Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Бразговка Лариса Петровна

Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании
<
Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бразговка Лариса Петровна. Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бразговка Лариса Петровна; [Место защиты: Ин-т соц. педагогики].- Москва, 2009.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1455

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании

1. Сущность и педагогическое содержание формирования нравственной установки у младших подростков

2. Анализ исследований и педагогической практики формирования нравственной установки у младших подростков

3. Концептуальные положения и механизм формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании

Глава 2. Социально-педагогические условия формирования нравственной установки у младших подростков

1 Диагностическое сопровождение формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании.

2 Технология этико-диалогического взаимодействия субъектов формирования нравственной установки

3 Организационно-педагогическое обеспечение формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании,

Заключение 145

Список литературы 152

Приложение 165

Введение к работе

Воспитание, как «первостепенный приоритет модернизации образования» (80) выступает решающим условием формирования у подрастающих поколений современных социальных ценностей и поведенческих установок. Значимость социального воспитания как целостного процесса, охватывающего все этапы развития личности в онтогенезе, различные сферы ее социальной деятельности и предполагающего активное согласованное участие в нем всех субъектов государственной системы образования на основе полноценного использования потенциала личности, семьи, общества, воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения (119) - актуализирует проблему нравственного становления личности. Главная задача - помочь подростку находить ценностный смысл в собственной жизнедеятельности, осуществлять самостоятельный моральный выбор в отношениях с людьми и окружающим миром.

В соответствии с этим, особое значение приобретает формирование нравственной установки в младшем подростковом возрасте, когда ребенок активно осваивает социальный и нравственный опыт.

В педагогической теории и практике термин «установка», «нравственная установка» нередко воспринимается лишь как целевая направленность, заданная педагогом детям, либо рассматривается как состояние, формируемое под влиянием социума и педагогически слабоуправляемое. Нравственная установка не рассматривается в контексте ее формирования, акцент делается на результатах его влияния (готовность, ценностные ориентации).

Лишь в отдельных педагогических исследованиях подчеркивается, что установка влияет на формирование ценностных ориентации личности, на моральную мотивацию поведения, связывает нравственное сознание и практическое поведение подростка, выступает как значимый фактор организуемого

процесса нравственного воспитания (О.С. Богданова, А.П. Краковский, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, А.И. Шемшурина, Н.Е Щуркова).

Вместе с тем с позиции современных социальных ожиданий от образования в педагогической теории и практике сложилось противоречие между востребованностью формирования у детей (особенно раннего подросткового возраста) устойчивой нравственной установки и реальным состоянием обозначенной проблемы в массовой практике.

Разрешение этого противоречия, недостаточная разработанность процесса формирования нравственной установки у младших подростков составило проблему настоящего исследования и обусловило выбор темы диссертации: «Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании».

Объектом исследования является социальное воспитание школьников Предмет исследования: процесс формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании.

Цель исследования: определение теоретических оснований, содержания и социально-педагогических условий формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании.

Гипотеза предполагает, что процесс формирования нравственной установки у младших подростков будет успешным, если:

S он ориентирован на воспитание потребности младшего подростка соблюдения нравственной нормы в поведении, деятельности и общении; S осуществляется поэтапное продвижение младших подростков от эмоционально-одобряемого отношения к нравственным ценностям, к их ин-териоризации, накоплению и осмыслению собственного нравственного опыта;

S создается поле диалогового взаимодействия и социального партнерства всех субъектов социального воспитания в обеспечении познавательной, поведенческой и других сфер деятельности младшего подростка по освоению нравственных норм в различных сферах их жизни;

S этот процесс учитывает особенности микросоциума личности, среды обитания младшего подростка. Задачи:

  1. Раскрыть педагогическую сущность понятия «нравственная установка», содержание и методы ее формирования в социальном воспитании;

  2. Охарактеризовать состояние проблемы в педагогической науке и практике;

  3. Обосновать концептуальные положения и социально-педагогический механизм формирования нравственной установки у младших подростков

  4. Разработать целостный системный педагогический процесс формирования нравственной установки у младших подростков;

  5. Создать методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по созданию педагогических условий формирования нравственной установки у младших подростков.

