Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай Басаргина, Елена Владимировна

Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай
<
Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Басаргина, Елена Владимировна. Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Басаргина Елена Владимировна; [Место защиты: Моск. гуманитар. пед. ин-т].- Москва, 2011.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/181

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры межнациональных отношений в полиэтническом пространстве средних специальных учебных заведений 18

1.1. Основные научно-педагогические подходы и представления о культуре межнациональных отношений 19

1.2. Формирование культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического пространства России и Республики Алтай 43

1.3. Модель формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа 73

ГЛАВА II. Экспериментальная проверка модели формирования культуры межнациональных отношений студентов политехнического колледжа 102

2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной педагогической модели 102

2.2. Реализация модели формирования межнациональных отношений студентов в воспитательно-образовательной системе колледжа и анализ ее результатов 122

2.3. Перспективы развития и оптимизации процесса формирования культуры межнациональных отношений студентов средних специальных учебных заведений на основе использования педагогической модели 154

Заключение 175

Список литературы 182

Приложения 208

Введение к работе

Актуальность исследования. Повышенный интерес социальных и педагогических наук к проблеме формирования культуры межнациональных отношений, возникший в последние десятилетия, вызван определенными тенденциями развития мирового общества.

Человечество, в своей социальной эволюции становится все более целостным и единообразным сообществом. Одновременно имеет место диаметрально противоположная тенденция - культурное многообразие мира возрастает и утверждается.

Начало XXI века охарактеризовалось рядом сложных проблем межнационального характера: этнические войны и конфликты, факты насилия, дискриминации, нетерпимость и неуважение к человеку другой нации, морально-психологическая деформация в общественном сознании, появление беженцев и мигрантов.

В России, вступившей в 90-е годы прошлого столетия на новый социально-экономический путь развития, также присутствуют практически все проблемы мирового сообщества. Современное состояние отягощено ростом антисоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, часто носящих межнациональный характер. Такое состояние в среде молодежи России обусловлено не только результатом влияния негативных социально-политических и экономических факторов, но и недостаточной эффективностью системы воспитания, частью которой является культура межнациональных отношений. Низкий уровень гражданского воспитания учащейся молодежи, отсутствие культуры межнационального общения представляет угрозу суверенитету России, ее государственности, единству.

После распада Советского Союза появились новые возможности для малых и больших народов России обрести свою этновдентификацию, возродить традиционный национальный социальный уклад. Образовались новые национальные автономии, повысился их статус. Однако обретение суверенитета не решило социальные, экономические и духовно-нравственные проблемы российских этнических сообществ, включая и Республику Алтай (РА).

Смена социально-экономического курса развития Республики Алтай (ранее -Горно-Алтайская автономная область) привело к значительному снижению жизненного уровня населения. На этом фоне произошло и обострение проблемы межнациональных отношений. Резко возросла роль института образования в формировании культуры межнациональных отношений среди молодежи.

В Законе РФ «Об Образовании» (1992г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, ст.2). В 1994 году введен национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждении РФ. В 1999 году в России, принята Национальная доктрина образования, в 2001г. - где одной из важнейших

задач воспитания выступает формирование у обучающихся гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества образования. Одной из ведущих тенденций современной образовательной ситуации становится переход к ценностной парадигме (В. А. Сластенин), что напрямую связано с формированием культуры межнациональных отношений, так как последнее строится с опорой на существующие в обществе ценности и смысла совместного социального жизнеустройства всех народов России.

Для многонациональной и поликонфессиональной Республики Алтай важнейшей целью образования является возрождение, сохранение и развитие многонационального культурного разнообразия с одновременным формированием культуры межнационального взаимодействия подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе толерантности, дружбы народов, открытости. В этих условиях формирование культуры межнациональных отношений рассматривается как проблема высокой государственной, социально-политической и культурной важности. По сути - эта проблема гражданского воспитания молодежи России.

Необходимость определения сущности, условий, направлений и возможностей формирования культуры межнациональных отношений в процессе профессиональной подготовки студентов политехнического колледжа Республики Алтай обусловливает актуальность темы исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Основная масса научных исследований в области национальных отношений этносов и народов, проживающих на Алтае приходится на досоветский период и имеет этнографический и филологический характер (В.И. Вербицкий, Э.Н.Гершельман, Н.Ю.Зограф, Г.Н.Потанин, Д.Я. Самоквасова, Н.М. Ядринцева). В советское время этнической пролематикой народов Горного Алтая занимались (С. Иванов, С.С. Каташетс, Н.С. Лодоров, Л.П. Потапов, Д. Савинов, С.С. Суразаков, A.M. Сагалаев, Н.А. Тадина, Д.И. Табаев, Е.М. Тощакова, Т.А. Троицкая, А. Феоктистов, Н.И. Шатинова, Е. Ямаева, др.).

С начала 90-х годов прошлого столетия этническую проблематику, связанную с проблемами межнациональных отношений и воспитанием изучают ученые и педагоги (ЮГ. Акимов, В.Г. Визер, А.Н. Вольский, Г.И. Кислова, Г. Кобецкий, В.И. Козлов, Л.А. Костенко, A.M. Магомедов, Г.Х. Мамбетов, Н.В. Нидерер, О.В. Нечипоренко, Л.И. Октябрьская, З.В. Синкевич, Т. Стефаненко, В.Н. Цатуров, М.Н. Яковлева, др.). Материалы этих социологических и педагогических исследований представляют интерес для проведения их вторичного анализа.

