Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Любительские хоровые коллективы: исторический, теоретический, психолого-педагогический и методический аспекты 13
1.1. Из истории любительского хорового пения России 13
1.2. Любительский хоровой коллектив: сущность и современная специфика 29
1.3 Особенности работы с взрослыми участниками любительских хоровых коллективов. Понятие взрослости 46
1.4. Исторические аспекты методики начального периода обучения хоровому пению в России. Понятие «вокально-хоровые умения и навыки» 66
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование начального периода формирования певческих и навыков у участников любительских хоровых коллективов 96
2.1. Методические рекомендации по обучению пению взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов. Упражнения и комментарии 96
2.2. Педагогические наблюдения за процессом обучения 117
2.3. Педагогические беседы, опросы, анкетирование и тестирование 125
2.4. Обучающий эксперимент 142
Выводы 156
Список литературы 158
- Любительский хоровой коллектив: сущность и современная специфика
- Исторические аспекты методики начального периода обучения хоровому пению в России. Понятие «вокально-хоровые умения и навыки»
- Методические рекомендации по обучению пению взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов. Упражнения и комментарии
- Педагогические беседы, опросы, анкетирование и тестирование
Любительский хоровой коллектив: сущность и современная специфика
Отечественное хоровое самодеятельное творчество имеет давние традиции. Еще до революции в различных кругах России складывались демократические формы коллективного любительского творчества, которые можно считать своего рода прообразом современных форм художественной самодеятельности. Ощутимый вклад в народное музыкально-хоровое просвещение внесли многообразные бесплатные народно-певческие и музыкально-хоровые классы, курсы певческой грамоты, хоровые общества, народные консерватории. «Особую роль в этом культурном движении второй половины XIX века сыграла Бесплатная музыкальная школа в Петербурге -первое общедоступное музыкальное учебное заведение, цель которого заключалась в приобщении к музыкальной культуре демократических слоев населения» [279, с.22-25].
Для того чтобы в целях нашего исследования раскрыть различия между профессиональными и любительскими хорами, следует уточнить само понятия «хор».
Вопрос, касающийся определения, что такое хор, постоянно рассматривается в хороведческой литературе. В книге П. Г. Чеснокова «Хор и управление им», например, находим такое определение: «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор -это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» [275, с.25-26].
А. А. Егоров в своем труде «Теория и практика работы с хором» характеризует хор как более или менее многочисленную группу певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив как вокальная организация значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.п.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичный, чистый вид хорового коллектива — хор а капелла, т.е. коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива — хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра - является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.
Хоровой коллектив a cappella — это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения [148]. Обобщил высказывания ведущих хормейстеров и теоретиков хорового искусства, таких как Г. А. Дмитревский, В. Г. Соколов, К. К. Пигров, В. И. Краснощекое В.А. Самарин:
1. «Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важный принцип здесь - коллективное начало.
2. Хор - большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии -унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - ансамбль вокальных унисонов.
3. Хор - своеобразный «вокальный инструмент», которому требуется постоянная и систематическая «настройка». Настройка хора зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Настройка хора всегда сопряжена с выполнением множества различных взаимосвязанных задач - от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до выстраивания собственной хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя, как на репетиции, так и в момент исполнения. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора - создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие поющихся звуков, тембровое единство, то есть правильно организованная вокально-хоровая работа с певцами.
4. Хоровое искусство органически объединяет музыкальное и литературно-поэтическое начала. Выявление синтеза этих двух видов искусств привносит специфические особенности в хоровое исполнительство. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации, куда входят, прежде всего, передача идей и чувств художественного образа»[215, с.25].
Ознакомившись с разнообразными формулировками понятия, мы можем заметить, что, несмотря на отсутствие в определениях понятия «профессиональный», все же большинство из них в настоящее время можно отнести именно к этой категории хора. Это некий эталон, к которому, безусловно, стоит стремиться любому вокально-хоровому коллективу.
