Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Научно-методические основы формирования представлений учащихся о жанровом своеобразии древнерусской литературы в школе 10-84
1.1. Изучение жанров древнерусской литературы в литературоведении 11-32
1.2. Традиции преподавания древнерусской литературы в современной средней школе 33-58
1.3. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся 5-9 классов представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы 59-84
ГЛАВА 2. Изучение произведений древнерусской литературы с учетом их жанровой специфики в школе 85-196
2.1. Этапы формирования у учащихся представлений о системе жанров древнерусской литературы 85-90
2.2. Формирование начальных представлений о жанровом своеобразии литературы Древней Руси на материале русских летописей («Повесть временных лет» в 6 классе) 91-114
2.3. Развитие представлений учащихся о жанрах древнерусской литературы на примере ораторской прозы («Поучение Владимира Мономаха» в 7 классе) 115-137
2.4. Углубление представлений о жанрах древнерусского литературного творчества при рассмотрении жития («Сказание и чтение о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» в 8 классе) 138-172
2.5. Обобщение и систематизация сведений о жанровом своеобразии древнерусской литературы («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве» в 9 классе) 173-196
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197-199
БИБЛИОГРАФИЯ 200-222
- Изучение жанров древнерусской литературы в литературоведении
- Традиции преподавания древнерусской литературы в современной средней школе
- Этапы формирования у учащихся представлений о системе жанров древнерусской литературы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В российском обществе очевидна тенденция «возврата к истокам». Возрос интерес к культуре, искусству, литературе, духовным ценностям прошлого, в том числе к культуре и искусству Древней Руси. Печатаются произведения XI-XVII вв., появляются многотомные серии («Литературные памятники Древней Руси», «Искусство и литература Древней Руси»), словари по древнерусскому искусству, альбомы, посвященные архитектурным ансамблям прошлого, древнерусской иконописи. Частью этого общего движения является знакомство учащихся в средней школе, лицеях, гимназиях с литературой Древней Руси.
Произведения литературы Древней Руси способствуют развитию эстетической культуры учащихся, их мировоззрения и познавательного интереса. В действующих программах средней школы предусматривается овладение определенным кругом теоретико-литературных понятий, формирование представлений об основных жанрах древнерусской литературы, воспитание у школьников культуры восприятия произведений русской древности. Для успешного осуществления этой задачи необходим выбор пути рассмотрения древнерусских произведений в школе. «Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, тем более четко будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного образования и эстетического развития учащихся, не говоря о том, что внимание к специфике жанра внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес», - писал В, В. Голубков [45, с. 154].
Знакомство с древнерусским памятником связано с рассмотрением заключенных в нем идей, пониманием художественного совершенства древнерусского произведения, совокупность особенностей которого определяется каноном, характеризовавшим жанровое оформление текста в Древней Руси. Текст не существует вне жанрового определения, жанрово-стилистической ценности, и именно в жанре выражается образная природа древнерусского произведения, что необходимо учитывать при рассмотрении литературных памятников Древней Руси, уроки по которым целесообразно выстраивать как процесс формирования у учащихся представлений об определенных жанрах древнерусского литературного творчества, свойственных во всем своем неповторимом своеобразии и индивидуальности литературе X-XVII вв.
Понятие жанра, с точки зрения его рассмотрения в учебном процессе, представлено в методическом наследии В. В, Данилова, М. А. Рыбниковой, Л. С. Троицкого. Школьный анализ произведения в аспекте жанра исследуется в работах М. А. Снежневской, А. А. Маныкиной, Е. Д. Жировой, B. А. Глезер, Э. М. Румянцевой, Е. Н. Ковалевской, А. М. Зуевой и других исследователей. Жанровый подход способствует развитию теоретико- литературной базы учащихся, расширению их мировоззрения, активизации интереса к непростому материалу программы, его целостному постижению. Все это непосредственно соотносится с целями филологического образования - приобщением учащихся к богатству и красоте родного слова, развитием способности воспринимать, понимать и уметь интерпретировать произведение, а также создавать собственные тексты различной жанрово- стилистической направленности.