Важнейшим условием повышения эффективности формирования культуры межнационального взаимодействия как важнейшей части гражданского воспитания выступает национальная народная педагогика. Данной проблеме уделено особое внимание в трудах известных педагогов прошлого (СИ. Гессен, И.А. Ильин, Я.А. Коменский, П.И. Ковалевский, П.Д. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский,. В трудах современных ученых так же уделяется значительное внимание этой проблеме (Н.Н. Агафонова, Т.С. Буторина, А.А. Бугаева, B.C. Библер, В. Белов, Н.Б. Батиева, Г.Н. Волков, З.П. Васильцова, В. Виноградов, И.Ф. Гончаров, Д.М. Гришин, B.C. Кукушин, Н. Кушекбаев, Л.Э. Левина, Ш.А. Мирзаев, О.Д. Мукаева, Е.В. Нембрикова, Г.П. Панарина, И.З. Сковородкина, P.M. Ситько, Р.З. Хайруллин, В.М. Ховратович, Р.А. Хамедулина, др.)

Отдельные вопросы, связанные с воспитанием этнической культуры и культуры межнациональных отношений получили в трудах современных исследователей (И.А. Абрамова, СП. Богданчикова, СИ. Григорьева, О.В. Гукаленко, А.Ю. Гончарук, Г.Д. Дмитриева, A.M. Егорычева, А.А. Елесиной, Н.Б. Крыловой, Л.В. Кузнецовой, А.Д. Лопуха, Д.П. Лапытова, З.А. Мальковой, В.Б. Манджиевой, Л.В, Мардахаева, Т.А. Питловой, Т.В. Поштыревой, Л.Л. Супруновой, Р.З. Хайруллина, В.К. Шаповалова др.).

Проблему терпимости, воспитания толератности у детей и молодежи в той или иной степени затрагивали в своих исследовательских, диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные ученые и педагоги (А.В. Авксентьев, Е. Б. Быстрай, Г.Н. Волков, P.P. Валитова, B.C. Гершунский, Р. С. Димухаметов, А.А. Елесина, С В. Жилина, В.М. Золотухин, А.В. Иванов, З.Ш. Касимова, А.П. Мчедлов, Н.В. Нидерер, А.П. Орлова, Р.З. Хайруллин, др.

Анализ источников современного периода и результаты социологических, и педагогических исследований привели к заключению о том, что проблема формирования культуры межнациональных отношений является недостаточно изученной в российской педагогической науке.

К числу наиболее слабо разработанных проблем межнационального взаимодействия относятся: современное понимание содержания и сущности этнической культуры как социально-педагогического феномена; осмысление путей возрождения народной педагогики как важного регулятора межнационального взаимодействия; изучение роли и места этнических стереотипов в формировании социокультурных межэтнических взаимодействии и духовной жизни народов Республики Алтай; поиск оптимальных путей формирования культуры межнациональных отношений учащихся и студентов образовательных учреждений РА.

Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между острой необходимостью формирования культуры межнациональных отношений в полиэтнической образовательной среде Республики Алтай в современных условиях их обострения и недостаточным вниманием к ее разработке и реализации в системе среднего профессионального учебного заведения. Это противоречие определило проблему исследования — каковы теоретико-методологические основы формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи Республики Алтай. Изложенная проблема определила тему исследования: «Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа (на примере политехнического колледжа Республики Алтай)».

Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс поликультурной среды среднего профессионального учебного заведения Республики Алтай.

Предмет исследования - содержание и технология формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа.

Цель исследования: теоретическое обоснование и содержательно-технологическое обеспечение модели формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа в поликультурной образовательной среде Республики Алтай.

Гипотеза исследования. Сформированная культура межнациональных отношений у студентов современного колледжа позволит им сохранить как свою

этническую самоидентификацию и национальную культуру, так и личностно самореализоваться на этапе своего жизненного профессионального становления в поликультурном обществе. Эффективность процесса формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи колледжа может быть обеспечена в поликультурной среде Республики Алтай, если:

-этнопедагогический потенциал включен в целостный воспитательно-образовательный процесс колледжа;

-создана соответствующая социокультурная воспитательно-развивающая среда, в которой происходит формирование этнопедагогической культуры личности обучающихся;

-разработана теоретическая модель и технология формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа;

- воспитание учитывает региональные социокультурные условия и действия
сопутствующих им разнообразных социально-педагогических факторов в сфере
формирования культуры межнациональных отношений;

-процесс формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа строится на базовых методологических принципах толерантности, кулыуросообразности, коллективности, соответствия социальным условиям.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить и проанализировать существующие научно-педагогические подходы и представления о культуре межнациональных отношениях.

  2. Выявить и раскрыть сущность и особенности содержания воспитания культуры межнациональных отношений студентов колледжа в социокультурных условиях Республики Алтай.

  3. Разработать и обосновать модель формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, а также технологию ее реализацию в условиях поликультурной образовательной среды Республики Алтай.

4. Экспериментально проверить эффективность модели в условиях
политехнического колледжа и выявить условия, обеспечивающие успешность ее
реализации.

5. Определить перспективы оптимизации процесса формирования культуры
межнациональных отношений учащейся молодежи с использованием
педагогической модели.

Теоретике - методологическую основу исследования составили философско

- методологические положения о целостности личности: всеобщей связи, взаимо
обусловленности и преемственности сущности явлений; диалектика части и целого,
определенного и неопределенного, общего, частного, особенного и единичного;
восхождения от абстрактного к конкретному; философское понимание
противоречия как источника развития, а также социологические, психологические и
педагогические учения: о духовности личности (А. Бергсон, Я. Беме, Б.С. Братусь,
Н. Гартман, Н.Я. Грот, СИ. Гессен, A.M. Егорычев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин,
Н.О. Лосский, Н.П. Махмутова, В.В. Розанов, В.И. Слободчиков, С.Л. Франкл,
Э.Фромм, П.А. Флоренский, и др.); концепция жизненных сил и субъектности
человека (СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов, и др.);
концепции гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (В .А.
Бордовский, Е.В. Бондаревская, А.Г. Гогоберидзе, А.Д. Лопуха, В.А.