Методологической основой исследования являются научно-теоретические положения об аксиологических основах воспитания; о его социальной детерминированности; о взаимодействии семьи, социума, различных социальных институтов в нравственном становлении подростка; о воспитании как деятельности самих воспитанников, в которой накапливается социальный опыт этики поведения и отношений; положения педагогики и психологии о модернизации образовательных учреждений как открытых социально-педагогических институтов.

При определении теоретических основ социально-этического воспитания школьников, обосновании концепции процесса формирования нравственной установки использовались положения системного подхода, способствующие определению сущности, основных стратегий развития процесса.

Исследование опиралось на анализ состояния проблемы в науке и практике, реализации программ воспитания в контексте требований закона РФ «Об образовании».

Теоретическую базу исследования составили:

философско-этические положения о сущности воспитания (В .А. Блюм-кин, Г.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, Т.В. Цырлина); концепция морального выбора (Л. Кольберг, группа ученых под руководством А.И.Титаренко);

психологические теории установки, теории деятельности и ее структуры (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе);

положение о возрастной периодизации и особенностях возрастных периодов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.П. Краковский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);

- идеи гуманистического воспитания (Ш. Амонашвили, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), теория становления нравственной сферы личности школьника (О.С. Богданова, Д.М. Гришин, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова); концепция системы этического воспитания, метод этического диалога (А.И. Шемшурина);

общие положения социальной педагогики о влиянии школы, семьи социума на развитие личности (В .Г. Бочарова, А.В.Мудрик, М.М. Плот-кин, Г.И. Репринцева); социально-педагогическая парадигма модернизации образования (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.П.Гурьянова, Д.И. Фельдштейн, Г.Н.Филонов);

- представления о функциях школы как социального института и ее вос
питательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.А. Су-
хомлинский, Шемшурина А.И);

— идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов в вос
питании (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Ру
бинштейн, И.С. Якиманская), психологическая концепция субъектного
подхода (А.В. Брушлинский); концепция опосредованного педагогиче
ского влияния (А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская).

База исследования. Исследование осуществлялось на базе: МОУ Гимназий №16, №1; Детского культурно-спортивного центра «Солнечный круг»; Школы искусств №1 г. Мытищи Московской области. В исследовании приняли участие 648 учащихся 5-11 классов, 78 педагогов сферы образования, семьи младших подростков.

Основные идеи и положения проверялись в образовательных учреждениях ряда регионов РФ (Краснодарский край, Калужская, Московская, Пермская, Кировская область).

Методы исследования. Специфика исследования, его многоплановость, определили необходимость использования комплекса исследовательских методов: анализ теоретических источников; обобщения практики социально-этического воспитания подростков; диагностические методы; опытно-экспериментальная работа; анализ и синтез исследовательских данных и фактологических материалов; анкетирование, интервью, беседы; электронная программа обработки данных диагностики.

Исследование осуществлялось в течение 14 лет и включало четыре основных этапа.

Первый этап (1995-2000г.г.). Опытно-экспериментальная работа по внедрению в образовательных учреждениях «Системы воспитания этической

культуры школьников». Изучение сущности социально-этического воспитания. Накопление фактологического материала.

Второй этап. (2000-2004г.г.). Выявление проблем формирования нравственной направленности деятельности младших подростков и разработка диагностических методик, соответствующих проблеме. Осмысление результатов диагностики и педагогической практики.

Третий этап. (2004 -2007г.г.) Анализ состояния проблемы формирования нравственной установки в педагогической науке и практике. Изучение теоретических источников по проблеме и определение теоретических подходов к процессу формирования. Выбор адекватных ему форм и методов. Определение социально-педагогических условий эффективности формирования нравственной установки у младших подростков.

Четвертый этап (2007-2009г.г.) Заключительный этап по выявлению сформированности нравственной установки. Отслеживание отсроченных результатов сформированности нравственной установки у школьников — выпускников школы. Разработка научно-методических рекомендаций по формированию нравственной установки у младших подростков.

Научная новизна. Определена педагогическая сущность и содержание нравственной установки как осознанной готовности младшего подростка к нравственному действию; даны ее педагогические характеристики как субъектного, ценностно-смыслового образования.