Кроме того, в профессиональном хоровом исполнительстве принято различать два основных направления: академическое и народное. Академический хор, или капелла, опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения. В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллами, ансамблями песни и танца, оперными хорами, учебными хорами.
Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение, вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций.
Несмотря на то, что исторически корни любительского хорового пения уходят именно к народному пеншо, в рамках данного исследования автор будет опираться на академическую манеру исполнения.
Итак, говоря о работе с любителями пения, мы входим в область, которая носит название любительское хоровое пение.
Сущностью этого понятия является, безусловно, контингент ее составляющий, а именно люди, которые занимаются музыкой (пением) в свободное время, «для себя», хотя среди них могут встречаться и певцы с начальным музыкальным образованием.
Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что с точки зрения руководителя, любительский вокально-хоровой коллектив — это относительно стабильная группа лиц без специального музыкального образования, желающая приобрести, в том числе на систематических репетициях, вокально-хоровые (певческие) знания, умения и навыки, для исполнения вокально-хоровых сочинений различных эпох и стилей.
По типу - составу голосов - любительский хор, как и профессиональный, бывает однородный (мужской, женский, детский) и смешанный, состоящий из четырех основных партий: сопрано (дискантов), альтов (женские, детские голоса), теноров, басов; бывает также неполный хор. Причем последний тип наиболее характерен для некоторых категорий любительских хоров.
Говоря о начинающем любительском хоровом коллективе, надо отметить некоторые его специфические черты. Так, например, подобный коллектив находится в промежуточном положении между таким явлением как массовое пение и академическим хором. Если брать во внимание людей, приходящих на занятия пением «с нуля», то, поначалу, их пение, безусловно, может быть отнесено именно к массовому пеншо. Под массовым пением подразумевается исполнение вокальных произведений группами без специальной подготовки - репетиций. Может исполняться знакомая песня или разучиваться новая, несложная (часто с помощью заготовленного текста, в виде листовок или плаката). Массовое пение было широко распространено в СССР в 30-е годы XX века, когда на олимпиадах художественной самодеятельности к исполнению песен привлекались тысячи человек7. По сути, корни массовой песни восходят к пению всем приходом (период до установления «лика») в Православных Храмах.
Исторические аспекты методики начального периода обучения хоровому пению в России. Понятие «вокально-хоровые умения и навыки»
Обучение взрослых без начальных музыкальных знаний и умений пению имеет свои особенности и свою специфику. Помимо психолого-андрагогической составляющей, о которой шла речь выше, безусловно, первостепенное значение имеет собственно вокальная и вокально-хоровая методика обучения. И, поскольку, мы говорим об обучении в России, то, прежде всего, обратимся к методике вокально-хорового обучения в нашей стране. Безусловно, опыт зарубежных коллег в этой области представляется ценным, но в рамках данной работы автор счел наиболее целесообразным именно такой подход к истории вопроса.
Зарождение методики вокально-хорового обучения уходит в глубь веков. С момента, когда на Русь были приведены деместики из Византии, можно начать отсчет ее становления.
О таких древних способах обучения пению нам сложно судить по разным объективным причинам. Автор данного диссертационного исследования считает наиболее актуальным обращение к опыту педагогов-хормейстеров XIX - XX веков. Надо отметить, что методика формирования вокально-хоровых умений и навыков у коллектива берет за основу достижения в области постановки голоса солистов. Другими словами, эти два направления тесно связаны между собой, имея свою специфику.
Первые обобщения опыта хорового исполнительства русской школы были выражены в созданных в 30 - 40-е годы XIX века сборниках. Это «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса» М. И. Глинки и «Полная школа пения» А. Е. Варламова.
Оба автора предлагали начинать обучение пению от примарных тонов среднего регистра, петь без сопровождения. Кроме того, «важнейшим музыкально-эстетическим принципом основоположника русской классической музыкальной школы М. И. Глинки была опора на народное творчество, и в первую очередь на народную песню. Церковное пение также оставило след в душе юного музыканта» [184, с. 40].
