереванской педагогических институтах в 1973-1982 годах; на курсах усовершенствования учителей изобразительного искусства (Магнитогорск, 1975-1979); на зональной конференции заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения (Магнитогорск, 1981); на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения (Магнитогорск, сентябрь 1981).
Разработанные наш приемы передачи световоздуиной среды, полученные материалы систематически обсуждались на заседаниях лаборатории изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР, на секциях учителей изобразительного искусства г.Магнитогорска, на курсах усовершенствования учителей.
Достоверность проведенного исследования обеспечивается его длительностью, широтой экспериментальной базы и личным непосредственным участием автора на всех этапах исследования.
Настоящее исследование решает одну из проблем, выдвинутых научно-исследовательским институтом художественного воспитания АПН СССР. Оно проводилось в реальных условиях учебно-воспитательного процесса в школе К? 33 г.Магнитогорска и с группой организованных детей в пионерском лагере "Сосновый бор". Отдельные разделы экспериментальной методики были проверены учителями школ М° 6, 31, 56.
Эффективность основных положений исследования подтверждается тем, что использованные методы дали положительный эффект ъ обучении изображению явлений природы цветом.
Длительность поискового и формирующего этапов эксперимента включает период с 1975 по 1982 гг. Эксперимент, который строился по новой Типовой программе МП СССР 1981 года, охватил свыше 84-6 учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: научно обоснована и усовершенствована методика работы цветом на занятиях по изобразительному искусству; получены новые экспериментальные данные, о целесообразной последовательности систематического приобретения школьниками представлений о цвете и практических навыков художественного изображения действительности; составлены научно обоснованные рекомендации для учителей изобразительного искусства по работе красками при изображении состояний природы, погоды и при передаче отношения к изображаемому через цвет; создан в Магнитогорском педагогическом институте специальный кабинет методики преподавания изобразительного искусства школьного типа, который функционирует с 1977 года.
Внедрение результатов в практику. Основные положения исследования нашли отражение в методических разработках уроков живописи дляЦ-в классов, составленных соискателем. Эти разработки широко применяются учителями изобразительного искусства школ г.Магнитогорска, пропагандируются через факультет повышения квалификации при Магнитогорском пединституте, через заочное обучение учителей и на секциях учителей изобразительного искусства; в курсе методики преподавания изобразигельного искусства в школе для студентов художественно-графического факультета и факультета педагогики и методики начального обучения (1976-1983); в дипломных и курсовых работах студентов художественно-графического факультета Магнитогорского пединститута (1976—1979); обору довании и оснащении кабинета "Методики преподавания изобразительного искусства в школе" (Магнитогорский государственный педагогический институт, с 1977 по настоящее время); в методических рекомендациях руководителям студий для проведения занятий изобразительным искусством на природе, в пионерских лагерях.
Результаты исследования данной проблемы нашли отражение в дипломных и курсовых работах студентов художественно-графического факультета, в докладах по обобщению опыта работы в школах города и села (В.Соловьева, школа № б, 1976 год; 0.Ахматова, школа № 56, 1977 год; М.К.Зотова, сельская школа, 1979 год). Методические рекомендации находят широкое применение в работе учителей изобразительного искусства и начальных классов. Материалы дипломных работ использовались в докладах на научно-практических конференциях студентов: работа красками в школе (материалы констатирующего эксперимента); грамотноств и выразительность детского рисунка (по констатирующему эксперименту); эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства; современные требования к уроку изобразительного искусства в средней школе; взаимосвязь теоретических представлений и практических навыков в проведении занятий изобразительным искусством в школе; форыирова-• ние профессиональных навыков у студентов художественно-графического Факультета и факультета педагогики и методики начального обучения в условиях специального кабинета (база для эксперимента); формирование художественно-образного восприятия и изображения действительности в структуре содержания и задач художественного воспитания школьников среднего возраста.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения.