Обоснована определяющая роль нравственной установки в становлении ценностных ориентации, формировании нравственной готовности, нравственной направленности поведения и общения подростка, нравственной устойчивости, способности личности к нравственному выбору.

Разработан и теоретически обоснован системный целостный процесс формирования нравственной установки, который предполагает: развитие

нравственной потребности; организацию ситуаций нравственного выбора; стимулирование подростков к нравственному действию; осознание ребенком личностного смысла нравственно ориентированного действия;

Теоретическая значимость исследования.

Уточнено и педагогически обосновано понятие «нравственная установка». Это выражение подростком личностного смысла соблюдения им нравственных норм в поведении, отношении, деятельности.

Установлена взаимосвязь уровня сформированности нравственной установки у младших подростков с развитием ценностно-смысловой сферы личности.

Выделена и обоснована совокупность и внутренняя связь социально-педагогических подходов (возрастной, ценностно-смысловой, деятельност-ный, полисубъектный).

Обоснованы критерии и показатели сформированности нравственной установки у младших подростков: знание нравственной нормы; эмоционально-оценочное позитивное к ней отношение; осознанный нравственный выбор способов поведения, деятельности, общения; внутренне мотивированная готовность подростка к действию; развитие субъектности, способности к нравственной рефлексии и саморегуляции поведения.

Практическая значимость исследования.

Представлены научно-методические рекомендации, отражающие опыт формирования нравственной установки у младших подростков, который может быть использован в работе педагогов общего и дополнительного образования, методических служб, в учреждениях повышения квалификации учителей, специалистов образовательной и других областей социальной сферы.

Разработаны и систематизированы формы, методы развития ценностно-смысловой сферы подростков: ситуации с нравственной коллизией, этические

игры, тренинги, актуализация самооценки, самоопределение в нравственном выборе. Обозначены формы социально-значимой деятельности: выполнение проектов, подготовка школьных, детско-родительских праздников, участие в районных фестивалях, туристических походах и слетах и др..

Подготовлена программа диагностического сопровождения процесса формирования нравственной установки у младших подростков.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету исследования; результатами экспериментального исследования в школе, отразившими реальные положительные изменения уровней готовности младших подростков к соблюдению нравственных норм; специально разработанной и осуществленной диагностической программой, позволившей выявить компоненты готовности к нравственному действию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических межрегиональных и всероссийских конференциях педагогов по вопросам воспитания школьников: IV Всероссийская конференция «Теория, методика, практика этического воспитания детей и молодежи» (г.Москва, 2007г.); 13-я, 14-я, 15-я конференции молодых ученых по проблемам воспитания и развития личности Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» (г.Москва. 2005, 2006, 2007гг) ; научно-практическая конференция педагогов Мытищинского района «Развитие инновационных процессов — одно из важнейших средств модернизации образования» (г.Мытищи Московской области, 2007г.), а также на семинарах: научно-методический семинар Учреждении Российской академии образования «Институт семьи и воспитания» «Социально-педагогические условия повышения эффективности воспитательного процесса в современной

школе» (г.Москва, 2005г.); семинары Межрегионального объединения «Этическое воспитание школьников» (2000г. — 2008г.); в процессе опытно-экспериментальной работы в гимназиях №1 г.Мытищи Московской области, в выступлениях на заседаниях школьных, районных методических объединений учителей этики и классных руководителей.

Технология этико-диалогического взаимодействия апробирована и внедрена в учреждениях общего и дополнительного образования Межрегионального объединения «Этическое воспитание школьников» (г.Киров, ст.Каневская и ст.Павловская Краснодарского края, г.Лысьва Пермской области, г.Москва, г.Мытищи, г.Обнинск Калужской области, г.Серпухов Московской области).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Нравственная установка - это выражение подростком ценностного личностного смысла поведения и деятельности, его готовности к проявлению гуманности, чувства собственного достоинства, ответственности, совестливости.