Отдавая должное итальянскому bel canto, М. И. Глинка, являясь выдающимся вокалистом, шел самостоятельным путем, создавая методику обучения пению.
Методика Михаила Ивановича Глинки рассчитана на певцов с уже поставленным голосом, для их усовершенствования. Он дает для этого оригинальную последовательность упражнений. В основу положен метод выравнивания вокальной линии от примарных тонов, находящихся в пределах октавного рабочего диапазона, то есть звуках, охватывающих средний регистр голоса.
Александр Егорович Варламов также строил вокальное обучение от примарных тонов среднего регистра на звуках, которые извлекаются без усилия. Работая над диапазоном, он советует не увлекаться преждевременным его расширением. Этот же совет мы слышим и у М. И. Глинки.
В своем методическом пособии «Полная школа пения» А. Е. Варламов предлагает следующую последовательность составляющих урока пения:
упражнения на интервалы (от тесных к широким);
упражнения на скачках;
упражнения на гаммах;
упражнения на синкопах;
упражнения на различных видах голосоведения;
упражнения на различных «украшениях» (группетто, трель и т.п.);
сольфеджио и вокализация;
пение произведений со словами.
А. Е. Варламов связывал чистоту интонирования с развитием музыкального и вокального слуха, с осознанными представлениями строения интервала.
Наиболее интересной с точки зрения обучения начинающих любителей пения, по мнению автора диссертации, представляется подход А. Е. Варламова к пению интервалов. Он предлагает прорабатывать их, начиная с тесных по белым клавишам в диапазоне звучания конкретного голоса с постепенным расширением, как интервалов, так и диапазона. Таким образом, у поющего в сознании закрепляется конкретная интонация, которая при дальнейшем употреблении воспринимается как нечто знакомое. Кроме того, он связывал чистоту интонирования с развитием музыкального и вокального слуха, с осознанными представлениями строения интервала.
В целом, в области методики обучения пению первой половины ХЕХ века велась острая борьба против иностранного засилья и поиск самостоятельного пути развития русской культуры.
Попытка восстановить национальные певческие традиции выразилась в широком распространении в 60-е годы частных хоров. В этих коллективах развивалось как духовное, так и светское хоровое пение. Формирование вокально-хоровой методики обучения певцов было связано с личностями руководителей коллективов.
Капелла графа Шереметьева была организована в середине XVIII века Б. П. Шереметьевым. Одним из первых руководителей капеллы был крепостной Степан Аникиевич Дегтярев, управлявший хором и оркестром.
Широкую известность принес капелле Гавриил Якимович Ломакин.
Ему принадлежат две работы, отразившие методические воззрения дирижера: «Краткая метода пения» (1882) и «Руководство к обученшо пенгао в народны школах» (б/г). Во вступлении к «Краткой методе...» автор высказал мысль о необходимости создания системы преподавания пения, где особое внимание следует уделить начальному этапу обучения. В этих работах прослеживается попытка автора научно обосновать процесс пения певца. Здесь, например, рассматривается физиологическая сторона процесса звукообразования.
В вокальной сфере метод Ломакина во многом был близок методе Глинке: в воспитании голоса шел от ровного по силе звуковедения, применяя вокализацию на гласные.
«Нельзя сказать, что проблемы дыхания, звукообразования, сглаживания регистров, чистоты интонирования, развития музыкального слуха были решены им по-новому, но, например, указание, касающееся воспитания головного звука, пожалуй, мы встречаем только у него» [184, с. 54]. Он предлагал высокие звуки пропевать на гласную «у».