Сухомлинский, В.А. Сластенин, Н.Л. Силиванова, В.Н. Турченко, Н.Е. Щуркова, и др.); положения о толерантности (О.И. Воленко, B.C. Гершунский, В.М.Золотухин, А.В. Иванов, Л.В. Мардахаев, А.П. Мчедлов, А.А. Торская, Р.З. Хайруллин и др.); синергетические идеи (В.А. Аршинов, М.В. Богуславский, В.А. Игнатова, СП. Курдюмов, СП. Капица, Н.М. Таланчук, и др.), теории, парадигмы и концептуальные подходы развития воспитательных систем (А.К. Быков, Б.З. Вульфов, А.В. Иванов, С. В. Климин, И.А. Липский, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, О.Г. Прохорова, В.А. Сухомлинский, В. П. Сергеева, К.Д. Ушинский, А.А. Федотов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ: историографический, сравнительно-сопоставительный, обобщение, классификация изучаемых явлений, моделирование; эмпирические: наблюдение, в том числе включенное, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, фокус-группы, БОУ, тестирование, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования: ФГОУ СПО «Горно-Алтайский Государственный политехнический колледж»; КГОУ НПО Профессиональное училище № 4 г. Бийска. Всего на различных этапах исследования охвачены около 450 учащихся. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 60 педагогов и 42 сотрудника общественных организаций.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 2005-2011 годов.

Первый этап (2005-2006 гг.) — поисково-теоретический. На этом этапе было изучено состояние проблемы, выполнен анализ литературных источников. На основе анализа результатов, полученных путем наблюдения, индивидуальных и групповых бесед, анкетирования, изучения статистических сведений и контент-анализа педагогической печати, выявлены показатели, характеризующие состояние культуры межнациональных отношений учащихся политехнического колледжа; была разработана социально-педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений и технология ее экспериментальной проверки. Проведен констатирующий эксперимент по изучению состояния культуры межнациональных отношений студентов колледжа.

Второй этап (2006-2010 гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе реализована модель формирования культуры межнациональных отношений студентов политехнического колледжа, подвергнута эмпирической проверке и уточнению общая гипотеза исследования, выполнены формирующий и контрольный этапы эксперимента. Исследована эффективность авторской модели, разработаны критерии и методика ее оценки.

Третий этап (2010-2011г.г.) - обобщающий. Связан с анализом и интерпретацией результатов исследования, уточнением теоретических выводов, систематизацией и обработкой материалов диссертации, ее литературным оформлением, разработкой соответствующих рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -уточнены, дополнены и раскрыты особенности понимания сущности и содержания феномена «культуры межнациональных отношений»; обоснована ее структурно-содержательная характеристика;

- выявлены особенности содержания воспитания культуры межнациональных

отношений студентов колледжа;

-разработана и обоснована модель формирования культуры межнациональных

отношений студентов, а также технология ее реализации на основе комплексного

подхода (системного, социального, средового, личностно-ориентированного,

деятельностного);

-выявлены социально-педагогические условия, необходимые для обеспечения

эффективности формирования культуры межнациональных отношений студентов

колледжа (организационно-педагогические, социально-психологические,

социально-средовые).

Теоретическая значимость исследования.

Углублено знание в области теории и методики социального воспитания. Научно разработаны и экспериментально проверены авторская модель формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, ее специфические функции, условия реализации, этапы и закономерности развития; разработаны критерии оценки эффективности, которые дополняют теорию и методику образования. Обоснованы понятия в рамках феномена «культура межнациональных отношений», уточнены методологические принципы формирования настоящей культуры, что дополняет раздел теории воспитания учащейся молодёжи. В исследовании сформулированы теоретические основы модели формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, адекватные современным социокультурным условиям полиэтнического пространства Республики Алтай, что вносит вклад в развитие теории межнациональной коммуникации. Разработан комлексный подход к формированию культуры межнациональных отношений учащейся молодежи, что существенно дополняет раздел социализации теории социальной педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для организации модели формирования культуры межнациональных отношений студентов в средних профессиональных учебных заведениях на основе научно обоснованных социально-педагогических условий. Настоящие подходы органично охватывают в рамках образовательной государственной программы все виды воспитательной деятельности (трудовое, патриотическое, половое, духовно-нравственное, др.), обеспечивая его органичную целостность. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы: как руководство по разработке современных программ формирования культуры межнациональных отношений молодежи в условиях современной полиэтнической среды; как основа для дальнейших научных исследований проблем формирования этнического самосознания, этнических стереотипов и этики толерантного поведения молодежи; в качестве спецкурсов для переподготовки кадров работников образования.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечены: исходными методологическими позициями и теоретической базой исследования; комплексной методикой, адекватной логике и задачам исследования; применением оптимального набора методов и инструментария, эмпирической проверкой теоретических выводов; выводами сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных; взаимодополняемостью методов исследования. Авторская модель формирования культуры межнациональных

отношений студентов колледжа проверена в ходе проведения опытно-экспериментальной работы; полученные результаты сопоставлены с традиционным педагогическим опытом воспитания учащихся в среднем специальном учебном заведении.

Положения, выносимые на защиту.

1. Культура межнациональных отношений выражается в способности личности эффективно контактировать с представителями других национальных культур, без разрушения своих личностных ресурсов и тех, с кем происходит взаимоотношение; выступает интегративной качественной характеристикой личности человека любой национальности, включающей совокупность следующих социально-психологических компонентов: морально-нравственный, социально-нормативный, психолого-педагогический, социокультурный, правовой, политический, профессионально-этический. Каждый компонент социальной культуры, включает определенный уровень сформированности соответствующих компетенции студентов, а также развитые социальные качества.

Результат сформированности культуры межнациональных отношений проявляется в уровне развития всех компонентов социальной культуры личности студента колледжа. Все компоненты (качества и свойства) социально-психологической структуры личности находятся в органичном взаимодействии, образуя системное единство. Ослабление любого из них ведет к сбою всей совокупности системы. Культура межнациональных отношений — это особое духовно-нравственное состояние развития личности человека любой этнической группы, его мировоззренческая позиция и социальная установка, предполагающие принятие определенных универсальных общечеловеческих принципов, норм поведения и взаимодействия, а также готовность им следовать. Культура межнациональных отношений студентов колледжа отличается высокой степенью мобильности и отражает способность личности молодого человека к открытому диалогу, толерантности, проявлению эмпатии к представителям других этнических культур.