Бо введении раскрывается актуальность проблемы, формируются задачи, дается гипотеза и методика исследования, излагается краткое содержание глав, основные выводы, обосновывается новизна настоящего исследовании и его практическая значимость.
Глава I. "Теоретические положения проблемы формирования у школьников художественного изображения действительности Б процессе работы цветом".
В параграфе I.I рассматриваются теоретические положения проблемы художественного изображения действительности (природы) в трудах ученых, художников, искусствоведов, педагогов.
В параграфе 1.2 дается анализ научно-методической литературы, которой пользуются учителя изобразительного искусства в современной средней общеобразовательной школе.
В параграфе 1.3 освещены вопросы обучения цвету и передаче цветового состояния мотива учащимися 4—6 классов в работе по современным программам для средней иколы и в педагогической практике , дан анализ действующей программы и программы, одобренной Президиумом Академии педагогических наук и коллегией Министерства просвещения СССР.
Глава Н. "Формирование способности к художественному изображению действительности у школьников 4-6 классов в работе цветом над пейзажем. В главе раскрыты особенности формирования художественного изображения действительности у учащихся 4-6 классов в различных условиях учебной деятельности на основе поисковых экспериментов с младшими подростками общеобразовательных средних школ г.Магнитогорска.
В параграфе 2.1, 2.2 представлены материалы формирующего эксперимента в школах г.Магнитогорска, в сельских районах Челябинской области, пионерском лагере "Сосновый бор" Анненского района.
Основные выводы.
1. Эффективное формирование художественного отношения к действительности и художественного изображения природы в процессе педагогического воздействия возможны с учетом следующих компонентов в содержании урока: а) опора на образное восприятие действительности; б) опора на восприятие произведений искусства: знакомство детей с возможностями создания художественного образа средствами изобразительного искусства; в) организация эмоционального перевивания, поиска нужного состояния цветом в условиях образного наполнения содержания урока; г) усвоение обобщенных представлений о цвете (элементов теории); д) знакомство с техническими навыками работы красками.
2. При освоении детьми вопросов цвета передача общего колористического состояния мотива обычно завершает курс обучения. Согласно предложенной нами постановке соответствующего раздела предмета "Изобразительное искусство" в средней общеобразовательной школе, дети художественно воспринимают и изображают явления цвета о первого занятия в 4-ом классе.
S. Способность узнавания цветов, упорядочения цветовых оттенков на уровне "практической деятельности" формируются довольно рано (с семилетнего возраста). Это дает возможность с 4-го класса начинать обучение, способствующего формированию осознанного худокественного отношения к окружающей действительности через восприятие и изображение цвета и цветового состояния.
4. При анализе цвета в условиях класса можно рекомендовать приводимую ниже последовательность работы для формирования навыков осмысленного изображения детьми цвета натуры (ее художественного изображения): а) визуальное сравнение - соотнесение цвета натуры с цветовой моделью; б) практическая деятельность - поиски оттенков цвета; в) анализ цветовой палитры двух художников.
5. Выделены три группы графических компонентов, обладающих наибольшей значимостью в творчестве учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы при художественном изображении природы: зависимость образа от освещения; от отношений соседних цветов; от технических приемов работы живописными ыатериалаш.
6. Определены пять уровней развития изобразительной деятельности при художественном изображении образа природы цветом (см. новизну).
7. Успешное формирование способности к художественному изображению природы в работе над цветом осуществлялось при комплексном использовании различных средств наглядности, технических средств обучения в кабинете методики преподавания изобразительного искусства школьного типа.
8. Лучшими темами для художественного изображения действительности являются следующие задания формирующего эксперимента (например, 2-я тема - рисование листьев осени; 14-я - иллюстрирование сказок А.С.Пушкина - "море спокойное", "море тревожное"; 15, 16-я -создание тематического пейзажа: "планета холодная", "планета звой-ная"; 17-я - изображение состояний погоды в пейзаже: "ясный день", "пасмурно", "утро").