  2. Процесс формирования нравственной установки осуществляется в поэтапной последовательности и ориентирован на воспитание потребности младшего подростка в соблюдении нравственной нормы и создание условий для ее «проживания» в реальных жизненных ситуациях:

организация познания и освоения в этическом воспитании подростком нравственных норм как ценности, выработанной многовековым опытом человечества и осознания необходимости следовать им во взаимодействии с окружающим миром;

построение многоплановой коммуникативной деятельности в различных сферах (школе, семье, открытом социуме), обеспечивающей поведенческую составляющую нравственной установки, приводящую к совпаде-

нию потребности в соблюдении нравственной нормы с реальной жизненной ситуацией, создающей условия для удовлетворения этой потребности; — создание нравственно-ориентированного (школьного, внешкольного, семейного, открытого и др.) пространства постепенного накопления младшим подростком нравственного опыта и его осмысления. 3. Совокупность социально-педагогических условий, обеспечивающих организацию процесса формирования нравственной установки у младших подростков, заключается: в диагностическом сопровождении процесса формирования нравственной установки у младших подростков; развитии содержания соответствующих процессу форм и методов; организационно-педагогическом обеспечении (система этического воспитания, взаимодействующая с нравственно-ориентированным пространством школы, семьи, социального окружения; этическая компетентность субъектов воспитательного процесса).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования. Отмечена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрыты методология и методы исследовательской работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основания формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании» рассмотрена сущность и содержание понятия нравственной установки, особенности ее формирования у младших подростков; проанализировано состояние проблемы

в педагогической теории и практике воспитания; определены концептуальные положения и механизм процесса.

Во второй главе «Социально-педагогические условия формирования нравственной установки у младших подростков» раскрыта совокупность форм и методов формирования нравственной установки в их развитии у младших подростков; охарактеризовано содержание опытно-экспериментальной работы и проанализировано диагностическое сопровождение процесса.

В заключении обобщены результаты теоретической и опытно-экспериментальной составляющих исследования, изложены основные выводы, характеризующие решение поставленных задач; определены дальнейшие перспективы исследования проблемы.

Приложения к диссертации содержит исследовательские и научно-методические материалы.

Сущность и педагогическое содержание формирования нравственной установки у младших подростков

Решая задачи нравственного воспитания школьников, мы опирались на; определение установки, представленное в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под ред. Б.М. Бим-Бада, как «неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное у субъекта наличием потребности и соответствующих условий их удовлетворения» (112, с.298). Данное определение позволило выделить ключевые аспекты понятия в контексте нашего исследования. Установка — механизм регуляции деятельности субъекта; ее регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определенной задачи. Она обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством ее стабилизации и развития в заданном направлении. Здесь надо учитывать, что установка может стать фактором сопротивления изменениям, поскольку уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения установки у человека возникает определенное отношение к основным жизненным ценностям, различным видам деятельности. В связи с этим управление установкой является важной практической проблемой и составляет одну из задач воспитания.

В трудах ученых-исследователей по проблемам нравственного становления школьников достаточно часто упоминается понятие установки, которая пронизывает весь этот процесс. (В.А. Крутецкий, В.И Петрова, А.И. Шемшу-рина). Установки являются необходимыми в формировании ценностных ориентации (И.С. Марьенко), они влияют на моральную мотивацию поведения (А.Г. Здравомыслов, А.И. Титаренко). Для нашего исследования значимо, что от них зависит нравственная устойчивость школьника (В.Э. Чудновский).

Анализ литературы по данному понятию позволил нам сосредоточиться на мысли, что в процессе нравственного становления школьника большая роль отводится установке. Рассматривая нравственную установку, как направленность, готовность следовать гуманистическим нормам, мы в понятие готовности вкладывали определенный, достигнутый младшим подростком, уровень его нравственного развития: наличие нравственных знаний, развитости нравственных чувств, нравственная направленность поведения, сформи-рованность нравственных отношений к окружающей жизни и человеку.

Для понимания природы нравственной установки мы обратились к достижениям наук, сопряженных с педагогикой. В философско-этических исследованиях установка рассматривается неоднозначно: с ориентацией на добро (А.А.Гусейнов); как способ регуляции деятельности (О.Г. Дробницкий); нравственный принцип, из которого исходит принимаемое решение о поступке (А.И.Титаренко).