Уровнями проявления «культуры межнациональных отношений» студентов колледжа являются: оптимальный (норма - образец, допустимый, критический, недопустимый. Критериями оценки уровня сформированности культуры межнациональных отношений студентов колледжа выступают - уровень и глубина межнациональной и межкультурной компетентности, знания, умения, навыки. Компонент «знание» включает информацию о характеристиках национальных культур коренных РФ, особенностях их взаимоотношений, путях преодоления межэтических конфликтов. «Умение» - включает способность устанавливать контакты с представителями разных национальных культур. «Навык» - способность не просто устанавливать первичный контакт, с представителями разных наций, но и его сохранение, способность позитивно разрешать возникающие этнические противоречия и конфликты, критически оценивать контактирующие конфликтующие стороны с позиции их собственных национальных систем ценностей. «Межкультурная компетентность» отражает способность личности к открытому диалогу, толерантности, готовности отказаться от ложных этнических предубеждений, проявлению эмпатии к представителям других культур. Данный компонентный состав лежит в основе сформированности культуры межнациональных отношений студентов колледжа.

2. Культура межнациональных отношений студентов колледжа требует
глубокого осознания социальной реальности, которой является поликультурное
пространство Российской Федерации. Процесс формирования культуры
межнациональных отношений предполагает понимание и осмысление базовых
методологических положений:

- культура межнациональных отношений является составной частью общей
социальной культуры личности;

культура межнациональных отношений - это сложное системное образование, включающее следующие компоненты: знания (о национальных культурах народов РФ, об их основных традициях; о системе взаимоотношений между представителями разных национальных культур); умения (способность устанавливать контакты с представителями разных национальных культур; выступать в качестве представителя родной культуры); навыки (способность длительное время сохранять межэтические контакты, проявлять толерантность и эмпатию в отношениях, позитивно разрешить возникающие конфликты);

формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа состоит в стимулировании процесса формирования общей социальной культуры личности обучающегося и обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями, социокультурным опытом личности, смыслами и ценностями полиэтнической среды Республики Алтай, а также инновирования воспитательно-образовательного процесса колледжа смыслами, ценностями, универсальными положениями культуры межнациональных отношений.

В среднем профессиональном учебном заведении (колледж) процесс формирования культуры межнациональных отношений строится на основе: ценностных приоритетов поликультурного российского общества; особенностей полиэтничекой среды Республики Алтай; фактов и условий социокультурной среды колледжа при учете: курсов обучения, индивидуальности личности обучающихся, социальной активности студентов и развитости студенческого самоуправления, др.

3. Педагогическая модель формирования культуры межнациональных
отношений студентов политехнического колледжа представляет собой
совокупность взаимосвязанных и функционально взаимообусловленных
компонентов (теоретико-методологический, процессуально-деятельностный,
контрольно-оценочный, результативный), обеспечивающих системную интеграцию
всех элементов и структур целостного воспитательно-образовательного процесса,
творческого потенциала его субъектов и средовых социокультурных ресурсов
колледжа. Модель реализуется на основе базовых методологических принципов:
социокультурности, толерантности, соответствия социальным условиям,
коллективизма, личностной этнической идентификации, креативности.

Технология реализации модели формирования культуры межнациональных отношений в технологическом колледже предполагает поэтапные действия: -целеполагание (образовательные, воспитательные, развивающие: функциональная направленность формирования культуры межнациональных отношений); - мотивирование субъектов воспитательно-образовательного процесса на духовное единство российского народа, духовно-нравственные смыслы и ценности многонациональной социальной среды России, на человека как высшую ценность общества;

- оптимизацию процесса личностно-профессионального становления студентов технологического колледжа;

оценку и коррекцию динамики процесса формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа (факторов, условии, механизмов).

Системообразующим компонентом процесса формирования культуры межнациональных отношении студентов политехнического колледжа выступает ее цель — формирование социально-профессионально зрелой личности, обладающей высоким уровнем социальной культуры - толерантностью, открытостью, эмпатией к представителям других национальностей, уважением к родной культуре и ценностям других национальных культур, мотивированной на формирование устойчивых этических отношении с представителями других наций и народностей РФ, всего мирового сообщества.

4. Эффективность процесса формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа повышается при реализации следующих социально-педагогических условий:

- процесс формирования культуры межнациональных отношении происходит в
контексте воспитания общей социальной культуры личности обучающихся, всех ее
компонентов (профессионально-этической, социально-педагогической,
организационно-управленческой, социально-этической) на основе личностно-
ориентированных социально-педагогических методик и технологий;

- социально-педагогической согласованностью между всеми структурами
(элементами), и субъектами воспитательно-образовательного процесса колледжа;

- развитостью социокультурной среды колледжа, ее соответствия потребностям
межэтнического состава обучающихся;

воспитательно-образовательному процессу придается этнокультурный, этнопедагогический, практико-ориентированный характер и творческая направленность в единстве с развивающейся социально-педагогической деятельностью;

наличие творческих связей колледжа с государственными и общественными структурами, осуществляющими деятельность этнической и межкультурной направленности (этнические общины, национальные центры, союзы национальных культур, конфессиональные объединения, др.), носящие взаимообогащающий характер.

подготовленностью преподавательского состава колледжа к реализации модели формирования культуры межнациональных отношений в интересах личностно-профессионального развития обучающихся.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования систематически докладывались на научных конференциях, круглых столах, на цикловых комиссиях Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа, на заседаниях кафедры педагогики НГПУ, кафедры социальной и семейной педагогики РГСУ, кафедры социальной педагогики МГПИ, на теоретических и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава. Основные теоретические положения и практические рекомендации по проблеме формирования культуры межнациональных отношений обсуждались и получили одобрение научно-педагогического сообщества на международных конференциях, конгрессах,

семинарах, в Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле, Новосибирске, Москве в 2006-2011гг.