9. Созданию прекрасных художественных образов способствует использование местного, знакомого детям материала: рисование индустриального пейзажа, городского пейзажа; рисование на патриотические теш (о первоотроителях Магнитки, ее буднях, героических днях в годы войны, о людях трудовой Магнитки и наших дней).
Результаты эксперимента показали, что предлагаемая методика работы повышает интерес детей к изобразительной деятельности, воспитывает умение воспринимать явления природы, бережно относить ся к окружающей среде; повышает качество и устойчивость знаний, умений; помогает развитию творческих способностей, самостоятельности при решении продуктивно-изобразительных задач; активизирует логическое мышление.
Основные положения исследования опубликованы в работах:
1. К вопросу о требованиях, предъявляемых к современному уроку изобразительного искусства в школе. - Б кн.: Вопросы преподавания изобразительного искусства. Челябинск, 1974, вып. I, с. 39-43.
2. Проблема сочетания теоретических знаний и практических навыков в преподавании изобразительного искусства детям среднего возраста: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции 17-21 октября 1977 года. - В сб.: Взаимосвязь теории и практики эстетического воспитания школьников. М., 1977, с. 196-198.
3. Художественно-образное изображение действительности: методические рекомендации в помощь учителям изобразительного искусства для проведения уроков работы красками,цвет,ои. - Магнитогорск: Магнитогорский госпединститут, 1983. - 8 с.
Педагогические вопросы формирования у подростков способности художественного изображения действительности на занятиях изобразительным искусством
Умению воспринимать красоту, наслаждаться прекрасным в природе, окружающей нас действительности, в художественных произведениях долина учить общеобразовательная школа. Она должна выпускать широко образованного человека. Поэтому уроки изобразительного искусства призваны учить детей посильно создавать на занятиях художественный образ. Детям очень близок мир, окружающая нас природа, красочность полевых цветов, необычайно яркая расцветка бабочек, стрекоз, жучков, гусениц, богатство и многообразие растительных форм. Общеизвестна любовь детей к животным.
Природа является благодатным объектом при работе с натуры, когда формируется худонествеино-эстетическое отношение к действительности. Именно на уроках изобразительного искусства дети учатся видеть удивительное в обыденном, красоту природы своего края, других районов страны.
Гармония в природе вызывает чувство восхищения и, по словам известного педагога В.А.Сухомлинского, "... играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлений..." [ 161, с. 149 ]. Б.Т.Лихачев пишет о том, что видение и чувствование прекрасного Б природе обогащает жизненный опыт детей, развивает их эстетический вкус и эмоциональ - 27 -ную сферу, стимулирует общественную деятельность, облегчает и делает более эффективный процесс воспитания любви к Родине, к нашим общественно-политическим и эстетическим идеалам t 106 3. И школа призвана "... научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (в природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе" [В.А.Сухомлинский, 160 ].
Обучение красоте лучше проводить на планере.
На природе человек меняется и внутренне и внешне. Кроме того, понимать красоту окружающей действительности помогают нам художники своими художественными произведениями.
Отношение к окружающей природе художники передают в своих композициях, воспроизводят природу в ее различных состояниях. Художник стремится воспроизвести интересные явления природы, действительности, "... передать художественную правду природы" [ С.Л.Рубинштейн, 147, с. 12 3, создать художественный образ природы. А там, где появляется художественный образ, появляется искусство, и в процессе художественной деятельности закрепляется эстетическое отношение к действительности.
Восприятие истинно художественного произведения искусства вызывает у человека тот же эмоциональный настрой, который появляется при созерцании красоты природы, определенную ассоциативную эмоцию. И когда такие ассоциации возникают у зрителя, это значит, что художественное произведение оказало влияние. Влияние искусства на человека огромно. В.А.Разумный утверждает, что искусство формирует у человека не только способность эстетической реакции на всю область природы и общественной практики, но и формирует эстетическое отношение к различным явлениям жизни С ISO 3.