«К 60-м годам XIX века в русской хоровой школе пения полностью утвердился самобытный национальный стиль исполнения. Появляются многочисленные руководства по обучению пению, среди них интерес вызывают «Нотная азбука, составленная для певчих хоров» и «Руководство для обучения пению...» А. Рожнова, «Общепринятое руководство к изучению нотного церковного хорового и одиночного пения» И. Казанского» [184, с. 56-57]. Несмотря на общие положения, касающиеся отдельных вопросов вокально-хорового обучения (выработка интонации, развитие музыкального суха, правильного дыхания, формирования голоса от примарных тонов среднего регистра), авторы высказывают различные точки зрения на методику начального этапа обучения пению.
«А. Рожнов - старший преподаватель Придворной певческой капеллы строил систему обучения на наглядности, прочности усвоения материала. ... Вокальное обучение Рожнов связывал с изучением музыкальной грамоты, развитием слуха посредством пения гамм, интервалов, которые сначала советовал представить умозрительно, а потом и пропевать» [184, с.57]. Он советовал начинать обучение от примарных тонов среднего регистра, не увлекаясь верхними нотами, считая, что со временем это придет само.
«А. Рожнов и А. Варламов в работе над интонированием пользовались приемом пения упражнений в мажорных тональностях с диезами и минорных с бемолями» [184, с.58].
«И. Казанский в работе «Общепринятое руководство к изучению нотного церковного хорового и одиночного пения» главный акцент делает на важность эстетической стороны исполнения ... Все технические моменты при разучивании произведения, такие как: паузы, расстановка дыхания, артикуляция, дикция рассматривались им с точки зрения музыкальной выразительности» [184, с. 57-58].
Методические рекомендации по обучению пению взрослых участников любительских вокально-хоровых коллективов. Упражнения и комментарии
На протяжении длительного времени в отечественной хоровой педагогике преобладала учебно-воспитательная модель, ориентированная на работу с профессиональным, учебным или хорошо отлаженным сложившимся любительским коллективом, участники которого прошли некоторый отбор. Кроме того, в ней не учитывались возрастные, психологические особенности хористов, а также их разный природный музыкальный потенциал. Эта модель успешно применимая в вышеназванных коллективах, давала существенные сбои в работе с взрослыми певцами, не имеющими начальных знаний по музыкальной грамоте и выраженных природных данных. Утверждения о том, что работать с взрослыми на начальном этапе следует так же, как с детьми представляются автору исследования весьма спорными.
Также следует отметить специфику начального этапа обучения взрослых без ярко выраженных музыкальных способностей. Одной из составляющих такой работы является работа небольшими вокальными ансамблями, которые являются подготовительным звеном к пению в любительском хоре.
В данном разделе речь пойдет о конкретных упражнениях на различных этапах занятий, которыми, я пользуюсь в педагогической практике. Кроме того, здесь затрагивается и вопрос построения занятия с взрослыми.
Основной формой построения занятий с взрослыми, как уже говорилось выше, является репетиция.
У любой творческой репетиции есть закономерности построения.
Временной интервал репетиции с начинающими обучение взрослыми может составлять от 45 до 90 минут с перерывом 5-10 минут. Возможны и более длительные занятия - но, обычно уже после второго академического часа требуется хороший эмоциональный и физический отдых. Известно, что индивидуальным вокалом рекомендуется заниматься 45 минут.
Спецификой таких занятий является их «уникальность». В условиях такой небольшой репетиции следует начать развивать вокально-хоровые умения, работать над голосом каждого участника в отдельности и коллектива в целом и на отдельных упражнениях и на песенном материале, а также, в завершении занятия, прийти к положительному результату для усиления мотивации занятий.
Есть несколько основных составляющих такой репетиции.
Первая часть занятия это всегда разминка плечевого пояса и шейного отдела:
- повороты головы в стороны (подбородок держать горизонтально полу),
- наклоны головы (до легкого ощущения растяжения шейного отдела),
- полукруг (вперед от одного плеча до другого в обе стороны, поскольку полукруг назад имеет ряд противопоказаний).