По теме диссертации издано 20 печатных работ общим объемом более 10 авторских листов, в том числе 3 из них по перечню изданий, рекомендованному ВАК РФ. Модель формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа внедрена в качестве конкретной модели и методик в ГАГПК и ПУ №4 г.Бийска. Основные теоретические положения диссертационного исследования использовались при разработке специальных учебных курсов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, по формированию культуры межнациональных отношений.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 240 страниц машинописного текста. В работе приведено 2 схемы, 4 рисунка, 20 таблиц и 18 приложений. Список литературы содержит 220 источников.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат, теоретико-методологическая основа исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формируются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования культуры межнациональных отношений в полиэтническом пространстве России» раскрываются основные научно-педагогические подходы и представления о культуре межнациональных отношений, дается характеристика процесса формирования культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического пространства России, обосновывается необходимость и особенности построения модели формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, а также технология ее реализации. Во второй главе «Экспериментальная проверка модели формирования культуры межнациональных отношений студентов политехнического колледжа» излагается организация и методика опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, а также представлен анализ полученных результатов. В заключении - основные выводы по результатам исследования.

Формирование культуры межнациональных отношений в условиях полиэтнического пространства России и Республики Алтай

Исходя из цели и задач диссертационного исследования, в данном параграфе мы попытаемся выявить и проанализировать: 1) принцип культуросообразности, выступающий методологической основой формирования культуры межнациональных отношений; 2) ценности и компоненты личности человека современного общества, выступающие основой формирования культуры межнациональных отношений; 3) этнокультурный опыт алтайского этноса, содержащий социально-педагогический потенциал по воспитанию личности и формированию культуры межнациональных отношений.

В XIX в. впервые в истории мировой педагогики немецким ученым А. Дистервегом был сформулирован и получил научное обоснование принцип культуросообразности, который понимался как воспитание и обучение в контексте культуры [90]. Этот принцип также получил обоснование и развитие в российской педагогической науке и образовании. Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов и другие связывают его с ориентацией на ценности русской (российской) национальной культуры и с воспитанием личности человека в национальной культуре. В XX веке происходит переход от безусловного принятия данного принципа до полного его игнорирования в зависимости от социально-экономической ситуации и господствующей идеологии. Новую жизнь принцип культуросообразности получает в постсоветское время, когда он становится методологическим основанием разработки культурологических концепций образования и гуманистического воспитания и находит отражение в концепциях известных отечественных педагогов современности (Е. В. Бондарев-ская, О. С. Газман, Н. М. Таланчук, Н. Е. Щуркова и др.).

Система образования является неотъемлемой частью культуры и активно вводит понятия культуры в современные гуманитарные, педагогические исследования, в проектирование воспитательных систем (А. Г. Асмолов, В. С. Биб-лер, Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков, В. Л. Вульфсон, О. С. Газман, А. В. Иващенко, Г. М. Иващенко, Г. П. Иванова, А. И. Крупнов, Г. М. Коджаспиро-ва, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, В. А. Разумовский, В. С. Силиванова, И. Н. Сиземская, В. А. Ситаров, И. Ф. Харламов и др.).

В основе воспитательного процесса по формированию культуры межнациональных отношений, как было уже сказано, лежит принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности имеет социальные корни. Человек, являясь социальным индивидом, действует не самостоятельно, а по законам социума. Для него собственная жизнь неотделима от культуры конкретного общества. Входя одновременно в разные мегакультуры, человек все более обнаруживает и осознает свою обусловленность, он учится признавать реальности других людей, строить с ними совместную деятельность. Однако, являясь личностью, он не отказывается от себя, ощущает и реализует свободу, отстаивает свои права, осознает собственную уникальность и индивидуальность, принадлежность к культуре конкретной страны, этнической, национальной общности, с одновременным пониманием и принятий национальных ценностей других культур.

По причине современных кардинальных изменений в организации жизненного устройства страны, увеличения мобильности населения, усложнения культуры и ее отдельной составляющей - системы образования, возникают новые социально-педагогические процессы и явления, которые находят отражение в педагогической науке и оформляются в понятиях мультикультурализма, поликультурализма, интеркультурализма, космополизма и др.

Принцип культуросообразности также становится более сложным и многоуровневым, предполагает опору на социокультурные интегративные формы, сохранив при этом основополагающую сущность - учет места и времени, в котором формируется личность.

Анализ научной литературы по данной проблеме дал нам возможность определить сущность принципа культуросообразности воспитания, которая в современной педагогике состоит в аксиоматическом принятии следующих положений: - современное образовательное пространство есть многообразие и разнообразие культур и элементов культур (мировой, национальной, этнической, материальной, духовной, художественной, профессиональной, информационной, молодежной и др.); воспитание выражает себя как культурный процесс, осуществляющийся в культурной среде; - каждая культура есть ценность. Отказ от признания этого положения является препятствием для взаимодействия культур и их саморазвития. Из всего многообразия культур выделяется этническая, исторически сформированная многими факторами природного и социального порядка и обеспечивающая не только уникальность и самобытность, но основы жизни общества, его сохранения и развития. - взаимодействие культур предполагает способность людей усваивать, ассимилировать, делать своим достоянием ценности культур всех народов (взаимообогащение языков, науки, техники и технологий, литературы и искусства и т. д.), при этом, не разрушая свое генетическое ядро базовой культуры. - воздействие культур друг на друга невозможно без их цивилизованного противодействия. Ни одна из культур не может вобрать в себя все из других культур без ущерба для себя. Есть несовместимые культурные ценности. Особенно это относится к ценностям духовного порядка, механический перенос или смешение которых несет опасность разрушения самих основ жизни того или иного общества или народа и, как крайний случай, - умирание культуры конкретного народа, его уход с исторической арены. - позиция обучающегося в воспитательном процессе определяется его субъектностью в культуре, истории, собственной жизни, которая требует осторожного отношения и, как правило, педагогической поддержки, либо корректировки. - приобщение обучающегося к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, тендерной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.) происходит через содержание обучения и воспитание, соответствующих содержанию национальной культуры. Выявленные положения - есть методологическая основа, на которой возможно построение педагогических программ, модели и технологии по формированию культуры межнациональных положений в учреждениях системы образования любого уровня.