Большой вклад в вопрос изучения жанровой природы древнерусских произведений внесли исследователи XIX - начала XX вв.:
Ф. И. Буслаев [25; 27], А Д. Галахов [42], В. И. Водовозов [37], C. П. Шевырев [289], А. И. Незеленов [165], П. В. Смирновский [256], П. В. Евстафиев [67], К.П.Петров [180], В.И.Покровский [188], И. Я. Порфирьев [190], А.Д.Алферов [5], А. Е. Грузинский [5], Н. Л. Бродский [22], В. Ф, Саводник [239].
Литературоведческой основой нашей работы явились труды по изучению отдельных жанров древнерусского творчества: жития (В.О.Ключевский, В. П. Адриаиова-Перетц, В. А, Грихин, Л. А. Дмитриев,
Г.П.Федотов, Н.К.Гудзий) [96; 1; 49; 62; 279; 51]; летописания (И. П. Еремин, Я С. Лурье, Д. С. Лихачев, О. В. Творогов) [74; 75; 76; 142, 143; 261]; воинской повести (А. П, Кузьмин, А. С. Орлов, Д. С. Лихачев, А.Н.Робинсон) [112; 174; 1.34; 136; 137; 233]; хождения (В.В.Данилов, Н, И. Прокофьев, С. Н. Травников) [56; 223; 269]; поучения (И. П. Еремин, Л. И. Сазонова, Т. В. Черторицкая) [74; 240; 288]; послания (А, С. Елеонская, A. С. Демин, В. Ю. Франчук) [68; 59; 282]; притчи (Н. И. Прокофьев) [219].
Нами учитывались также современные методические исследования, посвященные изучению литературы Древней Руси в средней школе, прежде всего работы Г. И. Беленького [15], Н.В.Давыдовой [54, 55; 227], B. Я. Коровиной [103], В. Г. Маранцмана [151], Л. А. Ольшевской [172], Г. А. Обернихиной [127J, В, 11. Пименовой [35], В. И. Охотниковой [176], А. И. Журовой [77], 3. А. Алейниковой [2] и других авторов учебников, хрестоматий, пособий, учебно-методических материалов.
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом к изучению древнерусской литературы, вопросам ее преподавания в средней школе. Нами отмечается противоречие между педагогическими требованиями к формированию представлений учащихся о жанровом своеобразии древнерусского литературного творчества и недостаточной разработанностью данной проблемы, соотносимой как с формированием ряда теоретико-литературных понятий, так и с преодолением объективных трудностей в восприятии древнерусских текстов учащимися школы. Решение данной проблемы, имеющей научно-методическое значение, невозможно без анализа традиций изучения древнерусской литературы в истории нашей образовательной системы, состояния дел в современной науке и школьном литературном образовании. Развитие у учащихся средней школы представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы связано с методическим, литературоведческим и культурологическим аспектами изучения литературного наследия Древней Pvch,
В современной методике рассмотрены следующие аспекты изучения литературы Древней Руси: проблемы анализа древнерусских произведений в школе [2; 73]; жанры древнерусской литературы в школьной программе [154; 96; 54; 213; 53; 175]; параллели, реминисценции древнерусских сюжетов в искусстве и литературе последующих веков [59; 148; 137; 69; 264; 121]; организация контроля и учета знаний по литературе Древней Руси [19; 16]; содержание практических занятий и концепция курса по литературе Древней Руси [209; 45; 212; 245; 161, 87; 249].
Цель исследования - обосновать методику формирования представлений учащихся о жанровом своеобразии литературы Древней Руси.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования: провести анализ знаний учащихся о литературе Древней Руси, ее жанровом своеобразии; на основе данных современного литературоведения и методической науки, анализа накопленного педагогического опыта уточнить содержание и объем теоретико-литературных понятий, связанных с изучением древнерусской литературы в школе; разработать методику рассмотрения жанрового своеобразия литературы Древней Руси в школе, конкретизировать содержание этапов формирования у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусского литературного творчества; проверить в экспериментальном исследовании эффективность предлагаемых методических рекомендаций.