В психологических исследованиях указывается на: вовлеченность моральных установок в процесс образования намерений (Л.С Выготский.), выявленные зависимости выбора цели и путей ее достижения от установок (Е.П. Ильин); соотношение реальных поступков и установок (В.А. Крутецкий). Установка рассматривается как направленность (В.В. Краевский, В.А. Крутец-кий), тенденция реагировать определенным образом («Большой толковый психологический словарь»), готовность, предрасположенность (Д.К.Узнадзе). «Установка — занятая личностью позиция, которая заключается в избирательном отношении к стоящим перед ней целями» (С.Л. Рубинштейн). Эти глубинные основания позволяют осмысливать данное понятие в педагогическом аспекте.

Изучение различных толкований установки выявило объединяющее их основание - деятельность. Разного рода установки возникают в деятельности. Выявленный спектр понимания установки говорит об ее универсальной природе, что позволяет применять данный термин к различным видам деятельности. В соответствии с этим, в контексте нашего исследования, мы посчитали необходимым в процессе исследования рассмотреть сущность, место и роль нравственной установки в деятельности младшего подростка.

Педагогическое осмысление нравственной установки опирается на ее психологические основания, что значимо с точки зрения сопряженности их с педагогикой. В психологии «установка» рассматривается как готовность; к определенной деятельности, которая проявляется в форме реагирования, побуждения личности к действиям согласно ее позиции, как избирательного отношения. Мы видим педагогическую задачу социального воспитания в формировании такого избирательного отношения, которое проявляется в готовности младшего подростка к соблюдению нравственных норм.

Сочетание понятия установки с различными ее составляющими определениями встречаются в зарубежной психологии. Впервые термин «моторная установка» употребляется в трудах немецких психологов Мюллера и Шумана в 1889 году. Понятие «установки сознания» ввел К. Марбе в 1901 году в связи с изучением проблем готовности субъекта к активной деятельности. В отечественной психологии теория установки получила развитие в трудах советского ученого Д. Н. Узнадзе. Ученый показал, что перед всякой деятельностью человек заранее внутренне и психологически готовится к ее осуществлению, хотя данный факт может не осознаваться им. Именно факт предварительной психологической подготовки человека к определенному действию Д. Н. Узнадзе назвал «установкой», что мы считали определяющим в нашем исследовании. «Установка субъекта, в связи с этим, его изначальная реакция, в которой ему предстоит ставить и решать личностные задачи» (148, с. 164). Как показало исследование, для ее возникновения необходимы следующие условия: потребность в активности, деятельности и ситуация, включающая в себя условия для удовлетворения потребности (148, с. 180).

Диагностическое сопровождение формирования нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ Гимназия № 16 г. Мытищи Московской области, где с 1993г. была внедрена «Система воспитания этической культуры» (далее: система этического воспитания). С 2001-2002 по 2004-2005 учебный год мы проверяли эффективность воспитательных влияний на нравственное развитие младших подростков, включенных в систему. Спустя 3-6 лет, когда эти ребята стали учащимися 9-11 классов, мы провели диагностику их ценностных ориентации. В течение 2007-2008 учебного года для проверки гипотезы нашего исследования мы выявляли в 5-6. классах возможности формирования нравственной установки в системе этического воспитания.

С 2001-2002 по 2004-2005 учебный год мы проводили диагностику нравственной воспитанности учащихся дважды: в начале и в конце года. Диагностическая программа в этот период включала апробированные в практике методики: диагностику нравственной самооценки, диагностику этики поведения, диагностику отношений к жизненным ценностям, диагностику нравственной мотивации.

Четыре диагностических задания были заранее распечатаны на отдельных карточках для каждого ученика. На своих листах с фамилией, именем, классом ребята вписывали ответы под номерами, соответствующими вопросам. Листы нами обрабатывались - каждый ответ оценивался баллами, и результаты вносились в электронную базу данных. В базе данных высчитыва-лась сумма балов по каждому ребенку и в целом по классу. Так как диагностическая процедура в дальнейшем предполагала определение суммарного по всем четырем методикам балла, то все результаты были подвергнуты процедуре стандартизации - переведены в проценты.