Модель формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа

Вопросы построения воспитательно-образовательных систем достаточно глубоко раскрыты в работах классиков российской педагогики (П. П. Блон-ский, Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. М. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Ю. В. Шаров, др.).

Современные ученые - педагоги также вложили немалый вклад в развитие теории и практики построения воспитательно-образовательных систем (В. П. Беспальков, О. И. Воленко, 3. И. Исламова, А. В. Иванов, В. С. Кукушин, Ю. А. Конаржевский, А. Д. Лопуха, В. С. Лазарев, А. А. Мусин-Пушкин, Л. В. Мардахаев, Н. Д. Никандров, В. В. Пустовойтов, В. А. Сластенин, С. Соловейчик, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов, др.).

Для построения и анализа воспитательно-образовательной системы, в рамках которой будет осуществляться процесс формирования культуры межнациональных отношений, необходимо, прежде всего: определить ее сущность, базовые свойства и характеристики; разработать функциональную модель процесса формирования культуры межнациональных отношений, дать ей теоретическое обоснование; изучить существующие возможности формализации.

Исходя из обозначенных цели, задач, объекте и предмете исследования, необходимо начать с определения и уточнения основных базовых понятий, лежащих в русле исследуемой проблемы: «система» и «модель».

Большинство авторов рассматривают систему как некую совокупность, состоящую из элементов, структуированных между собой (В. Г. Афанасьев, В. Г. Афанасьев, М. Б. Войцеховский, Б. А. Воронович, Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванов, Т. А. Ильина, Н. И. Иорданский, В. Н. Ирхин, А. С. Кравец, В. А. Кар-ташев, В. С. Лазарев, Н. И. Моисеев, В. И. Патрушев, А. И. Пригожий, В. Я. Якунин, др.). Что же касается понятия «педагогическая система», то нас вполне устраивает определение, данное в СЭС. Под педагогической системой понимается «социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и матери 74 альными ценностями участников педагогического процесса, направляемая на формирование и развитие личности» [2 8 7].

Выделим основные признаки «системы»: элемент, структура, интегра-тивность, целеустремленность, связь, управление.

Известный теоретик-системщик В. Г. Афанасьев следующим образом определяет признаки системы [14]: элемент - минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках; структура - определенные связи и отношения между элементами; связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов; интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов; целеустремленность - данное качество является специфичным для социальных систем, которые создаются для достижения определенных целей.

Наличие управления в социальных системах является не только специфическим, но и обязательным. Без системы управления социальная система малоэффективна. В современном мире управлению придается огромное значение в развитии социальных систем. Существует простое определение настоящего понятия, которое нас устраивает. «Управление - процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для обеспечения его эффективного функционирования и развития» [302, с. 552].

Рассмотренные признаки системы являются для нас основанием для более подробного и детального анализа понятия «воспитательно-образовательная система» (ВОС).

Любая образовательная система, разумеется, включает в себя и воспитательную систему. Используя теоретический конструкт «воспитательно-образовательная система», мы тем самым акцентируем и актуализируем процесс воспитания в контексте нашего исследования.

Любая воспитательная система в основе своей имеет конкретную идею (концепцию). Ее выбор определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения, его миссией, нравственными ценностями, характер ко 75 торых определяется имеющимися национальными особенностями Российской Федерации, социокультурными национальными особенностями ее регионов, социокультурной средой образовательного учреждения.

Сам термин «воспитательная система» изучен достаточно хорошо (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, др.).

Все большее обращение к явлению феномена воспитательной системы, к интенсивной разработке модели по ее управлению в настоящее время, объясняется процессами, происходящими в мировой культуре. Даже, несмотря на внешнее благополучие и экономическое процветание, в развитых странах проблема социальной стабильности является приоритетной. Пример тому - события в тихой и спокойной Норвегии (22 июля, 2001, Осло), которые заставили серьезно задуматься весь мир о позиции, которую выражал Андерс Брейвик посредством выложенного в интернет манифеста, националистического по сути. Стало ясно одно - «сытая» политика не гарантирована от этнических проблем, которые должны решаться на высоком государственном и общественном уровнях.

Все нормы и проявления человеческой деятельности - это культура, которая должна твориться непрерывно через все малые и большие социальные институты, прежде всего - систему образования, где воспитание должно быть приоритетом.

Воспитательная система (ВС), как уже было отмечено, является частью образовательной системы и имеет глубоко социокультурный характер. Таким образом, ВС несет в себе все социальные и культурные смыслы и ценности конкретного народа(всех культур этносов, входящих в понятие народ).

Для более полного понимания воспитательно-образовательной системы среднего специального учебного заведения (политехнического колледжа) рассмотрим важнейшие характеристики понятия «система».

Реализация модели формирования межнациональных отношений студентов в воспитательно-образовательной системе колледжа и анализ ее результатов

Данный параграф посвящен анализу результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования культуры межнациональных отношений студентов политехнического колледжа в полиэтническом пространстве Республики Алтай.

Как уже было отмечено (Гл. I), система образования обладает хорошими возможностями целенаправленного и спланированного воздействия на решение искомой (воспитательной) проблемы - формирования культуры межнациональных отношений у обучаемых при основных непременных условиях: 1. Учебный процесс имеет органичную интеграцию с воспитательным процессом. 2. Воспитательный процесс имеет четкую целевую ориентацию, задающую педагогической моделью формирования культуры межнациональных отношений с учетом всех социально-педагогических условий и факторов. 3. Педагогическая модель формирования культуры межнациональных отношений студентов политехнического колледжа включает в себя несколько взаимосвязанных структурных элементов: а) обеспечивающий каждой личности воспитанника возможность самоидентифицироваться как представителю своего родного этноса; б) создающий условия для вступления личности воспитанника в равноправный диалог (взаимодействие) с представителями других национальных культур. 4. Преподавательский состав политехнического колледжа в полной мере владеет методиками по реализации воспитательно-образовательных задач формирования культуры межнациональных отношений у обучающихся. Организация и методика опытно-экспериментальной работы описаны в предшествующем параграфе (2.1). В период констатирующего эксперимента нами было проведено социально-педагогическое измерение, отражающее уровень основных показателей (прямых и косвенных) культуры межнациональных отношений студентов ФГОУ СПО «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж» (2005-2006 гг.). Полученные показатели позволили определить исходное состояние исследуемой проблемы. Инструментарий опроса разрабатывался в сотрудничестве со специалистами и учеными (г. Москвы: А. М. Егорычев, Л. В. Мардахаев, Р. 3. Хайдул-лин; г. Новосибирска: А. Д. Лопуха, А. С. Потапов, В. Н. Турченко; г. Барнаула: Ю. Г. Растов, И. К. Шалаев, с использованием опыта подобных исследований: М. Н. Яковлева, Горно-Алтайск, 2007; .В. Г. Визер, Бийск, 2006; Н. В. Ни-дерер, Костанай, 2010; С. Н. Беккер, Барнаул, 2007; Е. С. Дерига, Новосибирск, 2008). Оценка полученных данных осуществлялась путем сопоставления абсолютных и процентных данных, а также данных ранжирования. Результаты первого опроса включали показатели, полученные методом анкетирования. Анкеты включали четыре основных блока вопросов по проблемам исследования: «Этнокультурная среда Республики Алтай»; «Этническая идентификация обучаемых»; «Культура межнациональных отношений в «ГАГПК»; «Возможность удовлетворения этнокультурных потребностей и межнациональной коммуникации студентов колледжа». В разработанных анкетах, кроме указанных блоков, содержались вопросы, касающиеся общих проблем обучения и воспитания. Нас интересовали все факторы и условия, имеющие отношение к проблеме формирования культуры межнациональных отношений студентов колледжа, являющихся представителями разных этнических культур. Из данных таблицы видно, что фактор «язык» признан самым важным у всех групп опрошенных, самым важным в их понимании «родства с народом». Однако у педагогов и родителей этот показатель значительно выше, чем у студентов. Разницу можно объяснить тем, что отношение к языку у разных возрастных групп складывается не однозначно. Языковое родство - это важнейший вопрос в формировании этнического сознания и самосознания представителей разных народов, а также в формировании культуры межнациональных отношений. Следующим важнейшим фактором родства все опрошенные назвали «культуру». Однако здесь та же картина, показатели родителей (36) и педагогов (40) почти вдвое превышают показатель студентов (20), что также можно объяснить тем, что у более старшего поколения «культурная адаптация» происходила более длительный возрастной срок и в более «традиционное» время (советский период). Лишь «менталитет» и «историческая судьба» как признаки родства у молодежи имеют более высокие показатели, что говорит об остроте вопроса, касающегося этнического самосознания у молодежи. Интересные данные получены по этому вопросу с учетом национальности опрашиваемых (табл. 15). Как видно из показателей таблицы, язык как фактор родства у «нерусских» национальностей, исключая немцев, выше, чем у русских. Разница объясняется тем, что в Республике Алтай, где проживает коренное население (алтайцы, теленгиты, челканцы, кумандинцы, казахи, тувинцы) языковая ситуация у них ощущается заметнее, острее, чем у русских, ввиду пробуждающегося национального сознания в последние два десятилетия. В целом полученные показатели характеризуют непростую «этническую» ситуацию среди молодого поколения, проживающего на территории Республики Алтай. Так, средний показатель по признаку «язык» у русских - 20; коренных народов Алтая - 28; казахов - 28; немцев - 12; тувинцев - 24. По признаку «культура»: у русских - 20; коренных народов Алтая - 17; казахов - 32; немцев -16; тувинцев - 20. По признаку «историческая судьба»: у русских - 20; коренных народов Алтая - 19,5; казахов - 26; немцев - 28; тувинцев - 18. По признаку «ментальность»: у русских - 28; коренных народов Алтая - 18,5; казахов -14; немцев - 26; тувинцев - 18.

Нетрудно заметить определенное расхождение по величине показателей у разных этнических групп, что говорит о сложности этнической составляющей в молодежной среде в социальной организации Республики Алтай. Рассмотрим данные, полученные на тот же вопрос у более старшего поколения (табл. 16).

Полученные данные отражают реальную поликультурную ситуацию Республики Алтай. Разница в показателях оценки «признаков родства» между молодым поколением (студенты) и более взрослым (родители, преподаватели) вполне объяснима психологией опрашиваемых (возраст, социальный статус, жизненный опыт, др.).

Второй блок анкеты «Этническая идентификация обучаемых» был представлен соответствующими вопросами. Нас интересовало мнение опрашиваемых о важности знания родной этнической, русской и мировой культур в формировании этнической идентификации обучаемых в условиях полиэтнического пространства Республики Алтай (табл. 17).

Перспективы развития и оптимизации процесса формирования культуры межнациональных отношений студентов средних специальных учебных заведений на основе использования педагогической модели

Получив определенное представление об исследуемой проблеме, мы посчитали необходимым расширить рамки социологического исследования с целью получения дополнительных сведений и составления полной картины ПОЛЯ диссертационного исследования (опытно-экспериментальной работы).

Социологическое исследование проводилось с целью экспертизы национальных проблем образования в ФГОУ СПО «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж». В исследовании приняли участие семнадцать классных руководителей вторых, третьих и четвертых курсов экономического, радиотехнического и конструкторского отделений техникума. Возрастной состав респондентов от 26 до 59 лет. В национальном соотношении: русских -88,2%, алтайцев - 11,8%. Все учебные группы колледжа являются этнически смешанными. Из них 17,6% представлены двумя национальностями (русские, алтайцы), 82,4% - тремя и более национальностями.