Объект исследования - процесс изучения древнерусской литературы на уроках в средней школе.
Предмет исследования - формирование у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы.
Гипотеза исследования - формирование представлений учащихся о жанровом своеобразии древнерусской литературы будет эффективным, если: основные жанры древнерусской литературы рассматриваются поэтапно с последовательным углублением и развитием на каждом этапе новых представлений учащихся о жанровой специфике и каноне литературы Древней Руси; выбираются методы и приемы, способствующие при эффективной организации речевой деятельности формированию представлений учащихся; используются межпредметные и внутрипредметные связи, влияющие на комплексное постижение древнерусских текстов, а также внеклассные и внеурочные формы деятельности.
Методологической основой исследования явились труды по древнерусской литературе и методике преподавания литературы, теория поэталного формирования умственных действий и исследования психологов по формированию представлений.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования;
1 методы теоретического исследования - изучение и анализ литературоведческой, психологической, педагогической и методической литературы, школьных программ, учебных и методических пособий;
2. методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, беседа с учителями; проведение констатирующего и обучающего эксперимента; анализ письменных работ учащихся и результатов их устной деятельности; обобщение педагогического опыта. На защиту выносятся следующие положения:
Знакомство с каноном древнерусских жанров является основой формирования представлений учащихся о жанровом своеобразии древнерусской литературы.
Специфика рассмотрения древнерусских памятников в школе определяется последовательным выделением на каждом из этапов в прово- димой системе работы новых представлений об особенностях основных жанров древнерусской литературы и их дальнейшим развитием и углублением.
3) Использование комментированного чтения, обращение к параллелям и реминисценциям в искусстве, проведение заочных и очных экскурсий, сочетание урочных и внеклассных форм работы, а также учет межпредметных и внугрипредметных связей позволяет максимально повысить эффективность организации учебного процесса.
Научная новизна и теоретическое значение исследования: разработаны научно-методические основы формирования у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы; обозначен круг историко-литературных и теоретико-литературных проблем, связанных с вопросом изучения литературы Древней Руси в школе; раскрыта структура, этапы и содержание методики формирования у учащихся представлений об основных жанрах древнерусской литературы, необходимые для повышения общеобразовательного и культурного уровня учащихся; выявлены условия эффективности процесса формирования представлений учащихся о жанровом своеобразии литературы Древней Руси на уроках литературы в школе: настрой на восприятие специфики древнерусской литературы, знакомство с древнерусским каноном на примере рассматриваемых текстов, отбор необходимых теоретико-литературных понятий, использование различных видов искусства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрены особенности восприятия учащимися произведений древнерусской литературы и специфика работы с ними на уроках, разработаны методические рекомендации по изучению памятников древнерусской литературы в 6-9 классах, которые могут быть использованы в учебном процессе средней школы, на курсах повышения квалификации учителей-словесников, в работе на занятиях по дисциплинам методического цикла со студентами.
Апробация материалов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МГІГУ, аспирантских объединениях, в выступлениях на Голубко вских чтениях (Москва, 2000, 2001 гг.), общероссийской научно-методической конференции «Русской язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе» (Самара, 2001 г.). Методические рекомендации внедрены в практику преподавания литературы в средних школах № 91, 198, 333, 622, 1185 г. Москвы и получили положительную оценку.
Структура и основное содержание работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется его гипотеза, определяется цель, задачи, методы, обосновывается теоретическое и практическое значение, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе представлена теоретико-методическая основа исследования.
Во второй главе рассматривается изучение древнерусской литературы в средней школе с учетом ее жанровой специфики, представлены материалы обучающего эксперимента.
В заключении содержатся основные обобщения и выводы данного диссертационного исследования, намечены дальнейшие перспективы в создании методики изучения древнерусской литературы в школе.
В списке использованной литературы указано 292 источника.