Известный советский художник С.А.Чуйков заметил, что не каждый человек способен оценить написанное художником, многие рассматривают художественное произведение только с точки зрения того, как сделано, и совершенно безразличны к тому, что хотел сказать художник в своей картине. И.Е.Репин подмечал выражение скуки от Бетховена, Реыбранта, Беласкеса, Тициана у людей, не причастных к искусству, имеющих примитивные вкусы. Люди, не посвященные в живопись, широко раскрыв глаза, удивлялись и не верили, писал он, что указанные художники создали самые замечательные произведения живописи [ 178, с. 37 ]. Умению видеть прекрасное в окружающей нас действительности, наслаждаться красотой должны учить с детства в общеобразовательной школе на занятиях изобразительным искусством.
Условия формирования художественного изображения действительности у школьников 4-6 классов в работе над пейзажи
Проведенный нами поисковый эксперимент дал возможность выделить условия формирования художественного изобракения действительности у школьников 4-6 классов в работе цветом.
Для художественного изображения увиденного штиза мы пользовались рекомендациями П.П.Ревякина, который четко определил художественные средства изображения состояния природы, погоды С 134 3.
Широко использовали методу работы Н.ПЛСрыыова [ 96 ] : наблюдение одного и того же мотива при различном освещении, различной погоде, а по возможности и при разной состоянии природы (весной, летом, осенью, зимой) способствует образованию в сознании учащихся динамического представления о пейзаже. Эти представления более широкие. Кроме того, они дают возможность сравнить два изображения одного мотива пейзажа по цветовой гамме учесть влияние на цвет пейзажа природных и погодных условий. Все это формировало более емкое представление об объекте действительности чем тогда, когда мы наблюдали бы этот мотив пейзажа при единичном состоянии.
Наши наблюдения показали, что в начале эксперимента (в поисковом эксперименте) при изображении пейзажа дети и при дневном освещении, и при вечернем, и при утреннем освещении - изображали -тот ке насыщенный цвет зелени.
Но если есть возможность сравнить по цветовой прокладке данный мотив пейзана в ясный день с этим :ж мотивом в пасмурный день,если акцентировать на сравнение цветового состояния природных явлений,если параллельно с восприятием природы анализировать репродукции с картин художников-колористов пейзажной живописи и тут же предложить изобразить увиденное состояние природы цветом, то это приводит к формирОБанию динамического представления об объекте, способствует художественному восприятию и изображению действительности и, конечно, формированию способности художественно-образного изображения действительности.
Формирование динамического представления об объекте приводило при закреплении понятий о признаках состояния природы при разнообразной восприятии одинаковых и противоположных состояний природы, погоды; при сравнительном анализе учителем этих состояний; при восприятии и сравнительном анализе репродукций с картин художников. Чем чаще мы вычленяли из увиденного определенное состояние природы, тем точнее дети использовали соответствующую цветовую гамму красок для изобранения этого состояния природы цветом. Целенаправленное наблюдение природы,руководство восприятием детей давало положительный эффект при формировании способности художественно-образного изображения. Об этом писал М.И.Рубинштейн: "... нельзя полагаться в воспитании детей на их непосредственное, никем не руководимое восприятие, как и во всех других областях педагогики... им нукны побудители, нужно обращать их внимание на определенные стороны...". Началом формирования художественного изобранения действительности у детей "... должны быть не линия, не точка, не орнаменты, которыми все еще отталкивают детей во многих школах от рисования, не отвлеченные элементы,а живая деп - 72 ствительность" [ 146, с. 89 ]. Саше красивые и интересные группы предметов создает низнь. Искать их нулно в окрукащеи действительности.
На втором этапе экспериментальной работы отрабатывались содержание и методика основного формирующего эксперимента, требования к структуре урока в свете изучаемой проблемы. Проведены: а) эксперимент учителями изобразительного искусства Б.Соловьевой, М.К.Заболотных-Зотовой; б) лабораторные наблюдения за развитием цветового восприятия и воспроизведения цвета, цветовой гаммы при передаче явлений свето-воздушной среды, в рисунках учеников Лены Ш., Алены П. за период обучения в 4-6 классах (соискателем).