На упражнения отводится около полутора-двух минут. Поскольку это слишком малое время для основательной проработки мышц шейного отдела их цель скорее просто слегка разогреть их и снять некоторое напряжение, накопившееся за день.
Следующий этап - дыхательная разминка (примерно три минуты).
Это долгий экономный выдох, выдох с резкими сокращениями диафрагмы.
Дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой (четыре раза по восемь «стрельниковских вдохов»). Эти упражнения желательно выполнять (особенно поначалу) сидя. Каждое упражнение выполняется четыре подхода по восемь вдохов. Для дыхательной разминки применяю следующее упражнение:
Упражнение «ладошки» (разминочное).
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить...
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем...
Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они также свободно расслабляются после сжатия, как выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный воздух».
«Первый раз можно сделать 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу - отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких вдоха-движения...
На второй или третий день тренировки (на второй репетиции -примечание автора работы) вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8» [281, 10-12].
Следующее упражнение - долгий экономный выдох на какой-либо звук.
Исходное положение: встать прямо, руки поставить в область диафрагмы.
По руке дирижера делается короткий, шумный, компактный вдох так, чтобы область диафрагмы расширилась. После минимальной задержки дыхания снова по знаку дирижера следует медленный и экономичный выдох на шипящий звук «ш».
Это упражнение, кроме тренировки продолжительного и равномерного выдоха, одновременно тренирует и реакцию группы на жест руководителя.
Следующее упражнение — на более активную работу диафрагмы.
Исходное положение как в предыдущем упражнении.
По руке дирижера снова делается короткий, шумный, компактный вдох так, чтобы область диафрагмы расширилась. После минимальной задержки дыхания снова следует медленный и экономичный выдох на шипящий звук «ш», но после 2-3 секунд с помощью резких сокращений диафрагмы воздух начинаем выталкивать наружу в течение еще 5-7 секунд.
Эти упражнения, кроме основного их назначения (работы с дыханием), способствуют концентрации внимания группы, снятию мышечных зажимов, приучению к действиям по руке хормейстера.
Разминка координирования слуха и голоса
Упражнение «гром-тишь»16. От самых низких звуков голоса плавно и связно повышается интонация до самых высоких звуков, и обратно. Происходит это постепенно, начиная с небольшого диапазона с постепенным его расширением. Слова «гром-тишь» как бы распеваются.
Стоит обратить внимание группы, что голос у всех имеет свои особенности, свой диапазон, главное, следить за плавностью перехода голоса и за удержанием интонации верхней точки и нижней. Другими словами, та высотность, до которой голос смог подняться на первом слове «гром», должна стать исходной высотностью для нисходящего движения на слове «тишь» и наоборот.
Упражнение взято из методики Д. Огородного и адаптировано автором работы для условий репетиции.
Это упражнение исподволь дает человеку возможность почувствовать разницу интонирования более низких и высоких звуков еще до начала вокальных упражнений. Снимая некоторое напряжение, присущее взрослым людям, начинающим обучение пению оно дает положительные психологические и педагогические результаты.
Следующие вокализированные упражнения начинаю с упражнений на закрытый рот в объеме большой терции, выстраивание унисона.
Но, прежде чем перейти к вокально-хоровым упражнениям стоит несколько слов сказать о диапазонах голосов и специфике работы с мужскими и женскими голосами на начальном этапе обучения. Поскольку речь в работе идет о людях со слабовыраженными музыкальными способностями в условиях небольшого вокально-хорового коллектива (возможно ансамбля), то одной из особенностей такой работы будет совместное пребывание на репетиции как мужчин, так и женщин. Хотя, безусловно, возможна и организация раздельных групп. У автора данной работы имеется и такой опыт, но парактика показывает, что желающих научиться петь женщин все же больше. Поэтому чаще всего в группе преобладают женские голоса и встречаются мужские.
Педагогические беседы, опросы, анкетирование и тестирование
В процессе педагогических бесед, опросов, интервьюирования, анкетирования и тестирования приняло участие большое количество респондентов. Это участники любительских вокально-хоровых коллективов, их руководители и ведущие преподаватели музыкальных вузов -выдающиеся представители хорового искусства. В ходе этой работы затрагивались и освещались наиболее актуальные вопросы методики преподавания и организации современного учебно-воспитательного процесса в рамках проблематики настоящего исследования.
Интервью27 с Л. А. Степчковой, Заслуженным работником культуры РФ, доцентом ПСТГУ.
О.А.: Людмила Анатольевна, мое диссертационное исследование касается формирования умений и навыков у участников любительских коллективов без музыкальной базы и без ярко выраженных музыкальных и голосовых данных на начальном этапе. С одной стороны моя задача - научить их пению, с другой - приобщить к классической музыке и привести в концертные залы грамотных слушателей, способных понимать музыку.
В этой связи у меня два вопроса:
- Видите ли Вы будущее за любительским хоровым пением? И какими видите пути его дальнейшего развития?
Л. А.: Я глубоко убеждена, что мы скоро к хоровому искусству вернемся, вернемся очень серьезно, потому что опыт моей почти 60 летней жизни и опыт моей 45 летней творческой работы меня убедил в том, что это необычайное воспитательное гражданское дело! Гражданское! Нигде как в коллективе, именно в хоровом коллективе, где люди стоят рядом, где ощущают дыхание друг друга, где каждый помогает в меру своих возможностей, нигде так не развивается чувство локтя чувство гражданской позиции, потому что многое связано и с репертуаром, который поем. Он выполняет свою необычайную роль, и не только словесно, но и музыкально, это интонация, которая со временем открывает больше, чем просто слово. Слово тоже имеет интонацию, но музыкальная интонация усиливает слово во много и много раз. И вот опыт моего хора показал, что, чем раньше люди пришли в хор, тем надежнее и на дольше они в этом хоре остаются. Вот сейчас им уже по восемьдесят с лишним лет, а они выходят на сцену и чувствуют себя молодыми. Они вне этого хора уже не мыслят себе жизни и не только потому, что они любят музыку, любят хор, а они любят друг друга. Они уже так привыкли друг к другу, что это семья. Но это, конечно, во многом, зависит от руководителя. Роль руководителя огромна. Если руководитель по настоящему лидер, если руководитель талантливый, и если он хороший порядочный человек. Вот если это все присутствует, то можно создать универсальный хор и это люди будут гражданами своей страны, за этих людей нигде не будет стыдно, нигде и никогда и мне кажется, что наше Правительство рано или поздно, правда, боюсь, что они никогда не пели в хоре, к сожалению, они не очень это понимают, но хочу надеяться, что они это рано или поздно поймут, что лучший путь патриотического воспитания -это хор. Даже не театр, даже не танцы, а именно хор! Потому что, еще раз говорю, там два начала - начало словесное и начало интонационно музыкальное и там потрясающее чувство локтя - «если не я, то кто?». И в этом отношении, конечно, есть перспектива и народ потянется. Трагедия заключается в том, что в 1954 году из пятисот прослушанных мы отобрали в хор сто... Из пятисот прослушанных!
Из этих пятисот прослушанных не было ни одного гудошника, не было ни одного человека, который бы не пел в общем-то достаточно прилично! Мы выбрали лучшее, мы выбрали сливки, потому что, конечно, люди, которым природа дала голос, которым природа дала слух и которых природа наделила не дай Бог, музыкальностью - эти люди приживаются там намертво, потому что они там себя находят.