Изучение жанров древнерусской литературы в литературоведении
Рассматриваемыми вопросами, определяющими логику построения параграфа, явились следующие: основные научные исследования по проблеме, понятие «канон», мировоззрение эпохи русского средневековья, освещение понятий «жанр», «система жанров» в литературоведении и в литературе Древней Руси, особенности жанровой системы древнерусской литературы, классификации жанров и их функционирование в литературе Древней Руси, своеобразие древнерусских жанров, история развития жанров древнерусской литературы.
Проблема жанров литературы Древней Руси привлекала внимание многих ученых уже в XIX в. Ее рассматривали Ф. И. Буслаев [25], A.Н. Веселовский [34], А. Н Пыпин [228], В. О. Ключевский [96] и другие ученые. Ф. И. Буслаев утверждал, что древнерусское искусство стоит «вне реальной действительности», и говорил о его внежанровой сущности [32, с, 20]. При этом ученый выделял и обосновывал наличие в литературе Древней Руси «символических, исторических и олицетворительных разде лов» [28, с. 136-142], указывая, по мысли Г. К. Вагнера, на жанры древнерусского творчества [32, с 21-22]. Историк В.О.Ключевский, исследовав житийный жанр, доказал, что житие не является достоверным историческим источником [96]. Позднее А. С, Орлов в исследовании «Об особенностях формы русских воинских повестей» установил связь жанра воинской повести с устойчивыми стилистическими формулами фольклора [174]. П. Н. Сакулин в книге «Русская литература. Социально-синтетический обзор литературных стилей», говоря, что «литературная старина - органическая часть литературного процесса» [241, с. 9], выделял два стиля в старорусской литературе XI-XVI1 вв.; «церковный (ирреальный) и светский (реальный)», каждому из которых «присущи свои жанры, образы и определяющая их сущность» [241, с, 79-80]. В светском стиле значительное место, по его мнению, занимал повествовательный жанр. В частности, исследователь выделял повесть дидактическую, историческую, воинскую и бытовую [241]. Исследованию жанрово-стилистических особенностей памятников древнерусской литературы посвящены работы В. П. Адриановой- Перетц [1], Н. К. Гудзия [51], И.П.Еремина [74; 75; 76; 64, с. 271-309], B, В. Кускова [116; 117], А. Н. Робинсона [233; 234], Н, И. Прокофьева [220, с. 5-39, 218, с. 35-56; 219], Я. С. Лурье [141; 142; 143], О. В. Творогова [261], Д.С.Лихачева [134; 135; 136; 137; 140] В литературоведении сделаны выводы о специфике древнерусского творчества, и тем не менее проблема описания жанровой системы литературы Древней Руси, по словам В.В.Кускова [П7], И. П. Еремина [76, с, 234], разработана еще недостаточно. Исследований в области собственно системы жанров не так много, среди них можно выделить:
1) исследования системы жанров литературы Древней Руси общего характера (Г. К. Вагнер [32], Я. С. Лурье [141, с. 23-34], Н, И, Прокофьев [220, с. 25-39], А. Н. Робинсон [233; 234], Д. С. Лихачев [134, с. 57-95], В. В. Кусков [117], К, Д. Зееман [8Ї, с. 95-101], Е. Н. Рогачевская [64, с. 310-314], И. В. Силантьев [248], А. Д. Михайлов [160] и другие);
2) исследования, связанные с одним из жанров древнерусского творчества (Н. И. Серебрянский [250], В. А. Грихин [49], Г. П. Федотов [279], Л. А. Ольшевская [173, с. 18-34], Л. А. Дмитриев [62], Д. С. Лихачев [138], Я.С.Лурье [143], М, Д. Приселков [194], А.Г.Кузьмин [112], A. С. Орлов [174], Т. В. Черторицкая [288], А. С. Елеонская [70], B. В. Данилов [56, с. 21-37] и другие);
3) работы, связанные с изучением конкретного памятника, в том числе его жанрового своеобразия (А. Н, Робинсон [232], Т. Н. Копрсева [102, с. 99-108], Н. С. Демкова [60], В. Е. Гусев [52, с. 192-202], А. А. Горский [47], Н. В. Трофимова [271, с. 66-71], А. А. Пауткин [177] и другие)