Возможности совершенствования художественного воспитания на занятиях изобразительным искусством посредством йорыирования способности художественного изображения учащимися действительности
Наблюдения за детьми показали постепенный рост теоретических представлений и практических навыков использования цвета для восприятия к воспроизведения в творческих композициях цветовых явлений природы - передачи состояний природы, погоды; для создания художественного образа в художественной деятельности ка занятиях изобразительным искусством. Заметен более художественный подход к графической работе на занятиях, когда необходимо изобразить не просто море, воду, а передать состояние природы, погоды, то есть создагь художественный образ моря.
На последних занятиях дети более разумно и умело, чем на первых, пользовались приемами и теоретический! знаниями работы красками для передачи художественного образа "Знойной планеты", "Холодной планеты"; внимательнее занимались поисками определенных оттенков цветового тона для передачи необходимого ощущения холода или зноя.
На первых занятиях мы выясняли, какой цветовой тон попользуют дети для изображения объектов на переднем плане, дальней плане; какой цвет используют ребята при рисовании разных объектов (например, разных видов деревьев). Оказалось, ЧЇО ученики воспроизводят цвет зелени по принципу своего "знания", что деревья , трава - "зеленые", и изображают в своих работах разные по цветовым тонам и видам растения, практически, пигментом, который есть в готовых наборах акварельных красок, и этим цветовым тоном рисуют зелень (деревья, траву, кустарник) без учета оттенков цветового тона в зависимости от видов деревьев. Значит, учащиеся не имеют навыков в поиске и нахождении увиденного цветового тона или визуально не различают цвет натуры. Для грамотного изображения необходимы предварительные наблюдения с акцентом на восприятие и различение цветового тона разных видов деревьев
- 93 -(или разных объектов с разнообразными оттенками зеленого цвета), знакомство с теоретический выводами об изменении цветового топа в зависимости от расстояния и влияния окружающей среды. Эти наблюдения дадут определенные результаты только ь том случае, если дети будут их отражать в изобразительной деятельности (в этюдах, зарисовках).
По итогам первых занятий можно сделать выводы:
1. Дети не наблюдают природу в ее разных состояниях, не замечают изменений в природе при восходе, закате солнца, при ясном солнечном дне и при пасмурном. Для них зелень всегда "зеленая", небо - голубое, солнце - оранжевое, земля - черная. Дети не умеют сравнивать состояния погоды, любоваться состоянием неба, даже если оно в предгрозовых тучах.
2. Ученики не имеют обобщенных представлений о цветах, о свойстзах акварельных красок, о технике акварельной нив опис и.
3. Дети н.е накопили достаточных практических навыков работы акварельными красками: не умеют пользоваться красками, растворять их в воде до определенной светлоты; не могут найти на палитре путем смещения двух цветов определенный оттенок цветового тона, который видят в натуре.
Опираясь на эти результаты, мы целенаправленно работали на занятиях изобразительным искусством с целью формирования художественно-образного отношения к действительности, к природе.
Основой заданий были упражнения, цель которых заключалась в накоплении умений и теоретических представлений для определения увиденного в натуре оттенка по его цветовому тону и светлоте. Ыы учили детей воспроизводить цвет натуры на палитре и в краткосрочных этюдах; учили приемам работы акварельными красками; приемам работы с другими графическими материалами в сочетании с ак -94-варелью.
Б последующей серии уроков основной задачей было воспроизведение цвета листьев простой формы с учетом светлотности и оттенков цветового тона, локального цвета. Каждому ученику была предложена своп натура (раздаточный материал), что способствовало развитию самостоятельного мышления при нахождении оттэнков цвета согласно натуре, развитию умения работать самостоятельно, находить художественный образ согласно натуре. Это были лодборки природного материала по возрастающей сложности формы и цвета, разные по светлоте, цветовому тону (по принципу - от простого к слонному).