В результате исследования выявлено, что 29,4% студентов испытывают затруднения при общении на русском языке. Это, в основном, представители Республики Тыва и высокогорных районов Республики Алтай. На вопрос: «Как часто разговаривают между собой студенты разных национальностей на своих родных языках?» даны следующие ответы: никогда - 5,9%), иногда - 70,6%, часто - 23,5%. По мнению 35,3%) классных руководителей, языковые трудности отражаются на успеваемости студентов; 41,2% считают, что не отражаются; затрудняются ответить - 23,5%о. Преимущественно трудности возникают при изучении русского языка - 41,2%, точных наук - 11,8%, гуманитарных наук -11,8%, иностранных языков - 11,8%. У 17,6%) языковые трудности возникают при изучении всех дисциплин. В связи с этим 64,7% респондентов считают, что необходимо дополнительное обучение русскому языку студентов, испытывающих трудности в общении на нем.

На вопрос: «Испытывают ли трудности в общении друг с другом студенты разных национальностей в Вашей группе?» получен ответ 100% - нет. Однако при этом отношения между студентами в группах распределились следующим образом: дружеские - 47,1%, нейтральные - 47,1%о, терпимые - 5,8%; враждебных отношений нет. На вопрос: «Проявляют ли студенты одной национальности интерес к языку и культуре студентов другой национальности?» ответили: да, проявляют устойчивый интерес - 0% ; да, такой интерес возникает, но лишь иногда - 82,4% ; нет, не проявляют интереса - 11,8%; затрудняюсь ответить - 5,8%». На вопрос: «Дружат ли девушки и юноши разных национальностей в Вашей группе?» ответы распределились следующим образом: да, часто - 23,5%, иногда - 53,0% , никогда - 23,5% . (На данные результаты могло повлиять то, что в техникуме есть группы однородные по половому составу).

На вопрос: «Существуют ли между студентами группировки по национальному признаку?» классные руководители ответили: «да, существуют замкнутые группировки» — 5,9%; «да, группировки есть, но они открыты» -29,4% ; «нет, группировок нет» - 64,7%). В тех группах, где есть такие группировки, они относятся к другим людям дружелюбно - 27,3%), нейтрально -72,7%», враждебных агрессивных отношений не наблюдается. Наиболее важными причинами и факторами их возникновения отмечены: проявление своего национального характера - 13,3%, просто «свои» являются более близкими людьми - 66,7%, желание сохранить культуру своего народа - 20% .

Большинство классных руководителей - 88,2% заявили, что если бы у них была возможность выбора в какой группе работать, для них не имеет значения; 11,8% - выбрали бы многонациональный коллектив. На вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь в своей работе с проблемами в межличностных отношениях студентов разных национальностей?» ответы распределились следующим образом: а) неуважение к обычаям, традициям, языку других национальностей: иногда - 35,3%), никогда - 64,7%; б) сохранение предрассудков, мешающих установлению дружеских отношений: иногда - 23,5%, никогда - 76,5%; в) недружелюбные или враждебные высказывания о людях другой национальности: иногда - 41,2%, никогда - 58,8%; г) присваивание прозвищ, кличек: часто - 11,8%; иногда - 29,4%, никогда - 58,8%; д) психологическое давление (оскорбления по национальному признаку, угрозы): иногда - 17,6%, никогда -82,4%; е) физическое насилие (избиение, драки): иногда - 5,9%, никогда -94,1%.

На вопрос: «Обсуждают ли студенты вопросы международных и межнациональных отношений?» даны ответы: а) международные отношения в мире: обсуждают - 82,4%, не обсуждают - 17,6%; б) межнациональные отношения в России: обсуждают - 58,8%, не обсуждают - 41,2%; в) расизм и национализм: обсуждают - 35,3%, не обсуждают - 64,7%; г) межнациональные браки: обсуждают - 58,8%, не обсуждают - 41,2%; д) межличностные отношения с людьми другой национальности: обсуждают - 47,1%, не обсуждают - 52,9%; е) межпрофессиональные отношения: обсуждают - 58,8%, не обсуждают - 41,2%. 76,5% педагогов высказались о необходимости ввода дополнительных факультативов или спецкурсов для изучения студентами истории, культуры, традиций разных национальностей. Большинство педагогов хотели бы пройти курсы повышения квалификации по предметам, касающимся более глубокого познания других народов. Так, например, историю народов хотели бы изучать - 58,8%; культуру, традиции народов - 82,4%; языки - 53%; этническую психологию -82,4%; религиоведение - 53%. Совместно со студенческими учебными группами классные руководители проявили желание участвовать в следующих меро 136 приятиях: фестивали национальных культур - 41,2%; встречи с представителями национально-культурных объединений - 47,1%»; концерты национальных коллективов - 58,8%; дни интернациональной дружбы - 58,8%, кружки по освоению элементов национальных культур -47,1%.

Все многочисленные данные, полученные в результате социологического опроса, наблюдений, бесед, интервью, других методов, были тщательно проанализированы и обобщены. Кроме того, нами были подобраны показатели развития духовно-нравственных качеств, студентов колледжа, способствующих формированию культуры межнациональных отношений. Настоящие показатели были подобраны нами через анализ научно-педагогической литературы по подобной проблематике (В. К. Шапавалов, С. Б. Полухина, Н. В. Исакова, А. Д. Лопуха, Р. 3. Хайруллин, В. Б. Маджиева, М. Н. Яковлева, С. П. Богданчи-ков, др.). Подобранные показатели были подвергнуты экспертной оценке. Получившие высокую оценку показатели были сведены в соответствующую таблицу и использовались в настоящем исследовании (см. табл. 21).

Похожие диссертации на Формирование культуры межнациональных отношений студентов колледжа : на примере средних специальных учебных заведений Республики Алтай