Традиции преподавания древнерусской литературы в современной средней школе
Особым этапом нашего исследования стало рассмотрение учебных планов, пособий, программных и методических материалов российской школы XIX-XX вв., связанных с древнерусской литературой. Анализ данного материала помог изучить накопленные отечественной школой традиции и опыт в преподавании литературы Древней Руси, который был учтен нами при планировании обучающего эксперимента. «До XVIII в. словесность еще не выделена в самостоятельный предмет», - пишет В. Ф. Чертов [287, с. 4]. Только в учебном комплексе филологических дисциплин первой половины XIX в. русская словесность появляется в учебном плане Петербургской гимназии (1811), разработанном С. С. Уваровым и включавшем «изучение (произведений) словесности, ее истории» в курсе старших классов [4, С. 58],
Наибольший интерес представляют два учебных пособия: «Краткое руководство к российской словесности» И М. Борна [2] J, содержащее очерк по истории русской литературы и краткий обзор древнейших памятников, и появившийся позже учебник Н. И. Греча «Опыт краткой истории русской литературы» [48], являющийся одной из первых учебных книг, излагающих историю русской словесности. Учебник-хрестоматия Н. И. Греча включал в себя историю русской литературы IX-XVI1 вв. (том 1) и отрывки из лучших произведений древнерусской литературы (том 2).
В 30-40-х гг. русская словесность вводится повсеместно как отдельный учебный предмет [245], что находит отражение и в едином «министерском гимназическом плане» (1832) [88, с. 4], Ее рассмотрение, предусматривающее «быстрый обзор истории словесности» [203, с. 4], представляло собой чтение и комментирование древнерусских памятников. Появляется ряд пособий, представляющих данный раздел словесности: учебники А. Г. Глаголева [44], П. Е. Георгиевского [43], К. П. Зеленецкого [82], адресованная учащимся хрестоматия И. С. Пенинского [179], содержащая образцы «древнего отечественного наречия» [287, с, 35], пособие В. Т, Плаксина [1S5], в котором находит отражение как древнехристианская книжность, так и «учебно-богословское направление, и классическая словесность» [287, с, 36]. Вторая половина XIX в. характеризуется дальнейшим развитием мето дики преподавания литературы, в которой все более возрастающая роль от водится древнерусской литературе, что находит отражение в методических работах, программах и учебниках того времени. Особое значение литературе Древней Руси уделяется в работах Ф. И. Буслаева, А. Д. Гал ахова, В. И, Во довозова, С, П. Шевырева, П. В. Смирновского, К, П. Петрова,
В. И. Покровского и других педагогов. В «Программе русского языка и словесности» (1852), составленной ФИ. Буслаевым и А. Д. Галаховым [26], изучение истории русской литературы с подробнейшим обзором памятников предлагается в старших классах гимназий. Этот материал находит отражение в «Русской хрестоматии» Ф. И. Буслаева [27], в «Истории русской словесности, древней и новой» [42] и в «Исторической хрестоматии церковнославянского и русского языка» А. Д. Галахова, содержащей памятники древнерусского творчества, интересные, с точки зрения методиста, языком и стилем изложения [41]. Устная и книжная словесность рассматривается в «Истории» А. Д, Галахова от своего возникновения на Руси [42, с. 160] до литературы XVII в. [42, с. 394]. Книжная словесность включает лучшие образцы древнерусских памятников. Рассмотрение жанров литературы Древней Руси построено по хронологическому принципу: до нашествия татар (летопись Нестора, «Слово Илариона», «Поучение Владимира Мономаха», жития святых); от нашествия татар до XV в. (жанр поучения, «Моление Даниила Заточника», «Сказание о Мамаевом побоище»); литература XVI-XVII вв. («Домострой» и другие произведения).
К обзору древнерусской литературы обращается К. П. Петров в «Курсе истории русской литературы» [180] и в «Русской исторической хрестоматии» [182], О.Ф.Миллер в «Опыте исторического обозрения русской словесности» [159], А. И. Кирпичников в «Истории русской литературы» [95], Г. Э. Караулов в «Очерках истории русской литературы» [93], А. Г Филонов в «Истории русской словесности» [281].
Особую роль в рассмотрении литературы Древней Руси сыграло пособие В. И. Водовозова «Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова» [37]. В предисловии автор говорит, что рассматривает «все движение нашей древней литературы не по периодам, а по родам сочинений», гак как иначе «невозможно провести строгого раздела на периоды» [37, предисловие]. Наряду с этим структура учебника определена делением на «изустное» слово, которому посвящена первая часть пособия [37, с. 4-404], и «слово письменное» [37, с. 105-292]. В круг зрения автора вошли духовные и светские произведения. Пересказ и цитирование наиболее интересных фрагментов древнерусских текстов сопровождается их комментированием и анализом.
Этапы формирования у учащихся представлений о системе жанров древнерусской литературы
Обучающий эксперимент имел своей целью формирование у учащихся средней школы (6-9 классы) представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы. В его основе лежала методика, созданная с учетом возрастных особенностей учащихся, данных констатирующего эксперимента и психолого-педагогических основ формирования у учащихся представлений в процессе учебной деятельности, а также анализа традиций российской школы по изучению литературы Древней Руси. Важность разработки обучающего эксперимента обосновывалась необходимостью рассмотрения путей формирования у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы, их методическим оформлением и включением в работу учителя.
Проведению обучающего эксперимента предшествовали; организация констатирующего эксперимента, создание на основе анализа результатов методики обучающего эксперимента, разработка его основных этапов; анализ проблемы жанров древнерусской литературы в литературоведении; изучение монографических работ, посвященных вопросам формирования теоретических представлений учащихся на уроках литературы, в частности, рассмотрение методов и приемов работы, используемых при формировании представлений учащихся; определение круга основных и дополнительных категорий и терминов, необходимых при рассмотрении жанровых особенностей древнерусской литературы. Обратимся к основным из них: канон - свод правил, определявший построение древнерусского произведения; .жанр - совокупность признаков, связанных с типологией произведения, форма памятника; летопись - историческое и литературное изложение событий, свод погодных записей; житие — жизнеописание людей, причисленных к лику святых; красноречие - ораторский жанр в литературе Древней Руси IX-XII вв.; поучение - наставление автора дидактического или нравоучительного характера о том, как следует жить; воинская повесть - повествование о военных событиях (сражении, походе, осаде города).
Наряду с основными задачами, поставленными в исследовании, мы также стремились создать условия для попутного расширения теоретико-литературоведческой базы учащихся, что, в свою очередь, способствовало постижению школьниками произведений древнерусской литературы и повышению их интереса к литературе в целом.
Формирование у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы связано с рассмотрением произведений Древней Руси на уроках с учетом особенностей канона древнерусского жанра. Уровень и последовательность в формировании у учащихся представлений о жанровом своеобразии древнерусской литературы и приемы работы, проводимой в этом направлении, учитывали психологические особенности возраста, закономерности нравственного и литературного становления личности школьника, реализацию нравственно-воспитательного и художественно-эстетического аспекта преподавания.
Предлагаемый теоретический и практический материал и методика работы с ним преполагали чтение, комментирование и последующий анализ древнерусского произведения.
Анализ древнерусского текста в школе учетом его жанрового своеобразия включал в себя: формирование у учащихся представлений о жанровом своеобразии литературы Древней Руси на материале русских летописей в 6 классе («Повесть временных лет»); развитие представлений учащихся о жанрах древнерусской литературы на примере жанра ораторской прозы в 7 классе («Поучение Владимира Мономаха»); углубление представлений о жанрах древнерусского литературного творчества при рассмотрении жития в 8 классе («Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума»); обобщение и систематизация представлений учащихся о жанровом своеобразии древнерусской литературы в 9 классе (на материале «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Слова о полку Игореве»),