Для выявления отношения подростков к нравственной норме применялась методика 1 «Диагностика нравственной самооценки» (Приложение 1). Ребятам предлагалось оценить степень своего согласия с утверждениями, например, «Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми». Обработанный, и внесенный в электронную базу данных результат выглядел следующим образом:

(Приложение 1) внесены суммарные по классам показатели отношения подростков к нравственной норме в начале курса этических занятий и спустя два учебных года.

На диаграмме 1 видна динамика изменений отношения к нравственной норме младшего подростка и оценки своего соответствия ей.

Как видно из таблицы 1 (Приложение 1), наблюдается небольшой, но все-таки устойчивый рост среднего показателя нравственной самооценки подростков 5-6 классов (от 84.45% до 86,3%). Положительно изменяется не только отношение ребят к нравственной норме, но и оценка собственной возможности по ее соблюдению. Снижение этого показателя мы наблюдали в двух классах. В 6в классе (2003-2004г) классный руководитель отличался повышенной критичностью в общении с детьми, хотя это и не вызывало открытых конфликтов, т.к. велась интересная внеурочная коллективная работа.

Диаграмма В 6 в классе (2004-2005г.) средний уровень самооценки снизился. Как раз в этот период класс переживал конфликты межличностного общения. Для их разрешения классный руководитель обращался за помощью к нам и школьным психологам. Так как класс был сформирован заново при переходе в среднее звено, была рекомендована организация совместной внеурочной деятельности, но классный руководитель не придал этому значения. Другие показатели нравственного развития подростков этого класса имели положительную динамику.

Определение понимания правильного - неправильного в поведении ребят мы выявляли методикой 2 «Диагностика этики поведения» (Приложение 1). Данной методикой выявлялся уровень знания нравственной нормы, умения применить ее в различных ситуациях, и актуализации в своем личностном опыте. Мы предлагали ребятам продолжить незаконченное предложение, например: «Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...»

При обработке результатов мы учитывали, что проявляется в предполагаемом поступке. Например, по указанному вопросу отрицательным являлся результат, если в ответе присутствуют равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение (например, «иду мимо, посмеюсь вместе с ним»). Положительным считался результат, если предполагалась помощь или проявлялось сочувствие («конечно, помогу ему, посочувствую»). Положительному ответу присваивался 1 балл, отрицательному 0. Баллы вносились в электронную базу данных, где аналогично предыдущему, высчитывался суммарный балл по каждому ребенку и по классу в целом. Результат выглядел следующим образом. Таблица В таблицу № 2 (Приложение 1) внесены показатели знания нравственной нормы и применения ее в предполагаемой ситуации в начале курса этических занятий и спустя два учебных года. На диаграмме 2 показана динамика усвоения нравственной нормы младшим подростком и актуализации ее в личностном опыте.

Технология этико-диалогического взаимодействия субъектов формирования нравственной установки

В формировании нравственной установки ведущая роль отводилась технологии этико-диалогического взаимодействия участников процесса, которая представляла собой последовательную совокупность методов, приемов в деятельности педагогов, родителей и учащихся, учитывающую особенности младшего подросткового возраста и побуждающую подростков к нравственно ориентированному действию в ситуации выбора.

Мы исходили из позиции, что метод - это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащегося, направленных на решение педагогической задачи, и мы в контексте нашего исследования видим в нем способ (систему действий) педагогического управления деятельностью-школьника по освоению нравственно-этической культуры. Приему мы отводили роль составной части метода. В педагогике под термином прием принято понимать действие, позволяющее решить конкретную задачу. Форму воспитательной деятельности мы понимали как устанавливаемый порядок организации процедур взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на решение стратегических и практических задач.

Как показало исследование, формирование нравственной установки начинается с актуализации характерной для младшего подросткового возраста потребности быть принятым в коллективе сверстников. Это зависит от сложившихся приоритетов в отношениях подростков в коллективе, что влияет на их нравственное становление. В соответствии с этим, формируя нравственный климат взаимодействия детей, мы посчитали важным освоение и систематизацию подростками нравственных знаний в процессе этических занятий. В экспериментальной работе мы ставили задачу взаимодействия получаемых знаний с эмоциональным их восприятием детьми и практическим освоением навыков нравственного поведения, поскольку такое взаимодействие приводит к осознанию подростком нравственной потребности и формированию нравственной установки.