Конечно сейчас ситуация куда более сложная, сейчас люди в детстве поют мало, а взрослые поют мало, сейчас «золотой телец» поражает все больше и больше захватывает людей - «надо это, надо то, надо образование», сейчас людям некогда уделить время минуте духовной расслабленности, порадоваться звуку голоса ... и секундочку побыть в покое...если нам удастся подготовить хормейстеров соответствующих. Вот о чем я сейчас очень и очень переживаю, потому что то, что я вижу, меня никак не устраивает. То, что студенты ВУЗов бегут петь в Храмах - это хорошо! Но то, что они ни коем образом не стараются создавать коллективы - это ужасно, это значит, что мы что-то упустили и если мы вот в этих индивидуалистах не воспитали коллективного чувства - они никогда не станут руководителями, потому что у них нет любви к себе подобным. В Церкви можно петь за деньги и не будучи верующим, к сожалению, прости меня Господи! А хор создать не любя людей - НЕЛЬЗЯ! Это говорю я, человек, который проработал почти всю свою жизнь с самодеятельным хором... Вот. Поэтому какие пути? Первый путь - это, конечно, воспитывать подвижников хорового дела прежде всего среди хормейстеров. Без них мы ничего не сделаем. Ведь если их не будет - грош цена этой работе. Они должны захотеть, полюбить и захотеть возиться. Потому что сейчас надо будет возиться. Сейчас людей с хорошими голосовыми данными и хорошим слухом не много. Хотя людей, закончивших музыкальную школу стало раз в десять больше, чем было в 1954 году, когда я начинала свою работу хормейстерскую. Тогда мало кто учился в музыкальной школе. А сейчас и хоровые студии и хоровые школы. Сейчас такое количество людей кончивших такие учреждения, но, почему-то, эти люди не идут дальше петь. Вот это серьезный вопрос, серьезная задача, которую нам предстоит решать: «почему люди не идут?». Может быть, есть смысл сделать какой-то социологический опрос. Может быть есть смысл опросить вот этих людей... Одну причину я уже назвала - это деньги, это необходимость работать, учиться, т.е. просто отсутствие времени, но вот как сделать так, чтобы люди, которые многие годы пропели в хорах, чтобы у них это осталось потребностью. Ведь беда вся в том, что, видимо, у них это не стало потребностью, потому что я не поверю, чтобы нельзя было улучить время... Может быть немножечко помягче подходить к графику работы. Может быть гибче график работы хора. Может быть, кому-то разрешать ходить только раз в неделю, может быть искать какие-то пути, потому что три раза в неделю мало, кто сможет ходить. Вторая проблема, чтобы было место, где тебе это оплачивают. Вот это вторая проблема, с которой сталкивается молодое поколение...жить надо, деньги нужны...а тут - график должен быть такой, а где руководителю брать силы и время, если он будет получать копейки. Вот поэтому все эти проблемы никуда не денуться... Думается, их надо решать всем миром...может быть съезд или форум собрать руководителей...может быть написать толковое письмо в правительство...
O.A.: Считаете ли Вы актуальной тему моего диссертационного исследования?
Л. А.: Если взять историю, то позиции были разные. Кто-то считал, что людей немузыкальных учить не нужно...кто-то наоборот. Если человек пришел в хор и хочет петь - то его нужно учить....Все-таки что-то шевельнулось и что-то открылось.
Работать с такими нужно, а вот как работать - как раз и диссертация есть... Сего дня ведь техника колоссальная... Очень много способов... Сейчас много техники, которая позволит петь дома каждый день...
Интервью с В. К. Полянским, профессором Московской Консерватории, народным артистом России, художественны руководителем Государственной Симфонической Капеллы
О.А.: Валерий Кузьмич! Мое диссертационное исследование касается психолого-педагогических аспекта проблемы формирования и совершенствования умений и навыков у взрослых, начинающих обучение пению в условиях любительских хоровых коллективов. С одной стороны моя задача - научить их пению, с другой - приобщить к классической музыке и привести в концертные залы грамотных слушателей, способных понимать музыку.
В этой связи у меня два вопроса:
- Видите ли Вы будущее за любительским хоровым пением? И какими видите пути его дальнейшего развития?