Так как нравственная установка формируется на основе накопления нравственного опыта, важно было создание нравственно ориентированного пространства в жизнедеятельности детей. Оно создавалось в контексте этического воспитания, где этические диалоги с детьми углубляли их восприятие и эмоциональное проживание нравственных знаний. Внеурочная деятельность позволяла накопить нравственный опыт, а методика повседневного этического заряда стимулировала появление нравственных побуждений подростков. Это явилось условием для осознания подростками нравственной потребности в ценностно-значимых отношениях. «Мне понравилась встреча с ветеранами; мы должны быть благодарны им...» - написали пятиклассники после мероприятия, посвященного дню Победы.

Основным методом технологии выступил этический диалог как метод познания нравственных основ жизнедеятельности детей и принципом организации эмоционального проживания в их личностном опыте, поскольку включал совокупность разнообразных психолого-педагогических методов и приемов побуждения подростков к мысли, действию, решению, поступку. При этом разнообразие методов, приемов, форм, используемых нами, выстраивалось в логике структурных составляющих самого диалога: введение подростка в этическую проблему; построение логической цепочки развития мысли; обращение к личности подростка; выявление точки наивысшего напряжения; обозначение выхода на нравственный выбор, личностное резюме подростков.

В соответствии с этой структурой на этическом занятии для введения подростков этический диалог использовались различные приемы. Это мог быть прием приведения примеров из жизни замечательных людей, содержащий нравственную коллизию. Опыт работы показал, что это активизирует внимание и мышление. Образный, эмоциональный рассказ о жизни великих людей: Сократе, Диогене, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэле, Пес-талоцци, И.С. Бахе, Л. Толстом, М.М.Пришвине, А. Швейцере, Л.Лебединской, и др. увлекал детей, позволял поддержать интерес к диалогу, порождал мысль, позволял обратиться к личному опыту младшего подростка. Так разговор о судьбе Сократа вывел подростков на проблему межличностного общения: как сделать критическое замечание собеседнику, не унизив его. Пример из жизни художника Микеланджело побудил к диалогу о роли в жизни человека вежливого обращения с людьми. Судьба А. Швейцера вызывала у ребят огромный интерес и позволяла вести диалог о сущности этики, нравственности, человеколюбии, отношении к природе. Рассказ Л. Лебединской о. поездке в Индию, случай из жизни М.М.Пришвина в период гражданской войны помог вовлечь ребят в диалог о необходимости уважительного отношения к культуре другого народа, значении добрых слов в общении с людьми. Обращение к текстам было использовано как прием, который позволял осуществлять завязку в этическом диалоге. Тексты нравственного содержания: «Что человек может» Г. Бочарова, «Победитель» А.Грина, «Чучело» В. Железникова, «Леля и Минька» М.Зощенко, «Чудесный доктор» А. Куприна, «Бабка» В.Осеевой, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Уроки французского» В.Распутина, притчи В. Сухомлинского, «Мальчик-звезда» О.Уайльда и т.д. помогали вовлечь подростка в этический диалог. С анализа ситуаций, в которых находились герои повествований, начинались диалоги об отношении к самым близким людям (мамам, бабушкам), к одноклассникам, о человеческом достоинстве, силе человеческого духа, доброте, умении быть благодарным, нравственном выборе и т.д.

Интересен для подростков прием привлечения сюжета литературных произведений, сказок, мифов, фантастики. Мы его использовали для обозначения нравственной проблемы диалога. Хорошо знакомые учащимся 5-6 класса сюжеты «Робинзона Крузо» Д.Дефо, сказки «Стеклянный человечек» Дж. Родари, «Дон Кихота» Сервантеса, мифа «Эскулап и Гигиея», народной сказки «Иван-царевич и серый волк» и т.д. увлекали ребят и позволяли обозначить проблему «рыцарства в наши дни», ценности человеческого общения, необходимости выбора в жизненных ситуациях.

Похожие диссертации на Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании